Научная статья на тему 'ОРНИТОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПОЛЕТОВ'

ОРНИТОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПОЛЕТОВ Текст научной статьи по специальности «Биологические науки»

CC BY
102
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Гражданская авиация / орнитологическое обеспечение / безопасность полета / эффективность метода / Civil aviation / ornithological support / flight safety / method efficiency

Аннотация научной статьи по биологическим наукам, автор научной работы — Е Р. Макарова, А В. Ратушняк, А В. Грачева, А Г. Дамдинов, И И. Горбачева

В докладе затронуты ключевые проблемы и необходимость орнитологического обеспечения в авиации, эффективность применяемых методов в настоящее время. А также рассматриваются современные системы для борьбы с принцами на аэродроме.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORNITHOLOGICAL SUPPORT

The report touched upon the key problems and the need for ornithological support in aviation, the effectiveness of the methods used at the present time. And also modern systems for fighting birds at the airfield are being considered.

Текст научной работы на тему «ОРНИТОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПОЛЕТОВ»

УДК 629.7.087.2

ОРНИТОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПОЛЕТОВ

Е. Р. Макарова, А. В. Ратушняк*, А. В. Грачева, А. Г. Дамдинов Научный руководитель - И. И. Горбачева

Красноярский филиал Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации» Российская федерация, 660135, г. Красноярск, ул. Взлетная, 15 *Е-шаП: [email protected]

В докладе затронуты ключевые проблемы и необходимость орнитологического обеспечения в авиации, эффективность применяемых методов в настоящее время. А также рассматриваются современные системы для борьбы с принцами на аэродроме.

Ключевые слова: Гражданская авиация, орнитологическое обеспечение, безопасность полета, эффективность метода.

ORNITHOLOGICAL SUPPORT

E. R. Makarova, A. V. Ratushnyak*, A. V. Gracheva, A. G. Damdinov Scientific supervisor - I. I. Gorbacheva

Krasnoyarsk branch of Federal state budget institution of higher education «Saint- Petersburg state university of civil aviation» 15, Vzletnaya St, Krasnoyarsk, 660135, Russian Federation *B-mail: [email protected]

The report touched upon the key problems and the need for ornithological support in aviation, the effectiveness of the methods used at the present time. And also modern systems for fighting birds at the airfield are being considered.

Keywords: Civil aviation, ornithological support, flight safety, method efficiency.

Столкновения диких животных и самолетов - серьезная проблема для авиации как по экономическим причинам, так и с точки зрения безопасности. Столкновения с птицами в российских аэропортах происходят гораздо чаще, чем в европейских или в США. Так, по данным Росавиации, в России в 2017 г. на каждые 100 000 взлетов и посадок случалось 3,7 столкновения с птицами, в США - 1,5. Эти столкновения обычно приводят к повреждению самолетов. Вот некоторые последствия столкновений с дикой природой: прерванный взлет, задержка, осторожная посадка, повреждение самолета (шасси, лобовое стекло, нос / обтекатель, крыло, фюзеляж), отказ двигателя из-за попадания птицы в один из двигателей( всасывание птиц), быстрая разгерметизация (в редких случаях при столкновении с птицей на большой высоте). Столкновения с птицами могут произойти на любом этапе полета, но наиболее вероятны на этапах взлета, начального набора высоты, захода на посадку и посадки из-за большего количества птиц в полете на более низких уровнях [2].

Птицы и другие дикие животные встречаются на территории аэропорта по разным причинам, главным образом из-за поиска еды, воды и убежища. Птиц привлекает трава, используемая пастбищными животными (гуси, кролики, олени), фруктовые кусты и деревья, семенные растения, мелкие млекопитающие (например, мыши), птицы, насекомые,

Секция «Молодежь, наука, творчество (школьная секция, направление СПО)»

дождевые черви, мусор, свалки, водоемы (озеро, болото, канал, река, море),дренажные канавы, любая застоявшаяся вода деревья и кусты, здания и сооружения аэропорта.

Существуют различные методы по орнитологическому обеспечение полетов:

- мероприятия по устранению условий, способствующих концентрации птиц вблизи аэродромов;

- мероприятия по отпугиванию птиц от аэродромов;

- мероприятия по обнаружению летающих птиц на пути движения ВС; оповещение экипажей ВС, находящихся в полете, о появлении птиц по курсу полета;

- мероприятия по выявлению птицеопасных условий полетов ВС в районе аэродрома.

Для устранения условий, способствующих концентрации птиц на аэродромах,

производится вырубка кустарников, скашивание травяного покрова, осушение заболоченных участков, ликвидация доступа птиц к пищевым отходам пунктов питания аэропортов. Запрещено также использовать земли аэродромов для посева сельскохозяйственных культур, привлекающих птиц [1].

Мероприятия, предотвращающие условия концентрации птиц вблизи аэродромов, включают в себя:

- спиливание в начале гнездования верхних ветвей деревьев;

- запрещение строительства в радиусе 15 км от аэродрома подсобных хозяйств (свинарников, коровников и т. д.);

- ликвидацию в радиусе 15 км свалок с пищевыми отходами;

- перепахивание окружающих полей с зерновыми культурами сразу же после уборки урожая;

- осушение мелких водоемов, болот, скашивание высокой растительности в заболоченных местах и на берегах водоемов.

Отпугивание птиц от аэропортов осуществляется путем стрельбы сигнальными ракетами, установкой отпугивающих средств, воспроизведением через громкоговорители криков бедствия птиц или сигналов опасности (рычание хищных животных и т. и.).

Мероприятия по обнаружению летящих птиц на пути движения ВС предусматривают осуществление: визуального контроля за орнитологической обстановкой, проводимого одновременно с наблюдением за взлетами и посадками ВС; постоянного контроля в радиусе до 100 км за опасной орнитологической обстановкой в период сезонных миграций птиц; радиолокационного контроля за орнитологической обстановкой в секторе захода на посадку с помощью ПРЛ на удаление до 15 км.

Для предупреждения столкновения с птицами в полете экипажам ВС необходимо выполнять следующие требования: внимательно производить осмотр воздушного пространства; осуществлять облет птиц стороной или над ними; включать посадочные фары с целью отпугивания птиц; включать обогрев стекол кабины пилота для повышения его «птицестойкости» на случай столкновения.

Мероприятия по выявлению птицеопасных условий полета в районе аэродрома включают в себя: сбор сведений о наиболее вероятных путях, сроках и высотах перелетов птиц в период сезонных миграций; сбор и анализ данных по столкновениям ВС с птицами; орнитологическое обследование местности, прилегающей к аэродрому, с привлечением орнитологов из местных учреждений.

На примере московского аэропорта рассмотрим работу современной орнитологической службы. Орнитологическая служба «Домодедово» контролирует популяции птиц на территории аэродрома и в радиусе 15 км от него, несколько раз в день орнитолог осматривает всю площадь аэродрома и при необходимости спугивает птиц звуковыми эффектами. По периметру установлено стационарное оборудование для отпугивания животных.

Служба «Домодедово» для отпугивания птиц используют несколько видов оборудования: пропановые пушки (за счет газа издает хлопки, которые слышны на расстоянии до 1 км), биоакустические установки (имитируют тревожные крики разных видов птиц, предупреждающие об опасности) и акустические установки, имитирующие звуки выстрелов.

Широко использует московский аэропорт и простые технические средства: зеркальные шары с глазами хищных птиц, имитации хищных птиц, блестящие ленты, пугала.

Также имеются 41 противоприсадочная сеть и 900 противоприсадочных шипов - они не позволяет птицам садиться в пределах аэродрома, крепятся шипы также на зданиях и сооружениях аэропорта. На летном поле устанавливаются ловушки для ворон и голубей, для контроля за хищными птицами используются телеметрическое оборудование и датчики слежения [2].

Для отпугивания грызунов используются подземные установки, трава в окрестностях аэродрома скашивается до созревания семян, выявляются и засыпаются локальные понижения грунта, в которых может скапливаться вода. Дело в том, что даже крошечные водоемы и лужи могут привлечь водоплавающих птиц и ворон для водопоя, объясняет сотрудник крупной авиакомпании.

В СССР аэропорты для сокращения популяций птиц повсеместно использовали охотничьих ястребов.

Орнитологическая служба аэропорта «Домодедово» используют ястребов-тетеревятников, легавых охотничьих собак для поиска гнезд куропаток, перепелов, коростелей, вальдшнепов и бекасов [3].

По правилам, методы отпугивания нужно время от времени менять, так как непрерывное и слишком частое применение любого отпугивающего средства со временем снижает его эффективность из-за привыкания птиц. Методы отпугивания постоянно совершенствуются, что позволяет обеспечить безопасность полетов.

Библиографические ссылки

1. Приказ Минтранса России от 31.07.2009 N 128 (ред. от 22.04.2020) «Об утверждении Федеральных авиационных правил "Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации Российской Федерации».

2. Орнитологическая защита в авиации // Авиасоюз. 2019. №12 (93).

3. «Ладья» на страже безопасности полетов // /Транспортная стратегия XXI век. 2018. №51.

© Макарова Е. Р., Ратушняк А. В., Грачева А. В., Дамдинов А. Г., 2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.