новлена строгая охрана птиц, гнездящихся в старых лесопосадках и естественных насаждениях, имеющихся сейчас на территории полезащитного лесоразведения. Отстрел птиц здесь следует совершенно запретить, сделав исключения для тех случаев, когда он производится с научными целями, но и при этом нужно строго лимитировать отстрел, не допуская его в широких размерах, в частности при проведении количественных учётов птиц.
Литератур а
Богдан В.С. 1900. Отчёт Валуйской сельско--хозяйственной опытной станции. Департамент земледелия, СПб. Волчанецкий И.Б., Яльцев П.П. 1934. К орнитофауне Приерусланской степи АССРНП
// Учён. .зап. Саратов. ун-та 11, 1: 63-93. Мальчевский А.С. 1947. Роль птиц в полезащитных лесных полосах Заволжья // Вести.
Ленингр. ун-та 4: 28-39. Мельниченко А.Н. 1949. Полезащитные лесные полосы степного Заволжья и воздействие их на размножение животных, полезных и вредных для сельского хозяйства. М.: 1-359.
Паллас П.С. 1773-1788. Путешествие по разным провинциям Российской империи. СПб., 1, 2.
ю ^
ISSN 1026-5627
Русский орнитологический журнал 2022, Том 31, Экспресс-выпуск 2151: 235-238
Орнитологические наблюдения в окрестностях озера Шибындыколь в Аюдинском бору в феврале 1968 года
В.А.Егоров
Валерий Алексеевич Егоров. Восточно-Казахстанский государственный университет
им. С.Аманжолова, Министерство образования и науки, улица 30-й Гвардейской дивизии, д. 34,
Усть-Каменогорск, 070000, Казахстан
Поступила в редакцию 23 декабря 2021
Зима 1967/68 года в Калбинском нагорье была необычайно ветреной, малоснежной, морозной и существенно отличалась от предыдущих зим. После выпадения снегов в ноябре и декабре снежный покров в горных долинах Калбы в январе выдуло в результате шквалистых и ураганных ветров, настолько сильных, что в степи вместе с пылью и снегом несло щебёнку и мелкие камни. После этого снег остался только в логах, речных поймах и в лесу, превратившись в крепкий наст, слегка припорошённый после недавнего снегопада. В конце января - начале февраля установилась морозная погода и в период нашего пребывания 1-5 февраля температуры держались в пределах -30...-35°С. Как и в предыду-
щие годы, в этом сезоне мы с 30 января по 7 февраля 1968 базировались в селе Верхние Таинты (49°26'27" с.ш., 83°03'18" в.д.), откуда выходили в маршруты по юго-восточной кромке бора и вверх по речке Жолдыарык (левый приток Таинты), из которой через небольшую седловину переваливали в котловину озера Шибындыкуль, а вечером возвращались обратно по новой дороге, ведущей от озера к селу Верхние Таинты. Из-за отсутствия снежного покрова экскурсии совершались без лыж, что позволяло увеличивать протяжённость дневных маршрутов до 20-25 км. Совершено 6 дальних экскурсий протяжённостью свыше 100 км, из них на отрезках длиной 84 км проведены учёты всех встречающихся птиц и зверей. Всего отмечено 16 видов птиц при очень низкой встречаемости большинства зимующих видов — лишь 363 особи на 84 км или 4.3 особи на 1 км маршрута (см. таблицу).
Видовой состав и численность птиц, отмеченных 31 января — 7 февраля 1968 в Аюдинском бору (84 км)
Виды птиц
Учтено особей
%
Тетерев Lyrurus tetrix 30 8,3
Серая куропатка Perdix perdix 8 2,2
Пустельга Falco tinnunculus 1 0,3
Тетеревятник Accipiter gentilis 1 0,3
Сизый голубь Columba livia 2 0,6
Большой пёстрый дятел Dendrocopos major 21 5,8
Рогатый жаворонок Eremophila alpestris 110 30,3
Ополовник Aegithalos caudatus 4 1,1
Пухляк Poecile montanus 5 1,3
Большая синица Parus major 5 1,3
Сорока Pica pica 106 29,2
Полевой воробей Passer montanus 30 8,3
Чечётка Acanthis flammea 9 2,5
Урагус Uragus sibiricus 14 3,8
Обыкновенная овсянка Emberiza citrinella 17 4,7
Всего 363 100
В целом сосновые, берёзово-осиновые и пойменные леса стояли практически пустые. Сравнительно обычными из птиц были только рогатые жаворонки Eremophila alpestris (30.3%) и сороки Pica pica (29.2%), регулярно встречались лишь большие пёстрые дятлы Dendrocopos major (5.8%). Даже у скотоводческих кошар, около которых всегда можно было видеть множество птиц, оказалось очень мало обыкновенных овсянок Emberiza citrinella, полевых воробьёв Passer montanus и больших синиц Parus major. Совершенно отсутствовали этой зимой в Аюдинском бору и в степных долинах Таинты и Жолдыарыка чёрные жаворонки Melano-corypha yeltoniensis, свиристели Bombycilla garrulus, рябинники Turdus pilaris, князьки Cyanistes cyanus, сойки Garrulus glandarius, восточные чёрные вороны Corvus orientalis, черноголовые Carduelis carduelis и се-
доголовые C. caniceps щеглы, обыкновенные Pyrrhula pyrrhula и серые Pyrrhula cineracea снегири, красноухие овсянки Emberiza cioides. Из новых видов, которых мы ранее не наблюдали на зимовке в Аюдинском бору, было отмечено три вида: пустельга Falco tinnunculus, тетеревятник Accipiter gentilis и сизый голубь Columba livia. Ниже приводим краткий обзор отмеченных птиц.
Тетерев Lyrurus tetrix. По сравнению с зимами 1964/65 и 1965/66 годов в Аюдинском бору между селом Верхние Таинты и озером Шибын-дыколь тетерева оказались редкими. Лишь один раз, 31 января, видели стаю из 30 особей, пролетевшую над лесом у озера. Причины столь низкой их численности не ясны. Возможно, это связано с экстремальными погодными условиями этой зимы и недостатком основных кормов, вызвавшими их откочёвку в западную часть бора, в которой нам не удалось побывать. Не исключено, что причиной являются возросшие охотничьи нагрузки на угодья, так как после прокладки в предыдущем году автомобильной дороги через бор от села Верхние Таинты к озеру Ши -бындыколь в осеннее время сразу же многократно возросло количество приезжих охотников, особенно усть-каменогорских.
Серая куропатка Perdixperdix. Наряду с тетеревом этой зимой редкой оказалась и серая куропатка, единственный табунок которой из 8 особей наблюдался 2-3 февраля на берегу озера Шибындыколь. Куропатки держались как среди соснового редколесья, так и около загона с овцами, где посещали кучу комбикормов, поедая зёрна ячменя.
Пустельга Falco tinnunculus. В пойме Жолдыарыка на тополе у овцеводческой кошары 2 февраля наблюдали одиночку. Ранее в Калбе пустельгу зимой нам наблюдать не приходилось, не приводится она и в литературе. По всей видимости, этой зимой сокол остался в этих местах из-за исключительного малоснежья и доступности мышевидных грызунов, следы которых мы часто встречали в лесу. При контрольных отловах давилками ловились в основном лесные мыши Apodemus uralensis и серые хомячки Cricetulus migratorius.
Тетеревятник Accipiter gentilis. У озера Шибындыколь 2 февраля наблюдали одного ястреба среди сосняка, где держалась стая P. perdix.
Сизый голубь Columba livia. В скальном обрыве на левом берегу Жолдыарыка, у озера Шибындыколь 31 января наблюдалась пара. Голуби летали кормиться на ближайшую овцеводческую кошару, возвращаясь обратно на ночёвку в скалы. В 1965 и 1966 годах в скалах по рекам Таинты и Жолдыарык, а также в селе Верхние Таинты сизых голубей не наблюдали.
Большой пёстрый дятел Dendrocopos major. Встречался сравнительно часто как среди соснового редколесья у озера Шибындыколь, так и в берёзово-ивово-тополевой пойме речки Жолдыарык (в среднем 1 особь на 1 км маршрута).
Рогатый жаворонок Eremophila alpestris. В лугово-степной долине Жолдыарыка 4 и 5 февраля встречено 3 стаи по 30, 30 и 50 особей, державшихся около овцеводческих кошар, где кормились на разбросанной тюковой соломе около загонов для скота. В желудках 1 самца и 2 самок содержались зёрна ячменя, пшеницы, семена степных злаков и мелкие камешки-гастролиты. На обратном пути из села Верхние Таинты в Усть-Каменогорск 7 февраля на 100 км автомаршрута на обочинах дороги встречено 6 стай по 20-40 особей в каждой (всего 150 особей).
Ополовник Aegithalos caudatus. Единственную стайку из 4 особей, кормившихся на берёзе, встретили 3 февраля в пойме Жолдыарыка.
Пухляк Poecile montanus. Наблюдался дважды: 31 января - одиночка и 4 февраля группа из 4 особей в сосняке у озера Шибындыколь.
Большая синица Parus major. Держалась в основном в оградах вокруг домов и в загонах для скота в селе Верхние Таинты. За его пределами только однажды, 5 февраля, группу из 5 больших синиц наблюдали на скотоводческой кошаре в пойме Жолдыарыка.
Сорока Pica pica. Была сравнительно обычной в пойме речки Жол-дыарык, где от 10 до 30 сорок держалось около загонов с овцами на каждой кошаре и на помойках около чабанских зимовок. Кроме того, 1 февраля наблюдали пару сорок, державшуюся обособленно в тальниковой пойме ручья, вытекающего из озера Шибындыколь. Много сорок каждый день держалось в селе Верхние Таинты. В одном случае, 6 февраля, на выброшенных на свалку внутренностях свиньи кормилось 40 сорок.
Домовый воробей Passer domesticus. Встречался только в селе Верхние Таинты.
Полевой воробей Passer montanus. Кроме села Верхние Таинты, стаю до 30 особей 31 января встретили на одной из овцеводческих кошар в пойме Жолдыарыка.
Чечётка Acanthis flammea. Три группы по 2-4 особей встречены у Шибындыколя и Жолдыарыка. В двух случаях чечётки кормились семенами берёзы бородавчатой, в одном - семенами степного злака.
Урагус Uragus sibiricus. В пойме ручья, вытекающего из озера Шибындыколь, 31 января на лебеде кормилось 14 урагусов, из числа которых коллектировано 2 самца и 2 самки.
Обыкновенная овсянка Emberiza citrinella. Оказалась сравнительно редкой, хотя в предыдущие зимы была многочисленной. У двух овцеводческих кошар в пойме Жолдыарыка 2 и 4 февраля отмечено 5 и 12 особей, кормившихся на соломе около загонов. В желудках двух добытых самцов содержались зёрна ячменя, пшеницы и мелкие камешки.
Подготовил к печати Н.Н.Березовиков.