Научная статья на тему 'Орнитологические наблюдения в Баянауле в июне 2008 года'

Орнитологические наблюдения в Баянауле в июне 2008 года Текст научной статьи по специальности «Биологические науки»

CC BY
68
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по биологическим наукам, автор научной работы — Ковшарь Анатолий Фёдорович

Второе издание. Первая публикация: Ковшарь А.Ф. 2009. Орнитологические наблюдения в Баянауле в июне 2008 г. // Каз. орнитол. бюл. 2008: 131-135.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Орнитологические наблюдения в Баянауле в июне 2008 года»

Ковшарь В.А., Карпов Ф.Ф. 2010. О зимней фауне птиц побережья Мангистау (Мангышлак) // Бе1ею1та: 133-143.

ISSN 0869-4362

Русский орнитологический журнал 2018, Том 27, Экспресс-выпуск 1615: 2493-2499

Орнитологические наблюдения в Баянауле в июне 2008 года

А.Ф.Ковшарь

Второе издание. Первая публикация в 2009*

Авифауна Баянаульских гор, расположенных на северо-востоке Казахского мелкосопочника, почти на полпути между городами Караганда и Павлодар, осталась практически за пределами внимания орнитологов, если не считать опубликованной более 20 лет назад заметки «Птицы Баянаула» (Сема 1985). С 9 по 15 июня 2008 благодаря содействию преподавателей Павлодарского педагогического университета (особенно Б.К.Жумабековой) мне удалось провести орнитологические наблюдения в окрестностях озера Биржанколь, с кратковременным посещением других участков Баянаульского национального парка - озёр Торайгыр, Жасыбай, Сабындыколь, урочища Кемпертас. Окрестности озера Биржанколь оказались наименее затронутыми антропогенным влиянием — помимо расположенного на противоположном берегу озера одноименного села здесь практически не ощущалось следов человека. Координаты лагеря: 50°49'05.9'' с.ш.; 075°20'25.9'' в.д.; 388 м над уровнем моря.

Биотоп: каменные гряды сопок высотой 100-200 м тянутся как бы полукольцом вдали, на них видны сосны. Между грядами — всхолмлённая местность. Бугры заняты матрацевидными гранитами с причудливыми формами выветривания и редкими корявыми соснами, растущими как на камнях, так и на сухостепных участках между ними, покрытых кустарником спиреи зверобоелистной. Понижения между буграми заняты высокотравной луговой растительностью (сочная тёмная зелень!), а в самых низких местах расположены берёзово-иво-вые колки, в которых берёза иногда имеет угнетённый вид, с голыми стволами. Большинство колков имеет протяжённость до 200 м и ширину 20-25 м. Ивовые кусты окружают их по опушке — то широкой полосой густых непролазных зарослей высотой до 2 м, то узким бордю-

* Ковшарь А.Ф. 2009. Орнитологические наблюдения в Баянауле в июне 2008 г. IIКаз. орнитол. бюл. - 2008: 131-135.

ром, за которым идёт полоса зелёного луга (от 10-20 до 30-50 м шириной), граничащая с пологими каменистыми буграми, покрытыми степной травянистой растительностью с редкими кустиками таволги и отдельно растущими соснами на матрацевидных выходах камней. Иногда в таких колках к берёзе примешивается ольха чёрная, растущая в виде густого тенистого лесочка по сырым днищам балок; высота деревьев достигает 15-20 м.

За неделю наблюдений удалось отметить здесь представителей 60 видов птиц, некоторые из них представляют, на мой взгляд, определённый интерес, так же, как и отсутствие видов, отмечавшихся ранее — в 1937 и 1978 годах (Долгушин 1947; Сема 1985).

Степной лунь Circus macrourus. Дважды, 10 и 14 июня 2008, одиночные самцы встречены нами в полёте у озера Биржанколь. По И.А. Долгушину (1947), степной лунь обыкновенен и гнездится по всему Казахскому нагорью. Для гнездования выбирает преимущественно участки со степной растительностью.

Змееяд Circaetus gallicus. В полдень 14 июня 2008 взрослый змееяд типичной окраски кружил высоко над горами в районе озера Биржанколь. Здесь же найдено его перо. По наблюдениям 1937 года, змееяд встречался по всем горным группам юга Казахского нагорья на север до Каргалы и Кызыл-рая, т.е. до 49° с.ш. (Долгушин 1938, 1947). Наша встреча находится почти на 2° севернее этих границ.

Чеглок Falco subbuteo. По-видимому, самый обычный из мелких соколов. Встречен нами в трёх местах, причём в одном из берёзовых колков самка вспугнута из гнезда, расположенного на старой берёзе у самой верхушки (в старом гнезде серой вороны). Ещё о двух встречах чеглоков (Baumfalke) сообщили нам немецкие энтомологи после дальних экскурсий в сосновые леса на гранитах.

Дербник Falco columbarius. Дважды - 10 и 15 июня 2008 в 3 и 5 км восточнее озера Биржанколь встречены самцы бледной окраски (явно F. c .pallidus), улетавшие низко над степью в сторону гор.

Степная пустельга Falco naumanni. Возможно, именно степных пустельг видели мы издали 10 июня у скал с колониями галок, которые настойчиво прогоняли парящих здесь пустельг. По Долгушину (1947), степная пустельга широко распространена по всему мелкосо-почнику и встречена им во всех посещённых пунктах, в т.ч. и в Бая-науле. По-видимому, именно к этому виду следует отнести наблюдение 27 июня 1978 года 12 пустельг около колонии розовых скворцов в южной части Баянаула, где они отбирали у розовых скворцов корм, приносимый ими птенцам (Сема 1985).

Обыкновенная пустельга Falco tinnunculus. Немногочисленна: за неделю пребывания на Биржанколе мы встретили её всего 4 раза. В 1978 году встречалась «повсеместно» (Сема 1985).

Красавка Anthropoides virgo. 12 июня 2008 в 10 ч с неба слышались голоса пары. По всей вероятности, красавки гнездятся в степи по окраине Баянаульских гор, так как распространены широко по всему Казахскому нагорью и Северному Прибалхашью (Долгушин 1947).

Чибис Vanellus vanellus. Отдельными парами гнездится на луговинах в степи. В одном из таких мест 14 июня 2008 пойманы два пуховичка.

Большой веретенник Limosa limosa. Две пары и одиночка встречены около степной лужи в 10 км восточнее озера Биржанколь; ещё один веретенник беспокоился над луговиной в урочище Аиртас.

Черноголовый хохотун Larus ichthyaetus. На озере Биржанколь с 9 по 15 июня 2008 мы ежедневно видели от одной до трёх взрослых птиц, которые иногда куда-то улетали, но на следующий день снова были здесь. Иногда они сидели на берегу в компании 5-6 хохотуний Larus cachinnans — явно бродячие, негнездящиеся птицы.

Речная крачка Sterna hirundo. Малочисленна. На озере Биржанколь мы встречали несколько раз одиночек и лишь однажды — двух крачек.

Козодой Caprimulgus europaeus. Как и во всем Казахском нагорье, в Баянауле козодой не представляет редкости. Гнездо с кладкой из 2 яиц мы нашли 12 июня 2008 в урочище Кемпертас почти у подножья знаменитой горы Булка; ещё одно гнездо, с 1 яйцом, найдено на следующий день в сосновых лесах Биржанколя; третье гнездо, с которого 14 июня взлетела насиживающая птица, осталось не найденным среди густого бурелома на гранитном склоне горы в том же урочище.

Чёрный стриж Apus apus. Несколько особей с криком летали у скал южнее села Биржанколь 14 июня 2008 в обстановке, позволяющей предположить их гнездование.

Вертишейка Jynx torquilla. В роще чёрной ольхи близ села Бир-жанколь 14 июня 2008 мы встретили вертишейку, кормившуюся в муравейнике на опушке. По всей вероятности, она здесь гнездится.

Большой пёстрый дятел Dendrocopos major. Неоднократно попадался 14 июня 2008 в горах южнее села Биржанколь - как в растущем на каменистых склонах сосняке, так и в ольхово-берёзовых перелесках по дну балочек с мезофильной растительностью. По-видимому, обычен здесь на гнездовании.

Лесной конёк Anthus trivialis. Значительно уступает в численности полевому коньку Anthus campestris. Песни его слышали мы 5 раз в берёзовых колках и сосновом лесу на каменистом склоне урочища Биржанколь. В 1978 году поющих самцов отмечали 22 июня в колках южнее озера Сабындыколь и 28-29 июня - на водораздельном хребте севернее посёлка Каражар (Сема 1985), а в 2000 году - в окрестностях посёлка Баянаул (О.В.Белялов, устн. сообщ.).

Маскированная трясогузка Motacilla personata. Встреченный 11 июня на берегу озера Биржанколь около одноименного села самец этого вида имел рисунок, промежуточный между белой и маскированной трясогузками: несмотря на то, что чёрный цвет оперения в области ушных партий смыкался узкой перемычкой, на зобе чёрный цвет занимал мало места — почти как у белой трясогузки Motacilla alba.

Розовый скворец Pastor roseus. Колония численностью не менее 1000 особей обнаружена нами в камнях могильных сооружений старого кладбища на окраине села Биржанколь, в 300 м от окраины села и 200 м от берега озера. Сотни птиц в полдень 11 июня 2008 отдыхали на проводах и столько же стаями по 50-100 особей приносили корм в гнёзда, расположенные между камнями. В одном из гнёзд удалось рассмотреть кладку из 5 яиц, в остальных были птенцы разного возраста.

Розовые скворцы Pastor roseus на гнездовой колонии. Озеро Биржанколь. Павлодарская область. 10 июня 2008. Фото А.Ф.Ковшаря.

Сорока Pica pica. Немногочисленна. В июне 2008 года в берёзовых колках урочища Биржанколь мы встретили только четырёх молчаливых одиночек и ещё одну - на берегу озера Торайгыр. Возможно, такая редкость встреч частично обусловлена именно молчаливостью и скрытностью сороки, которая ещё насиживала кладки и выкармливала маленьких птенцов. Однако, скорее всего, численность этого вида осталась здесь на том же низком уровне, что и 70 лет назад.

Серая ворона Corvus cornix. Немногочисленна. В июне 2008 года мы встретили всего 7 пар и 4 одиночки. Найденное нами гнездо размещалось у верхушки коренастой сосны высотой 5-6 м, росшей на вер-

шине каменистого бугра с хорошим обзором, в 200 м от берега озера Биржанколь. 13 июня в гнезде было 3 почти оперённых птенца. Взрослая ворона вылетела нам навстречу с соседней сосны за 50 м и стала кричать в полёте (крик мягче, чем у чёрной вороны Corvus corone orientalis); голубоглазые птенцы молчали.

Славка-мельничек Sylvia curruca. В 1937 году И.А.Долгушин (1947) эту славку в Баянауле не встретил. А.М.Сема (1985) вообще не упоминает этот вид. Мы встречали поющих самцов в урочище Биржанколь 7 раз, причём и сама песня, и поведение птиц были очень непохожи на хорошо знакомую мне по пустыням юга и востока Казахстана Sylvia curruca halimodendri, более всего напоминая то, что нам пришлось видеть на правобережье Иртыша (Ковшарь, Хроков 1993) и в некоторых местах Актюбинской области (Ковшарь, Давыгора 2003; Ковшарь, Давыгора, Карпов 2006). Так, в одном из берёзовых колков 11 и 13 июня, на участке всего 20x30 м, самец в течение более часа перемещался в верхних частях крон густо растущих берёз с коротким булькающим отрывком песни, очень напоминающим напористый «бой» зяблика или запевку лесного конька. Подобное наблюдалось в последующие дни ещё в трёх местах Не вдаваясь в пересказ гипотез, высказанных ранее (Давыгора, Ковшарь 2003; Ковшарь 2004), я хотел бы обратить внимание только на одно из наших предположений: не имеем ли мы дело с Sylvia curruca blythi, сведённой в синонимы S. curruca curruca ?

Белошапочная овсянка Emberiza leucocephala. В июне 2008 года была довольно обычна в сосновых лесах на гранитах (за 6 дней — 7 поющих самцов) в урочищах Биржанколь, Кемпертас и Торайгыр; а в 2000 году 16 июня на маршруте от горы Булка до горы Кемпертас О.В.Белялов насчитал 8 поющих самцов. В горах в 1 км южнее озера Биржанколь 14 июня 2008 мы видели, как взрослая птица кормила на камне слётка, который с трудом перепархивал на 5-7 м. Странным образом вид этот не упоминается в работе «Птицы Баянаула», где фигурирует обыкновенная овсянка, самец которой добыт 25 июня в берёзо-во-осиновом колке урочища Джамбак (Сема 1985).

Обыкновенная овсянка Emberiza citrinella. К сожалению, упомянутый выше самец обыкновенной овсянки, добытый А.М.Сема 25 июня 1978, упущен мною в предыдущей публикации (Selevinia, 2008, с. 127-137), хотя в коллекции Института зоологии имеется хорошо сохранившийся экземпляр взрослого самца (инвентарный № 25255/247), имевшего вес 27 г и размер семенников 11.5x8.5 мм, т.е птица эта явно гнездилась в данном районе. Тем интереснее полное отсутствие этого вида здесь в 2008 году.

Красноухая овсянка Emberiza cioides. Мы встретили поющего самца красноухой овсянки только раз — 10 июня 2008 в редколесье мо-

лодых сосен на выходах гранитов в урочище Аиртас (3-4 км от Бир-жанколя), причём для точного определения пришлось его сфотографировать. О.В.Белялов 16 июня 2000 наблюдал поющего самца на сосне в урочище Кемпертас. В работе И.А.Долгушина (1947) этот вид совсем не упоминается для Казахского нагорья. Лишь спустя десятилетия красноухая овсянка была обнаружена в Каркаралинских горах: в июне 1952 года И.А.Долгушиным и в июне 1970 — мной; здесь встречены уже вылетевшие птенцы с родителями (Кузьмина 1974). Ещё через 35 лет красноухая овсянка обнаружена в горах Кызылрай и Кент, причём в последнем месте (расположенном, кстати, рядом с Каркара-линском) красноухая овсянка оказалась фоновым видом: на 2 км маршрута учтено 15 поющих самцов (Карпов, Левин 2005). До сих пор эти точки на карте распространения вида в Казахстане (Кузьмина 1974, с. 138) на сотни километров оторваны от области его обитания на востоке и юго-востоке республики. По всей вероятности, в этом регионе идёт постепенное расселение вида к северу.

Садовая овсянка Emberiza hortulana. Самая многочисленная гнездящаяся овсянка нашего района. В урочище Биржанколь на границе лагеря, расположенного в 150 м от озера на каменистом бугре с кустами спиреи, утром 13 июня обнаружено гнездо с кладкой из 4 яиц. Помещалось оно внутри крошечного кустика спиреи и почти касалось дном земли, вход в гнездо с северо-востока. Самка насиживала так плотно, что дала сфотографировать себя с 3-2 м, после чего не улетела, а осталась на гнезде. Самец регулярно пел на более крупном кустике спиреи в 5 м от гнезда.

Большой интерес представляют также изменения в численности и распространении отдельных видов, которые удалось выявить при сравнении данных за 1937 год (Долгушин 1938, 1947), 1978 год (Сема 1985) и современных (наши наблюдения 2008 года). Наиболее постоянной на протяжении 70 лет оказалась численность таких видов, как огарь Tadorna ferruginea, малый зуёк Charadrius dubius, черноголовый хохотун, сизая чайка Larus canus, хохотунья, большая горлица Streptope-lia orientalis, сплюшка Otus scops, обыкновенный козодой, большой пёстрый дятел, сорока, серая ворона. Заметно снизили свою численность: чернозобая гагара Gavia arctica (вряд ли встречается сейчас), голубая чернеть Aythya ferina, сарыч Buteo buteo, деревенская ласточка Hirundo rustica, обыкновенный скворец Sturnus vulgaris, варакушка Luscinia svecica. О каком-то росте численности можно говорить только для двух видов — галки и славки-мельничка (вообще не приводилась для Баянаула в 1930-е и 1970-е годы).

Современная авифауна Баянаула обращает на себя внимание прежде всего отсутствием (или крайней малочисленностью) целого ряда экологических и систематических групп птиц, которые обязательно

присутствуют в других сходных по ландшафту местах. Особенно касается это обитателей кустарников. Так, здесь совсем нет сорокопутов Lanius, малочисленны славки; в 2008 году совсем не встречены камышевки, соловьи и варакушки. Из типичных дендрофильных птиц нет синиц (в 2008 году — ни одной! И это при наличии большого пёстрого дятла), обыкновенной горихвостки Phoenicurus phoenicurus и зяблика Fringilla coelebs, столь характерных для сосновых лесов других горных групп Казахского мелкосопочника. Удивляет полное отсутствие иволги Oriolus oriolus, которая в других местах прекрасно живёт и в более мелких по площади лесных колках, чем баянаульские. Наконец, местность бедна крупными хищниками: более чем за неделю встречен лишь один змееяд и два чёрных коршуна Milvus migrans. Бедность водными и околоводными птицами вполне объясняется значительным усыханием в 2008 году озера Биржанколь и соответственно слабым развитием надводной и луговой растительности.

Литератур а

Давыгора А.В., Ковшарь А.Ф. 2003. Загадочная славка из песчаных массивов бассейна

Эмбы // Selevinia: 197-201. Долгушин И.А. 1938. Из результатов орнитологических исследований в Центральном

Казахстане // Бюл. МОИП. Отд. биол. 47, 4: 289-295. Долгушин И.А. 1947. Материалы по фауне птиц Северного Прибалхашья и Казахского

нагорья // Изв. АНКазССР. Сер. зоол. 6: 69-99. Ковшарь А.Ф. 2005. Славка-завирушка // Каз. орнитол. бюл. - 2004: 184. Ковшарь А.Ф., Давыгора А.В. 2003. К авифауне Мугоджар и верхней Эмбы // Selevinia: 73-97.

Ковшарь А.Ф., Давыгора А.В., Карпов Ф.Ф. 2006. Орнитологические наблюдения в Урало-Эмбинском междуречье (Темир, Сагиз, Уил, Б. Хобда) в июне 2006 г. // Selevinia: 63-81.

Ковшарь А.Ф., Хроков В.В. 1993. К фауне птиц Павлодарского Заиртышья // Фауна и

биология птиц Казахстана. Алматы: 133-144. Кузьмина М.А. 1974. Семейство овсянковые // Птицы Казахстана. Алма-Ата, 5: 121200.

Сема А.М. 1985. Птицы Баянаула // Орнитология 20: 88-91.

Соломатин А.О. 1999. Новые данные по редким птицам Павлодарской области // Проблемы охраны и устойчивого использования биоразнообразия животного мира Казахстана. Алматы: 85-87. Соломатин А.О., Шаймарданов Ж.К. 2005. Птицы Павлодарского Прииртышья. Полевой определитель-справочник. Павлодар: 1-251.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.