Научная статья на тему 'Орнитокомплексы агроландшафтов лесостепной и степной зон юго-западной части Западной Сибири'

Орнитокомплексы агроландшафтов лесостепной и степной зон юго-западной части Западной Сибири Текст научной статьи по специальности «Биологические науки»

CC BY
179
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОРНИТОКОМПЛЕКСЫ / АГРОЛАНДШАФТЫ / ЛЕСОСТЕПЬ / СТЕПЬ / ЗАПАДНАЯ СИБИРЬ / ORNITOCOMPLEXES / ARGOLANDSCAPES / FOREST-STEPPE / STEPPE / WESTERN SIBERIA

Аннотация научной статьи по биологическим наукам, автор научной работы — Соловьёв С. А., Вартапетов Л. Г., Жуков В. С., Соловьёв Ф. С., Самсонов И. В.

Представлены результаты исследований сезонной динамики численности урбанизированных популяций птиц и возможностей использования птиц в качестве индикаторов последствий преобразующего воздействия человека на природные ландшафты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по биологическим наукам , автор научной работы — Соловьёв С. А., Вартапетов Л. Г., Жуков В. С., Соловьёв Ф. С., Самсонов И. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Ornitocomplexes of argolandscapes of forest-steppe and steppe zones of a southwest part of Western Siberia

In the article the research results of seasonal dynamics of birds urbanized populations number, and opportunities of use of birds are investigated, as indicators of consequences influences of people on natural landscapes.

Текст научной работы на тему «Орнитокомплексы агроландшафтов лесостепной и степной зон юго-западной части Западной Сибири»

БИОЛОГИЯ

Вестн. Ом. ун-та. 2G11. № 4. С. 19G-193.

УДК 591.9(5-013)+591.526+598.2/.9

С.А. Соловьёв, Л.Г. Вартапетов, В.С. Жуков, Ф.С. Соловьёв,

И.В. Самсонов, С.П. Пысина, Г.Г. Куликова

ОРНИТОКОМПЛЕКСЫ АГРОЛАНДШАФТОВ ЛЕСОСТЕПНОЙ И СТЕПНОЙ ЗОН ЮГО-ЗАПАДНОЙ ЧАСТИ ЗАПАДНОЙ СИБИРИ*

Представлены результаты исследований сезонной динамики численности урбанизированных популяций птиц и возможностей использования птиц в качестве индикаторов последствий преобразующего воздействия человека на природные ландшафты.

Ключевые слова: орнитокомплексы, агроландшафты, лесостепь, степь, Западная Сибирь.

За период с 1 декабря 2009 г. по 30 ноября 2010 г. на бывших полях зерновых с мелкими колками и выпасами с учетами птиц пройдено 120 км в северной лесостепи Прииртышья, а в летний период 2010-2011 гг. в степной зоне Омской области и Северного Казахстана - более 200 км.

В зимний период на бывших полях зерновых с мелкими колками и выпасами отмечено 9 видов, из которых 5 видов - обычные (белая куропатка, большой пестрый дятел, пуночка, снегирь, сорока), а 4 -редкие (желна, князек, поползень, ворон). Всего отмечено 15 особей/км2, что в 2 раза меньше, чем в южной лесостепи. Доминируют снегирь (27 %), сорока (19 %), пуночка (15 %) и белая куропатка, большой пестрый дятел (13 %).

Весной на бывших полях зерновых с мелкими колками и выпасами отмечено 47 видов птиц. Обилие всех птиц составило 164 осо-би/км2, это в 11 раз больше, чем зимой. Доминирует в весенний период грач - 19 %. Очень редких видов 5 (большая выпь, серый журавль, канюк, орлан-белохвост, пустельга), редких - 11, обычных - 27 и многочисленных - 4 (полевой воробей, лесной конек, пуночка, грач). Из них 31 вид является фоновым.

В первой половине лета (с 15 мая по 15 июля) обилие составляет 522 особи/км2, что в 3 раза больше, чем весной. В южной лесостепи обилие в 2 раза меньше. Встречено в гнездовой период 59 видов из них 50 являются фоновыми. Доминирует желтая трясогузка - 12 %. Очень редкими являются 2 вида (лебедь-кликун и малая чайка), редкие - 7, обычные - 33, многочисленных - 17. В этот период мы встретили кудрявого пеликана, он редок, а также регулярно встречался ор-лан-белохвост.

* Работа выполнена в рамках ФУП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 гг. Государственный контракт с Министерством образования и науки Российской Федерации № 14.740.12.0818 от 15.04.2011 г.

Работа частично поддержана фондом РФФИ (проект № 10-04-00149-а) и комплексным интеграционным проектом СО РАН № 137.

© С.А. Соловьёв, Л.Г. Вартапетов, В.С. Жуков, Ф.С. Соловьёв,

И.В. Самсонов, С.П. Пысина, Г.Г. Куликова,2011

Во второй половине лета отмечено 34 вида, из которых 24 фоновых. Обилие по сравнению с первой половиной лета уменьшается в 2 раза и составляет 261 особь/км2. В южной лесостепи обилие во второй половине лета также уменьшается в 1,6 раза. В этот период доминируют грач (33 %) и желтая трясогузка (13 %). Очень редким является один вид, это серый журавль, редких - 9 видов, обычных - 18 и многочисленных - 6. Осенью отмечено 34 вида, из которых 25 - фоновые. Обилие, по сравнению со второй половиной лета, уменьшается в 1,9 раза и составляет 137 особей/км2. Доминируют пуночка (19 %), рябинник (11 %) и грач (10 %). Наибольшее видовое разнообразие (59) и максимальное обилие (522 особи/км2) характерны для первой половины лета. Зимой отмечено наименьшее видовое разнообразие (9) и низкое обилие (15 особей/км2).

Развитие сельского хозяйства влияет на распространение и численность птиц в течение уже примерно 5 000 лет на территории большей части Европы. Развитие современных индустриальных методов ведения сельского и лесного хозяйства в настоящий период привело к разрушению и фрагментации различных местообитаний, вырубке лесов, осушению болот, эв-трофикации и загрязнению ландшафтов. Видовое богатство авифауны и набор местообитаний, пригодных для жизни, чувствительны к изменениям окружающей среды в Европе [8]. Уменьшение обилия птиц, обитающих в агроценозах, отмечено в Великобритании и континентальной Западной Европе [18; 17], и этот процесс очень хорошо документирован орнитологами в северо-западной Европе [19]. Выявлено значительное число частных факторов, определяющих такое уменьшение, в том числе применение пестицидов, фрагментация ландшафтов и другие причины. Однако полное понимание причин уменьшения численности этих видов не ясно [15], но в то же время орнитологи признают, что интенсификация сельского хозяйства - основная причина глобального снижения видового богатства птиц в агроландшафтах [16]. В то же время крайне низкая плотность населения птиц отмечена в агроценозах Центральной Якутии [4], из-за более сурового климата, незначительного периода возделывания и площади полей. В дальнейшем освоение частью видов птиц антропогенного ландшафта приведет к глубокому изменению орнитофауны [6].

Для выделенных нами ранее типов населения птиц лесостепи и степи Западной Сибири и Северного Казахстана минимальное суммарное обилие и видовое богатство отмечено в наиболее сельскохозяйственно трансформированных полевых и лугово-полевых местообитаниях. Ранее установлено в Молдавии и Северной Кулунде, что прямое преследование птиц человеком и изменение ландшафтов при сельскохозяйственном освоении территории приводит к исчезновению дрофы и стрепета, также там перестали гнездится большой подорлик, могильник, лебедь-шипун и кликун, гоголь, отмеченные лишь на пролете [2; 7]. В.Ф. Рябов (1982) [9] указывает, что средняя численность птиц в целинных степях Северо-Западного Казахстана выше, чем на сельскохозяйственных полях, залежах и лугах, а большие площади с моноагроценозами разрушили природное разнообразие и экологическое равновесие в степи. В результате там упростилась структура экосистем, что качественно обеднило население птиц, возросло обилие одних видов за счет уменьшения или исчезновения других.

Но в некоторых частях южной Евразии, как в степи Придонья, разнообразные агроландшафты, напротив, способствовали формированию орнитокомплекса из луговых, степных и пустынных видов птиц [3]. В условиях агроландшафта степной зоны Украины наиболее богата фауна полезащитных полос и менее - нарушенных лугов-покосов [10]. Отмеченное нами обеднение орнитокомплексов по числу видов и особей на юге Западной Сибири и Северного Казахстана наиболее ярко проявляется в гнездовой период, когда выполняются сезонные сельскохозяйственные работы, подчеркивая катастрофическую деградацию этих ландшафтов как районов экологического бедствия. На нашей территории обогащение фауны птиц не происходит на агроценозах из-за более суровых климатических условий, недостатка пресных водоемов, в том числе и искусственных водохранилищ, в степи и неконтролируемой вырубки полезащитных полос. В целом же степной агроландшафт Урала по уровню суммарного обилия птиц ближе к южнотаежному, чем к лесостепному, то есть там проявляется тенденция к снижению экологической емкости агроландшафта для птиц к северу и югу лесостепи [11]. В лесостепи и степи Западной Сибири и Северного Казахстана антропогенная трансформация

i92

С.А. Соловьёв, Л.Г. Вартапетов, В.С. Жуков, Ф.С. Соловьёв, __________________И.В. Самсонов, С.П. Пысина, Г.Г. Куликова

летнего населения птиц проявляется в обеднении видового богатства при значительном увеличении общего суммарного обилия на застроенных территориях и в резком снижении плотности населения птиц в лесополевых ландшафтах, особенно в открытых агроценозах лесостепи и степи. Зимой характер изменения суммарного обилия сохраняется, а видового богатства меняется на противоположный, возрастая в селитебных ландшафтах. Сходные отличия отмечены и для подвергшихся значительной антропогенной трансформации участков лесостепи Средней Сибири, в частности для Назаровской котловины [12]. Возрастание плотности населения птиц на начальных стадиях освоения нефтепромыслов отмечено и в северной тайге Западной Сибири, но вместе с тем там зафиксировано снижение видового богатства птиц, особенно охотничьих и хищных [5], как и в окрестностях Омска. Даже на северо-востоке Азии происходит сокращение и полное исчезновение птиц этих отрядов птиц, особенно там сократилось обилие белолобой казарки, пис-кульки и почти совсем исчез гуменник. Причины сокращения численности этих видов следует искать в состоянии зимовок

[13] и во вмешательстве человека на путях пролета (весенние палы и охота) [4]. Причины снижения обилия ржанкообразных птиц в уничтожении местообитаний птиц строительством в городах и постоянном беспокойстве их здесь во время гнездования [14], что характерно и для Западной Сибири.

Таким образом, перспективы дальнейших исследований орнитофауны и ор-нитокомплексов антропогенных ландшафтов заключаются в изучении сезонной динамики численности урбанизированных популяций птиц, в использовании птиц в качестве индикаторов последствий преобразующего воздействия человека на природные ландшафты, в разработке экологических основ регулирования численности «проблемных» животных, в охране и восстановлении численности редких и исчезающих видов птиц. Опыт показывает возможность изучения формирования и динамики населения птиц урбоценозов как единой природно-сукцесионной системы. Оценка скорости и направленности изменений в сообществах, сезонных флуктуаций и пространственных перестроек позволит разработать стратегию и методы управления населением животных в целях оптимизации

экологических последствий в современных городах и интенсивно осваиваемых районах, а также обеспечить сохранение орнитокомплексов, удовлетворяющих биологическим, хозяйственным и эстетическим потребностям человека.

ЛИТЕРАТУРА

[1] Аверин В. Г. К орнитологии Акмолинской области // Орниологический Вестник. М., 1991. № 1. С. 35-37.

[2] Аверин Ю. В., Ганя И. М., Успенский Г. А. Значение изменений в видовом составе фауны птиц и млекопитающих для зоогеографической характеристики Молдавии // Актуальные вопросы зоогеографии : VI Всесоюз. зоогеограф. конф. Кишинев : Штиинца, 1975. С. 4-5.

[3] Белик В. П. Птицы степного Придонья: Формирование фауны, антропогенная трансформация и вопросы охраны. Ростов н/Д : Изд-во Ростов. пед. ун-та, 2000. 376 с.

[4] Борисов З. З. Птицы долины средней Лены. Новосибирск : Наука, 1987. 119 с.

[5] Вартапетов Л. Г. Птицы северной тайги Западно-Сибирской равнины. Новосибирск: Наука. 1998. 327 с.

[6] Голованова Э. Н. Птицы и сельское хозяйство. Лен. из-дат, 1975. 167 с.

[7] Данилов О. Н., Михантьев А. И. Птицы Кара-сукского озерного стационара (Северная Ку-лунда) // Охрана и преобразование природы лесостепи Западной Сибири. Труды Биолог. ин-та. Вып. 21. Новосибирск : Наука, 1976. С. 254-263.

[8] Рогачева Э. В., Сыроечковский Е. Е. Атлас гнездящихся птиц Европы Европейского совета по учетам птиц / В. Дж. Хагенмайер, М.Д. Блейер (ред)., 1997. Сокращенная версия текстовой части на русском языке. М. : ИПЭЭ РАН, 2003. 338 с.

[9] Рябов В. Ф. Авифауна степей Северного Казахстана. М. : Наука, 1982. 176 с.

[10] Миронов В. И. Фауна и население птиц сельскохозяйственных ландшафтов степной зоны Украины // Материалы 10-й Всесоюзной орнитологической конференции. Ч. 2. Кн. 2. Минск, 1991. С. 78-79.

[11] Коровин В. А. Пространственные изменения

структуры населения птиц в агроландшафтах Урала // Актуальные вопросы изучения птиц Сибири : мат-лы Сибирской орнитологической конференции, посвященной памяти и 70-летию Э. А. Ирисова. Барнаул, 2005.

С. 210-214.

[12] Жуков В. С. Птицы лесостепи Средней Сибири. Новосибирск : Наука, 2006. 492 с.

[13] Кречмар А. В., Андреев А. В., Кондратьев А. Я. Птицы северных равнин. СПб. : Наука, 1991. 228 с.

[14] Храбрый В. М. Многолетняя динамика гнездящихся ржанкообразных в административных границах Санкт-Петербурга // Орнитологические исследования в Северной Европе : тезисы XII Международной орнитологической конференции Северной Евразии. Ставрополь, 2006. С. 554-556.

[15] Habitat and weather are weak correlates of nesting condition and growth rates of four UK farmland passerines / R. B. Bradbury, J. D. Wilson, D. Moorcroft, A. J. Morris, A. J. Perkins // Ibis. 2003. Vol. 145. S. 295-306.

[16] Donald P. F. Agricultural intensification as a major global threat to bird biodiversity: discussing future research needs // Proc. 23 Int. Ornithol. Cong., 2002. P. 363.

[17] Donald P. F., Green R. E., Heath M. F. Agricultiral intensification and the collapse of Europe's

farmland bird populations // Proc. R. Soc. London, 2001. B. 268. S. 25-29.

[18] Farming and Birds in Europe: The Common Agricultural Policy and its Implications for Birds Conservation / D. J. Pain, M. W. Pienkowski (editors). London : Academic Press, 1997. 436 p.

[19] Population declines and range contractions among lowland farmland birds in Britain / R. J. Fuller, R. D. Gregory, D. W. Gibbons, J. H. Marchant, J. D. Wilson, S. R. Baillie, N. Carter // Concerv. Biol. 1995. Vol. 9. P. 14251441.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.