Научная статья на тему 'Орнитофауна северо-восточного побережья Гыданского полуострова'

Орнитофауна северо-восточного побережья Гыданского полуострова Текст научной статьи по специальности «Биологические науки»

CC BY
111
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Орнитофауна северо-восточного побережья Гыданского полуострова»

Российская академия наук Уральское отделение Институт экологии растений и животных Уральское орнитологическое общество

МАТЕРИАЛЫ К РАСПРОСТРАНЕНИЮ

птиц

НА УРАЛЕ, В ПРИУРАЛЬЕ И ЗАПАДНОЙ СИБИРИ

Сборник статей

Екатеринбург Издательство Уральского университета 2006

УДК 598.2:591 М 341

Ответственный редактор: доктор биологических наук В. К. Рябицев

Материалы к распространению птиц на Урале, в М 341 Приуралье и Западной Сибири: Сб. статей и кратких сообщ. — Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2006. — 232 с.

!8БЫ 5-7525-1626-9

Одиннадцатый выпуск сообщений с новыми данными о местах гнездования, зимовки, путях миграций и залетах птиц, статьи с полным обзором орнитофауны отдельных территорий.

Сборник предназначен для орнитологов, биогеографов, преподавателей биологических факультетов, любителей птиц.

© Коллектив авторов, 2006 © Оформление, В. К. Рябицев, 2006

© Издательство Уральского !8БЫ 5-7525-1626-9 университета, 2006

ОРНИТОФАУНА СЕВЕРО-ВОСТОЧНОГО ПОБЕРЕЖЬЯ ГЫДАНСКОГО ПОЛУОСТРОВА Н. Н. Емельченко

Микрорайон «В», д. 52, кв. 158, г. Троицк, 142191

Северо-восточная часть Гыданского полуострова до сих пор остается слабо изученной. Сведения по орнитофауне этого участка немногочисленны и касаются главным образом полуострова Мамонта и района больших озер (Линьков, 1983; Черничко и др. 1994; Жуков, 1998; Глазов, Дмитриев, 2004). На крайнем северо-востоке полуострова исследования проводил только Г. Л. Рутилевский (1977), работавший главным образом в районе полярной станции Лескино, некоторые опросные сведения по этому району приведены в публикации И. И. Черничко с соавторами (1994).

В основу настоящей публикации положены результаты работы, проведенной на крайнем северо-востоке Гыдана с 9 по 25 июля 2005 г. Район исследований охватывает северо-восточное побережье Гыданского полуострова от дельты Монгочеяхи до северо-западного побережья Енисейского залива и прилежащие участки тундры (около 10 км вглубь полуострова), а также небольшой остров в восточной части дельты Монгочеяхи. Общая протяженность учетных маршрутов составила 131 км. Плотности населения птиц рассчитывали по методике Ю. С. Равкина (1967).

Рельеф и растительный покров района исследований неодинаковы в различных его частях. Участок, расположенный между долинами рек Монгочеяхи и Нанеряхи имеет выраженный холмистый рельеф. Вершины водоразделов и склоны заняты хорошо дренированными типичными мохово-лишайниковыми тундрами. Восточнее устья Нане-ряхи возвышенные участки представлены главным образом на побережье, тогда как далее вглубь материка рельеф приобретает слабо холмистый характер. В растительном покрове междуречья Нанеряхи и р. Омулевой преобладают типичные и кочкарные моховые и мохово-лишайниковые тундры и осоковые болота. Возвышенные участки, расположенные восточнее долины р. Омулевой, покрыты сухими полигональными мохово-лишайниковыми тундрами, подобные местообитания не были отмечены нами в других района Гыдана (нами были осмотрены центральный Явай, п-ов Мамонта, район больших озер).

Период исследований характеризовался высокой численностью леммингов.

Краснозобая гагара Gavia stellata. Обычный вид, гнездование не

установлено. Гагар этого вида неоднократно отмечали в прибрежной акватории в районе мыса Лескина. Пара птиц была отмечена на озере в комплексном болоте в долине р. Омулевой.

Чернозобая гагара G. arctica. Обычный гнездящийся вид. Территориальную пару регистрировали на небольшом довольно глубоком озерце в долине р. Омулевой, гнездо размещалось на кочке, окруженной водой, и осмотрено не было. Одиночные птицы и пары неоднократно были отмечены на озерах в долине р. Лескино и Монгочеяхи.

Черная казарка Branta bernicla. Пара птиц пролетела вдоль морского побережья на запад в сторону дельты Монгочеяхи 9 июля. По словам местных жителей, черные казарки в отдельные годы гнездятся на островах дельты, однако на осмотренном самом восточном острове эти птицы обнаружены не были.

Краснозобая казарка Rufibrenta ruficollis. Гнездо краснозобых казарок с 8 яйцами обнаружено на высоком морском берегу в районе устья р. Омулевой вблизи гнезда сапсана 9 июля. При последующем осмотре 15 июля пара уже с птенцами держалась недалеко от гнезда в низине под прикрытием сапсанов. При приближении исследователей казарки с птенцами ушли в море.

Белолобый гусь Anser albifrons. Многочисленный гнездящийся и обычный пролетный вид района. Гнезда белолобых гусей располагались в типичной тундре в нижней части холмов (0,9 гнезд/км), реже — в комплексном болоте. Во всех гнездах, обнаруженных в первые дни работы, уже началось вылупление птенцов, а последнее гнездо с еще не покинувшими его птенцами отмечено 15 июля. Выводки гусей состояли из 1-6 птенцов (в среднем 3,6, n = 17). Группы птиц с выводками держались преимущественно по небольшим рекам (так, в нижнем течении р. Омулевой на 1 км береговой линии приходилось 0,86 выводков) и реже — по крупным озерам. В 20-х числах июля группы гусей с выводками регистрировали в дельте Монгочеяхи.

Мигрирующие на линьку гуси отмечены с первых дней работы на острове и до 18 июля. Отдельные пары и стаи до 50 особей летели на восток вдоль побережья, другие гуси двигались на небольшой высоте над долинами рек, а по достижении морского побережья поворачивали на восток и продолжали путь вдоль побережья.

Гуменник Anser fabalis. Немногочисленный пролетный вид. Группа из 5 птиц, летящих на север над долиной р. Омулевой, отмечена 14 июля. По словам местных жителей гуменник добывается ими на весеннем пролете.

Шилохвость Anas acuta. Три птицы держались на берегу р. Монгочеяхи вблизи ее устья 25 июля.

Морянка Clangula hyemalis. Обычный гнездящийся вид. Самки с выводками были отмечены по всей исследуемой территории на средних и крупных озерах. Группы линяющих птиц держались в обширной дельте Монгочеяхи.

Гага-гребенушка Somateria spectabilis. Обычный гнездящийся вид. Два обнаруженных гнезда, содержавшие по 2 яйца, располагались в комплексном болоте вблизи крупных озер. Выводки гаг из 2-5 птенцов регулярно отмечали на озерах в долине р. Нанеряха. Во второй половине июля группы взрослых особей по 6-8 птиц в совместных стаях с сибирскими гагами держались на небольшом островке в дельте Монгочеяхи и на акватории дельты.

Сибирская гага Polysticta stelleri. Немногочисленный вид района. Выводок сибирских гаг наблюдал сотрудник Диксонской Гидробазы вблизи пос. Сосновая (Черничко и др., 1994). Нами гнездование зарегистрировано не было. Одиночные взрослые особи держались в стаях с гагами-гребенушками в дельте Монгочеяхи в двадцатых числах июля.

Зимняк Buteo lagopus. Обычный гнездящийся вид. На осмотренной территории отмечены 2 территориальные пары. Гнездо с 3 птенцами обнаружено 16 июля на крутом склоне к ручью около 20 м от побережья.

Сапсан Falco peregrinus. Гнездо с одним яйцом и одним птенцом обнаружено на плоской вершине высокого морского берега в районе устья р. Омулевой 9 июля. При осмотре гнезда 15 июля в нем уже было 2 птенца. Взрослая птица, вероятно, из этой пары отмечена в 5 км от гнезда.

Тундряная куропатка Lagopus mutus. Немногочисленный гнездящийся вид. Гнездо со скорлупой от 8 яиц найдено недалеко от бывшей полярной станции Лескино. Одиночных птиц регистрировали на сухих возвышенных участках восточнее р. Омулевой.

Тулес Pluvialis squatarola. Многочисленная гнездящаяся птица. Территориальные пары отмечены во всех типах местообитаний, за исключением приморских лугов. Средняя плотность гнездования составила 1,8 ос./км2, в комплексных болотах — 6,9 ос./км2.

Галстучник Charadrius hiaticula. Немногочисленный гнездящийся и кочующий вид. Выводок галстучников отмечен 9 июля на высоком сухом берегу моря, 14 июля в тампах в районе бывшей полярной станции Лескино зарегистрирована беспокоящаяся птица. Небольшие группы неразмножающихся птиц кормились на участке песчаного побережья от р. Омулевой до Лескино 14 июля (0,8 ос./км).

Плосконосый плавунчик Phalaropus fulicarius. Редкий гнездящийся

вид района. Выводок плавунчиков держался на р. Нанеряха вблизи пос. Сосновая. Г. Л. Рутилевский (1977) указывает на регулярное гнездование птиц этого вида на северо-востоке Гыданского полуострова.

Круглоносый плавунчик Ph. lobatus. Редкий вид района. Г. Л. Рутилевский (1977) отмечал гнездование птиц этого вида в районе Лес-кино. Нами отмечено 7 особей в различных участках района исследований. Во всех случаях птицы не проявляли беспокойства.

Турухтан Philomachuspugnax. Немногочисленный гнездящийся вид. Выводки отмечены в заболоченных долинах рек Нанеряхи и Монгоче-яхи 16 и 17 июля. Одиночных кочующих птиц и группы до четырех особей регистрировали в различных участках тундры 11-15 июля.

Кулик-воробей Calidris minuta. Наиболее обычная гнездящаяся птица района. Территориальные птицы отмечены во всех типах местообитаний, однако максимальная плотность гнездования зарегистрирована на увлажненных участках: в комплексных болотах (22,52 ос./км2), пятнистых тундрах (10,2 ос./км2) и заболоченных речных долинах (9,69 ос./км2). Средняя расчетная плотность птиц этого вида составила 6,8 ос./км2 (0,89 ос./км маршрута), что почти на порядок меньше плотности вида, указанной для района оз. Енисейского (62,3 ос./км2 — Черничко и др., 1994).

Белохвостый песочник C. temminckii. Немногочисленный вид. Спорадическое гнездование белохвостых песочников отмечено на оз. Енисейском (Черничко и др., 1994). В районе наших исследований неоднократно были отмечены беспокоящиеся особи, однако ни гнезд, ни выводков обнаружено не было.

Краснозобик C. ferruginea. На северо-восточном Гыдане гнездование птиц этого вида зафиксировано только на полуострове Мамонта (Жуков, 1998). Нами 15 июля была отмечена самка, проявляющая явные признаки беспокойства (птица с криками перебегала с места на место), но ни кладки, ни выводка найти не удалось.

Чернозобик C. alpina. Немногочисленный гнездящийся вид. Для гнездования чернозобик предпочитает заболоченные долины рек и озер (5,22 ос./км2), однако отмечен во всех типах местообитаний, кроме морского побережья и низинных болот (средняя плотность 1,4 ос./км2).

Дутыш C. melanotos. Редкий залетный вид. Две птицы добыты у мыса Лескина экспедицией ААНИИ в 1972 г. (Рутилевский, 1977). Нами одиночная птица отмечена 12 июля восточнее долины р. Омулевой.

Песчанка C. alba. Редкий вид, статус требует уточнения. Одиночная птица была встречена 18 июля на песчаном побережье островка в дельте р. Монгочеяхи. Возможно, немногочисленность встреч песчанок обусловлена ранними сроками проведения учетов. Между тем,

Рутилевский (1977), проводивший исследования у полярной станции Лескино, не упоминает этот вид для северо-восточного Гыдана.

Средний поморник Stercorarius pomarinus. Обычный гнездящийся вид северо-восточного Гыдана. Гнездо с двумя яйцами, в одном из которых уже пищал, стремясь вырваться на волю, птенец, обнаружено 11 июля на моховой кочке в комплексном болоте.

Короткохвостый поморник S. parasiticus. Редкий вид района. Две одиночные особи неоднократно были отмечены на морском побережье, где они питались рыбой, отнятой у западносибирских чаек.

Длиннохвостый поморник S. longicaudus. Обычный гнездящийся и многочисленный пролетный вид. В сезон исследований при достаточно высокой численности грызунов гнездование этих поморников установлено не было, хотя одиночных птиц и пары, не проявляющие территориального поведения, регулярно отмечали на исследуемой территории. Первая стая кочующих птиц, состоявшая из 8 особей, отмечена 12 июля, а 15 июля в устье р. Омулевой на бугорке в пятнистых тундрах отдыхали 120 птиц этого вида. В дальнейшем разреженные группы кормящихся длиннохвостых поморников, перемещавшихся по тундре пешком, ежедневно регистрировали в заболоченной долине нижнего течения р. Нанеряхи вплоть до окончания исследований.

Западносибирская чайка Larus heuglini. Обычный вид северо-восточного Гыдана. Гнездование этих чаек отмечено в районе Лескино (Рутилевский, 1977). В сезон наших исследований западносибирские чайки, по-видимому, не гнездились. Пролетающих вдоль морского побережья птиц регулярно отмечали на протяжении всего периода работ, при этом чайки летели в восточном и западном направлениях приблизительно в равных пропорциях. Во второй половине июля группы отдыхающих птиц держались на песчаной отмели восточного острова дельты р. Монгочеяхи.

Бургомистр L. hyperboreus. Немногочисленная птица района. Нами несколько раз были отмечены одиночные птицы и пара, не проявлявшая территориального поведения.

Моевка Rissa tridactyla. Одиночная птица держалась в стае западносибирских чаек на восточном острове дельты р. Монгочеяхи 18 июля.

Полярная крачка Sternaparadisaea. Группа крачек из 6 особей отмечена 18 июля в дельте р. Монгочеяхи.

Белая сова Nyctea scandiaca. На территории исследований были отмечены три особи без признаков гнездования.

Болотная сова Asio flammeus. Одна птица держалась вблизи пос. Сосновая 24 и 25 июля.

Рогатый жаворонок Eremophila alpestris. Обычная гнездящаяся птица. Выводки летных птенцов, державшихся вместе, отмечали с 9 по 12 июля. Наиболее обычны жаворонки были в сухих лишайниковых тундрах восточнее долины р. Омулевой.

Краснозобый конек Anthus cervinus. Обычный гнездящийся вид. Наиболее многочисленны коньки в заболоченных долинах рек и озер (22,18 ос./км2), однако отмечены повсеместно вплоть до морского побережья во всех типах тундр и в комплексных болотах (средняя расчетная плотность — 4,94 ос./км2).

Белая трясогузка Motacilla alba. Немногочисленная птица. Одиночные особи и пары неоднократно были отмечены вблизи побережья. Гнездование зарегистрировано не было.

Обыкновенная каменка Oenanthe oenanthe. Обычная гнездящаяся птица района. Наибольшая плотность вида приурочена к склонам по берегам рек и озер (7,22 ос./км2), регулярные встречи каменок относятся также к сухим тундрам на морском побережье.

Варакушка Luscinia svecica. Немногочисленный гнездящийся вид. Гнездо варакушки с 5 яйцами обнаружено вблизи пос. Сосновая. Беспокоящаяся пара отмечена вблизи побережья западнее р. Нанеряхи. Одиночные особи трижды были зарегистрированы на крутых склонах морского берега.

Рябинник Turdus pilaris. Две пары гнездились на территории заброшенного поселка Сосновая. В одном из гнезд птенцы покинули гнездо 19 июля, некоторое время их отмечали в окружающей тундре.

Подорожник Calcarius lapponicus. Немногочисленный гнездящийся вид. Выводки отмечали с первых дней работы. Взрослых птиц и слетков регистрировали повсеместно от долины р. Монгочеяхи до р. Омулевой, однако преимущественно в междуречье Монгочеяхи и Нанеряхи. Наибольшая плотность подорожников приурочена к типичным тундрам (1,83 ос./км2) и заболоченным речным долинам (1,47 ос./км2), в небольшом числе они были отмечены в комплексных и низинных болотах и пятнистых тундрах, не зарегистрированы в приморских местообитаниях и в кочкарных тундрах. Восточнее долины реки Омулевой птицы этого вида не отмечены.

Пуночка Plectrophenaxnivalis. Немногочисленный гнездящийся вид. Нелетный птенец обнаружен среди плавника у пос. Сосновая 17 июля. Взрослых и молодых птиц отмечали среди плавника в дельте р. Нанеряхи и на побережье Енисейского залива.

Автор выражает искреннюю благодарность генеральному директору Гыданского потребобщества М. М. Докаеву, без помощи которого

исследования не могли бы осуществиться, Б. М. Докаеву и В. Яндо. На разных этапах проведения работы неоценимую помощь оказывали заместитель генерального директора ООО «Ямбурггаздобыча» Р. М. Минигулов и генеральный директор ООО «Енисей» Ю. И. Пись-меннов, жители г. Уренгой, п. Гыда и п. Антипаюта, коренное население тундры. Я выражаю глубокую признательность вышеуказанным людям, а также, пилотам авиакомпании «ЮтЭйр» и «Газпромавиа», осуществлявшим вертолетные перелеты.

ЛИТЕРАТУРА

Глазов П. М., Дмитриев А. Е. К орнитофауне Гыданского полуострова и полуострова Явай // Материалы к распространению птиц на Урале, в Приуралье и Западной Сибири. Екатеринбург, 2004. С. 52-62.

Жуков В. С. К фауне и распространению птиц на северо-востоке Западной Сибири // Там же. 1998. С. 67-77.

Линьков А. Б. Некоторые особенности экологии и распределения гусей и казарок на северо-востоке Гыданского полуострова // Экология и рациональное использование охотничьих птиц в РСФСР. М., 1983. С. 62-70. Равкин Ю. С. К методике учета птиц в лесных ландшафтах // Природа очагов клещевого энцефалита на Алтае. Новосибирск, 1967. С. 66-75. РутилевскийГ. Л. Животный мир // Ямало-Гыданская область (физико-географическая характеристика). Л., 1977. С. 226-260.

Черничко И. И., СыроечковскийЕ. Е. младший, Черничко Р. Н, Волох А. М., Андрющенко Ю. А. Материалы по фауне и населению птиц Северо-восточного Гыдана // Арктические тундры Таймыра и островов Карского моря: Природа, животный мир и проблемы их охраны. ИПЭЭ РАН. М., 1994. С. 223-261.

ВСТРЕЧА ТАЕЖНОЙ МУХОЛОВКИ В ОКРЕСТНОСТЯХ СУРГУТА А. А. Емцев1, А. А. Дренин2

1 Институт экологии растений и животных УрО РАН,

ул. 8 марта, 202, г. Екатеринбург, 620144; [email protected]

2 Кафедра химии Сургутского государственного университета,

ул. Энергетиков, 14, г. Сургут Ханты-Мансийского авт. округа, 628400;

[email protected]

Западная граница гнездового ареала таежной мухоловки Ficedula mugimaki в Западной Сибири, как известно, проходит в Томской области и, лишь незначительно, на северо-западе — в Тюменской (крайний восток Ханты-Мансийского автономного округа) (Рябицев, 2001). Западнее, на территории ХМАО, данный вид отмечали как залетный в Юганском заповеднике Е. Г. Стрельников и О. Г. Стрельникова (1998).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.