УДК 904(571.5) ББКТ4(2Р5)
Т.Ю. Номоконова
Иркутский государственный университет E-mail: asl22@yandex. ru
ОРНАМЕНТАЦИЯ СРЕДНЕВЕКОВЫХ СОСУДОВ ПРИОЛЬХОНЬЯ (оз. БАЙКАЛ)
Введение
Курумчинская культура рассматривается как средневековая история Прибайкалья и отчасти Западного Забайкалья (в том числе Приольхонья -участка Байкальского побережья, расположенного между р. Бол. Бугульдейка и мысом Елохин). В литературе данная культура относится к периоду позднего железного века (VI-X вв.), однако в последнее десятилетие многие исследователи расширяют диапазон ее существования вплоть до раннемонголь-ского времени (ХГ-ХГУ вв.) включительно.
Керамика является наиболее распространенным археологическим материалом, встречаемым в комплексах данной культуры. Сосуды зафиксированы на 25 археологических объектах, информация о которых дана схематично и фрагментарно в свете всего материала без специальных исследований их орнаментации. Понятие «керамика курумчинского типа» часто используется в литературе, однако до сих пор не устоялось единых критериев при описании орнаментации сосудов из комплексов данной культуры и ее интерпретация исследователями далеко неоднозначна.
Данное исследование посвящено средневековой керамике из погребальных и поминальных комплексов Приольхонья. Основной целью работы является конкретизация понятия «керамика курумчинского типа», что подразумевает обобщение всей совокупности данных, выяснение общего и особенного в ее орнаментальных признаках и определение позиций орнамента в хронологической схеме средневекового периода.
История исследования
Изучение орнаментов на средневековых сосудах Приольхонья тесно связано с общей историей исследования объектов курумчинской культуры. Впервые памятники, отнесенные впоследствии к данной культуре, отметил Н.Н. Агапитов в местности Абазаев утуг и Куркутский комплекс I (Ольхонское ведомство) в 1881 г. На первом из этих объектов им проведены раскопки (вскрыто 15 сооружений). Н.Н Агапитов рассматривал шатровые кладки как погребения, выполненные по обряду трупосожжения на стороне с
последующим помещением останков кремации в могилу (Агапитов, 1881 : 18-19). С этого момента начинается период эпизодического накопления фактологического материала (в том числе и орнаментированных сосудов), который продолжался до 70-х годов XX века.
В 1912 г. Б.Э. Петри обнаружил и исследовал стоянку железного века в местности Уту-Елга улуса Шохтой Курумчинского ведомства. Материалы, полученные в ходе раскопок стоянки и пещер Ольхонского края, он отнес к ранней железной эпохе и выделил их в культуру «курумчинских кузнецов» (Петри, 1922:1923; 1928). Его работы являются первой попыткой анализа орнаментации курумчинской керамики с выделением нескольких типов (Петри, 1923 : 7-9).
Впоследствии, на основе изучения средневековых стоянок, пещерных комплексов и городищ Прибайкалья и их сопоставления с материалами шатровых сооружений, А. П. Окладниковым были высказаны предположения о культурной принадлежности этих комплексов - курыканам (тюркоязычным предкам якутов) и их датировки - поздним железным веком, VI-X вв. (Окладников, 1948; 1955:299-300). Эти определения долгое время считались общепринятыми.
В Приольхонье накопление фактических материалов по этой культуре проводились П.П. Хороших в 1921-1923 гг. (Хороших, 1924); археологической экспедицией ИЕУ (П.П. Хороших, Э.Р. Рыгдылон, В.В. Свинин) в 1956 г. и отрядами Иркутской экспедиции ЛО ИА АН СССР (М.П. Грязное) в 1959 г. В результате работ последней были получены богатые материалы на объектах Куркут I, Елга, Шида, которые введены в научный оборот только в 90-е гг. (Максименков. Сорокин, 1992; Горбунова. Пшеницына, 1992: Качалова, Черников, 1992). В 1974 г. вышла публикация материалов шатровых сооружений, раскопанных A.M. Мандельштамом у оз. Нурэ в 1959 г. Автор придерживался традиционных взглядов на интерпретацию шатровых кладок и датировал комплекс VIII-IX вв. (Мандельштам, 1974). Впоследствии, ряд исследователей пересмо-трели хронологию данного комплекса. А.В. Харинский считает, что следует расширить период
Известия Лаборатории древних технологий ИрГТУ вып.3.2005. E-mail: [email protected]
©Т.Ю.Номоконова,2005
221
существования комплекса Нуры I, начиная с первой половины I тысячелетия (Харинский, 1993 : 42-43). Б.Б. Дашибалов предлагает более позднюю дату - с VIII по XII вв. (Дашибалов, 1995 : 90).
С 70-х гг. начинается новый период в изучении комплексов курумчинской культуры, который характеризуется целенаправленными тематическими исследованиями, пересмотром прежних представлений о датировке комплексов (в частности шатровых кладок) и их функциональном назначении. В научный оборот прочно вводится понятие «керамика курумчинского типа», без конкретизации черт ее орнаментации (Асеев, 1980; Дашибалов, 1992; 1995; Зайцев, 1989; Зайцев, Свинин и др., 1996; Свинин, Зайцев и др.. 1982).
Крупные работы по изучению шатровых сооружений проведены отрядами экспедиции ИИФФ СО АН СССР (И.В. Асеев), которые позволили расширить источниковедческую базу, в том числе увеличить количество сосудов. И.В. Асеев отметил сходство керамики из шатровых сооружений с материалами поселений на островах Сосновый и Лесной (Асеев, 1980). Часть полученных им материалов опубликована, но более 150 шатровых кладок (содержащих керамику), раскопанных в местности Хоторук и Базарная, не были введены в научный оборот.
В 70-80-ые гг. на территории Приольхонья проводятся тематические исследования по средневековой археологии отрядами КАЭ ИГУ (В.В. Свинин). В результате выявлены новые объекты и частично
222
исследованы некоторые комплексы, в т.ч. погребения могильника Харанса I, при раскопках которого найдена т. н. курумчинская керамика (Свинин, 1971: 74). Впоследствии эти погребения были отнесены М.А Зайцевым к курумчинской культуре, но уже с раннемонгольским влиянием (Зайцев, 1989 : 10). В результате стало возможным расширить их хронологию до XI в. включительно. В.В. Свинин и М.А. Зайцев рассматривали шатровые сооружения как ритуальные и связывали их с обрядом захоронения последа. Они предлагают более узкую датировку этих конструкций -1Х-Х вв. (Свинин, Зайцев, 1982: 138; Зайцев. 1989: 10).
В 80-ые гг. в Приольхонье ведутся раскопки курыканских комплексов отрядами экспедиции БИОН БФ СО АН СССР (Б.Б. Дашибалов). На основе изучения открытых им погребений курумчинской культуры Б.Б. Дашибалов выделил несколько хронологических этапов в диапазоне вв. (куркутский - вв.,
бодонский - "УШ-Х вв., харанцинский - XI-XII вв. и телятниковский - ХП-Х]" вв.). Шатровые и плоские кладки он рассматривает как поминальные сооружения (Дашибалов, 1995 : 91, рис. 33-35).
С начала 80-ых гг., в связи с составлением Свода археологических памятников и проведения спасательных работ на территории Ольхонского района, исследованиями шатровых конструкций занимались отряды экспедиций КАЭ ИГУ и ИЛАиП ИАиЭ СО РАН-ИГУ (О.И. Горюнова, В.В. Павлуцкая). В результате выявлены и частично исследованы новые пункты позднего железного века, материалы исследований опубликованы в ряде статей (Бердниковаи др., 1989; Яковлева, Горюнова, 1991; Горюнова, Пудовкина, 1995; Номоконова, 1999; 2000; 2001а-в; 2002; Номоконова, Горюнова, 2000а, б; 2002).
В последние годы вопрос о курумчинской культуре в своих работах поднимает А.В. Харинский. Он возвращается к истокам работ Б.Э. Петри и считает, что понятие «курумчинской керамики» соответствует керамике, найденной в местности Уту-Елга, и предлагает считать ее керамикой уту-елгинского типа, характерной чертой орнаментации которой являются пальцевые защипы. Он определяет новые хронологические рамки курумчинской культуры "Ш-ХП вв. (Харинский, 2001а: 12; 2001: 45-48).
Таким образом, исследование и изучение памятников курумчинской культуры ведется уже более 100 лет. Тем не менее, остаются дискуссионными проблемы их датировки, функционального назначения и этнической принадлежности. В литературе часто используются понятия «керамика курумчинского типа» или типичная курыканская керамика, но при этом характеристика их не дается. Единственное, с чем согласны все исследователи - это ее плоскодонность, гладкостенность и лепка без применения гончарного круга.
Материалы
Анализ орнаментации керамики основан на 81 сосуде с 25 средневековых комплексов Приольхонья, изученных различными экспедициями за все годы
исследования: Елга II. VII, Черенхын I, IV, Ольхон, Куркутский комплекс I, II. Агинский комплекс II, Куркут I, IV, Хоторук I, Харансы I, Сохтэр I, VII, Хужир-Нугэ ХП, ХХ, Тодакта II, Будун III, Куларинский могильник, Улярба IV, Сарма III. Нуры I, Саган-Нугэ III, Хужир III, Шракшура I (рис. 1). Исследуемые объекты сконцентрированы, в основном, вдоль СЗ побережья о. Ольхон и заливов Малого моря оз. Байкал.
Анализируемые сосуды - баночного типа с гладкой поверхностью, с плоским дном и толстыми стенками. Исключение - один сосуд из погребения Ольхон № 1: он -тонкостенный. Вся керамика лепная. Тесто сосудов грубое, часто содержит большое количество песка или дробленого камня; обжиг неравномерный (вариации цвета на одном и том же сосуде от красного до черного). Размеры и пропорции сосудов заметно варьируют, но преобладают сравнительно небольшие (12-15 см высотой). Конфигурация верхней части сосуда от прямой (или почти прямой) с несколько расширяющимся устьем, до сосудов с зауженной горловиной и выпуклым туловом. Вариации венчиков ограничены простыми профилями: прямые (с уплощением и без него), в виде округлого или треугольного валика, реже - прямоугольные (иногда с уплощением в верхней или нижней частях).
Для средневековой керамики Приольхонья характерно заполнение орнаментом только верхней части посуды (в основном тулово, реже - венчик). Зональность отмечена стандартными композициями в каждой из зон. На 16 сосудах (из 81) орнамент нанесен по верхней плоскости венчика: насечки - 12, рассеченный валик - 2, ногтевые защипы - 1 (Куркутский комплекс I № 28), подковообразные вдавления - 1 (Ольхон № 2).
Тулово, как правило, орнаментировалось геометрическими мотивами, представленными в виде различных модификаций линий, арок и зигзагов. Выделение характерных групп проводится по технике нанесения орнамента и по композиционным его построениям, включая мотивы в различных вариациях (табл. 1):
I. Прочерченная техника (15). Преобладает простая композиция (8). I. Горизонтальная линия (4). Варианты: а) параллельные линии; б) концы одиночной линии свисают вниз в виде «усиков»; в) парные линии, концы последней свисают вниз. 2. Арочный мотив (6). Сложная композиция отмечена на 4-х сосудах. Она представлена горизонтальной прочерченной линией, ниже которой проходит зигзаг (4).
II. Штамповые вдавления (20). Все композиции простые, мотив - горизонтальный. 1. Округлые вдавления с внутренней стороны сосуда (жемчужины) -6.2. Вдавления с внешней стороны сосуда (ямочки) -12. 3. Насечки (2). Варианты: а) параллельные ряды наклонных насечек; б) концы линии свисают вниз.
III. Ногтевой орнамент (6). Представлены простой композицией: мотив - горизонтальный. 1. Ногтевые вдавления (5). 2. Ногтевые защипы (1).
IV. Сочетание прочерченных линий и штамповых вдавлений (20). Простая композиция (12). Сочетание
223
горизонтальной прочерченной линии и пояска ямочек: Ь Поясок ямочек проходит по линии. Варианты: а) концы линии свисают вниз (3); б) линия сплошная (3). 2. Поясок ямочек расположен ниже горизонтальной линии. Варианты: а) концы линии свисают вниз (4); б) линия сплошная (2).
Сложная композиттия (8). 1. Горизонтальный зигзаг и ямочки, нанесенные в его вершинах (1). 2. Сочетание горизонтальной линии, зигзага и ямочек (5). Варианты: а) линия сплошная (3); б) концы линии свисают вниз (2). 3. Сочетание горизонтальной линии, зигзага и рядов наклонных насечек (1). 4. Сочетание арочного мотива
224
и горизонтального пояска «жемчужин», расположенного в его вершинах (1).
V. Налепной орнамент в сочетании со штамповы-ми вдавлениями (17). Простая композиция (14). Мотив - горизонтальный. 1. Рассеченный валик (8): а) насечки; б) вдавления ромбовидной формы. 2. Сочетание рассеченного валика и пояска ямочек, расположенного ниже его (5). Варианты: а) валик - сплошной; б) концы свисают вниз; в) параллельные валики в три ряда, поясок ямочек проходит под первым из них. 3. Короткие рассеченные валики со свисающими концами (1). Сложная композиция представлена сочетанием горизонтального и вертикального мотивов (3). От последней линии горизонтальных валиков опущены вертикальные ответвления; в первом случае верхний валик и ответвления рассечены, в двух остальных на концах ответвлений расположены дисковидные налепы.
VI. Налепной валик в сочетании с прочерченной линией и штамповыми вдавлениями (3). Сложная композиция. 1. Горизонтальный рассеченный валик, ниже которого проходит прочерченный арочный орнамент (1). 2. Параллельные рассеченные валики в три ряда, между первыми расположен «шахматно-шашечный орнамент» (Асеев, 1980 : 59.), под третьим валиком проходят два вертикальных ряда подковообразных вдавлений (1). 3. Сочетание горизонтального пояска подковообразных вдавлений, рассеченного валика и прочерченного зигзага (1).
В результате исследования орнаментов на средневековых сосудах из погребений, шатровых и плоских кладок Приольхонья нами выделены характерные черты в орнаментации для конкретизации понятия «керамика курумчинского типа» или «курыканская керамика» (рис. 2.1). Преобладают две техники нанесения орнамента: прочерченная, штамповая и их сочетание (55 из 81). Реже встречаются сосуды, украшенные только ногтевым орнаментом (6) и сочетающие прочерченную, налепную и штамповую техники (3). Доминирует простая композиция, состоящая из одного мотива (63), из них преобладающий - горизонтальный (57 из 63). Сочетание мотивов в сложной композиции: горизонтальный и зигзаг (13). горизонтальный и арочный (2), горизонтальный и вертикальный (3). Наиболее распространенная сложная композиция - сочетание прочерченной линии или рассеченного налепного валика с пояском ямочек (23). Реже встречаются сочетания налепного валика и штамповых вдавлений (17).
Наиболее часто орнаментированная керамика встречается в шатровых конструкциях (57), реже в плоских сооружениях (12) и погребениях (12). По технике выполнения орнамента в шатровых конструкциях доминируют группы 1, II, IV, реже - V. В плоских сооружениях и погребениях фиксируется примерно одинаковое распределение соотношений между группами, исключение составляет ногтевой способ (III), который отсутствует на керамике из погребений (рис. 2 .2).
Группы керамики
О 5 10 15 20
Соотношение групп между комплексами
о% т ес% ео% 100%
Рис. 2. Группы орнаментации средиекаконии мулг'.г
Обсуждение материалов
На основании предложенной работы становится возможным выделить характерные признаки орнаментации средневековых сосудов применительно к разным хронологическим срезам и проследить их распространение во времени. Подобная работа необходима в связи с тем, что в датированных погребениях известно немного сосудов, а керамика и; шатровых и плоских кладок чаще всего встречается бе? датируемого сопроводительного инвентаря! Тем более, что ранее все шатровые сооружения относили к позднему железному веку и, следовательно, найденный в них керамический материал датировался в пределах VТ-X вв. В настоящее время диапазон их существование расширен до раннемонгольского периода включительно -XI-XТV вв. (Дашибалов, 1995).
Большинство шатровых и плоских кладок (Куларин-ский могильник, Улярба IV, Сарма III, Куркут I, Нуры I, Куркутский комплекс II № 6, Хужир III, Хужир-Нугэ XX) датируется по найденным в них железным изделиям (ножи, наконечники стрел, предметы конской принадлежности).
Считаю возможным пересмотреть хронологический диапазон существования комплексов Куркут I, Хужир-Нугэ XX и Нуры I, отнесенных авторами к VIII-X и К-Х вв. (Зайцев, Свинин и др., 1996; Алтухов, Сидорчук и др., 1996; Мандельштам. 1974). По аналогиям археологического материала мы склонны расширить рамки существования комплексов вплоть до X1I-XIV вв. Типологические формы железных
225
наконечников стрел с Куркута I, как отмечают сами авторы, фиксируются в Южной Сибири вплоть до XII в. (Зайцев, 1992; Зайцев, Свинин и др., 1996 : 71). А удлиненно-ромбический, плоский в сечении железный наконечник стрелы из кладки Хужир-Нугэ XX имеет широкий диапазон существования - с XI по XIV вв. (Худяков, 1997). В отношении Нуры I придерживаемся точки зрения Б.Б. Дашибалова о более широком диапозоне существования этого комплекса - вплоть до XII в. (Дашибалов, 1995 : 90-91).
Датировка погребений основана на радиоуглеродных определениях, данных спектрального анализа бус (Елга VII, № 6), типологии железных изделий и предметов конской упряжи (Ольхон, № 1,Куркутский комплекс II № 10), по особенностям погребальных обрядов (Куркутский комплекс II, № 18) (Дашибалов, 1995 : 113; Свинин, Базалийскийидр., 1980: 120-123; Горюнова, Пудовкина, 1995 : 172-173; Асеев, 1980: 53, 55,59).
Выделяются 3 хронологические группы (табл. 2): раннемонгольское время - XI-XIV вв., поздний железный век - \I-Vn и \III-X вв. (Дашибалов, 1995; Окладников, 1958; Асеев, 1980).
Орнаментация керамики раннемонгольского времени, XI-XIV вв.:
Простая композиция. 1. Штамповые вдавления, нанесенные с внутренней стороны сосуда -«жемчужины» (Нуры I, Куркут I, № 81,2; Харансы I, № 26), датируемые ранее в диапазоне VШ—XII и X-XI вв.
(возможно, к этому же времени относятся шатровые кладки Куркутского комплекса II, № 19, 101 иКуркут-ского комплекса I, № 7). 2. Ногтевой орнамент в виде вдавлений или защипов (Куркут I, № 72, 87, 99; Шракшура I, возможно, Куркутский комплекс I, № 106, Саган-Нугэ III), датируемые в диапазоне ^Ш—КП и XXIV вв. 3. Арочный мотив (отмечен в шатровых кладках Нуры I, Куркут I, № 98, 102, 104-105, в погребении комплекса Харансы I).
Сложная композиция. 1. Сочетание арочного мотива со штамповыми вдавлениями, нанесенными с внутренней стороны сосуда - «жемчужинами» (плоские кладки Хужир-Нугэ XX) или с налепным рассеченным валиком (Куркутский комплекс II, № 9). 2. Сочетание прочерченного зигзага, рассеченного валика и подковообразных вдавлений (погребения Ольхон, № 1,2, датируемых Х-ХП вв.) (Асеев, 1980: 132-133). 3. Сочетание горизонтальных рассеченных валиков и вертикальных ответвлений с дисковидными налепами на концах (погребение № 2 Черенхын IV, датируемое Б.Б. Дашибаловым XI1-XIV вв.). Подобный орнамент отмечен в шатровом сооружении Куркутс-кого комплекса I, № 39, где зафиксировано 2 сосуда (рассеченный валик и параллельные прочерченные линии), которые, по всей видимости, датируются также.
Необходимо отметить, что подобная орнаментация (ногтевой, арочный, «жемчужины», подковообразные вдавления) широко встречается на поселениях и городищах Ангарских островов и р. Унга (острова Лесное и Сосновое, Унгинское, Шохтой, Манхай и Улан-
226
Бор), датируемых авторами IX-XIV и XII-XIV вв. (Асеев, 1980; Дашибалов, 1994; 1995).
Таким образом, время существования выше перечисленных видов орнамента, можно, определить раннемонгольским периодом, несмотря на то, что авторы раскопок традиционно относили их к курумчи-нской керамике позднего железного века (VI-X вв.).
Орнаментация керамики позднего железного века, VI-XBB.
В этот период орнамент представлен, в основном, сочетанием прочерченной линии (прямая, концы линии свисают вниз, зигзаг) или рассеченного валика с пояском ямочек в различных вариациях, хотя валики отмечены только на 4 сосудах из 35. На основании датируемых комплексов внутри этого периода условно можно провести границу между VI—VII и VIII—X вв.
В период VI-VII вв. (1-й хронологический срез), относимый Б.Б. Дашибаловым к куркутскому этапу курумчинской культуры (Дашибалов, 1995), композиции представлены мотивом в виде прочерченной линии со свисающими вниз концами в сочетании со штампо-выми вдавлениями в виде ямочек (Ольхон, № 3, Черенхын I, № 40, Сохтер I, Куркут IV, №21, несколько кладок с комплекса Хоторук I). Только на сосуде из погребения № 6 Елга VII мотив со свисающими вниз концами выполнен насечками. Подобная орнаментация отмечена в II А, Б слоях на стратифицированном многослойном поселении Катунь I (Чивыркуйский залив), датируемых авторами по аналогиям с погребениями периодом позднего железного века VI-VII вв. (Горюнова, Новиков, 1997).
В VIII—X вв. (2-й хронологический срез - бодонский этап) наибольшее распространение получает мотив в виде прочерченного зигзага в сочетании с прямой линией и пояском ямочек, проходившим в его вершинах (Сарма III, Улярба IV, Елга II, № 3, Тодакта II, несколько кладок с комплекса Хоторук I). Подобные сосуды встречены в памятниках Западного Забайкалья, относимых к хойцегорской культуре К-Х вв. (Кызласов, 1981; Хамзина, 1970) и на ритуальном комплексе Макаревская 1 в Южном Приангарье, предварительная датировка которого конец I - начало II тыс. н.э. (Николаев, Кустов, 200 4 :рис. 6.14, 17; 13 .4)
Керамика позднего железного века фиксируется на поселениях Прибайкалья. На территории Приоль-хонья она встречается только в компрессионных слоях, что не может служить опорной точкой для хронологических интерпретаций (Номоконова, Горюнова, 2000а). Тем не менее на поселениях Чивыркуйского залива (Баргузинский р-н Республики Бурятия) впервые выделены «чистые» слои, типологически относимые к позднему железному веку: слои II А, Б Катунь I, слой I Б Окуневой IV, слой I Крестовой I (Номоконова, 2003, табл.).
Следует также отметить, что орнаменты в виде поясков ямочек и рассеченных валиков встречаются как в позднем железном веке, так и в раннемонгольское время (период с VI по XIV вв.). В отношении некоторых комплексов, датировка которых обобщена в рамки VI-
X вв., можно выделить следующее: сооружения комплекса Хоторук I полностью укладываются в период позднего железного века, Куркутский комплекс I и II имеют более широкий диапазон существования -вплоть до XII в.
На большинстве сосудов композиционные построения орнаментов достаточно просты и в некоторой степени примитивны, они не отступают от основных геометрических построений. К наиболее сложным и редким, по технике нанесения орнамента и его построению, относятся сосуды из погребений Черенхын IV, Куркутский комплекс I и Ольхон, № 1-2 (Асеев, 1980; Дашибалов, 1995). Подобные тенденции по усложнению орнамента представлены только в более поздних средневековых комплексах (XII-XIV вв.). что демонстрирует усложнение и разнообразие композиционных построений в их хронологическом отношении.
На основании проведенного анализа стало возможным выделить характерные признаки орнаментации средневековых сосудов применительно к разным хронологическим срезам, проследить их распространение во времени с VI по XIV вв. и отметить, что орнаментация курумчинской керамики за этот период претерпевает ряд изменений.
Заключение
Выявление хронологических особенностей орнаментации керамики имеет важное значение, так как в большинстве комплексов фрагменты сосудов являются доминирующим материалом и подчас единственным указателем на датировку археологических объектов. Основываясь на материалах из погребений, шатровых и плоских кладок Приольхонья, имеющих определенную датировку, сопоставляя их с керамикой из поселений, в том числе и стратифицированных, выделяют хронологические особенности орнаментации керамики данного региона. На основе выделенных групп возможно использовать орнамент как основу для датирования комплексов курумчинской культуры (позднего железного века) и раннемонгольского времени. Последующие исследования позволят конкретизировать и дополнить полученные результаты.
Литература
Агапитов Н.Н. Прибайкальские древности // Изв. / ВСОРГО.-1881.-Т.12,№4-5.-С. 1-12.
Алтухов В.В., Сидорчук М.Л., Туркин Г.В., Харинский А.В. Ритуальные кладки Приольхонья конца I тысячелетия нашей эры // Археология, палеоэкология и этнология Сибири и Дальнего Востока. - Иркутск. 1996.-Ч.2.-С. 122-125.
Асеев И.В. Прибайкалье в средние века. - Новосибирск, 1980.-148 с.
Бердникова В.И., Яковлева В.В., Горюнова О.И. Жертвенные комплексы Приольхонья (VI - XIX вв. н. э.) // Этнокультурные процессы в Юго-Восточной
227
Сибири в средние века. - Новосибирск, 1989. - С. 7178.
Горбунова Н.Г., Пшеницина М.Н. Поселение и могильник в бухте Шидэ // Древности Байкала. -Иркутск, 1992.-С. 65-69.
Горюнова О.И., Новиков А.Г. Комплекс железного века многослойного поселения Катунь I // Гуманитарные науки в Сибири: Археология и этнография. - 1997. -№3.-С. 27-35.
Горюнова О. И., Пудовкина ЕА. Могильник Елга VII и его место в периодизации железного века Приольхонья // Байкальская Сибирь в древности. -Иркутск, 1995.-С. 154-174.
Дашибалов Б.Б. Поминальные сооружения курумчинской культуры в Прибайкалье //Археологические памятники эпохи средневековья в Бурятии и Монголии. - Новосибирск, 1992. - С. 56-87.
Дашибалов Б.Б. Находки культуры «курумчинских кузнецов» из раскопок Б.Э. Петри // Этнокультурные процессы в Южной Сибири и Центральной Азии в I-II тысячелетии н.э.-Кемерово, 1994.-С. 190-207.
Дашибалов Б.Б. Археологические памятники курыкан и хори. -Улан-Удэ, 1995.- 189 с.
Зайцев М.А. Ритуальные и погребальные памятники курумчинской культуры в Приольхонье (оз. Байкал): Автореф. дис.... канд. ист. наук. - Кемерово, 1989.-16C.
Зайцев М.А. Железные наконечники стрел курумчинской культуры в Приольхонье // Археологические памятники эпохи средневековья в Бурятии и Монголии. - Новосибирск, 1992.-С. 102-107.
Зайцев М.А., Свинин В.В., Харинский А.В. Шатровые сооружения западного берега залива Куркут (озеро Байкал) // Археологическое наследие Байкальской Сибири: изучение, охрана и использование. - Иркутск, 1996. - Вып. 1. - С. 67-76.
Качалова Н.К., Черников С.С. Могильники в окрестностях поселка Харансы и озера Елгай на острове Ольхон // Древности Байкала. - Иркутск, 1992. - С. 7783.
Кызласов Л.Р. Средневековые памятники Западного Забайкалья (IX - X вв.) // Степи Евразии в эпоху средневековья. - М., 1981. - С. 59-61.
Макснменков ГА., Сорокин B.C. Могильник в
заливе Куркут // Древности Байкала. - Иркутск, 1992. -С. 59-64.
Мандельштам A.M. Шатровый могильник у оз. Нурэ (о. Ольхон) // Бронзовый и железный век Сибири. -Новосибирск, 1974.-С. 150-156.
Николаев B.C., Кустов М.С. Ритуальные комплексы кочевников Южного Приангарья в эпоху средневековья (описание, анализ конструкций и обряда)// Известия лабораторий древних технологий. - Иркутск: Изд-во ИрГТУ 2004. - Вып.2. - С. 193-212.
Номоконова Т.Ю. Охранно-спасательные раскопки на погребально-ритуальном комплексе Куркут IV (оз. Байкал) // Экология Байкала и Прибайкалья.-Иркутск, 1999.-С. 131.
Номоконова Т.Ю. Новые комплексы ритуальных шатровых сооружений позднего железного века Приольхонья (оз. Байкал) // Наследие древних и
традиционных культур Северной и Центральной Азии. - Новосибирск, 2000. - Т.2. - С. 38-39.
Номоконова Т.Ю. Классификация орнаментов на сосудах из ритуальных шатровых конструкций Приольхонья // Историко-культурное наследие Северной Азии: Итоги и перспективы изучения на рубеже тысячелетий. - Барнаул, 2001а. - С. 459-462.
Номоконова Т.Ю. Раскопки ритуального комплекса Хужир-Нуге XII // Экология Байкала и Прибайкалья. -Иркутск,20016.-С. 80.
Номоконова Т.Ю. Шракшура I - культовый комплекс раннемонгольского времени в Приольхонье // Вестник Иркутского университета. - Иркутск, 2001 в. -С. 53-54.
Номоконова Т.Ю. Комплекс шатровых сооружений Хужир-Нугэ XII (оз. Байкал) // Культурология и история древних и современных обществ Сибири и Дальнего Востока. - Омск, 2002. - С. 436-43 8.
Номоконова Т.Ю. Комплексы позднего железного века на побережье Чивыркуйского залива оз. Байкал // Социогенез Северной Азии: Прошлое, настоящее, будущее.-Иркутск, 2003.-С. 102-107.
Номоконова Т.Ю., Горюнова О.И. Керамические комплексы поселения Хужир-Нугэ XV (оз. Байкал) // Экология Байкала и Прибайкалья. - Иркутск, 2000а. -С. 22-23.
Номоконова Т.Ю., Горюнова О.И. Новые данные о позднем железном веке Приольхонья: ритуальный комплекс Тодакта II // Вестник Иркутского университета. - Иркутск, 20006. - С. 65-67.
Номоконова Т.Ю., Горюнова О.И. Шатровые сооружения Приольхонья // Археологическое наследие Байкальской Сибири: Изучение. Охрана и использование. - Иркутск, 2002. - С. 101-108.
Окладников А.П. Древняя тюркская культура в верховьях Лены//КСИИМК.- 1948. -№ 19.
Окладников А.П. История Якутской АССР. - М.. Л., 1955.-Т. 1.-428 с.
Окладников А.П. Археологические данные о появлении первых монголов в Прибайкалье // Филология и история монгольских народов. - М., 1958. -С. 200-213.
Петри Б.Э. Далекое прошлое Бурятского края. -Иркутск, 1922. - 43 с.
Петри Б.Э. Доисторические кузнецы в Прибайкалье: (к вопросу о доисторическом прошлом якутов)//Наука и школа.-Чита, 1923.-№ 1.-С.21-39.
Петри Б.Э. Далекое прошлое Прибайкалья. -Иркутск, 1928.-73 с.
Свинин В.В. К итогам археологических исследований на Байкале // Учен. зап. Иркут. обл. музея краеведе-ния.-Иркутск, 1971.-Вып.4.-Ч.1 .-С.61-78.
Свинин В.В., Базалийский В.И., Зайцев М.А., Николаенко С.Н., Саркисов В.В. Исследование курыка-нского могильника Харанса I // Проблемы археологии и этнографии Сибири и Центральной Азии. - Иркутск, 1980.-С. 120-123. -
Свинин В.В., Зайцев М.А. К вопросу о так называемых "шатровых могилах" // Проблемы археологии и перспективы изучения древних культур Сибири и Дальнего Востока.-Якутск. 1982.-С. 138-140.
228
Свинин В.В., Зайцев МА., Дашибалов Б.Б. Новый
курумчинский (курыканский) памятник Хужир III // Проблемы археологии и этнографии Сибири. - Иркутск, 1982.-С. 126-127.
Хамзина Е. А. Археологические памятники Западного Забайкалья. - Улан-Удэ, 1970. - 140 с.
Харинский А.В. О датировке ритуальных сооружений у озера Нуре (Байкал) // Исторический опыт освоения восточных районов России. - Владивосток, 1993. — С. 40-43.
Харинский А.В. Предбайкалье в кон. I тыс. до н. э. -сер. II тыс. н. э.: генезис культур и их периодизация. -Иркутск, 2001а.-199 с.
Харинский А.В. Приольхонье в средние века: погребальные комплексы.-Иркутск,20016.-238 с.
Хороших П.П. Исследования каменного и железного века Иркутского края: (остров Ольхон) // Изв. / БГНИИприИГУ.-1924.-Т.1.-Вып.1.-50с.
Худяков Ю.С. Вооружение кочевников Южной Сибири и Центральной Азии в эпоху развитого средневековья. - Новосибирск, 1997. - 159 с.
Яковлева В.В., Горюнова О.И. Ритуальный комплекс Саган-Нугэ III на Байкале // Палеоэтнологические исследования на юге Средней Сибири.-Иркутск, 1991.-С. 157-164.
Summary
The article is devoted to the analysis of design of medieval pottery of the Priol'khon 1a (lake Baikal), which is based on the 81 vessels from 25 funeral and ritual constructions medieval archaeological sites excavated in this region. The basic goal of investigation was to concrete the definition of concept «kurumchnskaia or kurykanska-ia ceramics», that is based on the generalization of all data set, finding-out of the common and special features in its ornamental attributes and definition of positions of an ornament in the chronological system of the medieval period (VI-XIV centuries). The main research problem was to recognize the correlation between chronological periods in this region based on the idea that ceramic decoration is typically highly structured and easily recognized as cultural and chronological pattern.
The research demonstrates, that characteristic features in ceramic decoration are basically presented: the line with the ends hanging down downwards in a combination with stick impressions (VI-VII centuries); the zigzag in a combination with a straight line and stick impressions (VIII-X centuries); arch lines and nail impressions in combinations with "pearls", stamped appliqufls and crescent-shaped impressions (XI-XIV centuries). Ornaments as stick impressions and stamped appiiqmts are found during all extent of the medieval period (VI - XIV centuries).
229