42_art / «штшдщум-лшгмаи» #15174)), жш
УДК 745/749
Махизар Байрамали кызы Магеррамова Докторант Азербайджанской Государственной Художественной Академии DOI: 10.24412/2520-6990-2023-15174-42-44 ОРНАМЕНТАЛЬНЫЕ КОМПОЗИЦИИ В СОВРЕМЕННОМ НАЦИОНАЛЬНОМ КОВРОДЕЛИИ
Maharramova Mahizar Bayramali gizi
Azerbaijan State Academy of Arts Post graduate student
ORNAMENTAL COMPOSITIONS IN MODERN NATIONAL CARPET MAKING
Аннотация.
В период независимости на азербайджанских коврах, как и в других областях прикладного искусства, появились новые орнаменты и композиции, основанные на поиске новаторства новой эпохи. Однако, принимая во внимание все это, нельзя отрицать, что формировавшаяся веками в ковровом искусстве память узора всегда проявлялась своими консервативными особенностями. В статье исследуются орнаментальные особенности современного национального ковроделия.
Abstract.
The new ornaments and compositions that appeared on Azerbaijani carpets during the period of independence began to form, as in other areas of art, directly based on the search for novelty of the new era. However, considering all them it is undeniable that the memory of the pattern formed over the centuries in the carpet art always appears with self-sustaining features. In the article the ornamental compositions in the national carpet weaving art of modern times are investigated.
Ключевые слова: ковер, орнамент, элемент, узор, композиция, традиция.
Keywords: carpet, ornament, element, pattern, composition, traditional.
Среди азербайджанских художников ковроделов периода независимости следует особо отметить имя художника Эльдара Микаилзаде, внесшего свой неоценимый творческий вклад в эту область прикладного искусства. Многие из его работ с глубоким философским смыслом также доказывают, что способность и талант Эльдара Микаилзаде создавать новые элементы всегда находились на вершине его мастерства. Сложность и необычность декоративных элементов на его сюжетно-орнаментальном ковре под названием «Кахкашан» («Млечный путь») также нашла совершенно иное образное решение с золотыми нитями и драгоценными камнями, использованными при плетении ковра (1). Информации об упомянутом ковре очень много. Интересно, что широко обсуждаемый ковер решен расположением на ковре созвездий и небесных знаков.
Орнаменты ковра отражают сотворение вселенной, изучение человеком небесных тел и космоса. Новой идеей в этом искусстве выступает и ковровая композиция, созданная художником, использующим в своих ковровых работах, направленных на познание мироздания, созвездия и различные формы небесных светил, не наносимых на ковры, в качестве орнаментов. В работе, созданной на основе новых сюжетов и орнаментов, не встречавшихся до сих пор в ковроделиях, представлены четыре стихии, такие как вода, огонь, воздух и земля, необходимые для созидания и выживания всех существ на планете Земля и они отражаются на ковре. Далее на ковре показано сотворение мира растений, животных и человека. В каждом из четырех элементов, показанных в углах
на граничной плоскости, есть описание существ, принадлежащих к этому элементу. Рыбы в «воде», змеи, черепахи, ящерицы и т. д. в «земле», жар птица в «воздухе» и т.д.
Ковры заслуженного художника
Мамедгусейна Гусейнова, созданные
классическими узорами в новой форме, основанной на индивидуальной художественной фантазии художника, свидетельствуют о его всесторонних знаниях и опыте в этой области. В творчестве художника главное место занимают ковры с историческим сюжетом, композиции,
выполненные смысловыми символическими знаками.
Как следует из названия, ковер «Суфий» известного художника ковровщика основан на религиозной теме (2). Следует отметить, что ковры религиозной тематики в азербайджанском ковроделии были «молитвенные» ковры, которые начали ткать после распространения Ислама в Азербайджане. Конечно, в дальнейшем ряд художников обращались к религиозной тематике и создавали уникальные произведения. Однако композиция исследуемого ковра «Суфий» является новаторской как по тематике, так и по художественному решению и выражению.
В промежуточной зоне ковра выполнена сложная композиция с использованием геометрических элементов и слов «Аллах», написанных куфическим письмом.
Восьмиконечная звезда, которая в исламе является символом солнца и вечности, дана как главный элемент этого ковра в его центре. Обе звезды изображены в виде декоративных элементов с
«шушетим-шигмау» жш / лят
надписью «Аллах». В суфизме солнце (афтаб) является символом единства, истины, а также красоты и лика. Это знак прекрасных черт и лик Бога.
Три элемента звезды, изображенные в нижней части ковра, представляют собой три стадии развития (аскетизм, суфизм и сектантство), через которые прошел суфизм, как мы уже упоминали. Автор описал три геометрических ромбических элемента по обеим сторонам данной звезды в промежуточном поле, показывая количество этапов, которые должен пройти суфийский пилигрим, чтобы достичь конечной цели.
В центре промежуточного поля он показал движущиеся по небу небесные светила, изобразив мелкие элементы вокруг восьмиугольной звезды -солнца. Потому что, как известно из источников, материальное существование, составляющее в суфизме последнюю ступень в космологическом порядке, имеет двухуровневую структуру: 1. Высший мир; 2. Возвышенный мир.
По бокам основной площади расположены две большие колонны. Это границы добра и зла, как упомянул автор. В самой верхней части, где заканчиваются колонны, находится примыкающая к ним луна и маленькие звезды вокруг них. Также проявление множественного мира в разных формах и размерах (луна сжимается и растет подобно существам в материальном мире, то есть она изменчива) есть проявление тайн Истины.
Не случайны и простые прямые линии, которые мы наблюдаем в композиции, ведь линия есть выражение сущности Истины, то есть ее проявление в мире действительности и красота лика Истины. В композиции часто повторяется слово «Аллах».
Ковер имеет очень интересную кайму. Характерный для каймы элемент «катаба» автор использовал здесь уникальным образом. Катаба -один из основных элементов и узоров орнаментального искусства. Элемент «катаба», который обычно используется для написания стихов или других надписей на коврах, здесь изображен с элементами различной формы. В качестве элементов надписей были взяты два вида узора - свастика и восьмиконечная звезда. Элемент свастики часто можно встретить в азербайджанских коврах, тканях и украшениях вышивки. Этот узор представлял четыре основных элемента человечества. В исламской религии она также широко распространена под названием «колесо фортуны». Солнце, как мы уже упоминали, — символ вечности, жизни, а свастика — символ жизни в развитии. Обработка каймы на основе такого состава также обеспечивает завершение общей композиции.
Мифологические образы, такие как гранаты и «дракон», взяты в качестве основного элемента в авторской композиции ковра «Нартабах». М. Гусейнов изобразил семь гранатов одинакового размера в средней части. В работе сакральное число «7» и гранат, который называют «райским плодом», являются чуть ли не основным стержнем
43_
композиции. Однако по обе стороны от граната изображен образ драконов, являющийся мифическим персонажем. Этот мотив, созданный автором, представлен в работе как защитная сила. Этим он превратил дракона, который был великой злой силой в декоративном искусстве, в благожелательный образ и дал его как защитника жизни, представленного гранатом.
В промежуточной зоне ковра есть еще один основной элемент - нартабаг. Обычно встречаются элементы, изображенные в промежуточной зоне ковров и отличающиеся от других ковровых элементов формой и размерами, которые называются «медальон», «озеро» или «хонча». Здесь «табаг» (табаг - деревянный поднос), изображенная на центральной линии композиции, является одним из таких элементов.
Ковер «Турксой» художницы-ковровщицы Солмаз Мамедовой выполнен на основе композиции «дерева». Как известно, «композиция с деревом» принадлежит Тебризской школе. Эта композиция столь же интересна, сколь и сложна. Как следует из названия, основой композиции является дерево или деревья в средней, центральной части ковра. По общей схеме композиции в промежуточной зоне ковра можно разместить одно, два или три дерева в зависимости от тематики. Эти деревья также можно изобразить в зависимости от времени года. Или его также можно представить как фруктовое или декоративное дерево.
Конечно, дерево, считающееся основным элементом композиции, обрабатывается самым разным и уникальным способом, в зависимости от сюжета и фантазии художника. В 1953 и 1974 годах Лятиф Керимов, который очень часто обращался к этой теме в своем творчестве, создал три ковровые работы на основе композиции «дерева». Если мы посмотрим на эти работы, то увидим, что три композиции совершенно не похожи друг на друга.
Захра Алиева - одна из талантливых ковровщиц, которая в период независимости привлекла внимание своей обширной деятельностью. Художник, обычно работающий над орнаментальными коврами наряду с другими композициями по эскизам Лятифа Керимова, привлекает внимание своими орнаментальными композициями с иной структурой. Опираясь на использование форм и элементов, принадлежащих классическим коврам, З.Алиева всегда демонстрировала свой потенциал в этой области, придавая особое значение использованию новых элементов.
Два образца ковра, названных художником «Набур», представлены в разных формах. Отличие здесь не только в цвете и композиции, но и в орнаментальном решении. На первом ковре белые контуры ступенчатых острых углов трехозерной композиции переданы темно-синим цветом. В других коврах окрашивание ковра в кизиловый цвет дает другой эффект. Для заполнения промежутков художник использовал стилизованные мелкие геометрические и растительные элементы.
44
ART / «ШШЮШУМ-ШЦГМак» #15(174), 2023
Орнамент под названием «шами» использовался в основной кайме упомянутых ковров. Декоративные элементы каймовой части представляют собой цепи и решаются в динамическом выражении.
Как уже упоминалось, З.Алиева всегда решительным образом проявляла высокий опыт и мастерство в использовании новых элементов в своих коврах. В этом смысле особенно примечательно, что художник, отводивший широкое место использованию классических элементов, добавила в свой орнаментальный ковер «Гоша зейва», представляющий Кубинско-Ширванскую группу, изображение верблюдов в зеркальной форме. В центре ковра, окрашенной в темные тона, расположены шесть изображений хончи.
Новизна и новаторство, заложенные во всех орнаментальных коврах З.Алиевой, проявились в использовании классических традиций и стали объектом внимания любителей искусства новых форм. Среди них ковры «Кушлу», изготовленные на основе элементов Казахской группы, «Кача-ган», «Золотые цвета», относящиеся к Карабахской группе, ковры «Зейва», являются примерами, подтверждающими вышеизложенное. Эти работы решены с узорами орнаментальных ковров с их богатой орнаментацией и цветом, которые обладают живой, приятной аурой, что дает основание говорить о продолжении классических ковровых традиций с добавлением новых форм и элементов или с сохранением основных.
Орнаменты, использованные Айдыном Раджа-бовым, одним из ковровщиков-художников, которые были известны своим широким и уникальным творчеством в период независимости, представляют собой торжество инноваций с уникальными индивидуальными формами (3). Среди таких образцов есть сходство его композиций «Инжир» и «Дерево (Виноградные гроздья)», что объясняется решением одного стиля. Однако новые орнаментальные черты, возникающие в результате использования художником стилизованных деталей реальных форм, выступают как разные стороны. Таким образом, в средней части обоих ковров дано изображение упомянутых деревьев. А в основной каймовой полосе обоих ковров систематически расположены орнаменты, решенные в новом стиле, близком к реальным формам, образованным с использованием формы листьев деревьев. Сходства между коврами заключаются в их цветовом реше-
нии. Хотя художник начинал с той же цели, он реа-лизовывал особенности каждого ковра на основе вновь стилизованных классических орнаментальных особенностей.
Форма изображения, данного в центре ковра под названием «Инжировое дерево», появилась при удачном согласовании синтеза реальности и стилизованных форм. Здесь формы ветвей изображены как новые элементарные черты. То же самое можно сказать и о втором ковре. Однако красное и динамичное изображение Симурггушу-жар птицы на первом ковре отличает суть произведения от остальных. Преобладание геометрических стихийных признаков в пении жар птицы, смешанные геометрические элементы, приведенные в нижней части основного поля в едином стиле, оцениваются как эффектные формы, реализуемые в изложении философского образа мышления.
В основной части второго ковра перевернутые формы раскрытых гроздей, окруженных гроздьями винограда, привели к созданию нового орнамента. В верхней части изображения реалистичный вид ветряной мельницы на краю перемежается линейными формами облаков, каждая из которых представляет собой отдельные элементы, выполненные художником.
Таким образом, можно сказать, что новые элементы, созданные в узорах, выраженных богатством орнамента, выполненного в период независимости, были как дополнением к классическим элементам узора или проявлялись в новом индивидуальном стиле, так и новыми символами и знаками, созданными из образа жизни современной эпохи.
Литература
1. Oliyev, Z. Eldar Mikayilzada // Albom-kataloq. Baki: "Letterpress" na§riyyat evi-2013 // Алиев, З. Эльдар Микаилзаде //Альбом-каталог. Баку: Леттерпресс, 2013
2. Oliyeva, K. Kamil Oliyev. Azarbaycanin xalq rassamrnin yaradiciligi // Baki: §arq-Qarb, 2014, 110 s. // Алиева, К. Камил Алиев. Творчество Азербайджанского народного художника. Баку: Восток-Запад, 2014, 110 с.
3. Camalqizi, G. Xalgagiliq sanatinin gozalliyi va sirlari: Xalgalarda nasillarin bir-birina oturduyu kodla§mi§ ornamentlar, xalqin tafakkuru va tarixi gizlanir // Ekran-efir. 2012, 16 noyabr, s. 27 // Джамал-кызы, Г. Красота и тайны коврового искусства: В коврах кроится кодифицированные орнаменты, народное мышление и история // Экран-эфир, 2012, 16 ноября, с.27