Научная статья на тему 'ОРНАМЕНТАЛЬНЫЕ КОМПОЗИЦИИ ТАТУИРОВОК У НАРОДОВ СЕВЕРНОЙ ПАЦИФИКИ (ПРИНЦИПЫ КЛАССИФИКАЦИИ)'

ОРНАМЕНТАЛЬНЫЕ КОМПОЗИЦИИ ТАТУИРОВОК У НАРОДОВ СЕВЕРНОЙ ПАЦИФИКИ (ПРИНЦИПЫ КЛАССИФИКАЦИИ) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
239
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Camera praehistorica
Область наук
Ключевые слова
СЕВЕРНАЯ ПАЦИФИКА / ТИХООКЕАНСКИЙ РЕГИОН / ОРНАМЕНТ / ЭЛЕМЕНТЫ / КОМПОЗИЦИИ / ТАТУИРОВКА

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Лбова Людмила Валентиновна, Понкратова Ирина Юрьевна, Лебедева Любовь Сергеевна

Яркой художественной формой и выразительным средством культурной, социальной (возможно, этнической) идентичности у народов Севера являются татуировки. Классификация тату народов Северной Пацифики не разработана, так же как и систематизация орнаментальных композиций и элементов, что определяет новизну представленной публикации. Ее актуальность обусловлена необходимостью разработки методики исследования орнамента татуажа как особого вида художественного творчества народов Севера. В предлагаемой публикации использованы этнографические наблюдения исследователей XVII-XIX - начала XX в., проведен анализ орнаментального поля, элементов и композиций, рассмотрены основные орнаментальные мотивы и композиции татуировок у чукчей, эскимосов, эвенов, ительменов и других народов северо-восточных регионов Евразии. В результате проведенного исследования установлено, что основной тип орнамента у народов Севера представлен простыми геометрическими формами (линии, пунктиры, геометрические фигуры, сетки и т. п.), но при этом сохранялись и уникальные стилизованные антропоморфные и зооморфные элементы. Актуальным является анализ представлений о северном орнаментальном искусстве в целом, играющем важную роль в формировании личной, культурной, этнической и социальной идентичности, что определяет дальнейшие перспективы исследований в формате кросс-культурного изучения. Авторы видят дальнейшие перспективы исследований в уточнении характеристики технических приемов орнаментации, семантическом анализе орнаментального поля в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORNAMENTAL COMPOSITIONS OF TATTOOS AMONG THE PEOPLES OF THE NORTH PACIFIC (CLASSIFICATION PRINCIPLES)

Tattoos are a vivid artistic form and expressive means of cultural, social and possibly ethnic identity of the peoples of the North. The classification of tattoos of the aboriginal peoples of the North Pacific, as well as the systematization of ornamental compositions and elements, have not yet been developed, which determines the novelty of this publication. The relevance of the study is in developing a research methodology for tattoo ornament, as a special type of artistic creativity of the peoples of the North. In the study we analyze the data on main ornamental motives and compositions of tattoos of the Chukchi, Eskimos, Evens, Itelmens, and other peoples of the northeastern regions of Eurasia basing of ethnographic observations obtained by a number of researchers in the 17th-19th and early 20th centuries. It has been revealed that while the main type of ornament of the peoples of the North is represented by simple geometric figures (lines, dotted lines, geometric shapes, grids, etc.), the unique stylized anthropomorphic and zoomorphic elements preserved as well. Analysis of ideas about northern ornamental art is an urgent task, since it plays an important role in the formation of personal, cultural, ethnic and social identity of the peoples, which determines the future prospects for cross-cultural research. Additionally to the tattoo motives ornamentation techniques, tools, composition of elements and features of motifs and compositions on household items, clothes, etc. can be identified as features of ornamental art. The authors see further research prospects in verification of the techniques of ornamentation characteristics, the semantic analysis of the ornamental field as a whole.

Текст научной работы на тему «ОРНАМЕНТАЛЬНЫЕ КОМПОЗИЦИИ ТАТУИРОВОК У НАРОДОВ СЕВЕРНОЙ ПАЦИФИКИ (ПРИНЦИПЫ КЛАССИФИКАЦИИ)»

УДК 902/904+7.031+391.91

DOI: 10.31250/2658-3828-2022-1-108-117

Л.В. ЛБОВА

Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, Гражданский пр., 28, Санкт-Петербург, 195220, Россия E-mail: [email protected] ORCID: 0000-0003-4103-7785

И.Ю. ПОНКРАТОВА

Северо-Восточный государственный университет, Портовая ул., 13, Магадан, 685000, Россия

E-mail: [email protected] ORCID: 0000-0003-3410-3430

Л.С. ЛЕБЕДЕВА

Северо-Восточный государственный университет, Портовая ул., 13, Магадан, 685000, Россия E-mail:

[email protected] ORCID: 0000-0003-2441-7284

ОРНАМЕНТАЛЬНЫЕ КОМПОЗИЦИИ ТАТУИРОВОК У НАРОДОВ СЕВЕРНОЙ ПАЦИФИКИ (ПРИНЦИПЫ КЛАССИФИКАЦИИ)*

Яркой художественной формой и выразительным средством культурной, социальной (возможно, этнической) идентичности у народов Севера являются татуировки. Классификация тату народов Северной Пацифи-ки не разработана, так же как и систематизация орнаментальных композиций и элементов, что определяет новизну представленной публикации. Ее актуальность обусловлена необходимостью разработки методики исследования орнамента татуажа как особого вида художественного творчества народов Севера. В предлагаемой публикации использованы этнографические наблюдения исследователей XVII-XIX — начала XX в., проведен анализ орнаментального поля, элементов и композиций, рассмотрены основные орнаментальные мотивы и композиции татуировок у чукчей, эскимосов, эвенов, ительменов

и других народов северо-восточных регионов Евразии. В результате проведенного исследования установлено, что основной тип орнамента у народов Севера представлен простыми геометрическими формами (линии, пунктиры, геометрические фигуры, сетки и т. п.), но при этом сохранялись и уникальные стилизованные антропоморфные и зооморфные элементы. Актуальным является анализ представлений о северном орнаментальном искусстве в целом, играющем важную роль в формировании личной, культурной, этнической и социальной идентичности, что определяет дальнейшие перспективы исследований в формате кросс-культурного изучения. Авторы видят дальнейшие перспективы исследований в уточнении характеристики технических приемов орнаментации, семантическом анализе орнаментального поля в целом.

АННОТАЦИЯ

Ключевые слова: Северная Пацифика, Тихоокеанский регион, орнамент, элементы, композиции, татуировка.

Для цитирования: Лбова Л.В., Понкратова И.Ю., Лебедева Л.С. Орнаментальные композиции татуировок у народов Северной Пацифики (принципы классификации) // Camera praehistorica. 2022. № 1 (8). С. 108-117. DOI: 10.31250/2658-3828-2022-1-108-117.

* Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда (проект № 22-28-01112).

L.V. LBOVA

Peter the Great St. Petersburg Polytechnic University, Grazhdansky pr., 28, St. Petersburg, 195220, Russian Federation E-mail: [email protected] ORCID: 0000-0003-4103-7785

I.Y. PONKRATOVA Northeastern State University, Portovaya ul., 13, Magadan, 685000, Russian Federation E-mail: [email protected] ORCID: 0000-0003-3410-3430

L.S. LEBEDEVA

Northeastern State University, Portovaya ul., 13, Magadan, 685000, Russian Federation E-mail:

[email protected] ORCID: 0000-0003-2441-7284

ORNAMENTAL COMPOSITIONS OF TATTOOS AMONG THE PEOPLES OF NORTHERN PACIFICA (CLASSIFICATION PRINCIPLES)*

Tattoos are a vivid artistic form and expressive means of cultural, social and possibly ethnic identity of the peoples of the North. The classification of tattoos of the aboriginal peoples of the North Pacific, as well as the systematization of ornamental compositions and elements, have not yet been developed, which determines the novelty of this publication. The relevance of the study is in developing a research methodology for tattoo ornament, as a special type of artistic creativity of the peoples of the North. In the study we analyze the data on main ornamental motives and compositions of tattoos of the Chukchi, Eskimos, Evens, Itelmens, and other peoples of the northeastern regions of Eurasia basing of ethnographic observations obtained by a number of researchers in the 17th-19th and early 20th centuries. It has been revealed that

while the main type of ornament of the peoples of the North is represented by simple geometric figures (lines, dotted lines, geometric shapes, grids, etc.), the unique stylized anthropomorphic and zoomorphic elements preserved as well. Analysis of ideas about northern ornamental art is an urgent task, since it plays an important role in the formation of personal, cultural, ethnic and social identity of the peoples, which determines the future prospects for cross-cultural research. Additionally to the tattoo motives ornamentation techniques, tools, composition of elements and features of motifs and compositions on household items, clothes, etc. can be identified as features of ornamental art. The authors see further research prospects in verification of the techniques of ornamentation characteristics, the semantic analysis of the ornamental field as a whole.

ABSTRACT

Key words: North Pacific, Pacific region, ornament, elements, compositions, tattoo.

For citation: Lbova L.V., Ponkratova I.Yu., Lebedeva L.S. Ornamental compositions of tattoos among the peoples of the North Pacific (classification principles). Camera praehistorica. 2022, no. 1 (8), pp. 108-117. DOI: 10.31250/2658-3828-2022-1-108-117 (in Russian).

ВВЕДЕНИЕ

В центре нашего внимания находится проблема происхождения, технологии, назначение и смысл татуирования тела у народов Северной Пацифики, как важной части материальной

и духовной культуры народов дописьменного периода. Характер орнаментальных решений в татуировках рассматривается в рамках реконструкции коммуникаций в древних и архаичных культурах народов Северной Пацифики. Орнамент является одним из факторов поддержания

* The research was supported by Russian Science Foundation (project No. 22-28-01112).

существования социальной и этнической среды, способом передачи социально значимой информации, формой невербальной коммуникации и выразительным средством древней художественной культуры. В дальнейшем предполагается определение функций и семантики татуировок на основе этноархеологического подхода, который будет реконструирован в рамках парадигмы символического поведения населения Северной Пацифики при осуществлении индивидуальных и коллективных коммуникативных и трансляционных процессов.

Северная Пацифика ограничена северной частью Тихого океана с его побережьем и островами. В современных географических рамках к ней относятся Дальний Восток России (Камчатка, Сахалин, Приморье, Магаданская область, Чукотский автономный округ, Хабаровский край), Аляска (США), Тихоокеанское побережье Канады и Японии. Издревле этот регион населяли эскимосы, чукчи, алеуты, коряки и другие народы, в культурах которых, по данным археологии и этнографии, отмечены традиции татуирования.

В настоящее время общепринятой классификации татуировок народов Северной Пацифики не существует [Елётнов, Малаховский 2018], как нет, собственно, и систематизации и классификации орнаментальных композиций, а также их элементов, что определяет новизну представленной публикации. Задачи, сформулированные в представленной работе, предполагают анализ базовых элементов орнаментики татуированного поля (в нашем случае — это тело человека), его симметричность, ритмичность, основные формы. В дальнейшем намечено осуществление кросс-культурного исследования, предполагающего выявление коммуникативных функций орнамента в социальной и культурной среде или его роли в формировании личной, культурной и этнической идентичности.

МЕТОДЫ

Возможность применения этнографических материалов для изучения орнаментальных ком-

позиций татуировок обусловлена сохранением традиционного образа жизни северных народов вплоть до начала XX в. и накопленного фонда материалов. Описание особенностей орнаментации татуирования тела у народов Северной Пацифики встречается в работах И.В. Нельсона [Nelson 1900], В.Г. Богораза [1939; 1991], С.И. Ру-денко [1949], К.Г. Мерка [1978], Я.И. Линденау [1983], В.И. Иохельсона [1997], Г.Ф. Миллера [2009] и других. Особую группу источников составили материалы анализа мифов и сказок народов Севера (см.: [Сказки и мифы... 1974; Эскимосские сказки. 1969; Эскимосские сказки. 1988] и др.). Данные, зафиксированные в XVII-XIX — начале XX в., составили основную источниковую базу анализа орнаментальных композиций населения северо-востока Евразии (табл. 1).

Используемые термины выработаны в отечественной литературе (см., например, [Иванов 1963]). Под орнаментом мы понимаем узор, состоящий из ритмических упорядоченных элементов, связанных с поверхностью, которую он украшает и зрительно организует, как правило выявляя или акцентируя архитектонику предмета.

При изучении и классификации орнаментальных композиций татуировок у народов Севера нами выделены:

• орнаментальное поле — поверхность тела человека, в пределах которой выполнялся орнамент (голова, туловище, конечности);

• орнаментальные зоны — горизонтальные пояса узоров, расположенные на различных частях тела (лице, плечах, руках, ногах, туловище);

• орнаментальный мотив — простейшая составная, повторяющаяся часть орнамента;

• орнаментальный комплекс — совокупность единых признаков орнамента, характерных для определенных культур и памятников. Под орнаментальной композицией понимается взаимное соотношение и расположение элементов орнамента, выполненных на пространстве орнаментального поля (тела человека) и/

или орнаментальной зоны (части тела), как серия повторяющихся поясов.

Стиль орнаментальных мотивов обычно подразделяется на три группы: геометрический, растительный и животный [Орленко 1996].

В системе анализа орнамента могут быть выделены как особенности технических приемов орнаментации, инструментарий, так и состав элементов и особенности мотивов и композиций, то есть системы признаков, корреляция которых указывает на их связи в культуре [Иванов 1963: 7].

МАТЕРИАЛЫ И РЕЗУЛЬТАТЫ

Обзор исследований, посвященных татуировкам народов Севера, показывает, что впервые их научное описание было сделано участниками Второй Камчатской экспедиции (1733— 1743). Я.И. Линденау занимался описанием народов Сибири, в том числе он изучал и коряков Охотского побережья. Исследователь отмечал, что «они украшают свое лицо возле ушей и кисти рук всевозможными фигурами и делают эти рисунки таким же способом, как ламуты (эвены); обычай этот распространен и среди чукчей... обычно делали татуировку на лбу или между бровями и даже на плечах» [Линденау 1983: 14, 56].

Позже В.И. Иохельсон сообщает, что коряки наносили татуировку как украшение или средство защиты, но к тому времени (конец XIX в.) «она почти вышла из употребления». Практиковалась татуировка только у женщин, причем замужних, возможно, как средство от бесплодия. Татуировки состояли из трех горизонтальных линий поперек носа или двух-трех равно отстоящих друг от друга изогнутых линий на щеках и подбородке [Иохельсон 1997]. Предварительные обобщения данных о традициях татуирования у народов Севера были уже сделаны ранее [Костырева 2019].

Подробно описал орнамент татуировок эскимосов С.И. Руденко, который в 1945 г., занимаясь археологическими исследованиями на побере-

жье Берингова моря и Чукотского полуострова, посетил эскимосские поселки [Руденко 1949]. В частности, им отмечено месторасположение татуировок — лицо, руки; простота орнаментального мотива — несколько вертикальных прерывистых линий, которые покрывают подбородок. Исследователем отмечено усложнение композиций у населения на юге, от мыса Чаплина до поселка Сирэник* на западе. Рисунок составляют, как правило, две линии орнамента от лба вдоль носа. Татуировка нередко покрывала обе щеки, подбородок, кисти с запястьем и предплечья [Руденко 1949].

Мужчины татуировались редко (кружки или полукружки у углов рта, короткие линии на висках, единично — человеческие фигурки (юхак) на лбу над бровями. Татуировка женщин разнообразнее: обычно на подбородке, от нижней губы книзу идут три, пять, семь двойных, реже — тройных линий. Часто две параллельные линии, нанесенные на лбу между бровями, спускаются вниз по обе стороны носа. Значительно сложнее татуировка щек. Как правило, правую щеку покрывала более сложная татуировка, левую — более простая. В некоторых случаях была татуирована только одна щека.

В эскимосских татуировках представлено большое разнообразие комбинаций из сравнительно небольшого числа традиционных элементов: «китовые хвосты», насаженные на прямые линии, дуги или круги, которые нередко превращаются в рога (выгак), концентрические круги и эллипсы, «лопатки» (пыкутак), «скребки» (акыхрак) представлены в виде «трезубцев» или «лопасти» (камистак) [Руденко 1949: 149— 154, рис. 1-36]. Ф. Боас также отмечал у эскимосов геометрический рисунок татуировок не только на лице и руках, но и на ногах и бедрах [Boas 1888, fig. 515, 516].

По данным В.Г. Богораза, у одного из азиатских эскимосов на груди были изображены сражающиеся люди со щитами [Богораз 1939: 50]. Не исключено, что это могло быть изображение

* Так у С.И. Руденко [1949], ныне — село Сиреники.

и шаманов с бубнами. Чукчи наносили на лицо (лоб), плечи или больные органы человеческие фигурки — «защитников» при нервных заболеваниях или «помощников» для превращения возможного врага в друга, на щеки — кружочки якобы для защиты против нападения злого духа kelet. Хотя не исключается, что это было своеобразным замещением костяных или каменных щечных втулок (лабреток). Такие же рисунки в виде черных двойных кружков существовали и у алеутов [Богораз 1939: 49-50].

Татуировки алеутов и чукчей подробно описаны К.Г. Мерком во время Северо-Восточной географической экспедиции (1785-1795). Он отметил, что у алеутов имеются одна или две полосы на подбородке или от носа поперек к щекам, на щеках маленькие круглые пятна, точки между грудями, на плечах и реже на спине — широкими лентами изображены зубчатые линии [Мерк 1978: 67, 90]. У чукчей также татуировались не только лицо, но и другие части тела — руки, плечи, лопатки и даже лобок. Изображались астральные знаки, антропоморфные фигурки, горизонтальные и вертикальные линии, точки, круги и прочее. Татуированная чукотская женщина изображена им на гравюре (рис. 1).

В числе особенностей традиций татуажа у северных народов — элементарные орнаментальные геометрические изображения, которые усложнялись за счет повторения и ритма, сочетания геометрических мотивов. Наиболее сложными они были у чукчей и эскимосов. У чукчей — короткие и длинные одинарные, двойные, тройные линии, круги с точками, дуги, фигурки людей [Богораз 1991: 187]. У эскимосов — круги, концентрические окружности и эллипсы, короткие одинарные, двойные, тройные линии, человеческие фигурки, «сетка», квадраты, «зубцы», «китовые хвосты», дуги, «лопатки», «трезубцы», «скребки» [Руденко 1949: 149-150; Nelson 1990: 50-52]. Татуировка корячек состояла из двух или трех горизонтальных линий поперек носа или двух-трех равно отстоящих друг от друга изогнутых линий на щеках и подбородке. Русские называли корякскую татуировку «вы-

шивкой лица» [Иохельсон 1997: 126], поскольку технологически такие татуировки выполнялись с помощью окрашенных нитей или волоса, продеваемого под кожу.

По сведениям исследователей начала XX в., рисунки на теле предназначались для защиты от болезней, злых духов, врагов, бесплодия. Для привлекательности татуировали свое тело корячки [Иохельсон 1997: 126]. После победы над врагом информацию в виде определенных знаков на предплечье и ноги наносили чукчи [Нефедкин 2017: 318]. Узоры служили не только общепринятым украшением у эскимосов, но и наносились простыми линиями на заболевшие части тела с медицинской целью как женщинами, так и мужчинами. С той же целью при нервных заболеваниях на лбу над бровями наносились схематические изображения человечков. Интерпретационное поле орнаментов и их смыслов довольно

Рис. 1. Татуированная чукотская женщина (по: [Мерк 1978: 123, рис. 8])

Fig. 1. Chukchi woman with tattoos (after: [Merk 1978: 123, fig. 8])

широко, и предполагается, что работа в этом направлении будет продолжена.

Формализованный анализ орнаментации тела позволяет сделать следующие выводы.

Орнаментальным полем для нанесения татуировок были голова, туловище, нижние и верхние конечности.

Орнаментальными зонами служили лицо (щеки, лоб, нос, подбородок, виски), шея, плечи и нижняя часть предплечья, грудь, тыльная поверхность кисти, кисти рук, запястья, бедра, ноги. Различаются татуировки правой и левой частей тела (лицо, руки), тыльной и запястной стороны кистей рук, татуировки у мужчин, женщин, детей. В архаических культурах Севера не исключена вероятность татуирования всего тела, но этнографические данные исследователей XVII-XIX — начала XX в. указывают на преобладание рисунков на лицах и кистях рук (как наиболее видимой и значимой части), что находит подтверждение в фольклоре (Эскимосские сказки. 1969: 24, 57, 171).

Орнаментальные мотивы татуировок северных народов можно разделить на типы: 1) полосы, параллельные линии, пунктир; 2) точки, круги, овалы, дуги; 3) прямая и косая сетка из квадратов, прямоугольников и ромбов; 4) простейшие геометрические узоры (зигзаг) (табл. 1). Встречаются стилизованные зооморфные формы (китовые хвосты), антропоморфные формы, природные объекты (луна, солнце), а также символы типа «лопатки», «скребки». Особый интерес представляют сложные элементы: арки и квадраты, прямые и косые сетки из квадратов, прямоугольников и ромбов, зигзаг.

Орнаментальные композиции состоят из сочетания различных элементов. Они представлены взаимным расположением мотивов орнамента (табл. 1, рис. 2) из линий и пунктиров, дуг, кругов, эллиптических фигур в виде «лопаток», «скребков»; в виде «трезубцев» или «лопасти», «китовых хвостов», стрелок, елочек и других. В большинстве случаев же преобладают геометрически простые знаки — полосы, пунктиры, точки, кружки (табл. 1).

12 3 4

99 >-но о © $

g 10 и 12

Vit

4И RF

13

I 18

20

21 24

22 26

23

п та 1ГЗ.

28

у у у ¥¥¥¥

1 ' ' W W WV У

А А. А п—Г~Г

2g

32

30

33

34

35

Л.

36

txÊMS ^МЖш

* i

37

га

40

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3g

44

Рис. 2. Орнаментальные композиции татуировок у народов Северной Пацифики: 1-5, 7-23 — чукчей, 5-7, 24-30 — алеутов, 6, 31-44 — эскимосов (по: [Boas 1888; Nelson 1900; Богораз 1939; Руденко 1949; Иванов 1963; Мерк 1978])

Fig. 2. Ornamental compositions of tattoos of the peoples of Northern Pacific: 1-5, 7-23 — Chukchi, 5-7, 24-30 — Aleuts, 6, 31-44 — Eskimos (after: [Boas 1888; Nelson 1900; Bogoraz 1939; Rudenko 1949; Ivanov 1963; Merk 1978])

Таблица 1. Орнаментальные формы татуировок у народов Северной Пацифики* Table 1. Ornamental forms of tattoos among the peoples of Northern Pacific*

Вид орнамента Чукчи Коряки Эвены Эскимосы Алеуты

Геометрический горизонтальные, вертикальные полосы, параллельные линии, точки, круги, дугообразные линии, «елочки» горизонтальные, вертикальные полосы, параллельные косые, дугообразные линии горизонтальные линии с зубцами, повернутыми вниз, полукруги горизонтальные, вертикальные полосы, параллельные линии, точки, круги, эллипсы, «монеты», дугообразные линии, сетки, короткие одинарные, двойные, тройные линии горизонтальные, вертикальные полосы, ромбы, полукруги, круги, прямоугольники, стрелки

Зооморфный нет данных нет данных нет данных «китовые хвосты», «рога» нет данных

Антропоморфный человеческие фигурки нет данных нет данных человеческие фигурки нет данных

Предметный нет данных нет данных нет данных «лопатки», «лопасти» (трезубцы), «скребки» нет данных

Астральный солнце, луна нет данных нет данных нет данных нет данных

* Составлена по: [Boas 1888; Nelson 1900; Богораз 1939; Руденко 1949; Иванов 1963; Эскимосские сказки. 1969; Сказки и мифы. 1974; Мерк 1978; Линденау 1983; Эскимосские сказки. 1988]

* Compiled after: [Boas 1888; Nelson 1900; Bogoraz 1939; Rudenko 1949; Ivanov 1963; Eskimosskie skazki... 1969; Skazki i mify... 1974; Merk 1978; Lindenau 1983; Eskimosskie skazki. 1988]

Таким образом, геометрические элементарные формы (полоски-черточки, точки, круги, дуги, прямоугольники, ромбы, стрелки) отмечены у всех народов Севера, но все же сохраняются признаки антропоморфных, зооморфных, астральных, предметных фигур, хотя и геоме-тризированные (рис. 2). В целом можно согласиться с утверждением, что как для орнаментации тела, так и для украшения других изделий у народов Севера (лодок, утвари, оружия, одежды и др.) характерно преобладание геометрического орнамента [Иванов 1963].

ОБСУЖДЕНИЕ

Исторические и археологические свидетельства показывают, что татуирование практиковалось в древности практически на всех континентах. Искусством татуировки владели практически все народы мира [Полосьмак 2000; Smith, Zimmerman 1975; Медникова 2007], в том числе и народы Северной Пацифики [Богораз 1991; Иохельсон 1997; Линденау 1983; Мерк 1978; Не-федкин 2017; Руденко 1949; Nelson 1990 и др.]. Татуировки являются маркером телесных и со-

циальных отношений. Их истории посвящены десятки работ, но, несмотря на растущий научный и общественный интерес к этой теме в течение последнего десятилетия, существует путаница в отношении идентичности сохранившихся татуировок и их функций, а проблема генезиса данного вида искусства остается открытой.

Рассматриваются подходы к татуировке в рамках сопоставления результатов исследований в области наук о поведении, которые связывают татуировки с девиантным и антисоциальным поведением, с этнографическими и социально-научными исследованиями, помещающими их в культурные, символические, эстетические и социальные рамки. Культурными и социальными антропологами в США и ряде стран Восточной Европы проводятся исследования тату-культуры в рамках этнической идентификации личности, религиозной принадлежности, гендерного и социального статуса, невербального средства коммуникации (см., например, [Atkinson 2003; Bradley 2000; Stuart, Jefferson 2006; Hartlaub 2001; Pitts 1998; Kosut 2000; Krutak 2014; Krutak, Deter-Wolf, 2017] и др.).

Упрощение и стилизацию человеческой фигуры, животного, конкретных предметов можно рассматривать как явление универсального характера в орнаментации ([Иванов 1963: 25; Петри 1923; Штернберг 1936: 424; Boas 1888; Steinen 1897] и др.). Элементы композиции могут быть постоянными, но их интерпретация меняется в зависимости как от отдельных племен и лиц [Boas 1955], так и от времени.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Выявление общих и особенных черт использования татуировок в повседневной и обрядо-

вой жизни у разных народов, населяющих Северную Пацифику в древности, позволяет уточнить специфику культурных контактов региона. Орнамент татуажа северных народов, представляющий, как правило, несложные монохромные решения через основные выразительные средства (симметрия, ритм), имеет различное значение. Перспективы дальнейшего исследования заключаются в пополнении источниковой базы, сравнительном анализе технологий татуажа и изобразительных мотивов, формировании характеристик орнаментального комплекса на основе кросс-культурного анализа предметно-бытового комплекса и статистических данных.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Богораз 1939. Богораз В.Г. Чукчи. Ч. II. Религия. — Л.: Изд-во Главсевморпути, 1939. — 196 с.

Богораз 1991. Богораз В.Г. Материальная культура чукчей. — М.: Наука, 1991. — 224 с.

Елётнов, Малаховский 2018. Елётнов В.И., Малаховский Н.А. Классификации татуировок и направления использования сведений о них в криминалистической практике // Международный научный журнал «Интернаука». Серия: «Юридические науки». — 2018. — № 9. Б01: 10.25313/2520-2308-20189-4538.

Иванов 1963. Иванов С.В. Орнамент народов Сибири как исторический источник (по материалам XIX — начала ХХ в.). Народы Севера и Дальнего Востока. — М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1963. — 500 с. (ТИЭ. Новая серия. Т. 81).

Иохельсон 1997. Иохельсон В.И. Коряки. Материальная культура и социальная организация. — СПб.: Наука, 1997. — 238 с.

Костырева 2019. Костырева Т.В. Традиции татуажа народов Севера Дальнего Востока России // Материалы ПК Российской археолого-этнографической конференции студентов и молодых ученых (Благовещенск-Хэйхэ, 8-12 апреля 2019 г.). — Благовещенск: Изд-во БГПУ, 2019. — С. 213-214.

Линденау 1983. Линденау Я.И. Описание народов Сибири (первая половина XVIII века): Историко-этнографические материалы о народах Сибири и Северо-Востока. — Магадан: Магаданское книжное изд-во, 1983. — 176 с.

Медникова 2007 Медникова М.Б. Неизгладимые знаки: Татуировка как исторический источник. — М.: Языки славянской культуры, 2007 — 310 с.

Мерк 1978. Мерк К.Г. Описание обычаев и образа жизни чукчей // Этнографические материалы Северо-Восточной географической экспедиции, 1785-1795 гг. — Магадан: Магаданское книжное изд-во, 1978. — С. 98-155.

Миллер 2009. Миллер Г.Ф. Описание сибирских народов. — М.: Памятники исторической мысли, 2009. — 453 с. (Источники по истории Сибири и Аляски в российских архивах. Т. VIII. Ч. 1.).

Нефедкин 2017. Нефедкин А.К. Военная культура чукчей (середина XVII — середина XX в.). — СПб.: Лема, 2017. — 456 с.

Орленко 1996. Орленко Л.В. Терминологический словарь одежды. — М.: Легпромбытиздат, 1996. — 344 с

Петри 1923. Петри Б.Э. Школа шаманов у северных бурят // Сборник трудов профессоров и преподавателей ИГУ Вып. 5. — Иркутск, 1923. — С. 404423.

Полосьмак 2000. Полосьмак Н.В. Татуировка у пазы-рыкцев // АЭАЕ. — 2000. — № 4. — С. 95-102.

Руденко 1949. Руденко С.И. Татуировка азиатских эскимосов // СЭ. — 1949. — № 1. — С. 149-154.

Сказки и мифы... 1974. Сказки и мифы народов Чукотки: азиатские эскимосы, чукчи, кереки, коряки и ительмены. — М.: Наука, 1974. — 646 с. [Электронный ресурс]. URL: http://easykam.ru/ articles/22/295. (Дата обращения 08.01.2022).

Штернберг 1936. Штернберг Л.Я. Первобытная религия в свете этнографии. Исследования, статьи, лекции. — Л.: Изд-во Ин-та народов Севера ЦИК СССР им. П.Г. Смидовича, 1936. — 572 с.

Эскимосские сказки... 1969. Эскимосские сказки и легенды. — Магадан: Магаданское книжное изд-во, 1969. — 240 с.

Эскимосские сказки... 1988. Эскимосские сказки и мифы. — М.: Наука, 1988. — 536 с. (Сказки и мифы народов Востока).

Atkinson 2003. Atkinson M.M. Tattooed: The Sociogen-esis of a Body Art. — Toronto: University of Toronto

Press, 2003. — 376 p.

Bradley 2000. Bradley J. Body Commodification? Class and Tattoos in Victoria Britain // Written on the Body: The Tattoo in European and American History. Princeton: Princeton University Press, 2000. — P. 136-155.

Boas 1888. Boas F. The Central Eskimo // Sixth Annual Report of the Bureau of Ethnology to the Secretary of the Smithsonian Institution, 1884-1885. — Washington: Government Printing Office, 1888. — P. 399-670.

Boas 1955. Boas F. Primitive art. — New York: Dover Publications, 1955. — 372 p.

Hartlaub 2001. Hartlaub P. Coming of Age Rituals: Wearing the Art of Polynesian Culture // San Fransisco Chronicle. — 30 Dec. 2001: E4.

Atkinson, M.M., Tattooed: The Sociogenesis of a Body Art, Toronto: University of Toronto Press, 2003, 376 p.

Boas, F., The Central Eskimo, in: Sixth Annual Report of the Bureau of Ethnology to the Secretary of the Smithsonian Institution, 1884-1885, Washington: Government Printing Office, 1888, pp. 399-670.

Boas, F., Primitive Art, New York: Dover Publications, 1955, 372 p.

Bogoraz, V.G., Chukchi, Ch. II, Religiia [Chukchi. Part II. Religion], Leningrad: Glavsevmorput' Publ., 1939, 196 p., (in Russian).

Bogoraz, V.G., Material'naia kul'tura chukchei [The Material Culture of the Chukchi], Moscow: Nauka Publ., 1991, 224 p., (in Russian).

Bradley, J., Body Commodification? Class and Tattoos in Victoria Britain, in: Written on the Body: The Tattoo in European and American History, Princeton: Princeton University Press, 2000, pp. 136-155.

Elyotnov, V.I., Malahovskij, N.A., Klassifikatsii tatuiro-vok i napravleniia ispol'zovaniia svedenii o nikh

Kosut 2000. Kosut M. Tattoo Narratives: The Intersection of the Body, Self-Identity and Society // Visual Sociology. — 2000. — Vol. 15. No. 1. — P. 79-100.

Krutak 2014. Krutak L. Tattoo Traditions of Native North America: Ancient and Contemporary Expressions of Identity. — Amsterdam: LM Publishers, 2014. — 256 p.

Krutak, Deter-Wolf 2017. Krutak L., Deter-Wolf A. (ed). Ancient Ink: The Archaeology of Tattooing. — Washington: University of Washington Press, 2017. — 392 p.

Nelson 1900. Nelson E.W. The Eskimo about Bering Strait. Extract from the eighteenth annual report of the Bureau of American Ethnology. — Washington: Government Printing Office, 1900. — 518 p.

Steinen 1897. Steinen K. Unter den Naturvölkern Zen-trae-Brasiliens. — Berlin: Reimer, 1897. — 413 p.

Stuart, Jefferson 2006. Stuart H., Jefferson T. (eds.) Resistance Through Rituals: Youth Subcultures in Postwar Britain. — London: Routledge, 2006. — 288 p.

Pitts 1998. Pitts V. «Reclaiming» the Female Body: Embodied Identity Work, Resistance and the Grotesque // Body and Society. — 1998. — Vol. 4. — № 3. — P. 67-84.

Smith, Zimmerman 1975. Smith G.S., Zimmerman M.R. Tattooing Found on a 1600 Year Old Frozen, Mummified Body from St. Lawrence Island, Alaska // American Antiquity. — 1975. — Vol. 40. — No. 4. — P. 433-437.

v kriminalisticheskoi praktike [Classifications of Tattoos and Directions of Using Information About them in Forensic Practice], Mezhdunarodnyi nauchnyi zhurnal "In-ternauka". Seriia: "Iuridicheskie nauki", 2018, no. 9, (in Russian), DOI: 10.25313/2520-2308-2018-9-4538.

Hartlaub, P., Coming of Age Rituals: Wearing the Art of Polynesian Culture, in: San Francisco Chronicle, 30 Dec., 2001: E4.

Iohel'son, V.I., Koryaki. Material'naya kul'tura i social'naya organizaciya [Koryaks. Material Culture and Social Organization], St. Petersburg: Nauka Publ., 1997, 238 p., (in Russian).

Ivanov, S.V., Ornament narodov Sibiri kak istoricheskii istochnik (po materialam XIX - nachala XX vv.). Nar-ody Severa i Dal'nego Vostoka [The Ornament of the Peoples of Siberia as a Historical Source (Based on the Materials of the XIX - Early XX Centuries). Peoples of the North and the Far East] (Trudy Instituta etnografii. Novaia seriia, vol. 81), Moscow; Leningrad: AN SSSR Publ., 1963, 500 p., (in Russian).

REFERENCES

Kostyreva, T.V., Traditsii tatuazha narodov Severa Dal'ne-go Vostoka Rossii [Tattooing Traditions of the Peoples of the North of the Russian Far East], in: Materialy LIX Rossiiskoi arkheologo-etnograficheskoi konferen-tsii studentov i molodykh uchenykh (Blagoveshchensk-Kheikhe, 8-12 aprelia 2019 g.), Blagoveshchensk: BGPU Publ., 2019, pp. 213-214, (in Russian).

Kosut, M., Tattoo Narratives: The Intersection of the Body, Self-Identity and Society, Visual Sociology, 2000, vol. 15, no. 1, pp. 79-100.

Krutak, L., Tattoo Traditions of Native North America: Ancient and Contemporary Expressions of Identity, Amsterdam: LM Publishers, 2014, 256 p.

Krutak, L., Deter-Wolf, A. (eds.), Ancient Ink: The Archaeology of Tattooing, Washington: University of Washington Press, 2017, 392 p.

Lindenau, Ya.I., Opisanie narodov Sibiri (pervaia polov-ina XVIII veka): Istoriko-etnograficheskie materialy

0 narodakh Sibiri i Severo-Vostoka [Description of the Peoples of Siberia (the First Half of the XVIII Century): Historical and Ethnographic Materials About the Peoples of Siberia and the Northeast], Magadan: Magadanskoe knizhnoe izdatel'stvo Publ., 1983, 176 p., (in Russian).

Mednikova, M.B., Neizgladimye znaki: Tatuirovka kak istoricheskii istochnik [Indelible Signs: Tattoo as a Historical Source], Moscow: Iazyki slavianskoi kul'tury Publ., 2007, 310 p., (in Russian).

Menovshchikov, G.A. (ed.), Eskimosskie skazki i legendy [Eskimo Tales and Legends], Magadan: Magadanskoe knizhnoe izdatel'stvo Publ., 1969, 240 p., (in Russian).

Menovshchikov, G.A. (ed.), Eskimosskie skazki i mify [Eskimo Tales and Myths] (Skazki i mify narodov Vostoka), Moscow: Nauka Publ., 1988, 536 p., (in Russian).

Menovshchikov, G.A., Meletinskii, E.M. (eds.), Skazki

1 mify narodov Chukotki: aziatskie eskimosy, chukchi, kereki, koriaki i itel'meny [Fairy Tales and Myths of the Peoples of Chukotka: Asian Eskimos, Chukchi, Kereks, Koryaks and Itelmen], Moscow: Nauka Publ., 1974, 646 p., (in Russian).

Merk, K.G., Opisanie obychaev i obraza zhizni chukchei [Description of Customs and Lifestyle of the Chukchi], in: Etnograficheskie materialy Severo-Vostochnoi geo-graficheskoi ekspeditsii, 1785-1795 gg., Magadan:

Magadanskoe knizhnoe izdatel'stvo Publ., 1978, pp. 98-155, (in Russian).

Miller, G.F., Opisanie sibirskikh narodov [Description of the Siberian Peoples] (Istochniki po istorii Sibiri i Aliaski v rossiiskikh arkhivakh, vol. 8, part 1), Moscow: Pamiat-niki istoricheskoi mysli Publ., 2009, 453 p., (in Russian).

Nefedkin, A.K., Voennaia kul'tura chukchei (seredina XVII - seredina XX v.) [Military Culture of the Chukchi (mid-XVII - mid-XX Centuries)], St. Petersburg: Lema Publ., 2017, 456 p. (in Russian).

Nelson, E.W., The Eskimo About Bering Strait. Extract from the Eighteenth Annual Report of the Bureau of American Ethnology, Washington: Government Printing Office, 1900, 518 p.

Orlenko, L.V., Terminologicheskii slovar' odezhdy [Terminological Dictionary of Clothing], Moscow: Legprom-bytizdat Publ., 1996, 344 p., (in Russian).

Petri, B.E., Shkola shamanov u severnykh buriat [The School of Shamans in the Northern Buryats], in: Sbornik trudov professorov i prepodavatelei IGU, vol. 5, Irkutsk, 1923, pp. 404-423, (in Russian).

Pitts, V., «Reclaiming» the Female Body: Embodied Identity Work, Resistance and the Grotesque, Body and Society, 1998, vol. 4, no. 3, pp. 67-84.

Polos'mak, N.V., Tatuirovka u pazyryktsev [Tattoo of the Pazyryk People], Arheologiya, etnografiyai antropologi-ya Evrazii, 2000, no. 4, pp. 95-102, (in Russian).

Rudenko, C.I., Tatuirovka aziatskikh eskimosov [Tattoo of Asian Eskimos], Sovetskaya etnografiya, 1949, no. 1, pp. 149-154, (in Russian).

Shternberg, L.Ya., Pervobytnaia religiia v svete etnografii. Issledovaniia, stat'i, lektsii [Primitive Religion in the Light of Ethnography. Research, Articles, Lectures], Leningrad: Institut narodov Severa CIK SSSR im. P.G. Smidovicha Publ., 1936, 572 p., (in Russian).

Smith, G.S., Zimmerman, M.R., Tattooing Found on a 1600 Year Old Frozen, Mummified Body from St. Lawrence Island, Alaska, American Antiquity, 1975, vol. 40, no. 4, pp. 433-437.

Steinen, K., Unter den Naturvölkern Zentrae-Brasiliens, Berlin: Reimer, 1897, 413 p.

Stuart, H., Jefferson, T. (eds.), Resistance Through Rituals: Youth Subcultures in Postwar Britain, London: Rout-ledge, 2006, 288 p.

Статья поступила в редакцию: 18.03.2022 Рекомендована в печать: 28.04.2022 Опубликована: 24.06.2022

Submitted: 18.03.2022 Accepted: 28.04.2022 Article is published: 24.06.2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.