Научная статья на тему 'Орнамент: понятия, этапы развития, использования в украшении текстиля'

Орнамент: понятия, этапы развития, использования в украшении текстиля Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
580
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РИТМООБРАЗОВАНИЯ / РАППОТРТНЫЕ КОМПОЗИЦИИ / ЭПОХА ПАЛЕОЛИТ / ЭПОХА НЕОЛИТ / NEOLITHIC ERA / РАНГОЛИ / RANGOLI / КОСМОГОНИЧЕСКИЙ ОРНАМЕНТ / COSMOGONIC ORNAMENT / КАЛЛИГРАФИЧЕСКИЙ ОРНАМЕНТ / CALLIGRAPHIC ORNAMENT / АПАЧИ / КАНОНЫ / CANONS / FAIR-ISLE / ЖАККАРДОВЫЕ УЗОРЫ / JACQUARD PATTERNS / RITMO EDUCATION / THE ERA OF РALEOLITHIC / АPACHES

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Торебаев Борижан Полатович, Жолдасбекова Карлыгаш Абдиманатовна, Темиршиков Кудрат Мамиршикович

В статье изложены понятия орнамента и его возникновения, развития, классификация. Выделяя свои истоки, свои исторические этапы развития определенных орнаментов, автор отмечают периоды, когда они входили в моду и были актуальными в дизайне тканей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORNAMENT: CONCEPT, STAGES OF DEVELOPMENT, USED IN DECORATION TEXTILES

In the article describes the concept of ornamentation and its origin, development, classification. Singling out its origins, its historical stages in the development of certain patterns, the authors note the periods when they were in vogue and were relevant in the design of fabrics.

Текст научной работы на тему «Орнамент: понятия, этапы развития, использования в украшении текстиля»

ПСКУССТВОВЕаЕНПЕ

ОРНАМЕНТ: ПОНЯТИЯ, ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ, ИСПОЛЬЗОВАНИЯ В УКРАШЕНИИ ТЕКСТИЛЯ

Торебаев Борижан Полатович

старший преподаватель каф.«Технология и конструирование изделий легкой промышленности» Южно-казахстанского государственного университет имени М. Ауэзова, г.

Шымкент, Казахстан.

Жолдасбекова Карлыгаш Абдиманатовна

Канд. пед. наук, доцент кафедры «Изобразительное искусство и дизайн» Южно-казахстанского государственного университета имени М. Ауэзова, г. Шымкент, Казахстан.

Темиршиков Кудрат Мамиршикович

старший преподаватель каф. «Технология и конструирование изделий легкой промышленности» Южно-казахстанского государственного университета имени М. Ауэзова, г.

Шымкент, Казахстан.

ORNAMENT: CONCEPT, STAGES OF DEVELOPMENT, USED IN DECORATION TEXTILES

Torebayev Borizhan Polatovich

Senior Lecturer, Department of. «The technology of manufactured and consumer goods of textile and light industry», M. Auezov South KazakhMan Mate university, Shymkent, KazakhMan.

Zholdasbekova Karlygash Abdimanatovna

Can ped.Sci., Associate Professor of" Decorative arts and design, M. Auezov South KazakhMan State

University, Shymkent, KazakhMan.

Temirshikov Kudrat Mamirshikovich

Senior Lecturer, Department of. «The technology of manufactured and consumer goods of textile and light industry», M. Auezov South KazakhMan Mate university, Shymkent, KazakhMan.

АННОТАЦИЯ

В статье изложены понятия орнамента и его возникновения, развития, классификация. Выделяя свои истоки, свои исторические этапы развития определенных орнаментов, автор отмечают периоды, когда они входили в моду и были актуальными в дизайне тканей.

ABSTRACT

In the article describes the concept of ornamentation and its origin, development, classification. Singling out its origins, its hi^orical Sages in the development of certain patterns, the authors note the periods when they were in vogue and were relevant in the design of fabrics.

Ключевые слова: ритмообразования, раппотртные композиции, эпоха палеолит, эпоха неолит, ранголи, космогонический орнамент, каллиграфический орнамент, апачи, каноны, fair-isle, жаккардовые узоры.

Keywords: ritmo education, the era of рaleolithic, neolithic era, rangoli, cosmogonic ornament, calligraphic ornament, аpaches. canons, fair-isle, jacquard patterns

Древнейший элемент художественного творчества -орнамент (огпатепШт) в переводе с латинского означает «украшение». В общем виде орнаментом называется украшение, где в структуре ритмообразования существуют упорядоченные повторяющиеся элементы. Орнамент является одним из главных средств художественной выразительности, имеющим свои законы, свои композиционные принципы, раппортные композиции.

Любуясь природой, люди заметили в ней бесконечное множество интересных, причудливых форм и цветовых от-

тенков. Знание тесно связано знаком, с помощью которого обозначается объекты и явление природы. Древний человек наделял определенными знаками свои представления об устройстве мира. Например. круг - солнце, квадрат - земля, треугольник - горы и т.д., но они, по всей вероятности еще не обладали для предметов декоративными качества-ми[1,с.78].

Знак становится символом, если за ним закрепляются определенные понятия. В символах заключена, прежде всего, информация считают специалисты, которую наши

предки закодировали в узорах. Несмотря на предельно лаконичную форму, каждый знак и сочетание знаков, а также мотивов орнамента поддается расшифровке, несет в себе целый пласт информации. Например, люди по узору на одежде могли определить происхождение его обладателя. В колониальное время американские плантаторы пользовались этим, чтобы отличить «своих» индейцев от «чужих». Таким образом, орнаментика, которая получила развитие глубокой древности - не просто дизайн, а код, несущий информацию.

Впервые следы орнамента запечатлены в эпоху позднего палеолита: древние люди украшали гарпуны, копья, топоры и т. д. Для создания орнамента послужили многочисленные разнообразные природные формы и явления. Таким образом, все элементы орнамента, имеют аналоги в природе. В них можно обнаружить различные, неожиданные пластические формы: узор на крыльях бабочек и стрекоз, узор на коре деревьев, на поверхностях и в срезе камней, формы кристаллов, пчелиные соты, следы на песке и т. д.. Вот такие явления были прототипами в создании новых орнаментов, которые древние мастера могли увидеть и отобрать в своей творческой деятельности.

Орнаментальное искусство развивался, сохраняя за собой важную упорядочивающую и украшающую роль в системе пластического творчества. Уже в культуре неолита не только оригинальный орнамент, но и орнаментальная композиция достигла уже большого разнообразия форм, и стал доминировать.

Все орнаментальные формы могут быть объединены в несколько групп и видов по происхождению, содержанию изобразительных форм и характеру их исполнения: геометрические (беспредметные), флористические (растительные), анималистические (зооморфные), космогонические, каллиграфические и предметные. Все остальные орнаменты являются либо смешанными, состоящими из элементов различных групп, либо они принадлежат к какой-либо группе.

Классификация орнаментальных мотивов необходима при оценке художественного оформления изделий, в частности дизайн текстиля и перспективного планирования ассортимента тканей, так как художественно-колористическое оформление должно, прежде всего, соответствовать их назначению. Например, в современном дизайне домашнего текстиля, в частности постельного белья флористический мотив - лист растения и анималистический мотив - перья птиц являются весьма актуальными[3,с. 104].

Украшением текстиля люди занимаются уже с древних времен. Образцы текстильных изделий обнаруживаются в гробницах фараонов, могильниках, также изображения узорчатых тканей встречаются на старинных миниатюрах и в монументальных росписях, интерьерах. В полуострове Паракас (Перу) в древности жили непревзойденные мастера - ткачи. Замысловаты, а иногда и просто фантастичны сюжеты и узоры их тканей.

В первобытной культуре предвестником символов власти на одежде была нанесение на теле человека магических

знаков - татуировка. С истечением времени, узоров татуировки мастера текстильного ремесла перенесли на ткань, например, разноцветный рисунок в клетку древних кельтов остался национальной шотландской ткани. Таким образом, татуировка является прямыми предшественниками украшения одежды.

Знаменитый Г. Масперо подчеркивал, что «искусство Египта, как и вся его цивилизация, зародилось на африканской почве». И действительно, флора и фауна в египетском искусстве - чисто африканские. И в художественном оформлении коптских тканей представителям местной африканской флоры и фауны (зебры, бизоны, страусы или стоящие под веерообразными пальметтами ибисы, которые являлись священными вестниками поднимающегося Нила) отдается явное предпочтение.

Один из компонентов орнамента - мотив считается «лицом» текстильного рисунка. Ведущим мотивом в дизайне текстиля остается тема природы: флора и фауна. Текстильные рисунки часто имитируют различные природные узоры. Например, поверхность коры деревьев, камня, шкуры или панциря животных и т. д. Также всегда применяются в ассортименте различных тканей геометрические мотивы. Все больше стали использоваться мотивы, заимствованные из образцов народного творчества: ручного ткачества, вышивки, резьбы и шитья.

В трикотажных изделиях зимняя классика: ромбы для свитера fair-isle, «норвежские» жаккардовые узоры с оленями и снежинками и в наше время регулярно появляются в сезонных коллекциях известных дизайнеров.

Таким образом, базисное явление художественной культуры - орнамент - является фундаментальной ценностью всех эпох, всей истории человечества, так как все последующие эпохи в большей или меньшей степени приняли участие в развитии орнаментального искусства, используя народное орнаментальное творчество и наследие всей человеческой культуры[2, стр. 6]. Многовековая история орнамента говорит о его значении в жизни человека, о закономерности его появления. Оригинальные народные орнаменты с истечением времени становились для людей не только оберегом, но украшением и будней и праздников. Во всяком случае, сегодня дизайнеры используют орнамент ради художественного оформления различных предметов, в том числе текстиля.

Список литературы

1 Кошаев В.Б. Декоративно-прикладное искусство: понятия, этапы развития. «ВЛАДОС», 2010.

2. Орнаменты. Элементы декора. Все стили, мотивы эпохи. Москва: АСТ Астрель , 2010.

3. Торебаев Б.П. Основы дизайна текстильных изделий. «ТаГаккш qanoti» Ташкент 2013.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.