ОРНАМЕНТ И СПОСОБЫ ЕГО ВЫЯВЛЕНИЯ В КАЗАХСКИХ ТКАНЫХ ИЗДЕЛИЯХ XIX-XX ВВ.
© Баженова H.A.*
Государственный музей искусств Республики Казахстан им. А. Кастеева, Республика Казахстан, г. Алматы
В Данном докладе автор коснутся понятия, казахский орнамент, выделил его основные виды и попытался выяснить их историческое и культурное значение. А также произвел анализ известных техник ткачества используемых народными мастерами при создании разного рода тканых изделий. Сделав вывод, что техники ткачества в значительной степени влияют на характер и фактуру орнамента.
Народное искусство - неотъемлемая часть национальной культуры. Оно чрезвычайно ценно как исторический памятник, раскрывающий перед нами древнюю культуру народа, его духовный мир, художественное мышление, характер, его этнические связи. Вместе с тем - это и художественное сокровище, на основе которого, как на самом прочном фундаменте, строятся новые виды изобразительного искусства [1, с. 15].
Истоки зарождение орнамента можно отнести к первобытно общинному строю, возникшему как потребность в художественном самовыражении отображать природные явления, и собственную деятельность. В формировании видов орнамента участвовали культуры различных народов, этим объясняется наличие схожих, а зачастую идентичных орнаментальных мотивов, как у родственных казахам народов (киргизов, каракалпаков), так и народов, не относящихся к тюркоязычной группе. Для каждой эпохи характерен свой стиль, внесший определенный вклад в развитие орнамента. Хронологическая последовательность его развития подтверждается памятниками культуры, относящимися к различным временным промежуткам. Тройственная природа народного искусства, синтезирующая в себе утилитарную значимость бытовых вещей, потребность внести в свою жизнь красоту и духовным осмыслением окружающего мира, была свойственна человеческому обществу еще на заре его развития. Изображения зачастую отражали религиозно-обрядовое содержание, где посредством орнамента выражался смысл производимого действа, понимаемый народом в силу прочности традиций и доступности определенного набора сведений. Причем это практиковалось как до изобретения письменности, так и после, что указывает на особенную роль изобразительных традиций в сохранении и передаче знаний той или иной культуры. Уникальность
* Научный сотрудник Центра по изучению народного и современного прикладного искусства Казахстана.
орнамента состоит в том, что в отличие от других видов искусства например живописи или скульптуры, он обязательно связан с какой-то конкретной формой вещи. Природу орнамента нельзя рассматривать вне развития и происхождения вещи, как ее естественного носителя. В казахском орнаменте современными исследователями и искусствоведами условно выделены пять видов, обусловленных происхождением и манерой исполнения. Космогонический или астральный орнамент, отображает солярные знаки светил - солнце, луну, месяц, звезды, галактики. Растительный орнамент показывает умение народа видеть окружающую их красоту и способность в стилизованной форме отразить богатейшую флору казахских земель. Зооморфный орнамент в основном состоит из наиболее характерных частей тел животных, птиц, пресмыкающихся. Предметный орнамент - изображает предметы быта и одежды, например балта - топор или сынар окше - каблук. В геометрическом орнаменте в свою очередь можно выделить два типа: геометрический по сути - это ромбы, круги, прямоугольники и т.д., и другие вышеперечисленные орнаменты подчиненные геометрической форме.
Реальный взгляд на окружающую действительность выражался в обожествлении животных имеющих особенные свойства, что выходило за рамки простых человеческих возможностей, и соответственно вызывало чувство восхищения. В ткачестве широко используются элементы, происхождение которых указывает на птиц, например, кус тумсык - клюв птицы, кус канат - крыло птицы, карга туяк - воронья лапка, кус ызы - след птицы, каз мойът - гусиная шейка. Птица символизировала высший мир. Имел значение и вид птицы, некоторые из них были тотемными, например, сова - уки. Орнамент цошцар мушз - рога барана или архара, требует к себе особого внимания, он словно визитная карточка казахского народного прикладного искусства. Существует несколько разновидностей муйгз - цошцар мушз, сынар мушз, цос мушз, сыныц мушз, цырыц муйгз и др. Изображения бараньих рогов использовали для своих амулетов тюрки. Фигурами в образе головы кошмара украшались различные предметы одежды и оружия. Закрученные рога животного невольно ассоциируются с солярной символикой. Рога оленя это символ шамана, имеющего власть над природой. Верблюд одно из почитаемых животных, не мог остаться без внимания, орнаменты бота моиын, бота коз имеют применение в разных видах казахского прикладного искусства в том числе и ткачества и др. В различных тканых изделиях встречаются образцы с цельным изображением белых верблюдов. Это многозначительный символ, который может означать и достаток и благопожелание. В коллекции ГМИ им. А. Кастеева имеется ковер, датируемый концом 19 века, в правой верхней части которого изображены два белых верблюда [тк-681]. Но встречаются и целостные стилизованные изображения, например врмекш/ - то есть паук. Паук символ ткачества, вечный труженик. Предполагается, что почитанием этого сим-
вола мы обязаны исламской легенде, повествующей о том, что паук спас Пророка Мухаммеда от преследователей соткав паутину на входе в пещеру где он укрылся. Не без внимания остались и предметы быта, одежды -сынар окше, балдак. Солярно-астральные образы составляют значительную часть орнаментики казахов. Здесь можно просмотреть не только видимые объекты как солнце, луна и звезды, но и стилизованное изображение галактики, строении Вселенной в виде спирали, или, же элемент бит-пес указывающий на бесконечную и ритмичную смену жизненных циклов, что явно говорит о более обширных знаниях основателей орнамента, выходящей за пределы видимого мира. Растительные мотивы в казахском орнаменте являются древнейшими символами плодородия. Растения сочетают в себе воплощение воды, земли и воздуха, символизируют связь с солнечной энергией и являются отражением космических явлений. Символу древа многие народы придавали большое значение. В казахском ткачестве много различных сочетаний связанных с этим символом, часто он используется в композициях ак баскур, в безворсовых коврах арабы килем, а также присутствуют в розетках ворсовых ковров как составляющие и ряде других изделий. В архаичном орнаменте в стилизованном виде, так или иначе, выражены все стихии и явления природы: огня, воздуха, воды, земли и космоса. Каждый образ имел присущие только ему качества и сферу использования. Изображение их было, скорее всего, связано с увеличением тех жизненно необходимых качеств, которыми обладали последние. В динамике формы орнамента прочитывается музыкальность народа, его способность выражать мысли и чувства посредством поэзии. Рассматривать орнамент как нечто обособленное, существующее само по себе, все равно, что изучать только часть целого, между тем орнамент являет лишь одну грань из множеств составляющих единую сферу жизни.
Кандидат искусствоведческих наук А.Е. Татаева так объясняет первостепенную роль орнамента в жизни народа: «Орнамент в своем первородном виде - это некое магическое заклинание, которым покрывалась поверхность стен ритуальных пещер, фигур, посуды. Позже эти магические знаки были перенесены на вышивку, ткачество, ювелирные изделия» [2, с. 68].
В прикладном искусстве техника нередко обуславливает характер рисунка, так в тканых изделиях все используемые орнаменты геометризова-ны. Геометрический орнамент относится к самым древним. К самым ранним мотивам относятся полосы, круги, треугольники, ромбы, квадраты, кресты, меандры, линейные мотивы в виде волн. Эти фигуры являются основополагающими в последующем развитии орнаментального искусства включая исследуемый период Х1Х-ХХ вв.
Ткачеством называется процесс взаимного переплетения продольных и поперечных нитей. Иногда применяются дополнительные системы нитей, служащие для образования ворса, узоров и т.п. Ткачество осуществ-
ляется на ткацких станках. Ручной ткацкий станок появился примерно за 5-6 тыс. лет до нашей эры. Видовое разнообразие казахских тканых изделий имеет широкий диапазон и насчитывает свыше 20 разновидностей. В народе существует множество техник переплетения. Обратимся к известным в народе техникам ткачества. 1) Техника простого продольно-поперечного переплетения нитей основы и утка. Применяется для изготовления полотнянки образующей начало и завершение ковров, с помощью этой техники, изготавливали тыльные стороны чехлов и других видов тканых изделий имеющих лицевую и изнаночную стороны. У других народов, например афганцев эта техника называется килим, казахские мастерицы называют просто такыр; 2) Техника, применяемая при ткачестве па-ласных изделий типа алаша, которые ткутся на узконавойном ткацком станке и в отличие от первой техники, где видны и нити утка и нити основы, ткется изделие таким образом, что видны только разноцветные нити основы, уток же скрывается в промежутках переплетений; 3) Техника терме используется для создания многих изделий, таких как кызыл баскур, бау, алаша, и ряде других безворсовых изделий, в том числе и мелких; 4) Техника кежим теру одна из распространенных техник применяется при изготовлении безворсовых ковров и мелких изделий; 5) Смешанная техника, где используется два вида ткачества: обычная создающая фон изделия и техника ворсового ткачества образующая орнамент ак баскур - узорных лент предназначенных для скрепления каркаса юрты и украшения ее интерьера; 6) Биз кесте - одноименное название безворсового постилочного ковра и техники ткачества одновременно. За счет дополнительного цветного утка на поверхности образуется орнамент, путем перебрасывания нитей утка через несколько нитей основы в зависимости от характера рисунка. С обратной стороны свисают концы ниток, создавая лохматость и дополнительную толщину; 7) Сумах очень интересная техника ткачества, она известна многим народам Азии. Поверхность изделия сотканного в этой технике имеет своеобразный рельеф на лицевой части, напоминающий ряды мелких косичек, плотно прилегающих друг к другу. Достигается этот эффект путем обматывания ниткой утка нитей основы в одну сторону и другую. Огибая крайнюю нить основы уток, тянется к следующей и так далее. Размер косичек зависит от количества нитей основы, через которые обматывается уток. Эту традиционную технику стали использовать и в ткачестве современных гобеленов; 8) Техника орама с казахского переводится крутить, обвивать. Одна из распространенных техник. Ковры в такой технике удобнее ткать на вертикальных станках. Эта техника двухсторонняя, и если не считать незначительное количество нитей и узелков с изнаночной стороны, то различия между лицевой частью и изнанкой нет. Орнамент имеет ступенчатый абрис. Особенность данного вида заключается в том, что при создании орнамента по вертикали остаются прорези по
контуру рисунка, которые, однако, не нарушают целостности изделия. Прорези остаются за счет того, что нить утка, доходя до границы рисунка, не соединяется со следующей нитью, а возвращается назад, обмотав нить основы. От этого произошло и название техники [3, с. 55]; 9) В узорных лентах ак баскур применяется еще одна техника - под корень срезанные двойные ворсовые узлы, образуют рельефную поверхность орнамента в виде плотно прилегающих друг к другу зерен, тогда как фон изделия остается белым; 10) В крепежных лентах встречается также односторонняя техника ткачества, где дополнительной уточной нитью разных цветов формируется рисунок орнамента. За счет наложения нитей поверх основного белого полотна рисунок выступает над его поверхностью. За счет разной длины стежка вырисовывается абрис орнамента. Причем обратная сторона остается без рисунка, лишь, иногда встречаются закрепляющие узелки цветных нитей; 11) Бидай теру, техника образующая рельефную структуру лицевой части изделия, создающую подобие зерен пшеницы расположенных в ряд; 12) Техника ворсового ткачества. Используется в создании ворсовых ковров и других не больших изделий. Мастерицы используют два вида вязания узлов: полуторный наиболее часто используемый и двойной; 13) Существует еще одна техника ворсового ткачества применяемая для создания узорных лент. В отличие от вышеописанной, на обратной стороне, которой видны нити узлов и нити для их закрепления, здесь используются белые нити основы и белые нити для закрепления узлов, не смотря на то, что для ворса выбираются яркие, цветные нити обратная сторона остается белой, лишь немного просвечивая цвет лицевой части. Объяснить это можно тем, что нити, за которые крепятся узлы, остаются на лицевой части изделия, когда прокидочная нить закрепляет узлы.
Татаева А.Е. рассматривает ткачество с позиции знака и символа, обращаясь к древним источникам, которые объясняют процесс ткачества, с точки зрения далеко выходящего за рамки обыденности. Ткачество, пишет А.Е. Татаева - это, по сути, переплетение нитей по вертикали и горизонтали. С символической точки зрения нить может рассматриваться как непрерывность или бесконечность во времени и пространстве, это то, что относится к тонкоматериальной природе человека. «Ткачество - это древний символ космического творения, представленный как непрерывный процесс, в котором преходящие события - нити, вплетенные в вечно меняющийся рисунок на неизменной основе. Ткацкий станок, словно инструмент сотворения Вселенной, на котором ткется и судьба человечества» [2, с. 120]. Многие из перечисленных техник ткачества известны среднеазиатским и другим народам, что указывает на общее развитие и взаимовлияние культур разных народов друг на друга. Все тканые изделия без исключения украшались орнаментом, они участвовали в свадебных церемониях, в обрядах связанных с рождением и уходом человека, являлись
обязательной составной частью приданого невесты, служили в качестве посольских даров и приношения в святилища, мечети. На сегодняшний день традиционные тканые изделия изготавливаются лишь в южных регионах Казахстана, зачастую только на заказ. Этот факт может привести к постепенной утрате традиций народного ткачества, чего допустить, конечно, нельзя. В творческих вузах Республики обучают некоторым видам народного ткачества, но этого не достаточно, чтобы возродить этот вид. Что же касается орнамента, то сегодня он используется в разных областях современной жизни. В интерьере, экстерьере, дизайне, архитектуре, в ланшафтном дизайне, а также в современных произведениях декоративно-прикладного искусства, живописи, скульптуре, керамике, графики и в других видах.
Список литературы:
1. Народные сокровища Киргизии / Вступ. ст. К. Антипина. - Изд. «Кыргызстан», 1974. - 112 с.
2. Диссертация на соискание ученой степени кандидата искусствоведческих наук А.Е. Татаевой. - Алматы, 2008.
3. Тохтабаева Ш.Ж. Шедевры Великой Степи. - Алматы.
СЕМИОТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МУЗЫКАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ
© Корсакова И.А.*
Российский государственный социальный университет, г. Москва
В статье исследованы некоторые особенности музыкально-коммуникативной реальности, рассматриваемой как особого рода виртуальной реальности; представлена ее структура. Категории «музыкальный дискурс» и «хронотоп» предложены как основные составляющие музыкально-коммуникативного творческого процесса, протекающего в живом диалоге субъектов коммуникации.
В философско-музыковедческой литературе появляется все больше исследований, экстраполирующих основные положения общей теории семиотики в область изучения музыкального искусства. Понятия знак, текст, язык стали применимы к изучению музыки как семиотической системы, несущей специфическую информацию, позволяющую осуществлять коммуникационное взаимодействие и информационный обмен. Эти изменения связаны, во-первых, с появлением новых информационных технологий, изменивших представление о музыкальном коммуникативном про-
* Доцент кафедры Социологии и философии культуры, кандидат философских наук.