Научная статья на тему 'Орловское Высоцковедение'

Орловское Высоцковедение Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
79
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Орловское Высоцковедение»

КОНФЕРЕНЦИИ

В.П. ИЗОТОВ

доктор филологических наук, профессор, кафедра журналистики и связей с общественностью, Орловский государственный университет

ОРЛОВСКОЕ ВЫСОЦКОВЕДЕНИЕ

Высоцковедение было стихийной и разрозненной наукой, и началось оно ещё при жизни В.С.Высоцкого. Научно организовалось оно в 1988 году, когда в Воронеже состоялась первая (теперь уже легендарная) конференция, посвящённая творчеству В.С.Высоцкого. Потом были 3 конференции в ГКЦМ В.С.Высоцкого в Москве, затем ещё 6 воронежских конференций, и вот уже в четвёртый раз высоцковедов принимал Орёл1

- 17-20 сентября 2015 года на филологическом факультете проходила IV Международная конференция «Высоцковедение и высоцковидение»2.

В докладе доктора филологических наук, профессора В.П. Изотова (Орёл) были очерчены горизонты вы-соцковедения вообще и орловского в частности.

А. А. Борисов (Орёл), который в своё время работал на съёмках «Опасных гастролей» в качестве ассистента звукооператора, а на съёмках фильма «Особое мнение» (где должна была звучать песня «Спасите наши души»)

- ассистентом кинооператора, поделился своими воспоминаниями о том, как проходили съёмки, сделав особый упор на развенчивание некоторых мифов и легенд, связанных с именем В. С. Высоцкого.

Оригинальный подход был продемонстрирован доктором филологических наук профессором Ю.В. Доманским (Москва), выступившим с докладом «Высоцкий: правильно услышанный, но неправильно понятый». Известно, что в дописьменную высоцкую эпоху (когда песни поэта были доступны в основном на «стократно вытертых лентах») многие слова неправильно интерпретировались слушателями, что порождало совсем иные смыслы3. Ю.В.Доманский развил эту идею, поделившись своим детско-юношеским восприятием некоторых слов, которые были правильно услышаны, но были неправильно истолкованы - в силу того, что данного слова просто не было в активном словарном запасе.

В докладе известного библиографа В.А. Дузь-Крятченко (Москва) «О прижизненных цитатах из поэзии В.С.Высоцкого в заголовках газет, журналов, книг» обозначены 119 таких случаев, зафиксированных в самых различных изданиях.

Драматургии концерта Высоцкого был посвящён доклад доктора филологических наук В.А. Гаврикова

1 Были ещё конференции в Самаре, Уфе, Новосибирске, но системой они не стали. Сведения об иных конференциях по творчеству В.С.Высоцкого, проводимых в России, не располагаю.

2 Её организаторами стали В.П. Изотов (ОГУ) и В.П. Жуликов (президент Клуба любителей творчества В.С. Высоцкого «Вертикаль»).

3 См., например: Изотов В.П. Гипотетическое высоцковедение // Проблемы ономасиологии и теории номинации. Сб. матер. межд. науч. конф. 11-13 октября 2007. В 2 ч. Ч.1. Орёл: ОГУ, 2007. С.70-73.

(Брянск)4.

Новому - синергетическому - подходу был посвя-щён доклад кандидата филологических наук, доцента Н.В. Закурдаевой (Орёл) «Самоорганизация смысла в песне В.С.Высоцкого «Письмо в редакцию телевизионной передачи «Очевидное - невероятное» из сумасшедшего дома - с Канатчиковой дачи».

Аспирант Ю.В. Мысин (Орёл) предложил вниманию собравшихся сообщение «Семь смертных грехов в творчестве Высоцкого».

Заведующая архивом Театра на Таганке С.Л. Сидорина (Москва) поделилась некоторыми наблюдениями о закулисье театрально-таганской жизни.

К началу работы конференции был издан сборник «Высоцковедение и высоцковидение. 2015»5, в котором были представлены как прозвучавшие доклады, так и другие материалы6.

На заключительном пленарном заседании была высказана идея о создании в Орле Центра по изучению творчества В.С.Высоцкого7.

Орловские высоцковедческие конференции становятся доброй научной традицией, и в сентябре 2016 года планируется юбилейная V конференция.

Очевидно, с известной долей уверенности можно говорить о том, что Орёл становится одним из российских центров высоцковедения8.

4 Любопытный факт: не было ни одного концерта В.С.Высоцкого с полностью повторяющейся программой (!)

5 Все сборники этой серии: Высоцковедение и высоцковидение/ Ред. колл.: М.В.Антонова, В.П.Изотов, П.А.Ковалёв. Орёл: ОГПУ, 1994. 74 с.; Высоцковедение и высоцковидение. 2012/ Отв. ред. В.П.Изотов. Орёл, 2014. 102 с.; Высоцковедение и высоцковидение. 2014/ Отв. ред. В.П.Изотов. Орёл, 2014. 118 с.; Высоцковедение и высоцковидение. 2015/ Отв. ред. В.П.Изотов. Орёл, 2015. 105 с.

6 В программе конференции были заявлены также следующие доклады: А.В.Скобелев (Воронеж), «Гофмановские мотивы в творчестве В.С.Высоцкого»; Г.А.Шпилевая (Воронеж), ««Ангажированные» и «неангажированные» образы в творчестве В.С.Высоцкого»; С.М.Шаулов (Уфа), «Размышления о несделанное песне»; Уварова С.В. (Стокгольм, Швеция), «Высоцкий в Швеции»; Э.Куэлин (США), «О циклизации в концертной программе Высоцкого»; В.П.Жуликов (Орёл), «Я очнулся от белой-пребелой горячки...»; Е.В.Хвастова (Москва), К вопросу о лексикографи-ровании плюративов; И.В.Изотова (Орёл), «Хотели как лучше.» (к анализу дилогии В.С.Высоцкого «День без единой смерти»)»; В. В.Изотов (Орёл), ««Шалости» среднего рода у Высоцкого и Саши Соколова; М.В.Зайцева (Орёл), «Все друг другу кумовья» (термины непрямого родства в творчестве В.С.Высоцкого); Е.С.Изотова (Орёл), «Образ журналиста в творчестве В.С.Высоцкого»; В.П.Изотов (Орёл), «Холода Высоцкого».

Очень жаль, что эти доклады не прозвучали на конференции

7 Это предположение может быть трансформировано в создание Центра по изучению языка В.С.Высоцкого

8 . Наряду с Воронежем, Москвой. В меньшей степени таким центром является Новосибирск. Что ж, Орёл - третья литературная столица и почему бы Орлу не стать третьей высоцковедческой столицей?..

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.