УДК 94(47)073/.083-453
UDC 94(47)073/.083-453
Е.С. МАТВЕЕВА
старший преподаватель кафедры теории и истории государства и права Российской академии народного хозяйства и государственной службы E-mail: evgmatveeva@bk.ru
E.S. MATVEEVA
senior lecturer, Department of theory and history of State and law, Russian Academy of national economy and public
administration E-mail: evgmatveeva@bk.ru
ОРЛОВСКИМ ОТДЕЛ ИМПЕРАТОРСКОГО ПРАВОСЛАВНОГО ПАЛЕСТИНСКОГО ОБЩЕСТВА ВО II ПОЛОВИНЕ XIX - НАЧАЛЕ XX ВЕКА
OREL BRANCH OF THE IMPERIAL ORTHODOX PALESTINE SOCIETY IN THE SECOND HALF OF XIX-BEGINNING OF XX CENTURY
В статье рассмотрены религиозно-политические вопросы, связанные с появлением Императорского Православного Палестинского Общества в России. Определена цель, задачи и источники финансирования в деятельности данного общества на примере его Орловского отдела. Выявлены некоторые аспекты во взаимодействии светской и духовной власти в России на материалах Орловской губернии.
Ключевые слова: паломничество, светская власть, духовная власть, благотворительность, Императорское Православное Палестинское общество.
The article deals with the religious and political issues surrounding the emergence of the Imperial Orthodox Palestine society in Russia. The objective, tasks and funding sources in this society on the example of its Orel Division are defined. Some aspects of the work of secular and spiritual power in Russia on the materials of the Orel province are revealed.
Keywords: pilgrimage, secular power, spiritual power, charity, the Imperial Orthodox Palestine society.
В современный период в России всё более возрастает интерес к истории русского паломничества как уникального общественно-духовного института, который помогал в формировании правового сознания в обществе1, ценностных ориентаций населения и получал достаточно значимую государственную поддержку и покровительство2.
Впервые упоминание о паломниках в Святую Землю относится к 1022 году3, и с этого времени почти непрерывно тянулись русские люди на поклонение к Животворящему Гробу Господню и другим святыням. В XIX веке в связи с обострившейся религиозной и политической ситуацией в стране образовывался определённый духовно-нравственный вакуум, который стремились заполнить наши соотечественники, посетив также Святую Землю. Например, современник Н.В. Гоголь первоначально воспринимал паломничество как верный способ духовно очиститься, избавиться от многочисленных пороков. В письме Н. В. Гоголя к В.А. Жуковскому (14 (26) июня 1842 г. Берлин) он говорит: «... я поеду к Гробу Господню... Чище горнего снега
1 Матвеева Е.С. Особенности формирования и развития религиозного правового сознания в России. Ученые записки Орловского государственного университета, 2013. №1 (51). С. 90-96.
2 Якушев М. Из истории русского паломничества. Консульство в Яффе и русские паломники в 1820-1838 годах. Свободная мысль. 2011. №1 (1620). С. 173-185.
3 Хитрово В.Н. Откуда идут в Святую Землю русские паломники. Сообщения Императорского Православного Палестинского общества. 1901. Т. XI. Вып. 1. С. 129-145; Вып. 2. С. 146-153.
и светлей небес должна быть душа моя, и тогда только я приду в силы начать подвиги и великое поприще, тогда только разрешится загадка моего существования.»4. Каждому, от простого богомольца до пытливого учёного, «посещение и изучение Святой Земли давало столько, сколько тот мог в себе вместить»5.
Также в XIX веке достаточно стремительно увеличивалось и число различных сект, отходников от Русской Православной Церкви, и поэтому при официальной поддержке Правительствующего Сената и Святейшего Синода стали возникать различные религиозно-просветительские и миссионерские организации. Эти организации уже в начале XIX века стали поднимать вопрос об открытии в Иерусалиме представительства Русской Православной Церкви в связи с возникшими сложностями, которые испытывали паломники из России. Инициатором выступал настоятель московского Иерусалимского подворья архимандрит Арсений, который, обращаясь к Императору Александру I, в 1816 году отмечал, что: «. в Иерусалиме никто столько не терпит бедности и нужды в пище и одежде и в самом убежище, как поклонники русские»6. Но в силу опреде-
4 Цит. по: Дараган В. Съезжу в Иерусалим.. Помолюсь, да укрепится душа моя и соберутся силы. Наука и религия. 2010. № 1. Январь. С. 15-18.
5 Хитрово В.Н. Палестина и Синай / В.Н. Хитрово. СПб.: 1876. С.1
6 Каптерев Н. Сношения Иерусалимских патриархов с рус-
ским правительством в текущем столетии (1815-1844). Православный
Палестинский Сборник, Т. 15, вып. 1 (продолжение). СПб. 1898. С. 657.
© Е.С. Матвеева © E.S. Matveeva
лённых политических обстоятельств достаточно медленно укреплялись традиции русского паломничества на Святой Земле, трудно преодолевались дипломатические и консульские переговоры, и поэтому только к февралю 1847 года император Николай I утвердил основание Русской Духовной Миссии в Иерусалиме (Russian Orthodox Ecclesiastical Mission in Jerusalem). Параллельно создавались и работали Палестинский комитет (1859 год) и сменившая его Палестинская Комиссия (1864 год).
До середины XIX века не было точных сведений о числе паломников, но с момента появления Русских подворий в Иерусалиме появляются и достаточно точные сведения о их числе7:
Год Число паломников Год Число паломников
1865 896 1883 2145
1866 1098 1884 2831
1867 1004 1885 2673
1868 1509 1886 2538
1869 2035 1887 2588
1870 1293 1888 3666
1871 1759 1889 3817
1872 1832 1890 1817
1873 1575 1891 350
1874 1772 1892 2815
1875 1079 1893 3590
1876 710 1894 4164
1877 35 1895 4852
1878 228 1896 3946
1879 1569 1897 2852
1880 2009 1898 3406
1881 2001 1899 6128
1882 2447
В течение 34 лет территорию Русских подворий в Иерусалиме посетили около 75 596 русских паломников, но их общее число было несколько больше, так как некоторые останавливались в греческих монастырях8. Повышение числа паломников шло постепенно и скачкообразно, это было связано и с социально-экономической, и с политической ситуацией в России и за рубежом. Например, паломников было меньше во время Турецкой войны, во время эпидемий холеры, неурожайных лет и т.д. Некоторые исследователи связывают общее увеличение числа паломников с возрастанием народонаселения России, но бесспорно признают, что в этот период происходит: упрощение
7 Хитрово В.Н. Откуда идут в Святую Землю русские паломники. Сообщения Императорского Православного Палестинского общества. 1901. Т. XI. Вып. 2. С. 55.
8 Хитрово В.Н. Собрание сочинений и писем. Т.2. Статьи о Святой Земле. Из истории Русской Духовной Миссии в Иерусалиме. Из истории русского паломничества в Святую Землю. Составление, подготовка текста и комментарии Н.Н. Лисового. Ответственный редактор Л.В. Мельникова. М.: ИППО; СПб.: «Издательство Олега Абышко». 2011. С. 271.
передвижения в Святую Землю, а также дешевизна и комфорт помещений на месте. Эти изменения в условиях переезда и проживания паломников можно связать с работой дипломатических миссий, с деятельностью Русского общества Пароходства и торговли, а также с деятельностью одной из старейших в России международной благотворительной, научной и гуманитарной организации - Императорским Православным Палестинским Обществом (ИППО)9.
Православное Палестинское общество и проект его Устава были утверждены Указом императора Александра III от 8 мая 1882 года. Уставными задачами его являлись содействие православному паломничеству на Святую Землю, научное палестиноведение, востоковедение и гуманитарное сотрудничество с народами Ближнего Востока. Председателем и учредителем данного общества с 1882 по 1905 год стал, «согласно своему волеизъявлению», Великий Князь Сергей Александрович10. Также учредителями общества были: Великий Князь Михаил Николаевич, Б.П. Мансуров, А. А. Олесницкий, М.Н. Островский, Т.И. Филиппов, В.Н. Хитрово, Н.Ф. Гейден, А.Н. Мицкевич, С.Д. Шере-метьев, С.Д. Хитрово, Е.Е. Путятин, Н.А. Снессорев и др.11
21 мая 1882 года в Петербурге состоялось торжественное открытие «Православного Палестинского Общества», которое приурочили к празднованию Святых Равноапостольных Константина и Елены, образовывавших первые христианские храмы в Святой Земле и обретших Животворящий Крест Господень. Поэтому 21 мая 1882 года считается днём основания Палестинского Общества12.
Первоначальное название было «Православное Палестинское Общество», хотя в первых проектах Устава упоминалось «Восточное Общество» или «Общество для изучения Православного Востока», но эти названия были несколько общими и не отражали реального региона в предполагаемой деятельности. Основатели вскоре обратились к европейской научной практике и к опыту стран, которые уже имели исследовательские учреждения в данном направлении: немецкий - «Deutsch Palastina Verein», британский - «Palestine Investigation Fund» и другие. Так возникло аналогичное русское название - Палестинское Общество, в связи с исторической и географической привязанностью к данному этносу и цивилизации. С 1889 года в названии общества появляется почётное дополнение «Императорское», но не в силу каких-либо имперских амбиций или колониальных замыслов, а в силу того, что все наиболее важные и имеющие общенациональ-
9 Официальный сайт Императорского Православного общества / История// http://www.ippo.ru/istoriya-ippo/o-nazvanii-obschestva. html
10 Определение Святейшего Синода № 954 от 14 мая - 4 июня 1882 года // Орловские Епархиальные Ведомости. № 25 от 1 августа 1882 года. С. 927-928.
11 Императорское Православное общество и его отделы // Орловские Епархиальные Ведомости. № 15-16 от 18 августа 1899 года. С. 580.
12 Официальный сайт Императорского Православного обще-
ства / История// http://www.ippo.ru/istoriya-ippo/o-nazvanii-obschestva.
html
ное, культурное значение учреждения и организации именовались Императорскими. При этом организация называлась Обществом, что подчёркивало его не узкоспецифический церковно-конфессиональный, неправительственный и негосударственный характер.
12 июня 1882 года Высочайше былутвержден особый знак, которым награждались почетные, действительные и члены-сотрудники Императорского Православного Палестинского Общества. Первоначально в Совет общества входили: Вице-Председатель (Н.Н. Селифонтов), Помощник Председателя (М.П. Степанов), небольшое количество членов Общества, Председатели отделений по издательству (Д.Ф. Кобеко), по пособиям паломникам (М.П. Соловьев) и по поддержанию Православия (Н.М. Аничкин). Казначеем был И.В. Рукавишников, секретарём канцелярии Общества - В.Н. Хитрово13.
Общество являлось представителем Православной России на Святой Земле. С момента образования по благословлению Святейшего Синода обществу было разрешено производить во всех церквях империи денежный сбор для Православных Иерусалима и Святой Земли. Этот сбор являлся единственным крупным источником денежных поступлений на нужды этого общества и поэтому от успеха этого сбора зависел и успех деятельности общества, которой был направлен на облегчение странствования русских людей, идущих на поклонение Гробу Господню, к Святыням Востока, а также восстановлению и укреплению Православной веры Христовой среди населения Святой Земли (потомков первых христиан)14.
Для облегчения русским паломникам пути в Иерусалим и другие места Святой Земли Палестинское общество старалось по возможности удешевить расходы по проезду. Во второй половине XIX века были построены подворья в Иерусалиме и Назарете на 1200 паломников, где за незначительную плату (13 копеек в день) паломники могли пользоваться помещением и продовольствием. Но к началу XX века и эти подворья стали тесными, так например, число паломников из России ко дню Святой Пасхи достигало уже более 6000 тысяч человек15. Потом стали не удовлетворять этому числу и хозяйственные учреждения: хлебопекарня, столовая, прачечная, баня. Общество содержало также и больницу, где окружали заботами каждого богомольца, который заболевал или утомлялся от непосильного, но добровольно взятого на себя поста. Первоначально больница соответствовала потребностям времени, но с увеличением числа паломников и больница требовала соответствующего расширения и приспособления. Для паломников общество устраивало беседы о Святых местах, снаряжало караваны для посещения Хеврона, Иордана и Назарета и т.д. При обществе были
13 Императорское Православное общество и его отделы // Орловские Епархиальные Ведомости. № 15-16 от 18 августа 1899 года. С. 580.
14 Обращение Совета Императорского Православного Палестинского общества к Орловской епархии от 1905 года // Государственный Архив Орловской Области. Ф. 220. Оп. 1. Д. 83. Л. 11.
15 Хитрово В. Н. Откуда идут в Святую Землю русские паломники. Сообщения Императорского Православного Палестинского общества. 1901. Т. XI. Вып. 2. С. 55.
всегда проводники, которые сопровождали и охраняли паломников16.
Палестинское общество также по мере своих сил оказывало содействие коренным православным обитателям Святой Земли в борьбе с врагами Православия. Общество восстанавливало храмы, строило школы для подрастающего поколения, открывало бесплатные лечебницы, что несколько ободрило местное православное население и заметно ослабило успехи инослав-ных миссионеров. Постоянно печатались статьи, была выпущена брошюра «Святая Земля и Россия», в которых раскрывались «высоко-христианские задачи» Палестинского общества. Указывались и затруднения, которые оно испытывало от отсутствия материальных средств для успешной борьбы с латинянами и протестантами, которые обладали громадными средствами и стремились к искоренению Православной веры среди жителей Святой Земли.
Общество самостоятельно печатало книги и брошюры для ознакомления с прошлым и настоящим Святой Земли. Эти книги были рекомендованы Училищным Советом Святейшего Синода для библиотек церковно-приходских школ, приходских попечи-тельств и прихожан17.
Общество призывало о помощи, упоминая, что если вовремя не прийти на помощь, то Православная Церковь в Святой Земле может остаться без храмов и без паствы, без святынь там, где Церковь начала своё существование со времён Апостолов и где целый ряд веков она одна безраздельно владела и своим полным историческим достоянием, и всеми Святыми местами. Помощь и защиту Имперское Православное Палестинское общество просило у Российской державы, которая издавна заботилась о меньших своих братьях по вере.
Для удобства распространения сведений о целях ИППО, для привлечения новых членов, а также для выполнения определенных поручений и сбора пожертвований создавались Отделы в Обществе18. Отделы открывались по усмотрению Совета Общества и с согласия местного Начальства. Если на территории губернии или епархии находилось не менее 10 членов Общества, то им разрешали открыть Отдел, который и осуществлял свою деятельность на данной местности.
С открытием Орловского Отдела Императорского Православного Палестинского Общества связано имя Преосвященного Никанора, в миру Никифор Тимофеевич Каменский, который с января 1899 года был переведён в Орловскую и Севскую епархию из Смолеской и Доргобужской епархии19. На прежнем ме-
16 Обращение Совета Императорского Православного Палестинского общества к Орловской епархии от 1901 года // Государственный Архив Орловской Области. Ф. 220. Оп. 1. Д. 83. Л. 6.
17 Обращение Императорского Православного Палестинского общества к Орловской епархии от 1901 года // Государственный Архив Орловской Области. Ф. 220. Оп. 1. Д. 83. Л. 7.
18 Императорское Православное общество и его отделы // Орловские Епархиальные Ведомости. № 15-16 от 18 августа 1899 года. С. 583.
19 См.: Преосвященный Никанор, епископ Орловский и Севский // Орловские Епархиальные Ведомости. № 4-5 от 31 января
сте Никанор был Председателем Смоленского Отдела. Совет Палестинского Общества высоко ценил и лично Никанора, и его достижения20. Поэтому с переходом на другую кафедру со стороны руководства ИППО проследовали и предложения о продолжении его деятельности.
26 января 1899 года Его Императорское Высочество князь Сергей Александрович в рескрипте за №86 выражал благодарность за предыдущую работу, а также предлагал, чтобы в городе Орле был учреждён местный Отдел Палестинского общества. Для этого он обратился в призывом и предложил предварительно всем, сочувствующим целям и деятельности ИППО, вступать в члены её Орловского отела21. По §23 Устава ИППО, все действительные члены должны вносить ежегодно в кассу Общества не менее 25 рублей серебром. Этот ежегодный взнос можно было заменить единовременным - 500 рублей серебром, а по §23 Устава ИППО члены сотрудники вносили ежегодно в кассу Общества не менее 10 рублей серебром, или единовременно - 200 рублей серебром. С заявлениями необходимо было обращаться к самому Епископу Орловскому и Севскому Никанору, с указанием имени и адреса заявителя22.
Никанор достаточно искренне относился к делу Палестинского Общества, он глубоко понимал важность задач и целей Русского Православия на Востоке и поэтому содействовал возникновению местного отдела23. Он неоднократно обращался лично и через печатные издания (Орловские Епархиальные Ведомости) с Архипастырскими воззваниями к людям, сочувствующим делу Палестинского Общества. Общество отправляло в Орловскую Духовную Консисторию отношения от ИППО с различными: воззваниями о вступлении в Общество; объявлениями; собеседованиями; правилами для производства сбора в день Входа в Иерусалим24 и т.д. Одни из первых откликнулись на воззвания Никанора представители светской власти Начальник Орловской губернии, находящийся в звании камергера Двора Его Императорского Величества,
1899 года. С. 143-152; Орловские Епархиальные Ведомости. № 8 от 21 февраля 1899 года. С. 270-279; Последние дни пребывания Преосвященного Никанора в Смоленске, его прощание с Смоленскою паствой и отъезд в Орел // Орловские Епархиальные Ведомости. № 13 от 28 марта 1899 года. С. 488-507; Орловские Епархиальные Ведомости. № 14 от 4 апреля 1899 года. С. 526-537; Смоленские Епархиальные Ведомости. 1896. №4; Смоленские Епархиальные Ведомости. 1898. №21; Церковные Ведомости. 1899. №2.
20 Протоирей А.Миловидов Открытие Орловского Отдела Императорского Православного Палестинского Общества. Орловские Епархиальные Ведомости. № 23 от 13 июня 1899 года. С. 884.
21 Извещение От Его Преосвященства, Преосвященнейшего Никанора, Орловского и Севского // Орловские Епархиальные Ведомости. № 10 от 7 марта 1899 года. С. 345-346.
22 Извещение От Его Преосвященства, Преосвященнейшего Никанора, Орловского и Севского // Орловские Епархиальные Ведомости. № 11 от 14 марта 1899 года. С. 381-382.
23 Протоирей А.Миловидов Открытие Орловского Отдела Императорского Православного Палестинского Общества. Орловские Епархиальные Ведомости. № 23 от 13 июня 1899 года. С. 885.
24 Например: Обращение Совета Императорского Православного Палестинского общества к Орловской епархии от
1901 года // Государственный Архив Орловской Области. Ф. 220. Оп.
1. Д. 83. Л. 6-7; Обращение Совета Императорского Православного Палестинского общества к Орловской епархии от 1905 года // Государственный Архив Орловской Области. Ф. 220. Оп. 1. Д. 83. Л.
11 и др.
Александр Николаевич Трубников; управляющий Орловским Отделением Государственного банка Виктор Антонович Арцимович и др. Общественность на своих примерах понимала трудность приобретения паломнической книжки, поэтому охотно присоединялась к данному Обществу. Известный в городе Орле Ф.Ф. Похвалинский, отмечал что: «.я охотно присоединяюсь к организации русского паломничества, которое уже прославилось на весь христианский мир ... своими постройками в Палестине.»25.
Таким образом, благодаря успешной предварительной работе набралось достаточное количество лиц (более 10 человек), что соответствовало §98 Устава ИППО об открытии местных Отделов. Поэтому Никанор обратился в Совет Общества, а уже 2 мая 1899 года в городе Орле было торжественное открытие местного Отдела Императорского Православного Палестинского Общества и высланы предметы, необходимые для его работы. Мероприятие проходило в зале дома Орловского Дворянства, которое было предоставлено в распоряжение Губернским Предводителем Дворянства М.А. Стаховичем. По Уставу ИППО, с момента утверждения Отдела Общества необходимо было выбрать из своей среды сроком на 3 года: Председателя, его Товарища, Казначея (и кандидата для его замещения, в случае его преждевременного отстранения)26. В связи с этим Председателем Орловского Отдела Императорского Православного общества путём выборов стал Преосвященный Владыка Никанор, Епископ Орловский и Севский. Товарищем Председателя стал Начальник Орловской губернии, находящийся в звании камергера Двора Его Императорского Величества, Александр Николаевич Трубников. Казначеем избрали из Орловского кафедрального Собора кафедрального протоирея Михаила Васильевича Смирнова, а кандидатом к нему ключаря Орловского кафедрального Собора, священника Матвея Ивановича Крылова. Делопроизводителем стал законоучитель Орловской классической гимназии протоирей Андрей Иванович Миловидов. После выборов ещё раз был провозглашен и роздан текст устава, составлен журнал с указанием должностных лиц, а также ряда членов и сотрудников, которые и были в копии отправлены в Совет Общества для утверждения27.
Необходимо отметить, что к 20 мая 1899 года Орловский Отдел насчитывал уже более 200 человек, внесших более 3000 рублей. Списки постоянно пополнялись новыми фамилиями из совершенно разных категории лиц, которые оказались участными в этом деле - и само духовенство, и интеллигенция, и представители различных государственных учреждений, военные,
25 Протоирей А.Миловидов Открытие Орловского Отдела Императорского Православного Палестинского Общества. Орловские Епархиальные Ведомости. № 23 от 13 июня 1899 года. С. 886- 887.
26 Императорское Православное Палестинское Общество и его отделы // Орловские Епархиальные Ведомости. № 15-16 от 18 августа 1899 года. С. 584.
27 Список членов Орловского Отдела Императорского Православного Палестинского Общества // Орловские Епархиальные Ведомости. № 23 от 13 июня 1899 года. С. 889-898.
купцы, мещане и крестьяне28. Таким образом, с этого периода начинает активную работу Орловский Отдел ИППО.
ИППО ежегодно препровождало в Орловскую Духовную Консисторию отношения с различными: воззваниями; объявлениями; собеседованиями; надписями для кружек и блюд; правилами для производства сбора в день Входа в Иерусалим29 и т.д. Присланные в Консисторию пакеты необходимо было разослать Благочинным епархии для раздачи: причтам в каждую приходскую церковь; настоятелям и настоятельницам монастырей «...для точного и непременного исполнения, согласно правил, установленных для производства данного сбора.»30. Они должны были приложить «. все заботы о возможном более успешном сборе, с предупреждением, что всякое уменьшение сбора будет принято, как небрежение о важном деле.»31: а) воззвание необходимо было заблаговременно объявить по приходам через выставление его на наружных дверях храмов; б) на чтениях в школах, на внебогослужебных собеседованиях объяснить прихожанам о цели и важности сбора; в) в день сбора также сделать поучение или беседу о важности сбора; г) сам сбор проводить согласно составленных правил.
28 Священник Жарков М. Деятельность ИППО в Орле. Вера отцов. № 1 (89) 2008. С. 8-9.
29 Например: Обращение Совета Императорского Православного Палестинского общества к Орловской епархии от 1901 года // Государственный Архив Орловской Области. Ф. 220. Оп. 1. Д. 83. Л. 6-7; Обращение Совета Императорского Православного Палестинского общества к Орловской епархии от 1905 года // Государственный Архив Орловской Области. Ф. 220. Оп. 1. Д. 83. Л. 11 и др.
30 Распоряжение Епархиального начальства // Орловские Епархиальные Ведомости. № 1-2 от 10 января 1899 года. С. 2-4.
31 Распоряжение Епархиального начальства // Орловские Епархиальные Ведомости. № 4-5 от 31 января 1899 года. С. 106.
Таким образом, во II половине XIX-начале XX века в России в связи с осложнившейся религиозно-политической ситуацией и увеличением числа различных сект, отходников от Русской Православной Церкви при официальной поддержке Правительствующего Сената и Святейшего Синода возникали различные религиозно-просветительские и миссионерские организации. Деятельность этих организаций осуществлялась как на государственном, так и на местном уровне. Одной из старейших в России международной благотворительной, научной и гуманитарной организацией было Императорское Православное Палестинское Общество. Открытие местных отделов Палестинского Общества вызвано было насущными потребностями времени и вполне отвечало положению Русского Православия во II половине XIX века и вообще русского дела на Востоке, что и способствовало удовлетворению истинных благочестивых стремлений русского народа к паломничеству в Святую Землю.
Преосвященный Владыка Никанор, Епископ Орловский и Севский, был Председателем Орловского отдела ИППО, он достаточно искренне относился к своему делу, глубоко понимал важность задач и целей Русского Православия на Востоке и поэтому содействовал возникновению Орловского Отдела ИППО, который был открыт 2 мая 1899 года. Деятельность Орловского Отдела была достаточно широка, направлена и на улучшение финансового положения ИППО, и на увеличение информации о проблемах Палестины среди населения. Деятельность Общества проходила в тесной взаимосвязи представителей светской власти, что благоприятно сказывалось на религиозно-просветительской работе в Орловской губернии.
Библиографический список
1. Материалы Государственного Архива Орловской Области. Ф. 220. Оп. 1. Д. 83. Л. 11, и др.
2. Орловские Епархиальные Ведомости за 1882, 1898, 1899 года.
3. Смоленские Епархиальные Ведомости за 1896, 1898, 1899 года.
4. ДараганВ. Съезжу в Иерусалим.. Помолюсь, да укрепится душа моя и соберутся силы / В. Дараган // Наука и религия. 2010. № 1. Январь. С. 15-18.
5. Каптерев Н. Сношения Иерусалимских патриархов с русским правительством в текущем столетии (1815-1844). Православный Палестинский Сборник, Т. 15, вып. 1 (продолжение) / Н. Каптерев. СПб. 1898. - 670с.
6. Матвеева Е.С. Особенности формирования и развития религиозного правового сознания в России. Ученые записки Орловского государственного университета, 2013. №1 (51). С. 90-96.
7. Священник Жарков М. Деятельность ИППО в Орле. Вера отцов. № 1 (89) 2008. С. 8-9.
8. Хитрово В.Н. Откуда идут в Святую Землю русские паломники. Сообщения Императорского Православного Палестинского общества. 1901. Т. XI. Вып. 1. С. 129-145; Вып. 2. С. 146-153.
9. Хитрово В.Н. Палестина и Синай.. СПб.: 1876. 120с.
10. Хитрово В.Н. Собрание сочинений и писем. Т.2. Статьи о Святой Земле. Из истории Русской Духовной Миссии в Иерусалиме. Из истории русского паломничества в Святую Землю / Составление, подготовка текста и комментарии Н.Н. Лисового / Ответственный редактор Л.В. Мельникова. М.: ИППО; СПб.: «Издательство Олега Абышко». 2011. 350с.
11. Якушев М. Из истории русского паломничества. Консульство в Яффе и русские паломники в 1820-1838 годах. Журнал свободная мысль. 2011. №1 (1620). С. 173-185.
12. Официальный сайт Императорского Православного общества / История// http://www.ippo.ru/istoriya-ippo/o-nazvanii-obschestva.html
References
1. Materials of the State Archive Orel Region. Vol. 220 . Inventory. 1 . 83. P. 5-11, etc.
2. Orel Diocesan Sheets for 1882, 1898, 1899.
3. Smolensk Diocesan Sheets for 1896, 1898, 1899.
4. Daragan V. I will go to Jerusalem .... My soul will pray and will become stronger and strengths/Century of Daragan//Science and religion. 2010 . №. 1. January. Pp. 15-18.
5. Kapterev N. The intercourses of the Jerusalem patriarchs with the Russian government current century (1815-1844). Orthodox Palestinian Collection, T. 15, Rel. 1 (continuation). SPb. 1898 . 670p.
6. Matveeva E.S. The peculiarities of formation and development of religious legal consciousness in Russia. Scientific notes of Orel State University, 2013. No 1 (51). Pp. 90-96.
7. Priest Zharkov M. IPPO activity in Orel//Belief of fathers. No. 1 (89) 2008. Pp. 8-9.
8. Hitrovo V.N. From where are the Russian pilgrims going to the Holy Land //Messages of Imperial Orthodox Palestinian society. 1901 . T. XI. Rel. 1. Pp 129-145; Rel. 2 . Pp. 146-153.
9. Hitrovo V.H. Palestine and Sinai. SPb. : 1876 . 120p.
10. Hitrovo V.N. Collected works and letters. Vol. 2. Articles about the Holy Land. From history of the Russian Spiritual Mission in Jerusalem. From history of the Russian pilgrimage in Holy Land / Drawing up, preparation of the text and H.H. comments Lisovogo / Editor-in-chief L.V. Melnikova. M: IPPO; SPb. : "Oleg Abyshko's publishing house". 2011 . 350p.
11. Yakushev M. From history of the Russian pilgrimage. Consulate in Jaffa and the Russian pilgrims in 1820-1838 Yakushev//the Magazine Free thought. 2011. №. 1 (1620). Pp. 173-185.
12. Official site Imperial Orthodox society / History// http://www.ippo.ru/istoriya-ippo/o-nazvanii-obschestva.html
УДК 94
К.Ф. МАХМУДОВ
диссертант кафедры истории и философии Ленкоран-ского государственного университета (Азербайджан) E-mail: kolesnikovat@ mail.ru
UDC 94 K.F. MAHMOUDS
post-graduate student of the chair of History and philosophy, Lenkoran state university (Azerbaijan) E-mail: kolesnikovat@ mail.ru
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В АЗЕРБАЙДЖАНЕ В 50-60 ГОДАХ ХХ ВЕКА PECULIARITIES OF THE DEVELOPMENT OF EDUCATION IN AZERBAIJAN IN 50-60S OF XX CENTURY
В статье исследуются этапы развития образования в Азербайджане в 50-60 годах ХХ века. В эти годы Советское государство старалось укрепить нравственные устои своего политического и экономического влияния в Азербайджане. Школа была важной ступенью в подготовке работоспособных исполнительных кадров, владеющих необходимыми умениями и навыками.
В результате исследования автор статьи пришёл к выводу о том, что несмотря на использование учебных заведений для агитации коммунистических идей в этот период были достигнуты большие успехи в развитии просвещения.
Ключевые слова: просвещение, образование, развитие образования.
The article examines the stages of the development of education in Azerbaijan in the 50-60s of the twentieth century. During these years, the Soviet government tried to strengthen the moral foundations of its political and economic influence in Azerbaijan. The school was an important step in preparing the efficient executive personnel possessing the necessary skills and abilities.
In the research I have come to the conclusion that, despite of the use of educational institutions for propaganda of communist ideas in this period there, the major advances in the development of education were achieved.
Keywords: enlighten, education, development of education.
Всякая культурно-нравственная деятельность, в том числе просвещение и наука в бывшем Советском Союзе, служило государственным интересам. Советское государство старалось укрепить нравственные устои своего политического и экономического могущества в Азербайджане. Основная цель этой политики заключалось в том, чтобы люди поверили в устройство самого справедливого общества, в коммунистическую партию и как благо принимали советский образ жизни. Обеспечением официальной монополии вымышленных
© К.Ф. Махмудов © КЕ. Mahmouds
догм коммунистической идеологии над всеми формами общественной мысли было самым верным способом в этом деле [5, с. 413]. Школа была важной ступенью в подготовке работоспособных исполнительных кадров, владеющих необходимыми умениями и навыками.
После второй Мировой войны был проведен ряд мероприятий для укрепления материально-технической базы объектов народного просвещения, обеспечения школ педагогическими кадрами и улучшения учебно-воспитательной работы. В августе 1946-го года на