Научная статья на тему 'Оркестр русских народных инструментов В. В. Андреева в контексте Российской и мировой музыкальной культуры'

Оркестр русских народных инструментов В. В. Андреева в контексте Российской и мировой музыкальной культуры Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
266
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Оркестр русских народных инструментов В. В. Андреева в контексте Российской и мировой музыкальной культуры»

МУЗЫКАЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАНИЕ

£

Т.А. Литовкина

ОРКЕСТР РУССКИХ НАРОДНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ В.В. АНДРЕЕВА В КОНТЕКСТЕ РОССИЙСКОЙ И МИРОВОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ

В истории иногда происходят события, которые носят эпохальный характер. В российском музыкальном исполнительстве на народных инструментах таковым является создание 20 марта 1888 года В.В. Андреевым первого в России оркестра русских народных инструментов. Создание оркестра явилось рождением новой формы музыкального исполнительства на народных инструментах, новой формой сохранения и развития народной художественной культуры. Не случайно многие известные музыканты не только России, но и мира - такие, как П.И. Чайковский, А.Г. Рубинштейн, Н.А. Римский-Корса-ков, Ф.И. Шаляпин, Ж. Массне, Р. Леон-ковало и многие другие, рассматривали создание оркестра как выдающееся событие. Искусствовед А.В. Оссовский в 1906 году писал: «Наступила новая эра в существовании национальных музыкальных инструментов, и Великорусский оркестр по звучности, техническим способностям признан теперь самостоятельной художественной ценностью» [1, с. 178]. Газета «Нью-Йорк Таймс» от 30 сентября 1911 года отмечала: «Русский оркестр - выдающееся явление нашей эпохи. Создать такой совершенный музыкальный ансамбль из очень простых инструментов мог только гений». А газета «Таймс» от 28 сентября 1909 года писала: «По справедливости каждая нация могла бы гордиться тем делом, которое создал в музыкальной области В.В. Андреев, подарив своему народу им воссозданный национальный оркестр, который по праву должен занять первое место среди всех существующих ему подобных ансамблей у других народов».

Социально-политические условия жизни России второй половины XIX века предопределили уход из музыкальной жизни старинной крестьянской песни в прошлое. Стремление сохранить песенный фольклор русской деревни, а вместе с тем, как заметил Б.В. Асафьев, использовать его «в качестве стимула к "омоложению" городской музыки стало почвой, давшей жизнь целому ряду художественных явлений, характерных для конца XIX столетия» [2, с. 316].

Одним из них было музыкально-общественное начинание В.В. Андреева. В его основе лежала идея возрождения широкого исполнительства на русских народных инструментах, в совершенстве способных передать красоту и самобытность созданных народом песен. В 1902 году Андреев писал: «Русское общество, отвернувшееся в XVIII столетия от народного творчества и воспитанное на иностранной музыке, забыло свои русские песни. Великорусский оркестр должен способствовать воскресению русской песни, пробуждать любовь к забытой старине» [3, с. 132].

Однако не только удивительное созвучие балалайки, гуслей, домры и исполняемых на них народных мелодий убеждало Андреева в перспективности своего начинания. Как благоприятный важнейший фактор, способный придать музицированию поистине массовый характер, рассматривал он другое их достоинство - простоту в овладении игрой на народных инструментах.

Чрезвычайно важным для последующего развития народного инструментального жанра был сам факт создания оркестра -как наиболее массовой формы музицирования на русских народных инструментах. В известной мере это явление отразило характерный для того времени рост интереса к коллективному любительскому исполнительству, которое открыло путь для вовлечения в него многих людей - представителей самых различных возрастных и социальных категорий городского населения.

Также следует отметить, что значительный размах и демократическая направленность этого движения явились предпосылками бурного развития клубной самодеятельности в послереволюционные десятилетия.

Пропаганда оркестрового исполнительства рассматривалась Андреевым как эффективная форма распространения русских народных инструментов в широких слоях городского населения. Не менее важной на этом пути представлялась ему и популяризация сольной игры на них, прежде всего - балалайке.

В процессе осуществления планов широкого распространения исполнительства

Музыкальное образование

на русских народных инструментах Андреев и его единомышленники накопили значительный практический опыт создания оркестров. В частности, была налажена система массового производства струнных русских народных инструментов. К 1917 году они располагали значительным фондом инструментов - балалаек, домр.

Ценным наследством оказался богатейший опыт в налаживании методических связей между оркестровыми коллективами. Существенный опыт Андреевым был накоплен в организации профессионального обучения игре на русских народных инструментах. Выступая в 1914 году в Национальном клубе общественных деятелей, Андреев сказал: «Великорусский оркестр находится в сравнительно худших условиях, чем любой хор, симфонический или духовой оркестр за отсутствием профессии балалаечника» [цит. по: 4, с. 42]. Однако в условиях того времени трудно было рассчитывать на последовательную поддержку подобных демократических начинаний. Более результативными оказались шаги, направленные на организацию начального обучения «нижних чинов» в войсках гарнизона. Также было создано несколько общественных музыкально-просветительских центров с обучением на народных инструментах, летние курсы для учащихся железнодорожных училищ, сельских учителей с целью подготовки руководителей оркестров народных инструментов.

Эти начинания Андреева положили начало обучения исполнителей на народных инструментах и подготовке руководителей оркестров народных инструментов. Несмотря на большие трудности, Андреев был убежден, что наступит время, когда подготовка музыкантов и руководителей в сфере исполнительства на русских народных инструментах будет осуществляться на уровне, достойном значимости этой социально-культурной задачи.

Деятельность Андреева, встретив поддержку в различных слоях населения России, приобрела к 1917 году не только форму широко распространенного движения, но и стало художественно-самобытным явлением по своей природе и сущности. Для Андреева создание оркестра и внедрение этой формы в широкие народные массы было неотделимо от культуры своего народа, гражданского и патриотического долга.

Убежденность Андреева в необходимости оберегать исполнительство на русских

народных инструментах не только сопутствовала всей деятельности этого выдающегося реформатора, но и заложила основы полнокровного бытования жанра в будущем.

Не может остаться без внимания роль Андреева в возрождении и развитии фоль-клорно-инструментальных исполнительских традиций народов национальных окраин дореволюционной России. Широкое проникновение в начале 1900-х годов русских народных инструментов, практика музицирования на них способствовали оживлению тех общественных тенденций, которые впоследствии, в результате социально-революционных перемен, вылились в движение за расцвет самобытных национальных культур всех народов России.

В годы советской власти на основе опыта оркестра В.В. Андреева в национальных республиках страны были созданы оркестры народных инструментов: Казахский оркестр национальных инструментов им. Кур-мангазы, Государственный оркестр Белоруссии им. И.И. Жиновича, Государственная капелла бандуристов Украины под управлением А.З. Миньковского, инструментальная группа Государственного Ансамбля песни и пляски «Кантеле» Карельской АССР и многие другие.

Результаты музыкальной и общественно-просветительской деятельности В.В. Андреева, его деятельности по пропаганде возрождения инструментов русского народа были ощутимы не только у себя на родине, но и за границей уже при жизни реформатора народных инструментов. Начиная с 1908 года он все чаще выезжает на гастроли в зарубежные страны. Успех был огромен. Знаменитый немецкий дирижер К.Мук отмечал: «Как, однако, одарена русская нация и какое превратное понятие имеешь о ней, пока не увидишь Станиславского и не услышишь Андреева» [5, с. 6]. Только в 1911 году Великорусский оркестр В.В. Андреева посетил 56 центральных городов Америки и Канады. После гастролей в Англии Андреев писал своему другу В.П. Коломий-цеву: «Успех прямо сумасшедший! Ангажемент продолжен еще на два месяца. Играем дважды в день, театр переполнен. Организована школа для обучения, балалайки нарасхват. Вчера получил приглашение к королю, будем играть в Виндзоре!» 6, с. 187-188].

Интерес к оркестру Андреева и русским народным инструментам был настолько велик, что мода и спрос на балалайку заста-

вили известную фирму «Циммерман» резко увеличить их производство для продажи за рубежом.

Благодаря этим действиям, оркестры русских народных инструментов были созданы и, что особенно удивительно, успешно функционируют и поныне в Англии, Финляндии, Австралии, Дании, Норвегии, Франции, США, Швеции и многих других странах.

Таким образом, опираясь на демократические истоки русской музыкальной культуры, коллективное исполнительство на русских народных инструментах не стало замкнутым, национально обособленным явлением. Оно приобрело интернациональную значимость и явилось важным вкладом не только в российскую, но и мировую музыкальную культуру.

Нельзя не сказать об Андрееве как гражданине и патриоте, посвятившем всю свою жизнь, энергию и талант своему народу, благодаря которому исполнительство на русских народных инструментах прочно вошло в быт, стало могучим проводником музыкальной культуры в массы.

Деятельность В.В. Андреева - образец высочайшего гуманизма, образец бескорыстного служения Родине, высочайшего патриотизма в самом широком смысле этого слова. Его нравственные критерии близки нам, созвучны нашему времени, эпохе, обществу.

Отвечая на приветствия в связи с 25-летием деятельности, он писал: «Достигя своей цели путем тяжелого, непрерывного труда, даже страданий, но как бы ни были велики страдания, перенесенные ради блага Родины, все они искупаются счастьем ей служить, и я испытал это счастье! Оно так велико, что за него можно, не задумываясь, отдать всего себя без остатка» [цит. по: 4, с. 41].

Значителен вклад Андреева в область музыкального просветительства, развитие самодеятельного народно-инструментального жанра и подготовку дирижеров оркестра русских народных инструментов.

Вместе с тем следует констатировать,

Примечания

что, несмотря на имеющиеся некоторые научные работы о творчестве В.В. Андреева, пока многие аспекты его жизни и деятельности не нашли должного научного исследования. Так, нам почти ничего не известно о формах и методах его работы как дирижера. Недостаточно изучено его композиторское наследие. Также приходится констатировать, что в последние годы молодое поколение музыкантов-народников, поступающих в вузы культуры и искусства, имеют весьма слабые знания по истории возникновения и развития народно-инструментального жанра в целом и конкретно о народных инструментах. Причин этому много, но ясно одно, что без знания истории невозможно определить перспективы развития народного жанра. И начинать изучение следует с истоков зарождения коллективного исполнительства. Как показывает опыт, учебные планы по специальным дисциплинам в вузах не обеспечивают качественной подготовки специалистов данного профиля. Это, прежде всего, малое количество учебных часов, отведенных на специальные дисциплины, слабое обеспечение студентов научно-методической литературой.

Мы должны гордиться и разумно распоряжаться богатейшим наследием, которое оставил В.В. Андреев и его сподвижники. Именно созданный им оркестр русских народных инструментов является генетическим фондом коллективного музыкального исполнительства на народных инструментах, залогом сохранения и развития русской народной музыкальной культуры. И, как отмечалось на заседании Государственного совета «О государственной поддержке традиционной народной культуры в России» 26 декабря 2006 года, задача сохранения и распространения традиционной народной культуры является основополагающей не только для развития российской государственности, но и самого существования многонационального российского народа.

1. Оссовский, А. В. Музыкально-критические статьи 1894-1912 гг. [Текст] / А.В. Оссовский.

- Л., Музыка, 1971.

2. Асафьев, Б. В. Русская музыка. Конец XIX - начало XX в. [Текст] / Б.В. Асафьев. - 2 изд.

- Л.: Музыка 1979.

3. Максимов, Е. И. Великорусский оркестр В.В. Андреева [Текст] / Е.И. Максимов. - М.: Информкультура, 1981. - № 132.

4. Максимов, Е. И. Оркестры и ансамбли русских народных инструментов [Текст] / Е.И. Максимов. - М., 1983.

5. См.: Музыкальная жизнь. - 1961. - №1.

6. Коломийцов, В. Статьи и письма [Текст] / В. Коломийцов. - Л.: Музыка, 1971.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.