Научная статья на тему 'ОРИГЕН О ТВОРЕНИИ EX NIHILO'

ОРИГЕН О ТВОРЕНИИ EX NIHILO Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
71
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ / ИСТОРИЯ АНТИЧНОЙ ФИЛОСОФИИ / ТЕОЛОГИЯ И ФИЛОСОФИЯ РАННЕГО ХРИСТИАНСТВА / ОРИГЕН АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ / УЧЕНИЕ О ТВОРЕНИИ / ТЕРТУЛЛИАН

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Сырцова Елена Николаевна

Автор исследует реализацию в космологии Оригена теологической идеи Creatio ex nihilo, развиваемую также Тертуллианом в полемике с Гермогеном. Логика творения мира Богом предстает у Оригена как онтологически двухуровневый процесс, - сначала творение бескачественной материи из ничего, а затем из этой абстрактной, лишь умопостигаемой материи, - уже потенциально качественной субстанции стихий, элементов и тел космоса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORIGEN ABOUT THE CREATION EX NIHILO

The paper examines the position of Origen as concerned the theological idea of the Creatio ex nihilo, developed by Tertullian in the polemic with Hermogen. The attention is attracted to the correspondence of this idea to the apocryphal and gnostic books.

Текст научной работы на тему «ОРИГЕН О ТВОРЕНИИ EX NIHILO»

УДК 141.412

Е. Н. Сырцова

ОРИГЕН О ТВОРЕНИИ EX NIHILO

СЫРЦОВА Елена Николаевна - кандидат философских наук, старший научный сотрудник Института философии НАН Украины. 01001, Трехсвятительская 4, Киев Украина. E-mail: if-ukr@i.kiev.ua.

Автор исследует реализацию в космологии Оригена теологической идеи Creatio ex nihilo, развиваемую также Тертуллианом в полемике с Гермогеном. Логика творения мира Богом предстает у Оригена как онтологически двухуровневый процесс, - сначала творение бескачественной материи из ничего, а затем из этой абстрактной, лишь умопостигаемой материи, - уже потенциально качественной субстанции стихий, элементов и тел космоса.

ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ; ИСТОРИЯ АНТИЧНОЙ ФИЛОСОФИИ; ТЕОЛОГИЯ И ФИЛОСОФИЯ РАННЕГО ХРИСТИАНСТВА; ОРИГЕН АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ; УЧЕНИЕ О ТВОРЕНИИ; ТЕРТУЛЛИАН.

Вопрос о наличии зла в мире в раннехристианской экзегетической традиции уже с самого начала был implicite связан с вопросом о его появлении в творении Божьем. Ведь зло не могло быть создано Богом, который для христиан является Богом Добра по определению. Поэтому в эпоху поздней античности и раннехристианское время одним из распространенных взглядов на существование зла в мире было представление, что зло является производным от материального начала мира [May 2004]. Ряд исследователей были склонны связывать происхождение концепции création ex nihilo с гностическими учениями второго столетия, которые рассматривали этот мир (О kûo^oç) как порождение зла, как реальность, которую следует отбросить на пути к Богу Доброму [Поснов 1991, 372-412].

К такой же негации космоса как мира зла располагали в какой-то мере и некоторые логии евангельских текстов. Например, слова Христа о

том, что , как и он сам, его апостолы не от этого мира: «оик elolv £к тои кОо^ои» (In 17, 14-15) [Novum Testamentum 1984], что он победил космос:

J Л / Л / , _ , - _ .

«£уШ vevlK^Ka tOv kOo^ov» (In 16. 33), или слова апостола, что мир во зле лежит: «О кОо^о? £v тф novnpW кеТтаг» (1 In 5. 19). Но наряду с такими речениями, которые выражают негативное отношение к космосу, в Евангелии от Иоанна содержится обращение Иисуса Христа к Богу, где он говорит о своих апостолах: «я не прошу Тебя взять их от этого космоса, но уберечь их от зла (£к тои novnpoU)» (In 17. 15). Из этого следует, что домен зла и космос для Иисуса Христа не одно и то же.

Вместе с тем, Евангелие от Иоанна в ряде случаев называет появление космоса словом П ката^оХ^, которое по-гречески означает «ниспадение», «отбрасывание». Ориген, рассматривая использование этого понятия в выражении «про катавоХП? кОо^ои» (In 17. 24) и Послании апостола Павла к эфесянам (Eph. 1. 4), акцентировал внимание прежде всего на его негативных коннотациях, связанных со значением «отбрасывание», и сделал вывод о том, что в указанных контекстах П ката^оХ^ означает «низведение всех существ из высшего состояния в низшее» (Orig. De princ. III. 5. 4) [Origene 1980; Ориген 2007].

Тему деградации и отпадения духов Ориген развивает также в связи с вопросом о сотворении космоса «из ничего». «Но так как те разумные существа, сотворенные, по вышесказанному, в начале, были сотворены из ничего, то именно потому, что они прежде не существовали, а потом начали существовать, они получили по необходимости совратимое и изменчивое бытие, ведь, добродетель, привзошедшая в их субстанцию, не была присуща им по природе, но была призведена по милости Творца» (Orig. De princ. II. 9. 2) [Origene 1978; Ориген 2007]. Следовательно, они могут по собственной воле отклониться от добра ко злу. Действительно, если мир был сотворен «из ничего», то он не имеет основы добра в самом себе, поскольку добро было введено из-вне в него Богом, и творение может предстать отпадением от Бога и деградацией под действием-тяжестью исходного субстанциального начала, так как не было добрым по своей природе.

Следует, однако, отметить, что концепция творения мира «из ничего», несмотря на ее фактическую интеграцию христианской доктриной, не

находит себе подтверждения в Священном Писании. Ориген, который на нее ссылается, цитирует апокрифические источники, а именно, Вторую книгу Маккавееву, «Пастыря» Ермы и Книгу Премудрости Соломона. Так, во Второй книге Маккавеевой мать говорит сыну, который идет на муку: «Молю тебя, дитя мое, посмотри на небо и на землю, на все, что есть там, и Бог сотворил из несущих oÚk Óvirov)» (2 Макк. 7. 28) [Septuaginta 2008; Толковая Библiя 1987]. В «Пастыре» Ермы сказано, что Бог, тот, который на небесах, сотворил все из небытия (Ó 0еО<; Ó £v тоТ<; oÚpavoT^ KaioiK&v ка1 кт|'аа<; £к тои ^П Óvto<; та ÓvTa) (Паст. 1, 1. 6) [Hermas 1958]. В апокрифической «Премудрости Соломона» вполне платоновскими словами говорится о всесильной руке Божией, которая сотворила мир «из безформенной материи Ü^n а^Орфои)» (Прем. 11. 18) [Septuaginta 1981; Толковая Библiя 1987]. Последнее выражение Ориген связывает с идеей материи, хотя и признает, что наименование материи в значении субстанции в канонических текстах не встречается. Он развивает идею материи, настаивая вместе с тем на ее тварности, и упоминая, хотя и не называя, тех, кто считает, что «невидимою и неустроенною землею Моисей называет не что иное, как безформенную материю. Если материя действительно такова, то отсюда ясно, что начала тел — не неизменны. Те же, которые признают началами телесных вещей атомы, т. е., или то, что не может делиться на части, или то, что делится на равные части, или же какой-нибудь один элемент, не могут причислить к началам имя материи, т. е., то, что в собственном смысле означает материю. Но когда в основе всякого тела они все-таки полагают материю, субстанцию превращаемую, изменяемую и делимую, то они, конечно, не будут считать ее бескачественной по ее свойству. В этом и мы соглашаемся с ними. Мы совершенно отвергаем нерожденность или несотворенность материи <...> Однако нужно знать что субстанция никогда не существует без качества: один только разум усматривает, что материя есть то, что лежит в основе тел и может принимать то или иное качество.» (Orig. De princ. IV. 33, 34) [Origéne 1980; Ориген, 2007; Толковая Библiя 1987]. Таким образом, логика творения мира Богом предстает у Оригена как онтологически двухуровневый процесс, — сначала творение бескачественной материи из ничего, а затем из этой абстрактной, лишь умопостигаемой материи, —

уже потенциально качественной субстанции стихий, элементов и тел космоса. Примечательно, что в такой реконструкции ни идея творения «из ничего», ни идея материи как тварной субстанции, которая предшествует формированию земли, неба, светил, стихий и тел в космосе, не находит подтверждения в Священном Писании, хотя речь идет об основополагающих для христианского гнозиса вопросах.

Вместе с тем, кроме апокрифов, можно указать и на гностические учения раннехристианской эпохи, которые могут рассматриваться как один из прологов концепции творения мира «из несущих», а именно идею гностика II в. Василида, который полагал, что мир был создан Богом «из несущего». Правда, он добавлял, что и Бог сам был также несущим («несущий Бог невольно сотворил несущий мир из несущих (О oUk Wv 0еО<; аРоиХПтю? ¿noieoe oUk бvта kOo^ov oUk 6vt®v)» [Болотов 1994, 205]. Тем не менее, роль Василида так же, как и роль Тертуллиана (о ней далее), во введении в доктринальный диапазон раннехристианской эпохи идеи творения мира из несущего в начале II в. заслуживает внимания. Эту роль следует отметить, поскольку она дает основания усмотреть логическую связь концепции творения «из ничего» с характерным для гностицизма негативным взглядом на космос как домен зла, отделенного от Добра. Именно на эту идею, прежде всего, и опираются представления о вечности зла в космосе и стремлении душ к освобождению из заключения в этом зле, в которое они отпали.

Для прояснения вопроса об источниках и философском контексте идеи творения Богом космоса «из ничего» в раннехристианскую эпоху важное значение имеет трактат Тертуллиана «Против Гермогена» («Adversus Hermogenes»), который датируется 203-205 гг. [Столяров 1994, 19]. Текст этого трактата показывает, что приведенный в раннем труде Оригена «Пер1 dp%Wv» тезис о том, что под «безводной и пустой» землею первой главы Библии порой понимают именно материю, был ранее использован в аргументации в пользу сотворения Богом мира из материи в концепции Гермогена (Adv. Herm. 24, 25) [Tertullien 1999; Тертуллиан 1994, 146-147]. Идею творения Богом мира из материи Гермоген рассматривал как логическое основание для объяснения существования зла в мире, которое онтологически не могло происходить от Благого Творца и,

тем более, воспроизводиться во времени вопреки Его воле. Не исключено, что Ориген, как и Тертуллиан, имел возможность познакомиться с аргументацией Гермогена и в изложении Феофила Антиохийского, который за несколько десятков лет до Тертуллиана также написал книгу «Против ереси Гермогена». О существовании этой книги, которая не сохранилась, сообщает Евсевий Кесарийский (Eccl. IV, 24) [Евсевий Памфил 2008, 182]. Считают вероятным, что Тертуллиан использовал также другое сочинение Феофила Антиохийского «К Автолику» [Столяров 1994, 405]. С этим источником мог быть знаком и Ориген. Очевидно, что в это время идея творения Богом мира «из ничего», которую оспаривал Гермоген, уже воспринималась и трактовалась многими верующими как неотделимая от христианского учения. По крайней мере, в своем сочинении «О прескрипции против еретиков» («De praescriptione haereticorum»), написанном, возможно, в конце II в., Тертуллиан цитирует эту идею как составляющую христианского Правила веры (Regulae Fidei): «А Правило веры... такое: им утверждается, что Бог един и нет иного Бога, кроме Творца мира, сотворившего все из ничего через Слово Свое, которое явилось прежде всего.» (De praescr. 13) [Tertullien 1958; Тертуллиан 1994].

Что касается Гермогена, то его аргументация, согласно Тертуллиану, исходила из констатации существования не двух («творение из ничего» и «творение из материи»), а трех логически возможных вариантов решения проблемы творения Богом мира: «Он допустил, что Бог сотворил все или из Себя Самого, или из ничего, или из чего-то, чтобы после того, как он покажет, что Бог не мог сотворить ни из Самого Себя, ни из ничего (ut cum ostenderit neque ex semetipso fecisse potuisse, neque ex nihilo), сделать из этого вывод, что остается лишь признать, — Бог сотворил из чего-то, а это что-то и было той самою материей (materiam fuisse)» (Adv. Herm., 2) [Tertullien 1999; Тертуллиан 1994]. Основное содержание трактата Тертуллиана «Против Гермогена» составляет как раз опровержение аргументов последнего против возможности творения Богом мира из ничего (ex nihilo). Что же касается идеи творения Богом мира «из Себя Самого» (ex semetipso), то направленную против нее аргументацию Гермогена Тертуллиан никак не опровергает и, вероятно, принимает,

поскольку и сам ссылается на нее в своей критике тезиса Гермогена о творении Богом мира из материи (Adv. Herm., 39) [Tertullien 1999; Тер-туллиан 1994].

Особого внимания в контексте рассмотренных идей заслуживает аргументация Гермогена против идеи творения Богом мира «из Себя Самого», поскольку сам опыт опровержения является достоверным свидетельством возможности размышления богословов и философов раннехристианского постапостольського времени в таком направлении [Сирцова 2GGG, 54-59].

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК:

1. Болотов 1994 — Болотов В. В. Лекции по истории древней церкви. II. История церкви в период до Константна Великого. СПб., 19G7. Репринт. изд. М.: Спасо-Преображенский Валаамский Ставропигиальный монастырь, 1994. 474 с. + XVII c.

2. Евсевий Памфил 2GG8 — Евсевий Памфил, еп. Церковная история. М.: Православный Свято-тихоновский гуманитарный университет, 2GG8. 6G5 c.

3. Ориген 2GG7 — Ориген. О началах / Предисл. Р. В. Светлова. СПб.: Амфора. ТИД Амфора, 2GG7. 458 с. (Серия: Александрийская библиотека).

4. Поснов 1991 — Посновъ М. Э. Гностицизмъ II вйка и победа хриспанской церкви надъ нимъ. Юевъ, 1917. Фототип. изд. Брюссель: Жизнь с Богом, 1991. 825 с.

5. Столяров 1994 — Столяров А. А. Тертуллиан. Эпоха, жизнь, учение. Комментарии // Тертуллиан Квинт Септимий Флорент. Избранные сочинения / Пер. с лат.; общ. ред. и сост. А. А. Столярова. М.: Издательская группа «Прогресс», «Культура», 1994. С. 7-34, 382-42б.

6. Сирцова 2GGG — Сирцова Олена. Aпокрифiчна апокалштика. Фшософська екзегеза i текстолопя. З виданням грецького тексту Апокалшсису Богородиц за рукописом XI ст. Ottobonianus, gr. 1. Кшв: KM Academia, 2GGG. 32б c.

7. Тертуллиан 1994 — Тертуллиан Квинт Септимий Флорент. Избранные сочинения / Пер. с лат.; общ. ред. и сост. А. А. Столярова. М.: Изд. группа «Прогресс», «Культура», 1994. 444 с.

S. Толковая Библiя 1987 — Толковая Библiя или Комментарий на все книги Св. Писания Ветхаго и Новаго Завета: в 12 т. / Издание преемниковъ А. П. Лопухина Петербургъ, 19G4-1913. 2-е изд. Стокгольм: Институт перевода Библии, 1987. Т. 5. 548 с.; Т. 7/А. 341 с.

9. Hermas 1958 — Hermas. Le Pasteur / Introd., texte critique, trad. et notes par R. Joly. Paris : Éd. du Cerf, 1958 (Sources Chrétiennes, 53). 4G7 p.

10. May 1978 — May G. Schöpfung aus dem Nichts. Die Entstehung der Lehre von der creatio ex nihilo. Berlin; New York: De Gruyter, 1978. 19б S. (Arbeiten zur

Kirchengeschichte, 48). Eng transl.: May G. The Doctrine of Creation of Nothing in Early Christian Thougt. Bloomsbury Academy, 2004. 197 p.

11. Novum Testamentum 1984 — Novum Testamentum Graece et Latine / Textum Graecum post Eberhard et Erwin Nestle communiter ediderunt Barbara et Kurt Aland, Johannes Karavidopoulos, Carlo M. Martini, Bruce M. Metzger. Textus Latinus Novae Vulgatae Bibliorum Sacrorum Editioni debetur... Stuttgart: Deutsche Bibelge-sellschaft,1984. 27Aufl. 810 S.

12. Origène 1978 — Origène. Traité des principes. / Éd. H. Crouzel, M. Simonetti. Paris: Édition du Cerf, 1978. T. I (Livres I et II). 416 p. (Sources Chrétiennes, 252).

13. Origène 1980 — Origène. Traité des principes. / Éd. H. Crouzel, M. Simonetti. Paris: Édition du Cerf. 1980. T. III (Livres III et IV). 432 p. (Sources Chrétiennes, 268) .

14. Septuaginta 2008 — Septuaginta. Vetus Testamentum Graecum Auctoritate Academiae Scientiarum Gottingensis editum. Bd. IX, 2: Maccabaeorumliber II / edidit R. Hanhart. Gottingen: Vandenhoeck & Ruprecht, 2008. 116 p.

15. Septuaginta 1981 — Septuaginta. Vetus Testamentum Graecum Auctoritate Academiae Scientiarum Gottingensis editum. Bd. XII, 1: Sapientia Solomonis / edidit J. Ziegler. Gottingen: Vandenhoeck & Ruprecht, 1981. 168 p.

16. Tertullien 1999 — Tertullien. Contre Hermogène / Introduction, texte critique, trad. et commentaire de Fr. Chapot. Paris: Édition du Cerf, 1999. 473 p. (Sources Chrétiennes, 439).

17. Tertullien 1957 — Tertullien. Traité de la prescription contre les hérétiques / Introduction, texte critique, et notes de R. F. Refoulé, trad. de P. Labriole. Paris: Édition du Cerf, 1957. 165 p. (Sources Chrétiennes, 46).

SYRTSOVA, Olena N. - Diplôme d'etudes approfondies En Histoire de philosophie (Sorbonne). Senior researcher in the Institute Of Philosophy of the National Academy of Sciences of Ukraine. 01001, Treusviatitelskaja 4, Kiev, Ukraine. E-mail: if-ukr@i.kiev.ua.

ORIGEN ABOUT THE CREATION EX NIHILO.

The paper examines the position of Origen as concerned the theological idea of the Creatio ex nihilo, developed by Tertullian in the polemic with Hermogen. The attention is attracted to the correspondence of this idea to the apocryphal and gnostic books.

HISTORY OF PHILOSOPHY; HISTORY OF ANCIENT PHILOSOPHY; THEOLOGY AND PHILOSOPHY OF EARLY CHRISTIANITY; ORIGEN OF ALEXANDRIA; THE DOCTRINE OF CREATION; TERTULLIAN.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.