Научная статья на тему 'ОРИЕНТИРЫ ИССЛЕДОВАНИЯ МЕТОДОЛОГИИ СОЦИАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ'

ОРИЕНТИРЫ ИССЛЕДОВАНИЯ МЕТОДОЛОГИИ СОЦИАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
113
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ / КАТЕГОРИАЛЬНО-СИСТЕМНАЯ МЕТОДОЛОГИЯ / МЕТОДЫ / СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД / КАТЕГОРИАЛЬНЫЙ ПОДХОД / ИНФОРМАЦИОННО-ДИНАМИЧЕСКИЙ ПОДХОД / SOCIAL EDUCATION / CATEGORICAL-SYSTEM METHODOLOGY / METHODS / SYSTEM APPROACH / CATEGORICAL APPROACH / INFORMATION-DYNAMIC APPROACH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Аксютина З. А.

В статье даны ориентиры исследования методологии социального воспитания. Обращение к законодательной и нормативно-правовой базе позволило выявить актуальные цели воспитания. Раскрыты некоторые аспекты категориально-системной методологии исследования социального воспитания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Аксютина З. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORIENTATIONS FOR RESEARCH OF SOCIAL EDUCATION METHODOLOGY

The article provides guidelines for the study of the methodology of social education. An appeal to the legislative and regulatory framework made it possible to identify the actual goals of education. Some aspects of the categorical-system methodology of the study of social education are revealed.

Текст научной работы на тему «ОРИЕНТИРЫ ИССЛЕДОВАНИЯ МЕТОДОЛОГИИ СОЦИАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ»

УДК 37.013 Науч. спец. 13.00.01

DOI: 10.36809/2309-9380-2020-28-100-104

ОРИЕНТИРЫ ИССЛЕДОВАНИЯ МЕТОДОЛОГИИ СОЦИАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ

В статье даны ориентиры исследования методологии социального воспитания. Обращение к законодательной и нормативно-правовой базе позволило выявить актуальные цели воспитания. Раскрыты некоторые аспекты категориально-системной методологии исследования социального воспитания.

Ключевые слова: социальное воспитание, категориально-системная методология, методы, системный подход, категориальный подход, информационно-динамический подход.

3. A. AHcrnmuHa Z. A. Aksyutina

ORIENTATIONS FOR RESEARCH OF SOCIAL EDUCATION METHODOLOGY

The article provides guidelines for the study of the methodology of social education. An appeal to the legislative and regulatory framework made it possible to identify the actual goals of education. Some aspects of the categorical-system methodology of the study of social education are revealed.

Keywords: social education, categorical-system methodology, methods, system approach, categorical approach, information-dynamic approach.

Социально-экономические катаклизмы 1990-х гг. привели к тотальной утрате воспитательного потенциала образовательной системы в начале ХХ! в. Это способствовало увеличению роли социальных институтов воспитания и появлению у научного сообщества интереса к исследованию проблематики социального воспитания, что стало предпосылкой для выделения новой ветви педагогических исследований. С 1993 г. наблюдается увеличение исследований по социальной педагогике, прежде всего диссертационных, предметом которых выделяется социальное воспитание. Постепенно социальное воспитание становится важной научной проблемой, требующей разрешения. В частности, появилась потребность в изучении возможностей различных социальных институтов по осуществлению социального воспитания, выявлению его потенциала, формированию новых методов в практике социального воспитания и др.

Негативные явления в области воспитания привели и к его сдвигу из институализированной среды в неинсти-туализированную. Тем самым институализированная среда постепенно стала утрачивать тот социальный смысл и целевую направленность на положительные примеры, которые были характерны для предыдущих этапов общественного развития нашей страны. Стало очевидным, что миссии социального воспитания уделялось недостаточное внимание со стороны государства. Доказательством этого является официальная образовательная политика государства в отношении воспитания. Так, с момента распада СССР в РФ стратегическая политика в области воспитания была размытой и лишь в 2015 г. распоряжением Правительства Российской Федерации была принята «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 г.» [1]. В данном документе впервые в истории современной России были сформулированы приоритетные направления государственной политики в области воспитания и социализации детей.

С 2018 г. происходят сдвиги в отношении государства к проблематике воспитания. Так, в соответствии с постановлением Правительства РФ № 375 реализуется государственная программа «Реализация государственной

национальной политики» [2]. В ней заявляется направленность на формирование гражданской идентичности народов России, социально-культурную адаптацию и интеграцию мигрантов на территории РФ, что может осуществляться с опорой на идеи социального воспитания. В 2019 г. начинается реализация национального проекта РФ «Образование», который планируется завершить к 2024 г. [3]. В нем выражена направленность на идеи гармоничного развития и социальной ответственности, с опорой на духовно-нравственные ценности, исторические и национально-культурные традиции народов РФ. Реализация национального проекта предусматривает федеральные проекты, ориентированные на поддержку семей с детьми, успешность реализации детей, создание условий для реализации каждого, формирование социально активных граждан нашей страны. Эти идеи могут реализовываться с опорой на методологические основы социального воспитания.

Логическим продолжением реализации идей воспитания в России становится процесс внесения изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» в 2020 г., связанных с вопросами воспитания. В соответствии с ним под воспитанием понимается «деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде» [4]. Эти поправки фактически закрепляют новые целевые установки России в области воспитания.

Общеизвестный тезис «меняющееся общество — меняющийся мир» нацеливает на необходимость осмысления миссии социального воспитания в современных условиях;

выявления его методологических основ как потенциальных ориентиров в проектировании, осуществление и оценку его результатов; анализ процесса социализации подрастающего поколения; пропедевтику негативной социализации и др. Продолжает отслеживаться негативная социализация подрастающего поколения. Это находит выражение в формировании новых видов аддиктивного поведения, уходу из реального мира в сетевое пространство интернета, потере внутрисемейной сопричастности, нарушению коммуникативных связей и др. На данные процессы обратил внимание Президент РФ В. В. Путин еще во время выступления на Валдае комментируя трагические события, произошедшие в г. Керчь 17 октября 2018 г. В результате трагедии студент расстрелял 20 и ранил 48 студентов и преподавателей политехнического колледжа. По мнению Президента РФ, причина подобных трагедий — процессы глобализации, ориентация подрастающего поколения на лжегероев, предлагаемых интернет-сообществом, плохая реакция общества на изменения, происходящие в мире [5].

Политические события последних лет, международная напряженность приводят к появлению новых форм разрушения социальности подрастающего поколения. Различные формы гибридной войны, навязывание чуждых ценностей, формирование эгоизма и отстраненности и т. д. создают новые риски социальному воспитанию, которые пока в научных работах по педагогическим наукам не исследуются.

Предпосылками развития новой отрасли педагогического знания стали и знаковые публикации. В 2004 г. выходит учебное пособие академика И. А. Липского «Социальная педагогика: методологический анализ» [6], где осуществлен анализ и прогноз развития научно-проблемного поля социальной педагогики. Отдельный раздел прогноза посвящен педагогике социального развития личности, включающий общие вопросы социального воспитания личности, цели и задачи социального воспитания различных категорий населения, содержание социального воспитания и развития различных категорий населения. Всего было выделено 68 тем исследования проблемного поля социального воспитания.

Спустя девять лет, в 2013 г., выходит учебное пособие Т. А. Ромм «Педагогика социального воспитания» [7], которое стало своеобразным итогом этапа формирования фундамента для детальнейшей проработки проблематики социального воспитания. В нем раскрываются историко-тео-ретические и методические материалы по педагогике социального воспитания. Выход данного пособия фактически закрепил появление новой отрасли педагогики — педагогики социального воспитания. Оно неоднократно переиздается [8], что говорит о востребованности данного издания. Вместе с тем вопросы методологического характера в указанной работе остались вне поля исследования автора.

В том же году на территории постсоветского пространства в Беларуси появляется первое и пока единственное электронное периодическое издание на русском языке — журнал «Социальное воспитание» [9], цель которого — освещение теории, истории, состояния и перспектив социального воспитания в условиях формирования глобального общества. В России пока подобного издания нет.

Выделение новой отрасли педагогики — педагогики социального воспитания можно рассматривать в качестве ведущего условия для более детальной проработки методологии социального воспитания.

Исходя из понимания методологии как одного «из самых неопределенных, многозначных и подчас спорных понятий» [10, с. 7], будем понимать методологию как «учение об организации деятельности» [11, с. 19], основу которой составляют методы, используемые в ходе ее осуществления и позволяющие выявить и обосновать новое знание. Содержание современного методологического знания находится в постоянном совершенствовании, благодаря чему методология приобретает системность и целостность на основе интеграции методологических подходов и соответствующих им принципов [12, с. 174].

Идеи конструктивной философии нашли технологизи-рованное воплощение в категориально-системной методологии, предвосхищающей движение от конкретного к абстрактному.

Категориально-системная методология представляет собой целостную систему функционально связанных методов, которые создают условия для работы с естественными средствами выражения мысли (живым языком, образами, ощущениями); для обработки значительных массивов разнообразных текстов, упорядочивания предпроектных изысканий и любой деятельности, относящейся к познанию. Синтез этих методов позволяет строить технологические последовательности преобразования исследовательской информации [13, а 257].

В основе категориально-системной методологии лежат системный, категориальный, информационно-динамический подходы.

Системный подход (В. Г. Афанасьев, Л. фон Берта-ланфи, А. А. Богданов, И. В. Блауберг, В. Н. Садовский, Э. Г. Юдин и др.) предусматривает изучение объектов любой природы как систем с упорядочением связей между компонентами и элементами, включенными в нее. Основной метод системного подхода — системный анализ (системотехника), выступающий способом «проектирования сложных систем, поиска, планирования и реализации изменений, предназначенных для ликвидации проблем» [14, с. 360]. При использовании в системном подходе метода категоризации необходима стратификация, вариативность, выявление межкатегориальных связей, структурных аспектов и их воплощение в схемы [15, с. 299]. Основные понятия системного подхода: система, элемент, структура, функционирование, среда, гомеостат, гомеостаз.

Категориальный подход строится на учении И. Канта о категориях, где категориальные схемы приобрели статус конструкций, управляющих мышлением. Основные понятия категориального подхода: категория, категориальная система, категориально-системная методология.

Информационно-динамический подход (Ю. М. Горский, В. И. Разумов, В. П. Сизиков) разрабатывается с опорой на гомеостатику, идею придания информации онтологического статуса. Основные понятия информационно-динамического подхода: информация, динамическая информационная система, теория динамических информационных систем.

Разработанные и систематизированные методы категориально-системного представления научного знания представляют собой обширный исследовательский аппарат, обладающий высоким потенциалом в приближении к необходимым стандартам рациональности. Методы категориально-системного представления создают возможности экстраполяции научного знания путем репрезентации предметной области исследования с переходом от словесно-образных форм представления информации к построению качественных моделей с выраженной опорой на закономерности диалектики, системный, категориальный информационно-динамический подходы. В начале 2000-х гг. формируется и начинает продуктивную работу Омская научно-методологическая школа, цель которой — продвижение методов категориально-системного представления в научные исследования, способствующие получению объективно нового знания и упаковки его в удобные формы. Рассматриваемые методы стали применяться в исследованиях различных научных отраслей знаний, а в научном познании педагогических объектов пока недооцениваются. В таблице представлена классификация методов категориально-системного представления знания.

классификация методов категориально-системного представления знания

группа методов методы

Распространенные схемы систем Схема «черный ящик»

Универсальная схема взаимодействия

Схема функциональной системы

Методы исследования, основанные на идее триадичности Метод триадных сетей

Формально-логический метод определения понятия

Методы исследования активного качества в объектах Метод «Порядок следования целей»

Метод «Конечный информационный поток»

Метод «Ряд информационных критериев»

Методы исследования объектов с внутренними противоречиями Схема противоречия

Схема противоречия гомеостатического типа

Методы категориальной символики Алхимический крест

Кельтский крест

Пентаграмма у-син

Гексаграмма

Метод категориального маятника Метод категориального маятника

Методы теории динамических информационных систем Метод триадичной дешифровки категорий

Метод мутаций (перестановок) категорий

Даже беглый взгляд на классификацию позволяет говорить о многообразных возможностях, которые дают методы исследователю для анализа объектов. Полагаем, что применение данных методов может способствовать суще-

ственному изменению представлений научного знания, в том числе и о социальном воспитании.

Проблематика социального воспитания в той или иной степени выступала объектом внимания различных гуманитарных наук: философии, педагогики, психологии и социологии. Можно выделить наиболее существенные направления исследований: философские основы и проблемы воспитания; социальная природа и обусловленность воспитания; взаимосвязи внутри образования, а именно обучения и воспитания; вопросы социализации личности; понятие социального воспитания; содержание и формы социального воспитания в различные исторические эпохи; особенности социального воспитания в различных социальных институтах; особенности современного социального воспитания в российском обществе; организационно-правовые основы воспитания и др.

Целенаправленное исследование истоков возникновения и осмысления концептуальных основ социального воспитания осуществляется во второй половине XIX в. (П. Барт, Л. Буржуа, Э. Дюркгейм, В. В. Зеньковский, Н. Н. Иорданский, А. В. Луначарский, П. Ф. Каптерев, П. Монро, П. На-торп, М. М. Рубинштейн, Л. Д. Синицкий, П. А. Соколов и др.). Научное осмысление генезиса социального воспитания в контексте истории социально-педагогической мысли осуществляется в современных исследованиях И. Н. Андреевой, Н. Ф. Басовым, В. М. Басовой, М. П. Гурьяновой, В. И. Беляевым, Т. А. Васильковой, Ю. В. Васильковой, М. А. Галагузовой, К. Нимейером, Т. С. Просветовой, Фр. Прюссом, С. А. Расчетиной, Т. А. Ромм и др.

Отмечая возросший интерес к исследованию проблемного поля социального воспитания как научной задаче, требующей своего решения, отметим исследования, связанные с изучением средств, факторов, пространства, специфики социального воспитания, т. е. всем тем, что выступает в качестве инструментария осуществления социального воспитания (М. А. Егорова, Б. В. Куприянов, Э. А. Мальцева, Д. Е. Мураткина, Е. В. Полоцкая, Л. А. Титова, В. В. Ума-новский, В. А. Фокин и др.).

Практика социального воспитания за рубежом изучена И. Н. Айнутдиновой (на примере США), Е. В. Куприной (на примере Германии); в России региональное социальное воспитание исследовали М. Н. Гапоненко (Кубань), А. Г. Корнилова (Якутия), Н. А. Шумакова (Приенисейская Сибирь), кроме того практика социального воспитания изучалась в различных социальных институтах (М. В. Воропаев, И. В. Гурьянова, Б. В. Куприянов, М. М. Плоткин, Ю. В. Савин, М. В. Шакурова, В. Р. Ясницкая и др.), возможности социального воспитания в развитии личности исследовали Л. П. Бразговка, Л. И. Еремина и др., положения о взаимодействии человека с социальной средой раскрыты Ю. Н. Галагузовой, А. В. Мудриком, В. Л. Семеновым и др.

На развитие идей социального воспитания повлияли работы американских ученых. В США активно развиваются идеи помогающего социального воспитания. Это нашло отражение в педагогическом опыте Скота, Вудса и Дж. Ад-дамсон по созданию и функционированию сеттльментов, где реализовывался «план коллективной жизни»; в работах

Г. Койл по реализации идей социальной групповой работы в образовательной среде, в основу эксперимента были заложены идеи Дж. Дьюи о том, что образовательная среда социальна; в исследованиях Р. Патнэма, где инициировалась научная дискуссия об уходе людей от социального взаимодействия, и анализе причин незначительного интереса американских граждан к идеям социальной педагогики М. Смит.

Значительный вклад в развитие теории социального воспитания вносят зарубежные исследования, посвященные социализации (Ф. Джиринага, Э. Дюркгейма, Т. Пар-сонса, Г. Рейолда, Дж. Огбю и др.); институтам социализации (С. Боулз, У. Бронфенбреннер, Дж. Коллард, Б. Торнер и др.); воздействующей роли различных факторов на социальное воспитание (В. Зигут, С. Смит, П. Уиллс, Г. Шмидт) и др. Идеи социального воспитания нашли свое развитие в практике, так, в Австрии появилось Кэмпхиллское движение (К. Кенига), Вальдорфская педагогика (Р. Штейнер), детские деревни (Г. Гмайнер); в Германии — гражданское воспитание (Г. Кершенштейнер), школа действия (В. А. Лай), сенсорное воспитание (М. Монтессори).

К анализу ключевого для данного исследования понятия «социальное воспитание», как научной категории, обращаются ученые-педагоги современной России: В. Г. Бочарова, Ю. В. Василькова, Т. А. Василькова, М. А. Га-лагузова, М. П. Гурьянова, В. И. Загвязинский, И. А. Липский, Л. В. Мардахаев, А. В. Мудрик, В. А. Никитин, Л. Е. Никитина, Р. В. Овчарова, Н. М. Платонова, Р. Соколов, Е. Н. Сорочин-ская, М. В. Шакурова, П. А. Шептенко и др.

Наиболее существенными исследованиями социального воспитания можно считать работы Л. К. Синцовой (социально-философский анализ социального воспитания), Т. А. Ромм (историко-методологический анализ социального воспитания), О. А. Бобылевой (ценности социального воспитания), М. М. Плоткина (социальное воспитание школьников).

Особо выделим разработанные А. В. Мудриком концепты социального воспитания. Им же основана научная школа «Социальное воспитание в контексте социализации», где идеи социального воспитания находят свое продолжение. Его последователями разрабатываются частные вопросы социального воспитания. Так, М. В. Воропаев изучил социальное воспитание в военизированных учебных заведениях, Н. А. Евлешина раскрыла социальное воспитание в детском общественном объединении, Б. В. Куприянов обосновал социальное воспитание в учреждениях дополнительного образования, М. В. Шакурова проанализировала социальное воспитание в школе, В. Р. Ясницкая исследовала социальное воспитание в классе и др.

Методологические основы социального воспитания получают свое развитие в научной школе, созданной В. И. Заг-вязинским. В научных исследованиях тюменских ученых разрабатывается методология и методика социально-педагогических исследований. Работа с аналогичным названием вышла в свет в 1995 г., а в 2018 г. было доработано и переиздано. Частные вопросы методологии и теории социального воспитания отражены в исследованиях И. Н. Емельяновой (моделирование социально безопасного поведения),

Н. Н. Малярчук (концептуально-теоретические основы здо-ровьесозидающего воспитания), О. В. Моревой (социально-педагогическое сопровождение детей, оставшихся без попечения родителей в условиях оздоровительных лагерей), О. А. Селивановой (реадаптация безнадзорных подростков в условиях открытого социума) и др.

Остаются недостаточно или малоизученными: понятийно-терминологический аппарат социального воспитания; гносеологический и научно-содержательный уровни социального воспитания, в частности его науковедческие и научно-теоретические основы; противоречия и риски социального воспитания, персонально противоречия и др., что в совокупности задает ориентиры исследования методологии социального воспитания.

1. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года». URL: http://council.gov.ru/media/files/41d536d68ee9fec15756. pdf (дата обращения: 29.07.2020).

2. Постановление Правительства Российской Федерации от 30 марта 2018 г. № 375 «О внесении изменений в государственную программу Российской Федерации "Реализация государственной национальной политики"». URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71816276 (дата обращения: 01.03.2020).

3. Национальный проект «Образование». URL: https:// strategy24.ru/rf/education/projects/natsionalnyy-proekt-obrazovanie (дата обращения: 29.07.2020).

4. Законопроект № 960545-7 «О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" по вопросам воспитания обучающихся». URL: https:// sozd .duma.gov. ru/bil 1/960545-7 (дата обращения: 29.07.2020).

5. Заседание дискуссионного клуба «Валдай» // Президент России / События. 2018. 18 окт. URL: http://kremlin.ru/ events/president/news/58848 (дата обращения: 16.03.2019).

6. Липский И. А. Социальная педагогика: методологический анализ : учеб. пособие. М. : Сфера, 2004. 320 с.

7. Ромм Т. А. Педагогика социального воспитания : учеб. пособие. Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2013. 158 с.

8. Ромм Т. А. Педагогика социального воспитания : учеб. пособие для академического бакалавриата. М. : Изд-во Юрайт, 2018. 158 с.

9. Социальное воспитание: Электронный научный журнал. URL: http://soc-vospitanie.esrae.ru/ (дата обращения: 29.07.2020).

10. Афанасьев В. В., Грибкова О. В., Уколова Л. И. Методология и методы научного исследования : учеб. пособие. М. : Юрайт, 2019. 154 с.

11. Новиков А. М. Методология образования. 2-е изд. М. : Эгвес, 2006. 488 с.

12. Федотова В. С. Методология педагогики на современном этапе: поиски и продуктивные решения педагогической праксиологии // Фундаментальные и прикладные аспекты современных психолого-педагогических и социологических исследований : моногр. : в 3 т. / под науч. ред. О. П. Чигише-вой. Ришон-ле-Цион : MEDIAL, 2016. Т. 2. С. 173-204.

13. Разумов В. И. Методология подготовки и интеллектуально-технологического сопровождения научных исследований : дис. ... д-ра филос. наук. Новосибирск, 1997. 371 с.

14. Перегудов Ф. И., Тарасенко Ф. П. Введение в системный анализ. М. : Высшая школа, 1989. 367 с.

15. Бондарко А. В. О системном подходе в изучении языковых значений // Русский язык: исторические судьбы

и современность. II Международный конгресс исследователей русского языка : тр. и материалы / сост. М. Л. Ремне-ва, О. В. Дедова, А. А. Поликарпов. М. : Изд-во МГУ, 2004. С. 290-299.

© Аксютина З. А., 2020

УДК 37.01

Науч. спец. 13.00.01

DOI: 10.36809/2309-9380-2020-28-104-109

ИДЕЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ЭКОСИСТЕМЫ В МОДЕРНИЗАЦИИ КАДЕТСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В прогнозах развития образования в информационном обществе активно используется идея образовательной экосистемы. Образовательная экосистема как теоретическая конструкция — это компиляция тенденций общепринятых и далеко не утративших свой потенциал методологических подходов педагогики с концепциями нового технологического уклада, проецируемая на отношения информационного общества. Экосистема, как конструкция, качество и требование к организационно-технологической модернизации кадетского образования, задает ее целевые ориентиры, пути и ограничения, отнесенные к трем фокусам: образовательному пространству; движению субъекта в образовательном пространстве; взаимодействию субъектов образовательного пространства. В статье раскрываются принципиальные позиции в организационно-технологической модернизации кадетского образования на основе идеи образовательной экосистемы.

Ключевые слова: образовательная экосистема, кадетское образование, информатизация, модернизация, пространство.

A. O. Acpuee A. Yu. Asriev

THE IDEA OF THE EDUCATIONAL ECOSYSTEM IN THE MODERNIZATION OF CADET EDUCATION

Projections of education development in the information society actively use the idea of an educational ecosystem. The educational ecosystem as a theoretical construction is a compilation of the generally accepted tendencies that have preserved their potential methodological approaches of pedagogy with the concepts of a new technological order, projected onto the relations of the information society. The ecosystem, as a construction, quality and requirement for the organizational and technological modernization of cadet education, sets its targets, paths and limitations related to three focuses: educational space; the movement of the subject in the educational space; interaction of subjects of the educational space. The article reveals the fundamental positions in the organizational and technological modernization of cadet education based on the idea of an educational ecosystem.

Keywords: learning ecosystem, cadet education, informatization, modernization, space.

Образование — институт, передающий и меняющий общественные отношения, а в силу своей консервативности — обеспечивающий преемственность традиций и инноваций, сохранность и трансляцию культуры. В процессе культурно-исторического развития общества ему принадлежат две противоположные функции — ускорение и сдерживание, что делает образование объектом пристального внимания, как реформаторов, так и консерваторов, предметом прогнозов и обязательным компонентом многочисленных «картин будущего». Так называемые «стейкхолдеры образования» [1], которым отношения информационного общества дают возможность получения прибыли на рынке образовательных услуг (к слову, одному из наиболее динамично развивающихся рынков) предпочитают прогнозы с принципиальными изменениями философии и с обязательным разрушением формальной системы образования (как минимум утраты ее ведущей роли). Их оппоненты настаивают на том, что формирование глобального информационного общества

с мирным и экологичным сосуществованием людей остается утопией, технологические изменения не ведут к принципиальным изменениям государственных и общественных институтов, в том числе формальной системы образования [2], хотя значительно меняют их организационно и содержательно. И те, и другие используют для прогнозов будущего конструкт «образовательные экосистемы», быстро закрепившийся в современном научном дискурсе.

Идеи образовательных экосистем, весьма популярные в США и Западной Европе [3], получают широкое распространение в российской педагогике после форсайт-сессий Агентства стратегических инициатив при Правительстве Российской Федерации [4], однако их благосклонное принятие научной общественностью обусловлено вовсе не правительственным лобби, а непротиворечивостью с передовыми концепциями личностно-ориентированного подхода, открытого информационно-образовательного пространства и непрерывного образования в контексте всей жизни человека.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.