Научная статья на тему 'Ориентирование на профессиональные ценности в контексте становления профессиональной ментальности будущего инженера'

Ориентирование на профессиональные ценности в контексте становления профессиональной ментальности будущего инженера Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
378
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ МЕНТАЛЬНОСТЬ / СТАНОВЛЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МЕНТАЛЬНОСТИ БУДУЩЕГО ИНЖЕНЕРА / ОРИЕНТИРОВАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тонкошкурова Ирина Викторовна

Становление профессиональной ментальности будущего инженера рассматривается как актуальная проблема профессиональной подготовки студента технического вуза в современных условиях. данному становлению способствует совокупность взаимосвязанных педагогических условий, одним из которых выступает «последовательно-поэтапное ориентирование на профессиональные ценности». В статье представлено теоретическое обоснование обозначенного педагогического условия и некоторые результаты экспериментальной работы по его разработке и реализации в образовательном процессе в техническом вузе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Ориентирование на профессиональные ценности в контексте становления профессиональной ментальности будущего инженера»

раздел V.

ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ

УДК 378. 1

Тонкошкурова Ирина Викторовна

Ст. преподаватель кафедры гуманитарных дисциплин, Хакасский технический институт - филиал ФГАОУ ВПО «Сибирский федеральный университет», tonkir@yandex.ru, г. Абакан

ОРИЕНТИРОВАНИЕ НА ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ В КОНТЕКСТЕ СТАНОВЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МЕНТАЛЬНОСТИ БУДУЩЕГО ИНЖЕНЕРА

Tonkoshkurova Irina Victorovna

Senior teacher, chair of the Humanities, Khakass technical institute - branch of Siberian Federal University, Abakan

ORIENTATION ON PROFESSIONAL VALUES IN THE CONTEXT OF THE FORMING OF FUTURE ENGINEER’S PROFESSIONAL MENTALITY

Вопросы модернизации инженерного образования и повышения престижа технических специальностей рассматриваются сегодня на самом высоком уровне, так как в современных условиях перехода России к устойчивому развитию инновационной экономики инженеры становятся ключевыми фигурами социально-экономического развития.

Быстро обновляющиеся наукоемкие технологии требуют не просто исполнителей, а специалистов, обладающих системным, критическим и аналитическим мышлением, умеющих принимать оперативные и стратегические решения в ходе организации и осуществления технологического процесса.

В связи с этим профессиональная подготовка студента технического вуза, в современных условиях должна ориентироваться не только на содержание профессиональной деятельности, но и на личностные особенности специалиста, реализуемые в этой деятельности.

Наряду с традиционным овладением знаниями и умениями в процессе обучения в техническом вузе необходимо учить будущих инженеров «действовать, мыслить, чувствовать, воспринимать мир под знаком своей профессии» [1, с. 8]. В этом случае речь идет о формировании у будущих инженеров в процессе их профессионального образования базисных личностно-профессиональных качеств, отображающих в себе специфику труда и характеризующих инженера как представителя инженерного со-

ОРИЕНТИРОВАНИЕ НА ПРОФЕССИОНАлЬНЫЕ ЦЕННОСТИ В КОНТЕКСТЕ... общества. Такое интегральное личностно-профессиональное качество может быть представлено как «профессиональная ментальность», наличие которой характеризует инженера как субъекта профессиональной деятельности, обладающего уникальным мироощущением, мышлением, поведением, системой ценностей, духовным творчеством и свидетельствует о профессиональной устойчивости специалиста, его «образе жизни» как профессионала.

Технический вуз выступает особым пространством, заключающим огромные потенциальные возможности формирования профессиональной ментальности будущего инженера, ведь здесь осуществляется не только обучение, профессиональная подготовка студента, но и его развитие, становление как субъекта собственной жизнедеятельности, ориентирование на профессиональные и общечеловеческие ценности. Вместе с тем это не означает, что выпускник вуза будет иметь развитую, окончательно сформировавшуюся профессиональную ментальность.

Как отмечает Е. Е. Сапогова, в процессе обучения в вузе осуществляется определенная «настройка» сознания студента на принятие профессиональной ментальности, достигается только создание прецедента для её формирования [1, с. 8]. Поэтому полагаем, что на этапе обучения в вузе целесообразно говорить о становлении профессиональной ментальности будущего инженера, как о процессе, «зарождения возможностей и превращения одной из них в действительность» [2, с. 434].

Становление профессиональной ментальности будущего инженера связываем с обретением студентом технического вуза в процессе своего профессионального образования новых качественных ментальных личностно-профессиональных характеристик (профессиональный кругозор, ценностные ориентации, представление о самом себе как части профессионального мира, профессиональная стратегия поведения в социуме), детерминированных активно воспринятым и внутренне значимым социально-профессиональным контекстом профессиональной ментальности инженерного сообщества (совокупностью исторически сложившихся традиций, норм, идеалов и принципов поведения профессионального сообщества, системы профессиональных знаний и ценностных представлений).

Проблема становления профессиональной ментальности будущего инженера, по существу, связана с ориентированием студентов технического вуза на профессиональные ценности, ведь именно ценности являются консолидирующей основой профессионального сообщества и выступают как своеобразный психологический “регулятор” отношения к окружающей действительности, к собственной деятельности и к другим членам профессиональной группы.

Ценностные ориентации позволяют специалисту занять определенную профессиональную позицию, обрести собственную точку зрения, дать оценку фактов профессиональной действительности, мотивируют профессиональную деятельность и творческое саморазвитие.

Выполняя прогностическую, проектирующую функцию, профессиональные ценностные ориентации позволяют будущему инженеру выстроить модель своей профессии, которая становится ориентиром в его саморазвитии и самосовершенствовании [3, с. 38]. В тоже время ценности дают возможность носителю профессиональной ментальности сохранить собственную идентичность, не раствориться во множественных соприкосновениях с иными профессиональными ментальностями. Именно ценности, как указывают Г. Н. Бойченко, Л. И. Гуревич, составляют «генетический код» профессиональной ментальности, через них ментальность формирует собственный неповторимый духовный мир, позволяющий ей развить свою внутреннюю сущность и аксиологическое содержание [4].

В связи с вышесказанным, одно из педагогических условий становления профессиональной ментальности будущего инженера в процессе обучения в техническом вузе гипотетически обозначено нами как «последовательно-поэтапное ориентирование на профессиональные ценности». Педагогический аспект проблемы ориентирования будущего инженера на профессиональные ценности в общем виде состоит в том, чтобы широкий спектр профессиональных ценностей сделать предметом осознания, переживания как особых потребностей студента - будущего инженера. Объективные профессиональные ценности должны стать для будущего инженера субъективно значимыми, устойчивыми жизненными ориентирами, то есть войти в личностно-профессиональный контекст профессиональной ментальности будущего инженера.

Чтобы отследить влияние создаваемого условия на становление профессиональной ментальности будущего инженера, прежде всего, определились с особенностями ее изучения и выявления результативности проводимой работы. Однако сложность изучения становления профессиональной ментальности будущего инженера, неразработанность в педагогике исследовательских процедур, заставляют изучать не саму профессиональную ментальность будущего инженера, а непосредственно проверяемые следствия - проявления через интегрированные показатели.

С учетом основных требований личностно-ориентированного подхода к диагностике [5-7] была разработана методика изучения критериальных характеристик, на основе которых можно судить о большей или меньшей степени проявленности показателей становления профессиональной ментальности будущего инженера. Так эмоционально-ценностный показатель представлен как совокупность следующих критериальных характеристик: настроенность на положительное отношение к избранной профессии; любознательность и готовность к освоению нового в технической сфере; удовлетворенность социальной значимостью профессии; восприимчивость к профессиональным нормам и ценностям; возникновение переживаний за престиж профессии, её социально-экономическую значимость.

Становление профессиональной ментальности будущего инженера в процессе профессионального образования связывалось с различными уровнями проявления её критериальных характеристик (табл. 1).

Таблица 1

Изучение уровней проявления становления профессиональной ментальности будущего инженера по эмоционально-ценностному показателю

Характеристика

Уровень

проявленности

«

2

я

н

и

о

я

Я

Я

о

я

л

ч

я

я

о

8

Я

О

г

проявляет ярко выраженную положительное отношение к избранной профессии; проявляет любознательность и готовность к освоению нового в технической сфере; выражает глубокую удовлетворенность социальной значимостью избранной профессии; восприимчив к профессиональным нормам, ценностям;

самостоятельно и адекватно оценивает достижения в профессиональной сфере; переживает за престиж профессии, её социальноэкономическую значимость.______________________

О - характерно по большинству признакам

Д - характерно по отдельным признакам

К - не характерно по отдельным признакам

Для оценки качественных признаков была использована оценочная шкала (в баллах), согласно которой классифицировался каждый показатель и уровень его проявленности, при этом: 1 балл означал - «не характерно по отдельным признакам» и обозначался как критический уровень (К);

2 балла - «характерно по отдельным признакам» - допустимый уровень (Д);

3 балла - «характерно по большинству признакам» - оптимальный уровень (О). Количественный показатель проявления становления профессиональной ментальности будущего инженера определялся по эмоционально-ценностному показателю от 15 до 13 баллов - оптимальный уровень; от 12 до 9 баллов - допустимый; от 8 до 5 баллов - критический. Этот прием позволил более точно распределить и описать качественные связи и отношения между критериями и признаками профессиональной ментальности и скорректировать педагогические действия в процессе организации экспериментальной работы.

В целях получения более объективных данных об уровнях проявления становления профессиональной ментальности будущего инженера в ходе мониторинга использовалась экспертная оценка. Для оценивания студентов на начало экспериментальной работы и ее окончание была сформирована экспертная группа (5 человек) из числа преподавателей, кураторов студенческих групп, студентов, психолога института. На специально организованных экспертных заседаниях каждый студент оценивался по предложенным критериям. Информация, собираемая экспертной группой, позволяла своевременно корректировать не только образовательный процесс, но и развитие каждого конкретного обучающегося, подбирая для этого соответствующий педагогический инструментарий.

Экспериментальная работа проводилась на базе Хакасского технического института - филиала ФГАОУ ВПО «Сибирский федеральный университет» (г. Абакан). В экспериментальные и контрольные группы вошли студенты факультета фундаментальной подготовки (1 и 2 курсов) и студенты инженерно-технического факультета (3 курс) строительных специальностей и направлений подготовки бакалавриата. Всего в экспериментальной группе было 84 человека, в контрольной - 86 человек.

Практическое решение задач экспериментальной работы на этапе ориентирования основывалось на теоретических положениях педагогической аксиологии о сущности ценностного отношения как «внутренней позиции личности, отражающей взаимосвязь личностных и общественных значений» [8] и понимании образования как «процесса передачи ценностного знания и формирование на его основе ценностного отношения, ценностного поведения» [8]. В процессе организации экспериментальной работы были проанализированы различные модели ценностного ориентирования студентов [10-13]. На основе систематизации знаний разработана модель последовательно-поэтапного ориентирования студентов на профессиональные ценности, состоящая из трех этапов: выделение профессиональных ценностей; осознание профессиональных ценностей; присвоение профессиональных ценностей. Такая последовательность педагогической деятельности обеспечивала весь цикл ориентирования от потребности, побуждающей поиск студентами ценностей, оценки и выбора данных ценностей как профессионально значимых, до присвоения данных ценностей, признания их лич-ностно значимыми. Каждому этапу соответствовали определенные методы, средства и формы педагогической деятельности.

Этап «выделение профессиональных ценностей» был направлен на выделение профессиональных ценностей профессии инженера-строите-ля исходя из личностно-профессионального контекста профессиональной ментальности. В качестве педагогического средства были избраны биографии известных инженеров. В результате организации и проведения биографического поиска, мини-исследований жизни и профессиональной деятельности известных в республике инженеров-строителей, студентами был сконструирован обобщенный образ «Идеального инженера», выделены профессиональные ценности инженерной деятельности (терминальные и инструментальные), акцентировано внимание на неразрывной связи профессиональных и общечеловеческих ценностей.

Этап «осознание профессиональных ценностей» был направлен на выяснение студентами смысла и значения профессиональных ценностей, соотнесение выделенных профессиональных ценностей с субъективно значимыми личностными ценностями будущих инженеров. В результате проведенных обсуждений профессиональных ценностей, выполнения игровых заданий «Ассоциации», «Профессиональная идентичность» студенты познавали смысл и значение профессиональных ценностей, соотносили эти ценности с системой личностных ценностей. Это позволило каждому сту-

ОРИЕНТИРОВАНИЕ НА ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ В КОНТЕКСТЕ... денту сформировать адекватный образ «Я» («Я-реальное»), критично взглянуть и оценить свое профессиональное развитие и обозначить дальнейшее его направление, понять каким образом профессиональные ценности представлены в их образе «Я-реальное».

Этап «присвоение профессиональных ценностей» был направлен на то, чтобы побудить студентов к принятию профессиональных ценностей, признанию их достоянием для освоения опыта профессиональной деятельности. Вовлечение студентов в игровые ситуации и ролевые игры способствовало возникновению эмоционального переживания студентов, формированию их внутренней сопричастности к профессиональной деятельности, эмоциональному присоединению к профессиональной группе, формированию позитивного образа «Я - будущий инженер».

По окончанию экспериментальной работы по созданию условий становления профессиональной ментальности будущего инженера на этапе ориентирования был проведен контрольный срез, позволяющий зафиксировать наличие изменений в уровнях проявления профессиональной ментальности будущего инженера по эмоционально-ценностному показателю в контрольных и экспериментальных группах. Полученные данные отражены в таблице 2.

Таблица 2

Распределение студентов контрольных (К=86 чел.) и экспериментальных (Э=84) групп по уровню проявления эмоционально-ценностного показателя становления профессиональной ментальности будущего инженера на начало и окончание экспериментальной работы

Эмоционально-ценностный показатель Начальный срез Заключительный срез

О д К О д К

К1 (30) чел 4 10 16 7 13 10

% 13,3 33,3 53,4 23,4 43,3 33,3

К2 (27) чел 3 12 12 5 13 9

% 11 44,5 44,5 18,5 48,1 33,4

КЗ (29) чел 4 11 14 6 13 10

% 13,7 38 48,3 20,7 44,8 34,5

ВСЕГО (86 чел) чел 11 33 42 18 39 29

% 12,8 38,4 48,8 21 45,3 33,7

Э1 (28) чел 2 10 16 11 12 5

% 7,1 35,7 57,2 39,3 42,8 17,9

Э2 (30) чел 3 13 14 12 14 4

% 10 43,3 46,7 40 46,7 12,3

ЭЗ (26) чел 3 11 12 10 12 4

% 11,5 42,3 46,2 38,5 46,1 15,4

ВСЕГО (84 чел) чел 8 34 42 33 38 13

% 9,5 40,5 50 39,3 45,2 15,5

Анализ полученных результатов в контрольных группах показал, что если становление профессиональной ментальности будущего инженера не заявляется в качестве специальной цели, то в рамках профессиональной подготовки в вузе это становление будет происходить стихийно и проявленность критериев профессиональной ментальности у студентов будет наблюдаться в основном на допустимом и на критическом уровнях, а на оптимальном уровне показатели незначительные.

Сравнение результатов заключительного контрольного среза для контрольных и экспериментальных групп проводили с использованием многофункционального критерия ф Фишера. Данный критерий позволил оценить достоверность различий между процентными долями выборок, в которых зафиксирован интересующий нас «эффект» (проявление оптимального и допустимого уровня профессиональной ментальности будущего инженера в контрольной и экспериментальной группах). Результаты расчета параметров углового преобразования Фишера для эмоционально-ценностного показателя становления профессиональной ментальности будущего инженера представлены в таблице 3.

Таблица 3

Расчет параметров углового преобразования Фишера для эмоциональноценностного показателя становления профессиональной ментальности

будущего инженера

Есть эффект (оптимальный и допустимый уровень) Нет эффекта (критический уровень) Сумма

Первая выборка (контрольная 57 29 86

группа на конец экспериментальной работы, 86 студентов) 66,3% 33,7%

Вторая выборка 71 13 84

(экспериментальная группа на конец экспериментальной работы, 84 студента) 84,5% 15,5

у Суммы ^ 128 42 170

Процентная доля студентов с оптимальным и допустимым уровнем проявления исследуемого критерия составила: в контрольной группе 66,3%, в экспериментальной группе 84,5%. Величины ф1 и (Р2, соответствующие процентным долям в каждой группе, найдены по таблице [14]: для 66,3% -Ф = 1,903 , для 84,5% - ф = 2,332. Эмпирическое значение критерия:

Ф V = Ф -Ф2 )■]= (2,332 -1,903)-= 0,43.6,52 = 2,8

у п1 + и2 V 86 + 84

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

& * *

Так как ф эмп =2,8 больше фкрит = 1,64 для р < 0,05 , то ф эмп

попало в зону «значимости различий». Поэтому можно утверждать на 5% уровне значимости, что на конец экспериментальной работы в экспериментальной и контрольной группах имеются достоверные различия процентных долей студентов с оптимальным и допустимым уровнем проявления эмоционально-ценностного показателя становления профессиональной ментальности будущего инженера.

В целом проведенная экспериментальная работа позволяет сделать выводы о результативности создания и реализации обозначенного педагогического условия становления профессиональной ментальности будущего инженера.

Библиографический список

1. Сапогова, Е. Е. Концепты и ориентиры современного психологического образования [Текст] / Е. Е. Сапогова // Alma Mater (Вестник высшей школы). -2003. - №10. - С. 8-13.

2. Философский словарь [Текст] / Под. ред. И. Т. Фролова. - М.: Политиздат, 1991. - 560 с.

3. Кирьякова, А. В. Ориентация личности в мире ценностей [Текст] / А. В. Кирьякова //«Magister», международный психолого-педагогический журнал. - 1998. - № 4. - С. 37-50.

4. Бойченко, Г. Н. Информационно-технологические артефакты организационной культуры вуза в трансформации ментальных ценностей педагогического сообщества [Текст] / Г. Н. Бойченко, Л. И. Гуревич // Высшее образование сегодня. -2009. - № 6. - С. 24-27.

5. Игнатова, В. В. Педагогические факторы духовно-творческого становления личности в процессе социализации и условия их реализации [Текст]: дисс. ... док. пед. наук. - Красноярск: СибГТУ, 2000. - 365 с.

6. Вершинина, Н. А. Определение научных результатов исследования / Н. А. Вершинина, Н. И. Загузов, С. А. Писарева, А. П. Тряпицына [Текст] // Сибирский педагогический журнал. - 2008. - № 1. - С. 9-32.

7. Вершинина, Н. А. Анализ достоверности и обоснованности получения научных результатов / Н. А. Вершинина, Н. И. Загузов, С. А. Писарева, А. П. Тряпи-цына // Сибирский педагогический журнал. - 2008. - № 2. - с. 9-31.

8. Игнатова, В. В. Педагогические факторы духовно-творческого становления личности в образовательном процессе [Текст]: Монография / В. В. Игнатова. -Красноярск: СибГТУ, 2000. - 272 с.

9. Сластенин, В. А. Введение в педагогическую аксиологию: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений [Текст] / В. А. Сластенин, Г. И. Чижакова. -М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 192 с.

10. Нудько, В. А. Формирование гуманистических ценностных ориентаций студентов (на примере изучения иностранного языка в вузе) [Текст]: Автореферат... к. п. н. / В. А. Нудько. - Ульяновск: 2006

11. Асташова, Н. А. Концептуальные основы педагогической аксиологии [Текст] / Н. А Асташова // Педагогика. - 2002. - №8. - С. 8-13.

12. Брыкалова, О. Г. Базовая культура личности в педагогическом осмыслении [Текст] / О. Г. Брыкалова // Сибирский педагогический журнал. - 2010. - №10. -С.99-1006.

13. Ахияров, К. Ш. Формирование ценностных ориентации будущих учителей [Текст] / К. Ш. Ахияров, А. Ф. Амиров // Педагогика. - 2000. - №3. - С. 50-54.

14. Белякова, Е. Г. Образовательный идеал с позиции ценностно-смыслового подхода [Текст] / Е. Г. Белякова // Сибирский педагогический журнал. - 2009. -№1. - С. 59-67

15. Шушерина, О. А. Математические методы в психологии: Учебное пособие [Текст] / О. А. Шушерина. - Красноярск: СибГТУ, 2004. - 144 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.