Научная статья на тему 'Органы внутренних дел в системе противодействия угрозам экономической безопасности'

Органы внутренних дел в системе противодействия угрозам экономической безопасности Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
47
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
органы внутренних дел / преступления экономической и коррупционной направленности / обеспечение экономической безопасности / оперативно-розыскная деятельность / internal affairs bodies / crimes of economic and corruption orientation / ensuring economic security / operational investigative activities

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Эдуард Анатольевич Васильев

Введение. Рассматриваются вопросы участия органов внутренних дел в обеспечении экономической безопасности страны. Обосновываются научные выводы и практические рекомендации по совершенствованию правоохранительной деятельности территориальных органов Министерства внутренних дел Российской Федерации в сфере выявления и раскрытия преступлений экономической и коррупционной направленности. Методология. Проведен анализ основных результатов оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел по приоритетным направлениям оперативно-служебной деятельности подразделений экономической безопасности и противодействия коррупции органов внутренних дел по выявлению и раскрытию преступлений. Результаты. Установлены особенности криминализации важнейших отраслей и сфер национальной экономики, вносятся предложения по оптимизации работы оперативных подразделений органов внутренних дел, направленной на эффективное предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений силами, средствами и методами оперативно-розыскной деятельности. Практическая значимость. Отражена актуальная информация о результатах работы органов внутренних дел в сфере обеспечения экономической безопасности. Выводы. Изложенные в данной статье методические рекомендации по обеспечению экономической безопасности органами внутренних дел могут повысить эффективность данной деятельности, в частности с применением специальных сил, средств и методов работы оперативных подразделений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Эдуард Анатольевич Васильев

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Internal affairs bodies in the system of countering threats to economic security

Introduction. The issues of participation of internal affairs bodies in ensuring the economic security of the country are considered. The scientific conclusions and practical recommendations on improving the law enforcement activities of the territorial bodies of the Ministry of Internal Affairs of Russia in the field of detection and disclosure of crimes of economic and corruption orientation are substantiated. Methodology. The analysis of the main results of the operational-investigative activities of the Department of Internal Affairs in the priority areas of operational-service activities of the units of the Department of Internal Affairs for the identification and disclosure of crimes was carried out. Results. The features of criminalization of the main branches and spheres of the national economy are established, proposals are made to optimize the work of the operational units of the Department of Internal Affairs aimed at preventing, suppressing and solving crimes by the forces, means and methods of the operational and investigative activities. Practical significance. Up-to-date information on the results of the work of the internal affairs bodies in the field of economic security is reflected. Conclusions. The methodological recommendations reflected in this article on ensuring economic security by internal affairs bodies can increase the effectiveness of this activity, in particular with the use of special forces, means and methods of work of operational units.

Текст научной работы на тему «Органы внутренних дел в системе противодействия угрозам экономической безопасности»

Оперативно-розыскная деятельность

Научная статья УДК 338.462; 631

Органы внутренних дел в системе противодействия угрозам экономической безопасности

Эдуард Анатольевич Васильев

ВНИИ МВД России, Москва, Россия vea62@rambler.ru

АННОТАЦИЯ. Введение. Рассматриваются вопросы участия органов внутренних дел в обеспечении экономической безопасности страны. Обосновываются научные выводы и практические рекомендации по совершенствованию правоохранительной деятельности территориальных органов Министерства внутренних дел Российской Федерации в сфере выявления и раскрытия преступлений экономической и коррупционной направленности.

Методология. Проведен анализ основных результатов оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел по приоритетным направлениям оперативно-служебной деятельности подразделений экономической безопасности и противодействия коррупции органов внутренних дел по выявлению и раскрытию преступлений.

Результаты. Установлены особенности криминализации важнейших отраслей и сфер национальной экономики, вносятся предложения по оптимизации работы оперативных подразделений органов внутренних дел, направленной на эффективное предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений силами, средствами и методами оперативно-розыскной деятельности.

Практическая значимость. Отражена актуальная информация о результатах работы органов внутренних дел в сфере обеспечения экономической безопасности.

Выводы. Изложенные в данной статье методические рекомендации по обеспечению экономической безопасности органами внутренних дел могут повысить эффективность данной деятельности, в частности с применением специальных сил, средств и методов работы оперативных подразделений.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: органы внутренних дел, преступления экономической и коррупционной направленности, обеспечение экономической безопасности, оперативно-розыскная деятельность

ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ: Васильев Э. А. Органы внутренних дел в системе противодействия угрозам экономической безопасности // Научный портал МВД России. 2023. № 2 (62). С. 99-104.

Special Search activities

Original article

Internal affairs bodies in the system of countering threats to economic security

Eduard A. Vasiliev

NRI of the Ministry of Interior of the Russian, Moscow, Russia vea62@rambler.ru

ABSTRACT. Introduction. The issues of participation of internal affairs bodies in ensuring the economic security of the country are considered. The scientific conclusions and practical recommendations on improving the law enforcement activities of the territorial bodies of the Ministry of Internal Affairs of Russia in the field of detection and disclosure of crimes of economic and corruption orientation are substantiated.

Methodology. The analysis of the main results of the operational-investigative activities of the Department of Internal Affairs in the priority areas of operational-service activities of the units of the Department of Internal Affairs for the identification and disclosure of crimes was carried out.

Results. The features of criminalization of the main branches and spheres of the national economy are established, proposals are made to optimize the work of the operational units of the Department of Internal Affairs aimed at preventing, suppressing and solving crimes by the forces, means and methods of the operational and investigative activities.

© Васильев Э. А., 2023

Practical significance. Up-to-date information on the results of the work of the internal affairs bodies in the field of economic security is reflected.

Conclusions. The methodological recommendations reflected in this article on ensuring economic security by internal affairs bodies can increase the effectiveness of this activity, in particular with the use of special forces, means and methods of work of operational units.

KEYWORDS: internal affairs bodies, crimes of economic and corruption orientation, ensuring economic security, operational investigative activities

FOR CITATION: Vasiliev E. A. Internal affairs bodies in the system of countering threats to economic security // Scientific Portal of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2023. No. 2 (62). P. 99-104 (In Russ.).

В широком круге участников обеспечения экономической безопасности органы внутренних дел (далее - ОВД) занимают особое положение. В частности, в соответствии со ст. 13 Федерального закона от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности»1 они наделены задачами выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия преступлений, а также выявления и установления лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших; добывания информации о событиях или действиях (бездействии), создающих угрозу экономической безопасности Российской Федерации.

Главным специальным субъектом в системе ОВД, в чьи основные задачи, определяющие правоприменительную деятельность в области обеспечения экономической безопасности государства, входит реализация функции оперативно-розыскной деятельности в полном объеме, а также осуществление борьбы с преступлениями экономической и коррупционной направленности в различных сферах и отраслях экономики, являются подразделения экономической безопасности и противодействия коррупции (далее - ЭБиПК)2. История их функционирования показывает, что прообраз нынешнего подразделения - Отдел по борьбе с хищениями социалистической собственности и спекуляцией (далее - ОБХСС) был создан 16 марта 1937 г. в структуре Главного управления рабоче-крестьянской милиции и его деятельность всегда была неразрывно связана с национальной экономикой и корректировалась исключительно с учетом ее проблем.

Не изменилась ситуация и в настоящее время. Так, по данным ФКУ «ГИАЦ МВД России»3, в январе-декабре 2022 г. усилиями сотрудников рассматриваемого подразделения зарегистрировано 64 629 (+0,2 % к данным 2021 г.) пре-

1 См.: Об оперативно-розыскной деятельности : Федер. закон от 12 авг. 1995 г. № 144-ФЗ // СПС КонсультантПлюс.

2 См.: Об объявлении Дня подразделений экономической безопасности органов внутренних дел Российской Федерации : приказ МВД России от 26 дек. 2017 г. № 896 // СТРАС «Юрист».

3 См.: Форма статистической отчетности «5-БЭП» за ян-

варь-декабрь 2022 г.

ступлений, следствие по которым обязательно. Положительную динамику демонстрируют результаты работы по противодействию преступлениям, связанным с хищениями бюджетных средств, - 8 519 (+27,3 %), злоупотреблениями в сфере ЖКХ - 1 748 (+2,6 %), с незаконным оборотом водных биологических ресурсов -138 (+53,3 %), а также по пресечению фактов получения и дачи взяток - 3 059 (+15,0 %) и 3 029 (+16,5 %) соответственно.

В общей массе выявленных криминальных деликтов - 48 тыс. (+4,0 %) тяжких и особо тяжких преступлений; 23,2 тыс. (+4,5 %) - в крупном и особо крупном размере; 8,5 тыс. (+51,4 %) - в составе организованной группы и преступного сообщества (далее - ОГ и ПС).

По указанным преступлениям установлен материальный ущерб в размере 210,2 млрд рублей, который, по данным МВД России, возмещен полностью (264,4 млрд рублей)4.

В последние несколько лет крайне серьезная криминальная обстановка складывалась на отечественном потребительском рынке, который выступает неким неофициальным индикатором, определяющим состояние дел в государстве и благополучие его граждан. Если этот рынок не развивается, то теряется общественный смысл отношений обмена, а население обрекается на жизнь в условиях дефицита, очередей и прочих подобных условий.

Несмотря на то что потребительский рынок имеет крайне важное значение для обеспечения населения страны товарами и услугами, необходимо отметить, что он по-прежнему является синтезом легальной и нелегальной экономической деятельности. При этом в последние годы он повторно вбирает контрафакт и фальсификат, доля которых в общем обороте розничной торговли составила примерно 20 %, и это прежде всего товары легкой промышленности, детские игрушки, бытовая электроника и комплектующие, парфюмерия (примерная сумма 5,2 трлн рублей). В ян-

4 См.: Сведения о состоянии преступности и результатах расследования преступлений : форма статистического наблюдения № 4-ЕГС (код 494). М. : ГИАЦ МВД России, 2022.

варе-декабре 2022 г. в рассматриваемой сфере выявлено 8 406 (+11,8 %) преступлений экономической и коррупционной направленности, из них 778 (+2,6 %) - совершенных группой лиц по предварительному сговору и 3 430 (+107,3 %) -ОГ и ПС.

Весьма серьезное положение складывается сегодня на рынке лекарственных средств и медицинских товаров, где, по данным Всемирной организации здравоохранения (далее - ВОЗ), доля фальсификата возросла до 28 % от объемов их легального оборота, а также в сфере оборота алкогольной и табачной продукции. Так, 16 ноября 2022 г. в Ставропольском крае в складских помещениях ООО «Винзавод Буденновский», ООО ВКК «Русь», ООО «Центр-Продукт», а также в домовладениях работников указанных предприятий изъяты линии для промышленного розлива фальсифицированной алкогольной продукции, а также 250 тыс. л коньячного дистиллята, более 141 тыс. л фальсификата, в том числе 1,3 тыс. бутылок готовой к отправке в торговые точки продукции, и т. д.

Указанные фальсификаты, в первую очередь поддельные лекарственные средства, к сожалению, приводят к гибели больных.

Общеизвестно, что в экономике России определяющая роль принадлежит топливно-энергетическому комплексу (далее - ТЭК), который включает в себя топливную промышленность (угольную, газовую, нефтяную, сланцевую, торфяную) и электроэнергетику. В 2022 г. в сфере ТЭК подразделениями ЭБиПК территориальных органов МВД России выявлено 915 (-42,6 %) преступлений, из них 287 (-40,8 %) - коррупционной направленности. Предварительно расследовано 66 преступлений, совершенных группой лиц по предварительному сговору и ОГ или ПС. В суд направлены уголовные дела о 507 (-38,4 %) преступлениях, по которым обвинение предъявлено 553 лицам. Размер причиненного материального ущерба по оконченным уголовным делам составил свыше 4,7 млрд рублей. В счет возмещения указанного ущерба в рамках расследованных уголовных дел наложен арест на имущество, добровольно погашено, изъято имущества, денег, ценностей на сумму свыше 6 млрд рублей.

К отрасли с огромным, пока еще не реализованным, потенциалом следует отнести отечественный лесопромышленный комплекс (далее -ЛПК), ресурсы которого оцениваются почти в 4 трлн долларов США, и это на 28 % превышает стоимость всех запасов нефти страны. Колоссальный экономический потенциал лесной

сферы, с одной стороны, трудно адаптируется к рыночным отношениям и все еще не может удовлетворять высокотехнологические запросы мировых рынков, на его долю приходится всего лишь 4 % сегмента этого рынка, а с другой - нуждается в серьезной уголовно-правовой защите. В январе-декабре 2022 г. ОВД России в сфере лесного хозяйства и предоставления услуг в этой области зарегистрировано 1 641 (+17,7 %) преступление, из них 1 079 (+15,8 %) совершены в крупном и особо крупном размере либо причинили крупный ущерб. Предварительно расследовано 1132 (+20 %) преступления, из которых 176 (+1,7 %) совершены ОГ и ПС, 104 (+10,6 %) - группой лиц либо группой лиц по предварительному сговору. В суд направлены уголовные дела о 914 (+17,6 %) преступлениях. Выявлены 837 (+5,2 %) лиц, совершивших данные преступления, в отношении 641 (-0,8 %) из них уголовные дела направлены в суд. В качестве примера можно отметить уголовное дело, возбужденное 5 мая 2022 г. по признакам преступления, предусмотренного чч. 2 и 3 ст. 210 УК РФ, в отношении 12 жителей Республики Хакасия, которые обвиняются в 14 фактах противоправной деятельности, связанной с незаконной заготовкой древесины, и причинении общего ущерба лесному фонду страны на сумму 30 млн рублей.

Одним из основных направлений национального хозяйства, требующих постоянного внимания ОВД, в том числе в связи с наличием поручения Президента Российской Федерации5, является жилищно-коммунальное хозяйство (далее - ЖКХ), которое длительное время находится в стадии реформирования, в частности государство пытается избавиться от монополий в отрасли и привлечь частные инвестиции, создать институт эффективного собственника, а также переселить граждан из аварийного жилья, провести капитальный ремонт многоквартирных домов, которые числятся на балансе муниципалитетов.

Проводимые реформы требуют от государства существенных финансовых вложений, которые попросту разворовываются. В январе-декабре 2022 г. в различных сферах ЖКХ сотрудниками рассматриваемого подразделения выявлено 1 748 (+2,6 %) преступлений экономи-

5 См.: Перечень поручений по итогам заседания Государственного совета и Комиссии по мониторингу достижения целевых показателей развития страны (подробнее см.: Документы, раздел : поручения Президента Рос. Федерации от 18 янв. 2014 г. № Пр-83. URL : http://www.kremlin.ru/ (дата обращения : 12.02.2023)).

ческой и 948 (+48,1 %) коррупционной направленности. Предварительно расследованы уголовные дела о 1 400 (+37,3 %) преступлениях, из них 52 (+8,3 %) совершены группой лиц по предварительному сговору, 380 (+95,9 %) - ОГ либо ПС. В суд направлены уголовные дела о 1 287 (+42,2 %) преступлениях. Выявлены 699 (+3,1 %) лиц, совершивших преступления, в отношении 601 (+4,9 %) из них уголовные дела направлены в суд.

Размер причиненного материального ущерба превысил 1,4 млрд рублей. Наложен арест на имущество, добровольно погашено, изъято имущества, денег, ценностей на сумму свыше 2,6 млрд рублей.

Опыт ведущих мировых держав показывает, что основная роль в формировании долгосрочных инвестиций в экономику государства отводится финансовому сектору, который представляет собой совокупность учреждений, оказывающих финансовые услуги населению и предприятиям. Как правило, он включает налоговую, бюджетную, денежно-кредитную системы.

Отечественный финансовый сектор является относительно молодым - история его развития насчитывает не более 30 лет, 10 из которых приходились на разного рода коллапсы и кризисы в экономике, в том числе связанные с переходом от плановой системы к рыночной экономике.

Несмотря на то что в последние годы все сегменты российского финансового рынка демонстрируют уверенный рост - +7,9 % в реальном выражении, анализ их состояния с точки зрения правоохранительной деятельности свидетельствует о серьезной криминализации, особенно в части развития организованных форм преступности и коррупции. Так, в январе-декабре 2022 г. в финансово-кредитной системе выявлено 7 857 (-60,2 %) преступлений. Предварительно расследовано 4 473 (-43,1 %) преступления указанной категории, в том числе 1 984 (-19,1 %) совершенных ОГ и ПС. В суд направлено 4 261 (-38,9 %) уголовное дело. Размер причиненного материального ущерба составил 65 млрд рублей, наложен арест на имущество, добровольно погашено, изъято имущества, денег и ценностей на сумму 54 млрд рублей.

Рассматривая финансовый сектор экономики, надо сказать о том, что в современных условиях развития общественных отношений одной из главных задач государственных органов является полнота сбора налогов. Важность этой работы определяется дефицитом федерального бюджета, который вызван сильно возросшими

расходами - при плановых 23,69 трлн рублей они увеличились до 31,11 трлн рублей (рост на 7,42 трлн рублей). Поэтому одной из приоритетных задач ОВД России в 2022 г. значилась активная работа в сфере борьбы с налоговыми преступлениями. Так, в январе-декабре 2022 г. с участием сотрудников подразделений ЭБиПК ОВД выявлено 3 824 (-1,5 %) налоговых преступления, из которых 1 850 (-18,9 %) совершены в крупном или особо крупном размере либо причинили крупный ущерб. Предварительно расследовано 2 827 (+7,9 %) преступлений, по 1 662 (+27,0 %) преступлениям уголовные дела направлены в суд. Выявлены 2 432 (-2,3 %) лица, совершивших преступления, в отношении 1 273 (+8,3 %) из них уголовные дела направлены в суд.

Размер причиненного ущерба превысил 69 млрд рублей, принято обеспечительных мер на общую сумму 70 млрд рублей.

В научной литературе не раз подчеркивалось, что одной из основных задач государства и его фискальных органов является защита добросовестного бизнеса от криминала, в том числе от проникновения в экономику преступных доходов, которые приводят к понижению привлекательности легального бизнеса, сращиванию криминала с властью. Определив данную работу в числе своих приоритетных задач, в январе-декабре 2022 г. сотрудники ОВД выявили 488 (-0,2 %) преступлений, связанных с легализацией преступных доходов: по ст. 174 УК РФ - 14 (+27,3 %); по ст. 174.1 УК РФ - 474 (-0,8 %). Предварительно расследованы уголовные дела о 349 (-2,2 %) преступлениях, в том числе 50 (+38,9 %) совершенных группой лиц по предварительному сговору, 80 (-21,6 %) - ОГ и ПС. В суд направлены уголовные дела о 323 (+4,2 %) преступлениях (по ст. 174 УК РФ - 4, по ст. 174.1 УК РФ - 319). Выявлены 53 (-3,6 %) лица, совершивших преступления, в отношении 37 (+32,1 %) из них уголовные дела направлены в суд.

Еще одним направлением деятельности ОВД в сфере обеспечения экономической безопасности является противодействие преступлениям в сфере оборонно-промышленного комплекса (далее - ОПК).

В январе-декабре 2022 г. в этой сфере выявлено 414 (-16,4 %) преступлений, из них 235 (-10,6 %) совершены в крупном и особо крупном размере либо причинили крупный ущерб, 233 (-31,9 %) - коррупционной направленности. Предварительно расследованы уголовные дела о 33 преступлениях, совершенных группой лиц по предварительному сговору, 14 - в составе ОГ

и ПС. В суд направлены уголовные дела о 210 (-30,5 %) преступлениях. Выявлены 268 (-11,3 %) лиц, совершивших данные преступления, в отношении 232 из которых уголовные дела направлены в суд. Размер причиненного материального ущерба превысил 5,7 млрд рублей, принято обеспечительных мер на сумму 2,5 млрд рублей. В качестве примера можно привести уголовное дело, возбужденное 10 июня 2022 г. ГСУ ГУ МВД России по г. Москве по ч. 4 ст. 159 УК РФ в отношении группы лиц из числа руководителей ООО «Проектный институт гражданского и военного строительства», которые похитили бюджетные средства в сумме более 235 млн рублей, выделенные 12 Главному управлению Минобороны России в рамках реализации гособоронзаказа6.

По-прежнему серьезное положение складывается в сфере противодействия коррупции, где сотрудниками подразделений ЭБиПК ОВД в 2022 г. выявлено 17,1 тыс. (+0,4 %) криминальных деликтов, из которых 1,6 тыс. (+22,4 %) совершены группой лиц по предварительному сговору, 2 тыс. (+56,4 %) - ОГ и ПС. Предварительно расследовано 16 тыс. (+14,2 %) преступлений, уголовные дела о 13,7 тыс. (+14,5 %) противоправных деяний направлены в суд. Выявлены свыше 8 тыс. лиц, совершивших указанные преступления, в отношении 6,4 тыс. (-0,5 %) из них уголовные дела направлены в суд.

Размер материального ущерба, причиненного в результате совершения преступлений коррупционной направленности, превысил

34.6 млрд рублей (-12,5 %). Наложен арест на имущество, добровольно погашено, изъято имущества, денег, ценностей на сумму свыше

77.7 млрд рублей (+27,7 %)7.

Полагаем, что можно и дальше анализировать статистику в сфере обеспечения экономической безопасности страны, но ограничимся сказанным и в заключительной части статьи определим, что, несмотря на приведенную положительную динамику регистрации преступлений, деятельность ОВД в рассматриваемой сфере правоохранительной деятельности обществом оценивается как не соответствующая уровню преступности (так указывают 53,2 % респондентов8). Освобождение от должности проворовавших-

6 См.: Форма статистической отчетности «5-БЭП» за 2022 г.

7 См.: Там же.

8 В работе использованы результаты опроса респондентов, проведенного в рамках подготовки аналитической справки

«Новые вызовы и угрозы экономической безопасности государства в современных условиях» (п. 3.1 Плана НИР-2023 г.).

ся чиновников, занимающих небольшие посты в системе государственной службы, не решает задачу общей декриминализации экономики (74,5 %). Преступность по-прежнему мешает стабильно развиваться национальной экономике, нарушает систему социального, политического и оборонного существования государства, делает его уязвимым к возможным внешним и внутренним угрозам, что, собственно, продемонстрировали события последнего года. Несмотря на публичные призывы высшего должностного лица государства о необходимости борьбы с коррупцией, соблюдения и развития нравственных принципов9, вожделенной целью значительного числа чиновников, как и прежде, остается хищение бюджетных средств, выделяемых на поддержку малоимущих граждан и реализацию социальных программ, в том числе в сфере жилищно-коммунального хозяйства, а также на реализацию целевых программ и инвестиционных проектов, формирование и модернизацию важнейших для страны направлений национальной экономики, включая крайне важный для сохранения государственности оборонно-промышленный комплекс. При этом ученые-юристы, рассуждая о проблемах противодействия экономической преступности, постоянно пишут о необходимости усиления профилактического потенциала уголовного закона, который, по их мнению, должнен охватывать всю систему частного и общего предупреждения преступности, а нередко - даже исправление осужденных и предотвращение рецидива преступлений, но результатов такие исследования не приносят. Криминализация экономики продолжается. Более того, по данным респондентов (82,2 %), в настоящее время крайне криминализирован бизнес, который ранее заявлял о тотальной коррупционности государственных чиновников, он сам коррумпирует негосударственный сектор и, как показывают результаты исследования, каждый бизнесмен в конкурентной борьбе при возможности активно использует свои неделовые связи с должностными лицами органов государственной власти и управления. Так, в 2022 г. в сфере управления негосударственным сектором экономики выявлено 1 343 (-6,7 %) преступления, предусмотренные главой 23 УК РФ, треть из которых совершены в крупном или особо крупном размере. Установлено 762 (+7,3 %) лица,

9 См.: Выступление Президента Российской Федерации В. В. Путина 13 октября 2021 г. на встрече с депутатами Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации. URL : https: //www.kremlin.ru/acts/bank/41921 (дата обращения : 12.02.2023).

совершивших данные преступления, в отношении 457 (+4,6 %) из которых уголовные дела направлены в суд. Предварительно расследовано 1 267 (+24,5 %) преступлений, в том числе 60 (+13,2 %) совершены группой лиц либо группой лиц по предварительному сговору, 148 (+1544,4 %) -в составе ОГ и ПС. В суд направлены уголовные дела о 950 (+34,8 %) преступлениях. Размер материального ущерба составил более 34,1 млрд рублей (+1 072,0 %). Наложен арест на имущество, добровольно погашено, изъято имущества, денег, ценностей на сумму свыше 31,8 млрд рублей (+845,4 %). Задокументировано 1 038 (+0,2 %) фактов коммерческого подкупа (ст. 204 УК РФ). Выявлено 533 (+12,2 %) лица, совершивших данные

преступления, в отношении 317 (+8,2 %) уголовные дела направлены в суд.

Поиск причин низкой эффективности работы правоохранительной системы, в первую очередь подразделений ЭБиПК ОВД России, приводит нас к мысли о необходимости пересмотра всей совокупности форм и методов противодействия экономической преступности. Следует шире развивать профилактику, в том числе оперативно-розыскную, как вид социальной практики оперативных подразделений ОВД, имеющей в своей основе глубокий аналитический подход, основанный на результатах правовых и организационно-управленческих мер предупредительного воздействия на экономическую преступность.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ

Э. А. Васильев - доктор юридических наук, доцент, почетный сотрудник МВД, главный научный сотрудник отдела по исследованию проблем оперативно-розыскного обеспечения противодействия преступлениям экономической направленности в сфере национального хозяйства научно-исследовательского центра по исследованию проблем противодействия преступности в сфере экономики федерального государственного казенного учреждения «Всероссийский научно-исследовательский институт Министерства внутренних дел Российской Федерации» (Российская Федерация, 121069, г. Москва, ул. Поварская, д. 25, стр. 1).

INFORMATION ABOUT THE AUTHOR

E. A. Vasiliev - Doctor of Juridical Sciences, Assistant Pro-

fessor, Honored officer of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Chief Researcher of the Department for Research of Problems of Operational and Investigative Support of Counteracting Economic Crimes in the Spheres of the National Economy of the Research Center for Researching the Problems of Counteracting Crime in the Sphere of the Economy of the Federal public establishment «National Research Institute of the Ministry of Interior of the Russian Federation» (Povarskaya Str., 25, b. 1, Moscow, 121069, Russian Federation).

Рукопись поступила в редакцию 28.02.2023; одобрена после рецензирования 06.03.2023; принята к публикации 27.04.2023.

The article after reviewing 27.04.2023.

was submitted 28.02.2023; approved 06.03.2023; accepted for publication

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.