Научная статья на тему 'ОРГАНЫ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ КАК СУБЪЕКТ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ: АНАЛИЗ ПОНЯТИЙ, ЦЕЛЕЙ, ЗАДАЧ И ФУНКЦИЙ'

ОРГАНЫ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ КАК СУБЪЕКТ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ: АНАЛИЗ ПОНЯТИЙ, ЦЕЛЕЙ, ЗАДАЧ И ФУНКЦИЙ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
169
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ИНФОРМАЦИОННО-ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Жалсанов М.К.

В статье раскрываются основные направления деятельности органов внутренних дел в обеспечении экономической безопасности Российской Федерации в условиях цифровой трансформации. Автором проанализированы доктринальные определения понятия «экономической безопасности», проведен научный анализ признаков понятия «обеспечение экономической безопасности», что позволило его конкретизировать, а также уточнить цели, задачи и функции органов внутренних дел по обеспечению экономической безопасности в современных условиях. Актуальность и проблема: Цифровая трансформация и развитие цифровой экономики требуют особого внимания, предъявляя новые требования к органам внутренних дел в деле обеспечения экономической безопасности. Это требует уточнения целей, задач и функций органов внутренних дел в данной области и необходимость разработки соответствующих мер по обеспечению экономической безопасности. Объект исследования: комплекс общественных отношений, складывающийся в процессе обеспечения экономической безопасности в условиях цифровой трансформации. Новизна: Отсутствие достаточных теоретических основ обеспечения экономической безопасности в условиях цифровой трансформации, а также необходимость приобретения новых знаний в этой области являются факторами, характеризующими новизну данной проблемы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Жалсанов М.К.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERNAL AFFAIRS BODIES AS A SUBJECT OF ENSURING ECONOMIC SECURITY IN THE CONDITIONS OF DIGITAL TRANSFORMATION: ANALYSIS OF CONCEPTS, GOALS, TASKS AND FUNCTIONS

The article reveals the main activities of the internal affairs bodies in ensuring the economic security of the Russian Federation in the context of digital transformation. The author analyzed the doctrinal definitions of the concept of "economic security", carried out a scientific analysis of the features of the concept of "ensuring economic security", which allowed it to be specified, as well as to clarify the goals, tasks and functions of internal affairs bodies to ensure economic security in modern conditions. Relevance and problem: Digital transformation and the development of the digital economy require special attention, making new demands on the internal affairs bodies in ensuring economic security. This requires clarifying the goals, objectives and functions of the internal affairs bodies in this area and the need to develop appropriate measures to ensure economic security. The object of research: a complex of public relations that develops in the process of ensuring economic security in the conditions of digital transformation. Novelty: The lack of sufficient theoretical foundations for ensuring economic security in the context of digital transformation, as well as the need to acquire new knowledge in this area are factors that characterize the novelty of this problem.

Текст научной работы на тему «ОРГАНЫ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ КАК СУБЪЕКТ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ: АНАЛИЗ ПОНЯТИЙ, ЦЕЛЕЙ, ЗАДАЧ И ФУНКЦИЙ»

DOI 10.47643/1815-1337_2023_6_297 УДК 343.9

ОРГАНЫ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ КАК СУБЪЕКТ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ: АНАЛИЗ ПОНЯТИЙ, ЦЕЛЕЙ, ЗАДАЧ И ФУНКЦИЙ INTERNAL AFFAIRS BODIES AS A SUBJECT OF ENSURING ECONOMIC SECURITY IN THE CONTEXT OF DIGITAL TRANSFORMATION: ANALYSIS OF CONCEPTS, GOALS, TASKS AND FUNCTIONS

ЖАЛСАНОВ Максим Константинович,

адъюнкт факультета подготовки научных и научно-педагогических кадров, кафедра уголовной политики, Академия управления МВД России.

125171, Россия, г. Москва, ул. Зои и Александра Космодемьянских, В. E-mail: makszhal82@mail.ru;

Zhalsanov Maxim Konstantinovich,

adjunct of Faculty training of scientific and scientific-pedagogical personnel, Department of Criminal Policy Academy of Management of the Ministry of Internal Affairs of Russia. Russian Federation, 125171, Moscow, Zoyi and Alexandra Kosmodemyanskikh, 8 st. E-mail: makszhal82@mail.ru

Краткая аннотация. В статье раскрываются основные направления деятельности органов внутренних дел в обеспечении экономической безопасности Российской Федерации в условиях цифровой трансформации. Автором проанализированы доктринальные определения понятия «экономической безопасности», проведен научный анализ признаков понятия «обеспечение экономической безопасности», что позволило его конкретизировать, а также уточнить цели, задачи и функции органов внутренних дел по обеспечению экономической безопасности в современных условиях. Актуальность и проблема: Цифровая трансформация и развитие цифровой экономики требуют особого внимания, предъявляя новые требования к органам внутренних дел в деле обеспечения экономической безопасности. Это требует уточнения целей, задач и функций органов внутренних дел в данной области и необходимость разработки соответствующих мер по обеспечению экономической безопасности. Объект исследования: комплекс общественных отношений, складывающийся в процессе обеспечения экономической безопасности в условиях цифровой трансформации. Новизна: Отсутствие достаточных теоретических основ обеспечения экономической безопасности в условиях цифровой трансформации, а также необходимость приобретения новых знаний в этой области являются факторами, характеризующими новизну данной проблемы.

Abstract. The article reveals the main activities of the internal affairs bodies in ensuring the economic security of the Russian Federation in the context of digital transformation. The author analyzed the doctrinal definitions of the concept of "economic security", carried out a scientific analysis of the features of the concept of "ensuring economic security", which allowed it to be specified, as well as to clarify the goals, tasks and functions of internal affairs bodies to ensure economic security in modern conditions. Relevance and problem: Digital transformation and the development of the digital economy require special attention, making new demands on the internal affairs bodies in ensuring economic security. This requires clarifying the goals, objectives and functions of the internal affairs bodies in this area and the need to develop appropriate measures to ensure economic security. The object of research: a complex of public relations that develops in the process of ensuring economic security in the conditions of digital transformation. Novelty: The lack of sufficient theoretical foundations for ensuring economic security in the context of digital transformation, as well as the need to acquire new knowledge in this area are factors that characterize the novelty of this problem.

Ключевые слова: цифровая трансформация, экономическая безопасность, информационно-цифровые технологии, предупреждение.

Keywords: digital transformation, economic security, information and digital technologies, prevention.

Для цитирования: Жалсанов М.К. Органы внутренних дел как субъект обеспечения экономической безопасности в условиях цифровой трансформации: анализ понятий, целей, задач и функций // Право и государство: теория и практика. 2023. № 6(222). С. 297-300. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_6_297.

For citation: Zhalsanov M.K. Internal affairs bodies as a subject of ensuring economic security in the context of digital transformation: analysis of concepts, goals, tasks and functions // Law and state: theory and practice. 2023. No. 6(222). pp. 297-300. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_6_297.

Статья поступила в редакцию: 17.04.2023

Развитие современной экономики Российской Федерации происходит на фоне стремительного процесса цифровизации современного общества, включая госсектор и частный сектор экономики. В связи с этим особое внимание уделяется экономической безопасности государства.

Экономическая безопасность, как основополагающий элемент национальной безопасности государства, призвана обеспечить экономический рост и не допустить ухудшение экономического положения страны, в том числе и за счет негативного воздействия происходящих криминальных проявлений.

Происходящие процессы и меняющаяся обстановка в связи с внедрением цифровых технологий требуют существенных изменений механизмов обеспечения экономической безопасности, что дает основания для уточнения понятия и сущности экономической безопасности, определения ее целей задач и функций.

Согласно Ю. С. Курочкину, экономическая безопасность означает способность экономики удовлетворять внутренний спрос и компенсировать внешний спрос за счет использования ее собственных ресурсов [3]. Л.И. Албакин включает в область понимания экономической безопасности, не только способность экономической системы удовлетворять потребности общества, но и способность динамично развиваться и эффективно решать социальные задачи, позволяющие государству создавать и реализовывать независимую экономическую политику [1].

В соответствии с определением экономической безопасности, предложенным В.И. Лукашиным, государство обеспечивает свою экономическую независимость и имеет возможность самостоятельно определять формы и пути экономического развития, не подвергаясь давлению со

стороны других стран. Такое состояние позволяет государству эффективно развиваться, решать социальные задачи и проводить независимую экономическую политику, основанную на собственных интересах [4].

И.Б. Гетман утверждает, что экономическая безопасность заключается в том, чтобы национальная экономика была защищена от возможных угроз как извне, так и изнутри. В таком состоянии экономика может продолжать свое развитие и обеспечивать стабильность общества как экономическую, так и социально-политическую [2].

Из представленных мнений видно, что существует разнообразие подходов к определению экономической безопасности. Результаты анализа указывают на тот факт, что экономическая безопасность является неотъемлемой частью национальной безопасности и требует приоритетных усилий органов государственной власти для защиты национальных интересов.

Несмотря на различия в подходах к трактовке данного института, экономическую безопасность и ее назначение на наш взгляд, следует рассматривать исходя из целей, перечисленных в Стратегии экономической безопасности Российской Федерации (далее - Стратегия), в которой экономическая безопасность определена как «состояние защищенности национальной экономики от внешних и внутренних угроз, при котором обеспечиваются экономический суверенитет страны, единство ее экономического пространства, условия для реализации национальных приоритетов Российской Федерации» [8].

Достижение указанных целей, требуют снижения уровня экономических преступлений, в том числе с использованием цифровых технологий. Согласимся с точкой зрения Т.В. Пинкевич о том, что преступления экономического характера, совершенные с использованием цифровых технологий, представляют собой особый вид преступлений, который возникает в результате применения компьютеров, сетей связи, цифровых технологий и созданного ими цифрового пространства, родовым объектом которых являются экономические отношения [7]. Эти преступления могут совершаться дистанционно, без необходимости присутствия преступника на месте совершения преступления - все это затрудняет своевременное раскрытие и расследование данных преступлений. Для борьбы с указанным видом преступлений необходимо принимать специальные меры криминологического характера, так как преступления данного типа представляют собой реальную опасность для экономической безопасности страны.

Угрозы экономической безопасности в обязательном порядке учитываются при разработке документов стратегического планирования в сфере социально-экономического развития Российской Федерации.

Так, в соответствии с ст. 12 раздела II. Вызовы и угрозы экономической безопасности Стратегии, к числу основных угроз экономической безопасности относят: высокий уровень криминализации и коррупции в экономической сфере, сохранение значительной доли теневой экономики. Исходя из этого следуют и цели государственной политики в сфере обеспечения экономической безопасности, указанные в статье 14 того же раздела Стратегии, ключевой из которых является повышение устойчивости экономики к воздействию внешних и внутренних вызовов и угроз [8].

Дополнительно к этим задачам, в марте 2018 года Президентом Российской Федерации В.В. Путиным были представлены Федеральному Собранию Российской Федерации девять направлений стратегического развития страны до 2024 года, ориентированных на достижение стабильного роста численности населения и увеличение продолжительности жизни, увеличение реальных доходов и пенсионного обеспечения граждан, сокращение уровня бедности и улучшение жилищных условий. Для обеспечения безопасности в информационной среде граждан, бизнеса и органов государственной власти, Правительство Российской Федерации планирует использование комплекса мер, включающих создание специализированных ресурсов, направленных на противодействие киберугрозам, а также обеспечение целостности, устойчивости и безопасности функционирования российского сегмента информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". Важным элементом является оперативное взаимодействие с правоохранительными органами по фактам совершения противоправных действий в цифровой среде [5].

План реализации данных мероприятий утвержден Указом Президента Российской Федерации В.В. Путина от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» [9].

Из анализа указанных документов следует, что обеспечение экономической безопасности является важным элементом уголовной политики, направленной на достижение целей национальной безопасности. Этот процесс происходит на фоне стремительного развития цифровой экономики, которая представляет собой набор общественных отношений, возникающих при использовании электронных технологий, электронной инфраструктуры и услуг, а также технологий анализа больших объемов данных и прогнозирования, которые используются для оптимизации производства, распределения, обмена, потребления и повышения уровня социально-экономического развития государства [7]. Изложенные факты позволяют нам поддержать точку зрения Т.В. Пинкевич, согласно которой «цифровая экономика отличается от реальной, поскольку она существует только в виртуальном мире, ее уникальной особенностью являются виртуальные товары, виртуальная валюта и электронные деньги. Она полностью зависит от развития цифровых технологий, телекоммуникационных сетей и компьютерной техники и несет в себе значительный потенциал криминальных угроз личности, обществу и государству» [6].

Безусловно, в развитии цифровой экономики заложен значительный потенциал криминальных угроз, в связи, с чем возникает закономерный вопрос о том, как обеспечить ее безопасность. В соответствии со Стратегией национальной безопасности Российской Федерации, понятие безопасности определяется как состояние, при котором обеспечивается защищенность национальных интересов государства от внутренних и внешних угроз. В контексте данного состояния гарантируется защита конституционных прав и свобод граждан, достойный уровень жизни, гражданский мир и согласие в обществе, сохранение суверенитета Российской Федерации, ее независимости и территориальной целостности, а также социально-экономическое развитие страны [10].

Таким образом, обеспечение экономической безопасности Российской Федерации, на наш взгляд, следует рассматривать как комплекс мер, осуществляемый органами государственной власти в пределах своих полномочий, направленных на достижение ее целей (задач), определенных Стратегией экономической безопасности.

Если субъектом обеспечения экономической безопасности в условиях развития цифровой экономики рассматривать органы внутренних дел (далее - ОВД), то указанное выше определение позволяет сформулировать структуру задач и функций, стоящих перед ОВД как социального регулятора общественных и экономических отношений:

- изучение (криминологический мониторинг) преступлений экономической направленности совершенных в цифровой среде;

- определение причин и условий совершения преступлений экономической направленности совершенных в цифровой среде;

- определение закономерностей развития преступлений экономической направленности совершенных в цифровой среде;

- криминологическое прогнозирование, оценка тенденций и последствий как любого отдельного преступления экономической направленности совершенного в цифровой среде, так и всей их совокупности;

- поиск эффективных средств и методов противодействия преступлениям экономической направленности совершенным в цифровой

среде;

- организация сбора, хранения и накопления поступающей криминологической информации о преступлениях экономической направленности совершённых в цифровой среде, своевременного ее поиска и выдачи;

- организация эффективного взаимодействия системы ОВД по раскрытию преступлений экономической направленности совершённых в цифровой среде, своевременное взаимодействие с другими субъектами обеспечения экономической безопасности в целях оперативного раскрытия преступлений данной категории;

- организация эффективного взаимодействия ОВД с международными полицейскими организациями, с целью оперативного раскрытия экономических преступлений совершенных в цифровой среде;

- определение приоритетов предупредительной деятельности органов внутренних дел с целью эффективной профилактики преступлений экономической направленности совершаемых в цифровой среде;

- подготовка специалистов среди сотрудников ОВД специализирующихся на раскрытии расследовании экономических преступлений совершенных в цифровой среде, с оснащением их современным техническими средствами и специальными знаниями в области кибербезопас-ности и цифровой экономики;

- осуществление регулярных занятий по повышению уровня знаний и навыков сотрудников внутренних дел, а также привлечение специалистов с соответствующим образованием для работы в правоохранительных органах;

- применение полученных результатов в ежедневной работе полиции.

Организация таких мероприятий позволит:

- расширить возможности ОВД в борьбе с экономической цифровой преступностью, что в дальнейшем приведёт к усилению роли государства в деле обеспечения экономической безопасности;

- своевременно принимать решения по организации и совершенствованию деятельности подразделений ОВД, направленной на противодействие экономическим преступлениям, совершаемым в цифровом пространстве;

- организовать координацию работы всей системы ОВД, рационально использовать силы и средства при осуществлении правоохранительной деятельности, эффективно взаимодействовать с другими субъектами обеспечения экономической безопасности;

- обеспечить кадровый аппарат ОВД высококвалифицированными специалистами, повысить квалификацию действующих сотрудников ОВД в области ^-технологий, что позволит обеспечить не только выявление экономических преступлений совершаемых в цифровом пространстве, но и прогнозировать развитие экономической преступности в целом;

- создать и обеспечить ОВД современными телекоммуникационными цифровыми технологиями для организации мер поддержания безопасности внутренних национальных интересов государства.

Выполнение указанных задач будет способствовать достижению цели обеспечения экономической безопасности определенной пунктом 14 Стратегии, а именно повышению устойчивости экономики к воздействию внутренних и внешних вызовов и угроз, что в целом укрепит систему национальной безопасности.

Таким образом, цифровая трансформация создает новые вызовы для обеспечения экономической безопасности России. Для эффективной борьбы с угрозами необходимо незамедлительно принять соответствующие меры и совершенствовать систему обеспечения экономической безопасности. Очевидно, что на современном этапе следует ожидать дальнейшей «мутации» цифровой экономической преступности и качественных ее изменений, имеется вероятность создания «цифровых» преступных схем, и как следствие новых способов совершения этих преступлений в экономической сфере. В этих условиях обеспечение экономической безопасности становится все более важной задачей, требующей комплексного решения на основе экономических, социальных, политических, правовых и криминологических мер. В данном аспекте органы внутренних дел играют ключевую роль в противодействии экономическим преступлениям, совершаемым в цифровом пространстве.

Библиогра фия:

1. Албакин Л.И. Экономическая безопасность России: угрозы и их отражение // Вопросы экономики. - 1994. - №12. - С.4;

2. Гетман И.Б. Теоретические основы экономической безопасности: монография. Омск, Изд-во ОмГТУ, 2021, 114с.

3. Курочкин Ю. С. Экономическая война. Новосибирск: Сибирское университетское издательство, 2001, 1191 с.

4. Лукашин В. И. Экономическая безопасность: учебно-практическое пособие. Москва, Изд-во «Флинт», 2010, 210 с.

5. Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2024 года (утв. Правительством РФ 29.09.2018 N 8028п-П13) https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_307872/

6. Пинкевич Т.В. Доктринальные направления криминологической науки в условиях цифровой трансформации // Сборник материалов IX Международной научно-практической конференции. Под общей редакцией Е.Н. Рахмановой. Санкт-Петербург, 2022 Издательство: Центр научно-информационных технологий "Астерион" (Санкт-Петербург) - С.283;

7. Пинкевич Т. В., Смольянинов Е. С., Ищук Я. Г. Цифровая криминология : учебное пособие. Москва, 2021. С. 24;

8. Указ Президента РФ от 13 мая 2017 г. N 208 «О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года» [Электронный ресурс ]. - URL: https://www.garant.ru/hotlaw/federal/1110794/ (дата обращения: 07.04.2023);

9. Указ Президента РФ от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» [Электронный ресурс]. - URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71837200/ (дата обращения: 19.03.2023);

10. Указ Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 г. № 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации. [Электронный ресурс]. - URL http://www.kremlin.ru/acts/bank/47046 (дата обращения: 19.02.2023).

References:

1. Albakin L.I. Economic security of Russia: threats and their reflection // Questions of Economics. - 1994. - No. 12. - p.4;

2. Hetman I.Y. Theoretical foundations of economic security: monograph. Omsk, Publishing House of OmSTU, 2021, 216s.

3. Kurochkin Yu. S. Economic war. Novosibirsk: Siberian University Publishing House, 2001, 149 p.

4. Lukashin V. I. Economic security: an educational and practical guide. Moscow, Flint Publishing House, 2010, 210 p.

5. The main activities of the Government of the Russian Federation for the period up to 2024 (approved By the Government of the Russian Federation on 29.09.2018 N 8028pP13) https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_307872/;

6. Pinkevich T.V. Doctrinal directions of criminological science in the conditions of digital transformation // Collection of materials of the IX International scientific and practical conference. Under the general editorship of E.N. Rakhmanova. St. Petersburg, 2022 Publisher: Center for Scientific and Information Technologies "Asterion" (St. Petersburg) - P.283;

7. Pinkevich T. V., Smolyaninov E. S., Ishchuk Ya. G. Digital criminology : a textbook. Moscow, 2021. p. 24;

8. Decree of the President of the Russian Federation dated May 13, 2017 N 208 "On the Strategy of economic security of the R ussian Federation for the period up to 2030" [Electronic resource]. - URL: https://www.garant.nj/hotlaw/federal/1110794 / (accessed: 07.04.2023);

9. Decree of the President of the Russian Federation dated May 7, 2018 No. 204 "On national goals and strategic objectives of the development of the Russian Federation for the period up to 2024" [Electronic resource]. - URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71837200 / (accessed: 03/19/2023);

10. Decree of the President of the Russian Federation No. 400 dated July 2, 2021 "On the National Security Strategy of the Russian Federation. [electronic resource]. -URL http://www.kremlin.ru/acts/bank/47046 (accessed: 02/19/2023).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.