ОРГАНЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕМ И ОХРАНОЙ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ В США
А.М. Волков, Е.А. Лютягина, А.С. Линьков
Кафедра административного и финансового права Российский университет дружбы народов ул. Миклухо-Маклая, 6, Москва, Россия, 117198
В статье проведен анализ американского административного законодательства в области природопользования и охраны окружающей среды и предлагается использование американского опыта для совершенствования законодательства России.
Ключевые слова: административное законодательство; совершенствование законодательства, органы государственного управления; государственный контроль; природопользование; охрана окружающей среды.
Изучение зарубежного опыта в решении проблем управления природопользованием и охраной окружающей среды является весьма продуктивным для дальнейшего реформирования всей системы государственного управления в России, в том числе экологического, путем внедрения новейших достижений науки и практики в данной области в деятельность всех институциональных структур. В связи с постоянным реформированием системы государственного управления в России и в частности в подсистеме экологического управления изучение американского опыта является весьма актуальной задачей.
На федеральном уровне в России действует ряд федеральных министерств, агентств и служб, осуществляющих функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, по предоставлению государственных услуг, контролю и надзору в сфере управления различными видами природных ресурсов [1; 2]. Учитывая объективно существующее сходство проблем природопользования, требующих своего решения, как в США, так и в России, американский опыт представляет особый интерес для выработки политики реформирования российской системы государственного регулирования [5].
В США природоохранительное законодательство — сравнительно новая и быстро развивающаяся отрасль, включающая нормы различных отраслей материального и процессуального права: гражданского, административного, финансового, уголовного. Оно имеет три цели: предотвращать ущерб природе и окружающей среде; обеспечивать неуклонное применение, соблюдение и исполнение правил по ее защите во всех сферах частной и производственнохозяйственной деятельности; привлекать к ответственности виновных в нарушении установленных обязательных требований в области охраны природы.
Сфера государственного управления США передана в ведение Президента США. Формально вопросы организации, структуры и полномочий органов исполнительной власти должны решаться только в законодательном порядке [3].
Однако Конгресс давно (с 1939 г.) уступил часть своих прав исполнительной власти. Реализует их Президент США посредством планов реорганизации. Согласно закону эти акты должны представляться на утверждение Конгрессу, который может их отклонить в течение 60-ти календарных дней [7. С. 139]. К формам контроля Конгресса США за сферой государственного управления следует отнести также его участие в формировании госаппарата. Назначение на «политические» должности в государственном аппарате Президент США производит только по совету и с согласия Сената. Отметим в этой связи также то-обстоятельство, что законодательство ограничивает свободу волеизъявления Президента при назначении должностных лиц.
Следует подчеркнуть, что контрольные полномочия Конгресса США в сфере государственного управления в основном сведены к законодательным формам. Этот факт политической жизни был подтвержден в 1986 г. и Верховным судом США: «Конституция... не предусматривает активной роли Конгресса в контроле за деятельностью должностных лиц, занятых исполнением принимаемых им законов». По мнению Суда, «как только Конгресс осуществляет свой выбор принятием законодательства, его участие на этом кончается. Конгресс впоследствии может контролировать исполнение принятых им законов только косвенным образом — посредством принятия нового законодательства» [3. С. 234; 4. С. 302].
В США, как известно, три уровня государственного управления — федеральный, штатов и местный. Таким образом, органы государственного управления природопользованием в США представлены органами: федерального экологического управления (специализированные органы; органы отраслевого управления); штатов; местного управления. Важнейшим принципом американской государственности является принцип верховенства федерального права по отношению к правовым установлениям штатов: функционирование правовых систем штатов не должно нарушать Конституцию США и законы страны, что совпадает с принципом верховенства федерального законодательства в России. В связи с этим подробно будут рассмотрены только вопросы управления органами федерального уровня.
В США действует Закон о национальной политике в области охраны окружающей среды, разработаны долгосрочные программы по предупреждению загрязнения атмосферы, водоемов и почвы производственными и бытовыми отходами. Предусмотрены конкретные предупредительные меры по ограждению окружающей среды от отрицательного влияния деятельности людей.
Исполнительная ветвь власти в США представлена: Советом по качеству окружающей среды, исполнительными департаментами (министерствами), независимыми агентствами и коллегиями. В сфере охраны окружающей среды и природопользования можно отметить: специализированный орган федерального экологического управления — Совет по качеству окружающей среды Исполнительного офиса Президента; Агентство (министерство) по охране окружающей среды, наделенное широкими полномочиями по контролю за выполнением
законодательства. В США большую роль в обеспечении охраны и рационального использования природных ресурсов играют другие органы власти: Департамент внутренних дел (Department of the Interior), Департамент сельского хозяйства (Department of Agriculture), Департамент здравоохранения и социального обеспечения (Department of Health and Human Services), Министерство юстиции США (Department of Justice) и другие министерства и ведомства (транспорта, торговли, энергетики, Федеральная администрация авиации, Атомная регулирующая комиссия, Армейский корпус инженеров) [14].
Совет по качеству окружающей среды Администрации Президента США (Concil on Environmental Quality) в рамках исполнительного управления был создан на правах вспомогательного и совещательного органа и входит в Исполнительный офис (Канцелярию) Президента (1). Статус председателя и двух его членов, назначаемых президентом «с совета и согласия» Сената, основные требования к их квалификации определены в 1969 г. Законом о национальной политике в области природной среды НЭПА (The National Environmental Policy Act of 1969 — NEPA) и связаны с возможностью выполнять задачи, поставленные перед Советом [13]. Совет является независимой от других федеральных органов организацией и подчиняется непосредственно президенту. Функции Совета были уточнены и расширены в Законе об улучшении качества окружающей среды (The Environmental Colity Improovement Act) и Исполнительном приказе № 11514, изданном в дополнение к НЭПА [12]. Результатом работы Совета стал Закон об охране морской среды, о морском дампинге, Закон 1976 г. о твердых и опасных отходах.
Основными функциями Совета являются: составление ежегодных докладов о состоянии окружающей среды, подготовка законодательной программы президента, контроль деятельности и координация мероприятий федеральных министерств и ведомств в области охраны окружающей среды.
Создание Совета представляет собой значительное достижение в области осуществления государственного регулирования охраны окружающей среды в США. Его положение на высшем уровне исполнительной власти и задачи отвечают требованиям консолидации и интеграции усилий, обеспечения единого, центрального комплексного подхода к проблеме охраны окружающей среды. Структурная и функциональная независимость Совета от хозяйственных органов способствует преодолению сугубо экономического, ведомственного подхода к использованию природных ресурсов и способствует большей объективности при вынесении решений.
Агентство по охране окружающей среды США (U.S. Environment Protection Agency — EPA) — правительственное учреждение США, в задачу которого входит защита здоровья населения и охрана окружающей среды (2). Оно было создано в декабре 1970 г. в системе исполнительных органов для общего руководства и единого контроля за загрязнением окружающей среды. Это независимое нехозяйственное агентство функционирует на правах министерства. ЭПА подотчетно Президенту США и предоставляет ежегодные отчеты о
финансовой деятельности Конгрессу США [11]. Оно объединило деятельность 15 федеральных министерств и ведомств, ставших частями одного административного подразделения. Система ЭПА состоит из центрального аппарата в Вашингтоне и 10 региональных отделов, расположенных в разных городах США. Работу ЭПА возглавляет администратор. У него имеется один заместитель, 2 ассоциированных администратора и 9 помощников. Под руководством заместителя администратора работают вспомогательные службы: Отдел судей по административному праву, Отдел гражданских прав, Международный отдел и др.
Основные функции Агентства: контроль за выполнением требований НЭПА; введение экологических стандартов; выдача разрешений; борьба с правонарушителями, включая применение мер юридической ответственности; ведение текущего контроля за соблюдением требований и предписаний по охране окружающей среды; координация деятельности по охране окружающей среды в стране; ведение мониторинга и научных исследований в области охраны окружающей среды; выделение ссуд на строительство муниципальных водоочистных сооружений и оказание другой финансовой помощи. Арсенал управленческих средств, которыми пользуется аппарат ЭПА, включает и мониторинг окружающей среды с помощью станций слежения, расположенных в контрольных регионах по всей территории страны.
Создание ЭПА не означало объединения в рамках одного ведомства всех функций по охране окружающей среды. ЭПА является главным федеральным ведомством по борьбе с загрязнением. Учитывая большой объем обязанностей, возложенных на ЭПА, природоохранное законодательство предусматривает возможность делегирования части полномочий ЭПА штатам. Штаты исполняют обязанности по выполнению стандартов.
Наряду с процессом консолидации усилий по управлению охраной окружающей среды в США идет процесс усиления экологических функций отраслевых министерств и ведомств, которые можно отнести к органам отраслевого управления. После принятия НЭПА все федеральные министерства и ведомства были обязаны привести свои полномочия, программы, задачи и процедуры в соответствие с назначением, целями и процедурой, изложенными в Законе. В административной структуре министерств и ведомств были созданы отделы или должности, на которые возлагались обязанности по выполнению положений ЭПА.
Влияние НЭПА на организацию, функции и деятельность федеральных органов имело всеобъемлющий характер, соблюдение его требований было невозможно без изменения всего порядка регулирования, планирования, финансирования и реализации проектов. Концепция рационального природопользования стала частью комплексной концепции устойчивого развития, которая, в свою очередь, легла в основу экологической политики государства.
На отраслевые министерства и ведомства возложено выполнение мер, направленных на борьбу с негативными явлениями и изменениями в окружающей среде в процессе хозяйственной деятельности. Дополнительные обязанности складывались под влиянием отраслевых нормативно-правовых актов (законы,
регулирующие водные и земельные отношения, регламентирующие использование пестицидов, об охране животного мира и др.). Таким образом, на федеральном уровне функционирует система исполнительных органов, осуществляющих различные функции по охране окружающей среды.
В системе Департамента внутренних дел функционируют: Бюро по управлению землями; Служба управления природными ресурсами; Служба национальных парков; Служба охраны рыб и диких животных; Геологическое наблюдение США; Бюро рекламации (мелиорации). Деятельность Департамента связана с выполнением федеральных мероприятий по вовлечению природных ресурсов в хозяйственный оборот (3). Среди его основных хозяйственных функций — разработка полезных ископаемых на суше и континентальном шельфе, выполнение некоторых водохозяйственных проектов, мероприятий по стимулированию развития животноводства, ведению рыбного и охотничьего хозяйств. Одновременно оно выполняет существенные обязанности по охране и рациональному использованию природных ресурсов.
Управление процессом пользования природными ресурсами, находящимися на федеральных землях, осуществляется в США двумя независимыми подразделениями Министерства внутренних дел: Бюро по управлению землями (Bureau of Land Management — BLM) и Служба управления природными ресурсами (Minerals Management Service — MMS) (4). Распределение перспективных участков происходит на аукционах, где решающим критерием для определения победителя является размер денежного бонуса. В дальнейшем инвестор выплачивает ренталс, минимальное роялти (иногда) и роялти. Ренталс устанавливается в долларах за акр и выплачивается ежегодно для сохранения права аренды. Минимальное роялти представляет собой федеральный налог, стимулирующий скорейшее начало добычи, устанавливается в долларах за акр, выплачивается ежегодно вплоть до момента достижения некоторого минимального уровня добычи.
Бюро по управлению землями подчиняется помощнику министра. В настоящее время основные полномочия и компетенция этого органа сконцентрированы в Федеральном законе о земельной политике и управлении 1976 г.
Полномочия Бюро включают использование поверхности земли и недр на состоящей в его ведении территории, а также управление использованием недр земли на площади 370 млн акров, входящих в ведение других федеральных ведомств. На подведомственной территории оно осуществляет регулирование землепользования, в основе которого лежит принцип комплексного, многоцелевого и рационального использования природных ресурсов, сочетание и соизмерение хозяйственно-экономической деятельности с задачами по охране окружающей среды на основе региональных планов землепользования.
Одной из основных задач Бюро является предоставление федеральных земель для разработки энергетических и минеральных ресурсов. Оно заключает двусторонние и многосторонние контракты с другими организациями по управлению пастбищными землями с целью их рационального и продуктивного использования. Постоянной обязанностью Бюро остается ведение инвентаризации
пастбищных земель. Оно также отвечает за сохранение и воспроизводство лесов в процессе заготовки древесины. В комплекс его полномочий входят и специфические природоохранные функции. Особой охране подлежат земли, обладающие уникальными природными качествами, позволяющими включить их в Систему охраняемой дикой природы.
Служба управления природными ресурсами является федеральным агентством Министерства внутренних дел США, сформированного в 1982 г. из отделов Геологической службы и Бюро по управлению землями. Она ответственна за управление природными и экономическими ресурсами Америки, за обеспечение эффективного управления в области альтернативных возобновляемых источников энергии, таких как ветер и волны океана, а также и обычных энергетических и минеральных ресурсов на континентальном шельфе, включая экологически безопасную разведку, разработку и добычу нефти и природного газа.
Кроме того, Служба обеспечивает сбор и распределение доходов от добычи минералов (5). Управление доходами от природных ресурсов является одной из главных задач Службы, так как оно собирает и распределяет более 54 млрд долл. по бонусам, ренте и гонорарам от компаний, которые добывают природные ресурсы в федеральных землях, включая побережье и индейские земли. В этих вопросах Служба является главным источником доходов для США.
Служба национальных парков создана в 1916 г. Перед ней поставлена задача управлять национальными парками и памятниками для «сохранения ландшафта, природных и исторических объектов, находящихся там диких животных и предоставления этих территорий для посещения таким образом, чтобы передать их будущим поколениям в естественном ненарушенном состоянии». Управление национальными парками осуществляется на основе территориальных планов их охраны и использования, составляемых Службой для каждого парка.
Служба охраны рыб и диких животных является федеральным ведомством, выполняющим специальные обязанности по охране мигрирующих птиц, отдельных видов млекопитающих и спортивных видов рыб. Охрана животного мира США осуществляется данной Службой в двух направлениях: путем создания особого режима природопользования на территориях национальных заповедников диких животных и путем регулирования охоты, торговли и импорта отдельных видов животных. Она уполномочена издавать правила природопользования, устанавливать запреты и разрешения.
Геологическое наблюдение США — основное федеральное ведомство, занимающееся изучением и оценкой минеральных ресурсов в национальных и глобальных масштабах. Функционально Геологическое наблюдение США является главным образом научно-исследовательской организацией ведущей работу по изучению геологической структуры Земли и минеральных ресурсов, водных ресурсов, топографическим исследованиям и картографии, сбору и анализу информации о Земле и развивающихся в земной поверхности процессах, приводящих к стихийным бедствиям. Геологическое наблюдение США проводит инвентаризацию всех федеральных земель по наличию в них минералов для даль-
нейшей сдачи их в аренду, проводит техническую экспертизу намечаемых работ и дает их экономическую и экологическую оценку, имеет также контрольнонадзорные полномочия. В случае обнаружения нарушений требований по охране окружающей среды может ограничить или запретить проведение работ. В целях проверки соблюдения этих требований Геологическое наблюдение США вправе регулярно инспектировать места разработок полезных ископаемых.
Бюро рекламации (мелиорации) занимается общим руководством и регулированием водопользования. В полномочия Бюро входит развитие водных ресурсов в сочетании с мерами по охране вод и других природных ресурсов, орошение земель, борьба с эрозией почв, охрана рыб и диких животных при сооружении и эксплуатации водохранилищ, развитие рекреации, ирригация засушливых штатов. Водохозяйственные проекты реализуются Бюро и самостоятельно, и совместно с частными органами штатов и местными органами на основе контрактов. Земли вокруг водохранилищ, относящиеся к другим федеральным ведомствам, могут быть переданы в юрисдикцию Бюро специально для охраны среды обитания [10].
Министерство сельского хозяйства представляет собой мощное отраслевое министерство федерального правительства, основные обязанности которого выполняются 7 оперативными управлениями. Основные экологические обязанности в связи с регулированием сельскохозяйственного производства выполняются Управлением по природным ресурсам и охране окружающей среды. Оно состоит из 2 подразделений: Службы охраны почв и Службы леса (6).
Служба охраны почв занимается решением проблемы эрозии почв и выполняет основную часть федеральных почвоохранных программ. Она проводит комплексную оценку сельскохозяйственных земель, вод и других природных ресурсов, видов природопользования и природоохранных мероприятий, ведет прогнозирование способности сельскохозяйственных природных ресурсов удовлетворять потребности страны, исполняет федеральную программу малых водосборов, содействует местным органам, фермерам и сельскохозяйственным кооперативам по разработке планов охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов. Эта служба финансирует и оказывает техническую помощь фермерам, частным землевладельцам по рекультивации земель на местах отработанных шахт.
Основной функцией Службы леса является управление использованием природных ресурсов Системы национальных лесов и Системы национальных лугов в соответствии с назначением этих федеральных территорий. Предоставление лесов в пользование осуществляется Службой леса на основе планов, составляемых для каждого национального леса и 9 регионов. В соответствии с Законом об изучении экосистем лесов и атмосферного загрязнения (1988 г.) эта служба ведет научно-исследовательскую работу и наблюдение за состоянием лесов.
Национальная океаническая и атмосферная администрация работает в структуре Министерства торговли. Ее организационная структура и функции определяются Организационным приказом Министерства торговли 1998 г.
Функции администрации включают: изучение и оценку атмосферных явлений (включая метеорологическую службу), научные исследования в области океанографии, береговое и геодезическое наблюдения, управление морскими заповедниками, сотрудничество со штатами в области управления береговой зоной, изучение и регулирование промыслового рыболовства, охрану и регулирование использования некоторых видов морских млекопитающих. Структура Национальной океанической и атмосферной администрации состоит из центрального аппарата при администраторе и 5 оперативных управлений, возглавляемых помощниками администратора. Это — Национальная служба морского рыболовства, Национальная океаническая служба, Национальная метеорологическая служба, Национальная служба спутниковой информации по окружающей среде, Управление научных исследований в океане и атмосфере.
Армейский корпус инженеров Министерства сухопутных войск представляет собой материально-техническую службу министерства, входящего наряду с Министерством военно-воздушных, военно-морских сил и корпуса морских пехотинцев в Министерство обороны. Он выполняет широкий комплекс водохозяйственных мероприятий. Основное место среди них занимают проекты по развитию навигации: сооружение каналов, плотин и водохранилищ, улучшение порогов, бухт, прокладка водных путей. На местах Армейский корпус инженеров имеет штатные единицы квалифицированных специалистов по экологии, отвечающих за выполнение порядка водоснабжения. Кроме мер по предотвращению негативных воздействий хозяйственной деятельности на окружающую среду, в работе корпуса инженеров значительное место занимают функции чисто природоохранного характера. Часть его проектов имеет своей целью только охрану и улучшение качества вод (7).
Министерство транспорта (Минтранс) выполняет задачу по созданию и улучшению национальной транспортной системы с учетом национальной задачи охраны окружающей среды (Закон 1966 г.). В Минтранс входит 9 Управлений.
Основные полномочия по охране окружающей среды выполняют Служба береговой охраны и Федеральная администрация авиации. Деятельность Службы береговой охраны по охране окружающей среды регулируется Законом о контроле за загрязнением вод, Законом о безопасности портов и водных путей, Законом о морском дампинге (1972 г.) [8]. Она является администратором федерального финансового фонда на очистку любых разливов нефти и опасных веществ, устанавливает правила для оборудования, предназначенного для хранения нефти и опасных веществ и предупреждения разливов. Специальные суда этой службы осуществляют регулярный контроль за соблюдением этих правил.
Федеральная администрация авиации действует на основании Закона об авиации. Основной ее задачей является борьба с шумовым воздействием авиации и загрязнением воздушной среды выхлопными газами. Она разрабатывает стандарты шумового воздействия с самолетов и вводит любые правила в целях контроля и снижения шума, включая использование этих стандартов при выдаче, изменении и изъятии сертификатов.
Основной задачей Атомной регулирующей комиссии является регулирование использования атомной энергии (в мирных, невоенных целях) для обеспечения безопасности и охраны здоровья человека и охраны окружающей среды. Свою работу Комиссия выполняет посредством 5 комиссионеров во главе с председателем, 5 региональных отделов во главе с администраторами. Текущую оперативную работу выполняют 4 отдела. Деятельность Атомной регулирующей комиссии закреплена Законом об атомной энергии 1954 г. с поправками.
Министерство энергетики вносит большой вклад в обеспечение экологической безопасности мероприятий по использованию энергетических ресурсов.
Таким образом, в Соединенных Штатах Америки в управлении охраной окружающей среды на федеральном уровне участвуют многие министерства и ведомства. Их природоохранные функции специфичны и узки, поскольку связаны с основным профилем их управленческой деятельности.
Соединенные Штаты Америки имеют один из самых отлаженных правовых механизмов в мире и являются лидером по решению экологических проблем. Этим государством накоплен большой опыт эффективного регулирования природопользования в условиях рыночной экономики, который следовало бы учесть при совершенствовании российского законодательства. Проанализированный в данной работе американский опыт функционирования органов управления природопользованием и охраной окружающей среды может быть использован при совершенствовании структуры государственного управления в Российской Федерации. Богатейшие природные ресурсы России должны служить ее национальным интересам и в целом ее развитию. Достаточно жесткая в рамках правового поля «рука государства» обязана обеспечить выполнение этого требования. Эффективное управление в сфере природопользования, охраны окружающей среды и здоровья населения связано с обеспечением не только экологической, но и в целом национальной безопасности России.
ПРИМЕЧАНИЯ
(1) Сайт Президента США. иЯЬ: http://www.whitehouse.gov/administration/eop/ceq/
index.html
(2) Сайт Агентства по охране окружающей среды США. иЯЬ: http://www.epa.gov
(3) Сайт Департамента внутренних дел США. иКЬ: http://www.doi.gov
(4) Сайт Бюро по управлению землями Министерства внутренних дел США. иЯЬ: http://www.blm.gov/wo/st/en.html
(5) Сайт Службы управления природными ресурсами Министерства внутренних дел США. иЯЬ: http://www.mms.gov/ooc/newweb/directorspage/leadership.htm
(6) Сайт Армейского корпуса инженеров Министерства сухопутных войск США. иКЬ: http://www.usda.gov/wps/portal/usdahome
(7) иЯЬ: http://www.usace.army.mil/Pages/default.aspx
ЛИТЕРАТУРА
[1] Волков А.М. Административно-правовое регулирование недропользования в Российской Федерации: Монография. — М.: Изд-во «Щит-М», 2009.
[2] Волков А.М., Зеленцов А.Б. Правовые основы природопользования: Учеб. пособие. — М.: РУДН, 2008.
[3] Конституции зарубежных стран: Сборник / Сост. В.Н. Дубровин. — М.: Юрлитин-форм, 2009.
[4] Конституции зарубежных государств: Великобритания, Франция, Германия, Италия, Соединенные Штаты Америки, Япония, Бразилия: Учеб. пособие / Сост. сб., пер., авт. введ. и вступ. ст. В.В. Маклаков. — 6-е изд., перераб. и доп. — М.: Волтерс Клувер, 2009.
[5] Краснопольский Б.Х. Государственное управление природопользованием: опыт США.
— Хабаровск: Риотип, 2008.
[6] Краснопольский Б.Х. Институты общественного (социального) партнерства в управлении природопользованием: опыт США // Право и безопасность. — 2008. — № 1 (26).
— C. 51-55.
[7] Пронкин С.В., Петрунина О.Е. Государственное управление зарубежных стран: Учеб. пособие. — 3-е изд., доп. и перераб. — М.: КДУ, 2007.
[8] Пономарев И.С., Свининых Е.А. Правовое регулирование охраны морских живых ресурсов в США // Экологическое право. — 2003. — № 5. — С. 38-44.
[9] Реймерс Н.Ф. Охрана природы и окружающей человека среды: опыт США. — М., 2006.
[10] Шатаева С. Конституционное право человека на благоприятную окружающую среду в зарубежных странах. URL: http://www.jourclub.ru/5/242 (дата обращения: 05.01.2010).
[11] EPA Performance and Accountability Reports. URL: http://www.epa.gov/ocfo/par/index.htm (дата обращения: 10 мая 2010).
[12] Executive order № 11514 // Code of Federal Regulations. 1973. № 3.
[13] National Environmental Policy Act of 1969. URL:
http://www.whitehouse.gov/administration/eop/ceq/about (дата обращения: 10 мая 2010).
[14] The U.S. Governement’s Official Portal. URL: http://www.usa.gov (дата обращения: 11.06.2010).
STATE REGULATION OF USE OF NATURAL RESOURCES AND THE ENVIRONMENT DEFENSE IN USA
А.М. Volkov, EA. Lyutyagina, A.S. Linkov
The Department of Administrative and Financial Law Peoples’ Freindship University of Russia
6, Miklukho-Maklaya, Moscow, Russia, 117198
In article the analysis of the U.S. legislation in the field of use of natural resources and the environment defense and directions of perfection of the legislation of Russia are offered.
Key words: administrative legislation; legislation perfection, state bodies; state control; use of natural resources; environment defense.