Научная статья на тему 'ОРГАНЫ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ КАК ИНСТРУМЕНТ БОРЬБЫ С ТЕНЕВЫМ СЕКТОРОМ ЭКОНОМИКИ В РОССИИ'

ОРГАНЫ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ КАК ИНСТРУМЕНТ БОРЬБЫ С ТЕНЕВЫМ СЕКТОРОМ ЭКОНОМИКИ В РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
377
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕНЕВАЯ ЭКОНОМИКА / НАЛОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ / НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА / ТЕНЕВОЙ СЕКТОР / НАЛОГ / ЗАКОН / SHADOW ECONOMY / TAX CONTROL / TAX SYSTEM / SHADOW SECTOR / TAX / LAW

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кашлева Е.А., Черноусова К.С.

В современном мире существует такое явление, как «теневая экономика». Сдерживать, контролировать данный сектор экономической жизни призваны различные правоохранительные, государственные и другие структуры. Также и налоговые органы используют определённые процедуры для контроля, выявления и пресечения незаконных операций в экономике. В данной статье рассматривается комплексный метод борьбы органов налогового контроля с распространением теневого сегмента в экономике России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TAX CONTROL BODIES AS A TOOL FOR COMBATING THE SHADOW ECONOMY IN RUSSIA

In the modern world, there is such a phenomenon as the "shadow economy". Various law enforcement, state and other structures are called upon to restrain and control this sector of economic life. The tax authorities also use certain procedures to control, detect and suppress illegal operations in the economy. This article discusses a comprehensive method of tax control authorities' struggle with the spread of the shadow segment in the Russian economy.

Текст научной работы на тему «ОРГАНЫ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ КАК ИНСТРУМЕНТ БОРЬБЫ С ТЕНЕВЫМ СЕКТОРОМ ЭКОНОМИКИ В РОССИИ»

ОРГАНЫ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ КАК ИНСТРУМЕНТ БОРЬБЫ С ТЕНЕВЫМ СЕКТОРОМ ЭКОНОМИКИ В РОССИИ

Е.А. Кашлева, студент

К.С. Черноусова, канд. экон. наук, доцент

Самарский государственный экономический университет

(Россия, г. Самара)

DOI: 10.24411/2500-1000-2020-11509

Аннотация. В современном мире существует такое явление, как «теневая экономика». Сдерживать, контролировать данный сектор экономической жизни призваны различные правоохранительные, государственные и другие структуры. Также и налоговые органы используют определённые процедуры для контроля, выявления и пресечения незаконных операций в экономике. В данной статье рассматривается комплексный метод борьбы органов налогового контроля с распространением теневого сегмента в экономике России.

Ключевые слова: теневая экономика, налоговый контроль, налоговая система, теневой сектор, налог, закон.

Феномен «теневой» экономики является актуальной проблемой для всего мирового экономического сообщества на протяжении нескольких десятилетий. Он охватывает экономические, политические и социальные аспекты жизнедеятельности государства.

Теневая экономика - это экономическая деятельность, полностью или частично сокрытая от государственного контроля [5]. Теневая, скрытая или неформальная экономика это целый сектор, включающий в себя сокрытые от государства и закона нелегальные, контрабандные или криминальные операции, а также деятельность, являющуюся легальной, но не учтенную как объект налогообложения в Налоговом кодексе РФ.

Основными катализаторами ухода экономических субъектов в теневой сектор являются:

- кризисное состояние экономики;

- сравнительно высокие налоговые ставки и несовершенство налоговой системы;

- сложный бюрократический механизм и административные барьеры для ведения бизнеса;

- «социальная несправедливость»;

- недоброкачественная работа государственных институтов;

- коррумпированность органов власти [6].

Как было указано ранее, влияние теневого сектора экономики распространяется на различные аспекты функционирования государства и общества. Среди негативных проявлений данного феномена можно выделить снижение налоговых поступлений в бюджеты государства и, как следствие, «недобор» процентов при расчете финансовых показателей страны, распространение коррупции, стагнация или упадок экономического роста, уменьшение мотивации к ведению легального бизнеса, распространение нелегальной деятельности и рост криминогенного фактора в обществе [7].

Доля теневого сектора в экономике на 2017-2020 гг. в России по разным оценкам исследователей варьируется от 20% до 45,8% ВВП [11]. В настоящее время даже при наличии продвинутых технологий, привлечении высококвалифицированных специалистов и ученых-исследователей остается невозможным определение точного процента, занимаемого теневым сектором, от общей экономики. Данная проблема носит главенствующий характер в противодействии нелегальной экономической деятельности, ведь нельзя эффективно бороться с тем, что остается «невидимым».

Идея использования органов налогового контроля в качестве «оружия» для борьбы с теневой экономикой не является новой. Правительство Российской Федерации, опираясь на мировой опыт, использует комплексный метод противодействия теневому бизнесу, включающий в себя различные направления, в том числе налоговый контроль и оптимизацию работы налоговой системы. К стандартным методам работы налоговых органов относятся проведение налоговых проверок и рейдов, разъяснительные работы.

В настоящее время Правительство Российской Федерации, признавая существующие недостатки налоговой системы, вводит новые законопроекты и корректировки в сфере налогового контроля, нацеленные на оказание помощи работникам налоговых органов в борьбе с теневой экономикой. К принятым мерам относится утверждение законопроекта, нацеленного на выведение из теневого сектора самозанятого населения, «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход». Данный законопроект вступил в силу в начале 2019 года [1].

В 2020 году были расширены льготы для малых и средних предприятий (МСП), а именно:

- Перенесены сроки уплаты налогов и взносов для малых и средних предприятий, ведущих свою деятельность в наиболее пострадавших во время пандемии отраслях экономики;

- Снижение тарифов страховых взносов со всех выплат, превышающих минимальный размер оплаты труда и произведенных в пользу физических лиц;

- Введение моратория на плановые и внеплановые проверки субъектов МСП до 31 декабря 2020 года [3].

Также, в рамках основных направлений бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2019-2021 гг., были утверждены следующие мероприятия:

- поэтапное включение в Налоговый кодекс следующих платежей, имеющих квазиналоговый характер: утилизационный сбор, налог на доходы операторов сети связи общего пользования, туристический сбор;

- цифровизация налогового администрирования и создание единого информационного пространства, а также отдельного информационного поля, объединяющего налоговые и таможенные органы;

- налоговый мониторинг;

- введение переходного налогового режима для определенной категории налогоплательщиков;

- предоставление налогоплательщикам патентной системы налогообложения права уменьшать сумму исчисленного налога на уплаченные страховые взносы [2].

Теневой сектор экономики в отличие от остальной её части будет непрерывно расти без надлежащих мер противодействия и контроля. Следует отметить, что для успешного сокращения объема теневого сектора и вывода из него большей части субъектов, применятся комплексный метод борьбы, совмещающий в себе налоговый контроль и оптимизацию работы налоговой системы, административные работы по упрощению бюрократических механизмов, ужесточение наказаний, интеграция успешного мирового опыта и объединение с другими странами для обмена ин-

формацией.

Библиографический список

1. Федеральный закон от 27 ноября 2018 г. N 422-ФЗ «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход».

2. «Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов» (утв. Минфином России).

3. Федеральный закон от 23.11.2020 № 374-Ф3 «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

4. Алешникова В.И., Бурцева Т.А. Инструменты противодействия теневой экономике в регионах России // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: экономика и управление. - 2019. - №4. - С. 28-34.

5. Голованов Е.Б. Теневая экономика. [Конспект лекций] // Южно-Уральский государственный университет. - Челябинск, 2015.

6. Дергачев М.В., Елсуков М.Ю. Основные причины возникновения теневой экономики в России. - 2018.

7. Ишков Ю.В., Ильясова Р.З., Тулегенова А.Р. Теневая экономика и ее негативное влияние на экономическую безопасность Российской Федерации // Вестник АГТУ. - 2018. - №1 (65).

8. Малис Н.И. Налоговая политика в противодействии теневой экономике: повышение собираемости налогов // Финансовый журнал. - 2014. - №1 (19).

9. Суслина А.Л., Леухин Р.С. Борьба с теневой экономикой в России: частные аспекты общих проблем // Финансовый журнал. - 2016. - №6.

10. Федотов Д.Ю. Влияние налоговой системы на теневую экономику // Финансы и кредит. - 2015. - №41 (665).

11. Путнинс Т., Саука А. Исследование теневого сектора российской экономики. 2020.

TAX CONTROL BODIES AS A TOOL FOR COMBATING THE SHADOW ECONOMY

IN RUSSIA

E.A. Kashleva, Student

K.S. Chernousova, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor Samara State University of Economics (Russia, Samara)

Abstract. In the modern world, there is such a phenomenon as the "shadow economy". Various law enforcement, state and other structures are called upon to restrain and control this sector of economic life. The tax authorities also use certain procedures to control, detect and suppress illegal operations in the economy. This article discusses a comprehensive method of tax control authorities' struggle with the spread of the shadow segment in the Russian economy. Keywords: shadow economy, tax control, tax system, shadow sector, tax, law.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.