Научная статья на тему 'ОРГАНЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ'

ОРГАНЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
713
122
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
StudNet
Ключевые слова
местное самоуправление / органы местного самоуправления / модели местного самоуправления / зарубежные страны / исполнительные органы власти / администрация. / local self-government / local self-government bodies / models of local self-government / foreign countries / executive authorities / administration.

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Хазиева Эльза Маратовна, Бадретдинов Ирик Рауфович

В статье рассматриваются органы местного самоуправления в зарубежных странах. В настоящее время существуют различные модели местного самоуправления, которые отличаются по порядку формирования, по предметам ведения, а также по характеру и особенностям взаимоотношения с органами государственной власти. Модель местного самоуправления определяется спецификой самого государства и зависит от степени развитости гражданского общества, от признания прав и свобод, а также от формы правления и государственного устройства, исторических особенностей государства. Следовательно особенности организации и деятельности органов местного самоуправления, в том числе исполнительных органов, в зарубежных странах зависят от конкретной модели местного самоуправления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LOCAL SELF-GOVERNMENT BODIES IN FOREIGN COUNTRIES

The article deals with local self-government bodies in foreign countries. Currently, there are various models of local self-government, which differ in the order of formation, in the subjects of reference, as well as in the nature and characteristics of relations with public authorities. The model of local self-government is determined by the specifics of the state itself and depends on the degree of development of civil society, on the recognition of rights and freedoms, as well as on the form of government and state structure, historical features of the state. Consequently, the specifics of the organization and activities of local self-government bodies, including executive bodies, in foreign countries depend on the specific model of local self-government.

Текст научной работы на тему «ОРГАНЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ»

Научно-образовательный журнал для студентов и преподавателей «StudNet» №10/2021

Научная статья Original article УДК 342.571

ОРГАНЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В ЗАРУБЕЖНЫХ

СТРАНАХ

LOCAL SELF-GOVERNMENT BODIES IN FOREIGN COUNTRIES

Хазиева Эльза Маратовна, магистрант 3 курса, Стерлитамакский филиал ФГБОУ ВО «Башкирский государственный университет», elza. urazbaeva@yandex.ru

Бадретдинов Ирик Рауфович, к.пол.н., доцент кафедры конституционного и муниципального права юридического факультета Стерлитамакский филиал ФГБОУ ВО «Башкирский государственный университет», I.R.Badretdinov@strbsu.ru

Khazieva Elza Maratovna, 3rd year Master's student, Sterlitamak branch of the Bashkir State University, elza.urazbaeva@yandex.ru

Badretdinov Irik Raufovich, PhD in Political Science, Associate Professor, Department of Constitutional and Municipal Law, Sterlitamak branch of Bashkir State University, I.R.Badretdinov@strbsu.ru

Аннотация. В статье рассматриваются органы местного самоуправления в зарубежных странах. В настоящее время существуют различные модели местного самоуправления, которые отличаются по порядку формирования, по предметам ведения, а также по характеру и особенностям взаимоотношения с органами государственной власти. Модель местного самоуправления определяется спецификой самого государства и зависит от степени развитости гражданского

общества, от признания прав и свобод, а также от формы правления и государственного устройства, исторических особенностей государства. Следовательно особенности организации и деятельности органов местного самоуправления, в том числе исполнительных органов, в зарубежных странах зависят от конкретной модели местного самоуправления.

Abstract. The article deals with local self-government bodies in foreign countries. Currently, there are various models of local self-government, which differ in the order of formation, in the subjects of reference, as well as in the nature and characteristics of relations with public authorities. The model of local self-government is determined by the specifics of the state itself and depends on the degree of development of civil society, on the recognition of rights and freedoms, as well as on the form of government and state structure, historical features of the state. Consequently, the specifics of the organization and activities of local self-government bodies, including executive bodies, in foreign countries depend on the specific model of local self-government.

Ключевые слова: местное самоуправление, органы местного самоуправления, модели местного самоуправления, зарубежные страны, исполнительные органы власти, администрация.

Keywords: local self-government, local self-government bodies, models of local self-government, foreign countries, executive authorities, administration.

Местное самоуправление является одним из ключевых демократических принципов организации и осуществления власти так как предоставляет гражданам различных административно-территориальных единиц реальное право управления значительной частью общественных дел [7, c.87].

Местные исполнительные органы власти отвечают за повседневное управление муниципальными делами, реализацию решений представительных органов. Исполнительные органы могут выполнять и определенные общегосударственные функции, что зачастую определяет их двойственное положение. С одной стороны, они рассматриваются как составная часть местного самоуправления, а с другой - как низовое звено исполнительной вертикали, ответственное за выполнение порученных ему сверху дел [1, c.327].

В зарубежных странах существуют различные модели местного самоуправления, которые отличаются по порядку формирования, по предметам ведения, а также по характеру и особенностям взаимоотношения с органами государственной власти. Модель местного самоуправления определяется спецификой самого государства и зависит от степени развитости гражданского общества, от признания прав и свобод, а также от формы правления и государственного устройства, исторических особенностей государства [2, а54].

В литературе существуют различные точки зрения по поводу количества данных моделей. Так, например, Е.В. Чиркин выделяет три основные модели: англосаксонскую, континентальную и иберийскую [8]. Н.А. Емельянов выделяет англосаксонскую, континентальную, смешанную и иберийскую [3].

На наш взгляд наиболее оптимальным следует признать выделение англосаксонской, континентальной, иберийской модели и систему советов. Для того чтобы определить различия между данными моделями, необходимо проанализировать и выделить особенности каждой из них.

Англосаксонская модель. Данную модель ещё называют классической и децентрализованной. Отличительной особенностью этой модели является то, что местные органы власти выступают автономно в пределах своих полномочий и прямо не подчинены вышестоящим органам. На местах отсутствуют уполномоченные центрального правительства, и органы местного самоуправления непосредственно избираются местным населением. В этой связи все муниципалитеты функционируют автономно, отсутствует соподчиненность местных органов самоуправления, не формируется единая исполнительная вертикаль в системе муниципальной власти.

При англосаксонской системе взаимоотношения местных органов власти с государственными строятся по принципу позитивного правового регулирования: «То, что не разрешено, запрещено». Таким образом, они могут совершать те действия, которые прямо закреплены законом, нарушение данного принципа признается превышением полномочий и является противозаконным. Что касается контроля, то в данной модели он является косвенным и осуществляется путём

финансирования, инспекционных проверок, а также в форме судебного контроля [4, ^134].

Следующая модель в научной практике получила название континентальная или нередко её называют романо-германской моделью. Континентальная система отличается тем, что сочетает в себе прямое государственное управление на местах и самоуправление. Данная модель характеризуется подчиненностью нижестоящих органов вышестоящим. Ещё одной отличительной чертой является сочетание выборности и назначаемости, а также наличие специального представителя центральной власти на местах, который помогает осуществлять контроль за деятельностью местных органов. Таким образом, данная модель, в отличие от предыдущей отличается высокой степенью централизованности [10, а85].

Принципиальное отличие от вышерассмотренных моделей имеет следующая модель, получившая название: система советов или советская модель. Основными признаками, характеризующими данную систему, являются: жесткая централизация представительных и исполнительных органов, иерархическая соподчиненность всех её звеньев, единовластие представительных органов.

Исполнительными органами советов являются исполнительные комитеты, которые подчинены вышестоящим органам и соответствующему совету. Такая модель в принципе отрицает самоуправление и возлагает управление делами на местах органам государственной власти. Население ограничивается лишь правом выбирать депутатов, а реальной властью обладает партийная элита [9, а76].

Следующей моделью местного самоуправления является ибирийская модель. В соответствии с данной моделью местные советы избираются на всех уровнях административно-территориального деления, а также главы местной администрации - алькальды или регидоры. Главы администрации избираются местным населением либо советом.

Главной отличительной особенностью данной модели является то, что назначаемых представителей государственной власти нет, однако избираемый глава должен быть утвержден центральной властью, в качестве её представителя на данной территории и действует в двух направлениях: с одной стороны, он является избранным главой исполнительного органа совета, а с другой стороны,

выступает в качестве представителя центральной власти, который осуществляет контроль за деятельностью местного самоуправления.

Достоинством такой системы является единство представительной и исполнительной власти, а недостатком то, что присутствует авторитарность. Алькальд обладает основными рычагами местного руководства и большой властью [2, ^598].

Модель местного самоуправления в России достаточно сложно привязать к одной из вышеназванных моделей в силу своеобразного исторического опыта, который отличается от западного. Несмотря на то, что часто модель местного самоуправления России относят к континентальной, согласиться с этим нельзя т.к. по мнению исследователей в данной области Россия больше относится к смешанной модели местного самоуправления, которая совмещает в себе признаки как англо-саксонской, так и континентальной, с наличием специфических признаков свойственных тому или иному региону [6, а22].

Таким образом, можно отметить, что зарубежный опыт организации муниципальных учреждений свидетельствует о том, что там сочетается местное самоуправление и государственное управление на местах, учитываются исторические, демографические, географические особенности той или иной страны, формы правления государственного устройства, политический режим, правовая система и другие факторы. Каждая из моделей имеет свои особенности присущие тому или иному государству. Анализируя основные особенности каждой модели, можно сказать, что главное их отличие во взаимоотношениях с центральной властью.

Литература

1. Аблаева Д.С. Модели системы органов местного самоуправления в зарубежных странах: сравнительно-правовой аспект // Актуальные проблемы сравнительного правоведения. Сборник материалов II Всероссийской научно-практической конференции профессорско-преподавательского состава, аспирантов и студентов. 2017. С. 327-332.

2. Баратов И.Л. К вопросу об особенностях функционирования зарубежных моделей местного самоуправления // Аллея науки. 2018. Т. 3. №2 11 (27). С. 598601.

3. Емельянов Н.А. Местное самоуправление: международный опыт [Электронный ресурс]. URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01001773225 (дата обращения: 10.10.2021).

4. Защепко А.Е., Полютова К.Н. Модели местного самоуправления зарубежных стран на примере Великобритании // Молодёжь Сибири - науке России. международная научно-практическая конференция. Сибирский институт бизнеса, управления и психологии. 2017. С. 134-136.

5. Османова Х.М. Использование опыта зарубежных стран в дальнейшем развитии органов местного самоуправления // Вестник Национальной академии туризма. 2020. № 3 (55). С. 53-56.

6. Федоров А.И. Модели организации местного самоуправления в Российской Федерации // Отечественная юриспруденция. 2018. № 3 (28). С. 21-26.

7. Черкасов А.И. Универсализация местного самоуправления в странах современного мира: основные тенденции // Право и государство. 2019. № 3 (84). С. 87-98.

8. Чиркин В.Е. Организационные формы местного самоуправления: Россия и зарубежный опыт [Электронный ресурс]. URL: http://lawlibrary.ru/article1092774.html (дата обращения: 10.10.2021).

9. Широких Н.Н. Зарубежные модели местного самоуправления // Вестник Воронежского института экономики и социального управления. 2017. № 1. С. 76-78.

10. Янгиров А.И., Аминов И.Р. Сравнительный анализ англосаксонской и французской моделей местного самоуправления // Азбука образовательного пространства. 2017. № 1 (1). С. 85-87.

References

1. Ablaeva D.S. Models of the system of local self-government in foreign countries: comparative legal aspect // Actual problems of comparative jurisprudence.

Collection of materials of the II All-Russian Scientific and Practical conference of the teaching staff, graduate students and students. 2017. pp. 327-332.

2. Baratov I.L. On the question of the peculiarities of the functioning of foreign models of local self-government // Alley of Science. 2018. Vol. 3. No. 11 (27). pp. 598-601.

3. Emelyanov N.A. Local self-government: international experience [Electronic resource]. URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01001773225 (date of reference: 10/10/2021).

4. Zaschepko A.E., Polyutova K.N. Models of local self-government of foreign countries on the example of Great Britain // Youth of Siberia - science of Russia. international scientific and practical conference. Siberian Institute of Business, Management and Psychology. 2017. pp. 134-136.

5. Osmanova H.M. Using the experience of foreign countries in the further development of local self-government // Bulletin of the National Academy of Tourism. 2020. No. 3 (55). pp. 53-56.

6. Fedorov A.I. Models of the organization of local self-government in the Russian Federation // Domestic jurisprudence. 2018. No. 3 (28). pp. 21-26.

7. Cherkasov A.I. Universalization of local self-government in the countries of the modern world: main trends // Law and the State. 2019. No. 3 (84). pp. 87-98.

8. Chirkin V.E. Organizational forms of local self-government: Russia and foreign experience [Electronic resource]. URL: http://lawlibrary.ru/article1092774.html (accessed: 10/10/2021).

9. Shirokikh N.N. Foreign models of local self-government // Bulletin of the Voronezh Institute of Economics and Social Management. 2017. No. 1. pp. 76-78.

10. Yangirov A.I., Aminov I.R. Comparative analysis of Anglo-Saxon and French models of local self-government // ABC of educational space. 2017. No. 1 (1). pp. 85-87.

© Хазиева Э.М., Бадретдинов И.Р., 2021 Научно-образовательный журнал для студентов и преподавателей «StudNet» №10/2021.

Для цитирования: Хазиева Э.М., Бадретдинов И.Р. Органы местного самоуправления в зарубежных странах// Научно-образовательный журнал для студентов и преподавателей «StudNet» №10/2021.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.