Научная статья на тему 'Органы государственной власти как основные элементы структуры государственного управления туризмом'

Органы государственной власти как основные элементы структуры государственного управления туризмом Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2085
281
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕЗИДЕНТ РФ / ПРАВИТЕЛЬСТВО РФ / МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РФ / ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ТУРИЗМУ / THE PRESIDENT OF RF / THE GOVERNMENT OF RF / THE DEPARTMENT OF CULTURE OF RF / THE FEDERAL TRAVELING AGENCY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Амирханова Е. А.

Статья содержит общую характеристику основных элементов структуры государственного управления в сфере туризма – органов государственной власти и их полномочий. Автор приходит к выводу о необходимости в уточнении перечня полномочий федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих управление туризмом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Органы государственной власти как основные элементы структуры государственного управления туризмом»

Амирханова Е.А. ©

Соискатель, ФГБОУ Российская академия народного хозяйства и государственной службы при

Президенте Российской Федерации

ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ КАК ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ СТРУКТУРЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ ТУРИЗМОМ

Аннотация

Статья содержит общую характеристику основных элементов структуры государственного управления в сфере туризма - органов государственной власти и их полномочий. Автор приходит к выводу о необходимости в уточнении перечня полномочий федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих управление туризмом.

Ключевые слова: Президент РФ, Правительство РФ, Министерство культуры РФ, Федеральное агентство по туризму.

Keywords: the President of RF, the Government of RF, the Department of culture of RF, the Federal Traveling agency.

Уровень развития сферы туризма в России во многом определяется основными направлениями государственной политики. Государственное управление в сфере туризма включает в себя систему целей и задач, форм и способов взаимодействия государства и общества, направленных на поддержку и развитие туризма.

В соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной Правительством РФ, развитие туристской сферы рассматривается как существенная часть инновационного социально-ориентированного типа экономического развития России, что проявляется в следующих направлениях:

- обеспечение качества и доступности услуг в сфере туризма;

- формирование здорового образа жизни через развитие туризма;

- содействие развитию культурно-познавательного туризма;

- стимулирование интереса молодежи к историческому и культурному наследию России, защите окружающей среды путем развития системы внутреннего туризма;

- развитие экологического туризма;

- обеспечение прорыва в сфере развития туристских услуг [3].

На пути к созданию доступного и эффективного туризма, существует ряд актуальных проблем государственного управления. С одной стороны, наблюдается чрезмерное вмешательство органов государственной власти в сферу туризма, а с другой, нередко государство, в силу объективных и субъективных причин, остается пассивным в создании в Российской Федерации ответственного, устойчивого и всеобще доступного туризма. Это требует существенного улучшения организации и деятельности органов исполнительной власти, осуществляющих управление в сфере туризма.

Для сферы туризма в Российской Федерации характерна разобщенность, что затрудняет обеспечение единства различных составляющих туристской политики. Это проявляется в организационном и правовом аспектах. Туризм должен восприниматься и развиваться как сложное комплексное явление.

В этой связи важное значение имеет постоянное функционирование и совершенствование системы государственных органов, осуществляющих управление в сфере туризма.

Важнейшее значение в государственном управлении на федеральном уровне имеют Президент Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, отраслевые органы исполнительной власти, наделенные полномочиями в сфере туризма, а также государственные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Президент Российской Федерации осуществляет особые функции в сфере государственного управления туризмом. Например, Президент РФ обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти, наделенных полномочиями в сфере управления туризмом. Президент РФ устанавливает основные направления внутренней и внешней политики государства, а значит и направления в социально-культурной и экономической сферах, в частности, в

© Амирханова Е.А., 2013 г.

сфере туризма [2]. В соответствии со ст. 84 Конституции РФ на Президента РФ возложена обязанность подписывать и обнародовать федеральные законы [1]. Подписание и обнародование законов главой государства является существенным элементом законотворческой процедуры, обеспечивающей разделение властей. Соответственно, все законодательные акты, регулирующие отношения в сфере туризма, подписываются и обнародуются Президентом РФ. В целом, большая часть подзаконных нормативно-правовых актов, регулирующих отношения в сфере туризма, принимается Правительством РФ и отраслевыми федеральными органами исполнительной власти.

В соответствии со ст. 1 Федерального конституционного закона «О Правительстве Российской Федерации», Правительство Российской Федерации - высший исполнительный орган государственной власти Российской Федерации [5].

Как орган исполнительно-распорядительного характера Правительство РФ в пределах своих полномочий организует исполнение законодательства РФ, международных договоров Российской Федерации, осуществляет систематический контроль за их исполнением федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, принимает меры по устранению нарушений законодательства Российской Федерации. В качестве полномочия общего характера, за Правительством РФ закрепляется - регулирование в социально-экономической сфере (к данной сфере относится и туризм) [5]. Кроме этого, Правительство РФ осуществляет среди большого количества специальных полномочий специального характера -разрабатывает и осуществляет меры по развитию физической культуры, спорта и туризма, а также санаторно-курортной сферы. Исходя их анализа полномочий, закрепленных за Правительством РФ в сфере туризма, можно сделать вывод, что государство воспринимает туризм исключительно как сферу межотраслевого управления, где приоритетными является в целом отрасль культуры. Что проявляется в закреплении функции нормативно-правового регулирования в сфере туризма, за Министерством культуры Российской Федерации.

Министерство культуры Российской Федерации является отраслевым органом государственного управления в сфере туризма. До 1 сентября 2012 года функции нормативно-правового регулирования и государственной политики в сфере туризма осуществляло Министерство спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации. Однако, с 1 сентября 2012 года федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере туристской деятельности, а также по контролю и надзору в указанной сфере деятельности, стало Министерство культуры Российской Федерации [4].

На основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, Министерство культуры Российской Федерации самостоятельно принимает нормативные правовые акты, устанавливающие порядок классификации объектов туристской индустрии, включающих гостиницы и иные средства размещения, горнолыжные трассы и пляжи, осуществляемой аккредитованными организациями [4]. Министерство культуры РФ осуществляет государственный контроль и надзор за деятельностью туроператоров и объединениями туроператоров в сфере выездного туризма [4].

Остальные полномочия Министерства культуры РФ в сфере туризма, сводятся к координации деятельности по реализации приоритетных направлений государственного регулирования туристской деятельности в Российской Федерации.

Таким образом, перечень полномочий по принятию нормативно-правовых актов в сфере использования и охраны культурного наследия является более объемным и подробным. Тогда как функции и полномочия Министерства культуры РФ в сфере туризма являются неточными и узкими. В связи с этим наглядна необходимость расширения и уточнения перечня полномочий Министерства культуры РФ в сфере туризма.

В структуре Министерства культуры РФ, помимо существующих департаментов, действует Департамент туризма и региональной политики, на который, собственно, возлагаются основные функции по организации и разработке предложений по формированию основных направлений и принципов государственной политики в сфере туризма [7].

Министерство культуры Российской Федерации осуществляет координацию и контроль деятельности подведомственного ему Федерального агентства по туризму (далее Ростуризм).

В соответствии с Положением о Федеральном агентстве по туризму утвержденным Постановлением Правительства РФ от 31.12.2004 № 901 Федеральное агентство по туризму (Ростуризм) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по

оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом, а также правоприменительные функции в сфере туризма [6].

Федеральное агентство по туризму в рамках следующих функций наделено соответствующими полномочиями в сфере туризма:

1) проведение государственной политики в сфере туризма (реализует приоритетные направления государственного регулирования туристской деятельности в Российской Федерации, осуществляет формирование и ведение единого федерального реестра туроператоров);

2) информационные функции (информирует в установленном порядке туроператоров, турагентов и туристов об угрозе безопасности туристов в стране (месте) временного пребывания; организует прием граждан, обеспечивает своевременное и полное рассмотрение устных и письменных обращений граждан, принятие по ним решений и направление заявителям ответов);

3) функции по управлению находящимся в ведении Агентства государственным имуществом (осуществляет полномочия собственника в отношении федерального имущества, необходимого для обеспечения исполнения функций федерального органа государственной власти в сфере туризма, в том числе имущества, переданного федеральным государственным учреждениям и федеральным государственным унитарным предприятиям, подведомственным Агентству; размещает заказы и заключает государственные контракты, а также иные гражданско-правовые договоры на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ для государственных нужд в сфере туризма);

4) функции по проведению научно-технической политики в сфере туризма (осуществляет функции государственного заказчика федеральных целевых, научно-технических и инновационных программ и проектов в установленной сфере деятельности);

5) функции по взаимодействию с иностранными государствами, представлению интересов РФ за рубежом в сфере туризма (взаимодействует в установленном порядке с органами государственной власти иностранных государств и международными организациями; создает представительства за пределами Российской Федерации в сфере туризма)

6) функции по развитию туризма как отрасли экономики (реализует меры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, направленные на их развитие, включая выполнение соответствующих ведомственных целевых программ, в установленной сфере деятельности; осуществляет продвижение туристического продукта на внутреннем и мировом туристических рынках;

7) функции главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Агентства и реализацию возложенных на него функций [6].

В целом, на федеральном уровне, государственное управление в сфере туризма осуществляется по остаточному принципу. Данный факт является шагом назад для развития туризма в Российской Федерации как экономической сферы, так и как отрасли, которая может приносить ощутимый вклад в бюджет государства. Объединение данной сферы с культурным наследием, с музейным и архивным фондом, свидетельствует о том, что государство рассматривает туризм как социальный институт, при этом выпуская экономическую составляющую. Ввиду того, что создание исключительно отраслевого органа исполнительной власти в сфере туризма является сложной, в настоящее время практически невыполнимой задачей (прежде всего для федерального бюджета), считаем необходимым для законодателя, уточнение и расширение перечня функций государственной власти в сфере управления туризмом.

Литература

1. Комментарий к Конституции Российской Федерации // Собрание законодательства РФ, 26.01.2009, № 4, ст. 445.

2. Концепция социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года: утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации № 1662-р от 17.11. 2008 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2008. - № 47. - Ст. 5489.

3. О Министерстве культуры Российской Федерации: Постановление Правительства РФ от 20.07.2011 г. № 590 // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2011. - № 31. - Ст. 4758.

4. О Правительстве Российской Федерации: Федеральный конституционный закон от 17.12.1997 г. № 2-ФКЗ // Российская газета. - 23.12.1997. - № 245.

5. Об утверждении Положения о Федеральном агентстве по туризму: Постановление Правительства Российской Федерации от 31.12.2004 № 901 // Российская газета. - 2005. - № 10.

6. Официальный сайт Министерства культуры РФ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://mkrf.ru/ministerstvo/departament/list.php? SECTЮN_ГО=19315

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.