Научная статья на тему 'Органопроекция: истоки, реалии и прогнозы'

Органопроекция: истоки, реалии и прогнозы Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
71
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОРГАНОПРОЕКЦИЯ / ТЕХНИКА / СОВРЕМЕННАЯ КУЛЬТУРА / ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО / ЦИВИЛИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Торосян Вардан Григорьевич, Пшеничный Андрей Алексеевич

Статья посвящена неоднозначности результатов и перспектив информатизации общества. Выделяется вопрос органопроекции и появления в ближайшем будущем антропоморфных машин.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Органопроекция: истоки, реалии и прогнозы»

№ 1 (72), 2019

"Культура и общество"

КУЛЬТУРА И ОБЩЕСТВО УДК 008

В.Г. ТОРОСЯН, А.А. ПШЕНИЧНЫЙ

ОРГАНОПРОЕКЦИЯ: ИСТОКИ, РЕАЛИИ И ПРОГНОЗЫ

Торосян Вардан Григорьевич, доктор философских наук, профессор Краснодарского государственного института культуры (Краснодар, ул. им. 40-летия Победы, 33), torosyan5@mail.ru

Пшеничный Андрей Алексеевич, магистрант Краснодарского государственного института культуры (Краснодар, ул. им. 40-летия Победы, 33), raijeen11@gmail.com

Аннотация. Статья посвящена неоднозначности результатов и перспектив информатизации общества. Выделяется вопрос органопроекции и появления в ближайшем будущем антропоморфных машин.

Ключевые слова: органопроекция, техника, современная культура, информационное общество, цивилизация.

UDC 008

V.G. TOROSYAN, A.A. PSHENICHNYY

ORGANOPROJECTION: ORIGINS, REALITIES AND FORECASTS

Torosyan Vardan Grigoryevich, PhD (Philosophy), professor of the Krasnodar state institute of culture (33, im. 40-letiya Pobedy St., Krasnodar), torosyan5@mail.ru

Pshenichnyy Andrey Alekseevich, master student of the Krasnodar state institute of culture (33, im. 40-letiya Pobedy St., Krasnodar), raijeen11@gmail.com

Abstract. The article is devoted to the ambiguity of the results and prospects of informatization of society. The question of organoprojection and the appearance of anthropomorphic machines in the near future is highlighted.

Keywords: organoprojection, technique, modern culture, information society, civilization.

С древнейших времен люди мечтали приобрести умения, которые имеются у других живых творений природы: летать, плавать под водой, поднимать тяжести, несоизмеримые с собственным весом и т.д. Должно было пройти немало времени, прежде чем стала осознаваться неэффективность буквального копирования природы. И одним из первых был Леонардо да Винчи, из технических проектов которого при его жизни реализовались лишь два, имевшие развлекательный характер, остальные не могли быть востребованы в то время. Стоит ли этому удивляться, если даже Наполеон отказался от предложения оснастить свои корабли паровыми двигателями, сочтя это химерой.

В величайших утопиях, созданных мыслителями различных эпох, начиная от Платона вплоть до наших дней, обосновывались не просто проекты предустройства социальной структуры, но и место в нем достижений науки и техники. Характерно, однако, что все чаще утопии философов и фантастов принимали характер антиутопий, ярчайшим примером чего можно назвать «4510F» Р. Брэдбери.

Провозгласив «Знание - сила» (в оригинале knowledge is power it self - не просто сила, но и власть) английский философ Френсис Бэкон связывал с развитием науки власть человека над самим собой - губительными страстями и «идолами» и над окружающей природой - искоренение болезней, предотвращение стихийных бедствий.

В «Новой Атлантиде» он даже составил перечень наиболее насущных практических задач, стоящих перед наукой: продление жизни и омоложение, превращение одних тел в другие, владычество над воздухом и вызывание гроз. С поразительной прозорливостью (хотя и без технических деталей, присущих Леонардо) Бэкон предвидел огромные башни для наблюдения над явлениями природы и использование солнечного тепла, обширные помещения для искусственного создания атмосферных явлений и новых видов животных, лодки, плавающие под водой, передачу звуков на расстоянии и т.д. Лейтмотивом размышлений Ф. Бэкона о будущем служит установка «следовать природе как «реп-резентатору Божественного замысла, наилучшему учителю, согласно с ее устройством». Именно на этом пути мыслители эпохи Просвещения рассчитывали добиться «морального, религиозного и политического обновления общества» [1, с. 310-311].

Весьма ощутимый импульс в этом направлении дала проходившая в XIX веке промышленная революция. «Природа, писал К. Маркс, не строит машин, паровозов, железных дорог, электрических телеграфов, сельфакторов и т.д. Все это созданные человеческой рукой органы человеческого мозга; овеществленная сила знания» [2]. Характерно, что стремительное развитие естественных наук и техники совпало по времени с появлением понятия «культура» в гуманитарном познании, а еще точнее - «двух культур» - гуманитарной и сциентистской, долгое время разделяемых и противопоставляемых. Вместе с тем осмысление техники и ее возможностей способствовало осознанию и формированию понимания места человека в новой реальности, где машинное производство стало не столько продолжением человеческого тела, сколько его заменой. В этот же момент появляется вопрос отчуждения человека в сфере машинного производства, тщательно проанализированного Марксом. В качестве примера можно провести Лионское восстание ткачей 1831 года (21 ноября - 1 декабря 1831 г.), которых новые станки делали безработными. Как заметил Ф. Энгельс, это было одним из первых восстаний рабочих.

Проблема отчуждения человека от результатов своей деятельности, от культуры, поставленная Карлом Марксом [2, с. 215], особенно остро обнажилась уже в XX веке, став больной темой исследований прежде всего в философии экзистенциализма. События, происходившие в течение всего двадцатого столетия (и во многом связанные с развитием науки и техники), коренным образом трансформировали социокультурную действительность.

Потрясения, которые пережило человечество, стали не только причиной технологического прорыва, но и в значительной степени результатом его. О влиянии исследований в области ядерной физики и молекулярной биологии написано достаточно. Нам же хотелось бы остановиться на причинах, особенностях и последствиях развития информационных технологий, во многом определивших вектор развития современной культуры.

Бурное развитие электроники изменило не только быт общества, но и сам образ мышления. Если в начале двадцатого столетия информационное общество находилось на стадии становления и, можно сказать, носило характер футурологического прогноза, то в процессе совершенствования информационных технологий и развития электронной техники большая часть предсказаний футурологов нашла реальные воплощения в повседневной действительности. Это выразилось в развитии средств массовой коммуникации и связанных с ними изменениях в жизни общества: телевидение, распространение персональных вычислительных машин, создание глобальной информационной сети, разработка технологий виртуальной реальности - данные средства кардинально изменили не только рабочий процесс человека, но и его быт, сферу досуга.

В новом обществе информационные технологии, вторгшиеся в человеческую жизнь, получили мощнейший толчок, превосходящий по своему масштабу все предыдущие технологические революции, и процесс информатизации общества явился закономерным этапом развития цивилизации, обусловленным как техническими, так и философскими, социальными и культурологическими предпосылками.

№ 1 (72), 2019

и общество" ^ ^

Фактор техники в двадцатом столетии осмысляется как культурообразующий. Крупнейшие философы культуры (О. Шпенглер [цит. по: 3, с. 183], К. Ясперс [4], Й. Хей-зинга [5]) заявляют о себе как во многом философы техники, но пишут прежде всего об угрозах вторжения техники в нашу жизнь.

Еще в 1877 г. появилась работа Эрнста Каппа [6] с показательным названием «Основные направления философии техники. К истории возникновения культуры с новой точки зрения». Существо техники Капп видит в «органопроекции» - продолжении человеческого тела в технических орудиях путем подражания его органам. Позже данную теорию развили М. Филиппов, а затем П. Флоренский в работе «У водоразделов мысли. Черты конкретной метафизики».

Согласно теории органопроекции, человек неосознанно проецирует увиденное в природе, изобретая технические решения, воссоздающие в них органы человеческого тела. Таким образом, живое тело есть первообраз всякой техники [7]. Следует отметить, что технические приспособления имеют сходство с органами человеческого тела прежде всего не по своим внешним проявлениям, а по функциональным качествам. К примеру, техника в своем арсенале насчитывает множество проекций руки, средства передвижения возникли как продолжение ног, телескоп - усовершенствованный человеческий глаз и т.д., можно привести множество примеров. «Глаз действует, пока он похож на камеру-обскуру, - написал Густав Теодор Фехнер [8, с. 155], - бронхи - пока они похожи на флейту, сердце - пока оно похоже на помпу, все тело со всеми его химическими процессами - пока оно похоже на топящуюся печь, выносящая влагу кожа - пока она похожа на холодильник».

Флоренский утверждал, что «историческая задача техники - сознательно продолжить свое органопроецирование, исходя из решений, даваемых беспристрастным тело-строительством души» [9].

К середине двадцатого столетия практически весь тяжелый физический труд был автоматизирован. Механические проекции опорно-двигательных органов человеческого тела и других животных получили широкое воплощение в период индустриализации. Прерогатива на труд интеллектуальный все еще оставалась за человеком, но уже к концу столетия и на этом поприще техника начала брать вверх. Так, в 1997 году один из величайших шахматистов Гарри Каспаров [10] проиграл партию суперкомпьютеру (который является по своей сути дополнением к человеческому мозгу). В матче с Deep Blue от IBM Каспаров ввел в заблуждение машину, делая довольно нелогичные (хотя и не опасные для себя ходы). Вскоре после этого по тому же пути пошел усовершенствованный вариант Deepest Blue. Теперь уже компьютер перехитрил человека, который не в состоянии был просчитать возможные ловушки. Слезы Каспарова, запечатленные крупным планом, - это слезы не из-за конкретного поражения конкретного человека, а слезы по оказавшемуся мнимым интеллектуальному превосходству человека над машинами -между тем как превосходство экскаватора над землекопом воспринималось как должное и как достижение человека.

Среди особо популярных достижений современной робототехники хотелось бы выделить характерный для общества потребления и культуры представления перфоманс, который поднял общение человека с машиной на новый уровень - «Акробат, эксперимент для двух участников, человекообразный пневматический робот». Антропоморфный робот, представляющий собой механическую скульптуру, «оживал» при помощи компьютерной поддержки. Робот был способен имитировать человеческие движения, что производило необычное впечатление на зрителя. Все управление велось исключительно с помощью компьютерного мозга. Робот был способен кувыркаться, делать различные акробатические упражнения, создавать шумовые эффекты и подражать музыкальным инструментам. Более того, робот был способен к самообучению и всю полученную при общении информацию использовал для совершенствования поведения, наблюдая за реакцией собеседника [11]. Уже в самом близком будущем искусственный интеллект способен стать полноправным участником обсуждения любых проблем, уже давно им

создается музыка, пишутся стихи, картины. Роботы водят поезда, автомобили, самолеты, участвуют в хирургических операциях, заменяют людей на самых трудоемких и опасных производствах в металлургии, на электростанциях. Есть прогнозы, что во вполне обозримом будущем они сделают лишними юристов и бухгалтеров.

Уже сейчас люди должны быть готовы как к положительным, так и к отрицательным последствиям указанных процессов. Более того, все больше оснований приобретает мысль, еще недавно звучащая только у писателей-фантастов: что, если роботы, достигшие превосходства над людьми во всех отраслях, способные самообучаться и обучать других, репродуцироваться, неуязвимые для радиации, кислот, гравитации, зададутся вопросом: а зачем нужны эти жалкие создания, которые, согласно неподтвержденным мифам, породили нас?

Если кому-то покажется, что такие опасения надуманны, то уместно будет вспомнить судьбу других предсказаний, игнорированных в свое время. Перефразируя М. Булгакова, можно сказать, что разруха не в роботах, а в головах людей [12].

Не уходя в кажущееся далеким будущее, давно пора подумать, как современный человек распоряжается временем, освобождаемым для досуга техникой - дилемма «свобода от» и «свобода для», обозначенная еще Карлом Марксом. Неслучайно придуман злой, но меткий термин - «когнитариат», (сочетающий cognition - познание и proletariat), означающий «пролетариев умственного труда», занятых безрадостной и нетворческой работой.

Серьезные вопросы о будущем и настоящем человечества вызывает набирающая ход программа «БНИК» (сочетающая достижения биохимических, информационных, нано-и когнитивных технологий), предполагающая считывание информации с мозга и вложение ее в практически бессмертную оболочку искусственного тела. Это уже не просто юмор рассказа Станислава Лема «Человек-бутерброд», где автогонщик, лишаясь все новых частей своего тела, в результате многочисленных операций полностью его обновляет, и не «Стиральная трагедия» того же автора, где все участники межгалактического конгресса оказываются переделанными в людей стиральными машинами.

Принимая во внимание все вышесказанное, хотелось бы заметить, что самые утопичные мечты писателей-фантастов успели войти в нашу повседневную жизнь, стать реальностью. Тем временем разрыв в понимании техники между поколениями становится только больше, поскольку темпы развития информационных технологий неуклонно растут. Но, опираясь на теорию органопроекции, можно предвидеть путь развития технической мысли человечества. Главная проблема здесь - избежать нарастающего разрыва между культурой и цивилизацией, замеченного еще И. Кантом. Ведь о цивилизации можно судить прежде всего по тому, как она использует достижения культуры, что особенно отчетливо проявляется в области науки и техники.

Литература

1. Торосян В.Г. Культурология. История мировой и отечественной культуры. Москва; Берлин, 2015.

2. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. 1969 Т. 46, ч. II.

3. Аверинцев С.С. «Морфология культуры» Освальда Шпенглера // Новые идеи в философии. Ежегодник Философского общества СССР. Культура и религия. М., 1991.

4. Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1994.

5. Хейзинга Й. Об исторических жизненных идеалах. Лондон, 1992.

6. Kapp E. Elements of a philosophy of technology: on the evolutionary history of culture. University of Minnesota Press, 2018.

7. Флоренский П.А. У водоразделов мысли. Черты конкретной метафизики // Русский космизм: антология философской мысли. М., 1993.

8. Флоренский П.А. У водоразделов мысли. Париж, 1992.

9. Флоренский П.А. Органопроекция. Соч. в 4 т. М., 2000. Т. 3. Книга 1.

10. Хель И. Deep Blue против Каспарова: двадцать лет революции больших данных. URL: https://hi-news.ru/computers/deep-blue-protiv-kasparova-dvadcat-let-revolyucii-bolshix-dannyx.html

№ 1 (72), 2019

"Культура и общество"

11. Интерактивный компьютерный перформанс. URL: https://helpiks.org/8-50032.html

12. Булгаков М.А. Собачье сердце. Русская историческая библиотека. URL: http:// rushist.com/index.php/rus-literature/3084-bulgakov-sobache-serdtse-polnyj-tekst

References

1. Torosyan VG. Kulturologiya. Istoriya mirovoy i otechestvennoy kultury [Culturology. The history of world and national culture]. Moscow; Berlin, 2015.

2. Marx K., Engels F. Sochineniya [Compositions]. 1969. V. 46. Part II.

3. Averintsev S.S. «Morphology of Culture» by Oswald Spengler // Novye idei v filosofii. Ezhegodnik Filosofskogo obshchestva SSSR. Kultura i religiya. Moscow, 1991.

4. Jaspers K. Smysl i naznachenie istorii [Meaning and purpose of history]. Moscow, 1994.

5. Huizinga J. Ob istoricheskih zhiznennyh idealah [On historical ideals of life]. London,

1992.

6. Kapp E. Elements of a philosophy of technology: on the evolutionary history of culture. University of Minnesota Press, 2018.

7. Florenskiy P.A. At the watersheds of thought. Traits of specific metaphysics // Russian cosmism: anthology of philosophical thought. Moscow, 1993.

8. Florenskiy P.A. U vodorazdelov mysli [At the watersheds of thought]. Paris, 1992.

9. Florenskiy P.A. Organoproektsiya [Organ projection] Coll. in 4 v. Moscow, 2000. V. 3. Book 1.

10. Hel I. Deep Blue protiv Kasparova: dvadtsat let revolyutsii bolshih dannyh [Deep Blue against Kasparov: twenty years of the big data revolution]. URL: https://hi-news.ru/ computers/deep-blue-protiv-kasparova-dvadcat-let-revolyucii-bolshix-danyny.html

11. Interactive computer performance. URL: https://helpiks.org/8-50032.html

12. Bulgakov M.A. Sobachye serdtse. Russkaya istoricheskaya biblioteka [Dog's heart. Russian historical library]. URL: http://rushist.com/index.php/rus-literature/3084-bulgakov-sobache-serdtse-polnyj-tekst

УДК 711 А.И. ЧАЛАЯ

АКТУАЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ СРЕДОВОГО ДИЗАЙНА В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ КОМФОРТНОЙ ГОРОДСКОЙ СРЕДЫ

Чалая Анастасия Игоревна, аспирант, старший преподаватель кафедры дизайна Краснодарского государственного института культуры (Краснодар, ул. им. 40-летия Победы, 33), weylin.varden@yandex.ru

Аннотация. В статье рассматриваются основные проблемы визуальной среды современного города. Для их решения и упорядочения процессов формирования городской среды необходимо обозначение актуальных задач средового дизайна и принятие специального документа, регламентирующего процессы дизайна.

Ключевые слова: городская среда, благоустройство, озеленение, город, дизайн.

UDC 711 A.I. CHALAYA

ACTUAL TASKS OF THE ENVIRONMENTAL DESIGN IN PROCESS OF FORMATION OF THE COMFORTABLE URBAN ENVIRONMENT

Chalaya Anastasiya Igorevna, graduate, senior lecturer of the cathedra of design of the Krasnodar state institute of culture (33, im. 40-letiya Pobedy St., Krasnodar), weylin.varden@yandex.ru

Abstract. The article discusses the main problems of the visual environment of the modern city. To solve them and streamline the processes of forming the urban environment, it is necessary to designate

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.