Научная статья на тему 'ОРГАННОЕ АНГЛИЙСКОЕ БАХИАНСТВО XIX ВЕКА'

ОРГАННОЕ АНГЛИЙСКОЕ БАХИАНСТВО XIX ВЕКА Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
91
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АНГЛИЙСКОЕ БАХИАНСТВО / ОРГАННАЯ МУЗЫКА / И.С. БАХ / Ф. МЕНДЕЛЬСОН / С. УЭСЛИ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Бочкова Т.Р.

В статье рассматривается проявление в музыкальной традиции Англии характерного для европейского музыкального искусства девятнадцатого века черт эстетико-стилевого феномена, который определяется как бахианство. Внимание нацелено на изложение самых ранних фактов, связанных с упоминаниями имени И. С. Баха в справочно-энциклопедических и периодических британских изданиях, на представление информации о появлении нотных образцов музыки композитора на островной территории и о примерах первых исполнений его сочинений английскими музыкантами. Важный акцент сделан на распространении органной музыки И. С. Баха и ее интерпретации в условиях особой исполнительской ситуации, обусловленной спецификойанглийских инструментов, не имевших достаточного диапазона педальной клавиатуры для исполнения баховских опусов в оригинальных версиях, а также особенностями музыкального образования английских органистов.Определена роль британских и немецких музыкантов - А. Ф. К. Коллмана, К. Ф. Хорна, Ч. Берни, С. Уэсли, Б. Якобса и У. Кротча - в пропаганде органных и клавирных сочинений Томаскантора. Особо акцентируется концертно-исполнительская деятельность Ф. Мендельсона по пропаганде органной музыки И. С. Баха в Англии и его влияние на развитие в этом регионе органной исполнительской культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

19TH CENTURY ENGLISH BACHIANISM

The article examines the manifestation in the musical tradition of England, characteristic of the European musical art of the nineteenth century, the features of the aesthetic and stylistic phenomenon, which is defined as Bachianism. Attention is focused on the presentation of the earliest facts related to the mention of the name of J. S. Bach in referenceencyclopedic and periodical British publications, to provide information on the appearance of musical samples of the composer's music on the island territory and on examples of the first performances of his works by English musicians.An important emphasis is placed on the dissemination of organ music by J. S. Bach and its interpretation in a special performing situation due to the specifics of English instruments that did not have a sufficient range of pedal keyboard for performing Bach's opuses in the original versions, as well as the peculiarities of the musical education of English organists. The role of British and German musicians is determined - A. F. K. Kollman, K. F. Horn, Ch. Burney, S. Wesley, B. Jacobs and W. Crotch - for the promotion of Tomaskantor's organ and clavier compositions. The concert and performing activity of F. Mendelssohn in promoting the organ music of J. S. Bach in England and his influence on the development of organ performing culture in this region.

Текст научной работы на тему «ОРГАННОЕ АНГЛИЙСКОЕ БАХИАНСТВО XIX ВЕКА»

Проблемы теории и истории музыки

Актуальные проблемы высшего музыкального образования. 2021. № 4 (62). С. 26-32 Actual problems of higher music education. 2021. No 4 (62). P. 26-32

Научная статья УДК 78.01

DOI: 10.26086/NK.2021.62.4.004

Органное английское бахианство XIX века Бочкова Татьяна Рудольфовна

Нижегородская государственная консерватория им. М. И. Глинки, Нижний Новгород, Россия, tatyanab31@yandex.ru

Аннотация. В статье рассматривается проявление в музыкальной традиции Англии характерного для европейского музыкального искусства девятнадцатого века черт эстетико-стилевого феномена, который определяется как бахианство. Внимание нацелено на изложение самых ранних фактов, связанных с упоминаниями имени И. С. Баха в справочно-энциклопедических и периодических британских изданиях, на представление информации о появлении нотных образцов музыки композитора на островной территории и о примерах первых исполнений его сочинений английскими музыкантами. Важный акцент сделан на распространении органной музыки И. С. Баха и ее интерпретации в условиях особой исполнительской ситуации, обусловленной спецификой английских инструментов, не имевших достаточного диапазона педальной клавиатуры для исполнения баховских опусов в оригинальных версиях, а также особенностями музыкального образования английских органистов. Определена роль британских и немецких музыкантов — А. Ф. К. Коллмана, К. Ф. Хорна, Ч. Берни, С. Уэсли, Б. Якобса и У Кротча — в пропаганде органных и клавирных сочинений Томаскантора. Особо акцентируется концертно-исполнительская деятельность Ф. Мендельсона по пропаганде органной музыки И. С. Баха в Англии и его влияние на развитие в этом регионе органной исполнительской культуры.

Ключевые слова: английское бахианство, органная музыка, И.С. Бах, Ф. Мендельсон, С. Уэсли Для цитирования: Бочкова Т. Р. Органное английское бахианство XIX века // Актуальные проблемы высшего музыкального образования. 2021. № 4 (62). С. 26-32. http://doi.org/10.26086/NK.2021.62.4.004.

PROBLEMS OF MUSIC THEORY AND HISTORY

Original article

19th century English Bachianism

Bochkova Tatiana R.

Glinka Nizhny Novgorod State Conservatoire, Nizhny Novgorod, Russia, tatyanab31@yandex.ru

Abstract. The article examines the manifestation in the musical tradition of England, characteristic of the European musical art of the nineteenth century, the features of the aesthetic and stylistic phenomenon, which is defined as Bachianism. Attention is focused on the presentation of the earliest facts related to the mention of the name of J. S. Bach in reference-encyclopedic and periodical British publications, to provide information on the appearance of musical samples of the composer's music on the island territory and on examples of the first performances of his works by English musicians. An important emphasis is placed on the dissemination of organ music by J. S. Bach and its interpretation in a special performing situation due to the specifics of English instruments that did not have a sufficient range of pedal keyboard for performing Bach's opuses in the original versions, as well as the peculiarities of the musical education of English organists. The role of British and German musicians is determined — A. F. K. Kollman, K. F. Horn, Ch. Burney, S. Wesley, B. Jacobs and W. Crotch — for the promotion of Tomaskantor's organ and clavier compositions. The concert and performing activity of F. Mendelssohn in promoting the organ music of J. S. Bach in England and his influence on the development of organ performing culture in this region.

Keywords: English Bachianism, organ music, J. S. Bach, F. Mendelssohn-Bartholdy, S. Wesley For citation: Bochkova T. R. 19th century English Bachianism. Aktualnye problem vysshego muzykalnogo obrazovaniya = Actual problems of higher music education. 2021;4(65); p. 26-32 (In Russ.). http://doi.org/10.26086/ NK.2021.62.4.004.

© Бочкова Т. Р., 2021

Г. Ф. Гендель стал знаковой фигурой для Великобритании. Он явился для англичан олицетворением культурного и музыкального интернационализма. Родился в Германии, учился в Италии, композитор-космополит, сочинявший музыку в различных стилях, включая немецкий контрапункт, итальянскую оперу, английские оратории.

Открытость английской музыкальной культуры для иностранных влияний наиболее очевидно продолжилась с визитами Й. Гайдна и Ф. Мендельсона. Лондон стал на долгие годы музыкальной резиденцией итальянца М. Клементи, испытал сильнейшее педагогическое воздействие И. Мошелеса и других музыкантов. Среди многих континентальных связей особенно сильным в Великобритании оказалось все же немецкое влияние.

Если с осознанием генделевской музыкальной традиции в Англии есть определенная ясность, то, вопрос, касающийся английского бахи-анства, остается не столь прозрачным для отечественного музыкознания. Бахиаство в XIX веке стало универсальной категорией, своеобразным эстетико-стилевым мейнстримом для европейской музыки, особенно клавирной и органной: «Феномен пристрастия романтиков к Баху является частным случаем известной закономерности, согласно которой более созвучными оказываются не соседствующие, а скорее отдаленные исторические эпохи» [1, с. 72].

В этой связи, представляется необходимым обозначить наиболее важные вехи распространения музыки И. С. Баха на территории Соединенного Королевства. Двое потомков лейпциг-ского Томаскантора — оба композиторы — жили в Англии после его смерти. Сын Иоганна Себастьяна — Иоганн Кристиан (1735-1782) — с 1762 года поселился в Лондоне. Спустя два года он стал учителем музыки королевы Шарлотты (1744-1818) — супруги короля Георга III и оставался им до конца жизни. Внук И. С. Баха Вильгельм Фридрих Эрнст Бах (1759-1845) проживал в Лондоне с 1778 по 1782 год, именно здесь некоторые его сочинения увидели свет. Однако ни один из потомков не способствовал продвижению музыки И. С. Баха в Англии. Эту роль взяли на себя другие музыканты, не только английского происхождения.

При этом, многие исследователи считают, что интерес к великому немцу в этот период — с последней трети ХУШ до середины XIX века, по-видимому, наиболее сильно проявился именно

в Англии, более, чем в любой другой европейской стране за пределами Германии. А. Дюрр — известный немецкий музыковед утверждает, что «Англия может претендовать на славу первой страны, помимо Германии, которая признала значение Иоганна Себастьяна Баха и распространила его работы задолго до знаменитого берлинского возрождения «Страстей по Матфею» в 1829 году» [2, p. 121].

То обстоятельство, что британская королевская семья имела прямую связь с немецкими ди-настийными родами, было одним из решающих факторов их ориентации в искусстве на немецкую традицию1. Наиболее важными из них являются государственные и личные связи между Ганновером и Англией, которые поддерживались традициями правящих домов, где определяющее значение имело духовно-религиозное родство между протестантскими реформационными церквями Германии и Англии.

Королевская чета прекрасно знала немецкую музыку, покровительствовала немецким композиторам и художникам, восхищалась творчеством Г. Ф. Генделя. Королева Шарлотта, имевшая роскошную музыкальную библиотеку, владела отдельными рукописями музыки И. С. Баха.

Во второй половине XVIII века сочинения лейпцигского Томаскантора появляются в отдельных английских рукописных сборниках, чаще органной музыки, лишь в единичных случаях, и, как, правило, их авторство не атрибутировано. Это будет сделано позже. Клавирная, органная, камерная музыка Баха в 1800 году оставалась еще новой для Англии. Хоровая и оркестровая — практически не известна.

«Пробуждение», именно эту метафору употребляют авторы в названии сборника, содержащего исследования о распространении музыки И. С. Баха в Англии, но отнюдь не «возрождение» творчества композитора, чья музыка до этого времени совсем не была известна в Соединенном Королевстве, постепенно и довольно неспешно активизируется к концу XVIII - началу XIX века. К этому процессу имеют отношение несколько «пионеров» баховского движения. В первую очередь, следует назвать имена двух немецких музыкантов, приехавших в Лондон в 1782 году: Это Август Фридерик Кристофер Коллман (Augustus Frederic Christopher Kollmann, 1756-1829) и Карл Фридрих Хорн (Charles Frederick Horn, нем. Karl Friedrich Horn, 1762-1830), которые распространили и значительно углубили в Англии знания о

Бахе и его музыке. Оба имели отношение к королевскому двору. К. Ф. Хорн некоторое время занимал пост личного учителя музыки королевы Шарлотты, занимался с принцессами.

Не остались безучастными к процессу распространения музыки И. С. Баха в Соединенном Королевстве и англичане — исследователь, музыкальный писатель Чарльз Берни (Charles Burney, 1726-1814), один из лучших органистов и импровизаторов Англии этого периода Самуэль Уэсли (Samuel Wesley, 1766-1837), органист Капеллы Сюррея Бенжамин Джейкобс (Benjamin Jacobs, 1778-1829)2.

Первые письменные — справочные и публицистические — свидетельства о значении творчества И. С. Баха появляются в Англии благодаря авторитетному историку, доктору музыки Оксфордского университета Ч. Берни, который в своих знаменитых «Музыкальных путешествиях

1772 года по Бельгии, Австрии, Чехии, Германии и Голландии» снабжает английскую аудиторию фрагментарными сведениями о жизни и творчестве лейпцигского кантора. Его музыкальный дневник вышел в печатной версии в Лондоне в

1773 году.

Имя И. С. Баха последовательно появляется в трех из четырех томов масштабного проекта Ч. Берни «Всеобщая история музыки». В первом томе, увидевшем свет в 1776 году, он утверждает, что «Александр Скарлатти в Италии, Себастьян Бах в Германии и Гендель в Англии» являются одними из «самых популярных композиторов современности» (цит. по: [3, р. 6]).

В третьем томе 1789 г. Ч. Берни пишет, что И.С. Бах «подобно Микеланджело в живописи настолько презирал легкость, что его гений никогда не опускался до легкости и грациозности», в то же время он замечает, что в создании фуг Фреско-бальди остался непревзойденным мастером, за исключением Баха и Генделя, «которые, кажется, включают все совершенства, на которые способен этот изобретательный и сложный вид композиции» (цит. по: [3, р. 9]).

В четвертой части своего многотомного проекта Ч. Берни называет И.С. Баха одним из лучших композиторов инструментальной музыки и замечает, что он и Г. Ф. Гендель превзошли своих современников в игре и сочинении для органа. В 1802 году для «Энциклопедии» («Cyclopaedia») Абрахама Риса3 Берни создает статью о Бахе, где уже не в первый раз проявляется неоднозначное отношение английского исследователя к творче-

ству Томаскантора. Композитор оценивается как «превосходящий всех органных музыкантов на континенте, каким Гендель был в Англии», однако Берни повторяет мысль о том, что Бах в своих органных произведениях «постоянно находился в поисках нового и сложного, не обращая ни малейшего внимания на природу и возможности инструмента» (цит. по: [3, р. 13]).

В целом, для Англии как для буржуазной страны, исповедующей уже несколько веков неуклонную просветительскую тенденцию, важными оставались цели знакомства английской аудитории с лучшими представителями континентального искусства. Тем более, что за предыдущее столетие в английской музыке не возникло ничего подобного, сравнимого с развитием немецкого искусства. Поэтому наиболее известные фигуры континентального музыкального круга довольно быстро попадали в различного рода английские энциклопедии и словари.

В этом смысле преуспел не только Ч. Берни. Хотя в письме 1808 года к органисту Самуэлю Уэсли музыкальный путешественник утверждал, «когда он был в Германии в 1772 году, он добыл всю информацию о И. С. Бахе, которую мог, у И. А. Х. в Лейпциге, Ф. В. Марпурга в Берлине и К. Ф. Э. Баха в Гамбурге» (цит. по: [3, p. 19]).

Наряду с Берни материалы о Бахе стали появляться и в материалах других исследователей. Так, в напечатанном в ноябре 1776 г. пятом томе «Всеобщей истории науки и практики музыки» сэра Джона Хоукинса (Sir John Hawkins «General History of the Science and Practice of Music») немногочисленные страницы содержат краткую информацию о жизни И. С. Баха, по поводу которой Хоукинс консультировался с И. К. Бахом. Здесь же напечатаны нотные фрагменты Air и Variations 9-10 из «Гольдберг-вариаций» (BWV 988/1, 10-11).

Энциклопедическое «тиражирование» имени И. С. Баха еще более интенсивно продолжается в начале XIX столетия. Одним из наиболее примечательных этапов привлечения внимания к личности композитора стало издание перевода А. Ф. К. Коллманом биографии И. Н. Форкеля, опубликованной издательством T. Boosey & Co в 1820 году.

А. Ф. К. Коллман, выходец из Германии, внес значительный вклад в пропаганду музыки немецкого мастера на туманном Альбионе. Он был одним из самых глубоких теоретиков музыки своего времени и, наряду с Берни, пионером в представ-

лении музыки Баха в Англии. В своем автобиографическом очерке 1823 года Коллман написал: «Его покойное величество [Георг III] приказал, чтобы ганноверское правительство послало человека занять место органиста и школьного учителя в Королевской немецкой капелле Св. Джеймса» (цит. по: [3, р. 3]). Музыкант был отозван из монастыря в Люнебурге (Kloster Lüne); и в соответствии со своим новым назначением прибыл в Лондон 1 сентября 1782 г.

Первый биографический очерк о Бахе, появившийся в английских периодических изданиях, принадлежит Коллману. Его статья «Memoir of John Sebastian Bach» вышла в авторитетном ежемесячном музыкальном журнале «Гармоникон» («The Harmonicon») в одном из первых номеров, еще до текстов, посвященных Генделю или Бетховену.

Первые опубликованные сочинения И. С. Баха тоже появляются в Англии не без усилий Коллма-на. В 1799 году выходит его «Эссе о практической музыкальной композиции» («Essay on Practica! Musical Composition») Это своеобразная школа сочинения и хрестоматия, где Коллман упоминает многочисленные сочинения Баха, включая Трио-сонату Es-dur для органа (BWV 525), Прелюдию и фугу C-dur из второй части ХТК (BWV 870). Таким образом, в издании Коллмана была осуществлена первая публикация баховских опусов BWV 525 и BWV 870.

Анализируя процесс появления первых изданных в Англии произведений И. С. Баха, становится очевидным преобладание фортепианной и органной музыки, что имело определенный дидактический смысл, заключающийся в развитии востребованных в Англии музыкальных сфер — органно-церковной и учебно-фортепианной.

Поэтому значительное число сочинений немецкого мастера появилось первоначально в разрозненном виде в различного рода школах и пособиях. Так, отдельные баховские произведения встречаются в трактате М. Клементи «Введение в искусство игры на фортепиано» («Introduction to the Art of Playing on the Piano Forte»). В качестве Урока № 48 в хрестоматии напечатаны «Полонез» и «Менуэт» из французской сюиты № 6 (BWV 817/5, 7). Публикация первой пьесы становится дебютной. Затем в трех томах «Собрания практической гармонии» («Selection of Practical Harmony», соответственно 1801, 1802 и 1811 годы) Клементи вновь обращается к баховским

композициям. Теперь — Токкате d-moll BWV 913, Французской сюите № 5 BWV 816, Фуге для органа c-moll BWV 575 и некоторым другим сочинениям.

Среди всех клавирных сочинений Баха именно «Хорошо темперированный клавир», как воплощение реализованного дидактического проекта по подтверждению жизнеспособности новой системы темперации, демонстрации полифонического мастерства, максимального развития исполнительских навыков оказался наиболее востребованным сочинением, символом не столько художественного, сколько технического совершенства.

XIX век ознаменовался несколькими печатными версиями ХТК в Англии. В 1808 году С. Уэ-сли просит совета Ч. Берни по поводу публикации полифонического цикла, отмечая, что эта музыка сейчас «чрезвычайно редка в Англии и почти недоступна» (цит. по: [3, p. 17]). Органист посещает исследователя и играет ему некоторые фрагменты цикла. Согласно С. Уэсли, хотя Ч Берни и владел копией первой части ХТК, которая была передана ему К. Ф. Э. Бахом4, никогда не слышал эту музыку в живом исполнении.

Издание второй части ХТК, выпущенное в Лондоне издательством Broderip & Wilkinson, а затем и Preston, было напечатано в двух книгах в 1808 г. Появление этого издания, как замечали современники, «очевидно, приводит к тому, что некоторые люди становятся «бахианцами» (цит. по: [3, р. 18]). Издание ХТК под редакцией С. Уэсли и К. Ф. Хорна — немецкого коллеги А. Коллма-на, вышло в четырех книгах, из которых в первых двух томах представлена первая часть, а в книгах III и IV — вторая. Реализация этого проекта продолжалась три года с 1810 по 1813.

Может показаться странным, но английские музыканты, по преимуществу, трактовали «Хорошо темперированный клавир» как органный цикл, по-видимому, в первую очередь, из-за использования полифонических приемов и наличия фуг, которые ассоциировались у них исключительно с органной природой. Фуги вообще и, в частности, фуги из ХТК к 1810 году в Лондоне играли преимущественно на органе, хотя С. Уэсли знал, что стилистически только некоторые из них действительно схожи с органными композициями.

Почти в то же время (в 1809-1810 гг.) С. Уэс-ли и К. Ф. Хорн осуществили еще один грандиозный проект по публикации серии из шести органных трио-сонат Баха в адаптированном варианте

для трех рук для исполнения на фортепиано или органе. Редакторам пришлось предложить играть их дуэтом на одном инструменте, причем верхнюю партию на октаву выше написанной композитором [4, р. 143.].

Это был поистине уникальный «ход», имевший под собой просветительскую задачу и осуществленный музыкантами с учетом инструментальных и исполнительских возможностей английской органной школы, которая пока не могла соответствовать техническим требованиям, выдвигаемым баховскими композициями.

Английские органы того времени не имели достаточного диапазона педальной клавиатуры, а английские органисты, соответственно, необходимой выучки и координации для самостоятельного и равно виртуозного владения мануальной и педальной техникой, что в абсолютном воплощении предполагали трио-сонаты Баха.

Подобные эксперименты стали своеобразной «нормой» для английского исполнительского пространства первой трети XIX столетия. Так, в 1808 г. С. Уэсли вместе с Уильямом Расселом5, играют фугу Баха на органе в церкви Святого Стефана на Коулман-стрит (St. Stephen Coleman Street church) с удвоением нот, предназначенных для педали, на октаву ниже. А в 1829 г. тройная Фуга Es-dur (BWV 552) сыграна на органе в церкви Святого Джеймса в Бермондси на юге Лондона (St James's Church, Bermondsey) уже тремя исполнителями, один из которых играл педальную партию на ма-нуале [3, р. 24, 33].

П. Уильямс упоминает тот факт, что в одном из первых английских изданий немецких органных фуг редактор предлагал исполнять пьесы дуэтами с партией левой руки на октаву ниже, чтобы компенсировать отсутствие нужного педального диапазона и исполнительского мастерства музыкантов [4, р. 144].

В исполнительское, как и в издательское, английское «поле», сначала попали фортепианные и органные опусы. К числу музыкантов, которые включили баховские сочинения в свой репертуар, в первую очередь, следует назвать Бенджамина Джейкобса (Benjamin Jacobs, 1778-1829), органиста Суррейской капеллы (Surrey Chapel). В период с 1808 по 1814 год. с С. Уэсли они давали совместные органные концерты для громадной аудитории капеллы Сюррея. В эти программы включались помимо оригинальных сочинений для органа прелюдии и фуги из «Хорошо темперированного клавира». В 1827 году появилась

аранжировка Б. Якобса Фуги Святой Анны Es-(BWV 552) для двух исполнителей на органе или фортепиано6.

«Пробуждение» английского бахианства невозможно представить без упоминания Уильяма Кротча7, органиста и композитора, который не только исполнял, но публично обсуждал и анализировал органные фуги Баха в курсе лекций по истории музыки, прочитанных им в Институте Сюррея (Surry Institution). Известно, что курсы лекций проводились им регулярно, начиная с 1808 г., года следующего за основанием этого учреждения. В 1818 году в лекции, прочитанной в Surry Institution, Кротч утверждал, что Бах «несомненно более возвышен, чем Гендель», но добавлял, что, тем не менее, Гендель был «величайшим из всех композиторов» (цит. по: [3, р. 27]).

Самые ранние зафиксированные факты исполнения баховских сочинений в Лондоне относятся к началу XIX столетия. Так, спустя 36 лет, Уильям Гардинер (1770-1853) вспоминал, что в 1802 году слышал игру ученика Клементи Джона Фильда (1782-1837), который исполнял одну из фуг Баха на частном обеде (цит. по: [3 р. 14]).

По мере знакомства, в первую очередь, органистов с баховским «багажом», самыми репертуарными стали его трио-сонаты, отдельные хоральные прелюдии и несколько «великих прелюдий и фуг», в первую очередь «Св. Анны» (BWV 522), Прелюдия и фуга h-moll (BWV 544), Токката и фуга d-moll («Дорийская) (BWV 538), чаще всего исполняемые, в применимых для английских инструментов, ансамблевых версиях.

«Аутентичными» носителями и проводниками баховской традиции на туманном Альбионе стали континентальные музыканты-эмигранты и гастролирующие исполнители. Практика гастрольных туров иностранных музыкантов была распространена в Великобритании уже более ста лет. Как заметил в середине века критик «Times»9, иностранное влияние имело решающее значение для развития музыкальных событий в Британии девятнадцатого века. Он писал, что благодаря влиянию и обильному присутствию иностранных музыкантов, таких как Вебер, Мендельсон и Шпор, «коммерческая Англия неосознанно становится самой музыкальной страной в Европе» (цит. по: [5, р. 3]).

Вероятно, самым влиятельным исполнителем-органистом, истинным бахианцем для Англии первой половины XIX века стал Феликс Мендельсон, который посетил Британию десять

раз. В общей сложности с 1829 по 1847 год он пробыл здесь в течение двадцати месяцев. Мендельсон завоевал в Великобритании множество поклонников, включая принцессу Викторию и кронпринца Альберта. Критик Джордж Хогарт считал, что Мендельсон входит в число величайших мастеров своего времени как органист, так и пианист [5, р. 4].

Любовь Мендельсона и англичан была взаимной. Именно Лондон (а не Берлин или Париж) стал для Мендельсона музыкальным центром Европы. «Это ужасно! Это безумно! Я сбит с толку, голова идет кругом! Лондон — самое грандиозное, самое невероятное чудовище на свете, невозможно втиснуть в одно письмо все, что я пережил за три дня!» (Из письма Ф. Мендельсона родным, 25.04.1829) (цит. по: [6, с. 52]). Композитор не только исполнял, но и редактировал для британских издателей первые критические публикации ораторий Генделя и органной музыки И. С. Баха.

Мендельсон был хорошо знаком со своими английскими коллегами-органистами, в первую очередь, Томасом Эттвудом10 и Самуэлем Уэсли. Он охотно играл на английских инструментах, особенно любим был орган в Соборе Св. Павла (St. Pauls-Kathedrale), который Мендельсон в письме Т. Эттвуду 1832 года называл «brilliante Orgel», поскольку он, едва ли не единственный в Англии, имел прекрасную диспозицию и диапазон педальной клавиатуры, соответствующий немецким инструментам. Это давало возможность исполнять органные опусы Баха в их подлинном звучании, без редуцирования и необходимой дл других островных органов адаптации.

Именно Мендельсон впервые познакомил в аутентичном, то есть сольном, прочтении английскую музыкальную общественность с некоторыми произведениями И. С. Баха, которые до него не были исполняемы английскими органистами, особенно те, в которых технически-виртуозно была представлена педальная партия (например, фуги D-dur BWV532 и g-moll BWV542).

Джордж Гроув11 писал о концерте в Christ Church в сентябре 1837 года о Мендельсоне-исполнителе: «Он был величайшим (the greatest) из тех немецких органистов, которые посетили нашу страну» (цит. по: [7, р. 217]).

Влияние Ф. Мендельсона как одного из ярких пропагандистов И. С. Баха, как и многих его немецких и английских предшественников, во многом определило исполнительское, издательское, педагогическое направление в развитии органно-

го и клавирного бахианства в Соединенном Королевстве на все XIX столетие.

Примечания

1 Георг III (1738-1820) — король Великобритании и курфюрст Ганноверский происходил из Ганноверской династии, его жена — принцесса Шарлотта была немкой, представительницей Ме-кленбургского дома, до своего замужества не знала английского языка.

2 Surrey Chapel — методистская церковь в Лондоне, использовалась в том числе и как концертный зал, который вмещал около 3000 человек.

3 Cyclopaedia (Универсальный словарь искусств, наук и литературы) был важной британской энциклопедией XIX века, изданной под редакцией пресвитерианского священника и ученого Абрахама Риса (1743-1825).

4 Манускрипт не сохранился.

5 Рассел Уильям (Russel William, 1777-1813) — английский органист и композитор, сын органо-строителя Уильяма Рассела.

6 Исследователи предполагают, что такое название этой фуги, вероятно, впервые применил именно Б. Джейкобс.

7 Кротч Уильям (William Crotch, 1775-1847) — английский органист и композитор, получивший степень доктор музыки в Оксфорде, первый директор Королевской академии музыки в Лондоне.

8 Surry Institution — Институт Суррея был организацией, занимающейся научным, литературным и музыкальным образованием и исследованиями в области культуры и искусства. Базировался в Лондоне. Институт предлагал членам и посетителям лекции по различным дисциплинам.

9 Скорее всего, это был главный критик Times в то время Дж. Дэвисон.

10 Эттвуд Томас (Thomas Attwood, 1765-1838) — английский композитор, дирижер, органист лондонского собора Св. Павла, учился в том числе в Вене у В. А. Моцарта. Т. Эттвуду Ф.Мендельсон посвятил «Три прелюдии и фуги» ор. 37.

11 Гроув Джордж (Sir George Grove, 1810-1900J — авторитетный английский музыковед, создатель знаменитого многотомного музыкального словаря.

Список источников 1. Зенкин К. Бахианство композиторов-романтиков первой половины XIX века // Музыка в пространстве культуры: Избранные статьи. Ростов-на-Дону: Книга, 2013. С. 72-85.

2. Dürr A. On the Earliest Manuscripts and Prints of Bach's Well Tempered Clavier in England //A Bach Tribute: Essays in Honor of W. H. Scheide. Kassel: Bärenreiter; Chapell Hill: Hinshaw. 1994. P. 121-134.

3. The English Bach Awakening. Knowledge of J. S. Bach and his Music in England 1750-1830 / ed. ву Kassler M. London: Routledge, 2017. 478 p.

4. Williams P. J. S. Bach and English organ music // Music & Letters. 1963. Vol. 44. No. 2. P. 140-151.

5. The Piano in Nineteenth-Century British Culture: Instruments, Performers and Repertoire / Ed. ву Th. Ellsworth, S. Wollenberg, N. Temper-ley. London: Routledge, 2007. 296 р.

6. Ворбс Г. Х. Мендельсон-Бартольди. М.: Музыка, 1966. 319 с.

7. The New Grove's Dictionary of music and musicians / ed. by S. Sadie. London, 1980. Vol. 14. P. 217-219.

References

1. Zenkin, K. (2013), "Bachianism of romantic composers of the first half of the 19th century", Muzyka v prostranstve kul'tury: Izbrannyye stat'i [Music in the space of culture: Selected articles], Kniga, Rostov-on-Don, Russia, pp. 72-85.

2. Dürr, A. (1994), "On the Earliest Manuscripts and Prints of Bach's Well Tempered Clavier in England", A Bach Tribute: Essays in Honor of

W. H. Scheide, Bärenreiter, Hinshaw, Kassel, Chapell Hill, pp. 121-134.

3. Kassler, M. (ed.) (2017), The English Bach Awakening. Knowledge of J. S. Bach and his Music in England 1750-1830, Routledge, London, UK.

4. Williams, P. (1963), "J. S. Bach and English organ music", Music & Letters, vol. 44, no. 2, pp.140-151.

5. Ellsworth, Th. (ed.), Wollenberg, S. (ed.) and Temperley, N. (ed.) (2007), The Piano in Nineteenth-Century British Culture: Instruments, Performers and Repertoire Routledge, London, UK.

6. Vorbs, G.H. (1966), Mendel'son-Bartol'di [Men-delssohn-Bartholdy], Muzyka, Moscow, USSR.

7. Sadie, S. (1980), The New Grove's Dictionary of music and musicians Vol. 14, London, UK, pp.217-219.

Информация об авторе Т. Р. Бочкова — кандидат искусствоведения, профессор

Information about the author T. R. Bochkova — Candidate of Musical art, Professor

Статья поступила в редакцию 14.12.2021; одобрена после рецензирования 24.12.2021; принята к публикации 24.12.2021. The article was submitted 14.12.2021; approved after reviewing 24.12.2021; accepted for publication 24.12.2021.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.