УДК 78.09
ББК 85.31 г
Б 90
Будкеев С.М.
Доктор искусствоведения, доцент кафедры истории отечественного и зарубежного искусства факультета искусств Алтайского государственного университета, e-mail: [email protected]
Органная культура Древней Греции, Рима, Византии: историко-генетический аспект
(Рецензирована)
Аннотация:
Рассматриваются особенности развития органной культуры, сформировавшиеся в Древней Греции, Риме, Византии. Показано, что созданию органа предшествовало активное развитие науки, техники и видов искусств в классической Греции, эллинистических государствах, Римской империи. В связи с этим орган интерпретируется как полихудожественный феномен, обладающий специфическими средствами - инженерными, акустическими, теологическими. Отмечается, что в византийский период органная культура развивалась как светская. Установлено, что благодаря высокому инженерному мастерству того времени, конструировались экзотические органоподоб-ные инструменты и автоматические музыкальные машины.
Ключевые слова:
Органостроение, органная культура, искусство, конструкция, архитектура, музыка
Budkeev S.M.
Doctor of Art Criticism, Associate Professor of Department of History of National and Foreign Art, Faculty of Arts, Altay State University, e-mail: [email protected]
Organ culture of Ancient Greece, Rome and Byzantium: a historic-genetic aspect
Abstract:
The paper discusses the features of development of organ culture, formed in Ancient Greece, Rome, and Byzantium. Organ creation is shown to be preceded by active development of science, technology and arts in Classical Greece, Hellenistic States, and Rome Empire. In this connection the organ is interpreted as a multi-artistic phenomenon, possessing the specific means such as engineering, acoustic and theological. In Byzantium period the organ culture was developed as secular culture. Owing to high engineering excellence of those times, exotic organ-like instruments and automatic music machines have been designed.
Keywords:
Organ construction, organ culture, art, structure, architecture, music.
Для решения исследовательской ческих предпосылок и ведущих законо-проблемы необходимо выявление истори- мерностей функционирования органной
культуры. Генетический аспект позволяет отразить своеобразие, выявить объективные причины возникновения, становления и развития тех или иных особенностей органостроения. Историко-генетический метод применяется для последовательного раскрытия свойств, функций и изменений органа как синкретического инструмента в процессе его исторического развития. Для достижения объективных результатов исследования названный метод применяется в синтезе со структурно-функциональным, что позволяет выявить сущностно-содержательную природу взаимодействия органной культуры с общественными институтами различных эпох.
Первые упоминания о музыкальных инструментах сохранились в греческой мифологии: певцами и музыкантами были Орфей, его ученик Мусей, Лин, Амфион и др. К периоду греческой архаики относится музыкальная запись буквенного и некоторых других знаковых начертаний. Учёные отмечают гармоничное чувство формы, свойственное видам искусств того периода, словесной, танцевальной и музыкальной ритмики. В отдельных регионах формировались характерные различия: ионийская, эолийская лирика тяготела к развитию творческой индивидуальности, коллективное хоровое искусство дорической Спарты - к мужественным коллективным формам. В период классической Греции расцвета достигла архитектура, сочетавшая элементы ионического и дорического стилей.
В результате завоеваний Александра Македонского многие греческие поэты, художники, учёные переместились в восточные царства. В главном греческом городе Египта - Александрии - сосредоточились интеллектуальные и творческие силы. В Мусейоне работали Архимед, Евклид, Эратосфен, Аристарх Самосский, Филон, Плотин и др. Александрийская библиотека, основанная при Мусейоне, насчитывала до семисот тысяч томов. Наибольшего расцвета науки и искусства достигли в III-II вв. до
н.э. К этому периоду относится появление первого органа («гидравлос»), сконструированного, как считается, мастером Ктеси-бием из Александрии.
До нашего времени дошло лишь малое количество упоминаний об органе этого периода. Античные манускрипты, как правило, носили описательный (иногда поэтически оформленный) характер или служили руководством по изготовлению инструмента. Несмотря на широкое распространение гидравлоса, его идентификация с какой-либо устойчивой образной сферой была затруднена в связи с меняющейся исторической, военно-политической социокультурной ситуацией Древней Греции и Рима. Благодаря мобильности (инструмент можно было переносить, перевозить) гидравлос применялся в быту и даже во время военных действий. Сложный общественно-политический фон сдерживал формирование условий развития инструмента. В войне с Ганнибалом во время штурма Сиракуз проявил свой инженерный талант Архимед (по некоторым данным Ктеси-бий был его учеником).
В результате македонских войн Рим добился господства на Средиземноморье. Покорённые территории стали источником обогащения правившего республикой норбилитета и второго римского сословия (ростовщики, торговцы, военачальники, наместники в провинциях). Укрепилась должностная и финансовая аристократия. Городские эдилы организовывали игры, празднества, раздачу бесплатного хлеба для люмпенизированных слоёв населения (официальных праздников во II в. до н.э. было около ста в году). Триумфы, пышные погребения сенаторов, военачальников и других выдающихся деятелей сопровождались боями гладиаторов, диких зверей, рабов с разъярёнными быками и т.п. Гидравлосы, сопровождавшие яркие зрелища, приобрели особую популярность среди патрициев и плебеев. Во время ежегодных рим-
ских игр устраивались большие конные состязания и театральные представления в сопровождении музыкальных инструментов, в том числе гидравлосов.
После победы над соперниками Октавиан принял почётный титул «Август» и основал принципат (лат. principatus, от princeps - первый сенатор или сенатор, открывающий заседание). Близкие однокоренные слова principalis, princeps означают «первый, первоначальный, главный, важнейший, старшее должностное лицо в муниципальном городе» [1: 617-618]. В переводе с немецкого Prinzipal означает «шеф, глава, хозяин» [2: 210]. Впоследствии словом Principal стал обозначаться главный, основной регистр органа. «Разновысотные Принципалы составляют звуковой стержень (ядро, центр) органного регистрового ансамбля. Такие качества, как полнота и округлость органного тона, его мягкость и певучесть в сочетании с кристально-чистым серебристым звучанием, определяются, главным образом, высоким качеством группы Принципалов...» [3: 438^39].
В конце I в. до н.э. пасынками Августа Тиберием и Друзом были основаны провинции Паннония и Мезия. Гидравлосы были весьма популярны в этих краях, о чём свидетельствуют археологические исследования двадцатого столетия. При Августе были основаны первые пожарные команды, некоторые из них имели гидравлосы (нагнетание воздуха в трубы происходило с помощью водяной помпы Ктесибия, конструкция которой до сих пор используется при тушении пожаров). Ко времени правления Августа относятся важные достижения в архитектуре и инженерном мастерстве, отражённые в «Трактате об архитектуре» Витрувия, имеющем сведения о гидравлосе.
С усилением власти принципсов в I—II вв. н.э. укрепились материальные основы высших и средних слоёв общества. Римские купцы распространили товары и предметы роскоши из Балтики, Африки по
всем европейским провинциям. Гидравлосы украшались инкрустацией и стали популярными в домах высшей знати.
Для античной культуры III в. характерно противостояние укрепляющегося христианства и императорской власти. В период поздней империи принципат уступил место абсолютной монархии. В числе реформ императора Константина было признание равноправия христианства с другими религиями (эдикт 313 г.). При закладке на месте древнего Византия восточной столицы, названной Константинополем, приняли участие христианские иерархи. Со смертью императора Феодосия Римская империя разделилась на Западную и Восточную. Под ударами варваров Западная империя пала, её окончанием принято считать перенос знаков императорской власти в Константинополь (476 г.).
О том, что гидравлосы занимали важное место в общественной жизни Римской империи, свидетельствуют сохранившиеся упоминания авторов: Герои Александрийский (ок. I в.), Полидевк Юлий (Поллукс, II в.), Афиней (II в.), Тертуллиан (I в.), Аристокл (цитируемый Афинеем, II в. до н.э.), Витрувий (I в. до н.э.), Цицерон (I в. до н.э.), Светоний (I в.), Ориген (I в.) и др. В описаниях инструмент характеризуется как сложный, мобильный (передвижной, перевозимый) механизм, предназначенный для светских целей. Необходимость частых перемещений (в связи с этим - ремонтов и регулировок) и использование на открытых пространствах, обусловили минимум архитектурных деталей и отсутствие корпуса.
Пневматический орган появился (II - середина IV в.) в результате усовершенствования гидравлоса. Инструмент стал компактнее и получил большее распространение. Современниками (Поллукс - II в.; Юлиан - IV в.; Клавдиан - IV в. и др.) отмечались лишь небольшие внешние детали инструмента.
Восточная Римская империя в IV веке охватывала Балканский полуостров,
Малую Азию, Северную Месопотамию, часть Армении, Сирию, Палестину, Египет, Киренаику, Кипр, Родос, Крит и другие острова Восточного Средиземноморья. В многонациональной империи жили греки, даки, фракийцы, иллирийцы, армяне, грузины, эллинизированные малоазиатские племена, сирийцы, евреи, копты и др. В Египте - от завоевания Александром Македонским до арабского - несколько столетий господствовала греческая культура. Конструкция гидравлоса, рождённая в Александрии, и её технологические принципы не только не были утрачены, но получили дальнейшее развитие в Византии и на подконтрольных ей территориях.
Византия, благодаря выгодному географическому положению, знанию восточного менталитета, долгое время проводила искусную внутреннюю и внешнюю политику и не раз становилась крупнейшим государством Европы. «При императоре Юстиниане Византийская империя простиралась от Геркулесовых столбов (Гибралтара) до Евфрата; в первой четверти XI в. Византию обрамляли Средиземное и Чёрное моря, реки Дунай и Тигр, Кавказские горы и Аравийская пустыня... Повсеместно славились византийские «искусных дел мастера»: сукноделы, ткачи, ювелиры, стеклодувы, мастера шелководства, золотошвейного дела, равно как и деятели искусства и науки - строители-архитекторы, грамотеи-начётчики, едва ли не единственные в ту пору знатоки греческой премудрости» [4: 435,436]. В период правления императора Юстиниана I Константинополь преобразился, а собор Святой Софии более чем на десять столетий стал самым большим храмом в Европе. Юстиниан положил начало бюрократизации верховной власти и роскошным церемониям императорского двора. Органы звучали во время праздников, торжественных процессий, на ипподромах, пиршествах и в домах состоятельных граждан. Органисты своей игрой
возвещали выход императора из дворца и его появление перед придворными, послами, народом. Активное участие органов в общественной жизни Византии свидетельствует о достаточной мобильности этих инструментов. Став полностью пневматическими, они стали более лёгкими в обращении.
В сопровождении органов выступали хоры главных политических партий, ведущих свою историю от древнеримских цирковых фракций - «голубые» (венеты) и «зелёные» (прасины). Впоследствии, прекратив политическую деятельность, они стали выполнять церемониальную роль: «...появление на ипподроме императора в кафисме, т.е. императорской ложе, перед началом представления приветствовалось пением. Звучали органы, хоры голубых и зелёных исполняли специальные песнопения, толпы зрителей, стоя, подхватывали мелодию припева» [5: 18].
В Византийский период получила дальнейшее развитие светская органная культура. Популярность среди высшей знати способствовала совершенствованию конструкции органов и появлению экзотических органоподобных инструментов в виде рычащих львов, золотых деревьев с «поющими птичками» и др. Среди авторов, оставивших свидетельства об этих инструментах, - император Константин VII Багрянородный (Порфирородный) (X в.), М. Глика (XII в.), Георгий Монах (IX в.), Лиутпранд Кремонский (X в.) и др. Император Феофил (IX в.) строил органы. Арабский военнопленный Харун-ибн-Яхья (IX в.) описал орган-позитив в прямоугольном футляре, обитом крепкой кожей, с позолоченными трубами на фасаде. Не вызывают удивления упоминания об органах в арабских странах, поскольку эти территории входили в состав империи. Это были пневматические органы, гидравлосы и другие органоподобные инструменты, в том числе автоматические музыкальные машины [6: 47-50].
Примечания:
1. Дворецкий И.Х. Латинско-русский словарь: ок. 50000 слов. 3-е изд., испр. М.: Рус. яз., 1986. 840 с.
2. Большой немецко-русский словарь: в 2 т. Т. 2: L-Z. М.: Рус. яз., 1980. 656 с.
3. Музыкальный энциклопедический словарь / гл. ред. Г.В. Келдыш. М.: Сов. энциклопедия, 1990. 672 с.
4. Грубер Р.И. История музыкальной культуры. Т. 1, ч. 1. М.; Л.: Гос. муз. изд-во, 1941. 593 с.
5. Инал-Ипа (Хотелашвили) М.К. Орган (краткий исторический очерк). Пицундский орган. 3-е изд., испр. и доп. М.: COUP, 2007. 48 с.
6. Фисейский А.В. Орган в истории мировой музыкальной культуры (III в. до н.э. -1800 г.): исследование / РАМ им. Гнесиных. М., 2009. 544 с.
References:
1. Dvoretsky I.Kh. Latin-Russian dictionary: apprx. 50000 words. 3d ed., revised. M.: Rus. yaz., 1986. 840 pp.
2. Big German-Russian dictionary: in 2 v. V. 2: L-Z. M.: Rus. yaz., 1980. 656 pp.
3. Musical encyclopedic dictionary / ed.-in-chief G.V. Keldysh. M.: Sov. encyclopedia, 1990. 672 pp.
4. Gruber R.I. History of musical culture. V. 1, part 1. M.; L.: State mus. publishing house, 1941. 593 pp.
5. Inal-Yipa (Khotelashvili) M.K. The organ (a short historical sketch). The organ of Pitsunda. 3d ed., revised and enlarged. M.: COUP, 2007. 48 pp.
6. Fiseysky A.V. The organ in the history of world musical culture (the III century ВС -1800): researches / RAM of the Gnesins. M., 2009. 544 pp.