Научная статья на тему 'Организованный набор рабочих: методы и результаты решения кадровых проблем во второй половине 1940-х гг'

Организованный набор рабочих: методы и результаты решения кадровых проблем во второй половине 1940-х гг Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
280
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОРГАНИЗОВАННЫЙ НАБОР / 1940-Е ГГ. / СССР / ТРУДОВАЯ МОБИЛИЗАЦИЯ / КАДРОВАЯ ПРОБЛЕМА / ORGANISED RECRUITMENT / 1940S / USSR / LABOUR MOBILISATION / PERSONNEL PROBLEM

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Клинова Марина Александровна

Статья посвящена рассмотрению специфики функционирования системы организованного набора рабочей силы во второй половине 1940-х гг. Задача увеличения промышленного пролетариата решалась путем привлечения на предприятия сельского населения. Для привлечения крестьян в промышленность им предоставлялись льготы по налогам, единовременные денежные выплаты, материальное довольствие. Были обозначены недостатки системы организованного набора рабочих: высокий уровень текучести кадров, махинации вербовщиков, приписки и искажения данных на уровне предприятий и министерств. Несмотря на отмеченные недостатки, система организованного набора рабочих способствовала решению проблемы нехватки рабочих рук в советской индустрии в первые послевоенные годы. Изменение экономической ситуации в стране в 1950-е гг. привело к снижению потребностей экономики в неквалифицированной рабочей силе и, следовательно, к уменьшению количества рабочих, набираемых путем организованного набора.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Клинова Марина Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Оrganised hiring of labourers: methods and the results of the decision of personnel problems in the second half of the 1940s

The article considers the specifics of functioning of the system of organised recruitment of the labour force in the second half of the 1940s. The task of increasing the industrial proletariat was solved by bringing the rural population. To attract peasants to the industry, they were granted tax exemptions, one-time cash payments, material allowances. The drawbacks of the system of organised recruitment of workers included: a high level of staff turnover, fraud recruiters, recording and distortion of data, at the level of enterprises and ministries. Despite these shortcomings, the system of organised recruitment helped to address the shortage of workers in the Soviet industry in the early post-war years. Changes in the economic situation in the country in the 1950s led to a decrease in the demand for unskilled labour in the economy and, consequently, to a decrease in the number of workers recruited through organised recruitment.

Текст научной работы на тему «Организованный набор рабочих: методы и результаты решения кадровых проблем во второй половине 1940-х гг»

УДК 94(470)''19/...''

Клинова Марина Александровна

кандидат исторических наук Уральский государственный экономический университет, г. Екатеринбург

[email protected]

ОРГАНИЗОВАННЫЙ НАБОР РАБОЧИХ: МЕТОДЫ И РЕЗУЛЬТАТЫ РЕШЕНИЯ КАДРОВЫХ ПРОБЛЕМ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ 1940-Х ГГ.

Статья посвящена рассмотрению специфики функционирования системы организованного набора рабочей силы во второй половине 1940-х гг. Задача увеличения промышленного пролетариата решалась путем привлечения на предприятия сельского населения. Для привлечения крестьян в промышленность им предоставлялись льготы по налогам, единовременные денежные выплаты, материальное довольствие. Были обозначены недостатки системы организованного набора рабочих: высокий уровень текучести кадров, махинации вербовщиков, приписки и искажения данных на уровне предприятий и министерств. Несмотря на отмеченные недостатки, система организованного набора рабочих способствовала решению проблемы нехватки рабочих рук в советской индустрии в первые послевоенные годы. Изменение экономической ситуации в стране в 1950-е гг. привело к снижению потребностей экономики в неквалифицированной рабочей силе и, следовательно, к уменьшению количества рабочих, набираемых путем организованного набора.

Ключевые слова: организованный набор, 1940-е гг., СССР, трудовая мобилизация, кадровая проблема.

В послевоенный период основные векторы нормативного регулирования труда граждан определялись необходимостью решения важнейшей задачи, стоящей перед государством, - ликвидировать экономические последствия войны и восстановить разрушенное войной хозяйство. Данная задача была конкретизирована в плане четвертой пятилетки, который, как и предшествующие ему пятилетние циклы, был ориентирован на первостепенное развитие отраслей тяжелой индустрии.

Важным условием эффективного восстановления промышленного производства было решение кадровой проблемы. В военные годы значительно сокращается количество работающего населения трудоспособных возрастов. За период с 1940 по 1945 гг. численность рабочих и служащих по СССР сократилось с 33,9 до 28,5 млн человек. По РСФСР численность рабочих и служащих уменьшилась на 2,5 млн человек (с 22 173 000 до 19 627 000 человек) [8, с. 40]. Из них почти на 500 тыс. сократилось количество рабочих и служащих РСФСР, занятых в промышленности, на 200 тыс. - в строительстве и около 200 тыс. человек - на транспорте [7, с. 114].

Дефицит рабочей силы тормозил развитие промышленного производства, ставя под сомнение возможность реализации задач, обозначенных в пятилетнем плане. С целью более эффективного решения проблемы нехватки рабочих рук в промышленности правительство прибегло к административным мерам, восстановив действовавшую до войны разверсточную систему пополнения рабочей силы.

15 мая 1946 г. Постановлением Совета Министров СССР № 1040 «Об организационной структуре Министерства трудовых резервов» в рамках данного министерства было создано Главное управление организованного набора рабочих, на

которое были возложены задачи по проведению оргнабора в масштабах всей страны [2, д. 277, л. 360-362]. На местах были созданы городские, районные, областные, краевые и республиканские управления Министерства трудовых резервов.

Постановление Совета Министров СССР от 21 мая 1947 г. № 1631 «О порядке проведения организованного набора рабочих» регулировало практики оргнабора работников для угольной, нефтяной, лесной, цементной и асбестовой промышленности, чёрной и цветной металлургии, строительства электростанций, предприятий тяжёлой индустрии, топливных предприятий, военных и военно-морских предприятий и погрузо-разгру-зочных работ на речном и морском транспорте [2, д. 302, л. 66-68]. Данным постановлением была конкретизирована система учреждений, реализующих практики оргнабора на местах. В республиканских и областных (краевых) управлениях Министерства трудовых резервов создавались конторы по организованному набору рабочих. Конторы по оргнабору были созданы в 44 областях и краях СССР, из них в 21 области (крае, АССР), находящихся на территории РСФСР (большинство контор по оргнабору были расположены в западных регионах страны). Помимо этого в отдельных областях создавались управления Министерства трудовых резервов (всего по СССР их было 16, из них на территории РСФСР только одно - в Сахалинской области) [2, д. 302, л. 87]. Индивидуальный трудовой договор заключался с рабочими от имени контор Министерства трудовых ресурсов и предприятий того министерства, для которого проводился набор. Рабочие направлялись работать на стройки, предприятия промышленности и транспорта в индустриальные центры Нечерноземья, на новостройки Сибири и Дальнего Востока. Договоры по оргнабору заключались на срок не менее одного года, для работы на предприятиях

60

Вестник КГУ ^ № 3. 2018

© Клинова М.А., 2018

и стройках Дальнего Востока - на срок не менее двух лет, на сезонные работы - на период сезона. В тексте договора фиксировались определенные социальные гарантии (единовременное пособие, суточные, одежда, обувь, мануфактура и пр.). Вводимая система льгот дифференцировалась в зависимости от формы набора, отраслевой принадлежности предприятия, территории, статуса отправляемых (рабочий, иждивенец). Руководство предприятий (строительных организаций) было обязано к моменту прибытия набранных рабочих подготовить оборудованные общежития, предоставить транспорт для перевозки рабочих от станции назначения и организовать для них питание.

Согласно тексту Постановления организованный набор рабочих должен был проводиться «в соответствии с народнохозяйственными планами, утверждаемыми Советом Министров СССР и по отдельным решениям Совета Министров СССР» [2, д. 302, л. 67]. В утверждаемых Советом Министров планах указывалось количество работников для различных отраслей промышленности, а также регионы реализации оргнабора для крупных постоянно действующих предприятии и на сезонные работы на торфопредприятия, лесозаготовки, рыбную путину и пр. Отдельными постановлениями Совета Министров СССР могли вноситься коррективы в поквартальные планы ор-гнабора. Например, для строительства Северского металлургического комбината Министерству строительства предприятий тяжёлой индустрии было разрешено «завезти в июне - июле 1946 г. 1500 человек из сельского населения других областей в Свердловскую область ... в счёт его плана организованного набора рабочей силы на третий квартал 1946 г.» [2, д. 279, л. 202]. В тексте другого постановления указывалось: «Разрешить Министерству трудовых резервов (т. Пронину) в виде исключения выдавать Министерству строительства топливных предприятий в 1946 году наряды на организованный набор рабочих при наличии подготовленной на стройках и предприятиях жилой площади для приёма новых рабочих в размере 2,8-3,0 кв. м на одного человека» [2, д. 281, л. 214-226]. Посредством оргнабора решались кадровые проблемы определенных территорий РСФСР (Южно-Сахалинская область, Дальний Восток [2, д. 276, л. 1223; д. 279, л. 190-197], а также вербовались рабочие для отдельных государственных организаций. Например, согласно плану, весной 1946 г. было необходимо набрать 7500 человек из разных областей и республик СССР для предприятий и организаций Главсевморпути при Совете Министров СССР [2, д. 276, л. 264-267]. В целом количество работников, рекрутируемых на предприятия, по отдельным решениям правительства могло варьироваться от 2 до 18 % от изначально запланированных на год показателей) [6, д. 965, л. 49-51].

Через систему оргнабора планировалось привлечь в советскую промышленность в 1946 г. -2 235 152, в 1947 г. - 921 725, в 1948 г. - 689 092 человек [9, с. 53]. Распределение планируемого количества работников по отраслям промышленности соответствовало приоритетам экономического развития страны в восстановительный период. Наибольшее количество рабочих планировалось направить на предприятия, подконтрольные Министерству промышленного и военного строительства (1946 г. - 517 705, в 1947 г. - 226 475 человек), а также в угольную промышленность (1946 г. -300 780, 1947 г. - 195 900 человек). Для сравнения -план оргнабора для Министерства электростанций составлял в 1946 г. 67 780, а в 1947 г. - 28 595 человек [9, с. 53].

Через систему оргнабора на промышленные предприятия вербовали колхозников, горожан, а также демобилизованных солдат. Приоритетным было привлечение в промышленность именно сельского населения. На это указывает форма типового трудового договора (публикуемого в качестве приложения к Постановлению Совета Министров от 21 мая 1947 г.), где после ФИО работника следовало указать информацию о названии колхоза, сельсовета и пр. [2, д. 302, л. 67-79]. О приоритетности привлечения сельских жителей через систему оргнабора свидетельствуют и планы оргнабора. В 1946 г. план оргнабора по стране составлял 1,4 млн жителей сельской местности и около 830 тыс. человек горожан и демобилизованных солдат [1, д. 828, л. 1]. Если по стране пропорция планируемого количества сельских и городских жителей (в сумме с демобилизованными солдатами), вербуемых через систему оргнабора, составляла 62 % и 38 % соответственно, то по отдельным отраслям промышленности количество сельских жителей от общего объема оргнабора превышало 70 %. Например, план оргнабора для Министерства строительства топливных предприятий на третий квартал 1946 г. определялся 100 000 рабочих, из них 75 000 человек планировалось набрать в сельской местности [2, д. 281, л. 214-226]. Также колхозники привлекались на тяжелые и малооплачиваемые сезонные работы - лесозаготовки и торфодобычу. Всего по стране с 1951 по 1958 г. на сезонные работы было направлено более 1,5 млн колхозников [10, с. 118-120]. На наименее востребованные и опасные промышленные работы (в шахтах, рудниках и пр.) тоже направлялось сельское население. Для привлечения крестьян правительство прибегало и к налоговым льготам. 29 августа 1946 г. Совет Министров СССР принял Постановление № 1921, в котором указывалось требование: «Освободить от уплаты сельскохозяйственного налога крестьянские хозяйства, в которых глава семьи или другой трудоспособный член семьи заключил договор на срок не менее одного

Вестник КГУ ^ № 3. 2018

61

года на подземную работу в сланцевой промышленности» [2, д. 283, л. 70-71]. Налоговые льготы применялись в качестве стимула для привлечения колхозников в угольную промышленность, где кадровая проблема стояла достаточно остро.

На практике процесс проведения оргнабора имел существенные издержки и деформации, провоцируя, в частности, и криминальные поведенческие модели в советском социуме.

Политика государства, направленная на увеличение промышленного пролетариата, голод в деревне и высокие налоговые поборы с сельского населения создавали достаточно благоприятные условия для крестьянских побегов. Факты побегов колхозников описывает в своем письме, направленном в газету «Социалистическое земледелие», счетовод колхоза «Новая деревня» (Свердловской обл.): «Многие колхозники уходят из колхоза... без решения общего собрания и безо всяких справок. колхозники сбежали в Химлесхоз. Колхозница Е.Р. Ефременкова ведет такие разговоры: "Устро -иться в Химлесхоз очень просто, стоит только проработать один месяц без документов". <...> Принимать колхозников без справок и решения общего собрания и без увольнения их из колхоза неправильно. Они [руководители учреждений] тем самым дезорганизуют дисциплину в колхозах, из которых бегут колхозники» [3, д. 6607, л. 6]. По данным Н.С. Иванова, всего за период с 1945 по 1958 г. в РСФСР без разрешения правлений колхозов выбыло 1 млн 688 тыс. крестьян, из них 443 тыс. - из колхозов Нечерноземья [4, с. 423]. Самовольный уход колхозников ставил под угрозу выполнение колхозом планов поставок государству сельскохозяйственной продукции, вызывая естественное недовольство руководителей колхоза.

Значительно деформированной в сравнении с декларируемыми обещаниями была и практика материально-бытового обслуживания вербуемых рабочих. Многочисленные жалобы на отсутствие нормального снабжения рабочих, направляемых на предприятия других регионов, явились причиной принятия Советом Министров СССР Постановления № 2575 от 2 декабря 1946 г. «О порядке питания рабочих в пунктах сбора и в пути следования, перевозимых в организованном порядке», согласно которому устанавливались нормы снабжения рабочих в пунктах сбора и в пути следования: хлебом -по 500 г в день и крупой - 1200 г месяц. Снабжение должно было осуществляться за счёт фондов областей, краёв и республик, в которые направляются рабочие [2, д. 288, л. 155-157]. Хотя принятие этого постановления не изменило ситуацию кардинально, и нарушения в продовольственном снабжении завербованных рабочих фиксировались и в последующие годы. Для транспортировки людей в другие регионы, как правило, использовались товарные вагоны [5, с. 284-285]. По приезду работники

(в том числе их семьи и дети) вынуждены были жить скученно в землянках по 100 и более человек либо в холодных общежитиях, отсутствовало организованное питание [11, с. 36]. Происходящее было обусловлено как объективными сложностями обеспечения более высокого уровня жилищно-бы-тового обслуживания завербованных (недостаточным количеством жилых площадей, нехваткой средств у предприятий), так и реализацией криминальных схем, сопровождающих процесс оргна-бора в послевоенный период (трудовые мигранты являлись объектами разбоев и грабежей, мошенничества недобросовестных вербовщиков).

Для выполнения плана по наборам вербовщики нередко прибегали к хитростям. Завербованные работники, подписавшие трудовые договоры, не всегда получали работу по оговариваемой специальности и направлялись на низкооплачиваемые виды работ. В жалобе одного из рабочих (1948 г.), завербованного в Свердловске, приводятся следующие факты: «. согласился на предложение вербовщика с завода Строймашина... вынужден был согласиться на работу не по специальности, получив заверение, что, обжившись и познакомившись с городом, буду иметь свободный выбор перейти в другую организацию работать по специальности. <.> Вербовщик с завода заверил меня, что... мне будет предоставлена работа по моей специальности радиотехника не позже, чем через два месяца. Прошло одиннадцать месяцев, как я работаю разнорабочим и грузчиком. Обещание свое завод не выполнил. Работы по специальности для меня на заводе нет и не предвидится» [3, д. 5850, л. 173]. С другой стороны, вербовщики обманывали не только работников, но и предприятия. Стремясь выполнить план, они набирали на базарах и железнодорожных станциях людей, физически не способных к работе (больные, инвалиды и пр.).

Формально-бюрократическое отношение к практикам вербовки рабочих со стороны управляющих структур породило приписки и искажения цифр оргнабора, фиксируемые на различных уровнях. В приписках уличались вербовщики и руководители предприятий (по договоренности завышающие показатели вербовки в отчетах с целью получения оплаты, полагающейся за каждого человека, приступившего к работе) [1, д. 852, л. 2-6]. В увеличении планируемого количества работников, привлекаемых через систему оргна-бора, были заинтересованы министерства. Во второй половине 1940-х гг. на расходы по проведению оргнабора министерствам выделялись средства из государственного бюджета (государственное финансирование оргнабора было прекращено с 1 января 1952 г., после чего расходы по оргнабору были возложены на бюджеты министерств). Стремление к увеличению ассигнований породило практику приписок в министерствах. В 1946 г. в неопубли-

кованном постановлении Совета Министров СССР № 2699 за неоднократное завышение заявок на рабочую силу министру строительства военных и военно-морских предприятий С.З. Гинзбургу было сделано серьезное предупреждение и поставлено на вид [2, д. 289, л. 180-181].

Несмотря на то, что нарушения рабочими трудовой дисциплины и самовольный уход с предприятий наказывались по законам военного времени (не были отменены Указы Президиума Верховного Совета СССР от 26 июня 1940 г. и от 26 декабря 1941 г.), во второй половине 1940-х гг. фиксировался достаточно высокий уровень текучести рабочих. Преобладающее количество уволившихся и самовольно оставивших предприятие в течение первого года в большинстве своем составляли именно работники, завербованные через систему оргнабора (из числа сельского населения других областей).

Оценивая результативность трудовой мобилизации населения, осуществляемой в послевоенный период, можно отметить, что за период четвертой пятилетки через систему оргнабора ожидалось привлечь в промышленность 5,1 млн. рабочих. Фактически было привлечено 4,6 млн. рабочих [9, с. 53]. Планы оргнабора по стране ежегодно не выполнялись (за исключением 1949 г.). В 1946 г. план был выполнен на 96 %, в 1947 г. - на 63 %, в 1948 г. - на 87 %; в 1950 г. и 1951 г. - на 96 %, в 1952 г. - на 78 % [9, с. 53]. Низкая эффективность оргнабора обусловлена рядом причин. В 19471948 гг. результаты оргнабора были снижены вследствие голода. Также причины недобора работников крылись в тяжелых условиях труда, низком уровне удовлетворения бытовых нужд рабочих и низких доходах (завербованные из сельской местности работники в большинстве своем не имели специальности и могли претендовать только на низкооплачиваемую работу), высоком уровне текучести кадров, привлеченных путем трудовой мобилизации. Последовательное снижение показателей выполнения оргнабора в начале 1950-х гг. имело иные причины, нежели в 1947-1948 гг. и было связано со снижением потребности советской индустрии в привлечении данного контингента. С другой стороны, несмотря на издержки и недостатки оргна-бора, благодаря, в частности, и системе трудовой мобилизации населения в конце 1940-х - начале 1950-х гг. был преодолен дефицит трудовых ресурсов в большинстве отраслей советской промышленности [10, с. 102].

Таким образом, система оргнабора являлась одним из методов решения кадровых проблем, обращение к которому в рамках мобилизационной экономической модели позволило добиться целей, стоящих перед государством, - увеличения промышленного пролетариата, преодоления дефицита трудовых ресурсов в промышленности. Изменение экономической ситуации в стране в 1950-е гг. при-

вело к существенному снижению потребностей экономики в неквалифицированной рабочей силе. Это проявилось в значительном уменьшении планов оргнабора, фиксируемого в 1950-60-е гг.

Библиографический список

1. Государственный архив Российской Федерации (ГАРФ). - Ф. 9507: Министерство трудовых резервов СССР. - Оп. 2.

2. ГАРФ. - Ф. Р 5446: Совет Министров СССР. -Оп. 1.

3. Государственный архив Свердловской области (ГАСО). - Ф. Р-88: Исполнительный комитет Свердловского областного Совета депутатов трудящихся (Облисполком). - Оп. 1.

4. Иванов Н.С. Раскрестьянивание деревни (середина 40-х годов - 50-е годы) // Судьба российского крестьянства / под ред. Ю.Н. Афанасьева. - М.: РГГУ, 1996.

5. Пискунов С.А. Организация и осуществление перевозки сельскохозяйственных переселенцев: практика второй половины 1940-х - 1980-х гг. // Преподаватель ХХ1 век. - 2016. - № 2.

6. Российский государственный архив экономики (РГАЭ) - Ф. 4372: Государственный плановый комитет СССР (Госплан СССР) Совета Министров СССР. 1921 - 1955, 1957 - 1991. - Оп. 47.

7. РСФСР за 40 лет. Статистический сборник. -М.: Советская Россия. - 1957. - С. 114.

8. Труд в СССР: статистический сборник. - М.: Финансы и статистика, 1988.

9. Фильцер Д. Советские рабочие и поздний сталинизм. Рабочий класс и восстановление сталинской системы после окончания Второй мировой войны. - М.: РОССПЭН, 2011. - 359 с.

10. Хлусов М.И. Развитие советской индустрии. 1946-1958 гг. - М., 1977.

11. Чернышева Н.В. «Чтобы выжить, продавали свои вещи...» Повседневные потребности трудовых мигрантов в середине 1940-х - 1960-х годах (на материалах Кировской области) // История: факты и символы. - 2017. - № 2.

References

1. Gosudarstvennyj arhiv Rossijskoj Federacii (GARF). - F. 9507: Ministerstvo trudovyh rezervov SSSR. - Op. 2.

2. GARF. - F. R 5446: Sovet Ministrov SSSR. - Op. 1.

3. Gosudarstvennyj arhiv Sverdlovskoj oblasti (GASO). - F. R-88: Ispolnitel'nyj komitet Sverdlovskogo oblastnogo Soveta deputatov trudyashchihsya (Oblispolkom). - Op. 1.

4. Ivanov N.S. Raskrest'yanivanie derevni (seredina 40-h godov - 50-e gody) // Sud'ba rossijskogo krest'yanstva / pod red. YU.N. Afanas'eva. - M.: RGGU, 1996.

5. Piskunov S.A. Organizaciya i osushchestvlenie perevozki sel'skohozyajstvennyh pereselencev:

Вестник КГУ № 3. 2018

63

praktika vtoroj poloviny 1940-h - 1980-h gg. // Prepodavatel' HKHI vek. - 2016. - № 2.

6. Rossijskij gosudarstvennyj arhiv ehkonomiki (RGAEH) - F. 4372: Gosudarstvennyj planovyj komitet SSSR (Gosplan SSSR) Soveta Ministrov SSSR. 1921 - 1955, 1957 - 1991. - Op. 47.

7. RSFSR za 40 let. Statisticheskij sbornik. - M.: Sovetskaya Rossiya. - 1957. - S. 114.

8. Trud v SSSR: statisticheskij sbornik. - M.: Finansy i statistika, 1988.

9. Fil'cer D. Sovetskie rabochie i pozdnij stalinizm. Rabochij klass i vosstanovlenie stalinskoj sistemy posle okonchaniya Vtoroj mirovoj vojny. - M.: ROSSPEHN, 2011. - 359 s.

10. Hlusov M.I. Razvitie sovetskoj industrii. 19461958 gg. - M., 1977.

11. CHernysheva N.V. «CHtoby vyzhit', prodavali svoi veshchi...» Povsednevnye potrebnosti trudovyh migrantov v seredine 1940-h - 1960-h godah (na materialah Kirovskoj oblasti) // Istoriya: fakty i simvoly. - 2017. - № 2.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.