УДК 94(470)''19/...''
Клинова Марина Александровна
кандидат исторических наук Уральский государственный экономический университет, г. Екатеринбург
ОРГАНИЗОВАННЫЙ НАБОР РАБОЧИХ: МЕТОДЫ И РЕЗУЛЬТАТЫ РЕШЕНИЯ КАДРОВЫХ ПРОБЛЕМ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ 1940-Х ГГ.
Статья посвящена рассмотрению специфики функционирования системы организованного набора рабочей силы во второй половине 1940-х гг. Задача увеличения промышленного пролетариата решалась путем привлечения на предприятия сельского населения. Для привлечения крестьян в промышленность им предоставлялись льготы по налогам, единовременные денежные выплаты, материальное довольствие. Были обозначены недостатки системы организованного набора рабочих: высокий уровень текучести кадров, махинации вербовщиков, приписки и искажения данных на уровне предприятий и министерств. Несмотря на отмеченные недостатки, система организованного набора рабочих способствовала решению проблемы нехватки рабочих рук в советской индустрии в первые послевоенные годы. Изменение экономической ситуации в стране в 1950-е гг. привело к снижению потребностей экономики в неквалифицированной рабочей силе и, следовательно, к уменьшению количества рабочих, набираемых путем организованного набора.
Ключевые слова: организованный набор, 1940-е гг., СССР, трудовая мобилизация, кадровая проблема.
В послевоенный период основные векторы нормативного регулирования труда граждан определялись необходимостью решения важнейшей задачи, стоящей перед государством, - ликвидировать экономические последствия войны и восстановить разрушенное войной хозяйство. Данная задача была конкретизирована в плане четвертой пятилетки, который, как и предшествующие ему пятилетние циклы, был ориентирован на первостепенное развитие отраслей тяжелой индустрии.
Важным условием эффективного восстановления промышленного производства было решение кадровой проблемы. В военные годы значительно сокращается количество работающего населения трудоспособных возрастов. За период с 1940 по 1945 гг. численность рабочих и служащих по СССР сократилось с 33,9 до 28,5 млн человек. По РСФСР численность рабочих и служащих уменьшилась на 2,5 млн человек (с 22 173 000 до 19 627 000 человек) [8, с. 40]. Из них почти на 500 тыс. сократилось количество рабочих и служащих РСФСР, занятых в промышленности, на 200 тыс. - в строительстве и около 200 тыс. человек - на транспорте [7, с. 114].
Дефицит рабочей силы тормозил развитие промышленного производства, ставя под сомнение возможность реализации задач, обозначенных в пятилетнем плане. С целью более эффективного решения проблемы нехватки рабочих рук в промышленности правительство прибегло к административным мерам, восстановив действовавшую до войны разверсточную систему пополнения рабочей силы.
15 мая 1946 г. Постановлением Совета Министров СССР № 1040 «Об организационной структуре Министерства трудовых резервов» в рамках данного министерства было создано Главное управление организованного набора рабочих, на
которое были возложены задачи по проведению оргнабора в масштабах всей страны [2, д. 277, л. 360-362]. На местах были созданы городские, районные, областные, краевые и республиканские управления Министерства трудовых резервов.
Постановление Совета Министров СССР от 21 мая 1947 г. № 1631 «О порядке проведения организованного набора рабочих» регулировало практики оргнабора работников для угольной, нефтяной, лесной, цементной и асбестовой промышленности, чёрной и цветной металлургии, строительства электростанций, предприятий тяжёлой индустрии, топливных предприятий, военных и военно-морских предприятий и погрузо-разгру-зочных работ на речном и морском транспорте [2, д. 302, л. 66-68]. Данным постановлением была конкретизирована система учреждений, реализующих практики оргнабора на местах. В республиканских и областных (краевых) управлениях Министерства трудовых резервов создавались конторы по организованному набору рабочих. Конторы по оргнабору были созданы в 44 областях и краях СССР, из них в 21 области (крае, АССР), находящихся на территории РСФСР (большинство контор по оргнабору были расположены в западных регионах страны). Помимо этого в отдельных областях создавались управления Министерства трудовых резервов (всего по СССР их было 16, из них на территории РСФСР только одно - в Сахалинской области) [2, д. 302, л. 87]. Индивидуальный трудовой договор заключался с рабочими от имени контор Министерства трудовых ресурсов и предприятий того министерства, для которого проводился набор. Рабочие направлялись работать на стройки, предприятия промышленности и транспорта в индустриальные центры Нечерноземья, на новостройки Сибири и Дальнего Востока. Договоры по оргнабору заключались на срок не менее одного года, для работы на предприятиях
60
Вестник КГУ ^ № 3. 2018
© Клинова М.А., 2018
и стройках Дальнего Востока - на срок не менее двух лет, на сезонные работы - на период сезона. В тексте договора фиксировались определенные социальные гарантии (единовременное пособие, суточные, одежда, обувь, мануфактура и пр.). Вводимая система льгот дифференцировалась в зависимости от формы набора, отраслевой принадлежности предприятия, территории, статуса отправляемых (рабочий, иждивенец). Руководство предприятий (строительных организаций) было обязано к моменту прибытия набранных рабочих подготовить оборудованные общежития, предоставить транспорт для перевозки рабочих от станции назначения и организовать для них питание.
Согласно тексту Постановления организованный набор рабочих должен был проводиться «в соответствии с народнохозяйственными планами, утверждаемыми Советом Министров СССР и по отдельным решениям Совета Министров СССР» [2, д. 302, л. 67]. В утверждаемых Советом Министров планах указывалось количество работников для различных отраслей промышленности, а также регионы реализации оргнабора для крупных постоянно действующих предприятии и на сезонные работы на торфопредприятия, лесозаготовки, рыбную путину и пр. Отдельными постановлениями Совета Министров СССР могли вноситься коррективы в поквартальные планы ор-гнабора. Например, для строительства Северского металлургического комбината Министерству строительства предприятий тяжёлой индустрии было разрешено «завезти в июне - июле 1946 г. 1500 человек из сельского населения других областей в Свердловскую область ... в счёт его плана организованного набора рабочей силы на третий квартал 1946 г.» [2, д. 279, л. 202]. В тексте другого постановления указывалось: «Разрешить Министерству трудовых резервов (т. Пронину) в виде исключения выдавать Министерству строительства топливных предприятий в 1946 году наряды на организованный набор рабочих при наличии подготовленной на стройках и предприятиях жилой площади для приёма новых рабочих в размере 2,8-3,0 кв. м на одного человека» [2, д. 281, л. 214-226]. Посредством оргнабора решались кадровые проблемы определенных территорий РСФСР (Южно-Сахалинская область, Дальний Восток [2, д. 276, л. 1223; д. 279, л. 190-197], а также вербовались рабочие для отдельных государственных организаций. Например, согласно плану, весной 1946 г. было необходимо набрать 7500 человек из разных областей и республик СССР для предприятий и организаций Главсевморпути при Совете Министров СССР [2, д. 276, л. 264-267]. В целом количество работников, рекрутируемых на предприятия, по отдельным решениям правительства могло варьироваться от 2 до 18 % от изначально запланированных на год показателей) [6, д. 965, л. 49-51].
Через систему оргнабора планировалось привлечь в советскую промышленность в 1946 г. -2 235 152, в 1947 г. - 921 725, в 1948 г. - 689 092 человек [9, с. 53]. Распределение планируемого количества работников по отраслям промышленности соответствовало приоритетам экономического развития страны в восстановительный период. Наибольшее количество рабочих планировалось направить на предприятия, подконтрольные Министерству промышленного и военного строительства (1946 г. - 517 705, в 1947 г. - 226 475 человек), а также в угольную промышленность (1946 г. -300 780, 1947 г. - 195 900 человек). Для сравнения -план оргнабора для Министерства электростанций составлял в 1946 г. 67 780, а в 1947 г. - 28 595 человек [9, с. 53].
Через систему оргнабора на промышленные предприятия вербовали колхозников, горожан, а также демобилизованных солдат. Приоритетным было привлечение в промышленность именно сельского населения. На это указывает форма типового трудового договора (публикуемого в качестве приложения к Постановлению Совета Министров от 21 мая 1947 г.), где после ФИО работника следовало указать информацию о названии колхоза, сельсовета и пр. [2, д. 302, л. 67-79]. О приоритетности привлечения сельских жителей через систему оргнабора свидетельствуют и планы оргнабора. В 1946 г. план оргнабора по стране составлял 1,4 млн жителей сельской местности и около 830 тыс. человек горожан и демобилизованных солдат [1, д. 828, л. 1]. Если по стране пропорция планируемого количества сельских и городских жителей (в сумме с демобилизованными солдатами), вербуемых через систему оргнабора, составляла 62 % и 38 % соответственно, то по отдельным отраслям промышленности количество сельских жителей от общего объема оргнабора превышало 70 %. Например, план оргнабора для Министерства строительства топливных предприятий на третий квартал 1946 г. определялся 100 000 рабочих, из них 75 000 человек планировалось набрать в сельской местности [2, д. 281, л. 214-226]. Также колхозники привлекались на тяжелые и малооплачиваемые сезонные работы - лесозаготовки и торфодобычу. Всего по стране с 1951 по 1958 г. на сезонные работы было направлено более 1,5 млн колхозников [10, с. 118-120]. На наименее востребованные и опасные промышленные работы (в шахтах, рудниках и пр.) тоже направлялось сельское население. Для привлечения крестьян правительство прибегало и к налоговым льготам. 29 августа 1946 г. Совет Министров СССР принял Постановление № 1921, в котором указывалось требование: «Освободить от уплаты сельскохозяйственного налога крестьянские хозяйства, в которых глава семьи или другой трудоспособный член семьи заключил договор на срок не менее одного
Вестник КГУ ^ № 3. 2018
61
года на подземную работу в сланцевой промышленности» [2, д. 283, л. 70-71]. Налоговые льготы применялись в качестве стимула для привлечения колхозников в угольную промышленность, где кадровая проблема стояла достаточно остро.
На практике процесс проведения оргнабора имел существенные издержки и деформации, провоцируя, в частности, и криминальные поведенческие модели в советском социуме.
Политика государства, направленная на увеличение промышленного пролетариата, голод в деревне и высокие налоговые поборы с сельского населения создавали достаточно благоприятные условия для крестьянских побегов. Факты побегов колхозников описывает в своем письме, направленном в газету «Социалистическое земледелие», счетовод колхоза «Новая деревня» (Свердловской обл.): «Многие колхозники уходят из колхоза... без решения общего собрания и безо всяких справок. колхозники сбежали в Химлесхоз. Колхозница Е.Р. Ефременкова ведет такие разговоры: "Устро -иться в Химлесхоз очень просто, стоит только проработать один месяц без документов". <...> Принимать колхозников без справок и решения общего собрания и без увольнения их из колхоза неправильно. Они [руководители учреждений] тем самым дезорганизуют дисциплину в колхозах, из которых бегут колхозники» [3, д. 6607, л. 6]. По данным Н.С. Иванова, всего за период с 1945 по 1958 г. в РСФСР без разрешения правлений колхозов выбыло 1 млн 688 тыс. крестьян, из них 443 тыс. - из колхозов Нечерноземья [4, с. 423]. Самовольный уход колхозников ставил под угрозу выполнение колхозом планов поставок государству сельскохозяйственной продукции, вызывая естественное недовольство руководителей колхоза.
Значительно деформированной в сравнении с декларируемыми обещаниями была и практика материально-бытового обслуживания вербуемых рабочих. Многочисленные жалобы на отсутствие нормального снабжения рабочих, направляемых на предприятия других регионов, явились причиной принятия Советом Министров СССР Постановления № 2575 от 2 декабря 1946 г. «О порядке питания рабочих в пунктах сбора и в пути следования, перевозимых в организованном порядке», согласно которому устанавливались нормы снабжения рабочих в пунктах сбора и в пути следования: хлебом -по 500 г в день и крупой - 1200 г месяц. Снабжение должно было осуществляться за счёт фондов областей, краёв и республик, в которые направляются рабочие [2, д. 288, л. 155-157]. Хотя принятие этого постановления не изменило ситуацию кардинально, и нарушения в продовольственном снабжении завербованных рабочих фиксировались и в последующие годы. Для транспортировки людей в другие регионы, как правило, использовались товарные вагоны [5, с. 284-285]. По приезду работники
(в том числе их семьи и дети) вынуждены были жить скученно в землянках по 100 и более человек либо в холодных общежитиях, отсутствовало организованное питание [11, с. 36]. Происходящее было обусловлено как объективными сложностями обеспечения более высокого уровня жилищно-бы-тового обслуживания завербованных (недостаточным количеством жилых площадей, нехваткой средств у предприятий), так и реализацией криминальных схем, сопровождающих процесс оргна-бора в послевоенный период (трудовые мигранты являлись объектами разбоев и грабежей, мошенничества недобросовестных вербовщиков).
Для выполнения плана по наборам вербовщики нередко прибегали к хитростям. Завербованные работники, подписавшие трудовые договоры, не всегда получали работу по оговариваемой специальности и направлялись на низкооплачиваемые виды работ. В жалобе одного из рабочих (1948 г.), завербованного в Свердловске, приводятся следующие факты: «. согласился на предложение вербовщика с завода Строймашина... вынужден был согласиться на работу не по специальности, получив заверение, что, обжившись и познакомившись с городом, буду иметь свободный выбор перейти в другую организацию работать по специальности. <.> Вербовщик с завода заверил меня, что... мне будет предоставлена работа по моей специальности радиотехника не позже, чем через два месяца. Прошло одиннадцать месяцев, как я работаю разнорабочим и грузчиком. Обещание свое завод не выполнил. Работы по специальности для меня на заводе нет и не предвидится» [3, д. 5850, л. 173]. С другой стороны, вербовщики обманывали не только работников, но и предприятия. Стремясь выполнить план, они набирали на базарах и железнодорожных станциях людей, физически не способных к работе (больные, инвалиды и пр.).
Формально-бюрократическое отношение к практикам вербовки рабочих со стороны управляющих структур породило приписки и искажения цифр оргнабора, фиксируемые на различных уровнях. В приписках уличались вербовщики и руководители предприятий (по договоренности завышающие показатели вербовки в отчетах с целью получения оплаты, полагающейся за каждого человека, приступившего к работе) [1, д. 852, л. 2-6]. В увеличении планируемого количества работников, привлекаемых через систему оргна-бора, были заинтересованы министерства. Во второй половине 1940-х гг. на расходы по проведению оргнабора министерствам выделялись средства из государственного бюджета (государственное финансирование оргнабора было прекращено с 1 января 1952 г., после чего расходы по оргнабору были возложены на бюджеты министерств). Стремление к увеличению ассигнований породило практику приписок в министерствах. В 1946 г. в неопубли-
кованном постановлении Совета Министров СССР № 2699 за неоднократное завышение заявок на рабочую силу министру строительства военных и военно-морских предприятий С.З. Гинзбургу было сделано серьезное предупреждение и поставлено на вид [2, д. 289, л. 180-181].
Несмотря на то, что нарушения рабочими трудовой дисциплины и самовольный уход с предприятий наказывались по законам военного времени (не были отменены Указы Президиума Верховного Совета СССР от 26 июня 1940 г. и от 26 декабря 1941 г.), во второй половине 1940-х гг. фиксировался достаточно высокий уровень текучести рабочих. Преобладающее количество уволившихся и самовольно оставивших предприятие в течение первого года в большинстве своем составляли именно работники, завербованные через систему оргнабора (из числа сельского населения других областей).
Оценивая результативность трудовой мобилизации населения, осуществляемой в послевоенный период, можно отметить, что за период четвертой пятилетки через систему оргнабора ожидалось привлечь в промышленность 5,1 млн. рабочих. Фактически было привлечено 4,6 млн. рабочих [9, с. 53]. Планы оргнабора по стране ежегодно не выполнялись (за исключением 1949 г.). В 1946 г. план был выполнен на 96 %, в 1947 г. - на 63 %, в 1948 г. - на 87 %; в 1950 г. и 1951 г. - на 96 %, в 1952 г. - на 78 % [9, с. 53]. Низкая эффективность оргнабора обусловлена рядом причин. В 19471948 гг. результаты оргнабора были снижены вследствие голода. Также причины недобора работников крылись в тяжелых условиях труда, низком уровне удовлетворения бытовых нужд рабочих и низких доходах (завербованные из сельской местности работники в большинстве своем не имели специальности и могли претендовать только на низкооплачиваемую работу), высоком уровне текучести кадров, привлеченных путем трудовой мобилизации. Последовательное снижение показателей выполнения оргнабора в начале 1950-х гг. имело иные причины, нежели в 1947-1948 гг. и было связано со снижением потребности советской индустрии в привлечении данного контингента. С другой стороны, несмотря на издержки и недостатки оргна-бора, благодаря, в частности, и системе трудовой мобилизации населения в конце 1940-х - начале 1950-х гг. был преодолен дефицит трудовых ресурсов в большинстве отраслей советской промышленности [10, с. 102].
Таким образом, система оргнабора являлась одним из методов решения кадровых проблем, обращение к которому в рамках мобилизационной экономической модели позволило добиться целей, стоящих перед государством, - увеличения промышленного пролетариата, преодоления дефицита трудовых ресурсов в промышленности. Изменение экономической ситуации в стране в 1950-е гг. при-
вело к существенному снижению потребностей экономики в неквалифицированной рабочей силе. Это проявилось в значительном уменьшении планов оргнабора, фиксируемого в 1950-60-е гг.
Библиографический список
1. Государственный архив Российской Федерации (ГАРФ). - Ф. 9507: Министерство трудовых резервов СССР. - Оп. 2.
2. ГАРФ. - Ф. Р 5446: Совет Министров СССР. -Оп. 1.
3. Государственный архив Свердловской области (ГАСО). - Ф. Р-88: Исполнительный комитет Свердловского областного Совета депутатов трудящихся (Облисполком). - Оп. 1.
4. Иванов Н.С. Раскрестьянивание деревни (середина 40-х годов - 50-е годы) // Судьба российского крестьянства / под ред. Ю.Н. Афанасьева. - М.: РГГУ, 1996.
5. Пискунов С.А. Организация и осуществление перевозки сельскохозяйственных переселенцев: практика второй половины 1940-х - 1980-х гг. // Преподаватель ХХ1 век. - 2016. - № 2.
6. Российский государственный архив экономики (РГАЭ) - Ф. 4372: Государственный плановый комитет СССР (Госплан СССР) Совета Министров СССР. 1921 - 1955, 1957 - 1991. - Оп. 47.
7. РСФСР за 40 лет. Статистический сборник. -М.: Советская Россия. - 1957. - С. 114.
8. Труд в СССР: статистический сборник. - М.: Финансы и статистика, 1988.
9. Фильцер Д. Советские рабочие и поздний сталинизм. Рабочий класс и восстановление сталинской системы после окончания Второй мировой войны. - М.: РОССПЭН, 2011. - 359 с.
10. Хлусов М.И. Развитие советской индустрии. 1946-1958 гг. - М., 1977.
11. Чернышева Н.В. «Чтобы выжить, продавали свои вещи...» Повседневные потребности трудовых мигрантов в середине 1940-х - 1960-х годах (на материалах Кировской области) // История: факты и символы. - 2017. - № 2.
References
1. Gosudarstvennyj arhiv Rossijskoj Federacii (GARF). - F. 9507: Ministerstvo trudovyh rezervov SSSR. - Op. 2.
2. GARF. - F. R 5446: Sovet Ministrov SSSR. - Op. 1.
3. Gosudarstvennyj arhiv Sverdlovskoj oblasti (GASO). - F. R-88: Ispolnitel'nyj komitet Sverdlovskogo oblastnogo Soveta deputatov trudyashchihsya (Oblispolkom). - Op. 1.
4. Ivanov N.S. Raskrest'yanivanie derevni (seredina 40-h godov - 50-e gody) // Sud'ba rossijskogo krest'yanstva / pod red. YU.N. Afanas'eva. - M.: RGGU, 1996.
5. Piskunov S.A. Organizaciya i osushchestvlenie perevozki sel'skohozyajstvennyh pereselencev:
Вестник КГУ № 3. 2018
63
praktika vtoroj poloviny 1940-h - 1980-h gg. // Prepodavatel' HKHI vek. - 2016. - № 2.
6. Rossijskij gosudarstvennyj arhiv ehkonomiki (RGAEH) - F. 4372: Gosudarstvennyj planovyj komitet SSSR (Gosplan SSSR) Soveta Ministrov SSSR. 1921 - 1955, 1957 - 1991. - Op. 47.
7. RSFSR za 40 let. Statisticheskij sbornik. - M.: Sovetskaya Rossiya. - 1957. - S. 114.
8. Trud v SSSR: statisticheskij sbornik. - M.: Finansy i statistika, 1988.
9. Fil'cer D. Sovetskie rabochie i pozdnij stalinizm. Rabochij klass i vosstanovlenie stalinskoj sistemy posle okonchaniya Vtoroj mirovoj vojny. - M.: ROSSPEHN, 2011. - 359 s.
10. Hlusov M.I. Razvitie sovetskoj industrii. 19461958 gg. - M., 1977.
11. CHernysheva N.V. «CHtoby vyzhit', prodavali svoi veshchi...» Povsednevnye potrebnosti trudovyh migrantov v seredine 1940-h - 1960-h godah (na materialah Kirovskoj oblasti) // Istoriya: fakty i simvoly. - 2017. - № 2.