Научная статья на тему 'ОРГАНИЗАЦИЯ ЗРИТЕЛЬНОГО И СЦЕНИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА ДЛЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ АКТЁРА И ЗРИТЕЛЯ'

ОРГАНИЗАЦИЯ ЗРИТЕЛЬНОГО И СЦЕНИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА ДЛЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ АКТЁРА И ЗРИТЕЛЯ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
456
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРНОЕ ПРОСТРАНСТВО / ТЕАТРАЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / ПРОСТРАНСТВО ТЕАТРА / ОРГАНИЗАЦИЯ ЗРИТЕЛЬНОГО И СЦЕНИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА / ТЕАТРАЛЬНОЕ ЗДАНИЕ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Маловинская Евгения Алексеевна

Исследование посвящено театральному сооружению. Этот объект известен с древности и его культурная роль в обществе огромна. Многие архитекторы и режиссёры ставили перед собой задачу формирования сцены и зрительного зала таким образом, чтобы зритель был вовлечён в представление. Целью обзорного анализа является рассмотреть организацию зрительного и сценического пространства для взаимодействия актёра и зрителя. В ходе исследования были определены и рассмотрены такие понятия как «культурное пространство», «театральное пространство» и «пространство театра». Изучена их социальная составляющая, а также влияние отношений актёра и зрителя на формирование театрального сооружения. Выделены основные мысли и идеи, на основе которых определены особенности организации сцены и зрительного зала. Исследование основывается на изучении теоретических и практических данных архитекторов, культурологов, режиссёров и сценографов об организации зрительного и сценического пространства, а также отношений актёра и зрителя.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATION OF THE AUDITORIUM AND STAGE SPACE FOR THE INTERACTION OF THE ACTOR AND THE VIEWER

The research is devoted to the theater structure. This object has been known since ancient times and its cultural role in society is huge. Many architects and directors set themselves the task of shaping the stage and the auditorium in such a way that the audience was involved in the performance. The purpose of the review analysis is to consider the organization of the visual and stage space for the interaction of the actor and the viewer. In the course of the study, such concepts as “cultural space”, “theater space” and “space theater” were identified and considered. Their social component is studied, as well as the influence of the relationship between the actor and the viewer on the formation of the theater structure. The main thoughts and ideas on the basis of which the paradigm with the main aspects of the organization of the stage and the auditorium is defined are highlighted. The research is based on the study of theoretical and practical data of architects, cultural scientists, directors and scenographers about the organization of visual and stage space, as well as the relationship between the actor and the viewer.

Текст научной работы на тему «ОРГАНИЗАЦИЯ ЗРИТЕЛЬНОГО И СЦЕНИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА ДЛЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ АКТЁРА И ЗРИТЕЛЯ»

Е.А. Маловинская, магистрант Сибирский федеральный университет

E. Malovinskaya, MA student Siberian Federal University

Организация зрительного и сценического пространства для взаимодействия актёра и зрителя

Organization of the auditorium and stage space for the interaction of the actor and the viewer

Исследование посвящено театральному сооружению. Этот объект известен с древности и его культурная роль в обществе огромна. Многие архитекторы и режиссёры ставили перед собой задачу формирования сцены и зрительного зала таким образом, чтобы зритель был вовлечён в представление. Целью обзорного анализа является рассмотреть организацию зрительного и сценического пространства для взаимодействия актёра и зрителя. В ходе исследования были определены и рассмотрены такие понятия как «культурное пространство», «театральное пространство» и «пространство театра». Изучена их социальная составляющая, а также влияние отношений актёра и зрителя на формирование театрального сооружения. Выделены основные мысли и идеи, на основе которых определены особенности организации сцены и зрительного зала. Исследование основывается на изучении теоретических и практических данных архитекторов, культурологов, режиссёров и сценографов об организации зрительного и сценического пространства, а также отношений актёра и зрителя.

Ключевые слова: культурное пространство, театральное пространство, пространство театра, организация зрительного и сценического пространства, театральное здание

The research is devoted to the theater structure. This object has been known since ancient times and its cultural role in society is huge. Many architects and directors set themselves the task of shaping the stage and the auditorium in such a way that the audience was involved in the performance. The purpose of the review analysis is to consider the organization of the visual and stage space for the interaction of the actor and the viewer. In the course of the study, such concepts as "cultural space", "theater space" and "space theater" were identified and considered. Their social component is studied, as well as the influence of the relationship between the actor and the viewer on the formation of the theater structure. The main thoughts and ideas on the basis of which the paradigm with the main aspects of the organization of the stage and the auditorium is defined are highlighted. The research is based on the study of theoretical and practical data of architects, cultural scientists, directors and scenographers about the organization of visual and stage space, as well as the relationship between the actor and the viewer.

Keywords: cultural space, theater space, space theater, organization of the auditorium and stage space, theater building

Введение

Театральное здание — это значимое сооружение, принявшее на себя культурную, духовную, эстетическую и социальную роль. Этот объект является одним из самых старинных сооружений. Его культурная роль в обществе огромна. История театра началась там, где собиралось большое количество людей, когда сидя или стоя они наблюдали за ритуальными действиями. Уже в мезолитических посёлках археологи находят специально оборудованные ме-

W W п

ста — площадки для коллективных священнодействий. В античную эпоху, когда значение эстетической активности человека в социальной и индивидуальной жизни, в практической деятельности и в созерцании, в воспитании и образовании людей было очень значимым, значение театра было очень велико [1]. В это время театр начал своё формирование как культурное явление. Возникло непрерывное взаимодействие между актёром и зрителем. Данные отношения способствовали развитию театрального пространства, как культурной жизни общества и пространства театра, как сооружению, где устанавливаются эти связи. Целью обзорного анализа является рассмотреть организацию зрительного и сценического пространства для взаимодействия актёра и зрителя. Для достижения этой цели было поставлено несколько задач:

- изучить теоретический опыт и определить, что является «культурным пространством», «театральным пространством», «пространством театра»;

- рассмотреть социальную составляющую — влияние отношений актёра и зрителя на формирование театрального сооружения;

- выделить основные мысли и идеи формирования зрительного и сценического пространства и определить особенности организации сцены и зрительного зала.

Методы и материалы

В методологическую основу исследования вошли основные мысли и практический опыт архитекторов, культурологов, режиссёров и сценографов об организации зрительного и сценического пространства, а также отношений актёра и зрителя.

Для решения поставленных задач исследования был изучен теоретический опыт исследователей в области архитектуры, искусствоведения, культурологии. Современное представление функционально-планировочной и архитектурно-пространственной организации отражают труды А.В. Кожевникова, А.М. Анисимова, Е.В. Ермакова, а также практическая деятельность таких режиссёров, как Н. Охлопков, Н. Акимов, Э. Смильгисом, Ю. Завадская, Г. Товстоногов, которая заложила основу для современного устройства зрительного и сценического пространства. Изучением социокультурных особенностей театрального пространства занимались такие исследователи как К.И. Возгривце-ва и Е.В. Орлова. Авторы раскрыли такие понятия как «архитектурное пространство», «театральное пространство» и «пространство театра». Исследованием коммуникаций актёра и зрителя занимались А.Г. Асташкин, В.В. Защеп-

кина, Н. Ковалёва и В. Левченко. Их труды посвящены пониманию сценического языка, а также методу восприятия.

Результаты и обсуждение

Выявлено, что многие авторы определяют и связывают «культурное пространство», «театральное пространство» и «пространство театра». Т.В. Порт-нова в своём исследовании указала, что античный театр на открытом воздухе — это интерпретация сценического и зрительного пространства, которое образовалось в античную эпоху [2]. Данное явление автор А.А. Юдина назвала процессом интеграции сценического и зрительного пространства [3]. Понятия «театральное пространство» и «пространство театра» были одним целым, так как театральное сооружение было открытым, общедоступным, но с объединением сцены и мест для зрителей в единый объём эти два понятия разделились и приобрели разные смысловые значения. Одно, в большей степени, относится к культурному пространству, а другое непосредственно к театральному сооружению, в котором формируется определённая среда посредством взаимодействия актёра и зрителя. Об этом размышлял автор К.И. Возгривцева в своём исследовании. Автор определяет «театральное пространство» как подвижную структуру, в которой происходит процесс взаимодействия элементов культурного пространства [4]. Автор Е.В. Орлова утверждает: «С культурологической точки зрения, „театральное пространство" является целостной онтологической категорией, определяющей место существования театра в культурном пространстве...» [5, с. 40]. Разделяя два данных понятия, автор делает вывод, что «театральное пространство» имеет широкие границы и включает в себя все особенности театра, а также определяет место театра в культуре, а «пространство театра» характеризует как место, которое имеет локальный характер, статично и замкнуто [5]. Отсюда следует, что «театральное пространство» понимается как более широкое, открытое явление и определяется как часть «культурного пространства», которое можно разделить на две составляющие: профессиональная сфера и общество, где общество является потребителем. В профессиональной сфере формируются объединения, которые состоят из таких сфер как: актёр, режиссёр, дизайнер, поэт, музыкант, хореограф и т.д. В свою очередь их можно разделить на тех, кто генерирует идеи (режиссер, хореограф и т.д.) и тех, кто воплощает эти идеи и представляет их обществу (актер, танцовщик и т.д.). Из множества профессиональных объединений можно выделить те, которые непосредственно формируют «театральное пространство», такие как: режиссёр, сценограф, актёр, певец, хормейстер и другие. На основе этого можно сделать вывод, что в среде культурологов и искусствоведов «театральное пространство», как часть «культурного пространства», также состоит из общества и профессиональных объединений, только в более узком своём понимании. «Пространство театра» скорее определяется авторами как специализированное сооружение, где осуществляется взаимодействие актёра и зрителя.

Исследователь А.Г. Асташкин в своей работе «Режиссёр в пространстве современного театра» изучает отношения актёра и зрителя и выделяет специфические черты «театральной коммуникации». Автор утверждает, что театр является диалогом между сценой и залом, отношения которых сформировались ещё в древности и название им — театральная коммуникация. Театральное действо, по мнению автора, это процесс объединения различных элементов в единое целое. Например, на сцене одновременно могут танцевать и петь, при этом всё это будет сопровождаться музыкой, сценографическими и художественными решениями [7]. В.В. Защепкина в статье «Театр как особый тип коммуникации» рассуждает как осуществляется взаимодействие между зрителем и тем, что возникает на сцене. Автор утверждает, что режиссёр с помощью театрального языка передаёт сообщение зрителю посредством воздействия на визуальное и аудиальное восприятие [8]. Авторы Н. Ковалёва и В. Левченко посвятили своё исследование феномену иммерсивности как механизму по созданию новых форм театральной коммуникации. С развитием симультанного театра актёр может воздействовать на все виды восприятия человека. Характерный признак театра такого жанра — когда зритель становится вовлечённым в происходящие события на сцене, которые стимулируют его к творческому соавторству [9, с. 177]. Таким образом спектакль ещё больше оказывает влияние на человека. Отсюда можно выделить виды взаимо-

V ^ I/

действия актёра и зрителя в пространстве театра и характеристики действа. К видам взаимодействия актёра и зрителя относится:

- визуальное;

- тактильное;

- эмоциональное;

- обонятельное;

- слуховое.

К характеристикам действа можно отнести:

- Одномоментность — на сцене могут быть отражены разные временные периоды, живут люди и происходят события когда-то существовавшие или вовсе являются выдуманными.

- Многогранность — в очень короткий отрезок времени зрителям передаётся широкий смысловой и информационный ряд, расставляются нравственные акценты, приобретаются ценности.

- Интровертность — поднимаются социальные проблемы, вопросы, посылы, которые реализуются в сжатом виде. Кроме того, действо всегда остается в границах пространства театра.

- Динамичность — быстрая смена действа, событий, художественных противопоставлений, влияния активного и пассивного действия, воздействует на настроение зрителя, стимулирует интерес к происходящему на сцене.

- Масштабность — крупные исторические события, явления проецируются на сцену и преподносятся, как обыденное, используя аллегорию. В то же время частные случаи обобщаются до всеобщих явлений.

Всё вышеперечисленное характеризует и отражает взаимодействие актёра и зрителя и формирует «театральное пространство» как культуру.

«Пространство театра» имеет определённую структуру и делится на две важные составляющие: сцену и зрительный зал, которые в совокупности представляют основу театрального здания. Театральное сооружение объединяет тех, кто его создаёт (архитекторов), тех кто оказывает на него влияние (запросы режиссёров, сценографов), тех кто создаёт и представляет спектакль (актёр, сценарист, режиссёр, художник-декоратор и т. д.) и тех, кто воспринимает полученный результат (зритель). Автор Е.В. Орлова разделяет театральное здание на видимую и невидимую части. К невидимой части относится сцена и все помещения, которые способствуют созданию спектакля, а к видимой — зрительный зал — место, где воспринимают сценическое действо [5, с. 39], [6, с. 128]. Фишер-Лихте в книге «Эстетика перформативности» говорит о том, что театральное помещение определяет взаимоотношения актёра и зрителя: форма сцены, расположение зрителей по отношению к сцене, естественное или искусственное освещение, возможность периодически фокусировать внимание то на актёрах, то на зрителях — в зависимости от вариаций организации, отношения актёра и зрителя могут моделироваться по-разному [13]. В области архитектуры многие исследователи ставили перед собой задачу создать все условия для активного взаимодействия актёра и зрителя. В своей работе Е.В. Ермакова выделяет важные элементы организации сцены и зала. По мнению автора, пространство театра должно быть универсальным и с использованием мультимедийных технологий. Максимально удобная организация сцены и зала обеспечивает благоприятные условия восприятия спектакля [10]. А.В. Анисимов, изучая новые формы театральной архитектуры, охарактеризовал театральное помещение как изменяемое, подвижное, трансформируемое, удивляющее публику пространство [11]. Таким образом, можно выделить два аспекта — технологичность и многозальность. Архитектор А.М. Кожевников посвятил своё исследование изучению и анализу архитектуры современных трансформирующихся театров. Автор считает, что «пространство театра» должно быть мобильным и иметь иммерсионный характер — зритель становится не пассивным созерцателем, а активным участником театрального процесса [12].

В области профессиональной и творческой деятельности режиссура также стремилась к максимальному погружению в театральный процесс. Практическая деятельность советских режиссёров, таких как Н. Охлопков, Н. Акимов, Э. Смильгисом, Ю. Завадской, Г. Товстоногов, оказала большое влияние на формирование сцены и зрительного зала. Н. Охлопков считал, что необходимо использовать различные сценографические формы для различных картин одного спектакля. По его мнению, это необходимо для большого воздействия на зрителя и создания «тесных» отношений между зрителем и актёром [14, с. 180]. Его идеи были отражены в экспериментальном проекте театра им. В. Маяковского в Москве. Сцена и зрительный зал имели возможность трансформироваться и

адаптироваться под различные сценографические формы, погружая зрителя в представление. Н. Акимов считал, что спектакль должен содержать в себе насыщенное событиями представление наравне с кинематографом [14, с. 187]. Свои взгляды советский режиссёр отобразил в экспериментальном проекте Ленинградского театра комедии. По задумке, во время представления использовали два кольца вращающихся вокруг зала — это давало возможность реализовать быструю смену действий. Сценическое пространство, при такой организации, становилось динамичным и гибким. Э. Смильгисом считал, что для максимального погружения зрителя в спектакль основным местом действия должен стать просцениум [14, с. 187-189]. Ю. Завадской придерживался похожего мнения. Он считал, что просцениум должен быть механизированным и выдвинутым в зал, а выходы актёров максимально удобными [14, с. 192]. Идеи организации сцены и зала Э. Смильгиса, Ю. Завадского видны в экспериментальном проекте Латвийского Художественного театра им. Я. Райниса и в экспериментальном проекте театра им. Моссовета в Москве. Можно выделить такие аспекты как: интегративность и структурность зрительного и сценического пространства. Г. Товстоногов считал, что для лучшего восприятия зрителем спектакля сценическое окружение должно быть условно фрагментарным и естественным [14, с. 190-191]. режиссёр попытался отразить свои идеи в экспериментальном проекте Ленинградского Большого драматического театра им. Горького. Объединив сцену и зал в единое пространство, Товстоногов добивался полного погружения зрителя в представление, используя эффекты света и проекционные декорации. Таким образом, при проектировании зрительного и сценического пространства, важно учитывать запросы режиссёров, а также понимать каким образом зритель будет воспринимать происходящее на сцене. Будет ли он погружён в театральное действо или будет являться простым наблюдателем представления, — от этого зависит организация сцены, зрительного зала и самого спектакля.

Выводы

Изучив исследования в области искусствоведения, культурологии было определено, что «театральное пространство» — это вид «культурного пространства», а «пространство театра» определяется как статичное, локализированное театральное сооружение, где осуществляется коммуникация зрителя и актёра. Было выяснено, что для установления контакта между зрителем и актёром зри-тельско-сценическое пространство должно удовлетворять необходимым требованиям. Определить эти требования помог анализ трудов в области архитектуры, по вопросам функционально-планировочной и архитектурно-пространственной организации театральных сооружений, а также практическая деятельность советских режиссёров. Было выяснено, что комфортная среда современного зрительного и сценического пространства для взаимодействия актёра и зрителя должна быть: трансформативной, адаптивной, универсальной, мультимедийной, с условной фрагментарностью, естественной, интегративной, структурной, динамичной, гибкой, мобильной, иммерсивной, технологичной. Выделенные каче-

ства способствуют максимальному воздействию на восприятие зрителя, а также обеспечивают вовлеченность зрителя в представление. Таким образом, рационально спроектированное театральное здание с качественно организованной внутренней средой способствует созданию наиболее благоприятных условий, которые позволят взаимодействовать актёру и зрителю во время представления. Для создания такой среды необходим комплексный подход, учитывающий все аспекты организации зрительного и сценического пространства.

Список литературы

1. Савельев А.Е. Культура Древней Греции: учебное пособие. М.: Высшая школа, 2008. 461 с.

2. Портнова Т.В. Архитектура и театр античного мира: организация, структура и оформление // Олимп: наука и образование сегодня. 2016. № 6 (7). с. 95-97.

3. Юдина А.А. Архитектурные особенности формирования античных театров // Вестник науки и образования. 2019. Часть 3, № 8 (62). с. 34-36.

4. Возгривцева К.И. Театральное пространство: культурологический аспект // Известия Уральского государственного университета. 2005. N 35. с. 57-63.

5. Орлова Е.В. Феномен театрального пространства: культурфилософский анализ // Известия Саратовского университета. 2009. № 3. с. 36-41.

6. Орлова Е.В. Сущностные характеристики театрального пространства и пространства театра // Аналитика культурологии. 2010. № 3 (18). с. 126-137.

7. Асташкин А.Г. Режиссёр в пространстве современного театра // XLVII Огаревские чтения, Саранск: Изд-во Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарева. 2019. с. 185-190.

8. Защепкина В.В. Театр как особый тип коммуникации // Научный журнал КубГАУ. 2012. № 84 (10). с. 983-992.

9. Ковалёва Н., Левченко В. Иммерсивность как механизм создания новой художественной реальности // Докса. 2016. № 2 (26). с. 173-183.

10. Ермакова Е.В. Функционально-планировочные особенности сценического и зрительного пространства в театрах юного зрителя // Наука, образование и экспериментальное проектирование, труды МАРХИ, Москва: Изд-во Московский архитектурный институт. 2018. с. 424-426

11. Анисимов А.В. Новые формы театральной архитектуры // ACADEMIA. Архитектура и строительство. 2012. № 2. с. 50-60.

12. Кожевников А.М. Современный театр-трансформер: учебно-методическое пособие для студентов архитектурного направления: бакалавриат-магистр // Отдел оперативной полиграфии МАРХИ. 2018. 97 с.

13. Фишер-Лихте Э. Эстетика перформативности // Международное театральное агентство «Play&Play»; под ред. Д.В. Трубочкина, пер. с нем. Н. Кандинской. М.: Канон+, 2015. 376 с.

14. Общественные здания. Сборник научных сообщений №7; под ред. Градов Г.А., Жак С.М., Пожарский А.Е., Эстров З.И. М.: Стройиздат, 1973. 296 с.

References

1. Savel'ev A. Kul'tura Drevnej Grecii: uchebnoe posobie [Culture of Ancient Greece: a textbook]. Moscow, 2008. 461 p.

2. Portnova T. Arhitektura i teatr antichnogo mira: organizaciya, struktura i oformlenie [Architecture and theater of the ancient world: organization, structure and design] // Olymp: science and education today. 2016. № 6(7). pp. 95-97.

3. Yudina A. Arhitekturnye osobennosti formirovaniya antichnyh teatrov [Architectural features of the formation of ancient theaters] // Bulletin of Science and Education. 2019. Part 3, № 8(62). pp. 34-36.

4. Vozgrivceva K. Teatral'noe prostranstvo: kul'turologicheskij aspekt [Theater space: cultural aspect] // Proceedings of the Ural State University. 2005. № 35. pp. 57-63.

5. Orlova E. Fenomen teatral'nogo prostranstva: kul'turfilosofskij analiz [The phenomenon of theatrical space: a cultural and philosophical analysis] // Izvestiya Saratovskogo universiteta. 2009. № 3. p. 36-41.

6. Orlova E. Sushchnostnye harakteristiki teatral'nogo prostranstva i prostranstva teatra [Essential characteristics of the theater space and the theater space] // Analysis of cultural studies. 2010. № 3(18). pp. 126-137.

7. Astashkin A. Rezhisser v prostranstve sovremennogo teatra [Director in the space of the modern theater] / XLVII Ogarev Readings, Saransk: Publishing House of the National Research Mordovian State University named after Ogarev N., 2019. pp. 185-190.

8. Zashchepkina V. Teatr kak osobyj tip kommunikacii [Theater as a special type of communication] // Scientific Journal of KubGAU. 2012. № 84(10). pp. 983-992.

9. Kovaleva N., Levchenko V. Immersivnost' kak mekhanizm sozdaniya novoj hudozhestvennoj real'nosti [Immersivity as a mechanism for creating a new artistic Reality] // Doxa. 2016. № 2(26). pp. 173-183.

10. Ermakova E. Funkcional'no-planirovochnye osobennosti scenicheskogo i zritel'nogo prostranstva v teatrah yunogo zritelya [Functional and planning features of the stage and visual space in the theaters of the young spectator] / Science, education and experimental design, trudy MARKHI, Moscow: Publishing House of the Moscow Architectural Institute. 2018. pp. 424-426

11. Anisimov A. Novye formy teatral'noj arhitektury [New forms of theater architecture] // ACADEMIA. Architecture and construction. 2012. № 2. p. 50-60.

12. Kozhevnikov A. Sovremennyj teatr-transformer: uchebno-metodicheskoe posobie dlya studentov arhitekturnogo napravleniya: bakalavriat-magistr [Modern theater-transformer: an educational and methodological guide for students of the architectural direction: bachelor's-master's degree] // Department of Operational Printing of the MARHI. 2018. 97 p.

13. Fisher-Lihte E. Estetika performativnosti [The aesthetics of performativity] // International Theater Agency "Play&Play"; per. Kandinskaya N. Moscow, 2015. 376 p.

14. Obshchestvennye zdaniya. Sbornik nauchnyh soobshchenij №7 [Public buildings. Collection of scientific reports No. 7]; edited by Gradov G., Zhak S., Pozharsky A., Estrov Z. Moscow, 1973. 296 p.

Маловинская Евгения Алексеевна, магистрант кафедры архитектурного проектирования Института архитектуры и дизайна СФУ. E-mail: evgeniamalovinskay@gmail.com

Для цитирования | For citation:

Маловинская Е.А. Организация зрительного и сценического пространства для взаимодействия актёра и зрителя // Ноэма (Архитектура. Урбанистика. Искусство). 202 Т. № 2. С. 111-119.

Лицензия CC BY-NC 4.0 Материал поступил в редакцию 12.05.2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.