УДК. 94(47).081/083
С.В. Левин*
ОРГАНИЗАЦИЯ ЗЕМСКОГО СТАТИСТИЧЕСКОГО БЮРО В САМАРСКОЙ ГУБЕРНИИ
В статье рассматривается процесс создания статистического отдела при губернской земской управе. В Самарской губернии земская статистическая структура возникла одной из первых в Поволжье. Большую помощь в ее организации оказал один из корифеев земской статистики В.И. Орлов. Он составил программу статистических работ в губернии и принял участие в проведении переписи крестьянских хозяйств одной из волостей Самарского уезда.
Ключевые слова: губерния, земская управа, земское статистическое бюро, крестьянское хозяйство, статистика.
В 80-е годы XIX века в земских губерниях страны интенсивно шел процесс создания при губернских земских управах статистических учреждений. С 1874 по 1883 г., согласно подсчетам Департамента полиции, «таковых отделений было организовано девятнадцать, а именно в губерниях: Бессарабской, Вятской, Екатеринославской, Калужской, Курской, Московской, Новгородской, Орловской, Пермской, Полтавской, Рязанской, Самарской, Санкт-Петербургской, Саратовской, Тамбовской, Тверской, Уфимской, Херсонской и Черниговской» [1, ч. 2(3), л. 172 об.—173].
Появление земской статистической службы было продиктовано прежде всего хозяйственной деятельностью земств, необходимостью иметь полную и достоверную картину социально-экономического состояния крестьянского хозяйства, являвшегося основой производительных сил большинства российских губерний. Это представлялось крайне важным для выработки норм земского налогообложения, а также для оказания в случае неурожая продовольственной помощи наиболее пострадавшим крестьянским хозяйствам. В ряде губерний непосредственной причиной появления земских статистических отделов (бюро) при губернских земских управах стал неурожай 1879-1880 гг.
Решение об открытии при Самарской губернской земской управе статистического бюро было принято на XVII очередном губернском земском собрании, состоявшемся 15 декабря 1881 г. Выступая с докладом, председатель губернской земской управы П.С. Крылов указал на необходимость «немедленного устройства постоянного Самарского земского бюро» [2, с. 1]. Обосновывая необходимость создания земской статистической структуры в письме к самарскому губернатору А.Д. Свербееву, П.С. Крылов подчеркивал, что «Губернская Управа в своей деятельности встречает постоянно затруднения, происходящие от недостатка сведений по самым общим предметам местного хозяйства [3, л. 3].
По мысли земских гласных, статистическое бюро должно заниматься прежде всего «сбором и разработкой точных статистических сведений, могущих дать, по возможно-
* © Левин С.В., 2011
Левин Сергей Владимирович ([email protected]), кафедра истории Балашовского института Саратовского государственного университета, 412300, Российская Федерация, Саратовская область, г. Балашов, ул. Карла Маркса, 29.
сти, верную картину потребностей и сил Самарского населения» [3, с. 3]. В основу статистических исследований была положена программа московского земского статистического отдела.
После непродолжительного обсуждения Самарское губернское земское собрание приняло решение открыть в следующем, 1882 году статистическое отделение при губернской земской управе и ассигновать на статистические работы на этот год 5000 руб. Было также решено обратиться к известным земским статистикам В.И. Орлову и H.H. Романову с просьбой возглавить новую земскую структуру. В январе 1882 года Самарская губернская земская управа вступила с ними в переписку. H.H. Романов ответил категоричным отказом, посоветовав обратиться к В.И. Орлову.
В.И. Орлов также отклонил предложение стать во главе самарской земской статистики, мотивируя свой отказ тем, что уже занимает «таковое же место при Московском Земстве», но выразил готовность «помочь делу организации Самарского Статистического Бюро, если это окажется надобным» [3, л. 10]. После обсуждения предложения В.И. Орлова Самарская губернская земская управа пришла к решению принять его условия и «просить о скорейшем приезде». Однако В.И. Орлов, занятый в качестве распорядителя и эксперта организацией кустарного отдела для готовившейся к открытию 15 мая 1882 г. Всероссийской промышленно-художественной выставки в Москве, не мог приехать в Самару весной и предложил «отложить дело до осени».
Свои услуги по организации статистической структуры и проведению статистических работ в губернии предлагали и другие лица. Так, 10 апреля 1882 г. на имя председателя губернской земской управы пришло письмо из Тулы от В.М. Торчкова, предлагавшего «свои услуги по производству исследований», 6 мая в управу обратился житель Самары И.И. Завалищин, выразивший готовность возглавить статистическое бюро. Надо отдать должное гласным Самарской губернской земской управы: они твердо остановили свой выбор на В.И. Орлове и согласились с его просьбой «отложить дело до осени».
В.И. Орлов приехал в Самару, вероятнее всего, 7 сентября 1882 г. Именно этим числом датирована запись о его приезде, сделанная в журнале второго стола Самарской губернской земской управы: «Статистик Московского губернского земства Василий Иванович Орлов, с которым Губернская Управа, согласно постановления Губернского Земского Собрания 15 декабря 1881 г. входила в соглашение на счет устройства при управе статистического бюро прибыл ныне в Самару с двумя помощниками Иваном Макаровичем (правильно «Марковичем». — С.Л.) Красноперовым и Константином Эдуардовичем фон Паприц» [4, л. 30—30 об.]. «Ныне, — сообщал в этот же день губернатору председатель губернской земской управы П.С. Крылов, — г. Орлов прибыл в Самару и намерен приступить к статистическим работам в Самарском уезде с привезенными им двумя помощниками. О вышеизложенном Губернская Управа имеет честь уведомить Ваше Превосходительство и, вместе с тем, покорнейше просит сделать распоряжение об оказании г. Орлову с помощниками надлежащего содействия со стороны волостной и сельской полиции при собирании ими статистических сведений» [4, л. 32об.—33]. В этот же день самарский губернатор доносил в Департамент полиции: «Постановлением Самарского Губернского Земского Собрания от 15 декабря 1881 г. поручено Губернской Земской Управе об устройстве при оной статистического бюро, для чего Управа входила по сему предмету с статистиком при Московском Губернском Земстве кандидатом прав Московского Университета Василием Ивановичем Орловым, который изъявил согласие устроить статистическое бюро под своим наблюдением» [1, ч. 1(4), л. 42—42 об.].
Между тем во введении «Сводного сборника статистических сведений по Самарской губернии», написанного И.М. Красноперовым, датой приезда В.И. Орлова зна-
чится 6 сентября [4, с. II]. Эта же дата приведена в статье Р.П. Поддубной [5, с. 37], а Г.Н. Чудилин утверждает, что 6 сентября состоялось только заседание губернской земской управы, на котором было принято решение об учреждении статистического отдела [6, с. 73].
Думается, правильнее будет датой приезда В.И. Орлова в Самарскую губернию считать 7 сентября, поскольку в пользу этого свидетельствуют такие авторитетные источники, как журнал входящих и исходящих документов второго стола губернской земской управы, письма председателя губернской земской управы и губернатора. Что же касается даты, указанной во введении «Сводного сборника статистических сведений по Самарской губернии», то оно писалось по прошествии десяти лет после рассматриваемого события, и И.М. Красноперов вполне мог запамятовать точную дату приезда В.И. Орлова.
Первоначально предполагалось описать только одну волость Самарского уезда, поскольку это давало статистикам возможность «ознакомиться с местными условиями и апробировать программу статистических исследований на малом пространстве, а затем уже приступить к проведению исследований в нескольких уездах» [7, с. 170].
Обследование крестьянского хозяйства планировалось проводить по карточной системе методом подворной переписи. В графе «против каждого домохозяина» должны были фиксироваться следующие показатели: «число жилых строений и размер их, семейный состав, с показанием числа рабочих и нерабочих членов обоего пола, количество скота разных видов, количество надельной и купленной в собственность земли и способ ее обработки, количество земли арендуемой и арендные цены, число и размер необрабатываемых полос, число наемных рабочих, число грамотных и учащихся мужского и женского пола, пчеловодство, садоводство и огородничество, вне-земледельческие промыслы всех рабочих членов семьи...» [9, с. I]. Кроме этого, статистики должны были собирать данные о распределении земли по угодьям, о посевах, урожаях, лесоводстве, арендных и кредитных отношениях, кустарных и отхожих промыслах, местной торговле, пожарах, об уровне образования среди крестьянского населения обследуемого населенного пункта. Также планировалось использовать в работе документы волостных и уездных правлений. «Выборки, делаемые из разных документов, имеют важное значение в том отношении, что благодаря им получается возможность проверить сведения, собранные путем местных опросов и личных исследований, документальными данными, устраняющими всякое сомнение в верности фактов», — писал И.М. Красноперов, объясняя необходимость использования этих документов [9, с. II].
7 сентября приехавшие статистики были оформлены на работу в должности сотрудников земского статистического бюро, а 9 сентября В.И. Орлов, И.М. Красноперов и Э.К. фон Паприц отправились в Старобуянскую волость Самарского уезда проводить перепись крестьянских хозяйств. 15 сентября к ним присоединился находившийся «в должности писца» на земской службе «самарский мещанин» А.К. Костин, а еще через неделю — выпускник Самарской учительской семинарии А. Леплин-ский. 12 октября о пополнении «отряда статистиков» председатель губернской земской управы ставил в известность губернатора. Последний, в свою очередь, 30 октября сообщал об этом в Департамент полиции: «Для письменных занятий, в статистическое бюро при губернской управе и для разъездов вместе с приглашенными статистиками под руководством статистика Московского Губернского Земства г. Орлова приняты новые на службу самарский мещанин Александр Костин и окончивший курс в Самарской Учительской Семинарии Леплинский. По собранным, вследствие сего, сведениям оказалось, что Костин и Леплинский поведения хорошего, под судом не были и в политической неблагонадежности не замечались» [1, ч. 2(1), л. 5 об.].
Справедливости ради следует признать, что проверку «нравственных качеств, степени благонадежности и безвредности в политическом отношении» новыгх служащих земского статистического бюро самарские губернские власти провели весьма быстро. В некоторых губерниях такие проверки занимали больше месяца. Начало им бышо положено секретным циркуляром директора Департамента полиции В.К. Плеве от 31 июля 1882 г., разосланного губернаторам всех земских губерний. «Замечено в последнее время, — говорится в циркуляре, — что многие лица весьма сомнительной политической благонадежности, поступая на службу в земства, посвящают себя занятиям по статистической части, в большинстве случаев представляющих возможность разъездов по деревням и легкого общения с сельским населением. В виду этого, признав необходимыш обратить на это явление особое внимание, Департамент Государственной Полиции, предварительно, без каких-либо по сему поводу распоряжений, имеет честь просить не отказать в доставлении следующих сведений: 1) устроено ли и на каких началах в земских учреждениях вверенной Вам губернии управление или заведывание статистическою частью и 2) из каких лиц управление это состоит. При этом Департамент покорнейше просит Ваше Превосходительство не отказать в списке лиц, занимающихся в ведении земства собиранием и разработкою статистических данных, поместить и подробные сведения о прошедшем лиц, упомянутых в списке, буде таковые сведения имеются» [1, ч. 1(4), л. 8—8 об.].
«Политическая благонадежность» лиц, поступавших на земскую службу, ставилась во главу угла. Так, саратовский губернатор А.И. Косич одобрил кандидатуру вытуск-ника Тамбовской духовной семинарии Н.И. Горского, подавшего прошение о принятии его на земскую службу в статистический отдел, несмотря на следующую характеристику кандидата: «Бытший воспитанник Тамбовской духовной семинарии Николай Иванов Горский поведения не совершенно одобрительного, иногда любит вышивать, но в политическом отношении благонадежен» [9, л. 172]. Вероятнее всего, последнее обстоятельство стало для саратовских властей решающим доводом при выщаче разрешения Н.И. Горскому на участие в статистических работах. Самарский губернатор А.Д. Свербеев 17 сентября 1884 г. в письме с грифом «конфиденциально» сообщал председателю губернской земской управы, что не возражает против кандидатуры «сыша не классного художника Владимира Дмитриева Волохова», претендовавшего на место в статистическом отделе, несмотря на то, что «Волохов, как оказалось по собранным сведениям, ведет не трезвую жизнь и имеет буйныш характер» [3, л. 327].
Жесткие проверки сотрудников земских статистических учреждений на «политическую благонадежность» привели в ряде земств к нехватке специалистов-статистиков. Самарской земской статистике благополучно удалось избежать кадровыгх трудностей.
Таким образом, Самарская губерния стала, наряду с Саратовской, одной из первых губерний Поволжья, где быша организована действенная, эффективная земская статистическая служба. Самарские статистики внесли решающий вклад в изучение социально-экономического положения крестьянского хозяйства губернии пореформенного периода. Их труды получили высокие оценки статистиков, экономистов, агрономов, публицистов и использовались в практической деятельности как земства, так и губернской администрации.
Библиографический список
1. Государственный архив Российской Федерации. Ф. 102 (Департамент государственной полиции). 3-е делопроизводство. Оп. 78. 1882 г. Д. 625 (О неблагонадежности некоторых лиц, служащих в статистических бюро, образованных при некоторых земских управах).
2. Доклад Самарской губернской земской управы XVII очередному губернскому земскому собранию: О необходимости учреждения при Самарской губернской земской управе статистического бюро. Самара: Типография губернского земства, 1881. 12 с.
3. Центральный государственный архив Самарской области. Ф. 5 (Самарская губернская земская управа). Оп. 15. Д. 2 (Об открытии при губернской управе статистического бюро). 377 л.
4. Красноперов И.М. Введение // Сводный сборник статистических сведений по Самарской губернии; под ред. И.М. Красноперова. Самара: Земская типография, 1892. Т. 8. Вып. 1. С. I-XII.
5. Поддубная Р.П. Могущественное оружие познания // Самарский земский сборник: статьи / ред.-сост. П.С. Кабытов, А.Н. Завальный. Самара: Изд-во «Самарский университет», 1994. С. 37—46.
6. Чудилин Г.И. 125 лет Самарской земской статистики // Вопросы статистики. 2007. № 12. С. 73-75.
7. Самарское земство: Опыт практической деятельности 1865-1918 гг. / Кабытов П.С., Арнольдов Н.А., Кабытова Н.Н. [и др.]. Самара: Самарская Губернская дума, 2009. 368 с.
8. Сборник статистических сведений по Самарской губернии. Отдел хозяйственной статистики. Вып. 1: Самарский уезд / под ред. В.И. Орлова. М.: Издание Самарского губернского земства; типография наследников Гурьяновых, 1883. 205 с.
9. Государственный архив Саратовской области. Ф. 1 (Канцелярия Саратовского губернатора). Оп. 1. Д. 3644 (Переписка с Саратовской губернской земской управой, Саратовским губернским жандармским управлением и другими присутственными местами об учреждении при Саратовской губернской земской управе особого отделения для сбора статистических сведений по губернии). 349 л.
S.V. Levin*
THE ORGANIZATION OF ZEMSTVO ANALYSIS BUREAU OFFICE IN THE SAMARA PROVINCE
The article deals with the process of creation of analysis department at province zemstvo uprava. In the Samara province zemstvo analysis structure was among the first to appear in Povolzhye. One the coryphaeuses of zemstvo statistics, V.I. Orlov, rendered a great help in its organization. He made a program of statistical work in the province and participated in cencus operation of peasant households in one of the volosts of Samara uyezd.
Key words: province, zemstvo board, zemstvo analysis bureau office, peasant household, statistics.
* Levin Sergey Vladimirovich ([email protected]), the Dept. of History, Balashov Institute of Saratov State University, Balashov, 412300, Russian Federation.