ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАНЯТИЙ ФИТНЕСОМ СТУДЕНТОВ ГУМАНИТАРНОГО ВУЗА
ORGANIZATION OF FITNESS CLASSES FOR STUDENTS OF THE HUMANITIES UNIVERSITY
Матвеева Полина Витальевна
студент
Институт русского языка и словесности Волгоградский государственный социально-педагогическийуниверситет
г. Волгоград, Россия Matveeva Polina Vitalievna
student
Institute of russian language and literature Volgograd State socio-pedagogical university
Volgograd, Russia
Нагайцева Ирина Федоровна
кандидат педагогических наук, доцент кафедра физической культуры Волгоградский государственный социально-педагогического университет
г. Волгоград, Россия Nagaytseva Irina Fedorovna Ph. D., associate professor department of physical culture Volgograd State socio-pedagogical university
Volgograd, Russia
Аннотация. В нашей работе мы рассмотрели важность фитнеса в жизни совре-менного студента. С развитием технического прогресса важнейшей проблемой является снижение трудоспособности людей. Поэтому главной целью фитнес-тренировок является не только достижение спортивных результатов, но, прежде всего, приучение организма к физической активности. Широкое распространение фитнеса явилось отражением изменившихся потребностей современного информационного общества. Новые идеи направлены на достижение человеком духовной и физической гармонии, улучшение физического и психического здоровья, а также благополучия (человека). В настоящее время происходит развитие и совершенствование фитнес-техноло-гий в высших ученых заведениях, что позволяет эффективно осуществлять процесс оздоровления, физической подготовленности и овладения навыками здорового образа жизни студентов. Потому фитнес - реальность современного образования.
Abstract. In our work, we examined the importance of fitness in the life of a modern student. With the development of technological progress, the most important problem is the reduction of people's ability to work. Therefore, the main goal of fitness training is not only to achieve athletic results, but above all to accustom the body to physical activity. The widespread use of fitness was a reflection of the changing needs of the modern information society. New ideas are aimed at achieving spiritual and physical harmony, improving physical and mental health, as well as well-being (of a person). Currently, there is a development and improvement of fitness technologies in higher educational institutions, which makes it possible to effectively carry out the process of recovery, physical fitness and mastering the skills of a healthy lifestyle of students. Therefore,
fitness is the reality of modern education.
Ключевые слова: физическая культура; фитнес; обучение; здоровье; здоровый образ жизни; физическое развитие; физические упражнения.
Keywords: physical education; fitness; training; health; healthy lifestyle; physical development; physical exercises.
В наше время фитнес приобретает все большую популярность. Выражение «to be fit», которое используется в английском языке, означает «быть в форме». Анализируя различные источники, мы выяснили, что фитнес - это «стремление к качеству жизни, включающему социальные, психические, духовные и физические компоненты» [1]. Также Американский колледж спортивной медицины (ACSM) определил фитнес как состояние, характеризующееся способностью выполнять ежедневную работу с запасом энергии и развитием качеств и способностей, которые снижают риск преждевременного развития гипокинетических расстройств.
Фитнес - это оздоровительная система. Его составляющими являются не только хорошая физическая подготовка, но и развитие человека в интеллектуальной, эмоциональной, социальной и духовной сферах жизни. Он включает в себя занятия в фитнес-клубе, учебные занятия по прикладной физической культуре в вузе, правильное и сбалансированное питание, заботу о своем физическом и духовном состоянии и другое.
Цель фитнес-тренировок заключается в формировании привычки к физической активности, приобщении к здоровому образу жизни, улучшению общего состояния человека.
Мы рассмотрели теоретические аспекты фитнеса, выявили особенности организации фитнес-тренировок на занятиях по физической культуре и определили формы организации фитнес-тренировок студентов Волгоградского государственного социально-педагогического университета.
Физическая культура и фитнес - занятия, направленные на развитие физической культуры личности и способности, направленной на использование средств физической культуры и спорта для сохранения и укрепления здоровья, психофизической подготовки и самоподготовки к учебной деятельности и будущей профессиональной деятельности. Однако существует ряд особенностей, которые отличают фитнес-тре-нировки от общих тренировок на занятиях физической культурой:
1. Адаптированные программы для всех возрастов и состояний здоровья при любой физической активности, в зависимости от выбранного направления.
2. Грамотное выполнение программ фитнеса не приводит к ухудшению физического состояния, в отличие от профессионального спорта.
3. Занятия приводят к снижению лишнего веса или поддержания общего тонуса организма.
Данные программы обладают широким спектром действия на организм. В зависимости от потребностей, человек может самостоятельно комбинировать различные упражнения для достижения поставленного им результата.
Широкое распространение фитнеса - это следствие изменившихся потребностей современного общества в двигательной активности, его стремления к здоровью
и благополучию. В настоящее время фитнес активно внедряется не только в физкультурно-оздоровительную практику работы со студентами, но и в процесс профессиональной подготовки специалистов по физической культуре в различных вузах страны [2].
Большую часть учебного времени студенты проводят в аудиториях, что ухудшает их самочувствие. Мышцы лишаются жизненной нагрузки, ослабевают, постепенно атрофируются, теряется их эластичность и работоспособность. Высокая степень стрессовых ситуаций у студентов вузов обусловлена большим объемом учебной нагрузки. Общий уровень снижения работоспособности, иммунитета. Длительная и неправильно организованная работа за компьютером способна привести к риску развития различных заболеваний органов зрения, мышц, суставов, внутренних органов и систем организма. Все это приводит к тому, что функциональные возможности человека снижаются, а также возникают различного рода заболевания. На сегодняшний день этот показатель превышает норму в 35 %.
Формирование представления человека о своем теле - важная часть в процессе осознания важности в поддержании собственного здоровья. Данный процесс может быть запущен во время занятий фитнесом на уроках физической культуры. Стоит отметить, что новый Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) ставит четко сформулированные цели формирования общекультурных потребностей и деятельностных способностей, общеучебных умений и профессиональных компетенций, наиболее полно отвечающих современным тенденциям развития образования во всем мире.
В основе идеологии фитнеса лежит приоритет здоровья человека, а потому, каждый из видов фитнеса направлен на физическое развитие.
Виды фитнеса:
1. Аэробные направления.
Эти направления обеспечивают высокоинтенсивные кардионагрузки, усиливая работу сердечно-сосудистой системы, помогая избавиться от лишнего веса. Такие направления могут выполняться без специального оборудования, например, классическая аэробика. Остальные же используют дополнительное оборудование, такое как: степ платформы, полусферы, мячи.
2. Силовые направления.
В основе этих направлений лежит интервальная нагрузка, направленная на укрепленные всех мышечных групп, развитие выносливости. В программах могут чередоваться силовые упражнения с применением отягощений и кардиоупражнения.
3. Танцевальные направления.
Все танцевальные движения выполняются под соответствующую направлению музыку. Движения собираются в танцевальные связки, которые улучшают очертания тела, осанку, повышают гибкость и эластичность мышц. Развивают подвижность суставов и снижают вес.
4. Оздоровительный фитнес.
В этих направлениях суставы подвержены наименьшей нагрузке, статические и динамические упражнения способствуют повышению тонуса мышц без нагрузки на позвоночник и суставы конечностей. В основе также лежит правильное дыхание.
Направления улучшают гибкость тканей и подвижность.
5. Аквааэробика.
При выполнении физических упражнений в воде повышается тонус мышц, без воздействия нагрузки на позвоночник и суставы. Тренировки улучшают осанку, качество мышц и кожи, борются с лишним жиром и укрепляют сердечно-сосудистую систему.
6. Аэробика с использованием движений восточных единоборств.
В основу этих направлений взяты удары и техники боевых искусств. Направления по-прежнему остаются аэробикой с элементами силовых нагрузок, но выполняются в виде динамичных связок, включающих махи ногами, удары, повороты и т. п. Такие занятия снижают массу тела, укрепляют сердечную мышцу, повышают гибкость тела.
Главную роль в занятии спортом и фитнесом играет позиция человека и его отношение к собственному психологическому, физическому и социальному здоровью. Современные идеи направлены на достижение духовной и физической гармонии, улучшение физического и психического здоровья, а также благополучия. Наверняка вам известны слова Децима Юния Ювенала, римского писателя и оратора: «В здоровом теле - здоровый дух».
Студенты лишены какой-либо мотивации и понимания преимуществ фитнеса из-за плохого отношения к себе [3]. Данный факт доказывает необходимость внедрения более новых методов формирования культуры физического развития студентов. Фитнес - это не только физическая подготовка, основанная на здоровом образе жизни, но и информирование подрастающего поколения о ценности физической активности и физических упражнений.
Также стоит отметить то, что фитнес-культура является мощным инструментом социализации. На сегодняшний день с развитием коммуникационных технологий в сети Интернет значительно снизился уровень живого общения среди подрастающего поколения. На занятиях в фитнес-клубах молодые люди могут поддерживать межличностные отношения, делиться накопленным опытом и развивать навыки общения.
В рамках исследования мы провели эксперимент вместе с учащимися нашего университета, входе которого определили три основных норматива фитнес-трени-ровки, выполняемых в рамках программы физической подготовки гуманитарного вуза.
1. Пресс - данная группа направлена на укрепление прямых и косых мышц живота. Каждое из упражнений имеет свою специфику выполнения. Можно проводить как силовую, так и более многоповторную работу, направленную на усиленное кровенаполнение мышц пресса.
2. Складка стоя - данное упражнение направлено на укрепление мышц спины и пресса, а также развитие гибкости тела. Алгоритм выполнения зависит от поставленной цели. Важно также учитывать и уровень подготовки: в зависимости от нее человек выполняет доступные ему варианты упражнения.
3. Отжимания от пола - одно из наиболее эффективных и распространенных функциональных упражнений. Оно направлено на укрепление мышц пресса и сжи-
гание лишнего жира.
При сдаче данные норматива высчитываются с расчетом на пол, вес и спортивный опыт тренирующегося.
После внедрения нашего комплекса в занятия физической культурой для студентов мы вновь провели контрольное тестирование и выяснили, что данный комплекс оказывает положительное влияние на физическое развитие студентов. Упражнение укрепления мышц живота, складка стоя и отжимание способствовали сжиганию лишнего жира, а также улучшению общего состояния здоровья. Некоторые студенты отметили, что выполнение данного комплекса стало их ежедневной привычкой.
Однако данный эксперимент также показал, что организация фитнес-трениро-вок на занятиях физической культуры в вузах в настоящее время спланирована недостаточно. Количество фитнес-нормативов, сдаваемых студентами в рамках занятий физической культурой обусловлено следующими факторами:
1. Недостаточный уровень учебно-методического обеспечения занятий фитне-
сом.
2. Недостаточная разработанность теории и методики фитнеса, в том числе, отсутствие научно обоснованной и практически апробированной технологии проектирования занятий фитнесом.
3. Низкий уровень исходной подготовленности абитуриентов и студентов по физической культуре.
4. Недостаточная оснащенность высших учебных заведений для занятия фит-несом.
Однако в настоящее время происходит развитие и совершенствование фитнес-технологий в высших учебных заведениях, что позволяет эффективно осуществлять процесс оздоровления. Методом увеличения процента посещаемости занятий по физкультуре рекомендуется введение новых методик, программ фитнес-трениро-вок, увеличить возможности тренажерных залов, а так же увеличить возможности использования бассейна для занятий аквааэробикой.
Мы проанализировали различные программы занятия фитнесом на уроках физической культуры вузов и выбрали следующие виды упражнений, которые на наш взгляд способствовали бы грамотной организации занятий [4].
Продолжительность занятия составляет 50-55 минут, и включает в себя подготовительную, основную и заключительную части.
1. Подготовительная часть занятия (5-6 минут) направлена на подготовку организма к основной части занятия. Для содержания подготовительной части характерно многообразие различных видов базовых и танцевальных шагов, движений рук, упражнений на растягивание.
2. Основная часть занятия (35-40 минут) содержит аэробную партерную и силовую тренировку. Деятельность педагога при проведении аэробной части занятия должна быть направлена на получение эмоционального и тренировочного эффекта, улучшение физического состояния занимающихся и их здоровья в целом.
3. Заключительная часть (5-15 минут) направлены на мышцы, наиболее утомившиеся в процессе занятия. Упражнения могут выполняться в положении стоя,
сидя или лежа под медленную музыку.
В нашей работе мы рассмотрели возможности применения различных форм организации фитнес-тренировок на занятиях физической культурой обучающихся вузов. Целью занятия фитнесом является формирование физической культуры личности и способности направленного использования средств физической культуры для достижения духовной и физической гармонии, улучшение физического и психического здоровья человека.
Литература
1. Георгиева Н. Г. Влияние фитнес систем на формирование мотивации к занятиям физической культурой подростков специальной медицинской группы // Слобожанський науково-спортивний вiсник. 2013. № 5 (38). С. 59-63.
2. Сайкина Е. Г. Фитнес в системе физической культуры [Электронный ресурс] // Известия российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена 2008. №. 68. С. 182-190. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/fitnes-v-sisteme-fizicheskoy-kultury/viewer (дата обращения 28.04.2022).
3. Федорова Н. П., Ворошилова И. С., Карпусенко А. А. Фитнес как метод оздоровления студентов [Электронный ресурс] // Научный лидер. 2021. № 12 (14). С. 68-69. URL: https://scilead.ru/article/251-fitnes-kak-metod-ozdorovleniya-studentov (дата обращения 10.05.2022)
4. Южакова Н. В., Удалова Е. П. Использование фитнес-программ в практике физического воспитания студенток [Электронный ресурс] // Молодой ученый. 2016. № 3 (107). С. 1037-1040. URL: https://moluch.ru/archive/107/25514/ (дата обращения: 16.05.2022).
References
1. Georgieva N. G. Vliyanie fitnes sistem na formirovanie motivatsii k zanyatiyam fizicheskoy kul'turoy podrostkov spetsial'noy meditsinskoy gruppy [The influence of fitness systems on the formation of motivation to engage in physical culture of adolescents of a special medical group]. Slobozhans'kiy naukovo-sportivniy visnik - Slobozhansky naukovo-sportivny visnik, 2013, no. 5 (38), pp. 59-63.
2. Saykina E. G. Fitnes v sisteme fizicheskoy kul'tury [Fitness in the system of physical culture]. Izvestiya rossiyskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. A. I. Gertsena - Izvestia of the Russian State Pedagogical University named after A. I. Herzen, 2008, no. 68, pp. 182-190. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/fitnes-v-sisteme-fizicheskoy-kultury/viewer (accessed 28.04.2022).
3. Fedorova N. P., Voroshilova I. S., Karpusenko A. A. Fitnes kak metod ozdo-rovleniya studentov [Fitness as a method of students' health]. Nauchnyy lider - Scientific leader, 2021, no. 12 (14), pp. 68-69. Available at: https://scilead.ru/article/251-fitnes-kak-metod-ozdorovleniya-studentov (accessed 10.05.2022).
4. Yuzhakova N. V., Udalova E. P. Ispol'zovanie fitnes-programm v praktike fizicheskogo vospitaniya studentok [The use of fitness programs in practice physical education of female students]. Molodoy uchenyy - Young scientist, 2016, no. 3 (107), pp. 1037-1040. Available at: https://moluch.ru/archive/107/25514/ (accessed: 05.16.2022).