Научная статья на тему 'ОРГАНИЗАЦИЯ ЯЗЫКОВОГО МАТЕРИАЛА ПРИ ОБУЧЕНИИ ЛЕКСИКЕ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ'

ОРГАНИЗАЦИЯ ЯЗЫКОВОГО МАТЕРИАЛА ПРИ ОБУЧЕНИИ ЛЕКСИКЕ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
153
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
KANT
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ОБУЧЕНИЕ ЛЕКСИКЕ / ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК / ОРГАНИЗАЦИЯ ЯЗЫКОВОГО МАТЕРИАЛА / ЛЕКСИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ УПРАЖНЕНИЯ / ЛЕКСИЧЕСКИЕ ЕДИНИЦЫ / АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК / СПОСОБЫ АКТИВАЦИИ ЛЕКСИКИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Корухова Людмила Владимировна

Цель исследования - сформировать систему ориентирующих знаний об организации языкового материала при обучении лексике на занятиях по иностранному языку. В статье акцентировано внимание на возможных способах активации лексики в процессе обучения английскому языку. Научная новизна заключается во введении в научный оборот личных материалов, полученных при прохождении языкового курса "Teacher Methodology Course" в зарубежной школе Великобритании (Lewis School of English, Southampton, UK). В результате исследования предложен авторский комплекс лексико-ориентированных упражнений, нацеленных на активизацию лексики; представлены итоги апробации данной системы упражнений в рамках программы "Иностранный язык" в УлГТУ; доказана эффективность усвоения лексического материала от разнообразия лексических упражнений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Корухова Людмила Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ORGANIZATION OF LANGUAGE MATERIAL WHILE TEACHING VOCABULARY AT FOREIGN LANGUAGE LESSONS

The purpose of the study is to form a system of orienting knowledge about the organization of language material when teaching vocabulary in a foreign language class. The article focuses on possible ways of activating vocabulary in the process of teaching English. Scientific novelty lies in the introduction into scientific circulation of personal materials obtained during the passage of the language course "Teacher Methodology Course" at a foreign school in the UK (Lewis School of English, Southampton, UK). As a result of the study, an author's complex of lexical-oriented exercises aimed at activating vocabulary was proposed; the results of approbation of this system of exercises within the framework of the program "Foreign Language" at UlSTU are presented; the effectiveness of assimilation of lexical material from a variety of lexical exercises has been proved.

Текст научной работы на тему «ОРГАНИЗАЦИЯ ЯЗЫКОВОГО МАТЕРИАЛА ПРИ ОБУЧЕНИИ ЛЕКСИКЕ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ»

THE ORG ANSI A T/ON OF LANGUAGE MA TER/AL WHILE TEACHING VOCABULARY A T FOREIGN LANGUAGE LESSONS

> <

X

UJ

О

LU 3-

<

CI UJ

с

276

Korukhova Ludmlta Vladlmlrovna, PhD of Philological sciences, Associate Professor, Ulyanovsk State Technical University, Ulyanovsk

The purpose of the study is to form a system of orienting knowledge about the organization of language material when teaching vocabulary in a foreign language class. The article focuses on possible ways of activating vocabulary in the process of teaching English. Scientific novelty lies in the introduction into scientific circulation of personal materials obtained during the passage of the language course "Teacher Methodology Course" at a foreign school in the UK (lewis School of English, Southampton, UK). As a result of the study, an author's complex of lexical-oriented exercises aimed at activating vocabulary was proposed; the results of approbation of this system of exercises within the framework of the program 'foreign language" at UISTU are presented; the effectiveness of assimilation of lexical material from a variety of lexical exercises has been proved.

Keywords; teaching vocabulary; the foreign language; the organization of language material; vocabulary-based exercises; lexical units; the English Language; methods of activating the vocabulary.

DOI 10.24923/2222-243X.2022-43.49

УДК372,881,111 ВАК РФ 5.8,2/13.00.02

О Корухова Л.В., 2022

ОРГАНИЗАЦИЯ ЯЗЫКОВОГО MA ТЕРИАЛА ПРИ ОБУЧЕНИИ ЛЕКСИКЕ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

Цель исследования - сформировать систему ориентирующих знаний об организации языкового материала при обучении лексике на занятиях по иностранному языку. В статье акцентировано внимание на возможных способах активации лексики в процессе обучения английскому языку. Научная новизна заключается во введении в научный оборот личных материалов, полученных при прохождении языкового курса "Teacher Methodology Course" в зарубежной школе Великобритании (Lewis Schoo! of English, Southampton, UK). В результате исследования предложен авторский комплекс лексико-ориенти рованных упражнений, нацеленных на активизацию лексики; представлены итоги апробации данной системы упражнений в рамках программы "Иностранный язык" в УлГТУ; доказана эффективность усвоения лексического материала от разнообразия лексических упражнений.

Ключевые слова; обучение лексике; иностранный язык; организация языкового материала; лексико-ориентированные упражнения; лексические единицы; английский язык; способы активации лексики.

КОРУХОВА Людмила Владимировна, кандидат филологических наук, доцент, Ульяновский государс таенный технический университет, Ульяновск

Введение

Одной из магистральных тенденций современной лингвистической науки является исследование вопросов активизации лексики на занятиях иностранного языка как одной из дискуссионных и вместе с тем принципиально важных областей научного знания. На сегодняшний день актуальной задачей стало изучение форм, методов и приёмов обучения лексическим единицам, позволяющих учащимся результативно усвоить языковой материал. В этой связи актуальность данного исследования определяется необходимостью всестороннего анализа проблемы организации языкового материала на уроках иностранного языка; важностью разработки специального лексического комплекса упражнений для закрепления лексических единиц и возможностью применения данного комплекса на занятиях по английскому языку.

Цель исследования структурировала следующие задачи. 1) изучить корпус учебной и методической литературы, содержащей данные о возможных способах активации лексики, 2} разработать комплекс лексических упражнений (не менее 15 упражнений), 3} опробовать разработанную систему упражнений на занятиях по английскому языку в рамках программы "Иностранный язык" в УлГТУ, 4) проанализировать результаты, полученные в ходе апробации данного комплекса.

Для решения поставленных задач в статье применяются следующие методы исследования 1) метод систематизации и обобщения

информации, 2} метод анализа данных, 3) метод статистического подсчета, 4) описательный метод.

Теоретической базой исследования послужили публикации таких отечественных и зарубежных исследователей, какХ.Ш. Абдина-зарое [1], A.B. Дидрих ¡2], И.Н. Дмитрусенко [3|, Н.В. Баграмова [3], O.A. Минеева [5], М.С. Ля-шенко [5], М.И. Колдина [5], О.Л. Мохова [б], Н.6. Назарова [б], М.А. Соколовская [6], О.И. Ба-шерое [6], Ю.Ю. Онищенко [7], Н.Л. Пенкина [7], Д. Римонди [8], Т.В. Сапух [9], Н.С. Шарафутди-нова [10] и др. Практически все из перечисленных авторов внесли свой вклад в развитие проблематики, связанной с изучением лексических аспектов иностранного языка. Однако проблема изучения лексических единиц на занятиях иностранного языка освещена фрагментарно и требует детализации. Данная публикация ориентирована на устранение данного пробела.

Практическая значимость заключается в возможности применения лексического комплекса, предложенного автором исследования, на занятиях по иностранному языку.

Научная новизна заключается во введении в научный оборот личных материалов, полученных при прохождении языкового курса "Teacher Methodology Course" в зарубежной школе Великобритании (Lewis School of English, Southampton, UK}.

Основная часть

Концепция настоящей работы определяется стремлением в первом приближении сформировать у читателя представление о способах активации лексического материала при изучении иностранного языка. В этой связи считаем целесообразным рассмотреть комплекс упражнений, направленный на изучение и закрепление лексических единиц:

/. Snake

Каждый студент называет слово, начинающееся на последнюю букву предыдущего слова: bag-gun-nest-tab!e-elephant. Каждое слово можно использовать только один раз. Более сложный вариант - ограничить определенной тематикой или количеством букв в слове (слово из трех букв, слово из четырех букв и т.д.)

2. Jumbled letters

Студенту дается набор случайных букв. Из них студенту необхо-

димо составить слово или фразу на определённую тему. e.g. AAAEEHOGGMMNPSTTV. Games are motivating. 3. Peer-teaching

Преподаватель пишет новые слова на карточках. Он/она также может дать дефиниции этих слов или попросить учащихся посмотреть их значение в словаре. Каждый студент получает одну карточку с 1-2 словами {количество слов зависит от количества студентов или количества новых слов). Преподаватель подходит к каждому студенту и проверяет понимание и произношение слов на карточках. Преподаватель пишет подсказки на доске:

Do you know what the word commuter means?

Yes, it is ... (S. tries to give the Definition)_

No. Can you explain it? How do you spell it?

day

how often the past the future

CU CXJ О CXJ

-0 9

s:

CO CU

■Ol

Студенты ходят no классу и задают вопросы, объясняют значение новых слов. Они должны записать каждое слово, которое объясняется с помощью дефиниции и перевода.

4. Guessing the meaning from the context

Преподаватель рассказывает студентам историю, включая новые слова (e.g. expressions with "day": I'm very busy these days, but weekdays are aiways hectic. I have to stay at work all day. Fortunately, I have two days off a week. At the weekend we're going for a day out in the forest if the weather is fine). По мере рассказа преподаватель размещает карточки с активным словарем на доску,

5. Word search

Студенты читают текст и подчеркивают новые слова. Преподаватель дает определения этих слов (устно или на раздаточном материале) и просит студентов найти им соответствия).

6. Diagrams/Word spots

Преподаватель рисует диаграмму со значениями/использованиями и просит студентов заполнить ее со словами и выражениями, написанными на карточках. (Преподаватель может выбрать ввести часть вокабуляра заранее, используя такие методы, как context/peer-teaching/word search).

e.g. expressions with "day"

i

277

> <

X

LH

О

LU 3-

<

CI UJ

с

278

Студенты должны заполнить диаграмму выражениями: yesterday, daily, the day before, in two days' time.

7. Complete the phrases {вводит контекст для нового активного словаря, используется, когда студенты знают значение новых слов}.

Преподаватель пишет фразы на доске, раздает карточки с новыми словами и просит студентов заполнить пропуски во фразах (используя магниты}.

(e.g. your plane is delayed

the water is too polluted to swim in the hotel has views of a building site, etc.)

После этого задания можно выполнить vanishing game [См.: 4].

8. Associations {может использоваться для введения словаря перед разыгрыванием по ролям, чтением, прослушиванием)

П ре пода вател ь спрашивает студентов: "What are your associations with the Caribbean?" Студенты придумывают варианты. Затем преподаватель приводит свои ассоциации, включая в оборот новые слова.

52: Yes, you're right! / No, actually, i....

10. Paraphrase

Преподаватель дает предложения с подчеркнутыми фразами, которые студенты должны заменить/перефразировать, используя активную лексику, {e.g. I can't tolerate all the criticism = to put up with).

/1. Dominoes

Можно использовать для практики словосочетаний: глагол и существительное, прилагательное и существительное, глагол и предлог. Преподаватель раздает стопку карточек группе. В группе должно быть 3-4 человека. Они делят карточки равномерно и по очереди кладут карточки так, чтобы получилось верное словосочетание с предыдущей карточкой.

unhelpful. Your plane Is ... delayed. The weather is wet and ...

windy. The food is ... disgusting. The atmosphere is ...

CA RIB SAN

I

Sandy beashes

LetSuce

I

Hurricane

Ants

I

Luxurious boiels

12. Guess who ...

Преподаватель пишет числительные на листах бумаги и раздает их студентам, которые должны написать предложения о себе {преподаватель указывает тему или просит учащихся использовать активную лексику). Студенты не подписывают листы и держат их номер в секрете. Преподаватель собирает работы и перемешивает их. Затем преподаватель раздает их снова. Студенты должны отгадать автора предложений на карточке. Они ходят по классу и задают вопросы о предложениях, но они не показывают сами предложения и номер на карточке.

13. Tic-Tac-Toe/ Crosses-and-Naughts Преподаватель рисует табличку с активной лексикой на доске.

I

I

9, Finish the sentences about another student

Преподаватель раздает карточки с подсказками, содержащие активную лексику. Студенты должны заполнить предложения информацией о другом студенте. Преподаватель определяет партнеров. Студенты не могут вести беседу с партнером, они должны попытаться предсказать их ответы.

(e.g. You can't stand.......

You are crazy about....

Your father is desperate to......)

Когда студенты заканчивают составлять предложения, они работают в парах, зачитывая составленные предложения. Они должны отреагировать на предложения партнера: SI: / think you can't stand....

Например:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Get at Get by Get together

Get across Get down to Get round to

Get down Get on with Get Into trouble

От студентов требуется написать предложения с каждым словом или выражением. Учащиеся могут выполнять задание в парах. Один из студентов читает свое предложение и, если оно верное, ставит крестик в соответствующей графе таблицы. Второй студент читает слово с другим словом и ставит нуль в таблице. Тот студент, который первым поставит три крестика или три нулика в строчке, станет победителем, В игру можно играть и двумя командами.

14. Fishing bowl story

Студенты могут работать или классом, или в группах. Преподаватель пишет начало исто-

рии на доске. (Например: She woke up in a bad mood.) Учитель раздает набор карточек с активной лексикой. Студенты должны продолжить историю, опираясь на лексику на карточках, Каждый раз студент берет одну карточку и составляет предложение.

15. Races

Преподаватель пишет активную лексику (отдельные слова или фразы} на доске в ран-до мном порядке. Студентов делят на две команды. Они стоят перед доской в двух рядах. Учитель дает определения (для уровня Eiementary- перевод) слов, представленных на доске. Одна группа зачеркивает слово, другая - обводит, Группа, которая быстрее найдет слово на доске, получает право зачеркнуть/ обвести его. Если одна группа допускает ошибку, другая группа получает право отметить это слово. В конце игры преподаватель подсчитывает слова каждой команды. У кого больше -та команда и выигрывает.

16. Running dictation (помогает выучить правописание новых слов или сложной грамматической конструкции, улучшает визуальную память)

Преподаватель пишет текст с вкраплениями активной лексики или активных грамматических структур и размещает лист с текстом на доску. Затем он/она ставит две парты/два стола возле противоположной стены. Студенты делятся на команды. Каждая команда получает лист бумаги, на котором они должны ско-пировать текст с доски. Студенты не видят историю на доске, потому что она напечатана мелким шрифтом на листе. Только один студент из каждой группы может подойти к доске, чтобы запомнить часть текста и передать команде. Та команда, что заканчивает первой, получает 3 очка. После этого команды меняются своими работами и прове-

ряют историю, сверяя ее с текстом на доске. За каждую ошибку учитель снимает по одному баллу.

Практический аспект данного комплекса упражнений, направленных на активацию лексических элементов, был реализован в рамках программы "Иностранный язык" в Ул-ГТУ. Система упражнений прошла апробацию в группах первого и второго курсов технических специальностей. В таблице представлены результаты исследования.

Таблица - Реализация комплекса упражнений в рамках учебной программы "Иностранный язык"

Группа Упражнения Эффективность

МТМбд-11 Finish the sentence about another student, Paraphrase, Dominoes, Guess who, Races, Running dictation, Snake, Peer-teaching, Guessing the meaning from the context 95%

Э5д-21 Associations, Finish the sentence about another student, Paraphrase, Fishing bowl story, Jumbled letters, Peer-teaching, Guessing the meaning from the context 70%

РТбд-21 Associations, Finish the sentence about another student, Paraphrase, Dominoes, Guess who, Tic-Tac-Toe/Crosses- and- Naughts, Guessing the meaning from the context, Word search 75%

ТГВбд-21 Tic-Tac-Toe/Crosses- and- Naughts, Fishing bowl story, Races, Running dictation, Snake, Jumbled letters, Peer-teaching, Guessing the meaning from the context, Word search, Diagrams/ Word spots 100%

Н0д-11 Fishing bowl story, Races, Running dictation, Snake, Jumbled letters, Peer-teaching, Guessing the meaning from the context, Word search, Diagrams/ Word spots, Complete the phrases 99%

РбД-11 Associations, Fishing bowl story, Races, Running dictation, Snake, Jumbled letters, Peer-teaching, Guessing the meaning from the context 80%

Эбд-12 Associations, Finish the sentence about another student, Paraphrase, Dominoes, Peer-teaching, Guessing the meaning from the context, Word search, Diagrams/ Word spots 86%

ЭАбд-11 Associations, Finish the sentence about another student, Paraphrase, Dominoes, Guess whom, Tic-Tac-Toe/Crosses- and- Naughts, Fishing bowl story Races, Running dictation 90%

ФКбд-21 Associations, Tic-Tac-Toe/Crosses - and- Naughts, Fishing bowl story, Races, Running dictation, Jumbled letters, Peer-teaching 88%

ЭАбд-21 Associations, Finish the sentence about another student, Paraphrase, Dominoes, Guess who, Tic-Tac-Toe/Crosses- and- Naughts, Fishing bowl story 74%

Эбд-11 Finish the sentence about another student, Guess who, Tic-Tac-Toe/Crosses- and- Naughts, Fishing bowl story 65%

РТ0Д11 Finish the sentence about another student, Paraphrase, Dominoes, Guess who, Jumbled letters Peer-teaching, Guessing the meaning from the context, Word search, Diagrams/ Word spots 98%

Рбд-21 Associations, Finish the sentence about another student, Paraphrase, Dominoes, Guess who, Tic-Tac-Toe/Crosses- and- Naughts, Diagrams/Word spots, Complete the phrases 96%

ТЭбД-11 Associations, Finish the sentence about another student, Running dictation, Snake, Jumbled letters 79%

CU CXJ

о си

9

s: со

CU

■OI

S

279

Очевидно, что эффективность усвоения напрямую зависит от разнообразия лексических упражнений: чем больше вариативность, тем выше результат усвоения материала. Во многом это обусловлено интересом, вызван-

> <

Ж

UJ

О

LU

=r

<

CI UJ

с

280

нымсменой одного задания другим, что в свою очередь снижает утомляемость учащихся и способствует более быстрому изучению лексических единиц.

Заключение

Таким образом, по результатам исследования сформулированы следующие выводы.

1. В результате исследования предложен авторский комплекс лексико-ориентирован-ных упражнений, нацеленных на активизацию лексики;

2. Данная система упражнений прошла ус-пешнуюапробацию в рамках программы "Иностранный язык" в УлГТУ в 14 группах технических специальностей;

3. Анализ результатов апробации предложенного комплекса лексико-ориентировзн-ных упражнений показал, что эффективность усвоения лексического материала завит от разнообразия лексическихупражнений: чем больше вариативность, тем выше результат усвоения материала.

В заключение отметим, что из представленного краткого обзора лексико-ориент и posa иного комплекса упражнений, не претендующего на исчерпывающую полноту представляемого материала, можно сформировать представление о возможных способах активации лексики. Приведенные приемы не исчерпывают всего разнообразия лексических упражнений, которые позволяют ввести и активировать значительное количество лексических единиц, вскрыть эмоциональные и личностные резервы учащихся, сделать процесс обучения в условиях высшей школы не только продуктивным и максимально интересным, но иэмо-ционально позитивным.

Данная работа выполнена в парадигме исследования вопросов активизации лексики на занятиях иностранного языка и представляет определенный научный интерес для широкого круга специалистов, лингвистов и филологов и носит информационный и рекомендательный характер в плане организации лексического материала при изучении иностранного языка (на примере английского языка).

Литература:

1. Абдиназаров Х.Ш. Освоение технических слов по специальности на занятиях английского язы ка: с точки зрения студентов / Х.Ш, Абдиназаров, З.П. Аминова // Актуальные проблемы современной науки. - 2020. - № 2 (111). - С. 36-42.

2. Дидрих А.8. Особенности формирования и совершенствования лексических навыков у студентов на занятиях по иностранному языку (на примере темы "Wohnung" (квартира) // Мир науки, культуры, образования. - 2019.- № 2 (75). -С 210-212.

3. Дмйтрусенкй И.Н., Баграмова Н.8. Структура и специфика формирования рецептивных лексических навыков и умений в процессе чтения иноязычной профессиональной литературы // Вестник ЮУрГУ. Серия "Образование. Педагогические науки". - 2017. - Т. 9. - № 3. - С 69-77.

4. Корухова Л.В. Teaching vocabulary: practica! aspect// Современные технологии обучения иностранным языкам. Международная научно прак тическая конференция (Ульяновск, 18 февраля 2018 года): сб. науч. тр./отв. ред. Н.С Шарафутди-ноеа. - Ульяновск: УлГТУ, 2021, - С. 51-54.

5. Минеевз O.A., Ляшенко М.С, Колдина М.И. Особенности обучения лексической стороне иноязычной речи (на примере использования УМК English file 3rd Edition) // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. - 2019. -- № 4(38). - С. 85-92.

6. Мохова О.Л., Назарова Н.Б., Соколовская М.А., Башеров О.И. Обучение иноязычной лексике в неязыковом вузе // Современные проблемы науки и образования. - 2019. - № 2.; URL: https:// icience-education.ru/ru/atticle/vie w?i d =2878О (д эта обращения: 09.04.2022).

7. Онищенко Ю.Ю., Пенкина Н.Л. Формирование лексического аспекта иноязычной речи с помощью стихов и песен в средней общеобразовательной школе // Концепт. - 2019. - № А (апрель). -С 23-33.

8. Римонди Д. Работа над словом на уроках русского как иностранного а вузе. Особенности лексического подхода// Наука и школа. - 1018. - № 1. - С 95-99.

9. Сапух Т В. Современные средства формирования лексических навыков учащихся на уроках английского языка (на примере облака слов) // Азимут научных исследований: педагогика и психология. - 2018. - Т. 7. -- № 2 (24). - С. 212-216. Ю.Шарафутдинова Н.С. Прагмонимы в специальной лексике по авиации (в русском, немецком и английском языках) // Филологические науки. Вопросы теории и практики, - Тамбов: Грамота, 2016. - № 3 (57): в 2-х ч. - Ч. 2 - С 175-178.

FORMATION OF A MODERN DIGITAL EDUCATIONAL ENVIRONMENT: INTERDISCIPLINARY APPROACH TO RESEARCH * Krauze Aleksand/3 Anatollevna, PhD of Philosophical sciences. Associate Professor

* The article was piepared as paü of the implementation of state assignment No. 07-00080-21-02 dated August 18, 30? 1 (registry entry number No. 730000F.99.1) with the Ministry of Education of the Russian Federation on the topic "Research of the formation and scientific and methodological support of digital fo! mats of additional education, oiganization of project and research activities of students".

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.