УДК 336.027
ОРГАНИЗАЦИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ РЕАЛЬНОГО И БАНКОВСКОГО СЕКТОРОВ ЭКОНОМИКИ ТЕРРИТОРИЙ
В. В. ТРУБНИКОВА, кандидат экономических наук, доцент кафедры мировой и национальной экономики E-mail: [email protected]
А. В. САВЕНКОВА
соискатель кафедры мировой и национальной экономики E-mail: [email protected] Юго-Западный государственный университет
Современное состояние российской экономики характеризуется наличием диспропорции в развитии реального и банковского секторов экономики. С одной стороны, растет доля активов банков в ВВП, с другой стороны, в реальном секторе наблюдается дефицит инвестиционных ресурсов. В статье показана необходимость стимулирования участия банковского капитала в модернизации экономики как на региональном, так и на национальном уровне.
Ключевые слова: банковский, сектор, экономика регион, кредитный, организация, инвестиция, государственный, регулирование.
Долгое время вопросы функционирования реального и банковского секторов экономики изучались изолированно друг от друга. Ситуация кардинальным образом изменилась после финансового кризиса2007—2009 гг., который вызвал потрясение как в экономике в целом, так и в отдельных ее отраслях. На практике была продемонстрирована взаимообусловленность развития банковского и реального секторов экономики. Отставание одного из них сразу же приводит к возникновению проблем в другом. В связи с этим возрастает актуальность исследования условий эффективного взаимодействия биполярной системы «реальный
сектор — банковский сектор», обеспечивающей сбалансированный экономический рост.
Сложившаяся в российской экономике ситуация характеризуется наличием стратегической неустойчивости с точки зрения соотношения банковского и реального секторов экономики. С одной стороны, слабость национальной и региональных финансово-кредитных систем сдерживает развитие реального сектора экономики. С другой стороны, функционирование реального сектора экономики не демонстрирует уровня эффективности, достаточного для сокращения кредитных и иных рисков финансово-кредитной системы, повышения привлекательности целевого финансирования проектов развития.
Банковский сектор может быть представлен в виде сложной системы, основными элементами которой являются: банки как денежно-кредитные институты, банковская инфраструктура, законодательство, регулирующее банковскую деятельность, государственное регулирование банковской деятельности, нормативные положения Центрального банка Российской Федерации, инструктивные материалы, разработанные коммерческими банками для регулирования их деятельности.
По данным на 1 января 2011 г., в стране действовало 1 012 кредитных организаций, имеющих
право на осуществление банковских операций, в том числе 955 банков. Их зарегистрированный уставной капитал — 1 186,2 млрд руб., количество сотрудников — около 800тыс. чел. Активы банковского сектора составили 33,46 трлн руб., увеличившись за прошедший год на 13,7 %. Количество вкладчиков не уменьшилось за последний год и составляет 40 % взрослого населения страны [1].
Значимость развития банковского сектора как канала передачи импульса денежно-кредитного регулирования всей экономики была подчеркнута на совещании, которое в январе 2011г. провел В. В. Путин по стратегии развития российского банковского сектора на период до 2015г., в том числе о мерах привлечения банковского сектора к процессу модернизации экономики РФ [7].
По формальным признакам банковский сектор находится в лучшем положении, чем нефинансовый. В частности, отношение активов банков к ВВП увеличилось с 67 % в январе 2009 г. до 74% в январе 2010г., а кредитов — с 40 до 42% ВВП. Однако нужно понимать, что эти показатели были достигнуты за счет кризисной динамики. Инфляция резко сократилась с 13,3 до 8,8%, а экономический рост составил минус 7,9% [1]. В результате такого сжатия отечественной экономики показатели развития банковского сектора выросли. В действительности активы банковского сектора и кредитное предложение практически остались на прежнем уровне (см. рисунок).
На исходе 1990-хгг. накопление денежного капитала происходило прежде всего благодаря коммерческим банкам, которые в исторически кратчайшие сроки осуществили аккумуляцию свободных денежных средств предприятий реального сектора экономики и сбережений населения, скупая ваучеры, корпоративные и государственные ценные бумаги, валюту, недвижимость и пр.
Наряду с этим коммерческие банки причастны к оттоку денежного капитала за рубеж, уходу предприятий в тень, к «отмыванию грязных денег», что также чрезвычайно способствовало их быстрому обогащению. Огромную роль в накоплении денежного капитала сыграла и торгово-посред-ническая деятельность, оказавшаяся в высшей степени прибыльной в стране всеобщего хронического дефицита. Коммерческие банки способствовали ее развитию, активно кредитуя этот
наименее рискованный вид деятельности, не требующий долгосрочных кредитов.
Многие банкиры в тот период начинали свою предпринимательскую деятельность с торговли, что позволило сформировать капитал, необходимый для создания банков. Последние открывали еще большие перспективы для накопления денежного капитала, а тем самым и доступ к объектам реального сектора экономики.
Особенностью взаимодействия реального и банковского секторов экономики в переходный период, по мнению ряда отечественных экономистов, является направленность усилий институтов финансовой системы на накопление денежного капитала, что не способствовало развитию реального сектора [3]. Очевидно, что реструктуризация унаследованной макроэкономической структуры была неизбежна ввиду ее несоответствия критериям становящейся рыночной экономики. Этот процесс может быть осуществлен лишь промышленным капиталом, формирующимся на основе денежного капитала.
Финансовый кризис 1998 г. продемонстрировал исчерпание финансовой системой своего потенциала в качестве механизма формирования денежного капитала, что и явилось одной из причин ее краха, хотя были и другие, не менее важные, как, например, крупномасштабная и крайне усугубленная резким падением мировых цен на энергоресурсы несбалансированность государственных доходов и расходов в условиях высокого государственного долга и дефицита федерального бюджета.
Вместе с тем всякий кризис насильственным путем снимает накопленные в предшествующий период противоречия, чем и создаются предпосылки
дат
на тан
тан К06
кит
2Ю0 ЯШ
I—■ Активы к ВВП —»-Темп роста активов Темп роста активов банковской системы РФ и соотношение активы / ВВП, % [1]
для экономического возрождения. Примечательно, что начавшийся буквально на следующий год экономический рост в немалой мере оказался следствием превращения денежного капитала в промышленный, хотя имели значение и другие факторы: протекционистский эффект девальвации рубля, начавшийся рост мировых цен на энергоресурсы и пр.
Вместе с тем экономический рост сдерживался тем, что накопленный в стране денежный капитал превращался в промышленный далеко не в полной мере. Значительная его часть была вывезена за рубеж. Нелегальный вывоз капитала не преодолен и поныне, что обусловлено в значительной мере неопределенностью во взаимоотношениях государства и бизнеса.
В посткризисный период взаимодействие между реальным и финансовым секторами российской экономики стало складываться уже в традиционном для рыночной экономики виде. Вновь формирующаяся теперь уже по мере возрождения реального сектора финансовая система выполняет свою прямую функцию — обслуживает соответствующие потребности последнего в меру своих все еще весьма скромных возможностей, что соответствует этапу становления рыночной экономики.
По мнению президентаАссоциации российских банков Г. А. Тосуняна, рост капитала банковской системы в последние годы произошел преимущественно за счет субординированных кредитов, сумма которых составила более 1 трлн руб. [2].
Структура и отдельные показатели деятелг
Проблема низкой капитализации банковской системы не только не решена, но еще и обострилась, тем более что и до кризиса не было ответа на вопрос, где найти источники капитализации.
Возможно, в современных условиях не следует свертывать институт субординированных кредитов и рассматривать его как исключительно антикризисную меру и, наоборот, расширять для повышения уровня капитализации банков. Только использовать это средство следует на основе здоровой конкуренции и обеспечения доступа широкого круга банков [1].
Особенностью развития банковского сектора с 2005 по 2010 г. является уменьшение числа кредитных организаций почти на 20 % при росте величины уставного капитала в три раза (табл. 1) [5].
При этом темпы роста уставного капитала увеличиваются. Одновременно сокращается число филиалов банков. Отметим, что наибольшие темпы наблюдаются в Сбербанке России (36,2%). Растет доля иностранного капитала в банковском секторе. Так, число кредитных организаций с привлечением иностранного капитала возросло со 131 в 2005 г. до 226 в2010 г., что подтверждает рост привлекательности российской экономики для инвестиций.
Положительная динамика развития банковского сектора сопровождается снижением темпов роста валового внутреннего продукта РФ (табл. 2).
Аналогичная тенденция наблюдается в динамике валового регионального продукта по субъ-
Таблица 1
сти кредитных организаций на начало года
Показатель 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2010/2005, %
Число кредитных организаций, имеющих право на осуществление банковских операций, всего 1299 1253 1 189 1 136 1 108 1 058 81,4
В том числе имеющих право на привлечение вкладов населения 1 165 1 045 921 906 886 849 72,9
Число кредитных организаций с иностранным участием в уставном капитале 131 136 153 202 221 226 172,5
Число филиалов действующих кредитных организаций на территории Российской Федерации, всего 3 238 3 295 3 281 3 455 3 470 3 183 98,3
Из них — Сбербанка России 1 011 1 009 859 809 775 645 63,8
Зарегистрированный уставный капитал действующих кредитных организаций, млн руб. 380,5 444,4 566,5 731,7 881,4 1 244,4 327,0
Цепные темпы роста, % - 116,8 127,5 129,2 120,5 141,2 -
Депозиты, кредиты и прочие привлеченные кредитными организациями средства, млрдруб. 3 501,9 5 152,3 7 738,4 11 569 14 573,4 16 159,4 461,4
Цепные темпы роста, % - 147,1 150,2 149,5 126,0 110,9 -
Кредиты, депозиты и прочие размещенные средства, предоставленные организациям, физическим лицам и кредитным организациям, млрд руб. 4 373,1 6 212 9 218,2 13 923,8 19 362,5 19 179,6 438,6
Цепные темпы роста, % - 142,1 148,4 151,0 139,1 99,1 -
Источник: данные Банка России.
Таблица 2
Валовой внутренний продукт России в 2005—2009 гг.
Показатели 2005 2006 2007 2008 2009 2009/2005,%
ВВП России, млрд руб. 21 609,8 26 917,2 33 247,5 41 264,9 38 797,2 179,5
Цепные темпы роста, % - 124,6 123,5 124,1 94,0 -
ектам Российской Федерации и Центральному федеральному округу (ФО). В Курской области прослеживается в последние годы некоторое увеличение темпов роста ВРП (табл. 3).
Сохранение и поддержание позитивных тенденций возможны при организации эффективного взаимодействия банковского и реального секторов экономики. Концепция развития финансового рынка России до 2020 года — совместный проект рейтингового агентства «Эксперт РА» и Ассоциации региональных банков России, который осуществляется под эгидой Общественной палаты РФ, предлагает следующие стратегические цели развития банковского сектора:
— обеспечение трансформации внутренних сбережений в инвестиции с наименьшими трансакционными издержками;
— содействие эффективной аллокации ресурсов;
— создание механизмов для реализации базовых социальных функций государства;
— укрепление финансового суверенитета [4]. Полная мобилизация внутренних сбережений
позволит увеличить темпы прироста активов банковского сектора в 1,5 раза и отказаться от притока иностранного капитала. По оценкам агентства «Эксперт РА», не более 70 % ресурсов, поступивших в банковскую систему, трансформируется в инвестиции нефинансовых предприятий и конечное потребление домохозяйств. Часть ресурсов отвлекается на покрытие повышенных рисков банковского сектора и соблюдение нормативов надзорного органа. Высокий уровень трансакционных издержек обусловлен небольшой по мировым меркам мощностью российских банков, что увеличивает удельный вес управленческих и административных расходов в стоимости кредита.
Существующая финансовая инфраструктура
Показатели валового регионального
не обеспечивает межотраслевой аллокации, в результате чего всего лишь 9—10 % инвестиций поставляются банковским сектором. Следствием этого является сохранение существенной доли сырьевого сектора в экономике даже при высоком уровне налогообложения в добывающих отраслях. Банковский сектор экономики должен стать рычагом проведения государственной политики в области ускорения экономического роста и структурной перестройки экономики.
Содействие в реализации базовых государственных социальных функций может осуществляться путем:
— повышения доступности жилья для граждан через механизмы ипотеки, использование финансовых инструментов для стимулирования развития жилищного рынка в целом;
— создания возможностей для повышения качества жизни с использованием потребительского кредитования;
— создания возможностей для повышения гражданами своей профессиональной ценности через использование образовательных кредитов;
— повышения ответственности граждан за свое благосостояние через формирование личных накоплений.
Стабильный суверенный банковский сектор позволяет не только поддержать устойчивое развитие реального сектора, но и создает условия для экспансии российского бизнеса в другие страны.
Региональное развитие банковской системы происходит довольно неравномерно. Борьба за ресурсы и клиентов идет в небольшом числе узловых городов и областей. Вся остальная страна обходится минимальным набором простейших, в основном расчетных, банковских услуг. Если не учитывать оплату услуг ЖКХ, то окажется, что большинство россиян вообще не пользуются банковскими услу-
Таблица 3
продукта в 1998—2008гг., млрд руб.
Показатель 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008
ВРП по субъектам РФ 2 251,9 3 827,4 5 753,7 7 171,0 8 741,2 10 742,4 13 964,3 18 034,3 22 492,1 27 963,9 34 320,3
Цепные темпы роста - 170,0 150,3 124,6 121,9 122,9 130,0 129,1 124,7 124,3 122,7
ЦФО 634,4 1 190,9 1 841,5 2 243,5 2 878,7 3 577,1 4 617,1 6 278,3 7 965,1 10 208,9 12 927,4
Цепные темпы роста - 187,7 154,6 121,8 128,3 124,3 129,1 136,0 126,9 128,2 126,6
Курская область 15 507,9 22,0 30,1 36,3 45,3 56,3 76,5 86,6 104,0 128,8 167,9
Цепные темпы роста - 142,1 136,9 120,7 124,5 124,4 135,7 113,2 120,1 123,8 130,4
гами. По оценкам специалистов, банковские вклады имеют около 25 % россиян, кредитами пользуются немногим более трети населения [1]. Отчасти это следствие физической недоступности банковских услуг, отчасти — недостатка информации об услугах или общего недоверия к финансовой системе.
По состоянию на 1 января 2010 г. в стране действовало 3 183 филиала кредитных организаций, из них 645 филиалов Сбербанка России. Если в экономически развитых регионах и крупнейших городах банковские услуги доступны, то во многих менее успешных регионах количество филиалов и головных офисов банков ограничено.
Региональная банковская система представлена составляющими: самостоятельные банки региона и филиалы иногородних банков, преимущественно московских. Несмотря на проводившуюся в последние годы реструктуризацию филиальной сети, Сбербанк России по-прежнему сохраняет отделения в отдаленных регионах, в том числе и там, где по тем или иным причинам отсутствуют другие банки. Россельхозбанк и ВТБ24 также вносят свой вклад в повышение доступности банковских услуг, реализуя программы кредитования сельхозпредприятий и малого бизнеса. В целом на банки с государственным участием приходится около половины рынка розничных банковских услуг.
Уровень обеспеченности регионов банковскими услугами выравнивается, но разрыв между Москвой и остальными регионами остается значительным (табл. 4).
По оценкам специалистов агентства «Эксперт РА», в 2008 г. почти две трети (64%) банковских активов РФ (включая столичные и неклассифи-цируемые по регионам активы Сбербанка России)
Таблица 4
Уровень обеспеченности регионов банковскими услугами
Регион Сводный индекс обеспеченности банковскими услугами на начало года ВРП в 2008 г., млрд руб.
2007 2008 2009 2010
Центральный ФО без г. Москвы 0,81 0,79 0,75 0,77 4 486,2
г. Москва 2,11 1,92 1,90 1,82 8 441,2
СевероЗападный ФО 0,99 1,02 1,01 1,05 3 400,3
Южный ФО 0,73 0,74 0,68 0,70 2 744,8
Приволжский ФО 0,75 0,77 0,76 0,78 5 349,1
Уральский ФО 0,59 0,6 0, 63 0,63 4 859,4
Сибирский ФО 0,69 0,73 0,72 0,70 3 491,4
Дальневосточный ФО 0,71 0,71 0,68 0,70 1 547,8
приходилось на Москву. Региональным филиалам столичных банков принадлежало около 8 % общероссийских банковских активов. 17% активов сконцентрировано в территориальных подразделениях Сбербанка России, и лишь 13 % совокупных активов приходилось на местные банки в регионах, при этом доля малых и средних местных банков в активах — лишь 4 %.
За пределами Москвы крупнейшей банковской системой страны обладает Уральский федеральный округ. С небольшим отставанием за Уралом следует Северо-Западный ФО — но лишь благодаря Санкт-Петербургу (активы питерских банков и находящихся в городе филиалов банков других регионов в два с половиной раза превышают банковские активы всех остальных областей Северо-Запада, вместе взятых).
На третьем месте по размеру активов находится банковская система Поволжья, где лидируют по уровню развития банковской системы Самара, Нижний Новгород и Татарстан. Благодаря регистрации в Новосибирске УРСА Банка, ставшего фактически федеральным, на четвертом месте — банковская система Сибири. Несмотря на преимущество по численности населения, банковская система Юга России оказывается лишь на пятом месте.
Одним из существенных рисков для финансовой стабильности банковской системы является объем внешнего долга. По состоянию на начало 2010 г. внешний долг банков оценивался в 125 млрд долл., иностранные пассивы составили 12% от совокупных пассивов банковского сектора. При этом банкам необходимо было выплатить меньше, чем годом ранее, — около 30 млрд долл., или менее четверти от объема внешней задолженности [6].
Уменьшение задолженности банков перед Банком России и внешним рынком заимствований привело в 2010 г. к снижению потребности в отвлечении ресурсов на их выплаты.
Вместе с тем рост предоставляемых банковской системой кредитов в реальный сектор экономики по-прежнему затруднен. Сохраняется разрыв между фактическими параметрами спроса и предложения кредитов. Причины тому — низкая рентабельность реального сектора и малый спрос на долгосрочные ресурсы, с одной стороны; краткосрочные и не значительно подешевевшие пассивы — с другой. Снижение стоимости денег уменьшило разрыв параметров спроса и предложения кредитов реальному сектору, но не разрешило проблемы. Кроме того, сохраняется разрыв по срочности кредитов, предлагаемых и запрашиваемых реальным сектором.
У банков существуют все основания для сохранения пессимизма относительно долгосрочных вложений в реальный сектор, который основывается на сомнениях в снижении инфляции (государство увеличивает тарифы на продукцию естественных монополий, не улучшая бизнес-климата). Рост предпринимательской активности и потребительского спроса (за счет увеличения доходов и расширения кредитования) неизбежно вызовет ускорение инфляции, снижая эффективность выданных ранее, в условиях низкой инфляции, долгосрочных и относительно дешевых кредитов.
Сохраняющаяся осторожность банков относительно эффективности долгосрочных вложений в российскую экономику может быть преодолена государственным участием в фондировании банковской системы. Вопрос достаточного насыщения реального сектора банковскими кредитами должен стать специальным и важнейшим направлением государственной экономической политики.
Оживление инвестиционной активности банков в реальном секторе экономики неразрывно связано с увеличением объема «длинных» пассивов, источником которых по мере формирования благоприятного инвестиционного климата и снижения инвестиционных рисков должны стать сбережения населения. Для того чтобы эти ресурсы объемом более 25 млрд долл. не лежали мертвым грузом, а работали на развитие отечественной экономики, государство применяет соответствующие инструменты регулирования.
Может быть принят законодательный акт о государственных гарантиях по банковским вкладам. Проводится увязка норм обязательного резервирования с продолжительностью вкладов (чем больше срок вклада, тем меньше норма обязательных резервов). Государство способствует развитию инфраструктуры инвестиционного рынка и снижению рисков размещения денежных средств населения в работающих на нем инвестиционных институтах (страховых компаниях, негосударственных пенсионных фондах, паевых инвестиционных фондах). Стимулируется распространение ипотечного кредитования жилищного строительства.
Ныне инвестиционная активность банков сдерживается отсутствием у них соответствующих свободных средств и неспособностью предприятий
вернуть кредиты по достаточно высоким процентным ставкам. В связи с этим к числу перспективных механизмов стимулирования банковских инвестиций в реальный сектор экономики относятся:
— рефинансирование со стороны Центрального банка РФ коммерческих банков, отвечающих установленным критериям надежности, под залог кредитов платежеспособным предприятиям;
— минимизация банковских рисков на основе применения механизма смешанного государственно-коммерческого финансирования долгосрочных инвестиций и (или) субсидирование процентных ставок по инвестиционным кредитам за счет средств бюджета развития по приоритетным инвестиционным проектам;
— предоставление государственных гарантий по частным инвестициям, привлекаемым для осуществления приоритетных инвестиционных проектов (при этом максимальный объем гарантий не должен превышать объема привлеченных частных инвестиций, уменьшенного с учетом доли эффекта, получаемого инвестором от реализации проекта).
Таким образом, активизация работы банковского сектора является обязательным условием модернизации отечественной экономики.
Список литературы
1. Банковский сектор — тенденции и риски // ФБК: аудит, консалтинг, право. URL: http:// www. fbk. ru.
2. Доклад президента Ассоциации российских банков Г. А. Тосуняна. URL: http://www.flnanal. ru.
3. Красникова Е. В. Экономика переходного периода: учеб. пособие для студентов, обучающихся по направлению «Экономика». М.: Омега-Л, 2005. 296 с.
4. Стратегия развития финансового рынка Российской Федерации на период до 2020 года: распоряжение Правительства Российской Федерации от29.12.2008 № 2043-р.
5. URL:http://www.rian.ra.
6. URL:http://www.gks.ra.
7. URL:http://www.bibliotekar.ra.