Научная статья на тему 'ОРГАНИЗАЦИЯ ВЫДАЧИ ГОРЮЧЕГО ИЗ МАГИСТРАЛЬНОГО НЕФТЕПРОДУКТОПРОВОДА И ЕГО ТРАНСПОРТИРОВАНИЕ ПО ПОЛЕВОМУ МАГИСТРАЛЬНОМУ ТРУБОПРОВОДУ В ИНТЕРЕСАХ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

ОРГАНИЗАЦИЯ ВЫДАЧИ ГОРЮЧЕГО ИЗ МАГИСТРАЛЬНОГО НЕФТЕПРОДУКТОПРОВОДА И ЕГО ТРАНСПОРТИРОВАНИЕ ПО ПОЛЕВОМУ МАГИСТРАЛЬНОМУ ТРУБОПРОВОДУ В ИНТЕРЕСАХ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Энергетика и рациональное природопользование»

CC BY
108
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРУБОПРОВОДНЫЙ БАТАЛЬОН / СОВМЕСТНЫЕ СПЕЦИАЛЬНЫЕ УЧЕНИЯ / ПОЛЕВОЙ МАГИСТРАЛЬНЫЙ ТРУБОПРОВОД / PIPELINE BATTALION / JOINTLY SPECIAL EXERCISES / FIELD PETROLEUM PRODUCT PIPELINES

Аннотация научной статьи по энергетике и рациональному природопользованию, автор научной работы — Середа Владимир Васильевич, Мельников Дмитрий Иванович, Дроздов Дмитрий Александрович

Рассмотрены этапы выполнения отдельным трубопроводным батальоном задач по организации приема горючего из магистрального нефтепродуктопровода, транспортированию его по полевому магистральному трубопроводу на полевой склад и выдачу горючего в автомобильный транспорт при проведении совместных специальных учений сил и средств технического и тылового обеспечения Вооруженных Сил Республики Беларусь и материально-технического обеспечения Вооруженных Сил РФ (Запад-2017).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по энергетике и рациональному природопользованию , автор научной работы — Середа Владимир Васильевич, Мельников Дмитрий Иванович, Дроздов Дмитрий Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATION OF ISSUANCE OF FUEL FROM TRUNK PETROLEUM PRODUCT PIPELINES AND ITS TRANSPORTATION BY FIELD PETROLEUM PRODUCT PIPELINES IN INTERESTS OF THE RUSSIAN FEDERATION ARMED FORCES

Stages in the progress of an organisation by the separate pipeline battalion of fuelling from the trunk petroleum product pipelines are discussed, transportation by field petroleum product pipelines to a field dump and issuance of fuel for road transport, when the jointly exercises of the technical and logistical services of the Republic of Belarus Armed Forces and the logistical supply of the RF Armed Forces.

Текст научной работы на тему «ОРГАНИЗАЦИЯ ВЫДАЧИ ГОРЮЧЕГО ИЗ МАГИСТРАЛЬНОГО НЕФТЕПРОДУКТОПРОВОДА И ЕГО ТРАНСПОРТИРОВАНИЕ ПО ПОЛЕВОМУ МАГИСТРАЛЬНОМУ ТРУБОПРОВОДУ В ИНТЕРЕСАХ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

Организация выдачи горючего из магистрального нефтепродуктопровода и его транспортирование по полевому магистральному трубопроводу в интересах Вооруженных Сил Российской Федерации

Генерал-майор запаса В.В. СЕРЕДА, доктор технических наук

Полковник запаса Д.К МЕЛЬНИКОВ Лейтенант запаса ДА. ДРОЗДОВ

АННОТАЦИЯ

Рассмотрены этапы выполнения отдельным трубопроводным батальоном задач по организации приема горючего из магистрального нефтепродуктопровода, транспортированию его по полевому магистральному трубопроводу на полевой склад и выдачу горючего в автомобильный транспорт при проведении совместных специальных учений сил и средств технического и тылового обеспечения Вооруженных Сил Республики Беларусь и материально-технического обеспечения Вооруженных Сил РФ (Запад-2017).

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА

Трубопроводный батальон, совместные специальные учения, полевой магистральный трубопровод.

SUMMARY

Stages in the progress of an organisation by the separate pipeline battalion of fuelling from the trunk petroleum product pipelines are discussed, transportation by field petroleum product pipelines to a field dump and issuance of fuel for road transport, when the jointly exercises of the technical and logistical services of the Republic of Belarus Armed Forces and the logistical supply of the RF Armed Forces.

KEYWORDS

Pipeline battalion, jointly special exercises, field petroleum product pipelines.

ОДНОЙ из составляющих частей всестороннего обеспечения Вооруженных Сил является система материально-технического обеспечения (МТО). В основные задачи системы МТО входит удовлетворение потребностей войск (сил) в нефтепродуктах. Для этих целей предусматривается комплексное использование различных видов транспорта: железнодорожного, автомобильного, водного, воздушного и трубопроводного.

Главной задачей нефтепродук-тообеспечения Вооруженных Сил является своевременная доставка потребителям требуемых объемов горючего. Для ее решения первостепенное значение имеют состояние и возможности транспортного потенциала страны. Применительно к военным условиям считается, что основную нагрузку в транспортной работе при подаче нефтепродуктов войскам должен нести железнодорожный транспорт, поскольку в России именно он среди других видов транспорта занимает лидирующее положение по производственной мощности (доля в общем грузообороте 85 %) и пространственной развитости.

В то же время пропускная способность российских железных дорог не имеет необходимых резервов на особый период и не может в полной мере удовлетворять потребности Вооруженных Сил. Следует ожидать, что в военное время при возрастании напряженности работы железнодорожного транспорта на отдельных направлениях возможно возникновение дефицита в подвозе нефтепродуктов. Выход из положения видится в создании интегрированных трубопроводных систем с использованием пролегающих по территориям военных округов магистральных нефтепродуктопроводов (МНПП) и полевых магистральных трубопроводов (ПМТ), состоящих на

снабжении трубопроводных батальонов Министерства обороны Российской Федерации (МО РФ).

Система МНПП, будучи одной из составляющих транспортного комплекса страны, технически и организационно создавалась с учетом интересов обороны, при этом ПМТ, как одно из наиболее эффективных и устойчивых к поражающим факторам современного оружия средство транспорта горючего, рассматривался как элемент, обеспечивающий ее устойчивое функционирование в военное время.

Основная роль ПМТ заключается в создании единой гидравлически замкнутой трубопроводной системы на существующей технической базе МНПП с подключением к ней резервуарных парков нефтеперерабатывающих заводов, комбинатов Росрезерва и аэродромных узлов Минобороны России. Такая система с фронтальными и рокадными направлениями подачи горючего позволит построить глубокоэшелонированную трубопроводную сеть, способную устойчиво функционировать в военное время, осуществлять маневр запасами горючего, и обеспечит ее дальнейшее развитие в необходимых направлениях. При этом суммарная доля ПМТ и МНПП в доставке горючего войскам (силам) может составить 6о—8о %\

В настоящее время трубопроводные батальоны оснащены комплек-

тами трубопроводов ПМТП-150 и ПМТП-юо. Части и подразделения, формируемые для развертывания временных перегрузочных районов

(ВПР), оснащаются комплектами трубопровода ПМТ-150. Краткие технические характеристики комплектов ПМТ представлены в таблице 12.

Таблица 1

Краткие технические характеристики комплектов ПМТ

Показатель ПМТ-150 ПМТП-150 ПМТП-юо

Длина комплекта, км 150

Пропускная способность, т/сут ДО 2000 до 2500 ДО 1200

Рабочее давление, МПа 2,5 до 6,о

Длина одной трубы, м 6,о

Масса одной трубы, кг ?В 80,9 36,2

Внутренний диаметр трубы, мм 145,5 145,6 97,6

Материал трубы Сталь ю Сталь16ГС

Тип соединения труб МПТ-15-4 Раструб

Способ монтажа трубопровода Ручной Машинный с помощью машины ТУМ-150В и ручной Машинный с помощью машины МСТ-юо и ручной

МНПП по сравнению с другими видами транспорта нефтепродуктов обладают рядом преимуществ: высокой маневренностью перекачиваемых нефтепродуктов и опе-

ративной их подачи на большие расстояния в кратчайшие сроки; возможностью выдачи в различные виды транспорта за счет стационарных пунктов налива (рис. 1).

©

А

^Д—Э- О э о уд о э*~

Выдача горючего Выдача горючего Выдача в железнодорожный в автомобильный горючего транспорт транспорт в ПМТ

Рис. 1. Варианты выдачи горючего из МНПП в различные виды

транспорта

Для расширения возможностей по обеспечению войск (сил) горючим предусмотрена его выдача из линии МНПП через специальные стационарные колодцы с использованием оборудования, имеющегося на снабжении трубопроводных

частей. Возможная схема организации выдачи горючего в автомобильный транспорт представлена на рисунке 23.

Специальный стационарный колодец представляет собой врезанный в линейную часть МНПП

б'

Рис. 2. Выдача горючего из МНПП в автомобильный транспорт:

1 — линейная часть МНПП; 2 — специальный колодец; з — задвижка; 4 — линия полевого трубопровода; 5 — резинотканевые резервуары; 6 — перекачивающее средство; 7 — комплект массовой выдачи горючего

узел отбора нефтепродуктов (УОН-МНПП), основные параметры и характеристики которого приведены в таблице 24.

Общий вид специального стационарного колодца и технологическое оборудование УОН-МНПП показаны на рисунках 3, 4.

Таблица 2

Основные параметры и характеристики УОН-МНПП

Показатели Параметры

Тип подключаемого трубопровода к УОН-МНПП ПМТП-150, ПМТП-юо, ПМТ-150

Подача, м3/ч (м3/сут), не менее 90 (1800)

Рабочее давление, МПа (кгс/см2) до 6,3 (63)

Тип присоединительного устройства ПМТ к УОН-МНПП раструбное, муфтовое

Номинальная тонкость фильтрации, мм, не более 4

Относительная погрешность измерений массы, %, не более ±0,25

Время приведения УОН-МНПП в рабочее состояние, ч 1,0

Время монтажа УОН-МНПП методом «холодной врезки», ч 24,0

Рис. 3. Общий вид специального колодца подключения ПМТкМНПП

Рис. 4. Технологическое оборудование УОН-МНПП: 1 — задвижка ГМУ150; 2,3 — манометры; 4 — быстроразъемное соединение МГГГ-15,4; 5 — регулятор давления; 6 — расходомер; 7 — фильтр сетчатый

При значительном удалении стационарных колодцев от планируемого места выдачи нефтепродуктов подключение ПМТ к линии МНПП может быть осуществлено с использованием метода «холодной» врезки (рис. 5). При таком способе подключения ПМТ выдача нефтепродуктов из МНПП может осуществляться практически в любой точке трассы магистрального трубопровода без прекращения по нему перекачки.

Рис. 5. Подключение УОН-МНПП методом «холодной» врезки

Использование трубопроводных частей совместно с МНПП проводится в соответствии с замыслом на организацию взаимодействия материально-технического обеспечения Вооруженных Сил РФ и ПАО «Транснефть». На проведенных учениях «За-пад-2017» отрабатывались вопросы обеспечения войск (сил) дизельным топливом на Западном театре военных действий, с использованием ПМТ, подключенного к УОН-МНПП.

Основными задачами учений являлись:

• отработка возможных способов подключения ПМТ к МНПП;

• организация получения горючего из МНПП в ПМТ;

• перекачка горючего по ПМТ на полевой склад;

• выдача горючего в наливной автомобильный транспорт через участок массовой выдачи (УМВ).

Для обеспечения выполнения замысла учений на территории Республики Беларусь силами отдельного трубопроводного батальона Западного военного округа были развернуты:

• технологический узел приема горючего в ПМТ;

• эксплуатационный участок сборно-разборного трубопровода нового поколения, изготовленного из высокопрочных металло-

Технологическая обвязка начального пункта ПМТ включала:

• узел отбора проб нефтепродуктов — для обеспечения контроля за качеством горючего, выдаваемого из МНПП;

• узел подключения воздушно-компрессорной станции (ВКС) — для подачи сжатого воздуха при выполнении технологических операций при заполнении, последовательной перекачке и опорожнении трубопровода;

• узел запуска разделителя;

• узел подключения передвижной насосной установки (ПНУ).

Эксплуатационный участок протяженностью боо м был развернут

композитных материалов (ТСР-МК-юо);

• полевой склад горючего вместимостью боо м3 (ПСГ-боо);

• участок массовой выдачи горючего в автотранспорт.

Начальный пункт ПМТ разворачивался в непосредственной близости к УОН-МНПП и монтировался из оборудования, входящего в состав комплектов трубопровода ПМТП-150 и ПМТП-юо (рис. 6).

в одну линию из опытного образца трубопровода ТСР-МК-юо (рис. 7). Основные технические характеристики трубопровода ТСР-МК-юо приведены в таблице 35.

Перекачка дизельного топлива по трубопроводу ТСР-МК-юо велась с использованием передвижной насосной установки ПНУ-100/200К (рис. 8).

Необходимый подпор насосной установке обеспечивался внутренним давлением МНПП, которое регулировалось по мере необходимости имеющимся в точке подключения ПМТ регулятором давления.

Общий объем перекачанного горючего по трубопроводу в ходе

Рис. 6. Начальный пункт трубопровода

Рис. 7. Линия трубопровода ТСР-МК-юо

Таблица 3

Тактико-технические характеристики трубопровода ТСР-МК-юо

Показатели Параметры

Материал трубы металлокомпозит

Масса трубы, кг 18,0

Длина трубы, м 6,о

Тип соединения труб раструб

Рабочее давление, МПа 6,о

Испытательное давление, МПа 7,5

Производительность перекачки, т/сут 1400

Способ монтажа трубопровода машинный (с помощью машины МСТ-юо) и ручной

Диапазон температур эксплуатации, 9С от минус 6о до плюс 6о

Срок службы, лет 25

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

лов приема разделителя и отбора проб перекачиваемого нефтепродукта (рис. 9).

Горючее по ПМТ подавалось на полевой склад ПСГ-боо. Линия трубопровода подключалась непосредственно к насосно-разда-точному модулю склада горючего (рис. ю), откуда по коллекторам горючее направлялось в резервуары.

ПСГ-боо предназначен для приема и хранения запасов горючего, с последующей выдачей в различные виды транспорта. Основные технические характеристики склада приведены в таблице 46. Общий вид резервуарного парка ПСГ-боо показан на рисунках 11,12.

Рис. 8. Передвижная насосная установка ПНУ-100/200К

проведения учений «Запад-2017» составил боо м3.

На конченом пункте трубопровода технологической схемой предусматривалась установка уз-

Рис. 9. Технологическая обвязка Рис. ю.

конечного пункта трубопровода: Подключение ПМТ

1 — узел приема разделителя к насосному модулю

(вставка-ловушка DN юо); ПСГ-боо

2 — узел отбора проб (пробоотборник универсальный юо)

Таблица 4

Основные технические характеристики ПСГ-боо

Наименование характеристик Показатели

Вместимость склада, м3, не менее боо

Вместимость резервуара, м3 5°

Диапазон температур применения, от минус 6о до плюс 6о

Материал резервуаров термопластичный полиуретан

Время развертывания, ч 15

Обслуживающий расчет, чел. 8

Рис. 11. Коллектор складского трубопровода с фитингами

и рукавами

Рис. 12. Эластичные резервуары вместимостью 50 м3

С полевого склада при использовании насосно-раздаточного модуля через УМВ горючее выдавалось в автомобильный транспорт (рис. 13).

Рис. 13. Выдача горючего в автомобильный транспорт

Таким образом, по итогам учений «Запад-2017» установлено, что устойчивость обеспечения не-

фтепродуктами войск (сил), действующих на различных стратегических направлениях, может быть достигнута только при условии четкого взаимодействия всех видов транспорта.

Подтверждена техническая возможность подключения ПМТ к МНПП как в местах размещения стационарных специальных колодцев, так и в любом месте трассы магистрального трубопровода (доступном для колесной техники) с использованием метода «холодной» врезки.

На учениях прошла апробация модуля опытного образца трубопровода сборно-разборного металло-композитного ТСР-МК-юо. Трубопровод обеспечил полную герметичность при перекачке дизельного топлива в объеме боо м3.

Впервые за последние более чем 25 лет успешно осуществлена перекачка реального топлива по ПМТ, подключенному к МНПП, с последующей его выдачей со склада горючего в автомобильный транспорт.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Середа В.В., МельниковД.И.,ДроздовДА. Использование сборно-разборных трубопроводов в системе нефтепродук-тообеспечения / Наука и технологии трубопроводного транспорта нефти и нефтепродуктов. М.: ООО «НИИ Транснефть», 2016. № 3 (23). С. 29-37.

2 Полевые магистральные трубопроводы повышенной производительности: руководство по эксплуатации. М.: Воен-издат, 1982.

3 Середа В.В., Мельников Д.И., ПоповЮ.В. Использование сборно-разборных трубопроводов при ликвидации последствий

аварий и проведении ремонтно-восстановительных работ на магистральных не-фте- и нефтепродуктопроводах // Транспорт и хранение нефтепродуктов. М.: ЦНИИТЭнефтехим, 1998. № 11. С. 13-20.

4 Полевые магистральные трубопроводы повышенной производительности: руководство по эксплуатации.

5 Елъкин А.В., Середа В.В. Концептуальные подходы к созданию сборно-разборных трубопроводов нового поколения. Ярославль: Факел, 2017.

6 Полевой склад горючего ПСГ-600 на базе эластичных резервуаров ЭР-50. М.: ООО «НПФ «Политехника», 2014.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.