Организация вузом
научного сервисного обслуживания
предприятий, институтов и фирм
В статье рассмотрены возможности увеличения объема финансирования работ вуза по хозяйственным договорам с предприятиями и фирмами. Изложена методика организации и проведения научного сервиса вузом.
Ключевые слова: научный сервис, хозяйственные договора вуза, финансирование научно-инновационной деятельности.
Вузы являются центральным элементом инновационного процесса — генераторами идей, формирующими инновации. Создание инновации — это последовательные этапы инновационной деятельности вуза: идея новая (усовершенствованная) технология — лабораторный образец — коммерческий образец — пробная серия — малая серия — серийное производство с модификацией продукта.
Инновационный вуз позиционирует себя как создатель, производитель и реализатор наукоемкого продукта. Сегодня инновационная деятельность наряду с образовательной, научной и воспитательной является одной из важнейших задач современных вузов.
Сегодня инновационная деятельность наряду с образовательной, научной и воспитательной является одной из важнейших задач современных вузов [1].
Условием успешной научной и инновационной деятельности вуза является наличие инновационной инфраструктуры вуза, обеспечивающей прохождение научно-технической разработкой полного инновационного цикла: от генерации научной идеи, опережающей современный уровень разработок в исследуемой области техники на несколько лет, до организации производства наукоемкой продукции.
Научная идея, какой бы инновационной по духу она ни была, прежде чем воплотиться в серийный продукт, должна пройти весь инновационный цикл создания новой продукции.
Для реализации научно-технических разработок ученых вузов необходимо создание в вузе инновационной инфраструктуры. Финансирование научноинновационной деятельности возможно из разных источников [1]:
• единый заказ-наряд Минобрнауки;
• Федеральные целевые программы;
Л. В. Кожитов,
д. т. н., профессор кафедры технологии материалов электроники НИТУ МИСиС
e-mail: [email protected]
• межотраслевые и отраслевые программы научноинновационного сотрудничества;
• государственный оборонный заказ;
• фонд содействия развития малых форм и предприятий в научно-технической сфере;
• инновационные фонды (РФФИ и др.);
• важнейшие инновационные проекты государственного значения;
• региональное финансирование;
• договоры с предприятиями и фирмами;
• договоры и лицензионные соглашения на передачу объектов интеллектуальной собственности (патентов, ноу-хау, и пр.);
• научный сервис (услуги по обеспечению научной, инновационной и производственной деятельности организаций, предприятий, институтов и фирм);
• арендная плата за сдаваемые в наем площади;
• спонсорская помощь;
• Международный фонд технологий и инвестиций;
• средства банков (кредиты) и другие источники;
• средства инвесторов (Российская ассоциация прямого и венчурного инвестирования, национальное содружество бизнес-ангелов и др.);
• собственные внебюджетные средства вуза (подготовка специалистов на договорной платной основе, дополнительные образовательные услуги за повышение квалификации и переподготовку кадров и др.).
Рассмотрим возможности увеличения объема финансирования работ вуза по хозяйственным договорам с предприятиями и фирмами, а также и за счет оказания услуг научного сервиса для обеспечения научной, инновационной и производственной деятельности организаций, институтов и фирм [2].
ИННОВАЦИИ № 3 (161), 2012
ИННОВАЦИИ № 3 (161), 2012
Участие университета в проведении исследований по заказам промышленности подтверждает, что университет откликается на требования экономики сегодняшнего дня и является рыночно ориентированным. Объем финансирования работ вуза по хозяйственным договорам с предприятиями и фирмами обычно составляет менее 50% от общего объема финансирования науки вуза.
С целью увеличения объема работ вуза по заказам промышленности целесообразно:
• постоянно расширять спектр фундаментальных и прикладных научных исследований по приоритетным направлениям науки (генерация знаний) и формировать уникальные коллективы из высококвалифицированных специалистов различных областей науки и техники для решения комплексных задач отраслей хозяйства;
• поддерживать и постоянно пополнять базу данных научно-технических разработок вуза для различных отраслей хозяйства;
• защищать и оценивать объекты интеллектуальной собственности;
• организовать работу депозитария ноу-хау с выдачей свидетельства на ноу-хау и публикацией в печати открытой части ноу-хау для привлечения инвесторов, в том числе и на ранней стадии выполнения фундаментальных исследований;
• создавать комплексные инновационные проекты, результаты реализации которых могут быть использованы в нескольких отраслях хозяйства;
• развитие и постоянное обновление материальнотехнической базы исследований и разработок с учетом современных требований;
• создавать совместные испытательные центры и полигоны, научные и технологические парки, научнотехнические и инновационные фирмы;
• выполнять инновационное научно-техническое обеспечение деятельности предприятий, институтов и фирм по профилю вуза (научный сервис);
• поддерживать и расширять инновационную инфраструктуру вуза, обеспечивающую весь цикл создания инновации от генерации идеи до производства наукоемкой продукции;
• поддерживать современный уровень технологического, аналитического и измерительного оборудования, создавая научно-образовательные комплексы, центры коллективного пользования и межкафедральные лаборатории, активно используя оборудование партнеров (академические и отраслевые институты, предприятия и фирмы) по выполнению совместных научных и инновационных проектов;
• проводить все мероприятия вуза, сочетая их с анкетированием участников конференций, семинаров и симпозиумов, проводимых в вузе, для выяснения потребности в специалистах, научных исследованиях и научном сервисе с последующим анализом анкет для выработки управляющих воздействий в учебной и научной деятельности вуза и создания базы данных потенциальных заказчиков продукции вуза и инвесторов;
• регулярно организовывать и проводить выездные семинары с участием преподавателей и научных сотрудников вуза на предприятиях для продвижения научно-технических разработок вуза на рынок, изучение потребностей рынка и расширения тематики исследований;
• ежегодно оформлять результаты деятельности вуза в виде буклета, содержащего все аспекты деятельности, включая научно-технические разработки, инновации в образовательной и научных сферах, патенты, ноу-хау, полезные модели, перечень опубликованных учебников и монографий, статей, защищенных диссертаций для рассылки в министерства и агентства, холдинги, предприятия и фирмы;
• интегрировать инновационные потенциалы высшего образования, науки и производства с целью активизации инновационной деятельности;
• создавать центры совершенства (передовых технологий), формируемые на базе ведущих вузовских, академических и отраслевых научных коллективов;
• оперативно представлять информацию о деятельности научно-инновационного комплекса на информационном портале вуза в Интернете.
Важной составляющей финансирования научной и
инновационной деятельности вуза является научный сервис, то есть оказание услуг в процессе выполнения научно-технической деятельности институтами, предприятиями и фирмами. Рассмотрим этапы работы по организации научного сервиса по профилю вуза с целью оказания услуг академическим и отраслевым институтам, предприятиям и фирмам [3, 4].
Первый этап. На основе информационно-инновационной базы данных о результатах научно-технической деятельности вуза и специальных запросов всех кафедр, лабораторий, центров и других научных подразделений вуза об имеющихся, включая новые, о методиках физико-химических и электрофизических измерений и исследований материалов и их аппаратурного оформления, методиках и оборудовании для исследования состава и структуры материалов, о новых усовершенствованных технологиях и оборудовании и научно-технических разработках, предлагаемых для использования; патентах, изобретениях, ноу-хау, полезных моделях, промышленных образцах, программных продуктах, оформленных и имеющих госрегистрацию и др. формируются предложения по оказанию сервисных инновационных услуг сторонним организациям по отраслям хозяйства.
Здесь уже отмечалась целесообразность анкетирования всех мероприятий вуза с целью выяснения потребностей в специалистах, научных исследовательских вузах и научном сервисном обслуживании предприятий, институтов и фирм, а также выделение в рамках проводимых научных конференций, семинаров и других научно-технических мероприятий вуза рубрик «Опыт коммерциализации научно-технических разработок», «Инновации в образовании и науке» и «Научный сервис». В качестве примера можно привести опыт проведения Международной конференции «Перспективные технологии, оборудование и
аналитические системы для материаловедения и наноматериалов», которая состоится 9-10 июня 2011 г. в г. Алматы. Стоит отметить большой возрастающий интерес к рубрикам «Опыт коммерциализации научнотехнических разработок», «Инновации в образовании и науке» и «Научный сервис» со стороны вузов, предприятий и фирм, в которых авторам предоставляется возможность выступить на конференции в пределах 10-15% общего лимита времени на секции для инноваторов.
Таким образом, в вузе создается база данных, содержащая информацию о перспективных требованиях рынка к продукции вуза, которая корректирует научные исследования в вузе.
Второй этап. Собранный и обработанный материал о возможностях вуза по оказанию инновационных сервисных услуг сторонним организациям издается в виде сборника типографическим способом [3, 4].
Третий этап. Проводится рассылка изданного сборника корпорациям, институтам, предприятиям и фирмам.
Вместе со сборником в организацию направляется анкета потенциального пользователя, в которой просят указать потребности в научных сервисных услугах на текущий момент и перспективу, предполагаемые сроки реконструкции предприятия и организации выпуска нового вида продукции.
Четвертый этап. Собранные материалы по оказанию научных инновационных услуг другим организациям анализируются, составляется база данных потенциальных пользователей и проводится семинар с приглашением представителей организаций. В повестку дня семинара включаются доклады по различным направлениям научного сервиса, раскрывающие возможности вуза и его оснащение современным оборудованием. Участники семинара могут ознакомиться с лабораториями, кафедрами и научно-учебными центрами и заключить договоры на обслуживание. В МИСиС неоднократно проводятся научнопрактические семинары «Научно-техническое обе-
спечение деятельности предприятий, институтов и фирм» [3, 4].
На семинары приглашаются представители предприятий, академических и отраслевых институтов и фирм. Участникам семинара раздаются анкеты с просьбой указать предполагаемые направления сотрудничества и инновационного сервисного обслуживания.
Кроме того, ученые и специалисты вуза в процессе общения с представителями институтов, предприятий и фирм, а также анализа анкет получили возможность скорректировать проводимые исследования и наметить новые объекты с учетом требований рынка.
Список использованных источников
1. Л. В. Кожитов, П. А. Златин, В. А. Демин, В. М. Буренок, А. П. Лунев, Ю. Н. Пархоменко, Т. В. Райкова. Организация инновационной деятельности в вузе: монография. М.: МГИУ, 2009.
2. Л. В. Кожитов, С. Г. Емельянов, В. А. Демин и др. Инновации в науке: монография. Курск: Юго-Западный гос. ун-т, 2011.
3. Ю. С.Карабасов,Л. В. Кожитов. Инновационно-инвестиционная деятельность МИСиС//«Научно-техническое обеспечение деятельности предприятий, институтов и фирм»: Труды научнопрактического семинара. М.: МГИУ, 2003.
4. Л. В. Кожитов, А. В. Дуб, А. Ю. Криштул. Инновационные пути развития//«Научно-технологическое обеспечение инновационной деятельности предприятий, институтов и фирм в металлургии»: Труды научно-практического семинара. М.: Учеба, 2004.
5. Л. В. Кожитов. Об организации инновационной деятельности в вузах//В сб. «Нанотехнологии и наноматериалы». Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2008.
The organization high school of scientific service of the enterprises, institutes and firms L. V. Kozhitov, Doctor of Engineering, Professor of Technology of Materials for Electronic Department, NUST «MISIS».
In the paper, the possibilities of increasing a university funding for economic contracts with companies and firms are reviewed. The method of organizing and conducting a science service by a university is described.
Keywords: scientific service, economic institute contract, science and innovation funding.