Научная статья на тему 'ОРГАНИЗАЦИЯ ВСЕОБЩЕГО ВОЕННОГО ОБУЧЕНИЯ В БУРЯТИИ В 1941-1945 ГОДАХ'

ОРГАНИЗАЦИЯ ВСЕОБЩЕГО ВОЕННОГО ОБУЧЕНИЯ В БУРЯТИИ В 1941-1945 ГОДАХ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
59
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА / БУРЯТИЯ / ВСЕВОБУЧ / КОМСОМОЛЬСКО-МОЛОДЕЖНЫЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ ВСЕВОБУЧА / ОСОАВИАХИМ / РОССИЙСКОЕ ОБЩЕСТВО КРАСНОГО КРЕСТА / МОБИЛИЗАЦИЯ / ВОЕННЫЕ КОМИССАРИАТЫ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Соболева Анастасия Николаевна

Статья посвящена одной из важнейших задач государства в условиях войны - подготовке населения к защите Отечества. Изучение данной проблемы на региональных материалах представляется актуальной задачей для исторической науки, поскольку каждый регион уникален в силу своих исторических, социально-экономических, социокультурных, природно-климатических и других особенностей. Такие исследования расширяют географический охват и позволяют выявить сходства и различия, характерные для отдельных регионов и страны в целом. Поэтому на основе ранее не публиковавшихся архивных источников (что отражает новизну исследования) автор рассматривает организацию и ход всеобщего обучения военному делу на территории республики Бурятия в 1941-1945 гг. В статье проанализированы нормативно-правовые основы формирования всевобуча, подробно исследована его хронология, охарактеризованы семь этапов (очередей) военной подготовки, определена численность призывного населения по годам, рассмотрена специфика учебных программ, изучены организационные трудности, а также пути их решения, выявлены роль и значение всевобуча в подготовке резерва для фронта. В работе использовались основополагающие принципы и методы научного исследования: историзм, всесторонность, объективность. Это дало возможность изучить проблему с учетом конкретной исторической обстановки в развитии, взаимосвязи и противоречивости. В качестве краткого вывода следует отметить, что поставленные на государственном уровне главные задачи всевобуча по созданию резерва для укомплектования РККА были выполнены, несмотря на достаточное количество недочетов в организации (слабая материально-техническая база, низкий уровень подготовки инструкторов, малограмотность большинства потенциальных курсантов, небольшой срок обучения). Полученные результаты исследования во многом позволили по-новому переосмыслить процесс привлечения людского потенциала Бурятии для обеспечения потребности фронта, а также уточнить вклад региона в достижение победы. Материалы статьи могут быть применены при подготовке обобщающих работ и конспектов по истории Великой Отечественной войны, для отдельного исследования военной истории, в учебно-воспитательном процессе с военнослужащими кадрами, а также для разработки семинаров и спецкурсов в области отечественной истории.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Соболева Анастасия Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATION OF UNIVERSAL MILITARY TRAINING IN BURYATIA IN 1941-1945

The article is devoted to one of the most important tasks of the state in war conditions - preparing the population for homeland defense. The study of this problem on regional materials seems to be an urgent task for historical science, since each region is unique due to its historical, socio-economic, socio-cultural, natural-climatic and other features. Such studies expand the geographical scope and make it possible to identify similarities and differences characteristic of individual regions and the country as a whole. Therefore, on the basis of previously unpublished archival sources (which reflects the novelty of the study), the author examines the organization and progress of universal military training in the territory of the Republic of Buryatia in 1941-1945. The article analyzes the regulatory and legal foundations of the formation of universal military training, its chronology is studied in detail, seven stages (successions) of military training are characterized, the number of conscripted population by years is determined, the specifics of training programs are considered, organizational difficulties are studied, as well as the ways to solve them, the role and importance of universal military training in preparing the reserve for the front are revealed. The fundamental principles and methods of scientific research were used in the work: historicism, comprehensiveness, objectivity. This made it possible to study the problem taking into account the specific historical situation in development, interrelation and inconsistency. As a brief conclusion, it should be noted that the main tasks set at the state level by universal military training to create a reserve for staffing the Red Army were fulfilled, despite a sufficient number of shortcomings in the organization (weak material and technical base, low level of instructors’ training, low literacy of most potential cadets, short training period). The results of the study gave the opportunity to rethink the process of attracting Buryatia’s human potential to meet the needs of the front, as well as to clarify the contribution of the region to achieving the victory. The materials of the article can be used in preparing generalizing works and summaries on the history of the Great Patriotic War, for a separate study of military history, in the educational process with military personnel, as well as in developing seminars and special courses in the field of national history.

Текст научной работы на тему «ОРГАНИЗАЦИЯ ВСЕОБЩЕГО ВОЕННОГО ОБУЧЕНИЯ В БУРЯТИИ В 1941-1945 ГОДАХ»

РСН: 10.47026/1810-1909-2022-4-104-110

УДК 94 (571.54) ББК 63.3 (2Р54)

А.Н. СОБОЛЕВА

ОРГАНИЗАЦИЯ ВСЕОБЩЕГО ВОЕННОГО ОБУЧЕНИЯ В БУРЯТИИ

В 1941-1945 ГОДАХ*

Ключевые слова: Великая Отечественная война, Бурятия, всевобуч, комсомольско-молодежные подразделения всевобуча, Осоавиахим, Российское общество Красного Креста, мобилизация, военные комиссариаты.

Статья посвящена одной из важнейших задач государства в условиях войны - подготовке населения к защите Отечества. Изучение данной проблемы на региональных материалах представляется актуальной задачей для исторической науки, поскольку каждый регион уникален в силу своих исторических, социально-экономических, социокультурных, природно-климатических и других особенностей. Такие исследования расширяют географический охват и позволяют выявить сходства и различия, характерные для отдельных регионов и страны в целом. Поэтому на основе ранее не публиковавшихся архивных источников (что отражает новизну исследования) автор рассматривает организацию и ход всеобщего обучения военному делу на территории республики Бурятия в 1941-1945 гг. В статье проанализированы нормативно-правовые основы формирования всевобуча, подробно исследована его хронология, охарактеризованы семь этапов (очередей) военной подготовки, определена численность призывного населения по годам, рассмотрена специфика учебных программ, изучены организационные трудности, а также пути их решения, выявлены роль и значение всевобуча в подготовке резерва для фронта. В работе использовались основополагающие принципы и методы научного исследования: историзм, всесторонность, объективность. Это дало возможность изучить проблему с учетом конкретной исторической обстановки в развитии, взаимосвязи и противоречивости.

В качестве краткого вывода следует отметить, что поставленные на государственном уровне главные задачи всевобуча по созданию резерва для укомплектования РККА были выполнены, несмотря на достаточное количество недочетов в организации (слабая материально-техническая база, низкий уровень подготовки инструкторов, малограмотность большинства потенциальных курсантов, небольшой срок обучения).

Полученные результаты исследования во многом позволили по-новому переосмыслить процесс привлечения людского потенциала Бурятии для обеспечения потребности фронта, а также уточнить вклад региона в достижение победы. Материалы статьи могут быть применены при подготовке обобщающих работ и конспектов по истории Великой Отечественной войны, для отдельного исследования военной истории, в учебно-воспитательном процессе с военнослужащими кадрами, а также для разработки семинаров и спецкурсов в области отечественной истории.

Несмотря на то, что после окончания Великой Отечественной войны минуло 77 лет, тема этой страшной трагедии XX столетия остается актуальной и не до конца изученной. Причины и мотивы, военная тактика, сражения, факторы высокого морально-патриотического настроя советского народа - все это изучалось и продолжает изучаться. На сегодняшний день исследователи существенно расширили источниковую базу и повысили уровень научных исследований, направленных на изучение роли и значимости тыловых областей и республик страны в достижении победы над фашизмом. В частности, глубже рассмотрены вопросы мобилизационных людских ресурсов годы войны [8- 11],

* Работа выполнена в рамках государственного задания (проект «Россия и Внутренняя Азия: динамика геополитического, социально-экономического и межкультурного взаимодействия (XVII-XXI вв.), № 121031000243-5).

что вкупе с использованием современной методологии позволяет создать объективную картину происходивших процессов. Однако к настоящему моменту организация всеобщего военного обучения на территории Бурятии в годы Великой Отечественной войны изучена слабо. Этим обстоятельством и определен выбор темы данного исследования.

С самого начала Великой Отечественной войны руководством страны были предприняты масштабные усилия по созданию новых частей и соединений для Красной Армии. Необходимо было как можно скорее организовать военную подготовку не только для военнообязанных из запаса, но и для других категорий населения, что позволило бы на постоянной основе пополнять ряды вооруженных сил. 17 сентября 1941 г. Государственный комитет обороны принял постановление «О всеобщем обязательном обучении военному делу граждан СССР в возрасте от 16 до 50 лет».

Всесоюзная кампания по подготовке военных резервов не обошла стороной и Бурятию. При активной поддержке общественных организаций (Осоавиахима, комсомола, Российского общества Красного Креста), физкультурных обществ и воинских частей в республике с 1 по 10 октября 1941 г. к военному обучению приступили 17 498 человек [1. Д. 4237. Л. 29]. Обучение осуществлялось на военно-учебных пунктах, которые в городе создавались при фабриках, заводах, мастерских в составе организованных учебных групп без отрыва от производства, в сельской местности - в клубах, избах читальнях, правлениях колхоза и помещениях сельских советов. Основными лозунгами были: «Изучить военное дело Родина-мать велела», «Тяжело в учении - легко в бою», «Сегодня ты боец всевобуча - завтра боец фронта», «Учись метко разить врага» и др. Курс обучения составлял 110 учебных часов, из которых 38 были посвящены огневой подготовке, 26 - строевым учениям, 18 - тактике, 14 - рукопашному бою, 7 - самоокапыванию и 7 - изучению уставов. Большое внимание уделялось освоению средств противовоздушной и противохимической защиты. Прошедшие курс всеобщего военного обучения должны были уверенно владеть оружием, пользоваться условиями местности, уметь окапываться, знать особенности ведения боевых действий в населенных пунктах, принимать меры по борьбе с бронетехникой противника. На изучение программы отводилось пять месяцев.

Ввиду важности поставленных задач для укрепления обороноспособности страны деятельность военно-учебных пунктов была взята под особый контроль. В ноябре 1941 г. отдел всевобуча Забайкальского военного округа проверил подготовку военного обучения в Бурятии, которая показала, что работа хорошо поставлена в Пригородном, Иволгинском и Баргузинском районах. Серьезным недостатком почти всех военно-учебных пунктов был низкий уровень подготовки инструкторов, которые зачастую не знали порядка проведения занятия, не умели работать с учебным инвентарем, отсутствовали под различными предлогами в дни проведения обучения. В большинстве своем командный штат состоял из младшего начсостава запаса, непризванного в РККА рядового состава старших возрастов, а также из членов партийных организаций, рабочих и студентов. В связи с этим была развернута интенсивная работа по подготовке инструкторских кадров. К концу 1941 г. было аттестовано 1342 инструктора по противовоздушной обороне и химической защите.

Территориальная разбросанность населенных пунктов в Бурятии с небольшим количеством в них граждан, подлежащих военному обучению, также

представляла собой сложности, которые приходилось испытывать при проведении всевобуча. Но одной из самых серьезных проблем всеобщего военного обучения являлся дефицит, а чаще и вовсе полное отсутствие, учебно-материального обеспечения. Власти призывали создавать макеты вооружения из подсобных материалов. Так, по инициативе обучавшихся в системе всевобуча комсомольцев для 76 военно-учебных пунктов было сделано 850 деревянных винтовок, 770 макетов ручных гранат, 99 чучел для отработки рукопашного боя, 7 макетов танков и т.д. Не просто обстояло дело и с учебной литературой - не хватало специальных учебных пособий, статей уставов, отсутствовали методические работы на национальных языках. Большое количество военного инвентаря и учебных пособий передал всевобучу республиканский совет Осоавиахима. В январе 1942 г. всевобуч республики имел 2304 учебных винтовки, 8 станковых пулеметов, 30 ручных пулеметов, 286 учебных гранат, 24 учебных миномета, 5000 бутылок с горючей смесью, 7900 пар лыж и 5300 размноженных экземпляров уставов и брошюр «Ручной пулемет», «Автомат», «Винтовка», «Овладевай штыковым боем» [2. Д. 23. Л. 52].

С весны 1942 г. в системе всевобуча для юношей допризывного возраста были созданы специальные комсомольско-молодежные подразделения по подготовке пулеметчиков, гранатометчиков, минометчиков, связистов и других специалистов. Обучение первой очереди в них проводилось с апреля по июль 1942 г., проходило в основном в полевых условиях и сочетало в себе тактическую и огневую подготовку. Бойцы отрабатывали технику быстрого занятия правильного положения с должной маскировкой, учились определять дистанцию до противника и выполняли задачу самостоятельного ведения огня в сложной тактической ситуации.

Стоит отметить, что нередко руководители предприятий своими приказами отменяли занятия комсомольско-молодежных спецподразделений и не отпускали молодых людей на учебу. Их отношение к военной подготовке было основано на желании не потерять молодые кадры, отобранных для комплектования спецподразделений. Тем не менее первой очередью всевобуча было подготовлено 5626 стрелков, 311 станковых пулеметчиков, 740 истребителей танков, 313 минометчиков и 175 снайперов [8. Д. 3824. Л. 98].

Несмотря на то, что постановление о всевобуче предусматривало обязательную военную подготовку только для мужчин, женщины добровольно принимали в ней участие. В марте 1942 г. было выпущено совместное постановление ВЛКСМ и Осоавиахима «О военном обучении женщин». В докладной Бурят-Монгольского обкома ВЛКСМ отмечалось, что на всех предприятиях и учреждениях г. Улан-Удэ организуются женские оборонные кружки. Создано 7 групп самозащиты. На ст. Мысовая организован кружок из 66 женщин, в котором они изучают различные специальности (сигналисты, стрелочницы и т.п.). В Закаменском аймаке к обучению военному делу приступили 249, в Тункинском - 165, в Тарбага-тайском - 123 женщины [4. Д. 3824. Л. 278]. В 1942 г. по программе стрелков обучение прошли 1147, радистов - 37 женщин.

Традиционной оставалась задача овладения женщинами специальностей медицинской службы. Отделения Российского общества Красного Креста взяли под свой контроль организацию подготовки медико-санитарных кадров. Краткосрочные курсы медсестер были рассчитаны на незамужних женщины от 18 до 35 лет с образованием 6-7 классов. В августе 1942 г. бурятским отделением РОКК было организовано 15 курсов медицинских сестер запаса, на которых

обучалась 481 женщина [1. Д. 227. Л. 154]. Ветеран Великой Отечественной войны А.Е. Изгородина делилась воспоминаниями: «Дисциплина, ответственность и внимание на занятиях всегда были высокими. Мы старались как можно быстрее изучить правила оказания первой медицинской помощи и применять эти знания на практике» [7. С. 237].

Серьезное внимание РОКК было обращено на подготовку санитарных дружин. Так, по данным на 25 августа 1942 г., число сандружинниц в г. Улан-Удэ достигло 920 [6. Д. 1. Л. 9]. В их обязанности входили поддержание санитарного благополучия, проведение профилактических прививок, выявление больных, оказание первой медицинской помощи, осуществление перевозки прибывших санитарными поездами раненых в республиканские эвакогоспитали, над которыми в дальнейшем они брали шефство. Также сандружиницы вели санитарно-просветительную работу среди населения: пропагандировали правила личной и коллективной гигиены, устраивали читку медицинских брошюр и листовок.

Конечно, школа не могла остаться в стороне от такого важного мероприятия государства, направленного на решение актуальных задач того времени. В 1942/43 учебном году в школах была введена военная подготовка: начальная и допризывная для 5-1о классов и военно-физическая для 1-4 классов общей продолжительностью 850 часов. В школах были оборудованы военные классы, оснащенные, хотя и слабо, военно-спортивным инвентарем, таблицами, плакатами с военной тематикой. Подготовку школьников вели демобилизованные по состоянию здоровья фронтовики, однако у подавляющего большинства из них не было педагогического образования и опыта, поэтому они не всегда умели увлечь и заинтересовать детей. Нередко случалась и другая крайность: вернувшиеся с фронта школьные военруки превращали школу в «военный лагерь», абсолютизируя свой предмет. В 1941/42 учебном году программу военной подготовки реализовали в 37 средних школах Бурятии, ее прошли около 3000 учащихся, из них 1640 девочек [5. Д. 1775. Л. 9].

С октября 1942 г. по июнь 1943 г. военное обучение прошли бойцы-специалисты второй, третьей и четвертой очередей. Обучению подлежало 16 000 мужчин и 12 210 женщин. Основное внимание при их обучении уделялось наступательный подготовке, в связи с чем отрабатывались такие темы, как «Наступление на обороняющегося противника», «Прорыв укрепленной полосы», «Бой на окружение», «Внезапное нападение и выход из боя» и пр. Кроме этого, при организации учебного процесса новых очередей были предприняты меры по устранению имевшихся недостатков и сложностей. Так, например, военно-учебные пункты были полностью укомплектованы командным составом, для помощи в их работе организовались методические кабинеты. Работу всевобуча оживил приход участников Отечественной войны на должности командиров военно-учебных пунктов, военных инструкторов и учителей военного дела. Для тактических занятий были подготовлены в достаточном количестве деревянные макеты стрелкового оружия, для отработки приемов ведения штыкового боя - чучела и штыки, для обучения гранатометанию - модели гранат.

В комсомольско-молодежных специальных подразделениях в третьей очереди обучалось 2150, в четвертой очереди - 3489 человек [3. Д. 4032. Л. 35]. За четыре очереди обучения лучших результатов добились военкоматы Кях-тинского, Иволгинского, Кабанского, Бичурского, Джидинского, Закаменского, Тункинского и Баргузинского районов.

В июне 1943 г. началось обучение бойцов пятой очереди всевобуча. Упор в подготовке делался на допризывников 1926 г.р., которые сразу после обучения призывались в Красную Армию. За счет постоянного улучшения учебно-технической базы, а также повышения методических навыков военных руководителей качество обучения значительно возросло. В докладах районных военных комиссаров отмечалось, что «политико-моральное состояние призывников хорошее, в армию призван физически здоровый и грамотный резерв» [3. Д. 4033. Л. 12]. С января по июнь 1944 г. прошла военная подготовка граждан 1927 г.р. и старших возрастов, ранее не привлеченных к всевобучу. Обучению шестой очереди подлежало 4349 человек.

С декабря 1944 г. по 1 апреля 1945 г. проводилось военное обучение седьмой очереди всевобуча. К обучению было привлечено 5645 человек. В докладе областного военного комиссара А.К. Рязанцева отмечалось, что подготовка бойцов, стрелков седьмой очереди по республике, закончена с общей оценкой хорошо [1. Д. 4239. Л. 11].

В работе с населением широко использовались все методы пропаганды и агитации. Проводились лекции, устраивались тематические вечера по вопросам противовоздушной и противохимической обороны, организовывались встречи с фронтовиками, выпускались стенгазеты и боевые листки. Так, в октябре 1942 г. насчитывалось 97 агитпунктов в крупных селах Бурятии. Ключевым инструментом для пропаганды населения стало радио, которое озвучивало сводки Совинформбюро, приказы верховного главнокомандующего, новости с передовой, передачи о самоотверженном труде и патриотизме советских людей в тылу. Сильно возросла в годы войны и роль кинематографа, который не только информировал население о том, что происходит на фронте и в тылу, но и вдохновлял верить в победу. На экран вышли: «Разгром немецкий войск под Москвой», «Во имя Родины», «Два бойца», «Жди меня», транслировались и фильмы на различные военные и оборонные темы, например, «Снайпер в бою», «Приемы самоокапывания», «Рукопашный бой», «Граната» и пр.

Немалую роль в военно-физической подготовке населения сыграли спортивные общества и физкультурные организации, которые, несмотря на трудное положение в годы войны, не только не прекратили свою деятельность, но сосредоточили ее на развитии таких военно-прикладных видов спорта, как гранатометание и преодоление полосы препятствий, стрельба из боевого оружия, ведение штыкового и рукопашного боя, военизированные гонки, плавание, бег по пересеченной местности, легкоатлетических кроссы, марш-броски. С осени 1941 г. важное значение в системе всевобуча приобрела лыжная подготовка. В Бурятии по 20-часовой программе военно-лыжной подготовки обучение прошли более 23 000 человек.

Помимо спортивной работы физкультурные учебные заведения были задействованы как учебно-методические центры всевобуча, занимались разработкой программ, методических материалов и наглядных пособий, участвовали в подготовке общественных инструкторов по рукопашному бою, лыжному делу, специалистов по лечебной физкультуре и пр.

Таким образом, Бурятия, как и все другие тыловые регионы страны, в военные годы готовила для армии военно-обученный мобилизационный резерв. Обучение велось в системе всевобуча по единым учебным планам, которые отражали актуальные требования и запросы фронта. При наличии достаточного количества недочетов в организации всеобщего военного обучения (слабая

материально-техническая база, низкий уровень подготовки инструкторов, малограмотность большинства потенциальных курсантов, культурно-языковые различия, небольшой срок обучения) его главные задачи, поставленные на государственном уровне, по созданию резерва для укомплектования армии были выполнены. Военная подготовка носила непрерывный характер вплоть до окончания войны. За семь очередей подразделения всевобуча республики подготовили 47 062 человека, специальные комсомольско-молодежные подразделения - 11 543 человека, что облегчило работу военных комиссариатов в мобилизации граждан на фронт.

Литература и источники

1. Государственный архив Республики Бурятия (далее - ГАРБ). Ф. 1. Оп. 1.

2. ГАРБ. Ф. 1. Оп. 2.

3. ГАРБ. Ф. 11. Оп. 1.

4. ГАРБ. Ф. П-1. Оп. 1.

5. ГАРБ. Ф. П-36. Оп. 1.

6. ГАРБ. Ф. Р-1209. Оп. 1.

7. Женщины Бурятии в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.: документы и воспоминания. Улан-Удэ: Республиканская типография, 2005. 320 с.

8. Ковалев А.С., Калинин О.Н. Организация всеобщего военного обучения на территории Красноярского края в первые годы Великой Отечественной войны // Проблемы социально-экономического развития Сибири. 2019. № 4 (38). С. 123-131.

9. Ростов Н.Д. Сегодня всевобуч, а завтра в бою: анализ исторического опыта // Гуманитарные проблем военного дела. 2018. № 3 (16). С. 109-116.

10. Смирницкий А.Е. Военное обучение гражданского населения в годы Великой Отечественной войны (по материалам Горьковской области) // Военно-исторический журнал. 2019. № 7. С. 39-43.

11. Яценко К.В. Подготовка боевых резервов для Красной Армии в начале Великой Отечественной войны (на материалах Воронежской, Курской и Тамбовской областей) // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2021. № 4 (60). С. 84-90.

СОБОЛЕВА АНАСТАСИЯ НИКОЛАЕВНА - кандидат исторических наук, научный сотрудник отдела истории, этнологии и социологии, Институт монголоведения, буддологии и тибетологии Сибирского отделения Российской академии наук, Россия, Улан-Удэ ([email protected]; ОКОЮ: https://orcid.org/0000-0002-9861-1162)._

Anastasia N. SOBOLEVA ORGANIZATION OF UNIVERSAL MILITARY TRAINING IN BURYATIA IN 1941-1945

Key words: the Great Patriotic War, Buryatia, universal military training, Komsomol-youth units of universal military training, Osoaviakhim (Society for the Promotion of Aviation and Chemical Defense), the Russian Red Cross Society, mobilization, military commissariats.

The article is devoted to one of the most important tasks of the state in war conditions -preparing the population for homeland defense. The study of this problem on regional materials seems to be an urgent task for historical science, since each region is unique due to its historical, socio-economic, socio-cultural, natural-climatic and other features. Such studies expand the geographical scope and make it possible to identify similarities and differences characteristic of individual regions and the country as a whole. Therefore, on the basis of previously unpublished archival sources (which reflects the novelty of the study), the author examines the organization and progress of universal military training in the territory of the Republic of Buryatia in 1941-1945. The article analyzes the regulatory and legal foundations of the formation of universal military training, its chronology is studied in detail, seven stages (successions) of military training are characterized, the number of conscripted population by years is determined, the specifics of training programs are considered, organizational difficulties are studied, as well as the ways to solve them, the role and importance of universal military training in preparing the reserve for the front are revealed.

The fundamental principles and methods of scientific research were used in the work: histor-icism, comprehensiveness, objectivity. This made it possible to study the problem taking into account the specific historical situation in development, interrelation and inconsistency. As a brief conclusion, it should be noted that the main tasks set at the state level by universal military training to create a reserve for staffing the Red Army were fulfilled, despite a sufficient number of shortcomings in the organization (weak material and technical base, low level of instructors' training, low literacy of most potential cadets, short training period). The results of the study gave the opportunity to rethink the process of attracting Buryatia's human potential to meet the needs of the front, as well as to clarify the contribution of the region to achieving the victory.

The materials of the article can be used in preparing generalizing works and summaries on the history of the Great Patriotic War, for a separate study of military history, in the educational process with military personnel, as well as in developing seminars and special courses in the field of national history.

References

1. Gosudarstvennyi arkhiv Respubliki Buryatiya. Fond 1. Opis' 1 [State archive of the Republic of Buryatia. Archives 1. Anagraph 1].

2. Gosudarstvennyi arkhiv Respubliki Buryatiya. Fond 1. Opis' 2 [State archive of the Republic of Buryatia. Archives 1. Anagraph 2].

3. Gosudarstvennyi arkhiv Respubliki Buryatiya. Fond 11. Opis' 1 [State archive of the Republic of Buryatia. Archives 1. Anagraph 1].

4. Gosudarstvennyi arkhiv Respubliki Buryatiya. Fond P-1. Opis' 1 [State archive of the Republic of Buryatia. Archives P-1. Anagraph 1].

5. Gosudarstvennyi arkhiv Respubliki Buryatiya. Fond P-36. Opis' 1 [State archive of the Republic of Buryatia. Archives P-36. Anagraph 1].

6. Gosudarstvennyi arkhiv Respubliki Buryatiya. Fond R-1209. Opis' 1 [State archive of the Republic of Buryatia. Archives R-1209. Anagraph 1].

7. Zhenshchiny Buryatii v gody Velikoi Otechestvennoi voiny 1941-1945 gg.: dokumenty i vospominaniya [Women of Buryatia during the Great Patriotic War of 1941-1945: documents and memoirs]. Ulan-Ude, 2005, 320 p.

8. Kovalev A.S., Kalinin O.N. Organizatsiya vseobshchego voennogo obucheniya na territorii Krasnoyarskogo kraya v pervye gody Velikoi Otechestvennoi voiny [Organization of universal military training in the Krasnoyarsk territory in the early years of the Great Patriotic War]. Problemy sotsial'no-ekonomicheskogo razvitiya Sibiri, 2019, no. 4 (38), pp. 123-131.

9. Rostov N.D. Segodnya vsevobuch, a zavtra v boyu: analiz istoricheskogo opyta [Universal military training today and tomorrow in the battle: the analysis of historical experience]. Gumanitarnye problem voennogo dela, 2018, no. 3 (16). pp. 109-116.

10. Smirnitskii A.E. Voennoe obuchenie grazhdanskogo naseleniya vgody Velikoi Otechest-vennoi voiny (po materialam Gor'kovskoi oblasti) [Military training of civilians during the Great Patriotic War (based on Gorky region materials)]. Voenno-istoricheskii zhurnal, 2019, no. 7. pp. 39-43.

11. Yatsenko K.V. Podgotovka boevykh rezervov dlya Krasnoi Armii v nachale Velikoi Otechestvennoi voiny (na materialakh Voronezhskoi, Kurskoi i Tambovskoi oblastei) [Preparation of combat reserves for the red army at the beginning of the Great Patriotic War (on the materials of the Voronezh, Kursk and Tambov regions)]. Uchenye zapiski. Elektronnyi nauchnyi zhurnal Kurskogo gosudarstvennogo universiteta, 2021, no. 4 (60). pp. 84-90.

ANASTASIA N. SOBOLEVA - Candidate of Historical Sciences, Department of History, Ethnology and Sociology, Institute for Mongolian, Buddhist and Tibetan Studies of the Siberian Branch of the Russian Academy of Sciences, Russia, Ulan-Ude ([email protected]; ORCID: https://orcid.org/0000-0002-9861-1162)._

Формат цитирования: Соболева А.Н. Организация всеобщего военного обучения в Бурятии в 1941-1945 годах // Вестник Чувашского университета. - 2022. - № 4. - С. 104-110. 001: 10.47026/1810-1909-2022-4-104-110.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.