Научная статья на тему 'ОРГАНИЗАЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАФЕДРЫ В СОВРЕМЕННОМ ВУЗЕ: ПРОБЛЕМЫ, ПОИСКИ НОВЫХ ФОРМ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ'

ОРГАНИЗАЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАФЕДРЫ В СОВРЕМЕННОМ ВУЗЕ: ПРОБЛЕМЫ, ПОИСКИ НОВЫХ ФОРМ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
51
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАФЕДРА / ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / УЧЕБНАЯ РАБОТА / ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРОФОРИЕНТАЦИЯ / ПРЕПОДАВАТЕЛИ / СТУДЕНТЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Акутина С.П., Беганцова И.С., Щелина Т.Т.

Рассматривается проблема организации воспитательной работы в рамках функционирования кафедры как структурного подразделения вуза. Воспитательная работа на кафедре понимается как социально-педагогическая и психологическая деятельность, ориентированная на формирование и развитие востребованного на рынке труда конкурентоспособного специалиста, обладающего профессиональными компетенциями в той или иной области. Авторами описываются и анализируются направления работы кафедры с учетом возможностей их воспитательного потенциала и его реализации в контексте концепции воспитательной работы Арзамасского филиала ННГУ в целом. Четко сформулированные индикаторы профессиональной деятельности профессорско-преподавательского состава кафедры позволяют оценивать решение задач, связанных с организацией воспитательной работы и ее эффективностью, хотя как таковая воспитательная работа не выделяется отдельным блоком, но она логично вписана в каждое направление деятельности кафедры. Особенностью является приоритет мероприятий, связанных со спецификой кафедры и научной деятельностью ее преподавателей. Показано, что целенаправленно организованная воспитательная работа на уровне кафедры способствует не только формированию разнообразных компетенций будущего специалиста, но и его активной гражданской позиции, что соответствует целям и духу образовательного процесса современного инновационного вуза. Несмотря на имеющийся опыт и выстроенную систему, перспективным направлением в развитии кафедры является разработка новых программ воспитания в подготовке будущих специалистов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Акутина С.П., Беганцова И.С., Щелина Т.Т.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZING THE EDUCATIONAL ACTIVITIES AT THE DEPARTMENT OF A MODERN UNIVERSITY: PROBLEMS, SEARCH FOR NEW FORMS OF INTERACTION

The article deals with the question of organising educational work within the functioning of the department being a structural unit of the University. The educational workof at the department is understood as a type of social, pedagogic and psychological activity focused on organising a comfortable, safe environment for students and teachers, as well as managing diverse types, forms, methods and technologies of their activities in order to form and prepare a competitive specialist.The authors describe and analyze the fields of work of the department, taking into account the possibilities of their educational potential and its implementation in the context of the Concept of educational work of the Arzamas branch of Lobachevsky State University of Nizhny Novgorod as a whole. Clearly formulated indicators of the department teachers' make it possible to assess the solution of tasks related to organizing educational work and its effectiveness, although as such educational work is not allocated a separate block, but it is logically inscribed in each area of the department's activities. The peculiarity of the department's activities in this direction is the priority of activities related to the specifics of the department's activities and the scientific activities of the department's teachers.It is revealed that purposefully organized educational work at the department level contributes not only to forming various competencies of a future specialist, but also to his active civic position, corresponding to the goals and spirit of the educational process at a modern innovative university. Despite the existing experience and the built-up system, a promising direction concerning department development is creating the new educational programs for training future specialists.

Текст научной работы на тему «ОРГАНИЗАЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАФЕДРЫ В СОВРЕМЕННОМ ВУЗЕ: ПРОБЛЕМЫ, ПОИСКИ НОВЫХ ФОРМ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ»

182 Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки, 2022, № 3 (67), с. 182-187

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 378

DOI 10.52452/18115942_2022_3_182

ОРГАНИЗАЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАФЕДРЫ

В СОВРЕМЕННОМ ВУЗЕ: ПРОБЛЕМЫ, ПОИСКИ НОВЫХ ФОРМ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

© 2022 г. С.П. Акутина, И.С. Беганцова, Т.Т. Щелина

Акутина Светлана Петровна, д.пед.н.; доц.; профессор, заведующий кафедрой социальной работы,

сервиса и туризма Арзамасского филиала Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского

akutina@arz.unn.ru

Беганцова Ирина Серафимовна, к.психол.н.; доц.; доцент, заведующий кафедрой общей и практической психологии Арзамасского филиала Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского

bis@arz.unn.ru

Щелина Тамара Тимофеевна, д.пед.н.; проф.; профессор, заведующий кафедрой общей педагогики и педагогики профессионального образования, директор Арзамасского филиала Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского

ppf@arz.unn.ru

Статья поступила в редакцию 16.06.2022 Статья принята к публикации 29.07.2022

Рассматривается проблема организации воспитательной работы в рамках функционирования кафедры как структурного подразделения вуза. Воспитательная работа на кафедре понимается как социально-педагогическая и психологическая деятельность, ориентированная на формирование и развитие востребованного на рынке труда конкурентоспособного специалиста, обладающего профессиональными компетенциями в той или иной области.

Авторами описываются и анализируются направления работы кафедры с учетом возможностей их воспитательного потенциала и его реализации в контексте концепции воспитательной работы Арзамасского филиала ННГУ в целом. Четко сформулированные индикаторы профессиональной деятельности профессорско -преподавательского состава кафедры позволяют оценивать решение задач, связанных с организацией воспитательной работы и ее эффективностью, хотя как таковая воспитательная работа не выделяется отдельным блоком, но она логично вписана в каждое направление деятельности кафедры. Особенностью является приоритет мероприятий, связанных со спецификой кафедры и научной деятельностью ее преподавателей.

Показано, что целенаправленно организованная воспитательная работа на уровне кафедры способствует не только формированию разнообразных компетенций будущего специалиста, но и его активной гражданской позиции, что соответствует целям и духу образовательного процесса современного инновационного вуза. Несмотря на имеющийся опыт и выстроенную систему, перспективным направлением в развитии кафедры является разработка новых программ воспитания в подготовке будущих специалистов.

Ключевые слова: кафедра, воспитательная деятельность, учебная работа, инновационная деятельность, профориентация, преподаватели, студенты.

Введение

Традиции и опыт воспитательной работы в высших учебных заведениях нашей страны имеют давнюю историю еще с советских времен. На современном этапе развития российского образования этот вид деятельности приобретает новый формат, является должностной обязанностью преподавателей вуза и регулируется

рядом нормативно-правовых документов: федеральным законом «Об образовании» [1], «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений», постановлением Правительства РФ «О национальной доктрине образования в РФ», Стратегией развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года от 29 мая

2015 г. № 996-р и др. В этих документах поставлена задача воспитания нового поколения специалистов, способных осуществлять профессиональную деятельность в условиях многозадачности, востребованных на рынке труда, обладающих нравственными ценностями, высокой ответственностью, гражданской позицией, которая вытекает из насущных потребностей развития России. Основными составляющими принципов высшего образования являются обучение и воспитание будущих специалистов. Результаты взаимодействия со студенческой молодежью, передовые практики и проблемы воспитательной работы в вузах Российской Федерации отражены в публикациях и диссертационных исследованиях на эту тему (А.А. Колчи-на «Организация воспитательной деятельности в современном вузе» (2012), М.А. Горошкова «Модель воспитательной деятельности куратора студенческой группы в педагогическом вузе» (2011), Т.Т. Щелина, С.П. Акутина «Современные модели кураторства в высшем образовании» (2016)) [2; 3] и др. Значительная часть изученных нами научных трудов содержит анализ структурно-функциональных моделей организации воспитательной работы на уровне вуза или по крайней мере факультета, и лишь отдельные статьи посвящены опыту работы конкретной кафедры. Поэтому мы полагаем, данная статья позволит найти новый ракурс работы кафедры в вузе по воспитанию будущего специалиста.

Сама по себе воспитательная работа представляет собой отдельный вид деятельности кафедры. Именно она обеспечивает налаживание эффективного взаимодействия сотрудников кафедры друг с другом, со студентами и их родителями через использование инновационных форм и методов межличностного взаимодействия, обеспечивающих профессионально-личностную подготовку молодого специалиста.

Постановка проблемы

Управление воспитательной деятельностью осуществляется на различных уровнях: вуз - факультет - кафедра. Н.Н. Белогорцев [4], А.А. Дро-бязько [5], У.Г. Егорова [6], Л.А. Камалова [7], С.В. Куликова, Н.Н. Мальчукова, И.Е. Шемякина [8], Н.П. Макаркин [9], Т.Т. Щелина [10] и др. выделяют следующие уровни (звенья) системы внеучебной деятельности в вузе: ректорат, деканат, куратор студенческой группы. Каждое звено этой системы имеет свои полномочия, обязанности по отношению к системе в целом.

Однако, на наш взгляд, необходимо включить в эту систему еще один уровень - уровень

кафедры. Именно кафедра представляет собой не только некое профессиональное сообщество, но коллектив единомышленников, осуществляющих работу в различных направлениях, в частности в организации целостного учебно-воспитательного процесса, а именно:

- сотрудники кафедры не просто взаимодействуют со студентами, но в определенной степени оказывают им психолого-педагогическое и методическое сопровождение в течение всего периода обучения в конкретных видах учебной и внеучебной деятельности;

- они мотивируют их собственным примером, вводя в широкий круг научных интересов в целом и свой личный круг научных интересов, предлагая темы для научных исследований, проектов и др.;

- сама по себе работа кафедры раскрывает возможности для личностного и профессионального роста педагогов через различные виды внеучебного взаимодействия как с внешним социальным окружением, связанным с подготовкой контурных специалистов (социальными партнерами, работодателями и др.), так и студенческим сообществом в целом [2; 3];

- творческое сотрудничество преподавателей кафедры и студентов дает синхронизирующий эффект, проявляющийся в устранении формализованных отношений и выстраивании отношений эмоционально--личностных, «побочным эффектом» которых является развитие творческих инициатив, а также повышение уровня креативности преподавательско-студенческого сообщества;

- воспитательная работа на уровне кафедры содействует не только внутреннему командооб-разованию среди ее сотрудников, но образованию студенческих коллективов, объединенных единой кафедральной темой, а также кругом научных и социальных интересов.

Имея в виду все вышесказанное, считаем вполне доказанным тезис о недостаточной изученности вопроса о роли кафедр вуза в организации его целостного учебно-воспитательного процесса, в частности в аспекте анализа педагогического, организаторского, воспитательного потенциала кафедры как его основного структурного подразделения.

Исследование направлений деятельности кафедры

С учетом тенденций развития современного образования и приоритетов современной России в данном вопросе проблема организации системной воспитательной работы на уровне кафедры выступает в приоритете. Процесс воспитания в

вузе идет по двум направлениям: через учебный процесс - во время аудиторных занятий и через внеучебную работу - в свободное от учебных занятий время студента и преподавателя.

Оба обозначенных направления нацелены на подготовку специалиста, востребованного на рынке труда, понимающего и стремящегося к выполнению своей профессиональной миссии. Специалиста, не только владеющего необходимыми компетенциями, но способного выстраивать свой профессиональный маршрут в соответствии с требованиями актуального рынка труда и своими профессионально-личностными возможностями. В связи с этим возникает актуальная необходимость в формулировании современной концепции воспитания, учитывающей реалии высшего образования и потребности рынка труда, создающей благоприятные условия для личностного и профессионального развития будущего специалиста, ориентированного на нравственные, духовные и гражданско-патриотические ценности нашего общества, развивающегося в инновационных процессах политики, экономики, социальной сферы.

Планируя воспитательную деятельность, преподаватели кафедры понимают, что в вуз пришли, с одной стороны, взрослые люди, а с другой - студенты с еще не оформившимися профессиональными взглядами. Процесс воспитания студентов в ходе профессиональной подготовки складывается через «поступок» (М.М. Бахтин), «диалог с инакомыслящим» (С.В. Белова), со-бытие (Е.В. Бондаревская), единение с Другим (В.И. Слободчиков), «самопреодоление» и самоорганизацию (В.В. Сериков). Помогая студенту решать сложные профессиональные задачи, профессорско-преподавательский состав кафедры способствует становлению его как профессионала [11].

С целью разработки стратегии развития вуза в целом и кафедры как его основного структурного подразделения в Арзамасском филиале ННГУ была разработана концепция воспитательной работы, цель которой состоит в том, чтобы сохранить и приумножить традиции и положительный опыт кафедр, накопленный за годы существования вуза, а также побудить опытных педагогов и молодых коллег к поиску новых разнообразных видов и форм взаимодействия со студентами. Кроме того, разработаны перспективные планы развития кафедр. В них как таковая воспитательная работа не выделяется отдельным блоком (направлением), но она логично вписана в каждое направление и осуществляется в ходе решения целого ряда задач, выполнение которых выявляется с помощью четко сформулированных индикаторов профес-

сиональной деятельности профессорско-преподавательского состава кафедры.

В рамках учебной деятельности на кафедре решаются такие задачи, как реализация содержательно оформленного практико-ориентиро-ванного подхода к обучению; трансляция и презентация инновационных технологий в преподавании дисциплин; использование механизмов внутренней независимой оценки качества образования; расширение связей с социальными партнерами Нижегородской области, подписание долгосрочных договоров и соглашений о стратегическом партнерстве, менеджмент активных образовательных технологий (проблемно-ориентированного, проектного, дистанционного обучения; повышение квалификации ППС в области современных технологий обучения, проведение руководителями ООП ежегодной самооценки по критериям модели оценки качества образования: мониторинг актуальности РПД, РПП, ФОС, программ ГИА на моменты проектирования, разработки и реализации). Тесное взаимодействие с работодателями позволяет реализовать практико-ориентированное обучение, сформировать у обучающихся определенный набор профессиональных компетенций, ускорить адаптацию выпускников к корпоративной культуре, а также формировать у студентов навыки разработки и реализации социально значимых проектов. Все это позволяет студентам сформировать представление о том, каким должен быть современный специалист, как должны соотноситься его личностные и профессиональные качества и компетенции.

В рамках научной деятельности решаются следующие задачи: разработка и реализация перспективных научных тем с учетом потенциала сотрудников кафедры совместно со студентами и возможности ведения исследований в кооперации с другими кафедрами, вузами, а также общественными организациями; формирование научных групп преподавателей и студентов и их плановая деятельность; публикационная и грантовая активность; проведение актуальных научных мероприятий (конференций различного уровня и научного статуса, форумов, стратегических сессий, публикаций в сборниках трудов конференций и научных журналах, в индексируемой научной периодике). Важную роль в приобщении студентов к науке играет привлечение их к научным исследованиям, закрепленным в статьях, курсовых и выпускных квалификационных работах, совместная разработка и внедрение в образовательный процесс вуза социальных технологий волонтер-ства в рамках освоения помогающих профессий; продвижение результатов научных исследований

на олимпиадах (конкурсах), выставках, фестивалях, участие в исследовательских грантах.

Инновационная деятельность как отдельное направление включает в себя реализацию актуальных для кафедры социальных трендов современного российского общества; разработку проектных решений в рамках национальных (федеральных) проектов; разработку проектных решений в рамках программ инновационного развития города и области; формирование и развитие наставнического сопровождения деятельности общественных объединений студенческой молодежи (НСО, творческие студии, КВН, команда волонтеров), поддержку общественных инициатив и проектов студентов («Открытый Арзамас»); организацию участия студентов во Всероссийской олимпиаде «Я - профессионал».

Внедрение в учебно-воспитательный процесс технологий здоровьесбережения, безопасной и комфортной образовательной среды и профилактика разного рода зависимостей осуществляется через организацию встреч со специалистами-медиками, подготовкой и распространением просветительских материалов, брошюр, мейле-ров по формированию здоровой жизнедеятельности через спортивные и оздоровительные конкурсы, игры, походы, соревнования.

Немаловажную роль в организации работы кафедры по воспитанию профессионала играет профориентационная деятельность, которая включает четкое содержание и конкретные формы деятельности по привлечению абитуриентов; по профильному трудоустройству выпускников; по содержанию и формам пиар-деятельности (участие студентов совместно со школьниками города и района в ежегодной акции «Каникулы по-взрослому!», в Дне открытых дверей в различных форматах, проведение конкурса социальных проектов «Социальная инициатива - помочь может каждый!», «Познавая других - познаю себя», в социальной сети «ВКонтакте» специальных бесед для абитуриентов и их родителей с целью консультационной работы с абитуриентами с использованием интернет-технологий), проведение фестиваля педагогического мастерства, участие преподавателей и студентов в молодежном форуме «Протяни руку жизни», обучение выпускников (совместно со специалистами службы занятости населения) правилам поведения на рынке труда; участие в обучающих семинарах «Правила составления эффективного резюме», «Стратегия поиска работы» для выпускников вуза, организация встречи студентов с выпускниками факультета, работающими в профильных организациях, расширение спектра партнеров для взаимодействия по организации профориентаци-онной деятельности с учетом потребности в

молодых специалистах. Регулярное проведение мастер-классов, обучающих вебинаров (онлайн) с приглашением профессиональных специалистов из разных компаний, в том числе самой крупной 1Т-компании по подбору персонала и поиска работы Superjob, которые рассказывают о тенденциях рынка труда, имеет воспитательный аспект подготовки обучающихся, помогает студентам сориентироваться в мире новых профессий, грамотно оценивать свои профессиональные возможности и серьезно относиться к выбору профессионального пути.

Продвижение результатов деятельности студентов осуществляется на конкурсах, выставках, фестивалях, что создает условия для самореализации творческого потенциала личности каждого студента в контексте конкретной деятельности. Обобщение опыта эффективной организации психолого-педагогического сопровождения самоопределения и профессиональной ориентации обучающихся дает возможность его трансляции посредством семинаров и мастер-классов. Организация и проведение совместных мероприятий для учащихся и студентов дает возможность последним получить позитивный первичный опыт профессиональной деятельности. Разноплановая воспитательная деятельность преподавателей кафедры позволяет формировать у студентов «личностно-профессиональную позицию, в которой интегрированы ценности профессиональной этики и собственно профессиональные компетенции» (Н.Л. Селиванова).

Методы оценки деятельности кафедры

Воспитательная работа на кафедре связана с деятельностью конкретных представителей преподавательско-студенческого сообщества, которые осуществляют планирование и реализацию деятельности по тому или иному направлению. Мониторинг данной деятельности логично проводится в конце учебного года посредством анализа качественных и количественных показателей, формально закрепленных в кафедральной документации.

Мы поддерживаем точку зрения ученых О.А. Мусориной, С.Г. Сорокиной [12], которые выделяют на кафедральном уровне следующие методы оценки и самооценки эффективности деятельности преподавателей в сфере воспитательной работы: формальный, который включает наличие ежегодного плана воспитательной работы, отчета о воспитательной работе, регламентирующих этот вид деятельности; статистический, включающий статистические данные о количестве и качестве проводимых мероприятий, число участников со стороны преподавателей и студентов; метод качественного анализа -

актуальность и востребованность проводимых мероприятий; информационный, который включает анонсы мероприятий, размещение информации в печатных и электронных СМИ, социальных сетях, сбор и подробный анализ отзывов участников мероприятий с оценкой эффективности, проблем, трудностей и путей выхода из неудачно проведенных досуговых мероприятий, праздников. Впоследствии на заседаниях кафедры анализируются удачные воспитательные дела и проблемы с конкретными предложениями по их улучшению и эффективности. На методических совещаниях кураторов студенческих групп с приглашением актива студентов составляется перспективный план воспитательной работы кафедры на следующий год с учетом ошибок.

Необходимо отметить, что еще одной не менее важной оценкой результативности деятельности кафедры является процент трудоустройства выпускников по выбранной специальности, «интенция к самостроительсту» (Л.С. Пастухова, В.В. Сериков). В целом при организации воспитательных мероприятий преподаватели ориентируются на идеи субъектного подхода, согласно которому любое воздействие на значимого другого сопряжено с взаимным встраиванием в ценностную систему друг друга взаимодействующих субъектов, что способствует взаимному развитию личностных и профессиональных ресурсов в диаде «преподаватель-студент».

Выводы

Целенаправленная профессионально-направленная воспитательная работа кафедры как одного из важных структурных подразделений вуза обеспечивает не только подготовку грамотного специалиста, но и способствует формированию его личностной и гражданской позиции в контексте выбранного направления подготовки и возможностей ближайшего трудоустройства, профессионального самоопределения и саморазвития. Несмотря на имеющийся опыт и выстроенную систему, перспективным направлением в развитии кафедры является разработка новых программ воспитания в подготовке будущих специалистов. Содержание перспективных программ воспитания должно включать в себя не только описание и логически выстроенный индивидуальный воспитательный маршрут каждого студента в период обучения в вузе, но и роль кафедры как важного звена в осуществлении целостной траектории развития будущего специалиста. При этом необходимо не просто заложить критерии оценки деятельности кафедры по рассматриваемым выше направлениям, но обеспечить их валид-

ность и надежность через систему предлагаемых форм, технологий и методов работы, способствующих повышению результативности воспитательной работы кафедры как структурного подразделения вуза.

Список литературы

1. Закон РФ №273-ФЗ «Об образовании» (ред. от 12.05.2019) [Электронный ресурс]. URL: https:// dogovor-шristm/законы/закон_об_образовании/ (дата обращения: 21.04.2022).

2. Акутина С.П., Калинина Т.В. Формирование смысложизненной концепции современного студенчества в процессе профессионального воспитания в вузе // Научный диалог. 2016. № 3 (51). С. 255-266.

3. Акутина С.П., Щелина Т.Т. Современные модели кураторства в высшем образовании // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. 2016. № 1 (41). С. 173-178.

4. Белогорцев Н.Н. Воспитательная работа как форма развития общекультурных компетенций у студентов гуманитарных вузов // Инновационная наука. 2017. № 2-2. С. 166-168.

5. Дробязько А.А. Воспитательная работа в вузах: государственное регулирование и опыт организации // Вестник ФГОУ ВПО «Московский государственный агроинженерный университет им. В.П. Горячки-на». 2010. № 3 (42). С. 51-53.

6. Егорова У.Г. Психологическая работа с родителями студентов в контексте воспитательного процесса в вузе // Профессиональное самоопределение молодежи инновационного региона: проблемы и перспективы: Сборник статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции (Красноярск, 27 ноября - 5 декабря 2014 г.). Красноярск, 2014. С. 69-72.

7. Камалова Л.А. Критерии оценки воспитательной работы в современном российском вузе // Образование и саморазвитие. 2015. № 4 (46). С. 105-111.

8. Куликова С.В., Мальчукова Н.Н., Шемякина И.Е. Воспитательная работа вуза в современной образовательной системе // Мир науки. 2018. № 5 [Электронный ресурс]. URL: https://mirnauki.com/ PDF/66PDMN518.pdf (дата обращения: 15.04.2022).

9. Макаркин Н.П., Мартынова М.Д. Воспитательная работа в вузе: проблема инноватики // Аккредитация в образовании. 2006. № 11. С. 32-33.

10. Shchelina T., Akutina S., Begantsova I. et al. Psychological-Pedagogical Diagnostics of the Development of Individuals and Groups in the Education of Modern Students // Revista ESPACIOS. Año 2017. Vol. 38 (N° 35). Р. 33. URL: http://www.revistaespacios. com/a17v38n35/17383533.html

11. Аширов Д.В., Пастухова Л.С., Турлакова О.Е. Воспитание в высшей школе: поиск современной модели // Ценности и смыслы. 2021. № 2 (72). С. 78-94.

12. Мусорина О.А., Сорокина С.Г. Организация воспитательной работы в вузе на уровне кафедры: концепция, содержание, методы оценки эффективности // Образование: опыт и перспективы развития / Чувашский республиканский институт образования. Чебоксары: Изд-во ООО «Издательский дом «Среда», 2019. С. 72-81.

ORGANIZING THE EDUCATIONAL ACTIVITIES AT THE DEPARTMENT OF A MODERN UNIVERSITY: PROBLEMS, SEARCH FOR NEW FORMS OF INTERACTION

S.P. Akutina, I.S. Begantsova, T.T. Shchelina

Lobachevsky State University of Nizhny Novgorod, Arzamas branch

The article deals with the question of organising educational work within the functioning of the department being a structural unit of the University. The educational workof at the department is understood as a type of social, pedagogic and psychological activity focused on organising a comfortable, safe environment for students and teachers, as well as managing diverse types, forms, methods and technologies of their activities in order to form and prepare a competitive specialist.

The authors describe and analyze the fields of work of the department, taking into account the possibilities of their educational potential and its implementation in the context of the Concept of educational work of the Arzamas branch of Lobachevsky State University of Nizhny Novgorod as a whole. Clearly formulated indicators of the department teachers' make it possible to assess the solution of tasks related to organizing educational work and its effectiveness, although as such educational work is not allocated a separate block, but it is logically inscribed in each area of the department's activities. The peculiarity of the department's activities in this direction is the priority of activities related to the specifics of the department's activities and the scientific activities of the department's teachers.

It is revealed that purposefully organized educational work at the department level contributes not only to forming various competencies of a future specialist, but also to his active civic position, corresponding to the goals and spirit of the educational process at a modern innovative university. Despite the existing experience and the built-up system, a promising direction concerning department development is creating the new educational programs for training future specialists.

Keywords: department, educational activity, educational work, innovative activity, career guidance, teachers, students.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.