Научная статья на тему 'ОРГАНИЗАЦИЯ, ВООРУЖЕНИЕ И ТАКТИКА АВСТРО-ВЕНГЕРСКИХ ШТУРМОВЫХ ЧАСТЕЙ В ГОДЫ ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ'

ОРГАНИЗАЦИЯ, ВООРУЖЕНИЕ И ТАКТИКА АВСТРО-ВЕНГЕРСКИХ ШТУРМОВЫХ ЧАСТЕЙ В ГОДЫ ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
130
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ШУРМОВЫЕ ЧАСТИ АВСТРО-ВЕНГЕРСКОЙ АРМИИ / ПЕРВАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА / АSAULT UNITS OF THE AUSTRO-HUNGARIAN ARMY / WORLD WAR I

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Олейников Алексей Владимирович

В статье представлены организация, вооружение и тактика австро-венгерских штурмовых частей, одного из главных противников русской армии в годы Первой мировой войны 1914- 1918 гг., к концу её ставших элитой вооружённых сил своей страны.The article presents the organization, armament and tactics of the Austro-Hungarian assault units, one of the main opponents of the Russian army during World War I of 1914-1918, which by the end of it became the elite of the armed forces of their country.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОРГАНИЗАЦИЯ, ВООРУЖЕНИЕ И ТАКТИКА АВСТРО-ВЕНГЕРСКИХ ШТУРМОВЫХ ЧАСТЕЙ В ГОДЫ ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ»

3 Российский государственный архив Военно-морского флота (РГА ВМФ). Ф. Р-92. Оп. 7. Д. 241. Л. 10.

4 Там же. Л. 11.

5 Амусин Б.М., Кинякин И.Н., Урюпин М.Б. и др. Морские инженеры и строители Балтийского флота: История и современность. Калининград, 2006. С. 58.

6 Там же. С. 59.

7 РГА ВМФ. Ф. Р-1483. Оп. 1. Д. 310. Л. 12, 13.

8 Там же. Л. 13.

9 Там же. Л. 14.

10 Там же. Л. 15.

11 Там же. Л. 6.

12 Там же. Л. 6, 7.

13 Там же. Л. 8.

В ЗАРУБЕЖНЫХ АРМИЯХ

ОЛЕЙНИКОВ Алексей Владимирович — доцент кафедры гражданско-правовых дисциплин Астраханского государственного технического университета, кандидат юридических наук (E-mail:

stratig00@mail.ru)

ОРГАНИЗАЦИЯ, ВООРУЖЕНИЕ И ТАКТИКА АВСТРО-ВЕНГЕРСКИХ

ШТУРМОВЫХ ЧАСТЕЙ В ГОДЫ ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ

С конца лета 1916 года в войсках Австро-Венгрии началось формирование штурмовых частей. Изначально командирам предоставили широкую самостоятельность в области как их организации, так и обучения. В 1917 году структурно штурмовые войска Двуединой монархии подразделялись на штурмовые батальоны при армиях и корпусах, дивизионные штурмовые и охотничьи роты и полковые штурмовые команды. В 1918-м в каждой пехотной дивизии уже имелся штурмовой

батальон, а в каждой отдельной бригаде — штурмовой полубатальон, которые носили номера своих дивизий или отдельных бригад. Соответственно, существовало столько штурмовых батальонов, сколько и дивизий. Например, в летнем наступлении австро-венгерской армии 1918 года приняли участие подразделения 12 штурмовых батальонов. На уровне полка появились штурмовые роты (нумерация по номеру «родного полка») — они входили в состав дивизионного батальона, а в пехотных ротах были созданы штурмовые взводы (прежде всего для проведения разведки или специальной операции на вражеских аванпостах). Сводный характер — отличительная черта штурмовых частей австро-венгерской армии. Кроме того, создавались импровизированные штурмовые отряды применительно к боевой ситуации. Так, роты горных проводников (оснащённые соответственно) служили и разведчиками для линейных войск в горах, но зачастую такая рота или выделенный из её состава взвод использовались как штурмовое подразделение. Вклинившись в оборону противника, они наносили внезапный удар во фланг и тыл, облегчая атаку главным силам.

В составе штурмового батальона имелись: 4 или 5 рот — пулемётная (6 пулемётов), миномётная (6 миномётов), бомбомётная (6 бомбомётов), прожекторное отделение (2 больших прожектора); колонна грузовых автомобилей (из расчёта на батальон); огнемётная команда (малые огнемёты германского производства, большие — австрийского), подразделение связи. С конца 1917 года появилось батальонное подразделение траншейных орудий1. В штурмовую роту входили: 4 штурмовых патруля по 10 человек (унтер-офицер и бойцы); 4 отделения пехоты (120 человек); рабочее отделение (20 человек); санитарное отделение (унтер-офицер и 4 рядовых); имелись 2 малокалиберных миномёта, телефонное и сигнальное отделения (по унтер-офицеру и 4 рядовых). Штурмовая рота, как правило, придавалась пехотному полку. Охотничьи роты также осуществляли штурмовые обязанности, но их главной задачей оставалась разведка в интересах полка или дивизии. Во время атаки охотничья рота при необходимости усиливала или заменяла

штурмовую. В среднем в ней состояли 2 охотничьих взвода (по 50 человек) и 2 ударных патруля (по 75). Считается, что их создание стало реакцией австрийцев на эффективную деятельность охотничьих команд российской императорской армии (их главная задача — полковая разведка). Появление таких подразделений относилось к 1915 году. Если считать их предшественниками штурмовых частей, то процесс создания штурмовых подразделений у немцев и австрийцев шёл параллельно, но у первых предшественниками были подразделения «чистильщиков окопов», а у вторых — охотничьи команды. Главной функцией охотничьих команд были поиск и разведка, поэтому появление собственно штурмовых частей связывается с германским опытом. В ряде боёв и штурмовые, и охотничьи роты распределялись в виде штурмовых групп между пехотными батальонами. С 1918 года охотничьи подразделения переименовывались и включались в состав штурмовых. В кавалерийских частях существовали также полковые и дивизионные штурмовые команды, впоследствии штурмовые полуполки.

Стандартное вооружение штурмовика: винтовка или карабин (при себе боец носил 40—60 патронов), штык и гранаты. Главным оружием австрийского пехотинца была магазинная винтовка системы Манлихера с клинковым штыком. Винтовка имела пятизарядный магазин и существовала в трёх модификациях: 1886, 1888 и 1895 гг. Наиболее часто на вооружении штурмовиков встречались варианты последней: собственно пехотная винтовка М1895; кавалерийский карабин М1895 (имел укороченный ствол, крепление ружейного ремня обеспечивало удобное ношение карабина в положении «за спину», штык и деталь для его крепления отсутствовали); штуцер М1895 (вариант карабина с деталью для крепления штыка). Штуцер предпочитался из-за его лёгкости и удобства в ближнем бою. Патрон был 8мм калибра, пуля — в мельхиоровой оболочке, сердечник свинцовый; впоследствии мельхиор заменили сталью. Гильза центрального воспламенения оказалась более удачных размеров, чем французская гильза: корпус и шляпка гильзы системы Манлихера меньшего диаметра, поэтому в магазине патроны занимали меньше места, магазин получался

компактнее. При пачечном заряжании манлихера магазин не нужно было наполнять из обоймы, так как патроны вкладывались в него сразу все вместе с металлической пачкой; по израсходовании последнего патрона пачка выпадала вниз через специальное окошко. Это, несомненно, давало выигрыш времени при заряжании по сравнению с маузером или винтовкой системы Мосина, но пачки несколько увеличивали общий вес носимого боезапаса при том же числе патронов. Затвор прямого движения и пачечная обойма значительно увеличивали скорострельность винтовки. При испытаниях на скорострельность из винтовки системы Манлихера производили до 30 и более выстрелов в минуту; стреляли прицеливаясь (в аналогичных условиях из российской винтовки системы Мосина выпускали 20 выстрелов в минуту). К хорошим качествам карабина следует отнести большую прочность и незначительную отдачу. Длина карабина — 1000 мм, вес — немногим больше 3 кг, штык не был предусмотрен. При большой скорострельности, мягкой отдаче и сравнительно небольшом весе недостатком манлихера оставалась большая, чем у прочих винтовок, чувствительность к запылению и несколько большее усилие при работе затвора. Иногда использовалось союзное оружие (например, германские и турецкие винтовки системы Маузера), и, разумеется, штурмовики активнее других использовали трофейное стрелковое оружие — итальянские винтовки системы Манлихер-Каркано образца 1891 года калибра 6,5 мм, русские винтовки системы Мосина образца 1891 года (как переделанные под австрийский 8-мм патрон, так и непеределанные и использовавшиеся с трофейными боеприпасами). <...>

Полный вариант статьи читайте в бумажной версии «Военно-исторического журнала» и на сайте Научной электронной библиотеки http:www.elibrary.ru

ПРИМЕЧАНИЯ

1 О штурмовых частях германской и австро-венгерской армий. По сведениям к сентябрю 1917 года / Сост. Танеев. Б.г.: Б.м.; Действующая армия, типогр. штаба 9-й армии. С. 15.

ЗАБЫТОЕ ИМЯ

ИБРАГИМОВА Зарема Хасановна — старший научный сотрудник Отдела Центральной Азии и Кавказа Института востоковедения РАН, кандидат исторических наук (E-mail: ZaremaHas@mail.ru)

ОТ НИЖНЕГО ЧИНА ДО ПОЛНОГО ГЕНЕРАЛА

Кавказская война 1817—1864 гг. с обеих сторон выдвинула немало талантливых военачальников. Один из них — Николай Иванович Евдокимов (1804—1873), человек, о котором принято говорить — он сделал себя сам. И это действительно так. Уроженец станицы Наурской, сын простого казака, начав службу в 16 лет вольноопределяющимся в Тенгинском пехотном полку, он более трёх лет проходил в нижних чинах. Случай, который он умело использовал1, помог ему в 1824 году получить звание прапорщика, что стало первой ступенькой к поистине головокружительной карьере: граф и генерал-адъютант (с 1859 г.), генерал от инфантерии (1864), с 1860 года — начальник войск на Восточном Кавказе, а с 1862 года — фактический руководитель всеми боевыми действиями против горцев. Именно он, захватив в 1859 году укреплённые аулы Ведено и Гуниб, принудил Шамиля сдаться, за что 17 апреля2 1859 года получил орден Святого Георгия 3-й степениЗ.

Что же помогало Евдокимову, не имевшему ни военного, ни гражданского образования4, столь стремительно продвигаться по служебной лестнице?

Талант, храбрость, отменное здоровье, знание горских языков и обычаев, умение оказываться в нужное время в нужном месте и стремление постоянно учиться. Уже будучи в генеральском звании,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.