Научная статья на тему 'ОРГАНИЗАЦИЯ ВОИНСКОГО УЧЕТА: ВЗГЛЯД БУХГАЛТЕРА'

ОРГАНИЗАЦИЯ ВОИНСКОГО УЧЕТА: ВЗГЛЯД БУХГАЛТЕРА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
68
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
воинский учёт / бухгалтерия / отчётность / коммерческие организации / military registration / accounting / reporting / commercial organizations

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Е.Е. Голова

Геополитические проблемы, с которыми столкнулась Россия создали объективные предпосылки совершенствования порядка ведения воинского учёта в организациях. У многих бухгалтеров возникло множество вопросов: как вести учёт, в какие сроки сдавать отчётность и какую. С 2023 года стали вводиться более жёсткие санкции в отношении предприятий, не взаимодействующих с военкоматами, что создало ещё более активный стимул и одновременно интерес в отношении правильности и порядка ведения воинского учёта в отношении работников предприятия. Поскольку чаще всего этими обязанностями занимаются именно бухгалтерские службы, кадровые подразделения, автор рассмотрела этот аспект с бухгалтерской точки зрения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATION OF MILITARY REGISTRATION: AN ACCOUNTANT'S VIEW

The geopolitical problems that Russia has faced have created objective prerequisites for improving the procedure for maintaining military records in organizations. Many accountants have many questions: how to keep records, when to submit reports and what type of reports. Since 2023, more stringent sanctions have been introduced against enterprises that do not interact with military registration and enlistment offices, which has created an even more active incentive and, at the same time, interest in the correctness and procedure for maintaining military registration in relation to enterprise employees. Since most often these responsibilities are carried out by accounting services and personnel departments, the author examined this aspect from an accounting point of view.

Текст научной работы на тему «ОРГАНИЗАЦИЯ ВОИНСКОГО УЧЕТА: ВЗГЛЯД БУХГАЛТЕРА»

ОРГАНИЗАЦИЯ ВОИНСКОГО УЧЕТА: ВЗГЛЯД БУХГАЛТЕРА Е.Е. Голова, канд. экон. наук, доцент

Омский государственный аграрный университет имени П.А. Столыпина (Россия, г. Омск)

DOI:10.24412/2411-0450-2023-10-1-104-107

Аннотация. Геополитические проблемы, с которыми столкнулась Россия создали объективные предпосылки совершенствования порядка ведения воинского учёта в организациях. У многих бухгалтеров возникло множество вопросов: как вести учёт, в какие сроки сдавать отчётность и какую. С 2023 года стали вводиться более жёсткие санкции в отношении предприятий, не взаимодействующих с военкоматами, что создало ещё более активный стимул и одновременно интерес в отношении правильности и порядка ведения воинского учёта в отношении работников предприятия. Поскольку чаще всего этими обязанностями занимаются именно бухгалтерские службы, кадровые подразделения, автор рассмотрела этот аспект с бухгалтерской точки зрения.

Ключевые слова: воинский учёт, бухгалтерия, отчётность, коммерческие организации.

Нестабильная геополитическая ситуация создаёт объективные предпосылки для повышения уровня безопасности в стране, одной из ключевых элементов которой, в частности, является организация воинского учёта.

Воинский учёт можно рассматривать как систему методов и приёмов, которая обеспечивает сбор и регистрацию всех данных в части лиц призывного возраста в единой базе данных, а также дальнейшее обновление данной информации [1].

Такая система полезна тем, что даёт возможность компетентным органам осуществлять контроль как военнообязанные исполняют свой воинский долг, а также следить за наличием случаев незаконного отклонения от него.

Как и любая сфера воинский учёт регулируется государством посредством нормативно-правовых актов, среди которых закон «О воинской обязанности и военной службе» № 53-Ф3 от 28.03.1998 г. [2], а также положение о воинском учёте № 719 от 27.11.2006 г. [3].

Согласно положению о воинском учёте, его ведение необходимо для:

- в периоды спокойной обстановки в стране - для обеспечения контроля исполнения воинского долга и препятствие за уклонением от его исполнения;

- в периоды военных конфликтов - для возможной мобилизации военнообязанного населения и распределения трудовых ресурсов для государственных структур И].

Для получения актуальной информации военные комиссариаты должны обеспечивать учёт всех потенциальных мужчин призывного возраста, ранее он был: 18-27 лет. С 2024 года крайняя граница увеличена до 30 лет. Информация о лицах, имеющим отсрочку также отслеживаются, и граница здесь также продлена до уровня 30 лет. Также учёту подлежат женщины с военными специальностями (врачи) [5].

Воинский учёт бывает общий и специальный. Специальный учёт распространяется на военных, так называемая, бронь, чтоб в период военного времени такая категория людей обеспечивала бесперебойную работу в той или иной сфере (например, сотрудники оборонных предприятий).

Рассмотрим, как же с точки зрения бухгалтерского учёта ведётся воинский учёт. Если никогда не вела учёт, то обязательно нужно сделать по месту регистрации организации. Если организация имеет филиалы и/или представительства, то их нет необходимости ставить на учёт в каждом городе, где они расположены. Однако, подавая документы для постановки на воинский учёт важно помнить, что в настоящее вре-

мя нет определённой процедуры постановки на учёт и самым целесообразным будет обратиться в военкомат и уточнить каков порядок и какие документы необходимо представить. Многие специалисты рекомендуют ознакомится Методическими рекомендациями по ведению воинского учёта в организациях, утверждённые Генштабом ВС РФ 11.07.2017 г. Обычно представляют: учредительные документы (копии), карточка организации (по форме 10 с 08.01.2022 г.), приказ об организации воинского учёта [6].

Ответственность за ведение воинского учёта несёт непосредственно руководитель организации и лица, назначенные для ведения подобного учёта на предприятии. В приказе о воинском учёте, который необходимо представить в комиссариат должно быть проспано кто занимается ведением такого учёта в организации, а в случае его отсутствия (больничный, отпуск) кто будет его замещать.

Обычно если в организации численность до пяти ста человек этим занимается один человек, например, кадровик или бухгалтер по зарплате. А вот если более пяти ста человек надо уже выделять отельное лицо, которое будет заниматься только данными обязанностями [7].

После подачи документов на воинский учёт организации выдаётся справка о по-

становке на воинский учёт. Обязанность руководителя организации оборудовать место для хранения документов для воинского учёта и обеспечить доступ к ним только лиц, занимающихся его ведением. Вообще в организации должна быть издана специальная инструкция по ведению воинского учёта, где прописываются обязанности кадровика, а также права и обязанности сотрудников, нормы законодательства, которые должны быть соблюдены в работе, ответственность за нарушение правил ведения учёта [8].

Воинский учёт ведётся на основании документов: для тех, кто, ещё не отслужил - приписное свидетельство; а для тех, кто отслужил (в запасе) - военный билет. Когда мужчина поступает на работу в 2023 году кадровик должен проверить наличие этих документов, правильность и полноту их заполнения. Затем заводится личная карточка (на каждого сотрудника), где отражается информация о семейном положении, образовании, месте жительства и т.д. Если же кому-то из сотрудников организации приходит повестка, то кадровик должен поставить об этом в известность сотрудника, а уже организация должна поспособствовать его своевременной явке в военкомат, объяснить ответственность в случае неявки (рис. 1).

Рис. 1. Список отчётов, которые надо сдавать в военкомат

Ещё одна важная работа - это бронирование, т.е. закрепление за предприятием нужных ему специалистов на время военного времени. Также кадровик обязан представлять в военкомат сведения о вновь принятых на работу специалистах, обновлять информацию о них. С 5 августа 2023 года введена в действие форма уведомления военкомата о принятии/увольнении сотрудников на работу. Важно, верно, без нарушений вести учёт, поскольку с 01.10.2023 г. введены более строгие штрафы за нарушение правил ведения учёта и передачи информации в военкоматы: должностные лица заплатят порядка 50 000 рублей, а на саму организацию могут наложить штраф до 400 000 рублей [9].

При этом, организацию учёта комиссариат имеет право проверять: если занято до пяти ста человек, то ежегодно, а вот ес-

ли более пяти ста человек, то раз в три года. О проверке сообщают заранее: до 31.12 текущего года должны сообщить, что будет проверка в следующем году, а вот непосредственно перед проверкой повторно напомнят за пять дней до проверки.

Ведение воинского учёта в 1С зависит от её конфигурации. Так, в 1С: Бухгалтерия 8.3 ввод данных о военнообязанных несколько органичен, он заключается в занесении информации о военном билете и военкомате, куда прикреплён работник. Все действия совершаются в справочнике физических лиц. Ведение воинского учёта в 1С 8.3: ЗУП заключается в возможности назначения ответственного лица, ввод данных в личные карточки и их последующее изменение, формирование внутренней и регламентированной отчётности (рис. 2).

Крон-Ц: Ответственные лица *

^Записать и закрыть^^ Отмена

Руководитель | Булатов Игорь Виленович 1-М

Генеоальный диоектор

Главный бухгалтер | Солодовникова Мария Пахомовна 1-М

Начальник управления — главный бухгалтер

Кассир: Сорока Петр Максимович

Ведущий инженер

Руководитель кадровой службы | Кузьминых Борис Семенович I'M

1 Ответственный за ВУР | Ваньков Александр Матвеевич 1-м Л

j

Сведения об ответственных пицах действуют с 30 11 2012

История изменения сведений об ответственных пицах

Рис. 2. Назначение ответственного за воинский учёт в 1С 8.3: ЗУП

Но эти настройки могут быть по умолчанию отключены, поэтому предварительно нужно проверить настройки [10].

В СБИС автоматически заполняется карточка военнообязанного, а также формируются все необходимые отчёты для военкомата. Для этого достаточно внести данные работника в программу, если необходимо, то можно обновить их и все автоматически отразиться в системе и в

Многие современные программные продукты для бухгалтерий весьма быстро переориентировались на необходимость ведения воинского учёта и программы были дополнены всей требуемой комиссариатом информацией, что сделало работу в них более удобной и продуктивной, а главное - устранило риски получения штрафных санкций за нарушение порядка ведения воинского учёта.

других регистрах [11].

Библиографический список

1. Голова Е.Е., Баландаева Ю.Г. Особенности учета и отчетности расчетов по оплате труда в организациях государственного сектора в условиях применения федерального

стандарта // Электронный научно-методический журнал Омского ГАУ. - 2019. - № 1 (16). - С. 20.

2. Федеральный закон Российской Федерации от 28.03.1998 N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе». - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_18260/ (дата обращения: 10.10.2023.).

3. Постановление Правительства Российской Федерации от 27.11.2006 N 719 (ред. от 25.07.2023) «Об утверждении Положения о воинском учете». - [Электронный ресурс]. -Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_64215/(дата обращения: 11.10.2023.).

4. Голова Е.Е., Гагнидзе Н.Н. Учет операций по оплате труда в сельскохозяйственных организациях (на примере ЗАО «Павлогорадская МТС» Омской области Павлогорадского района) // Электронный научно-методический журнал Омского ГАУ. - 2021. - № 4 (27).

5. Соцкая А. Воинский учет в организации - пошаговая инструкция 2023. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://nalog-nalog.ru/kadrovye_dokumenty_i_obrazcy/voinskij-uchet-v-organizacii-poshagovaya-instrukciya/?ysclid=lnsnrgq6r7784681616 (дата обращения: 12.10.2023.).

6. Гапон М.Н., Гордеева А.С. Особенности учета расчетов с персоналом по оплате труда // Актуальные вопросы современной экономики. - 2021. - № 1. - С. 343-347.

7. Воинский учет 2023: как организовать, чтобы избежать штрафов. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.klerk.ru/blogs/pebguru/582467/ (дата обращения: 12.10.2023.).

8. Баранова И.В., Гапон М.Н., Голова Е.Е. Цифровизация финансовых услуг как направление инновационного развития России // Вопросы инновационной экономики. -2022. - Т. 12. - № 4. - С. 2583-2598.

9. Воинский учет в «1С: Бухгалтерия 8.3». - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://online-kassa.ru/blog/voinskij-uchet-v-1s-buhgalteriya-8-3/ (дата обращения: 13.10.2023.).

10. Пискарева Н. Какую отчетность сдавать в военкомат в 2023 году. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.kontur-extern.ru/info/31011-kakuyu_otchetnost_sdavat_v_voenkomat?ysclid=lnsp5ac5lm699472245 (дата обращения: 12.10.2023.).

11. Гапон М.Н. Особенности организации бухгалтерского учета общехозяйственных и общепроизводственных расходов на примере коммерческого предприятия // Электронный научно-методический журнал Омского ГАУ. - 2020. - № 3 (22). - С. 9.

ORGANIZATION OF MILITARY REGISTRATION: AN ACCOUNTANT'S VIEW

E.E. Golova, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor Omsk State Agrarian University named after P.A. Stolypin (Russia, Omsk)

Abstract. The geopolitical problems that Russia has faced have created objective prerequisites for improving the procedure for maintaining military records in organizations. Many accountants have many questions: how to keep records, when to submit reports and what type of reports. Since 2023, more stringent sanctions have been introduced against enterprises that do not interact with military registration and enlistment offices, which has created an even more active incentive and, at the same time, interest in the correctness and procedure for maintaining military registration in relation to enterprise employees. Since most often these responsibilities are carried out by accounting services and personnel departments, the author examined this aspect from an accounting point of view.

Keywords: military registration, accounting, reporting, commercial organizations.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.