Научная статья на тему 'ОРГАНИЗАЦИЯ ВОЕННО-ФИЗКУЛЬТУРНОЙ ПОДГОТОВКИ ШКОЛЬНИКОВ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ АЛТАЙСКОГО КРАЯ В 1939-1940 ГГ.'

ОРГАНИЗАЦИЯ ВОЕННО-ФИЗКУЛЬТУРНОЙ ПОДГОТОВКИ ШКОЛЬНИКОВ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ АЛТАЙСКОГО КРАЯ В 1939-1940 ГГ. Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
24
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЕННО-ФИЗКУЛЬТУРНАЯ ПОДГОТОВКА / ОБОРОННО-ФИЗКУЛЬТУРНАЯ РАБОТА / ШКОЛЬНИКИ / УЧАЩИЕСЯ / СОРЕВНОВАНИЯ / ЗНАЧКИСТЫ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Климова Ирина Александровна

В статье рассматривается военно-физкультурная подготовка школьников учебных заведений Алтайского края, анализируется учебный процесс и трудности в обучении в довоенное время. Цель статьи - изучение прохождения учебного процесса занятий по физкультуре и военной подготовке. Актуальность данной статьи состоит в том, что военная подготовка российской молодежи сегодня, в условиях возрастания военных угроз Российскому государству, имеет исключительное значение в воспитании подрастающего поколения. Избранная тема статьи в современных условиях является актуальной как для исторической науки, так и для государственных и общественных организаций в формировании у российского народа любви к Отечеству. Подготовка к защите Родины советского народа и прежде всего молодежи объективно превратилась в одну из важнейших государственных и общественно-политических задач. Проверкой эффективности военно-патриотического воспитания и величайшим испытанием духовных сил советского общества явилась Великая Отечественная война. В годы войны организация военной подготовки учащейся молодежи претерпела изменения и была связана с формированием высокого морального духа, любви к Родине и военных навыков. В ходе исследования были изучена практика военно-физкультурной работы, формы и методы военно-патриотического воспитания в школах Алтайского края. Научная новизна статьи заключается в том, что на основе комплекса источников Государственного архива Алтайского края и исторических документов впервые рассмотрена организация военно-физкультурной подготовки школьников учебных заведений Алтайского края накануне Великой Отечественной войны в 1939-1940 гг., прослежены динамика, характер и уровень взаимодействия воинских частей и учебных заведений в интересах военного обучения и патриотического воспитания молодежи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Климова Ирина Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PARAMILITARY PHYSICAL TRAINING FOR SCHOOL STUDENTS IN ALTAI TERRITORY (1939-1940): ORGANIZATIONAL CHALLENGES AND ACHIEVEMENTS

The article examines the military and physical training for school students at educational institutions of the Altai Territory, analyzes the educational process and learning difficulties in pre-wartime. The purpose is to study the educational process of physical education and military training. The relevance of this article is that the military training of Russian youth today, in conditions of increasing military threats of the Russian state, is of exceptional importance in the upbringing of the younger generation. The chosen topic of the article in modern conditions is relevant both for historical science and for state and public organizations in the formation of the Russian people's love for the Fatherland. Preparation for the defense of the Motherland of the Soviet people and, above all, the youth, has objectively turned into one of the most important state and socio-political tasks. The Great Patriotic War was a test of the effectiveness of military-patriotic education and the greatest test of the spiritual forces of Soviet society. During the war, the organization of military training of students underwent changes and was associated with the formation of high morale, love for the Motherland and military skills. In the course of the study, the practice of military-physical training work, forms and methods of military-patriotic education in schools of the Altai Territory were studied. The scientific novelty of the article lies in the fact that on the basis of a complex of sources of the State Archive of the Altai Territory and historical documents, the organization of military and physical training of schoolchildren of educational institutions in the Altai Territory on the eve of the Great Patriotic War in 1939-1940 was considered for the first time. The author examines the dynamics, nature and level of interaction between military units and educational institutions in the interests of military training and patriotic education of youth.

Текст научной работы на тему «ОРГАНИЗАЦИЯ ВОЕННО-ФИЗКУЛЬТУРНОЙ ПОДГОТОВКИ ШКОЛЬНИКОВ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ АЛТАЙСКОГО КРАЯ В 1939-1940 ГГ.»

УДК 94(571.150) ББК 63.3(2Рос-4Алт)6

Организация военно-физкультурной подготовки школьников учебных заведений Алтайского края в 1939-1940 гг.

И.А. Климова

Алтайский государственный педагогический университет (Барнаул, Россия)

Paramilitary Physical Training for School Students in Altai Territory (1939-1940): Organizational Challenges and Achievements

I.A. Klimova

Altai State Pedagogical University (Barnaul, Russia)

В статье рассматривается военно-физкультурная подготовка школьников учебных заведений Алтайского края, анализируется учебный процесс и трудности в обучении в довоенное время. Цель статьи — изучение прохождения учебного процесса занятий по физкультуре и военной подготовке. Актуальность данной статьи состоит в том, что военная подготовка российской молодежи сегодня, в условиях возрастания военных угроз Российскому государству, имеет исключительное значение в воспитании подрастающего поколения. Избранная тема статьи в современных условиях является актуальной как для исторической науки, так и для государственных и общественных организаций в формировании у российского народа любви к Отечеству. Подготовка к защите Родины советского народа и прежде всего молодежи объективно превратилась в одну из важнейших государственных и общественно-политических задач. Проверкой эффективности военно-патриотического воспитания и величайшим испытанием духовных сил советского общества явилась Великая Отечественная война. В годы войны организация военной подготовки учащейся молодежи претерпела изменения и была связана с формированием высокого морального духа, любви к Родине и военных навыков. В ходе исследования были изучена практика военно-физкультурной работы, формы и методы военно-патриотического воспитания в школах Алтайского края. Научная новизна статьи заключается в том, что на основе комплекса источников Государственного архива Алтайского края и исторических документов впервые рассмотрена организация военно-физкультурной подготовки школьников учебных заведений Алтайского края накануне Великой Отечественной войны в 1939-1940 гг., прослежены динамика, характер и уровень взаимодействия воинских частей и учебных заведений в интересах военного обучения и патриотического воспитания молодежи.

The article examines the military and physical training for school students at educational institutions of the Altai Territory, analyzes the educational process and learning difficulties in pre-wartime. The purpose is to study the educational process of physical education and military training. The relevance of this article is that the military training of Russian youth today, in conditions of increasing military threats of the Russian state, is of exceptional importance in the upbringing of the younger generation. The chosen topic of the article in modern conditions is relevant both for historical science and for state and public organizations in the formation of the Russian people's love for the Fatherland. Preparation for the defense of the Motherland of the Soviet people and, above all, the youth, has objectively turned into one of the most important state and socio-political tasks. The Great Patriotic War was a test of the effectiveness of military-patriotic education and the greatest test of the spiritual forces of Soviet society. During the war, the organization of military training of students underwent changes and was associated with the formation of high morale, love for the Motherland and military skills. In the course of the study, the practice of military-physical training work, forms and methods of military-patriotic education in schools of the Altai Territory were studied. The scientific novelty of the article lies in the fact that on the basis of a complex of sources of the State Archive of the Altai Territory and historical documents, the organization of military and physical training of schoolchildren of educational institutions in the Altai Territory on the eve of the Great Patriotic War in 1939-1940 was considered for the first time. The author examines the dynamics, nature and level of interaction between military units and educational institutions in the interests of military training and patriotic education of youth.

Ключевые слова: военно-физкультурная подготовка, оборонно-физкультурная работа, школьники, учащиеся, соревнования, значкисты.

DOI: 10.14258/izvasu(2023)2-04

Keywords: military and physical training, defense-physical work, school children, students. competitions, znach-kists (badge holders).

Военно-физкультурное воспитание пионеров и школьников приобретало в годы Великой Отечественной войны исключительно важное значение в деле подготовки будущих воинов нашей доблестной Красной Армии и Военно-морского флота.

Народным комиссаром обороны СССР, маршалом Советского Союза Семеном Константиновичем Тимошенко в его письме пионерам и школьникам было сказано: «Все вы любите нашу славную Красную Армию и всем вам очень хочется быть бойцами и командирами. Знайте же, что к почетной службе в нашей армии готовиться вы должны уже сейчас в пионерском отряде и звене... Красная Армия ждет вас здоровыми, подтянутыми, дисциплинированными бойцами за наше великое дело Ленина-Сталина, за наше социалистическое отечество»[1, л. 71].

Таким образом, пионерское звено, отряд, комсомольская организация и в целом средняя школа должны подготовить сильных и выносливых, находчивых и смелых, дружных и организованных молодых людей, готовых для выполнения почетного долга гражданина СССР нести службу в рядах Рабоче-крестьянской Красной армии (РККА) [2, л. 17].

Юные пионеры и школьники должны практически овладеть военными и физкультурными навыками. Пионерская работа должна заключаться в обучении топографии, стрельбе, связи, противовоздушной, химической и санитарной обороне, строю, гранатометанию, гимнастике, бегу, ходьбе, прыжкам и другим военным и физкультурным навыкам [3, с. 131].

В ходе занятий, многочисленных соревнований школьная молодежь практически овладевала военными и физкультурными навыками. Так, 29 октября 1939 г. в селе Завьялово с комсомольцами было проведено военное занятие в противогазах с забегом на 5 км со стрельбой из мелкокалиберной винтовки. 3 ноября 1939 г. прошли военно-тактические занятия, в которых принимали участие 872 человека, особенно активными были комсомольцы. По итогу этих соревнований в члены Осоавиахима (ОСО) было принято 48 человек. Во всех комсомольских организациях проведены собрания по улучшению оборонной работы, в школы направлены указания по организации обучения военному делу [4, л. 27].

Большое внимание рассмотрению вопросов военно-патриотического воспитания молодежи отведено в Советской военной энциклопедии [5, с. 135]. В работах Ф.Ф. Кокорина раскрывается суть воен-

ного обучения, он утверждает, что здесь обязательно должен соблюдаться принцип добровольности. Ф.Ф. Кокорин доказывает, что военная подготовка сводилась к физическому воспитанию молодого поколения [6, с. 56]. Основные направления оборонно-массовой работы общественных организаций Алтайского края в предвоенный период рассматривал А.В. Богуцкий, он одним из первых поднял вопрос подготовки молодежи к военной службе [7, с. 13].

Интересно изложена история создания оборонного общества в работе Н.А. Ферапонтова [8, с. 113]. Важный вклад в исследовании подготовки офицерских кадров в военных училищах и школах внесла Н.Д. Ростова в монографии «Идем мы в решительный бой». Здесь рассматриваются вопросы создания и функционирования системы подготовки резервов для фронта в военных училищах, школах и на курсах, в учебных частях и соединениях Сибирского военного округа в годы Великой Отечественной войны [3, с. 154-163].

В некоторых районах Алтайского края принимались меры по улучшению физкультурных коллективов среди учащихся неполных и полных средних школ. В селе Новичиха в ноябре 1939 г. были приняты необходимые меры и оказана помощь со стороны военного отдела РК ВЛКСМ.

Из доклада секретаря Карасукского РК ВЛКСМ известно о проведении следующей работы по организации и обучению военному делу в школах: «В неполной средней школе №15 было проведено

24 беседы по изучению всеобщего воинского закона, в полной средней школе №4 — 9 бесед. Организовано

25 физкультурных кружков, 124 нормы сдано на оборонные значки. В рамках Всесоюзных химических соревнований проведено 7 химических занятий. Идет подготовка к тактическим строевым занятиям». Такие занятия способствовали хорошей физической закалке и развивали навыки, необходимые для защиты Родины [4, л. 23].

Немаловажную роль в военном образовании молодежи играли аэроклубы. Так, в 1939-1940 гг. в Барнауле происходило укомплектование аэроклуба. В этот же период были проведены мероприятия по призыву ЦК ВЛКСМ в военно-морской флот. В педагогическом училище проводились занятия по подготовке медсестер запаса. В честь 21 годовщины комсомола в школах Барнаула проводились химические соревнования в противогазах по забегу

на 6 км, разъяснительная работа совместно с городским комитетом физкультуры по организации физкультурных коллективов в школах № 1, 2, 4, 25, 26, 37, 41, 42, 104. 17 августа 1939 г. в Железнодорожном клубе был проведен вечер, посвященный Дню авиации, что способствовало формированию высоких патриотических чувств и любви к Родине [4, л. 28]. 19 ноября 1939 г. в Железнодорожном районе города Барнаула был проведен вечер встречи молодежи с партизанами, которые рассказали об освобождении Сибири от колчаковских банд. В школах осуществлялась разъяснительная работа с допризывниками 1920-1921 годов рождения по овладению военными знаниями, проводились беседы о всеобщей воинской обязанности [ 9, л. 37].

Ряд мероприятий по военно-физкультурной работе был проведен в школах Краюшихинского (в настоящее время — Первомайского) района в ноябре 1939 г. При каждой школе создано добровольное спортивное общество «Учитель». В Краюшихинской средней школе было создано два кружка: физкультурный в составе 26 человек, гимнастический в составе 14 человек, которые занимались отработкой упражнений на снарядах (турник, брусья) и тренировкам по зимним видам спорта. Подобные занятия способствовали закреплению полученных знаний, формированию выносливости, укреплению дисциплины и повышению интереса к военному делу [4, л. 35].

Тактические занятия и игры повышали дисциплину и успеваемость учащихся. Так, 3 декабря 1939 г. в селе Павловске проходила военизированная тактическая игра. В ней принимали участие комсомольцы, члены ОСО школ и учителя. Игра заключалась в захвате территорий противника. Игра закончилась тем, что главные силы наступающих в количестве 200 человек не успели обойти противника с тыла, их время истекло. Хорошо были подготовлены находящиеся в обороне учащиеся школ и их учителя. Ими был проделан большой путь, к которому они накануне не готовились. Военизированная игра показала, что все комсомольские организации занимаются изучением военного дела, но далеко не все комсомольцы являются членами Осоавиахима. Организациями этого общества недостаточно активно ведется массовая разъяснительная работа среди молодежи [4, л. 40-41].

С целью приобщения школьников к лыжному спорту в Кытмановском районном центре организованы лыжные секции. В неполных средних школах организованы физкультурные коллективы, созданы добровольные спортивные общества «Динамо» и «Учитель [4, л. 47]. Кытмановским военно-физкультурным отделом за октябрь и ноябрь 1939 г. проведена организационная работа по приобщению молодых людей к спорту [10, л. 27].

В пяти школах города Барнаула на основе проработки материалов из газеты «Правда» за 13 августа 1939 г. развернута работа оборонных кружков, велась подготовка на сдачу норм ГТО и БГТО. Учащаяся молодежь приобретала необходимые практические навыки и умения. В Барнауле в декабре 1939 г. повсеместно проводились комсомольско-физкультурные активы. На этих активах анализировалась работа физкультурных обществ, выполнение контрольных заданий 1939 г. На активах выступали члены крайкома ВКПб, крайкома ВЛКСМ, крайкома физкультуры и спорта, спортивных сообществ, которые указывали на недостатки и пути исправления этих недостатков в дальнейшей работе [4, л. 37, 68].

В некоторых алтайских районах была недостаточно развита военно-физкультурная работа. В школах не были утверждены ставки штатных инструкторов. Осовиахимовские организации работали неорганизованно. Секретарь райкома ВЛКСМ мало времени уделял военной работе. Многие школы не были обеспечены спортивным инвентарем, не имели военно-физкультурного имущества, что тормозило налаживание физкультурно-оборонной работы в районе [4, л. 37, 63].

Из доклада заведующего военно-физкультурного отдела Рубцовского райкома ВЛКСМ А.К. Шавохвостова от 17 декабря 1939 г. известно, что типовое положение о школьном юношеском физкультурном коллективе было размножено и выслано директорам школ. В целях практической помощи директорам школ в организации физкультурных коллективов проводили совещания по вопросам налаживания оборонно-массовой и физкультурной работы в школах, организации в них физкультурных коллективов, подготовки к зимним каникулам школьников [4, л. 70]. Согласно высланной директиве от 13 ноября 1939 г. за №9-1842 о выполнении государственного задания по подготовке сдачи норм на значки ГТО и БГТО были проделаны мероприятия по оборудованию лыжной базы. Завершить мероприятия по выполнению государственного задания по подготовке значкистов ГТО и БГТО планировалось не позднее 1 января 1940 г. [11, л. 9].

Работа по военному делу активно проходила в 1940 г. в школах Мамонтовского района. Проведено 7 бесед и докладов по военному делу с охватом 598 человек, в комсомольском активе проходила командирская учеба по военному делу. Пять человек сдали нормы на звание лейтенантов запаса. Пионерский отряд Харьковской неполной школы имел связь с воинскими частями, что положительно сказывалось на оборонной работе в школе. В Мамонтовском районе было укомплектовано военруками шесть школ: Мамонтовская средняя школа, Мармышанская средняя школа, Сусловская средняя школа, Крестьянская, Островновская неполная средняя школа, Черно-

Курьинская неполная средняя школа. Две школы были укомплектованы преподавателями физкультуры: Костино-Логовская и Мало-Бутырская неполная средняя школа. В этих школах подготовлено 88 значкистов ГСО; пять человек ГТО, ПВХО — 137, БГТО — 15 человек. Кружок медсестер был укомплектован, но из-за отсутствия программы занятия не проводились. В Локтевском районе в 1940 г. в школах было организовано два физкультурных кружка, 13 организаций ОСО с охватом в 435 человек [4, л. 112, 118].

Укомплектование военруками и физруками неполных средних школ и полных средних школ в Ойротской автономной области в 1939 г. выглядело следующим образом: педучилище, школа №8 — по одному преподавателю по физкультуре, один военрук. Школы №6, 10, 11, 12, 13 имели только по одному физруку, военруков вообще не было. Из пяти физруков три человека окончили 6-месячные курсы инструкторов по физкультуре в Барнауле в 1939 г. По распоряжению райкома ВЛКСМ шесть человек окончили первые курсы физоргов в Бийске. Военруков и физруков не было в следующих селах: Онгудай, Улаган, Усть-Кан, Усть-Турочак, Усть-Кокса из-за отсутствия ставок военруков и физруков. Областной комитет физкультуры при распределении выпускников из института направлял будущих учителей физкультуры в город Ойрот-тура (современный Горно-Алтайск). Были случаи, что специалистов, прошедших обучение на 6-месячных курсах по физической культуре в Москве, крайком распределял по школам Барнаула. Состав инструкторов по физкультуре города Ойрот-тура выглядел следующим образом: со средним образованием по физкультуре — 2 человека, окончили 6-месячные курсы — три человека, остальные инструкторы по физкультуре не имели соответствующего образования [4, л. 113-114].

Школы Ребрихинского района в 1939 г. не были укомплектованы военруками и физруками. В школах насчитывалось 204 члена оборонной организации, из них 109 комсомольцев. Только в единственной Усть-Мосихинской средней школе был военрук, который организовал кружки ПВХО и ГСО. Затруднения в учебном процессе были из-за отсутствия литературы. Радио и газет в районе не было, поэтому не было возможности использовать их в обучении военным навыкам. Физкультурные коллективы имелись только в 31 школе района, но они не работали из-за отсутствия лыж и коньков. Организации ОСО имелись в пяти школах. Военно-физкультурный отдел обращался с просьбой к крайкому комсомола выделить для района 500 пар лыж, 300 пар коньков, 300 спортивных костюмов, литературу, необходимую по военной подготовке и гимнастике.

Ребрихинская средняя школа проводила соревнования значкистов нормы ГТО. Из 37 человек нормы сдали 20 школьников, нормв БГТО из 97 чело-

век сдали 50. В Беловской средней школе нормы ГТО из 13 человек сдало 10, нормы БГТО — из 40 человек выполнили 20. Была проведена волейбольная встреча ДСО «Большевик» и Ребрихинской средней школы, счет был 15-18 в пользу ДСО «Большевик» [4, л. 120-122, 231].

По подготовке общественных инструкторов Осоавиахима: по городу Ойрот-тура имелось 60 инструкторов ПВХО, а вот, например, в селе Шебалино имелось 17 инструкторов ВС, 8 человек ПВХО, что говорит о наибольшем сосредоточении инструкторов в городе, чем в районах. Осоавиахим не оказывал практической помощи инструкторам, не обеспечил их материальной базой, что значительно затрудняло работу инструкторов. Городской совет Осоавиахима не собирал собрания и не проводил беседы по подготовке инструкторами значкистов, не выявлял затруднения в работе и не способствовал оказанию необходимой помощи. В городе Ойрот-тура в пяти школах проходили оборонные соревнования пионеров и школьников. Соревнования проходили не по программе ввиду того, что нет указаний и литературы. Школы вели подготовку по переходу к летнему сезону, составляли календарь военно-прикладного спортивного мероприятия [4, л. 202].

В декабре 1939 г. на бюро окружного комитета ВЛКСМ был утвержден план и принята резолюция по подготовке к переходу на новый комплекс ГТО и БГТО. 1-3 января были проведены областные школьные соревнования, 2 января проведена эстафета имени газеты «Красная Ойротия». В Ойротской атономной области было две лыжных базы, три катка, один стадион в городе Ойрот-тура. В области было 15 физкультурных организаций, объединяющих 716 членов, и них 348 комсомольцев, 522 значкиста. В области имелось 8 организаций Российского общества Красного Креста (РОКК), была организована сандружина из 21 человека. По школам Ойрот-Туринского района насчитывалось 484 члена ОСО, из них 67 комсомольцев, 102 пионера — члена ОСО, 576 членов РОКК, из них комсомольцев и пионеров 301 человек, значкистов ПВХО — 112, ПВХО — 211 человек. Пять школ были укомплектованы военруками, 10 школ — физруками [4, л. 114, 164]. Военно-физкультурная работа в школах Ойротской автономной области проводилась на достойном уровне, что способствовало развитию чувства патриотизма учащихся и ответственность за судьбу Родины.

В Солтонском районе в 1939 г. кружки по военному делу работали неудовлетворительно. Неполные средние школы и средние школы были укомплектованы преподавателями по физкультуре, однако в них отсутствовали военруки, за исключением Невинской средней школы. Связи у комсомольских организаций с военными частями не было, что негативно сказывалось на учебном процессе. В некоторых школах

была организована учеба по ликвидации неграмотности и малограмотности. Аэроклубов в районе не было [4, л. 169]. В ознаменовании 22 годовщины Раб оче-крестьянской Красной Армии и Военно-морского флота в Солтонском районе проводились спортивные соревнования среди школ по лыжам: командные лыжные соревнования: мужчины на 10 км, женщины на 3 км, индивидуальные лыжные соревнования: мужчины на 20 км, женщины на 5 км [12, л. 35]. Проходили соревнования по метанию гранат, стрельбе из мелкокалиберной винтовки, сдача норм на значки ГТО и ВСК. Лыжные соревнования проходили в селе Солтон [4, л. 239]. В соревнованиях по гранатометанию, как в командных, так и в личных соревнованиях, одержала победу Солтонская средняя школа. В соревнованиях учащиеся получали хорошую физическую закалку, оборонные навыки, необходимые будущему воину. Состязания воспитывали у молодежи чувство патриотизма и ответственности за судьбу Родины.

План перехода физкультурных организаций на новый комплекс ГТО и БГТО был утвержден в декабре 1939 г. Организационное и политическое введение нового комплекса включало в себя: проведение в городе и районах совещания аппарата комитета и руководителей основных физкультурных организаций для предварительного обсуждения плана перехода на новый комплекс ГТО, организацию в городе и районах совещаний преподавателей, инструкторов физкультуры неполных и средних школ, совещания руководителей физкультурных организаций и ведомств, проводящих физкультурную работу, комсомольских организаций, Осоавиахима, РОКК для обращения и принятия плана работы. Для переподготовки физкультурных кадров была предусмотрена организация семинаров для инструкторов, преподавателей физкультуры и пионервожатых по изучению нового комплекса ГТО. Пропаганда нового комплекса ГТО предусматривала широкое использование местных газет, радио для освещения вопросов введения нового комплекса ГТО, организацию показательной демонстрации гимнастических упражнений, занятий по фехтованию, борьбе, боксу, организация консультаций при комитете по новому комплексу ГТО.

Учебно-методическое обеспечение перехода на новый комплекс предполагало составление плана перехода средних и неполных средних школ, техникумов на новые программы по физкультуре, разработанные на основе нового комплекса ГТО и БГТО, перестройку учебно-спортивной работы физкультурных коллективов на основе требований нового комплекса (укрепление спортивных секций, создание вспомогательных учебных групп по ГТО), ор-

ганизацию повседневного углубленного контроля за качеством подготовки и образцовый прием норм, организацию в городе врачебно-физкультурного кабинета с целью контроля граждан, сдающих нормы, физического развития, учебно-воспитательной работы по комплексу ГТО и военных видов спорта, увязанную с работой Осоавиахима и РОККа [4, л. 151-152].

В довоенное время учащаяся молодежь Алтайского края проявляла интерес к оборонно-физкультурной работе и военной тематике. Интерес учащихся к военному делу подтверждается количеством выполненных оборонных норм ГТО и БГТО, хотя эти мероприятия были далеко не обязательными. Особый интерес к таким соревнованиям проявляли юноши, нацеленные на службу в армии и создание военной карьеры [13].

Под влиянием обстановки в стране советская власть стала больше внимания уделять физической и военной подготовке подрастающего поколения. Поэтому в школьной программе начали появляться занятия, на которых учащиеся развивали свои физические данные, учились стрелять, бросать гранаты, ориентироваться на местности. Образовательный процесс сталкивался с проблемами нехватки материально-технической базы: инвентаря, оборудования, спортивной формы и обуви, отсутствия военных руководителей и инструкторов по физической культуре. Нередко к учебному процессу допускались люди, не имеющие соответствующей квалификации [14].

На совещании с заведующими военных отделов и районных военкоматов народный комиссар обороны СССР К.Е. Ворошилов выступил с речью: «Надо крепить наш тыл, готовить наш советский народ к обороне нашей социалистической родины, овладевать знаниями военного искусства с тем, чтобы в боях с фашизмом победить с наименьшими жертвами. Наша армия существует не для нападения, а только для момента нападения врага на нашу родину. Она будет самой нападающей из всех нападавших армий, если враг принудит к этому» [12, л. 35].

На каждом этапе исторического развития государства вопросы защиты Отечества, подготовки молодежи к службе в Вооруженных Силах, военно-патриотического воспитания занимали в деятельности государственных органов важное место. Не снижается роль военно-патриотического воспитания в средних учебных заведениях и сегодня — в условиях реформирования Вооруженных Сил. При этом преображенные Вооруженные Силы хотят видеть современными, цивилизованными, надежным защитником, фактором предотвращения войны и сохранения мира.

Библиографический список

1. Государственный архив Алтайского края (ГААК). Ф. 482. Оп. 1. Д. 556.

2. ГААК. Ф. 482. Оп. 1. Д. 296.

3. Ростов Н.Д. Идем мы в решительный бой... Подготовка резервов для фронта в Сибири в годы Великой Отечественной войны. Барнаул, 2007.

4. ГААК Ф. 482. Оп. 1. Д. 468.

5. Советская военная энциклопедия / гл. ред. комис.: маршал Сов. Союза Гречко А.А. (пред.) [и др.]. М., 1976. Т. 2.

6. Кокорин Ф.Ф. Военно-организаторская деятельность партийных организаций Дальнего Востока накануне и в годы Великой Отечественной войны (1939-1945) : дис. . канд. ист. наук. Томск, 1968.

7. Богуцкий А. В. Оборонно-массовая работа в Алтайском крае накануне и в годы Великой Отечественной войны : 1938-1945 гг. : автореф. дис. ... канд. ист. наук. Барнаул, 2001.

8. Ферапонтов Н.А. Партийное руководство общественными оборонными организациями Западной Сибири накануне и в годы Великой Отечественной войны (1939-1945 гг.) : дис. ... канд. ист. наук. Томск, 1963.

9. ГААК. Ф.П. 1. Оп. 1. Д. 309.

10. ГААК. Ф.П. 1. Оп. 18. Д. 77.

11. ГААК. Ф.П. 1. Оп. 1. Д. 308.

12. ГААК. Ф.П. 1. Оп. 1. Д. 216.

13. Самбур Б.Н. Военно-патриотическая подготовка и трудовое использование подростковой молодежи накануне и в начале Великой Отечественной войны (на примере Ставропольского края) // Вестник Кемеровского государственного университета. 2015. №2. Т. 6.

14. Вычеров Д.А. Военное обучение школьников в конце 1930-х — 1945 гг. (на материалах города Тюмени) // Наука. Общество. Оборона. 2020. №1 Т. 8.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.