Научная статья на тему 'Организация внутреннего контроля на предприятии в соответствии с требованиями Министерства финансов'

Организация внутреннего контроля на предприятии в соответствии с требованиями Министерства финансов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
125
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Научный журнал
Область наук
Ключевые слова
СИСТЕМА ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ / ВНУТРЕННИЙ КОНТРОЛЬ / ОРГАНИЗАЦИЯ ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ / ОРГАНИЗАЦИЯ / ПРЕДПРИЯТИЕ / СВК / МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Чеканова Ирина Юрьевна

Для предупреждения рисков и угроз, сохранности активов, предотвращения ущерба, создания условий для поиска и привлечения инвестиций необходима организация эффективной системы внутреннего контроля. Именно поэтому в статье анализируется организация внутреннего контроля на предприятии в соответствии с рекомендацией Министерства финансов России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Чеканова Ирина Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Организация внутреннего контроля на предприятии в соответствии с требованиями Министерства финансов»

России развивается медленно. Решением данной экологической проблемы может являться, прежде всего, принятие ряда нормативов и законов, которые регулируют этапы разработки месторождений. При этом необходимо призывать угольные предприятия соблюдать данные законы на всех этапах разработки угольных пластов. Позиция Главы Хакасии Виктора Зимина в этом направлении однозначна - в приоритете должна быть защита экологии. Это может достигаться путем внедрения на производство новых технологий, четкого видения рекультивации земель, создания регламента использования проселочных дорог, зеленых зон и т. д. Также он предложил создать отдельный Фонд по защите экологии, который не только нейтрализует нежелательные последствия, но и поспособствует развитию экологической, природной среды на территории разработки месторождения [1].

В конце хотелось бы сказать, что достигнутые на сегодняшний день результаты в угольной отрасли Республики Хакасия, рассматриваются как формирование условий для дальнейших позитивных изменений в экономическом и социальном развитии.

Список литературы

1 Официальный портал Республики Хакасия. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://r-19.ru/news/economics/v-khakasii-rastut-obemy-dobychi-uglya/ (дата обращения: 17.12.2016).

2 Угольная промышленность: проблемы и перспективы. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://vse-temu.org/new-ugolnaya-promyshlennost-problemy-i-perspektivy.html/ (дата обращения: 17.12.2016).

ОРГАНИЗАЦИЯ ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ МИНИСТЕРСТВА ФИНАНСОВ Чеканова И. Ю.

Чеканова Ирина Юрьевна - студент, финансово-экономический факультет, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации г. Москва

Аннотация: для предупреждения рисков и угроз, сохранности активов, предотвращения ущерба, создания условий для поиска и привлечения инвестиций необходима организация эффективной системы внутреннего контроля. Именно поэтому в статье анализируется организация внутреннего контроля на предприятии в соответствии с рекомендацией Министерства финансов России. Ключевые слова: система внутреннего контроля, внутренний контроль, организация внутреннего контроля, организация, предприятие, СВК, Министерство финансов.

В соответствии с информацией Минфина, под системой внутреннего контроля (СВК) понимается процесс, направленный на получение достаточной уверенности в том, что экономический субъект обеспечивает: эффективность и результативность своей деятельности, в том числе достижение финансовых и операционных показателей, сохранность активов; достоверность и своевременность бухгалтерской (финансовой) и иной отчетности; соблюдение применимого законодательства, в том числе при совершении фактов хозяйственной жизни и ведении бухгалтерского учета [6].

Ознакомившись с понятием СВК, стоит определить его объекты, субъекты, цели и задачи.

Состав субъектов СВК индивидуален для каждой организации, поскольку он зависит от масштаба организации, ее организационной структуры и других факторов.

Объекты внутреннего контроля - это то, на что направлены действия субъекта, конкретные объекты контроля выбираются в соответствии с поставленными целями. В качестве примера можно привести человеческие, финансовые, материальные, нематериальные и информационные ресурсы организации.

Основными целями организации системы внутреннего контроля на предприятии являются: предупреждение рисков и угроз, сохранность активов, предотвращение ущерба, создание условий для поиска и привлечения инвестиций, создание условий для возмещения ущерба, повышение эффективности бизнеса, предоставление организации надежной информацией, обеспечение соответствия учета принятой учетной политике экономического субъекта, обеспечение соблюдения правил составления и представления финансовой отчетности, соблюдение требований законодательства.

Для достижения поставленных целей необходимо решить следующие задачи: разработать и внедрить контрольные процедуры с учетом особенностей бизнес-процессов и присущих рисков, обеспечить надежность системы сбора, обработки и передачи информации, обеспечить руководство организации необходимой информацией об отклонениях от ожидаемого порядка функционирования процесса для принятия необходимых корректирующих мер.

В соответствии с требованиями Министерства финансов России: ПЗ - 11/2013 «Организация и осуществление внутреннего контроля фактов хозяйственной жизни, ведения бухгалтерского учета и составления отчетности» [1] система внутреннего контроля включает в себя 5 основных элементов.

Первый элемент-это контрольная среда, которая представляет собой совокупность принципов и стандартов деятельности экономического субъекта, определяющие общее понимание и требования к нему [1]. Существуют различные факторы, определяющие контрольную среду, например, фактор честности, профессионализма, компетентности.

Второй элемент заслуживает отдельного внимания и является одним из самых главных - это процесс выявления и анализа рисков.

Риск - событие, которое в случае его наступления негативно отразится на достижении целей организации. Риск представляет собой сочетание вероятности события и влияния его последствий.

В основу организации СВК следует закладывать риск-ориентированный подход, который означает тесную интеграцию СВК с процессами управления рисками, в результате которой обеспечивается своевременное и эффективное применение методов по управлению рисками с использованием механизмов СВК.

Одним из важных направлений оценки рисков является оценка риска возникновения злоупотреблений и мошенничества. Оценка данного риска предполагает выявление участков (областей, процессов), на которых могут возникать злоупотребления и мошенничество, а также возможностей для их совершения, в том числе связанных с недостатками контрольной среды и процедур внутреннего контроля экономического субъекта.

Третий элемент - это процедуры внутреннего контроля - действия, направленные на минимизацию рисков, влияющих на достижение целей экономического субъекта.

В своих рекомендациях Минфин определил стандартные процедуры, помимо предложенных мероприятий. Для снижения риска мошенничества и предотвращения экономических преступлений стоит проводить дополнительные, а именно проведение контрольных мероприятий, в том числе внеплановых и негласных с привлечением независимых специалистов; сбор информации о сотрудниках и контрагентах: поставщиках, партнерах, клиентах; обеспечение информационной безопасности для защиты данных; эффективный контроль над паролями: регулярная смена и запрет на предоставление своего пароля третьим лицам; внедрение корпоративной культуры, не

60

допускающей мошенничества; этически безупречное поведение руководства -генерального директора и совета директоров; создание в компании специализированной база данных, содержащей информацию о случаях мошенничества; санкционирование (авторизация) хозяйственных операций, разграничение полномочий и ротация обязанностей, физический контроль; постоянная проверка поведения персонала.

Являясь четвертым элементом, информация и коммуникация обеспечивают функционирование внутреннего контроля и возможность достижения им поставленных целей.

Создание и внедрение программы, которая позволит руководству организации на всех уровнях управлять задачами, персоналом, проектами и другими внутренними процессами в организации, обмениваться информацией о рисках, угрозах относящихся к сфере ответственности, об отведенной им роли и задачах по осуществлению внутреннего контроля.

Последний элемент системы внутреннего контроля - оценка (мониторинг) внутреннего контроля. Мониторинг осуществляется в отношении элементов внутреннего контроля с целью определения их эффективности и результативности, а также необходимости их изменения.

В качестве одного из видов оценки внутреннего контроля можно выделить его непрерывный мониторинг, который включает в себя: контроль осуществления текущей деятельности; разработку, доработку и корректировку оценочных показателей, отчетности ФХД предприятия и определение сроков их представления; анализ адекватности системы нормативных и планируемых показателей, стратегических целей и задач, поставленных перед организацией, а также изучение причин отклонений фактических показателей от плановых; определение кризисных явлений и процессов, в отношении которых будет скорректирован курс действий; установление оперативного взаимодействия всех подразделений предприятия, обеспечение обратной связи, в интересах внутреннего контроля, в отношении прошлых успехов и неудач определенной политики или программ; своевременное доведение информации о выявленных недостатках СВК до заинтересованных лиц в рамках вертикали управления; определение в качестве объектов наблюдения наиболее важных для организации видов и показателей финансовой устойчивости, а также выявление причин банкротства.

Таким образом, исходя из содержания основных элементов системы внутреннего контроля, насыщенного комплексом антикризисных мероприятий можно сделать ряд выводов, что риск-ориентированная система внутреннего контроля может стать первым заслоном для причин, вызывающих кризисные явления, а квалифицированные специалисты способны внедрить эффективную систему внутреннего контроля в организациях, осуществлять на постоянной основе мониторинг, оценку и совершенствование, а при возникновении кризисной или чрезвычайной ситуации применить комплекс мер по их преодолению и ликвидации последствий.

Список литературы

1. Информация Минфина России N ПЗ-11/2013 «Организация и осуществление экономическим субъектом внутреннего контроля совершаемых фактов хозяйственной жизни, ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности».

2. Контроль и ревизия: учеб. пособие / В.И. Бобошко. М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2014. 311 с.

3. Чеканова И. Ю. История развития экономики Латвии / И. Ю. Чеканова // Актуальные проблемы и перспективы развития экономики: российский и зарубежный опыт, 2015. № 1. С. 108-109.

61

4. Чеканова И. Ю. Основы оценки объектов ноу-хау / И. Ю.Чеканова // Актуальные проблемы и перспективы развития экономики: российский и зарубежный опыт, 2016. № 6. С. 106-108.

5. Дадалко В. А., Якушин А. П. Экономические преступления на финансовом рынке: инновации и практика // Финансовый бизнес. № 5, 2015. С. 48-53.

6. Чеканова И. Ю. Казначейский кредит как способ поддержания ликвидности бюджетов бюджетной системы Российской Федерации / И. Ю. Чеканова// Современные научно-практические решения и подходы, 2016: материалы Международной научно-практической конференции (г. Москва, 30 апреля 2016 г.)/отв. ред. Д. Р. Хисматуллин. Москва: Издательство Инфинити, 2016. С. 136-139.

7. Официальный сайт Министерства финансов. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www1.minfin.ru/ (дата обращения: 25.12.2016).

8. Справочно-правовая система КонсультантПлюс. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 25.12.2016).

КАДРОВАЯ ПОЛИТИКА И МОТИВАЦИОННАЯ СРЕДА КРЕДИТНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ Бурый Д.А.

Бурый Дмитрий Алексеевич - студент, Высшая школа экономики, управления и права, Северный (Арктический) федеральный университет, г. Архангельск

Аннотация: управление персоналом признается одной из наиболее важных сфер жизни предприятия, способной многократно повысить его эффективность. Особое внимание уделяется работе кадровых служб банковского сектора. В этой статье рассматривается политика мотивации в Архангельском филиале ОАО «Россельхозбанк». Ключевые слова: управление персоналом, мотивация, мотивирование персонала, стимулирование труда, банковский персонал.

С точки зрения современного менеджмента персонал рассматривается не только в качестве рабочей силы, являющийся необходимым элементом производственного процесса, но и как социальная система, которая состоит из лиц, реализующих свой творческий потенциал в процессе совместной деятельности. Важным условием успеха банка является формирование производственной команды, создание команды единомышленников, которая достигается за счет гармонизации интересов как коллектива в целом, так и отдельного работника [1, с. 287]. И важную роль в этом процессе играет эффективная мотивационная политика предприятия.

Формирование кадровой политики банка находится под влиянием внутрибанковских традиций, корпоративной культуры и сложившегося собственного имиджа. Кадровая политика банка осуществляется при активном участии и в тесном контакте с руководителями подразделений, которые осуществляют непосредственное управление персоналом при выполнении своих производственных функций. [2, с. 225]

Рассмотрим работу кадровой службы (особенно с точки зрения контроля мотивации персонала) одного из банков, работающих в нашем регионе - это Архангельский филиал ОАО «Россельхозбанк».

Анализ персонала филиала банка приводит к следующим выводам: положительная динамика численности работников при одновременном снижении темпов его роста за последние три года; наблюдается тенденция снижения текучести кадров в тот же период; наибольшее число работников в возрасте от 25 до 55 лет; подавляющее число

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.