Ким Т.В.,
аспирант кафедры банковского дела
РГЭУ (РИНХ)
E-mail: kim [email protected]
ОРГАНИЗАЦИЯ ВНУТРЕННЕГО
КОНТРОЛЯ КАК СПОСОБ МИНИМИЗАЦИИ РИСКОВ БАНКА РОССИИ
Автор обосновывает важность изучения рисков, возникающих в деятельности Банка России, а также необходимость организации системы внутреннего контроля и управления рисками в экономическом подразделении Банка России при выполнении возложенных на него функций в области проведения операций денежно-кредитного регулирования. В целях своевременного выявления и предотвращения рисков при осуществлении данных функций в статье приводится система внутреннего контроля и управления рисками в экономическом подразделении Банка России.
Ключевые слова: риск, риски экономического подразделения Банка России, управление рисками, внутренний контроль.
Kim T.V.
ORGANIZATION OF INTERNAL CONTROL AS A WAY TO MINIMIZE RISKS THE BANK OF RUSSIA
The author justifies the importance of studying the risks arising in the activities in the Bank of Russia, as well as the need of the organization of the system of internal control and risk management in the economic department in the Bank of Russia when fulfilling its functions in the area of operations of monetary policy. In goals of timely detection and prevention risks, realizing this functions in this article analyzes the system of internal control and
risk management in the economic department of the Bank of Russia.
Keywords: risk, risks of economic department of the Bank of Russia, risk management, internal control.
Для банковской деятельности как одного из видов предпринимательской деятельности риск является неотъемлемой частью, а качественное управление им предопределяет успех и стабильность функционирования любой кредитной организации. В связи с чем в условиях постоянно растущей межбанковской конкуренции, нестабильной рыночной экономики, а также все чаще возникающих кризисных явлений внимание к банковским рискам усиливается.
Оценка и управление банковскими рисками является одним из основных направлений корпоративного управления кредитной организацией. В некоторых случаях, установленных Банком России, они должны определяться в количественном выражении и тогда приобретают вид экономических нормативов или показателей для их расчета [1].
Банк России обладает особым статусом, являясь органом государственного денежно-кредитного регулирования экономики, наделенным правом монопольной эмиссии банкнот, управления денежным обращением, контроля над кредитными учреждениями, осуществления функций «банка банков», хранения официальных золотовалютных резервов. Центральный банк в своей текущей деятельности по реализации денежно-кредитной политики решает также задачи, направленные на достижение целей, согласованных с правительством. Однако сама эта текущая деятельность имеет несравненно большую значимость для национальной экономики, чем деятельность любого, пусть даже самого крупного коммерческого банка. Такое различие определяется масштабами последствий неверно принятых решений. В случае, когда в роли участ-
ника финансовых рынков выступает Центральный банк, неблагоприятное развитие событий может сказаться на стабильности и надежности банковской системы в целом. Получение доходов не является целью функционирования Центрального банка, именно поэтому минимизация возможных потерь лежит в основе его деятельности. В связи с этим вопросы регламентации процесса принятия решений, информационного обеспечения Банка России приобретают особую значимость.
Деятельность Центрального банка зависит от многих факторов, к числу основных относятся следующие: направления денежно-кредитной политики по обеспечению устойчивости валюты страны и контролю за инфляционными процессами; использование сложных (новых) финансовых инструментов при проведении операций на открытом рынке; состав и структура золотовалютных резервов; надежность рас-четно-платежной системы; устойчивость банковской системы как совокупности кредитных организаций, а с 1 сентября 2013 года - и финансовых рынков. С 1 сентября 2013 года Банку России перешли функции упраздненной Федеральной службы по финансовым рынкам, что сделало его мегарегулято-ром. Все эти факторы ведут к появлению особых видов риска в центральных банках: к ущербу престижа банка (утрате репутации), вероятности материальной потери (незаконного проникновения), логическим нарушениям (несоответствию деятельности установленным регламентам) и другое.
В связи с этим риски приобретают основополагающее значение для банковского надзора, который в настоящее время нацелен на развитие содержательных (риск-ориентированных) подходов, включающих в себя оценку деятельности кредитных организаций и применение мер надзорного реагирования, исходя прежде всего из содержания
и реальной оценки рисков банковской деятельности с позиций их потенциального влияния на устойчивость кредитных организаций [2].
Как правило, проблемы управления рисками исследуются в деятельности кредитных организаций. Однако для Центрального банка Российской Федерации, являющегося надзорным и регулирующим органом для кредитных организаций и всего финансового рынка, характерен широкий перечень рисков, возникающих в результате достижения своих целей и выполнения основных функций, определенных статьями 3 и 4 Федеральный закон от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (с изменениями) [3].
Актуальность исследования рисков в деятельности Банка России, а также управления ими обусловлена последствиями от их реализации, которые являются более масштабными и разрушительными для банковской системы страны и, как следствие, для всей национальной экономики в целом. Поэтому в последнее время Банком России уделяется пристальное внимание управлению рисками, а конкретно - организации внутреннего контроля и управлению рисками в деятельности экономических подразделений территориальных учреждений Банка России (далее - экономическое подразделение) при проведении операций денежно-кредитного регулирования, что заинтересовало автора и послужило предметом исследования настоящей статьи.
О необходимости создания и организации внутреннего контроля и управления рисками в Банке России начали говорить сравнительно недавно, а точнее в 2008 году. В начале 2009 года Банк России закрепил его обязательность изданным нормативным актом - Положением Банка России от 20.01.2009 № 333-П «О внутреннем контроле в Центральном банке Российской Федерации» (да-
лее - Положение № 333-П) [4]. Внутренний контроль и управление рисками в экономических подразделениях Банка России начали активно внедряться и разрабатываться только с 2013 года. В настоящее время внутренний контроль и управление рисками в деятельности экономических подразделений Банка России осуществляются в соответствии с Положением № 333-П, Методическими рекомендациями по организации внутреннего контроля и управления рисками в деятельности экономических подразделений территориальных учреждений Банка России (далее - Методические рекомендации) [5] и иными нормативными актами Банка России.
В рамках данной статьи под внутренним контролем подразумевается непрерывный процесс, осуществляемый экономическим подразделением,
направленный на достижение целей деятельности и выполнение задач и функций в области операций проведения денежно-кредитного регулирования, а также своевременного выявления и предотвращения рисков при осуществлении возложенных функций. Под управлением рисками понимается принятие и исполнение управленческих решений, направленных на снижение вероятности реализации рисков и минимизацию негативных последствий (ущерба) от их реализации.
Немаловажно отметить, что внутренний контроль и управление рисками должны осуществляться на всех этапах проведения операций денежно-кредитного регулирования. Правовой базой для его осуществления выступает законодательство Российской Федерации, нормативные и иные акты Банка России, организационно-
распорядительные документы территориальных учреждений Банка России, регламентирующие работу по основным направлениям деятельности экономического подразделения.
Банк России осуществляет внутренний контроль и управление рисками, главным образом для обеспечения достижения целей деятельности и выполнения возложенных на экономическое подразделение функций в области проведения операций денежно-кредитного регулирования и своевременного выявления и предотвращения рисков при осуществлении данных функций, а также принятия адекватных мер по снижению вероятности их реализации и последствий (ущерба) [3].
Если же говорить менее глобально, то внутренний контроль и управление рисками в Банке России нужны для повышения результативности деятельности экономического подразделения; достоверности, полноты и своевременности составления и предоставления форм отчетности и иной информации в Банк России, а также соблюдения информационной безопасности при ее сборе, обработке, использовании и передаче внешним и внутренним пользователям; исключения участия работников экономического подразделения в противоправной деятельности (злоупотребление, хищение, превышение своих полномочий, разглашение информации ограниченного доступа, ставшей известной при выполнении должностных обязанностей, возникновение конфликта интересов).
Для достижения целей внутреннего контроля и управления рисками экономическому подразделению необходимо, во-первых, решать задачи по контролю за соблюдением и выполнением законодательства Российской Федерации и местных органов власти, требований нормативных и иных актов Банка России, во-вторых, контролировать выполнение задач, установленных внутренними документами экономического подразделения, соответствие информации, подготавливаемой экономическим подразделением, установленным требованиям, включая требования информа-
ционной безопасности; контролировать соблюдение установленных процедур по обеспечению сохранности активов (прав требования по кредитным договорам), целевого и экономного расходования ресурсов на осуществление деятельности экономического подразделения и, в-третьих, осуществлять контроль за соответствием деятельности экономического подразделения и действий его работников нормативным и иным актам Банка России, организационно-распорядительным документам территориального учреждения Банка России, регламентирующим деятельность экономического подразделения.
Экономическим подразделением в рамках выполнения операций денежно-кредитного регулирования делается особый акцент на мониторинге изменений законодательства Российской Федерации, нормативных и иных документов Банка России. Это необходимо для того, чтобы экономическое подразделение выполняло свои функции на основании действующего законодательства Российской Федерации и в соответствии с актуальными нормативными и иными актами Банка России, а не вразрез с ними. Неверное толкование и применение нормативных документов при выполнении экономическим подразделением операций денежно-кредитного регулирования порождает не только операционный и организационный риски, но и правовой и репутационный.
Постоянный мониторинг организации внутреннего контроля и управления рисками, оценка его адекватности, экспертная оценка (переоценка) рисков, возникающих в деятельности экономического подразделения, контрольные мероприятия по устранению недостатков внутреннего контроля и управлению рисками, разработка дополнительных механизмов контроля - все это делает внутренний контроль и управление рисками более эффективным и, соответ-
ственно, уменьшает вероятность возникновения рисков Банка России.
В экономическом подразделении используются следующие принципы внутреннего контроля и управления рисками, содержание которых раскрыто Банком России в Положении № 333-П и Методических рекомендациях [2], [3]:
- системность и комплексность подходов к управлению рисками (целостность, последовательность и целенаправленность действий по выявлению и оценке рисков, выбору и принятию мер реагирования на риски, фиксированию реализованных рисков и мониторингу рисков);
- непрерывность процесса управления рисками (непрерывность процедур внутреннего контроля при выполнении функций, процессов (процедур), операций в рамках экономической работы с применением методов контроля, направленных на предотвращение случаев реализации рисков и нивелирование их последствий);
- всеобщность системы управления рисками;
- своевременность (синхронность) внутреннего контроля и управления рисками (постоянное наблюдение за организацией управления рисками в экономическом подразделении с целью своевременного выявления и принятия мер реагирования на них);
- соразмерность внутреннего контроля;
- ответственность руководства экономического подразделения;
- адекватность используемой информации, информационных систем и технических средств телекоммуникации;
- распределение полномочий (разделение функций совершения операций, их регистрации, учета и контроля);
- регламентация деятельности экономического подразделения (разработка регламентов (порядков) и схем взаимодействия, содержащих информацию о
распределении обязанностей, санкционировании операций, процедурах контроля);
- формализация результатов (документирование всех контрольных процедур, проведенных в рамках внутреннего контроля первого и второго уровней, в том числе с целью осуществления контроля деятельности субъектов внутреннего контроля);
- осведомленность (обмен между субъектами внутреннего контроля, являющимися участниками процесса управления рисками в экономическом подразделении, объективной информацией о реализованных рисках, принятых решениях по управлению рисками);
- ответные меры на риск (адресная ориентация на источник риска и факторы его проявления в целях недопущения или максимального снижения последствий (ущерба)).
Следует отметить, что внутренний контроль и управление рисками в экономическом подразделении осуществляются в отношении рисков, связанных с выполнением экономическим подразделением функций исключительно в рамках экономической работы, и направлены на устранение или уменьшение влияния факторов риска, а также на минимизацию возможного ущерба (потерь). Сами же процедуры внутреннего контроля и управления рисками осуществляются в отношении управляемых рисков, то есть рисков, в отношении которых экономическое подразделение обладает всей полнотой полномочий, средств и методов, достаточных для их регулирования. Что же касается процессов управления рисками, возникающих во внешней среде и не являющихся прямым следствием действий (бездействия) экономического подразделения (неуправляемые риски), то они регулируются решениями, изданиями (изменениями) нормативных и иных актов Банка России, иными мерами и
средствами, входящими в компетенцию Банка России.
Оценка вероятности проявления риска и возможных последствий (ущерба) в отношении рисков, образующихся в деятельности экономического подразделения, в частности кредитного риска, основана на риск-ориентированном подходе признания определенным наступление риска и ущерба. Вне зависимости от частоты проявления рисков и масштаба их последствий система реагирования предусматривает ответные меры на риск, имеет адресную ориентацию на источник риска и факторы его проявления в целях недопущения или максимального снижения последствий (ущерба). Кроме того, в целях эффективности управления рисками в экономическом подразделении проводится идентификация рисков (описание возможных рисков, которые могут повлиять на выполнение функций экономического подразделения).
Как и любой процесс, процесс идентификации риска имеет последовательность и включает в себя:
1) выявление функций, процессов, операций (действий), подверженных риску;
2) выявление объекта (риска) и факторов риска;
3) выявление субъектов, осуществляющих операции, включая контрольные;
4) определение возможных механизмов воздействия на минимизацию (исключение) влияния факторов рисков.
Для деятельности экономического подразделения характерны прямые и производные виды рисков. К прямым рискам относятся риски, источник потенциального возникновения которых напрямую связан с осуществлением экономической работы, - это кредитный, операционный (риск персонала, технический риск, технологический риск, информационный риск), организационный (управленческий) и правовой риски.
К производным рискам относятся риски, источник возникновения которых является следствием реализации прямых рисков, величина последствий (ущерба) которого зависит от базовых (договорных) условий и (или) действия внешних факторов: риск утраты обеспечения (риск, управляемый на уровне территориального учреждения), рыночный и репутационный риски (риски, в основном управляемые на уровне Банка России).
При определении вида риска экономическое подразделение руководству-
ется типовым классификатором рисков экономической работы Банка России. Однако его недостаточно в связи с изменением действующего законодательства, структуры банковских операций и рынка в целом, что генерирует новые факторы риска. Вследствие этого, автором предложен усовершенствованный классификатор рисков экономической работы, который используется в Отделении по Ростовской области Южного главного управления Центрального банка Российской Федерации.
Таблица 1 - Усовершенствованный классификатор рисков экономической работы Отделения по Ростовской области Южного главного управления _Центрального банка Российской Федерации1_
№ Вид риска Описание риска
I. Прямые риски
1 Кредитный риск Риск возникновения ущерба (потерь) вследствие неисполнения (ненадлежащего исполнения) кредитной организацией обязательств по кредитному договору, заключенному с Банком России
2 Операционный риск, включает: Риск возникновения ущерба (потерь) вследствие несоответствия деятельности структурного подразделения требованиям законодательства России, нормативных и иных актов Банка России, внутренних документов территориального учреждения, недостаточной квалификации, ошибок, непреднамеренных (умышленных) действий (бездействий) работников, несоразмерности (недостаточности) функциональных возможностей применяемых систем и технологий, нестабильность их работы (отказы)
2.1 Риск персонала Риск возникновения ущерба (потерь) вследствие неисполнения (ненадлежащего исполнения) работником должностных инструкций, правил и процедур, установленных нормативными и иными актами Банка России, внутренними документами территориального учреждения, в том числе на действия (вмешательство) третьих лиц, вследствие недостаточной квалификации работников, усталости, злоупотребления, мошенничества
2.2 Технический риск Риск возникновения ущерба (потерь) вследствие сбоев в функционировании информационных, телекоммуникационных систем, систем безопасности и защиты информации, технических средств, банковского и другого оборудования
2.3 Технологический риск Риск возникновения ущерба (потерь) вследствие несовершенства технологии, отсутствия либо избыточности (дублирования, противоречивости) регламентации осуществления операций
2.4 Информационный риск Риск возникновения ущерба (потерь) вследствие представления/получения неполной, недостоверной, несвоевременной информации; необеспечения сохранности информации ограниченного доступа
3 Организационный риск Риск возникновения ущерба (потерь), связанный с неверными решениями в организации и регламентации работы, при распределении ресурсов, функций, полномочий и ответственности, с неэффективным контролем и организационной структурой
4 Правовой риск Риск возникновения ущерба (потерь) вследствие: - несоответствия принимаемых решений требованиям законодательства Российской Федерации, нормативных и иных правовых актов Банка России,
1 Составлено автором.
№ Вид риска Описание риска
условиям заключенных с контрагентами Банка России генеральных кредитных договоров, генеральных депозитных соглашений в результате правовых ошибок, неверного толкования правовых норм; - несовершенства правовой системы (противоречивость законодательства, отсутствие/неоднозначное толкование правовых норм, отсутствие судебной практики)
II. Производственные риски
1 Рыночный риск Риск возникновения ущерба (потерь) вследствие неблагоприятного изменения текущей (справедливой) стоимости активов, обращающихся на организованных рынках и находящихся в обеспечении кредитов Банка России, с признаками полного или частичного обесценения (реализованным кредитным риском)
2 Риск утраты обеспечения Риск возникновения ущерба (потерь) вследствие снижения или отсутствия возможности реализации обеспечения в виде прав требований, векселей и поручительств по кредитам Банка России, имеющим признаки полного или частичного обесценения (реализованного кредитного риска)
3 Репутационный риск Риск возникновения ущерба (потерь) в виде снижения доверия и формирования негативного образа территориального учреждения со стороны структурных подразделений и руководства Банка России, в целом Банка России со стороны общественности вследствие: - реализованных рисков I группы; - информационного влияния (атаки) третьих лиц на формирование образа (репутации) Банка России
Оценка рисков производится экспертным путем с учетом накопленной статистики фактов реализации рисков в деятельности экономического подразделения. Оценка потенциальных / возможных в деятельности экономического подразделения рисков, в том числе мониторинг системы мер риск-реагирования, осуществляется ответственными лицами экономического подразделения на постоянной основе (с периодичностью в зависимости от организационных изменений в экономическом подразделении, требований нормативных и иных актов Банка России, частоты возникновения рисковых событий и других аспектов экономической работы) не реже одного раза в год, как правило, в первом квартале.
Экспертная оценка рисков осуществляется с использованием качественных и количественных показателей в соответствии с нижеприведенной таблицей определения уровня риска на основе критериев проведения экспертной оценки (самооценки) рисков.
Результаты проведения идентификации и оценки рисков фиксируются от-
ветственными лицами в виде определенной таблицы, так называемого Журнала рисков экономического подразделения.
Данная таблица показывает, на сколько возрастал уровень риска Отделения по Ростовской области Южного главного управления Центрального банка Российской Федерации в период финансовой нестабильности, вызванной введением санкций в отношении Российской Федерации.
Так, в деятельности экономического подразделения Отделения по Ростовской области Южного главного управления Центрального банка Российской Федерации на ежедневной основе с 2013 года по настоящее время ведется аналитическая база данных о реализованных рисках в экономическом подразделении - Журнал риск-событий (далее - Журнал), форма которого предложена автором и используется в Отделении по Ростовской области Южного главного управления Центрального банка Российской Федерации.
Таблица 2 - Определение уровня риска (составлена автором)
Оценка риска Уровень риска (при среднестатистическом min уровне - 15%)
Умеренный до 30%
Средний от 30% до 60%
Высокий от 60% до 100%
Уровень риска за 2013 год
Квартал Уровень риска Оценка риска
I 18.43% Умеренный
II 20.43% Умеренный
III 18.92% Умеренный
IV 19.61% Умеренный
Уровень риска за 2014 год
Квартал Уровень операционного риска Оценка операционного риска
I 31.34% Средний
II 34.40% Средний
III 65.34% Высокий
IV 94.40% Высокий
Уровень операционного риска за 9 месяцев 2015 года
Квартал Уровень риска Оценка риска
I 68.44% Высокий
II 31.20% Средний
III 20.15% Умеренный
IV По прогнозу Умеренный
На сегодняшний день в Журнале зафиксировано 10 риск-событий по различным направлениям деятельности экономического подразделения, из них четыре риск-события по операциям предоставления ликвидности кредитным организациям Ростовской области с отнесением их к прямому виду рисков -операционному с умеренным уровнем их оценки и отсутствием ущерба.
Внутренний контроль и управление рисками осуществляются на двух уровнях - первом и втором.
Субъектами внутреннего контроля первого уровня в ходе осуществления экономической работы являются непосредственно работники и руководители экономического подразделения. Объектами внутреннего контроля и управления рисками первого уровня в экономическом подразделении, осуществляемого в форме предварительного, текущего и последующего контроля, являются ра-
боты (операции, процедуры), выполняемые непосредственно в экономическом подразделении его работниками.
Внутренний контроль и управление рисками первого уровня включают процедуры предварительного, текущего и последующего контроля, направленные на предотвращение потенциальных рисков, выявление реализованных рисков и устранение (снижение) негативных последствий от их реализации.
Постоянное проведение мероприятий внутреннего контроля и управления рисками первого уровня при совершении экономическим подразделением операций денежно-кредитного регулирования основывается на принципе «четырех глаз» посредством разделения полномочий исполнителя операции и контролера.
Предварительный контроль включает процедуры внутреннего контроля и управления рисками, предшествующие
совершению операций, иных действий, принятию решений, направленных на предотвращение рисков, связанных с совершаемыми операциями.
Текущий контроль включает процедуры внутреннего контроля и управления рисками, проводимые работниками экономического подразделения непосредственно в ходе операций и направленные на оперативное выявление и устранение (уменьшение) рисков, связанных с указанными операциями. В рамках текущего контроля экономическим подразделением осуществляется контроль соответствия организации работы по данному направлению деятельности требованиям, установленным нормативными и иными актами Банка России, организационно-
распорядительными документами территориального учреждения и соответствия выполняемых процессов (операций) нормативным и иным актам Банка России и организационно-
распорядительным документам территориального учреждения (контроль соответствия (комплаенс)).
Последующий контроль включает процедуры внутреннего контроля и управления рисками, выполняемые после совершения процессов (операций) и направленные на выявление и устранение (снижение) негативных последствий проявления идентифицированных рисков, связанных с указанными процессами (операциями).
Если внутренний контроль и управление рисками первого уровня направлены на предотвращение потенциальных рисков и выявление причин реализованных рисков, то внутренний контроль и управление рисками второго уровня организуются для устранения недостатков в организации и осуществлении внутреннего контроля и управления рисками первого уровня по направлениям деятельности экономического подразделения и включают управленческий контроль, подотчетность, контроль
соответствия (комплаенс) и контроль исполнения документов.
Управленческий контроль и подотчетность предусматривают предоставление руководителю территориального учреждения, курирующему экономическое подразделение, в установленном в территориальном учреждении порядке и сроки информации о достижении поставленных в планах работы экономического подразделения целей и иной информации о результатах работы (функционирования) по направлениям деятельности (функциям) экономического подразделения.
Контроль соответствия (компла-енс) предусматривает проверку соблюдения законодательства Российской Федерации, нормативных и иных актов Банка России, организационно-распорядительных документов территориального учреждения.
Контроль исполнения документов предусматривает проверки и регулирование хода их исполнения, снятие с контроля, учет, обобщение и анализ хода и результатов исполнения документов, информирование руководителя территориального учреждения в целях своевременного и качественного исполнения поручений, зафиксированных в документах, а также другие действия по контролю, предусмотренные нормативными и иными актами Банка России.
В рамках внутреннего контроля и управления рисками осуществляется мониторинг организации и осуществления внутреннего контроля и управления рисками первого уровня с целью оценки соответствия (адекватности) его состояния требованиям, установленным нормативными и иными актами Банка России и организационно-распорядительными документами территориального учреждения, выявления причин несоответствий и принятия мер по совершенствованию внутреннего контроля и управлению рисками в экономическом подразделении.
Непрерывный мониторинг осуществляется ответственными лицами на основании информации о результатах внутреннего контроля и управления рисками первого и второго уровней, о реализованных рисках и принятых мерах по устранению (уменьшению) их последствий, об изменениях, влияющих на организацию и осуществление внутреннего контроля и управление рисками по направлениям деятельности экономического подразделения.
Таким образом, можно сделать вывод, что организация внутреннего контроля и управление рисками в деятельности экономического подразделения необходимы в целях выявления проблем, возникающих в процессе деятельности и выполнения задач и функций, возложенных на экономическое подразделение, в области проведения операций денежно-кредитного регулирования, а также своевременного выявления и предотвращения рисков при осуществлении возложенных на него функций, принятия адекватных мер по снижению вероятности их реализации и последствий (ущерба). Кроме того, качественная и налаженная система организации внутреннего контроля и управления рисками в Банке России является одним из способов минимизации рисков в деятельности Банка России и залогом его стабильного надежного функционирования.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Семенюта О.Г., Кудинова Г.А. Формирование целей денежно-кредитной политики Центрального банка // Финансовые исследования. -2005. - № 11. - С. 3-7.
2. Баско О.В. Организация управления операционным риском в кредитных организациях Ростовской области // Финансовые исследования. -2010. - № 26. - С. 29-34.
3. Федеральный закон от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном
банке Российской Федерации (Банке России)» (с изменениями).
4. Положение Банка России от 20.01.2009 № 333-П «О внутреннем контроле в Центральном банке Российской Федерации».
5. Письмо Банка России от 09.07.2014 № 09-13-1/5452.
6. Семенюта О.Г. Использование закона Бенфорда при построении системы управления операционным риском // Финансовые исследования. -2012. - № 4 (37). - С. 37-44.
7. Столбовская Н.Н. Современные проблемы устойчивого развития банковской системы России // Перспективы развития науки и образования : сб. науч. тр. по материалам Междунар. науч.-практич. конф. - Тамбов, 2014. - С. 143-144.
8. Столбовская Н.Н. Развитие банковского сектора как фактор модернизации экономики России // Финансовые исследования. - 2013. -№ 3 (40). - С. 15-22.
9. Бадалов Л.А. Служба внутреннего контроля как элемент системы внутреннего контроля банка // Банковский менеджмент. - 2013. - № 10 (12). - С. 32-34.
10. Внутренний контроль. Теория, опыт, практика : науч.-практич. пособие для специалистов / В.В. Рудько-Силиванов, О.В. Полякова, К.В. Лапина и др. ; под ред. К.В. Ткаченко. - М.: РИОР, 2012. - 396 с.
BIBLIOGRAPHIC LIST
1. Semenyuta O.G., Kudinova G.A. The formation of the monetary policy objectives of the Central Bank // Financial research. - 2005. - № 11. - P. 3-7.
2. Basko O.V. The Organization of operational risk management in credit organizations of the Rostov region // Financial research. - 2010. - № 26. -P. 29-34.
3. Federal law of 10.07.2002 № 86-FZ «About Central Bank of the Russian
Federation (Bank of Russia)» (with changes).
4. The position of the Bank of Russia dated 20.01.2009 № 333-P «About the internal control at the Central Bank of the Russian Federation».
5. The letter of the Bank of Russia dated 09.07.2014 No. 09-13-1/5452.
6. Semenyuta O.G The Use of Benford's law to build a system of operational risk management // Financial research. - 2012. - № 4 (37). - P. 37-44.
7. Stolbovskaya N.N. Modern problems of sustainable development of the Russian banking system // Prospects of development of science and education collection of scientific works on materials
of the International scientific-practical conference. - Tambov, 2014. - P. 143-144.
8. Stolbovskaya N.N. The development of the banking sector as a factor of modernization of Russian economy // Financial research. - 2013. -№ 3 (40). - P. 15-22.
9. Badalov A.L. The internal control Service as part of the system of internal control of the Bank // Bank management. 2013. - № 10 (12). - P. 32-34.
10. Internal control. Theory, experience and practice: tutoria-practical handbook for professionals / V.V. Rudko-Selivanov, O.V. Polyakova, K.V. Lapina and others ; ed. by KV. Tkachenko. - M.: RIOR, 2012. - 396 p.