организация внутреннего финансового контроля на малых предприятиях
т.в. бинкевич
внутренний аудитор ООО «Библиосфера»
В экономике развитых стран значительное место занимают малые предприятия, число которых растёт и в Российской Федерации. На современном этапе формирования рыночных отношений, при разнообразии форм собственности, неопределённости и нестабильности внешней и внутренней среды хозяйствования, возрастают требования к повышению эффективности управления, которые обусловливают необходимость функциональной активизации и реформирования контроля как составной части управления. Нормально функционирующий контроль в условиях предпринимательской деятельности обеспечивает сочетание доходов с перспективами устойчивого роста организации, способствует согласованию интересов потребителей с эффективным использованием капитала и ресурсов, создаёт условия для осуществления комплексных действий, направленных на достижение преимуществ в конкурентной борьбе и решении поставленных задач. В статье нами предлагается система организации внутреннего финансового контроля группы малых предприятий, основанная на мониторинге и стандартизации деятельности хозяйствующих субъектов.
На 1 января 2008 года число малых предприятий превысило 1100 тыс. единиц, а индивидуальных предпринимателей - 3,4 млн человек [2]. Тенденции к росту сектора малого предпринимательства отмечались в течение нескольких последних лет и выражались в таких показателях, как объём оборота и инвестиции в основной капитал.
Однако мировой финансово-экономический кризис может отрицательно повлиять на развитие сектора малого предпринимательства.
Одним из факторов стабилизации экономики малых предприятий в этих условиях является совершенствование управления на основе формирования стратегии развития и осуществления эффективного контроля за деятельностью хозяйствующих субъектов.
Раскрывая вопросы организации и методики проведения внутреннего контроля, многие экономисты отмечают: «Внутрихозяйственный контроль включает не только бухгалтерский учёт, а всю финансово-хозяйственную деятельность структурных подразделений и предприятия в целом» [1]. На наш взгляд, хозяйствующий субъект непосредственно сам обязан организовать и развивать изнутри систему контроля. От этого зависит сохранность активов, качество и эффективность финансово-хозяйственной деятельности предприятия и, как следствие, - ликвидность, финансовая устойчивость, уменьшение риска банкротства.
Рассматривая необходимость организации внутреннего финансового контроля, нужно отметить, что очень часто предпринимательские идеи субъектов малого предпринимательства терпят неудачи из-за отсутствия или ненадлежащей организации учёта и внутреннего контроля. Такие элементарные расчёты, как точка безубыточности и рычаг финансовой прочности производства или продаж, необходимы на любом этапе деятельности хозяйствующего субъекта. Сегодня одним из инструментов системы внутреннего контроля, бухгалтерского учёта и эффективного управления выступает внутренний финансовый контроль.
Организация эффективного внутреннего контроля требует вложения значительных инвестиций, в том числе затрат времени и усилий, необходимых для поиска или подготовки квалифицированных специалистов по аудиту.
В субъектах малого предпринимательства целесообразно создавать внутренний контроль исходя из бюджета организации, сложности осуществляемых финансово-хозяйственных операций и численности работающих.
Внутренний контроль в малых экономических субъектах может быть представлен тремя моделями.
ВЕСТНИК ФА V 4'2009
1. Служба внутреннего контроля, организованная в хозяйствующем субъекте, специалисты которой являются работниками данного предприятия (один внутренний финансовый контролёр или служба внутреннего контроля и аудита).
2. Внутренний контроль, осуществляемый внешними контролёрами на основании договора оказания сопутствующих аудиту услуг.
3. Внутренний контроль, организованный в виде надстройки над группой субъектов малого предпринимательства, объединённых между собой по определённому признаку. Это наиболее сложная организация внутреннего контроля, которая подчиняется:
• собственникам, имеющим несколько предприятий;
• предпринимателю без образования юридического лица, являющемуся учредителем других организаций;
• руководителям группы субъектов малого бизнеса, объединённых по каким-либо интересам договором сотрудничества и так далее.
При выборе одной из моделей субъекты малого бизнеса, в первую очередь предприниматели, должны действовать исходя из своих возможностей, так как внутренний контроль - это необходимость, требующая внушительных затрат, и целесообразно остановить свой выбор на наиболее приемлемой по стоимости модели.
Организация контрольной деятельности реализуется по нескольким направлениям, среди них следует выделить основные:
• формирование субъектов контроля, определение их места в общей системе управления;
• определение компетенции каждого из субъектов контроля;
• внутренняя организация аппарата субъектов контроля (распределение обязанностей и ответственности);
• порядок подготовки и осуществления контрольных действий;
• порядок выработки, принятия, реализации и контроля за исполнением управленческих решений;
• функциональная структура контрольной деятельности (функции контроля и их направленность);
• средства реализации контрольных решений;
• характер связи между субъектами и объектами контроля;
• способы оценки эффективности контрольной деятельности;
• перспективы повышения контрольной деятельности.
Данные направления организации контрольной деятельности распространяются и на организацию внутреннего финансового контроля.
Мировая практика по организации финансового контроля имеет большой опыт разработки стандартов и регламентов для финансового контроля.
Отечественная теория по регламентации контроля представлена лишь проектами разрабатываемых стандартов для аудиторской деятельности и теоретической попыткой составления стандартов для финансового контроля отдельных вопросов проверки, осуществлённой Н.Т. Белухой [1].
Однако практического применения регламентов в контрольной деятельности не наблюдается. Разработка регламентов для внутреннего финансового контроля будет способствовать построению оптимально необходимой системы внутреннего контроля, повышению её организованности, слаженности в работе, улучшению организации непосредственно процесса контроля, выработке и применению эффективной методики контрольных действий, оптимизации времени, затраченного на осуществление контрольных процедур.
Создание отдела внутреннего контроля - весьма сложный процесс. Он требует решения ряда организационно-технических проблем. Организацию отдела контроля, на наш взгляд, следует проводить по следующим этапам:
1) определение перечня проблем, для решения которых формируется отдел внутреннего контроля;
2) определение функций службы контроля для достижения целей и задач управления;
3) формирование на основе функций службы внутреннего контроля структурных единиц отдела;
4) разработка схемы взаимоотношений структурных единиц, определение прав, обязанностей и мер ответственности, создание положений об отделе и должностных инструкций;
5) соединение вышеуказанных структурных единиц в единое целое;
6) интеграция отдела с другими звеньями структуры управления предприятием.
Структура службы внутреннего контроля включает в себя совокупность подразделений и персонала соответствующей квалификации и полномочий, который осуществляет информационное взаимодействие в форме прямых и обратных связей, имеет материально-техническое и информационное обеспечение и подчиняется соответствующему исполнительному органу.
Деятельность службы внутреннего контроля имеет информационное и консультационное значение для руководителей предприятия, внутренний контроль содействует оптимизации деятельности экономического субъекта и выполнению руководством поставленных управленческих задач.
Структурное подразделение внутреннего контроля осуществляет контроль финансово-хозяйственной деятельности фирмы в целом. Работа службы внутреннего контроля строится на осно-
ве принципов коллегиальности, компетентности, самостоятельности и ответственности, в рамках внутрифирменного акта (Положения об отделе внутреннего финансового контроля). Нами предложена система контроля за деятельностью группы малых предприятий на базе мониторинга исполнения бюджетов, ведения бухгалтерского учёта, основных экономических показателей и бухгалтерской отчётности. Основными элементами системы контроля являются:
• мониторинг хозяйственной деятельности предприятий на основе их бухгалтерской отчётности;
• обобщение и анализ материалов внешних контролирующих органов;
• создание стандартов и регламентов по основным направлениям деятельности предприятий;
• создание форм управленческой отчётности для дальнейшего анализа;
• регламентация бюджетирования доходов и расходов и движения денежных средств;
• создание оптимальной системы показателей по контролю за ликвидностью и финансовой устойчивостью предприятий;
• координация деятельности основных подразделений предприятий по анализу финансово-хозяйственной деятельности;
• формирование и постоянное обновление базы данных по предприятиям, которая может
служить информационной основой для принятия стратегических управленческих решений.
Практическая польза от создания служб внутреннего контроля на предприятиях, по нашему мнению, заключается в следующем:
• позволяет руководству предприятия наладить эффективный контроль за автономными подразделениями;
• высокий уровень профессиональной подготовки и глубокое понимание специфики деятельности предприятия позволяют выполнять контролёрам консультативные функции в отношении финансово-экономических и бухгалтерских служб.
В заключение следует отметить, что система внутреннего финансового контроля направлена на повышение эффективности управления малыми предприятиями путём создания комплексной информационной базы для принятия управленческих решений. С помощью методов системного анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятий осуществляется переход к опережающему контролю, что позволяет прогнозировать возможные будущие отрицательные явления и результаты и, соответственно, своевременно принимать решения. Оперативное выявление резервов и «узких мест» оказывает положительное влияние на эффективность деятельности малых предприятий.
ЛИТЕРАТУРА
1. Белуха Н.Т. Контроль и ревизия в отраслях народного хозяйства: Учебник. - М.: Финансы и статистика, 2002.
2. http://www.nisse.ru/work/measures/reports/reports_9.html