Научная статья на тему 'Организация вневедомственного контроля на государственной гражданской службе субъектов РФ'

Организация вневедомственного контроля на государственной гражданской службе субъектов РФ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
462
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРАВЛЕНИЕ / ГРАЖДАНСКАЯ СЛУЖБА / ВНЕВЕДОМСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ / РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОПЫТ / MANAGEMENT / CIVIL SERVICE / NON-DEPARTMENTAL CONTROL / REGIONAL EXPERIENCE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Куликова Д. Н.

В статье анализируется региональный опыт осуществления вневедомственного контроля за соблюдением законодательства о государственной гражданской службе Российской Федерации. Определяются основные направления модернизации контрольных процедур за соблюдением законодательства о государственной гражданской службе Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATION OF NON-DEPARTMENTAL CONTROL ON THE STATE CIVIL SERVICE SUBJECTS OF RUSSIAN FEDERATION

The article analyzes the regional experience to implement non-departmental monitoring of compliance with the State Civil Service of the Russian Federation. The main directions of modernization of control procedures for compliance with the legislation of the State Civil Service of the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «Организация вневедомственного контроля на государственной гражданской службе субъектов РФ»

УДК 35.08

ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕВЕДОМСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ НА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБЕ СУБЪЕКТОВ РФ ORGANIZATION OF NON-DEPARTMENTAL CONTROL ON THE STATE CIVIL SERVICE SUBJECTS OF RUSSIAN FEDERATION

Куликова Д.Н., аспирант ЮРИФ РАНХиГС

Kulikova D.N., Graduate student of The South Russian Institute of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration

В статье анализируется региональный опыт осуществления вневедомственного контроля за соблюдением законодательства о государственной гражданской службе Российской Федерации. Определяются основные направления модернизации контрольных процедур за соблюдением законодательства о государственной гражданской службе Российской Федерации.

Ключевые слова: управление, гражданская служба, вневедомственный контроль, региональный опыт

The article analyzes the regional experience to implement non-departmental monitoring of compliance with the State Civil Service of the Russian Federation.

The main directions of modernization of control procedures for compliance with the legislation of the State Civil Service of the Russian Federation.

Key words: management, civil service, non-departmental control, regional experience.

На сегодняшний день определяющей задачей успешного реформирования государственной службы является обеспечение соблюдения действующего законодательства о государственной гражданской службе. Для эффективного функционирования системы государственной службы недостаточно только нормативного

установления правил, необходимо обеспечить их эффективную реализацию и исполнение.

В связи с этим, значительная роль отводится вневедомственному контролю за соблюдением законодательства Российской Федерации о государственной гражданской службе РФ. Так как в настоящее время система управления государственной гражданской службой находится на стадии становления, то можно отметить, что органы, осуществляющие вневедомственный контроль еще не институционализировались, не сформирована единая система управления государственной службой. [1]

Практика в регионах показывает, что субъектам РФ приходится опираться в основном на свои силы, так как орган, регулирующий взаимоотношения в сфере управления государственной службой, на федеральном уровне законодательно не определен. При этом каждый регион нарабатывает свой собственный опыт осуществления контроля за соблюдением законодательства о государственной службе РФ.

В Ростовской области в 2005 году, одной из первых, учрежден орган по управлению государственной службой - Ведомство по управлению государственной гражданской службой Ростовской области.[2]

В данной статье мы проанализируем практику Ростовской области в осуществлении вневедомственного контроля за соблюдением законодательства о государственной гражданской службы на основе опыта нашего участия в одной из проверок, проведенных Ведомством по управлению государственной гражданской службой Ростовской области.

Ведомство по управлению государственной гражданской службой Ростовской области реализует полномочие по осуществлению вневедомственного контроля посредством проведения проверок соблюдения государственными органами законодательства о государственной гражданской службе в части организации кадровой работы. [5] По содержанию и объему вопросов данные проверки подразделяются на комплексные, отраслевые, контрольные.

Отраслевая проверка проводится по отдельным направлениям кадровой работы. Контрольная - как правило, с целью установить фактическое устранение выявленных недостатков. Комплексная проверка является основной формой контроля за деятельностью кадровых служб государственных органов, т.к. ею охватываются все направления кадровой работы и по результатам имеется возможность оценить ее состояние в целом, выработать предложения по ее совершенствованию.

Принимая участие в комплексной проверке одного из государственных органов Ростовской области, автором выделены основные этапы контрольных процедур, осуществляемых в Ведомстве по управлению государственной гражданской службой:

1. Подготовительный этап.

1.1. Не позднее, чем за 2 недели до проведения проверки руководителем Ведомства по предложению руководителей структурных подразделений определяется персональный состав работников Ведомства, привлекаемых для проведения проверки. Руководителем структурного подразделения, которому поручено проведение проверки, составляется план проверки государственного органа области с перечнем проверяемых вопросов.

1.2. Анализ статистических и иных материалов, характеризующих состояние деятельности кадровой службы государственного органа, результаты предыдущих проверок, а также принятые по ним решения, доклады об устранении ранее выявленных недостатков.

1.3. Не позднее, чем за 3 дня до проведения проверки руководителем Ведомства проводится инструктаж членов комиссии, в ходе которого проверяется их подготовленность к проверке.

2. Оперативная работа.

2.1. Перед началом проверки председатель комиссии информирует руководителя проверяемого государственного органа о цели проверки, знакомит с составом комиссии, планом проверки и перечнем нормативных правовых актов государственного органа и иных документов, требуемых при проведении проверки.

2.2. Непосредственно в ходе проверки затрагиваются следующие опросы:

Анализ должностных регламентов гражданских служащих и положений о структурных подразделениях государственного органа; анализ качественного состава государственных служащих государственного органа.

Организация работы и правовое регулирование деятельности кадровой службы государственного органа.

Прием, перемещение, увольнение с гражданской службы государственного органа.

Организация и ведение кадрового делопроизводства (ведение трудовых книжек, личных дел, оформление и выдача служебных удостоверений, подготовка актов на предоставление отпусков, утверждение графиков отпусков, командирование гражданских служащих).

Организация и обеспечение кадровых процедур и технологий (организация и обеспечение проведения конкурсов на замещение вакантных должностей гражданской службы и включение гражданских служащих в кадровый резерв; организация и обеспечение проведения аттестации, повышения квалификации гражданских служащих).

Практика поощрения и привлечения к дисциплинарной ответственности служащих. Организация проведения служебных проверок.

Организация проверки сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также соблюдение служащими ограничений, установленных ФЗ от 27.07.2004 № 79 «О государственной гражданской службе РФ»

3. Заключительный этап.

3.1. По итогам проверки проверяющие составляют справку о результатах проверки (в течение 10 рабочих дней с момента окончания проверки), которая должна содержать анализ и оценку состояния кадровой работы, деятельности кадровой службы государственного органа и конкретных работников, выводы о причинах допущенных недостатков, практические рекомендации по их устранению.

3.2. С учетом предложений проверяющих и указаний руководителя Ведомства в проверенной кадровой службе составляется план мероприятий по устранению выявленных недостатков, и принимаются меры по его реализации в установленные сроки.

Но, несмотря на обширный круг вопросов, охватываемых проверками государственных органов Ростовской области, в субъектах РФ вневедомственным контролем исполнительных органов государственной власти охвачены несколько другие положения ФЗ № 79 «О государственной гражданской службе».

Во многом направления проверок, осуществляемые Департаментом государственной гражданской службы Томской области схожи с вопросами, рассматриваемыми Ведомством по управлению государственной гражданской службой Ростовской области и ограничиваются проверками организации кадровой работы и кадрового делопроизводства. [6]

Так, интересен опыт Ханты-Мансийского автономного округа-Югра, в котором функцию вневедомственного контроля за соблюдением законодательства о государственной гражданской службе выполняет Департамент внутренней политики.

Среди вопросов, подлежащих рассмотрению в период проведения тематических проверок, следует выделить:

1.Организация работы по соблюдению государственными гражданскими служащими ограничений и запретов, установленных законодательством о государственной гражданской службе;

2.Эффективность деятельности комиссий по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих;

З.Применение взысканий к государственным гражданским служащим за коррупционные правонарушения. [3]

В Ульяновской области Департаментом государственной и муниципальной службы, [7] и в Тамбовской области отделом государственной службы в перечень вопросов для проверки соблюдения исполнительными органами государственной

власти законодательства о государственной гражданской службе включены такие немаловажные вопросы как:

1. Деятельность по вопросам оплаты труда гражданских служащих (наличие правового акта, регулирующего порядок и размер выплаты единовременного денежного поощрения, предусмотренного статьей 53 ФЗ 79; выплата должностных окладов и окладов за классный чин; выплата ежемесячных надбавок к должностному окладу).

2. Работа по организации привлечения гражданских служащих к работе сверхурочно, в выходной или нерабочий праздничный день согласно трудовому законодательству РФ (наличие табеля учета рабочего времени, распорядительных актов о привлечении к работе сверхурочно, в выходной или нерабочий праздничный день). [4]

Таким образом, мы видим, что региональные органы власти все интенсивнее включаются в реализацию положения ст. 67 ФЗ № 79 «О государственной гражданской службе» об осуществлении вневедомственного контроля за соблюдением законодательства о государственной гражданской службе РФ.

Исходя из того, что процесс реформирования системы управления госслуж-бой протекает уже около десяти лет, (с момента начала административной реформы) требуют научного осмысления и законодательного определения такие вопросы как:

1. Технология, методика проведения проверок за соблюдением законодательства о государственной гражданской службе, возможно разработка административного регламента по проведению проверок, а также регламента взаимоотношений проверяющей комиссии и проверяемого государственного органа с определением прав, обязанностей, правил поведения, ответственности.

2. Перечень вопросов, рассматриваемых при проведении проверки, касающихся не только организации кадровой работы, но и соблюдение прав, гарантий, ограничений и запретов государственными гражданскими служащими, оплату труда гражданских служащих и другие положения ФЗ № 79.

Таким образом, место и роль в повышении действенности механизма государственной власти, качества работы государственного аппарата, эффективности профессиональной деятельности государственных служащих на всех уровнях напрямую зависит от эффективной системы органов государственного контроля и надзора в управлении государственной службой.

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Федеральный Закон от 27.05.2003г. №58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации».

2. Областной Закон от 21.12.2005г. № 419-ЗС «О Ведомстве по управлению государственной гражданской службой Ростовской области».

3. Приказ Департамента внутренней политики Ханты-Мансийского автономного округа - Югра от 11.04.2012г. «Об утверждении перечня вопросов, подлежащих рассмотрению в период проведения тематических проверок по вопросам соблюдения законодательства о государственной гражданской службе в исполнительных органах государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в 2012 году».

4. Информация о нарушениях, допускаемых исполнительными органами государственной власти Тамбовской области при реализации ими законодательства в сфере организации государственной гражданской службы Тамбовской области/ Материалы официального сайта администрации Тамбовской области http: //www.tambov. gov .ru/org/abouthtml

5. Материалы официального сайта Ведомства по управлению государственной гражданской службой Ростовской области/ http://vedomstvo.donland.ru/

6. Материалы официального сайта администрации Томской области/http ://gossl.tomsk.gov .ru/index.php

7. Материалы официального сайта Правительства Ульяновской области/ http: //kadr.ulgov.ru/about/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.