Научная статья на тему 'Организация виртуальной образовательной деятельности со школьниками на основе кластерной технологии в социокультурных условиях Красноярского края'

Организация виртуальной образовательной деятельности со школьниками на основе кластерной технологии в социокультурных условиях Красноярского края Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
97
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВИРТУАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / КЛАСТЕРНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / VIRTUAL EDUCATIONAL ACTIVITIY / CLUSTER TECHNOLOGY / DISTANCE EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Стюгин Андрей Александрович, Туранова Лариса Михайловна

Статья посвящена проблемам организации виртуальной образовательной деятельности со школьниками. Представлены подходы к формированию электронной образовательной среды с учетом специфики социально-культурных, географических условий Красноярского края.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Стюгин Андрей Александрович, Туранова Лариса Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATION OF VIRTUAL EDUCATIONAL ACTIVITY WITH PUPILS BASED ON THE CLUSTER TECHNOLOGY IN THE SOCIOCULTURAL CONDITIONS OF THE KRASNOYARSK REGION

This article deals with the problems of organizing virtual educational activity with pupils. The approaches to the formation of the e-learning environment within the specific character of socio-cultural and geographical conditions of the Krasnoyarsk region are presented.

Текст научной работы на тему «Организация виртуальной образовательной деятельности со школьниками на основе кластерной технологии в социокультурных условиях Красноярского края»

ОРГАНИЗАЦИЯ ВИРТУАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СО ШКОЛЬНИКАМИ НА ОСНОВЕ КЛАСТЕРНОЙ ТЕХНОЛОГИИ В СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ УСЛОВИЯХ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

Виртуальная образовательная деятельность, кластерная технология, дистанционное образование.

В условиях формирования электронного образовательного пространства усиливается информационное неравенство школьников, что опрелеляет необходимость создания равных образовательных возможностей для детей, проживающих в разных социокультурных условиях на территориях Красноярского края. На сегодняшний день можно констатировать, что сложилось противоречие: с одной стороны, возрастают возможности телекоммуникаций в Красноярском крае, применения технологии организации дистанционного образования школьников, с другой - недостаточно сформирована методология проектирования и организации виртуальной образовательной деятельности со школьниками.

Опираясь на взгляды Р.Е. Пономарева, под социокультурными условиями мы будем понимать совокупность ресурсов для разворачивания индивидуального и коллективного образовательного пространства. Такое пространство устанавливает определенные правила доступа к образовательной среде, к способам взаимодействия в течение образовательного процесса. При организации социально-об-разовательного пространства формируются культурно-образовательные взаимодействия [Пономарев, 2003, с. 30]. К субъектам такого взаимодействия можно отнести: образовательные учреждения, общественные организации, органы представительной и исполнительной власти, учреждения культуры и дополнительного образования. К субъектам образовательной деятельности традиционно относят участников образовательного процесса (учитель, ученик, родитель).

На наш взгляд, уровень развития информационной среды определяет степень реализации культурно-образовательного взаимодействия субъектов образовательного процесса и пространства. Процессы компьютеризации и информатизации в Красноярском крае не отстают от общероссийских и мировых тенденций. По данным Федеральной службы государственной статистики по Красноярскому краю, на протяжении пяти последних лет имеет устойчивый рост обеспеченность организаций Красноярского края компьютерами, имеющих выход в Интернет, при этом рост числа «домашних» компьютеров существенно опережает рост числа компьютерной техники в производственной сфере. Косвенным образом это отражают данные по активности использования Интернета учащимися Красноярского края. Большинство из них пользуются ресурсами Интернет более 2 часов в день [8то1уатпоуа е! а1., 2010, с. 389]. При этом необходимо иметь в виду, что процесс оснащения компьютерной техникой общеобразовательных школ за последние 5 лет, по данным Федеральной службы статистики по Красноярскому краю, имеет ярко выраженную положительную динамику.

Педагогика

При организации виртуальной образовательной деятельности со школьниками Красноярского края необходимо учитывать его социальную и географическую специфику:

— большая площадь Красноярского края (большая протяженность с севера на юг, низкая средняя плотность населения);

— большая удаленность населенных пунктов (удаленность от краевого центра, удаленность от районных центров, удаленность между населенными пунктами);

— ограничения транспортной инфраструктуры (отсутствие на некоторых территориях круглогодичного доступа к наземным коммуникациям, высокий уровень транспортных затрат для жителей северных территорий).

Опуская дискуссии о качестве ресурсов Интернета, можно отметить, что пользователи данных ресурсов отмечают увеличение степени доступности информации. Новейшей формой преодоления «замкнутости» учреждений образования и культуры как социальных институтов становится формирующееся электронное информационное пространство. На практике это часто происходит через Интернет-сайты, которые в подавляющем большинстве носят информативный и презентационный характер. При этом существуют тенденции построения образовательных ресурсов на принципах интерактивности и динамического обновления информации, что создает возможности для диалога и коммуникации, за счет чего пассивное потребление информации отходит на второй план, а регулярный посетитель сайта становится неформальным членом культурно-образовательно-го сообщества. Постепенно складывается информационная инфраструктура в которой «посетитель» уступает место «партнеру», активно вовлекаемому в культурно-образовательный процесс и способному оказывать на него влияние.

Таким образом, можно утверждать, что в Красноярском крае формируется телекоммуникационное пространство, которое существенным образом влияет на формирование и развитие социально-образовательного электронного пространства.

На сегодняшний день объединить потенциал, идеи и возможности всех заинтересованных сторон позволяет кластерная технология. Кластер как организационная форма позволяет объединить усилия заинтересованных сторон в направлении достижения конкурентоспособных преимуществ [Шамова, 2008, с. 232].

В рамках описанного подхода организации виртуальной образовательной деятельности авторами (А.А. Стюгин, Л.М. Туранова) проводится педагогический эксперимент по разработке электронной образовательной среды на основе кластерной технологии на базе созданного сайта (http://vk.kspu.ru/) под общим названием «Виртуальный класс». Это площадка для организации деятельности со школьниками, на которой обеспечивается педагогическое руководство совместной, самостоятельной образовательной деятельностью учащихся разных школ с запланированным социально значимым результатом [Стюгина, Туранова, 2010, с. 31]. В настоящее время исследование на стадии формирующего эксперимента даёт возможность утверждать, что кластерная технология позволяет объединить ресурсы для достижения общих задач участников кластера. В разработке и реализации отдельных проектов сайта принимают участие представители разных муниципальных, государственных, научных структур, организаций и учреждений разных форм собственности [Стюгин, Туранова, 2010, с. 87]. Преимущества для участников образовательного кластера проекта: консолидация педагогичес-

ких ресурсов, расширение школьного образовательного пространства; преимущества для учащихся — участников эксперимента: реализация личностного потенциала. В рамках проводимого исследования решаются следующие задачи:

— изучение психолого-педагогического портрета разных возрастных групп школьников в разных социокультурных средах Красноярского края;

— анализ существующих социальных и географических особенностей Красноярского края с точки зрения дефицитов и потребности организации образовательной деятельности в условиях развития дистанционного образования, возможностей консолидации усилий организаций и учреждений разных форм собственности в поле решения задач образования и воспитания;

- разработка методологии проектирования и организации виртуальной образовательной деятельности со школьниками Красноярского края в электронном образовательном пространстве;

- расширение образовательного пространства школ Красноярского края.

В рамках реализации проекта выявлены принципы организации виртуальной образовательной среды «Виртуальный класс», принципы организации образовательных проектов в указанной образовательной среде, обоснованы особенности организации образовательной деятельности в условиях социокультурной среды Красноярского края [Стюгина, Туранова, 2010, с. 30].

Современные технологии коренным образом меняют условия организации обучения учащихся, предложен подход формирования электронной образовательной среды.

Библиографический список

1. Густырь А.В. Понятие, модели и методологические принципы дистанционного образования [Электронный ресурс]. URL: http://academy.odoportal.ru/documents/aka-dem/bibl/russia/5.html (5)

2. Пономарев Р.Е. Образовательное пространство как основополагающее понятие теории образования [Электронный ресурс] // Р.Е. Пономарев. Педагогическое образование и наука. 2003. № 1. С. 29-31. URL: http://old.kuzspa.ru/files/public/statya-ponoma-revl.doc

3. Стюгин А.А., Туранова Л.М. Технологии виртуальной образовательной деятельности. Инновационные технологии в образовательном процессе высшей школы: материалы VII Международной науч. конф. / Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 2010. Т. 1. С. 83-88.

4. Стюгина А.А., Туранова М.Л. Организация дистанционных элективных курсов в системе профориентационной работы педагогического вуза: метод, рекомендации / Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. Красноярск, 2010. 40 с.

5. Шамова Т.И. Возможности применения кластерной организационной технологии в образовании // Очерки системной педагогики / под ред. Р.А. Лачашвили. М., 2008. С. 231-238.

6. Smolyaninova О., Turanova L. М., Pozhidaeva О. A. The Role of Electronic Library in the Informatization of Modern Edukation III Journal of Siberian Federal University/ Humanities & Sosial Sciences. 3 2011 4. P. 385-391.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.