ОРГАНИЗАЦИЯ ВИРТУАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СО ШКОЛЬНИКАМИ НА ОСНОВЕ КЛАСТЕРНОЙ ТЕХНОЛОГИИ В СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ УСЛОВИЯХ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ
Виртуальная образовательная деятельность, кластерная технология, дистанционное образование.
В условиях формирования электронного образовательного пространства усиливается информационное неравенство школьников, что опрелеляет необходимость создания равных образовательных возможностей для детей, проживающих в разных социокультурных условиях на территориях Красноярского края. На сегодняшний день можно констатировать, что сложилось противоречие: с одной стороны, возрастают возможности телекоммуникаций в Красноярском крае, применения технологии организации дистанционного образования школьников, с другой - недостаточно сформирована методология проектирования и организации виртуальной образовательной деятельности со школьниками.
Опираясь на взгляды Р.Е. Пономарева, под социокультурными условиями мы будем понимать совокупность ресурсов для разворачивания индивидуального и коллективного образовательного пространства. Такое пространство устанавливает определенные правила доступа к образовательной среде, к способам взаимодействия в течение образовательного процесса. При организации социально-об-разовательного пространства формируются культурно-образовательные взаимодействия [Пономарев, 2003, с. 30]. К субъектам такого взаимодействия можно отнести: образовательные учреждения, общественные организации, органы представительной и исполнительной власти, учреждения культуры и дополнительного образования. К субъектам образовательной деятельности традиционно относят участников образовательного процесса (учитель, ученик, родитель).
На наш взгляд, уровень развития информационной среды определяет степень реализации культурно-образовательного взаимодействия субъектов образовательного процесса и пространства. Процессы компьютеризации и информатизации в Красноярском крае не отстают от общероссийских и мировых тенденций. По данным Федеральной службы государственной статистики по Красноярскому краю, на протяжении пяти последних лет имеет устойчивый рост обеспеченность организаций Красноярского края компьютерами, имеющих выход в Интернет, при этом рост числа «домашних» компьютеров существенно опережает рост числа компьютерной техники в производственной сфере. Косвенным образом это отражают данные по активности использования Интернета учащимися Красноярского края. Большинство из них пользуются ресурсами Интернет более 2 часов в день [8то1уатпоуа е! а1., 2010, с. 389]. При этом необходимо иметь в виду, что процесс оснащения компьютерной техникой общеобразовательных школ за последние 5 лет, по данным Федеральной службы статистики по Красноярскому краю, имеет ярко выраженную положительную динамику.
Педагогика
При организации виртуальной образовательной деятельности со школьниками Красноярского края необходимо учитывать его социальную и географическую специфику:
— большая площадь Красноярского края (большая протяженность с севера на юг, низкая средняя плотность населения);
— большая удаленность населенных пунктов (удаленность от краевого центра, удаленность от районных центров, удаленность между населенными пунктами);
— ограничения транспортной инфраструктуры (отсутствие на некоторых территориях круглогодичного доступа к наземным коммуникациям, высокий уровень транспортных затрат для жителей северных территорий).
Опуская дискуссии о качестве ресурсов Интернета, можно отметить, что пользователи данных ресурсов отмечают увеличение степени доступности информации. Новейшей формой преодоления «замкнутости» учреждений образования и культуры как социальных институтов становится формирующееся электронное информационное пространство. На практике это часто происходит через Интернет-сайты, которые в подавляющем большинстве носят информативный и презентационный характер. При этом существуют тенденции построения образовательных ресурсов на принципах интерактивности и динамического обновления информации, что создает возможности для диалога и коммуникации, за счет чего пассивное потребление информации отходит на второй план, а регулярный посетитель сайта становится неформальным членом культурно-образовательно-го сообщества. Постепенно складывается информационная инфраструктура в которой «посетитель» уступает место «партнеру», активно вовлекаемому в культурно-образовательный процесс и способному оказывать на него влияние.
Таким образом, можно утверждать, что в Красноярском крае формируется телекоммуникационное пространство, которое существенным образом влияет на формирование и развитие социально-образовательного электронного пространства.
На сегодняшний день объединить потенциал, идеи и возможности всех заинтересованных сторон позволяет кластерная технология. Кластер как организационная форма позволяет объединить усилия заинтересованных сторон в направлении достижения конкурентоспособных преимуществ [Шамова, 2008, с. 232].
В рамках описанного подхода организации виртуальной образовательной деятельности авторами (А.А. Стюгин, Л.М. Туранова) проводится педагогический эксперимент по разработке электронной образовательной среды на основе кластерной технологии на базе созданного сайта (http://vk.kspu.ru/) под общим названием «Виртуальный класс». Это площадка для организации деятельности со школьниками, на которой обеспечивается педагогическое руководство совместной, самостоятельной образовательной деятельностью учащихся разных школ с запланированным социально значимым результатом [Стюгина, Туранова, 2010, с. 31]. В настоящее время исследование на стадии формирующего эксперимента даёт возможность утверждать, что кластерная технология позволяет объединить ресурсы для достижения общих задач участников кластера. В разработке и реализации отдельных проектов сайта принимают участие представители разных муниципальных, государственных, научных структур, организаций и учреждений разных форм собственности [Стюгин, Туранова, 2010, с. 87]. Преимущества для участников образовательного кластера проекта: консолидация педагогичес-
ких ресурсов, расширение школьного образовательного пространства; преимущества для учащихся — участников эксперимента: реализация личностного потенциала. В рамках проводимого исследования решаются следующие задачи:
— изучение психолого-педагогического портрета разных возрастных групп школьников в разных социокультурных средах Красноярского края;
— анализ существующих социальных и географических особенностей Красноярского края с точки зрения дефицитов и потребности организации образовательной деятельности в условиях развития дистанционного образования, возможностей консолидации усилий организаций и учреждений разных форм собственности в поле решения задач образования и воспитания;
- разработка методологии проектирования и организации виртуальной образовательной деятельности со школьниками Красноярского края в электронном образовательном пространстве;
- расширение образовательного пространства школ Красноярского края.
В рамках реализации проекта выявлены принципы организации виртуальной образовательной среды «Виртуальный класс», принципы организации образовательных проектов в указанной образовательной среде, обоснованы особенности организации образовательной деятельности в условиях социокультурной среды Красноярского края [Стюгина, Туранова, 2010, с. 30].
Современные технологии коренным образом меняют условия организации обучения учащихся, предложен подход формирования электронной образовательной среды.
Библиографический список
1. Густырь А.В. Понятие, модели и методологические принципы дистанционного образования [Электронный ресурс]. URL: http://academy.odoportal.ru/documents/aka-dem/bibl/russia/5.html (5)
2. Пономарев Р.Е. Образовательное пространство как основополагающее понятие теории образования [Электронный ресурс] // Р.Е. Пономарев. Педагогическое образование и наука. 2003. № 1. С. 29-31. URL: http://old.kuzspa.ru/files/public/statya-ponoma-revl.doc
3. Стюгин А.А., Туранова Л.М. Технологии виртуальной образовательной деятельности. Инновационные технологии в образовательном процессе высшей школы: материалы VII Международной науч. конф. / Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 2010. Т. 1. С. 83-88.
4. Стюгина А.А., Туранова М.Л. Организация дистанционных элективных курсов в системе профориентационной работы педагогического вуза: метод, рекомендации / Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. Красноярск, 2010. 40 с.
5. Шамова Т.И. Возможности применения кластерной организационной технологии в образовании // Очерки системной педагогики / под ред. Р.А. Лачашвили. М., 2008. С. 231-238.
6. Smolyaninova О., Turanova L. М., Pozhidaeva О. A. The Role of Electronic Library in the Informatization of Modern Edukation III Journal of Siberian Federal University/ Humanities & Sosial Sciences. 3 2011 4. P. 385-391.