избавиться от «призраков» на результирующей панораме сцены с малым количеством движений за счет большого размытия низких частот. Трудоемкость такого смешивания напрямую зависит от количества полос частот. На практике достаточно использовать 2-
Секция «Информационнее системы и технологии»
4 полосы частот, дальнейшее увеличение количества полос не ведет к существенному улучшению результирующего изображения, а производительность системы снижается за счет увеличения количества вычислений.
Оригинал
Сумма полос
Полоса высоких частот [0; X]
Полоса средних частот [X; 2Х] Полоса средних частот[2Х;3Х]
Полоса низких частот [ < 3Х]
Разбиение фотографии бабочки на полосы частот. Здесь X = 5
© Новиков Д. С., 2013
УДК 004.9
Е. И. Орешкина, Д. В. Щеголькова, А. С. Лисица Научный руководитель - А. Г. Зотин Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск
ОРГАНИЗАЦИЯ ВИРТУАЛЬНОЙ ИНТЕРАКТИВНОЙ ДОСКИ С УПРАВЛЕНИЕМ
Рассматривается альтернативный метод представления электронного дидактического материала. Приводятся компоненты виртуальной интерактивной доски и функциональные требования.
В учебных заведениях все большее внимание уделяется работе с интерактивными информационными ресурсами. Появляется все больше средств представления дидактического материала в электронном виде. Одним из таких средств является интерактивная доска. Интерактивные электронные доски - это современные мультимедийные средства обучения, которые применяются для отображения информации, для работы с материалами в электронных форматах, для протоколирования хода занятия и работы с разнообразным программным обеспечением [1]. Интерактивная доска отображает то, что происходит на компьютере, а специализированное ПО дает возможность управлять процессом демонстрации и позволяет экономить время при создании различного рода черте-
жей, схем, диаграмм, графиков, так как имеет большое количество инструментов для построения геометрических фигур. Еще одной особенностью интерактивной доски является возможность сохранения фиксируемой на ней информации в формате видеофильма.
Несмотря на ряд преимуществ, их главным недостатком является высокая стоимость, что затрудняет более широкое внедрение интерактивных досок в процесс обучения. Была поставлена задача разработать альтернативный вариант реализации функционала интерактивной доски на менее дорогостоящей основе - виртуальную интерактивную доску. Основным модулем системы является не сама интерактивная доска, в данном случае она отсутствует, а планшет-
Актуальные проблемы авиации и космонавтики. Информационные технологии
ный компьютер со специальным программным обеспечением. Следовательно, стоимость виртуальной интерактивной доски будет меньше своего аналога в несколько раз, что, по нашему мнению, заинтересует потенциальных пользователей.
Виртуальная интерактивная доска состоит из следующих основных компонентов: программное обеспечение, планшетный ПК, проектор, ПК. Отсутствие экрана объясняется тем, что нет необходимо -сти в использовании специальной рабочей поверхности. На рисунке представлены компоненты и связи информационной системы. Связи 1,2 служат для передачи информации с экрана монитора на проектор и обратно. Проектор работает в режиме doubleScreen. Связи 3,4 реализуются посредством Wi-Fi соединения. Движения стилуса или пальца распознаются программным обеспечением планшетного компьютера и передаются как сигналы от указателя мыши на экран. Программная часть ИС «Виртуальная интерактивная доска» обрабатывает их и передает результат их выполнения обратно на планшет. Связь 2 представляет собой обращение приложения к системным функциям API. Приложение передает функциям координаты курсора, осуществляет необходимые преобразования и имитирует движение мыши на мониторе. Посредством этого реализуется управление ресурсами ПК [2].
Основная работа, которую необходимо проделать - написание ПО для планшетного ПК на базе ОС Android. ПО должно полностью реализовывать функционал интерактивной доски и обладать следующими функциональными требованиями [2]:
- Бесконечное рабочее поле;
- Возможности маркировки и пометок текста (наличие нескольких цветов маркеров);
- Возможность многослойной работы;
- Возможность отменить последнее действие (или несколько);
- Возможность сохранения результатов работы в файл и использование готового урока в дальнейшем;
- Возможность использования шаблонов геометрических фигур;
- Возможность вставки рисунка из файла;
- Возможность управления ресурсами ПК (управление презентациями, видеороликами, показ фотографий);
- Вывод всевозможных пометок и комментариев напрямую на экран проектора.
Поясним некоторые из функциональных требований. Функция бесконечного рабочего поля востребована всеми, кто пишет за одно занятие достаточно много материала и при этом обращается к уже написанному. Наличие нескольких слоев позволяет расширить возможности работы с графической информацией. Например, текст, написанный красным маркером, будет храниться на первом слое, а треугольник, нарисованный синим - на другом. При необходимости пользователь может стереть текст, оставив при этом треугольник, или наоборот. Если преподаватель читает одну и ту же лекцию у нескольких групп, то разумно разработать план ее проведения дома, оставить при демонстрации нужные комментарии, выделения, подчеркивания и просто запустить ее из сохраненного файла.
В ситуации, когда двое докладчиков представляют один проект, и демонстрируют на экране пример фрагмента кода, собственную разработку ПО или другие проекты возникает необходимость разделить возможности управления. Пока один докладчик пишет программный код, переключает программные модули, либо вводит исходные данные, второй докладчик должен иметь возможность помечать и комментировать отображаемые на экране действия. При этом пометки, сделанные вторым докладчиком не должны отображаться на мониторе компьютера, чтобы не мешать работе первого.
Использование сенсорных экранов в повседневной жизни (смартфоны, планшеты, терминалы, платежки, кассовые аппараты) объясняет выбранный нами инструмент для управления виртуальной интерактивной доской. Несомненно, еще одним достоинством использования планшетного ПК является его мобильность и расширение зоны действия.
Монитор
Рабочая поверхность
Планшетный ПК
1
3
2
4
Схема взаимодействия аппаратных модулей ИС «Виртуальная интерактивная доска»
Докладчик может находиться на значительном расстоянии от экрана и выполнять какие-либо действия для сопровождения материала, что невозможно при использовании интерактивной доски.
Библиографические ссылки
1. Лисица А. С., Щеголькова Д. В., Орешкина Е. И. Виртуальная интерактивная доска, управляемая планшетным компьютером // НТИ-2012 : сб. тез. Всерос. науч.студ. конф. Новосибирск.
2. Лисица А. С., Щеголькова Д. В., Орешкина Е. И. Технологии реализации виртуальной интерактивной доски // Молодёжь и современные информационные технологии : сб. тез. X Междунар. науч.-практ. конф. студентов, аспирантов и молодых учёных. Томск.
© Орешкина Е. И., Щеголькова Д. В., Лисица А. С., 2013