Нагаева Ирина Александровна
Nagaeva Irina НОУ ВПО ИГУПИТ Доцент/the associate professor E-mail: i.a.nagaeva@yandex.ru
Организация вебинара
Webinar organization
Аннотация: В статье рассматриваются особенности педагогической деятельности в условиях развития информационного общества, а также особенности инновационных процессов в педагогике. Ввиду важности вопроса выделены средства представления контента: текст; звук; графика; анимация; видео. Особое внимание уделяется вопросам организации формы обратной связи (фидбек).
The Abstract: In article features of pedagogical activity in the conditions of development of information society, and also feature of innovative processes in pedagogics are considered. In view of importance of a question funds of representation of a content are allocated: text; sound; graphics; animation; video. The special attention is given to questions of the organization of a form of feedback.
Ключевые слова: Вебинар, онлайн-конференция, средства представления контента, формы обратной связи.
Keywords: Webinar, online conference, means of representation of a content, feedback form.
Одним из видов учебных занятий студентов, обучающихся с применением дистанционных образовательных технологий, является вебинар. Вебинар - это занятие on-line, проводимое преподавателем на основе активных методов обучения. Оно направлено на освоение и закрепление обучающимися учебного материала, овладение методами коллективной работы и обмена опытом, выработку умений и навыков учебной и профессиональной деятельности, а также корректировку процесса самостоятельной познавательной деятельности.
Особенностью вебинара, по сравнению с традиционными практическими занятиями и семинарами, является его содержательная и методическая насыщенность, конкретность и практический характер отрабатываемых учебных вопросов. Они предусматривают формирование у обучающихся профессионального интереса, активное участие каждого студента в обсуждении учебного материала и осуществлении определенных действий (деятельности). Основной задачей преподавателя в данном случае является выполнение организаторской функции, связанной преимущественно с направлением и корректировкой общего хода учебного занятия.
Организация вебинара предполагает его проведение, как правило, после самостоятельного изучения студентами учебной дисциплины, её раздела, темы или совокупность тем.
Главный редактор - д.э.н., профессор К.А. Кирсанов тел. для справок: +7 (925) 853-04-57 (с 1100 - до 1800) Опубликовать статью в журнале - http://publ.naukovedenie.ru
Нами выявлены различные типы (формы) проведения занятия при организации веби-наров [1,2]:
Например, одной из форм проведения вебинара является веб-конференции. Это онлайн занятие для участников (удаленных друг от друга территориально) в режиме реального времени, в ходе которых принимающие участие могут организовывать общие обсуждения, обучающие мероприятия.
Онлайн конференция также позволяет организовывать трансляции онлайн-презентаций для достаточно большой аудитории, непрерывно работать с документами и приложениями, организовать телемост.
Для проведения вебинаров также применяется специализированное приложение «виртуальный класс», позволяющее не только общаться через Интернет, но и обучаться в режиме реального времени. Необходимо, чтобы ведущая роль на занятии отводилась тьютору-преподавателю, который влияет на ход совместных взаимодействий участников.
На онлайн-занятии одну и ту же проблему можно объяснить разными способами, в совсем разной манере и стилистике: и групповой дискуссией, и пресс-конференцией, и мозговым штурмом и т. п. Так как существуют различные методические формы, приемы и методы проведения вебинаров, то правильный выбор способов организации и проведения вебинара, а также корректная реализация преподавателем избранного способа обеспечат его качественное проведение.
При подготовке и проведении вебинара важную роль играют цель и задачи занятия, контент, уровень подготовленности аудитории. Из этого следуют различные стратегии проведения вебинаров.
1. Инструментальная стратегия. Вебинар используется как источник знаний, умений и навыков, инструмент формирования компетенций.
2. Интерактивная стратегия. Вебинар рассчитан не только на передачу знаний, умений и навыков, но и на ответную реакцию обучаемого на них.
3. Презентационная стратегия. Вебинар подразумевает принятие учебного материала преимущественно без критического отношения к содержанию дисциплины. При этом нельзя допускать, чтобы постоянно говорил только преподаватель, а студенты его слушали.
Как видим, для каждой задачи проведения вебинара количество взаимодействия участников учебного процесса будет разным в зависимости от того, что требуется обучаемым, например, базовые знания (лекционный формат), обсуждение или совместная работа.
1) семинар-консультация;
2) семинар-провокация;
3) сократорский диалог;
4) семинар с элементами групповой работы;
5) семинар-встреча;
6) семинар-визуализация;
7) семинар-встреча;
8) веб-конференция (онлайн-конференция).
Особо следует сказать про оформление учебного контента. Практика проведённых нами вебинаров наглядно показали, что для подачи учебных материалов нужен подход, который будет базироваться на контексте, и на подготовке целевой аудитории и т.п.
Существуют следующие средства представления контента:
1) текст;
2) звук;
3) графика;
4) анимация;
5) видео.
Преподаватель следит за балансом взаимодействия этих средств. Исследования показали, что использование текста снижает эффективность обучения в тех случаях, если обучаемые испытывают дискомфорт при чтении с экрана, текст не адаптирован для использования в электронном виде, слишком большое количество текста. Как показывает практика, предпочтительнее представлять в виде слайдов инструкции и справочные материалы.
Большие объемы текста рекомендуем заменять фотографиями, графикой, диаграммами, рисунками, избегая декоративности. Поэтому восприятие изображения должно быть аналогично по смыслу тексту контента. Грамотно составленные схемы и диаграммы позволяют описать и проиллюстрировать какой-либо процесс или объект.
При подготовке учебного контента по таким дисциплинам, как информатика, информационные технологии, программирование, необходимо включать скриншоты программного обеспечения, иллюстрировать процессы, от выпадения меню до появления диалоговых окон. Здесь графика присутствует в виде цвета, фона, изображения, шрифта, иконок и навигационных кнопок.
Особенно стоит уделить внимание использованию звука, видео. Подготовленные и применяемые нами слайд- и видео-лекции показали, что обучаемые более требовательны к качеству звука, чем к качеству видео. Скорость звука, произношение, дублирование текста влияют на восприятие учебной информации.
Во время проведения вебинаров преподаватель поддерживает процесс обучения. Преподаватели могут постоянно присутствовать либо появляться на экране, чтобы рассказать о дальнейшей последовательности действий.
Следует отдельно выделить использование пауз между информационными блоками для облегчения восприятия информации и прослушивания приготовленных вопросов.
Более внимательно следует относится к обучающей анимации (флэш-анимация, §1Г-анимация), которая должна содержать лишь необходимый минимум информации. Анимация подходит для изображения физических и абстрактных процессов и существенно облегчает показ процессов использования программного обеспечения пошагово. Для восприятия анимации не требуется специальных навыков.
Использование возможностей видео (видеоряд, документальный фильм, «говорящие головы», интервью со специалистами) также может помочь в обучении, если необходимо продемонстрировать приближенные к реальности процессы. Однако использование видео не всегда оправдано, так как фильмы и сайты с видеороликами в основном служат для развлечения. Поэтому, видео должно дополнять другие способы доставки знаний, а не заменять их.
Для проведения семинара в виде веб-конференции следует организовать передачу видео, в которой участвуют двое и более преподавателей или тьюторов-преподавателей одновременно, передачу звука, а возможность демонстрации документов, изображений, рабочего стола, видео-файлов и форума. В большинстве случаев связь в процессе проведения online-конференции осуществляется при помощи браузеров.
Считаем, что основные недостатки использования анимации и видео следующие:
- анимация и видео исключают обучение в своем собственном темпе;
- создание и обновление графики, анимации, видео очень сложное и дорогостоящее;
- создание и обновление графики, анимации, видео требует владения специальных навыков и инструментов;
- продолжительная последовательность действий, показанная с помощью видео или анимации, сложно запоминается.
Несомненный интерес к учебным материалам вызовет использование QR-кода. Данный код является способом кодирования в графической картинке небольших объемов информации. В один QR-код входит следующее количество символов: двоичный код - 2953 байт; цифры и буквы (+ кириллица) - 4296; цифры - 7089; иероглифы - 1817. Можно закодировать текст любого назначения, контактные данные, телефонные номера, Интернет-адрес, географические данные,. QR-код распознается браузером Google Chrome, смартфоном и ноутбуком с установленными необходимыми программами.
QR-код следует применять в качестве:
• дополнения к тексту, если нет возможности дополнить учебный материал, например, видео, презентациями, ссылками;
• дополнения к учебному объекту (код указывает на дополнительную информацию к частям объекта, устройствам);
• при проведении виртуальных учебных экскурсий (например, по сканированному коду получить вопросы, затем ответить на них).
Использование графики, анимации, видео, получение обратной связи накладывает существенные требования к Интернет-соединению, техническим характеристикам компьютера, устанавливаемому программному обеспечению. Для участия в вебинаре необходимо установить на компьютере браузер (Mozilla Firefox, Internet Explorer, Opera, Google Chrome и т.п.), проигрыватель Adobe Flash Player. Рекомендуется минимальная исходящая скорость - 128 -256кбит/с. Для работы на занятии потребуется:
- микрофон (внешний или встроенный), наушники/колонки или гарнитура;
- камера (подойдет как веб-камера, так и любая цифровая камера);
- USB-устройство видеозахвата.
Проведение вебинаров в вузе существенно отличается от проведения подобных мероприятий в других организациях.
Техническая проверка оборудования осуществляется специалистами соответствующего отдела вуза в начале каждого дня, а не перед проведением вебинара, т.к. занятия проводятся только по расписанию в течение определенного времени, как правило, 90 минут. Также
специалисты, имеющие права администратора, сопровождают все вебинары и онлайн-лекции, оказывая техническую поддержку участникам учебного процесса в случае неполадок.
Кроме того, в начале каждого семестра на портале в разделе информационных ресурсов размещается обновляемое руководство с пошаговыми инструкциями при подключении и проведении опНпе-сессий. В руководстве содержатся правила организации и проведения ве-бинаров. Рекомендуем следующие основные пункты руководства:
• общие положения;
• права, обязанности участников (дежурных техников-операторов при
сопровождении занятия, преподавателя, сотрудника пункта дистанционного обучения);
• контроль за проведением вебинаров.
Важное значение во время проведения вебинара имеет организация формы обратной связи (фидбек). Наиболее существенным отличием между проведением лекций или семинаров «в живую» и онлайн-лекций или вебинаров является невозможность видеть аудиторию. Использование некоторых сервисов веб-трансляций приводит к тому, что у преподавателей появляется ощущение разговора с самим собой, со своим изображением. Эту проблему может решить использованием видео-камер, отображающих каждого участника в отдельном окне. Но при этом создаются помехи и шумы (различное освещение в каждом отображаемом окошке, постоянно включённые микрофоны), которые отвлекают преподавателя. Поэтому, как показывает наша практика, при проведении онлайн-лекции или вебинаров следует транслировать только видео ведущего преподавателя, отключать лишние микрофоны и/или видео обучаемых, и включать их только в специально планируемых паузах. При проведении вебинаров преподавателю рекомендуется работать только с одной виртуальной аудиторией. В этом случае обратная связь будет осуществляться без помех.
Но порой преподаватели поставлены в такие условия, что приходиться проводить ве-бинары с несколькими виртуальными аудиториями одновременно при отсутствии аудио- или видео-контакта с участниками учебного процесса. В данном случае, что подтверждено экспериментальными исследованиями, желательно использовать прикладные программы с наличием кнопок индикации для пользователей («Да», «Нет», «Одобрение», «Запрос паузы», «Поднятие руки», «Аплодисменты»). Преимущество данных кнопок в том, то участники учебного процесса чувствуют себя причастными к происходящему на занятии. После нажатия одной из кнопок, например, появляется либо сообщение, либо соответствующая иконка напротив изображения обучаемого. Использование кнопок должно быть описано в руководстве пользователя. Таким образом, во время занятия преподаватель посредством кнопок узнает «атмосферу и настрой» учебной виртуальной аудитории.
Таким образом, существуют различные методики проведения вебинаров, поэтому единого подхода для проведения качественного вебинара нет. Поскольку различны цели, задачи, контент, уровень подготовленности аудитории, то организатор должен владеть набором методик проведения и организации вебинаров, для чего необходимо специальное обучение преподавателей и других лиц, организующих вебинар. Эта тема заслуживает отдельного рассмотрения.
ЛИТЕРАТУРА
1. Нагаева И. А. Дистанционное обучение. Инновации в образовании. Саарбрюкен, Германия: LAMBERT Academic Publishing, 2011. - 168 с.
2. Нагаева (Кузнецова) И. А. Организация системы управления заочным обучением с элементами дистанционных технологий. Повышение квалификации и подготовка кадров в образовании. Сборник научных трудов под ред. проф. Симонова В.П. (серия: Образование в XXI веке). Выпуск первый (№1-2010), Международная педагогическая академия, - М., 2010. -с. 38 - 41.