Научная статья на тему 'Организация в аграрном вузе текущего и промежуточного контроля учебной деятельности студентов по естественнонаучным дисциплинам'

Организация в аграрном вузе текущего и промежуточного контроля учебной деятельности студентов по естественнонаучным дисциплинам Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
91
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБУЧЕНИЕ / ХИМИЯ / КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ / TRAINING / CHEMISTRY / COMPETENCE ASSESSMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Конева Ирина Владимировна, Берендяева Людмила Александровна, Конев Алексей Владимирович

Систематизированы накопленные сведения по проблеме различных типов, видов и форм контроля учебных достижений студентов в аграрном вузе по дисциплинам естественнонаучного цикла.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Конева Ирина Владимировна, Берендяева Людмила Александровна, Конев Алексей Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Organization Of The Formative And Intermediate Assessment Of Students’ Learning Activity In Natural Sciences In Agricultural Educational Establishments

The article presents systematical data on range of problems concerning different types, kinds and forms of learning activity assessment of students in agricultural universities in the disciplines of natural science cycle.

Текст научной работы на тему «Организация в аграрном вузе текущего и промежуточного контроля учебной деятельности студентов по естественнонаучным дисциплинам»

Конева И.В., Берендяева Л.А., Конев А.В. Организация в аграрном вузе текущего и промежуточного контроля учебной деятельности студентов по естественнонаучным дисциплинам // Электронный научно-методический журнал Омского ГАУ. - 2016. -№1(4) январь-март. - URL http://e-joumal.omgau.rU/index.php/2016-god/4/25-statya-2016-1/250-00077. - ISSN 2413-4066

УДК 378.146

Конева Ирина Владимировна

Кандидат биологических наук, доцент ФГБОУВО Омский ГАУ, г Омск iv.koneva@omgau.org

Берендяева Людмила Александровна

Кандидат биологических наук, доцент ФГБОУ ВО Омский ГАУ, г Омск la.berendyaeva@omgau.org

Конев Алексей Владимирович

Кандидат ветеринарных наук, доцент ФГБОУ ВО Омский ГАУ, г Омск av.konev@omgau.org

Организация в аграрном вузе текущего и промежуточного контроля учебной деятельности студентов по естественнонаучным дисциплинам

Аннотация: систематизированы накопленные сведения по проблеме различных типов, видов и форм контроля учебных достижений студентов в аграрном вузе по дисциплинам естественнонаучного цикла.

Ключевые слова: обучение, химия, контроль знаний.

Роль естественнонаучных дисциплин как интеллектообразующих общеизвестна. В подготовке специалистов аграрного профиля от преподавателя этих дисциплин требуется постоянное совершенствование форм и методов как обучения, так и контроля за учебной деятельностью студентов, так как эти дисциплины являются базовыми для дальнейшего обучения. Особого внимания при реализации образовательных программ, ориентирующихся на определенные виды профессиональной деятельности требует совершенствование всех типов, видов и форм контроля. Для естественнонаучных дисциплин - это создание и совершенствование системы входного, текущего, промежуточного (рубежного) контроля. Система должна соответствовать совокупности требований, обязательных при реализации основных профессиональных образовательных программ высшего образования (программ специалитета и бакалавриата). Особое значение приобретает совершенствование организации контроля при реализации образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. Так как федеральными образовательными стандартами последнего поколения предусмотрено «формирование электронного портфолио обучающегося, в том числе сохранение работ

обучающегося, рецензий и оценок на эти работы со стороны любых участников образовательного процесса».

К концепциям качества и обеспечения качества образовательной деятельности все чаще присоединяются концепции оценки и культуры оценки учебной деятельности обучающихся как формирования компетенций [1, с. 62]. Дисциплины естественнонаучного цикла участвуют в формировании как общекультурны, так и общепрофессиональных компетенций. На современном этапе культура оценки учебной деятельности означает не только процесс сбора и обработки действенной надежной информации о сформированности у обучающихся тех или иных компетенций, но и позволяет участникам образовательного процесса принимать решения, необходимые для совершенствования образовательной деятельности для достижения лучших результатов. Оценка знаний умений и навыков в баллах, понимаемая как контроль, является слишком формалистичной, замкнутой в самой себе, и воспринимается обучающимся как несоответствующая его самооценке. В то же время, оценка, рассматриваемая как вспомогательный инструмент, выявляющая максимум знаний, умений, навыков, является более предпочтительной, имеющей более информативный характер и, главное, более объективной. Оценка должна у обучающихся стимулировать перманентное стремление к совершенствованию интеллектуальных способностей и желание сделать их более адекватными современным условиям жизни. Поверка и оценка учебных достижений студентов (знаний, умений и навыков) - одна из основных задач педагогической работы. Четко налаженная система контроля учебных достижений обучающихся способствует усилению у них учебной мотивации, необходимости углубленного изучения учебного материала, создает широкие возможности использования обратной связи для дальнейшего совершенствования и организации самостоятельной работы и методики преподавания.

Цель нашей научно методической работы - обобщить накопленный опыт контроля учебных достижений студентов для совершенствования качества подготовки обучающихся. Для реализации цели поставили задачу сравнить преимущества и недостатки устной и письменной формы проведения экзаменов по химическим дисциплинам.

В последнее время в образовательной деятельности на смену традиционно принятому устному экзамену приходят новые формы оценки учебных достижений обучающихся: собеседование, накопительный экзамен по результатам текущих контролей - коллоквиумов и контрольных работ, письменный экзамен и т.д. Письменная форма экзамена имеет ряд преимуществ перед устной формой. Во-первых, на оформление ответа отводится вполне конкретное время (шестьдесят минут), о котором студенту сообщается на первом аудиторном занятии. Это вполне достаточно для того, чтобы студент мог сосредоточиться, правильно изложить ответ, обстоятельно продумать каждое задание своего билета. Во-вторых, эта форма проведения экзамена позволяет в большей степени выявить глубину и прочность знаний студентов, а также умение применять их при выполнении практических заданий. В-третьих, письменная форма требует от студента более строгого отношения к изложению материала, а регулярный контроль самостоятельной работы студентов учит их работать с литературой, заставляет серьезнее относиться к лабораторным занятиям и лекциям. Кроме того, объективность оценки на экзамене можно доказать документально, студент имеет возможность предметно аппелировать по поводу несогласия с оценкой.

Но у письменной формы проведения экзамена имеются и недостатки:

1) не всегда можно определить уровень способностей студентов, его умение самостоятельно и нетрадиционно мыслить (возможность механического воспроизведения материала);

2) у преподавателя исключается возможность задать наводящий или дополнительный вопрос для выявления общего уровня сформированности компетенций по учебной дисциплине;

3) неумение многих студентов излагать свои мысли в письменной форме, а наличие грамматических, пунктуационных и стилистических ошибок также снижает позитивное

восприятие ответа.

Нами в течение последних трех лет по дисциплинам специальности «Ветеринария» практикуется проведение экзамена в письменной форме. В течение учебного семестра проводится подготовительная работа по организации данной формы рубежного контроля. Для этого в рабочую программу учебных дисциплин введены различные формы письменных учебных работ как аудиторных, так и внеаудиторных: индивидуальный письменный опрос, письменные контрольные работы по модулям, составление опорных схем-конспектов, эссе, синквейнов, кроссвордов.

Так, каждый модуль учебной дисциплины содержит тематику конспектов-схем, эссе, набор из нескольких вариантов письменных заданий, вопросов. Формулировки заданий и вопросов соответствуют принципам когнитивной психологии [2, с.140]. Вопросы формулируются в модальностях: «объясните, почему...», «дайте сравнительную характеристику...», «согласны ли вы с утверждением, что.», «приведите возможные варианты решения задачи..» и т.п. После проверки выполнения заданий и получения оценки, студенты в индивидуальном порядке имеют возможность разобраться под руководством преподавателя с допущенными ими в работе ошибками и получить консультацию по данному модулю.

Для письменного экзамена составлены специальные варианты билетов, включающие вопросы по всем модулям дисциплины (обычно 3-4). Экзаменационные билеты должны отвечать следующим требованиям:

1) конкретность в постановке вопроса, который требовал бы от студента не простого изложения определенного материала из учебника и лекций, а осмысленного, творческого подхода к ответу;

2) по сложности и характеру заданий экзаменационные билеты должны быть равноценными, что позволяет объективно оценить знания студентов, исключив элементы везения или случайности;

3) в билеты включаются задания с профессиональной направленностью (ситуационные задачи).

Выполненные экзаменационные работы проверяются преподавателями сразу после экзамена, результаты сообщаются студентам во второй половине дня. Преподавателем проводится подробный анализ типичных ошибок, допущенных студентом в экзаменационной работе. После объявления оценки каждый студент имеет возможность посмотреть свою работу, побеседовать с преподавателем. При несоответствии оценки на экзамене с оценкой работы студентов в семестре проводится собеседование (примерно в 1-2 случаях в группе). Данные рубежного контроля знаний по химии студентов 1 курса направления подготовки ветеринарно-санитарная экспертиза представлены в табл.

Таблица. Рубежный контроль по химии.

Учебный год Форма проведения экзамена Средн ий балл Результаты экзамена, %

«5», «4» Качество знаний «3», «2»,

2010-2011 устно 3,22 18 48 66 28 6

2011-2012 устно 3,07 20 44 64 32 4

2012-2013 письменно 3,15 12 49 61 36 3

2013-2014 письменно 3,46 15 53 68 32 0

2014-2015 письменно с собеседов.) 3,76 6 64 70 30 0

Как показали результаты экзамена, проведение письменного экзамена по химии на факультете ветеринарной медицины следует считать целесообразным. В связи с сокращением аудиторных часов по дисциплине письменная форма экзамена по дисциплинам

естественнонаучного цикла будет наиболее удачной. Письменный экзамен проводится в течение последних трех лет. В то же время, при проведении экзамена в письменной форме мы столкнулись с неумением студентов точно и конкретно излагать свои мысли на бумаге, что и вызвало некоторое снижение качества знаний. Количество «отличных» оценок снизилось, «хороших» возросло при общем снижении количества «неудовлетворительных» оценок.

В последующем, учитывая недостатки, которые были нами отмечены при введении письменного экзамена, мы изменили формулировки некоторых экзаменационных вопросов, сделав их менее объемными; конкретизировали формулировки вопросов и условия задач, исключили вопросы, которые не требовали от студента умения объяснить значение того или иного процесса. В течение учебного года было проведено больше письменных контрольных работ, в которые включались вопросы, созвучные экзаменационным.

Таким образом, рубежный контроль в виде письменного экзамена по естественнонаучным дисциплинам выявил, что внедряемые нами методы позволяют оптимизировать данный вид контроля, способствуют повышению учебной мотивации, усилению исполнительской и творческой активности, самостоятельности студентов, а также обеспечивают качественное усвоение студентами учебной дисциплины.

В заключение хотелось отметить, что экзамен в письменной форме имеет определенные преимущества перед экзаменом в устной форме, так как:

1) во время письменного экзамена студенты выглядят более уверенными, чем на устном экзамене,

2) студенты работают целенаправленно, потому что знают критерии оценок экзамена;

3) для студентов отпадает процедура ожидания своей очереди на экзамен;

4) письменная форма экзамена в большей степени, чем устная, отражает объективность оценки, поставленной преподавателем, усиливает объективный подход в проверке знаний студентов.

Ссылки на источники:

2. Ильязов, М.Д. Компенентностный подход и задачи развития современной высшей школы [Текст] / М.Д. Ильязов // Сибирский педагогический журнал. - 2008. - №1. -С. 61-77.

3. Халперн, Д. Психология критического мышления [Текст] / Д. Халперн. - СПб.: Издательство «Питер», 2000. - 612 с.

Irina Koneva

Candidate of Biological Sciences, Associate Professor FSBEI HO Omsk SA U, Omsk

Lydmila Berendyaeva

Candidate of Biological Sciences, Associate Professor FSBEI HO Omsk SA U, Omsk

Aleksey Konev

Candidate of Veterinary Sciences, Associate Professor FSBEI HO Omsk SA U, Omsk

Organization Of The Formative And Intermediate Assessment Of Students' Learning Activity In Natural Sciences In Agricultural Educational Establishments

Abstract: The article presents systematical data on range of problems concerning different types, kinds and forms of learning activity assessment of students in agricultural universities in the disciplines of natural science cycle.

Keywords: training, chemistry, competence assessment

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.