Психолого-педагогические науки
• ••
107
УДК 37
ОРГАНИЗАЦИЯ УСЛОВИЙ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ДЕОНТОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КОЛЛЕДЖЕЙ
© 2013 Селимова З.И., Гасанова Д.И.
Дагестанский государственный педагогический университет
Поиск эффективных условий формирования деонтологической культуры студентов педагогических колледжей является проблемой, требующей осмысления существующих подходов, инновационных перспектив и требований государственных стандартов в области образования. В данной статье автор рассматривает организационные условия формирования деонтологической культуры на примере внеучебной работы студентов педагогических колледжей.
The search for the effective conditions of developing the deontological culture of students of pedagogical colleges is an issue that requires understanding of existing approaches, innovative perspectives and requirements of state educational standards. The author of the article considers the organizational conditions for the formation of deontological culture by the example of extracurricular work of students ofpedagogical colleges.
Ключевые слова: деонтологическая культура, внеучебная работа, воспитательная среда, педагогические средства, эмоциональные стимулы, игра.
Keywords: deontological culture, social work, educational environment, pedagogical means, emotional s incentives, game
Поиск эффективных условий формирования деонтологической
культуры студентов педагогических колледжей является проблемой, требующей осмысления существующих подходов, инновационных перспектив и требований государственных стандартов в области образования.
Особое место в разработке проблемы профессионального развития личности педагога занимают исследования, связанные с совершенствованием его профессионального поведения.
Исследованы отдельные виды
профессиональной культуры учителя: гуманитарная (В.А. Сластенин,
Е.Н.Шиянов и др.), технологическая (Н.Е.Щуркова и др.), коммуникативная (А.В.Мудрик, В.В. Соколов и др.), нравственно-этическая (А.И. Шим-шурина и др.)[7,10,11,12,14].
Несмотря на известное количество работ по проблеме деонтологической культуры, актуальной остается проблема исследования деонтологической
культуры личности в условиях средних специальных учебных заведений.
Поскольку у большинства студентов колледжей, согласно нашим собственным многолетним наблюдениям, слабо сформировано ответственное отношение к своей профессии как к делу будущей жизни, нами была поставлены задача экспериментально доказать
эффективность предлагаемых
педагогических условий формирования деонтологической культуры студентов.
Решение исследовательских задач осуществлялось нами на базе педагогических колледжей Дербента, Избербаша, Буйнакска.
Студенты педагогического колледжа восприимчивы к различным влияниям, которые не всегда оказываются положительными. Данная проблема сделала актуальным, с одной стороны, исследование деонтологической
культуры как научной категории, целостной профессиональной подготовки студента в синтезе с его нравственной культурой; с другой - формирование деонтологической культуры студентов колледжа во внеучебной работе.
108
• ••
Известия ДГПУ, №3, 2013
Содержанием процесса формирования деонтологической культуры студентов выступают предметно-пространственное окружение, социально-поведенческое окружение, событийное окружение и информационное окружение. Рассмотрим условия формирования деонтологической культуры студентов колледжа, которые апробированы в нашем исследовании. Первое условие формирования
деонтологической культуры студентов колледжа - создание воспитательной среды. Это комплекс окружающих воспитанника субъектов и объектов, позитивно влияющих на его нравственное развитие и воспитание. Создание
воспитательной среды в аспекте социально-поведенческом определяется всем строем взаимоотношений в колледже (педагог - педагог, педагог - студент, студент - студент). Работа в данном направлении успешна тогда, когда каждый компонент среды осознается как незаменимый и взаимосвязанный с другими. Взаимосвязь компонентов
возможна при организации
воспитывающей деятельности, которая трактуется нами как искусство сотворчества и общения субъектов педагогического процесса с целью повышения уровня нравственной
культуры. Определяющую роль в этом процессе играет педагог, который
воспитывает в себе и в студентах ценностное отношение к явлениям жизни. Взаимоотношения педагогов в коллективе должны характеризоваться как
сотрудничество-сотворчество, ориентированное на гуманистические ценности.
Традиции, сформированные в жизни колледжа, оказывают воспитательное воздействие на учащихся. Традиционные воспитательные мероприятия придают системе внеучебной работы
устойчивость, константность,
стабильность. Вновь введенные традиции формируют атмосферу творчества,
полета фантазии, атмосферу
корпоративности, единения, раскрывают новые грани смысла педагогической профессии. Событийное окружение
составляют мероприятия и
воспитательные дела каждой группы, а
также события в жизни каждого члена коллектива, ценностно-осмысленные
педагогом и студентами.
Информационное окружение создают система научных знаний, события в городе и области, в стране и мире, информация о культурных ценностях, о достижениях в сфере культуры, о персоналиях, внепрограммные
произведения литературы и искусства и т.д. Информационное окружение становится фактором воспитания нравственной культуры, когда каждый факт осмысляется как явление педагогическое, способное оказать
влияние на формирование ценностных ориентации человека.
Второе условие формирования
деонтологической культуры - вовлечение студентов в воспитывающую
деятельность. Это возможно при использовании следующих шагов: а) учет потребностей, интересов, склонностей студентов, проявляющийся в
коллективном планировании
воспитательного мероприятия; б) наполненность внеучебной деятельности аксиологическим содержанием; в) использование воспитательного
потенциала социально-культурной и
педагогической деятельности при
организации внеучебной творческой деятельности; г) направленность
внеучебной работы на развитие субъектной позиции студентов; д) применение средств стимулирования
ценностных эмоций на основе индивидуализации и дифференциации воспитательных влияний во внеучебной работе.
Другим немаловажным условием эффективности внеучебной работы
колледжа является использование индивидуальной работы со студентами. Внеучебная работа предполагает более широкое, чем в учебном процессе использование возможностей
дифференциации и индивидуализации
воспитательных влияний. Диагностика воспитанности деонтологической
культуры помогла нам выявить группы студентов высокого, среднего, низкого и очень низкого уровней и запланировать различные формы работы со студентами
Психолого-педагогические науки •••
109
разных групп по уровню сформированности деонтологической культуры. Ранее в своих статьях мы публиковали полученные результаты.
В русле создания условий мы
дифференцировали воспитательные
влияния, а именно привлекали к
активным формам работы, в которых студент достиг или с наибольшей вероятностью может достичь успеха
(концертный номер, подготовка викторины, изготовление реквизита к мероприятию и т.д.). Для большинства студентов низкого уровня на начальном этапе характерно пассивное участие во внеучебной деятельности. Специфика работы с ними заключается в
постепенном
взаимодействию
преподавателем
(высказывание
привлечении к
сотворчеству с и студентами
своего мнения, оформление аудитории, помощь при проведении внеклассного мероприятия и т.д.). Индивидуализация воспитательных влияний включает в себя такие формы, как индивидуальные задания,
консультации, беседы, индивидуальная помощь. Индивидуальный подход заключается также в педагогической позиции принятия, понимания каждого студента и в педагогическом действии, стимулирующем самоуважение студента и уважение группы к нему.
Третье условие - использование синтеза педагогических средств и
эмоциональных эмоциональным понимается педагогических ориентированных мотивационную вызывающих у отношения или
стимулов. Под стимулированием «гибкий набор
средств, на потребностно-сферу студентов, них переживания, действия, адекватные нравственным ценностям». Выделяются следующие эмоциональные стимулы:
игра, соревнование; проблемнопоисковый, эмоционально-образный и
оценочно-самооценочный» [5, С.56].
Любой эмоциональный стимул, а также различные сочетания могут быть
использованы в процессе нравственного воспитания, но организующим, по нашему мнению, является игра,
организованная педагогом и
ориентированная на решение
воспитательных задач. Игра соединяет в себе воспитательные возможности творчества и общения, влияет на формирование ценностных ориентации личности.
Игра помогает найти выход из конфликтной ситуации, стать уважаемым со стороны учителей, студентов и в то же время остаться самим собой. Известно, что игра располагает к творческому самовыражению, способствует
интериоризации ценностей, заложенных в содержании игры, даёт стимул к наилучшему выполнению деятельности и создаёт творческую атмосферу коллективного поиска. Игра учит студента оценивать действительность всесторонне, видеть себя в ней [3]. Игра помогает студенту ориентироваться в новой незнакомой ему действительности. Выбирая в игре, он учится выбирать в жизни. Так стимулируется ориентация личности в различных духовных ценностях.
В педагогике и русского, и советского периода отношение к игре как к явлению целостному, комплексному,
содержащему в себе личностный и деятельностный факторы,
сформулировалось в работах К. Д. Ушинского. В советской педагогике об игре писали многие учёные и практики. А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский, С. Т. Шацкий, а далее О. С. Газман, А.С. Прутченков отводили игре одно из ведущих мест в системе воспитания. Игровая деятельность вымышлена, непродуктивна, бесполезна, но издавна использовалась в педагогической, психологической работе [9].
А. С. Прутченков отмечает, что в юношеском возрасте игра даёт возможность «быть взрослым», позволяет участникам «делать ошибки» и на их анализе видеть причины и последствия таких действий. Всё это помогает активному раскрытию своего «Я» [9, С.20]. Газман О. С. исследует игру с точки зрения жизненного
самоопределения старшеклассников (профессиональная ориентация, общение в сфере досуга, развитие индивидуальных увлечений). Несмотря на то, что студент
110
• ••
Известия ДГПУ, №3, 2013
- это, казалось бы, взрослый человек, игра для него - это возможность расширить свой жизненный опыт [1]. В исследовании Д.И.Г асановой указывается на многогранность использования игр: в качестве диагностирующего,
развивающего, коррегирующего,
воспитательного, развлекательного
средства в системе «детский сад-школа-среднее профессиональное звено- вуз»[2].
По мнению многих исследователей [4,6,8], в этом возрасте игра интересна тогда, когда она содержит игровое действие, игровую роль, воображаемую ситуацию, правила, когда она двупланова и даёт возможность пережить реальные чувства.
Во внеучебной работе колледжа могут быть использованы различные типы игр. Классификация игр создаёт предпосылки более углублённого изучения их достоинств и недостатков, а это позволяет выявить возможные пути повышения их эффективности. Существует множество классификаций игр (О. С. Газман, Г. А. Ляпина, В. В. Петрусинский). Но наиболее полной является классификация С. А. Шмакова. Любой приведенный вид игр данной классификации может быть использован преподавателем для достижения учебновоспитательных задач. Поэтому можно выделить понятие «педагогическая игра». А.С. Прутченков пишет, что термин «педагогические игры» не обозначает отдельного вида игр, а предполагает их направленность на педагогическую профессию и относит к ним развёрнутые сюжетные игры, короткие ролевые импровизации, психотехнические игры. [9, С.28-43]. Педагогические игры также можно классифицировать. Если они организуются в процессе обучения, то это дидактические игры, если они используются для решения
воспитательных задач, то это творческие педагогические игры. Они могут быть успешно использованы в сочетании с другими видами деятельности.
Применение игры во внеучебной творческой деятельности эффективно тогда, когда совокупность игр носит целенаправленный характер и применяется в системе. Педагогические
творческие игры состоят из различных видов игр. Эффективными во внеучебной работе со студентами колледжа и значимыми с точки зрения процесса воспитания нравственной культуры
являются интеллектуально-творческие и социальные игры, а также игры-
экспромты с нравственной
проблематикой. К интеллектуальным относятся сюжетно-интеллектуальные игры. В психолого-педагогической
литературе эти игры называют
дидактическими, познавательными.
«Данные игры, прежде всего, обращены к интеллекту, к активизации ресурсов детской психики, к развитию всех свойств ума, к совершенствованию мыслительных операций» [13, П1-П2С.]. Это, например, игры-путешествия, переосмысленные телевизионные
интеллектуальные игры. Они не просто развлекают, а заставляют студентов задуматься, увидеть мир по-новому. Воспитательные возможности этих игр определяются содержанием,
вкладываемым в них, а также тем, что в них студент должен проявить себя как исследователь, выявить закономерность, понять сущность выдвигаемой гипотезы, приложить волевое усилие к выполнению интеллектуальной задачи, построить свою деятельность в игре соответственно правилам общения. Студент должен стать конкурентоспособным, а основа конкурентоспособности - знания и умения правильного общения. Таким образом, сюжетно-интеллектуальные игры содержат в себе нравственный потенциал, учат целеустремлённости, ответственному отношению к делу, умению общаться в игре и вне её.
Другая группа интеллектуальных игр, которые использовали мы в своей работе - это игры-упражнения, игры-тренинги. Именно эта группа игр является активным педагогическим средством воспитания. Эти игры показывают студентам уровень их тренированности, степень подготовки, возможности самосовершенствования. Осознавая свои недостатки, студент стремится изменить себя, становится активным воспитателем своего характера. Еще одна группа игр -социальные игры. Это сюжетно-ролевые,
Психолого-педагогические науки •••
деловые. «Ролевая игра - форма моделирования ребёнком прежде всего социальных отношений и свободная импровизация, не подчинённая жёстким правилам, неизменяемым условиям» [13,C. 124].
Немаловажную роль в
экспериментальной работе имела примененная нами деловая игра, которая представляет собой имитационную модель, «которая воссоздаёт условия, содержание, отношения, динамику той или иной деятельности... применяется как средство имитации принятых решений, поведения в искусственно
организованных ситуациях разного плана» [13,С. 138].
Деловые игры, проводимые среди студентов, помогают им найти своё место в коллективе, в обществе, анализировать общение своё и сверстников. Феномен деловой игры состоит в том, что она вбирает в себя особенности других видов игр, например, ролевой, сюжетноинтеллектуальной. Главная её задача -подготовка к определённой жизненной ситуации, к профессиональной
деятельности, к семейной жизни и т.д. На наш взгляд, основой педагогических игр являются социальные и
интеллектуальные. Для воспитания нравственной культуры студентов колледжа и выработки их
профессионального поведения мы обращали внимание в первую очередь на социальные (ролевые и деловые) игры. Важным дополнением к ним является такая разновидность интеллектуальных игр, как игры-тренинги, воздействующие на психическую сферу, дидактические игры, игры-экспромты по нравственной проблематике. Использование в работе педагогических игр предполагала установление взаимосвязи, которая осуществляется через этапы работы.
На начальном этапе мы готовили студентов к игровому взаимодействию, поэтому используемые игры не должны занимать много времени. Они могут быть применены на уроке, на этическом занятии, на вечерах, праздниках, и даже на перемене. Оптимально соответствуют данной задаче игры-упражнения, воздействующие на психическую сферу и
111
игры-экспромты по нравственной проблематике. На данном этапе игра организуется преподавателем. Начальный этап предполагает также использование эмоционально-образных средств
(художественная литература, игра-драматизация, видеофильмы, кино, подготовка творческих миниатюр на материале художественной литературы, видеозаписей и т.д.).
После начального следует игровой этап, в его рамках возможно проведение не только игр, воздействующих на психическую сферу, но и игры, требующей тщательной подготовки со стороны преподавателя.
Это может быть ролевая игра по знакомой всем ситуации. В такой игре не требуется длительной подготовки со стороны студентов. Закрепляет результаты ролевой игры применение деловых игр, имитирующих
профессионально значимую
деятельность. Такие игры могут быть использованы на внеучебных
мероприятиях либо на олимпиадах, конкурсах и т.д. по специальным предметам (экономика, народное художественное творчество, теория игрового общения и т.д.), использование игры в рамках творческой деятельности в кружках и ансамблях. Могут применяться также творческие сюжетно-ролевые игры (КВН, игры-путешествия и т.п.). На данном этапе незаменимым компонентом игры является дискуссия. Она может быть организована и вне игры, но игровая мотивация способствует более яркому проявлению нравственной проблематики.
Независимый этап включает в себя организацию и проведение игр самими студентами. В начале данного этапа студенты организуют игру под руководством педагога, затем
самостоятельно, что не исключает возможности сотрудничества педагогов и студентов. Система внеучебной работы предполагает вначале организацию студентами таких игр, в которых они сами участвовали, затем организацию творческих игр, в которых студенты могут изменить сценарий, роли, корректировать совместно с
112
• ••
Известия ДГПУ, №3, 2013
педагогом и студентами-участниками игры цели и задачи игрового взаимодействия.
Рефлексивный или осмысливаемый этап - это время осмысления приобретённого опыта, когда
преподаватель не проявляет инициативы и может только наблюдать, что не исключает инициативы проведения игры со стороны студентов. Поэтому на старших курсах студенты сами проводят игры, игровые программы, и их деятельность носит общественно ценный характер. Система педагогических творческих игр дает возможность студенту сначала участвовать в игре, затем организовывать игру,
переосмысливая нравственные ценности и приобретенный опыт.
Роль педагога в применении метода игры. Педагог выступает как помощник студентов, который стимулирует, консультирует, корректирует. Студент же анализирует игровую ситуацию, определяет цель, составляет программу-план игры, правила игры, продумывает необходимые атрибуты, выбирает и разрабатывает роль, оформляет
помещение, анализирует игру, подводит итоги. В условиях колледжа данная технология может быть использована, но при этом необходимо применять дифференцированный подход на этапах подготовки и проведения игры.
Использование игры во взаимосвязи с другими приёмами воспитания активизирует ее воспитательные ресурсы. Учитывая специфику колледжа культуры, отметим следующие возможности взаимодействия средств воспитания: игра + учебный труд, игра + общественноценная деятельность, игра +
художественная самодеятельность. Игра и учебный труд являются единым средством воспитания при организации конкурсов по учебному предмету между группами. В данном случае преподаватель может выступать как организатор, консультант, судья и т.д. Составление игрового конкурса и его проведение может стать совместной работой преподавателя и студентов. Игра и учебный труд взаимосвязаны также, если студент самостоятельно составляет
сценарий игры или самостоятельно проводит игру. Самой распространённой формой является участие студента в игре по учебному предмету. Менее распространёнными, но важными формами является изготовление реквизита к игре или помощь при проведении игры. Наиболее
распространённой формой
взаимодействия игры и художественной самодеятельности является участие студентов в игре КВН (в колледже, затем на уровне города), а также в других конкурсах, проводимых в рамках недели кино, недели музыки и т.д. Вторая форма - подготовка и проведение игровых программ. На начальном этапе студенты учатся проводить их в своей группе, затем на практике - с различными группами населения, а также в колледже. Для воспитания нравственной культуры важно то, что, получив такой опыт, студенты старщих курсов проводят игровые программы, вечера, праздники, встречи, концерты для ветеранов, детей-сирот и т.д. Взаимодействие игры и художественной самодеятельности
становится важной частью общественной деятельности. Другим условием использования педагогической игры является правило «заставить играть нельзя, увлечь игрой можно». Ему подчиняются не только студенты, но и преподаватели. Наблюдение за опытом других помогает решиться на использование игр в собственной практике. Но даже в этом случае апробированность и положительная оценка игры одним педагогом не означает слепое копирование другими. Каждая игра должна быть творчески переосмыслена. И только
самостоятельное использование игр даёт возможность изменять их творчески, в соответствии со своим предметом, формой занятий и собственной индивидуальностью.
Таким образом, система внеучебной работы будет эффективна, если цели и задачи процесса воспитания, блока воспитательных дел, конкретного воспитательного дела определены в русле коллективного планирования; единой цели воспитания нравственной культуры
Психолого-педагогические науки
• ••
113
подчинены усилия администрации, классных руководителей, студентов, руководителей художественных
коллективов, руководителей практики и других лиц, принимающих участие во
внеучебной работе колледжа; созданы условия для совместного творчества студентов и педагогов, проявления высоких моральных качеств субъектов педагогического процесса.
Примечания
1. Газман О. С. О понятии детской игры // Игра в педагогическом процессе: Межвузовский сборник научных трудов. Новосибирск, 1989. С. 3-10. 2. Гасанова Д.И. Игровые технологии в формировании саногенного мышления у детей старшего дошкольного возраста // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2010. №9 / 3. Гасанова Д. И. Игра в развитии познавательной сферы. Учебнометодическое пособие. М. : Парнас, 2012. 4. Ильина Т. А. Педагогика. Учеб. пособие для
студентов пед. ин-тов / Т.А.Ильина. М. : Просвещение, 1984. 496 с. 5. Лаптенок С.Д. Система нравственного воспитания (Опыт БССР) / С.Д. Лаптенок. М. : Знание, 1982. 64 с. 6. Марьенко И.С. Нравственное становление личности школьника / И.С.Марьенко. М. : Педагогика, 1985. 103 с. 7. Мудрик А.В. Социализация и «смутное время». М. : Знание, 1991. 78с. 8. Пивченко В.П. Развитие речевой деятельности средствами игры // Игра в педагогическом процессе: Межвузовский сборник научных трудов. Новосибирск: Изд-во ПГПИ, 1989, С.90-97. 9.
Прутченков А.С. Теория и практика игровой технологии экономического воспитания школьников: Автореф. доктора пед. наук. М., 1997. 36 с. 10. Сластенин В.А. Психология и педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.А.Сластенин, В.П.Каширин. М. : Издательский центр «Академия», 2001. 480 с. 11. Соколов А. К вопросу о воспроизводстве русской интеллигенции / А.Соколов, Л.Афанасова // Alma mater. 2001. № 10. С. 10-16. 12. Шемшурина А. И. Основы этической культуры. Книга для учителя: Учебно-методическое пособие. М. : ВЛАДОС, 2001. 112 с 13. Шмаков С. А. Игры учащихся - феномен культуры. М. : Новая шк., 1994. 238 с. 14. Щуркова
H. Е. Половое воспитание. М. : Педагогическое общество России, 2000. 128с.
Notes
I. Gazman O.S. The concept of the children's game // Game in the educational process: the interuniversity collection of scientific works. Novosibirsk, 1989. P. 3-10. 2. Gasanova D.I. Game technologies in developing the sanogenous thinking of senior preschoolers // Proceedings of Dagestan state pedagogical university. Psychological and pedagogical sciences. 2010. № 9. 3. Gasanova D.I. The game in the development of the cognitive sphere. Educational and methodical text-book. M. : Parnas, 2012. 4. Ilyina T. A. Pedagogy. Textbook for students of pedagogical. institutes / ТАПу^. M.: Prosveshchenye, 1984. 496 p. 5. Laptenok S.D. The system of the moral education (Experience of the BSSR) / S.D. Laptenok. M. : Znanie, 1982. 64 p. 6. Maryenko I. S. The moral development of a schoolchild's personality / I. S. Maryenko. M. : Pedagogy, 1985. 103 p. 7. Mudrik A.V. Socialization and “interlunation”. M. : Znanie, 1991. 78 p. 8. Pivchenko V.P. The development of the speech activity by means of the game // The game in the educational process: the interuniversity collection of scientific works. Novosibirsk: Publishing house of PSPI, 1989, P. 90-97. 9. Prutchenkov A.S. The theory and practice of game technology for economic education at schools: Author's abstract of Doc-tor...Pedagogy. M., 1997. 36 p. 10. Slastenin V.A. Pedagogy and Psychology: Textbook for university students. / VA. Slastenin, V.P. Kashirin. M. : “Academia” Publishing centre, 2001. 480 p. 11. Sokolov A. The issue of the reproduction of the Russian intelligentsia / A. Sokolov, L. Afanasova // Alma mater. 2001. № 10. P. 10-16. 12. Shemshurina A. I. Foundations of the ethical culture. Book for teachers: Educational-methodical text-book. M. : VLADOS, 2001. 112 p. 13. Shmakov S.A. Games of pupils as a cultural phenomenon. M. : Novaya Shkola, 1994. 238 p. 14. Shchurkova N.E. Gender education. M. : Pedagogical society of Russia, 2000. 128 p.
Primecpaniya
1. Gazman O. S. O ponjatii detskoj igry // Igra v pedagogicheskom processe: Mezhvuzovskij sbornik nauchnyh trudov. Novosibirsk, 1989. S. 3-10. 2. Gasanova D.I. Igrovye tehnologii v formirovanii sanogennogo myshlenija u detej starshego doshkol'nogo vozrasta // Izvestija DGPU, 2010. № 9/ 3. Gasanova D. I. Igra v razvitii poznavatel'noj sfery. Uchebno-metodicheskoe posobie. M. : Parnas, 2012. 4. Il'ina T. A. Pedagogika. Ucheb. posobie dlja studentov ped. in-tov / T.A.Il'ina. M. : Prosvesh-henie, 1984. 496 s. 5. Laptenok S.D. Sistema nravstvennogo vospitanija (Opyt BSSR) / S.D.Lapten-ok. M. : Znanie, 1982. 64 s. 6. Mar'enko I.S. Nravstvennoe stanovlenie lichnosti shkol'nika / I.S.-Mar'enko. M. : Pedagogika, 1985.103s. 7. Mudrik A.V. Socializacija i «smutnoe vremja». M. : Zn-
anie, 1991. 78 s. 8. Pivchenko V.P. Razvitie rechevoj dejatel'nosti sredstvami igry // Igra v pedago-
114
• ••
Известия ДГПУ, №3, 2013
gicheskom processe: Mezhvuzovskij sbornik nauchnyh trudov. Novosibirsk: Izd-vo PGPI, 1989. S.90-97. 9. Prutchenkov A.S. Teorija i praktika igrovoj tehnologii jekonomicheskogo vospitanija shkol'nikov: Avtoreferat...doktora ped. nauk. M., 1997. 36 s. 10. Slastenin V.A. Psihologija i pedago-gika: Ucheb. posobie dlja stud. vyssh. ucheb. zavedenij / V.A.Slastenin, V.P.Kashirin. M. : Izdatel'skij centr «Akademija», 2001. 480 s. 11. Sokolov A. K voprosu o vosproizvodstve russkoj intelligencii / A.Sokolov, L.Afanasova // Alma mater. 2001. № 10. S. 10-16. 12. Shemshurina A. I. Osnovy
jeticheskoj kul'tury. Kniga dlja uchitelja: Uchebno-metodicheskoe posobie. M. : VLADOS, 2001. 112 s. 13. Shmakov S. A. Igry uchashhihsja - fenomen kul'tury. M. : Novaja shk., 1994. 238 s. 14. Sh-hurkova N.E. Polovoe vospitanie. M. : Pedagogicheskoe obshhestvo Rossii, 2000. 128 s.
Статья поступила в редакцию 05.11.2013 г.
УДК 37
УПРАВЛЕНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ
НА МУНИЦИПАЛЬНОМ УРОВНЕ
© 2°i3 УМалатова З.М.
Дагестанский государственный педагогический университет
В статье дано обоснование необходимости совершенствования управления воспитательной деятельностью на уровне муниципального образования (района, города); для анализа и принятия целенаправленных управленческих решений в этой области предлагается авторский курс, и выделяются целеполагающий, практически-деятельностный и оценочно-аналитический компоненты управления этой деятельностью.
The article proves the necessity of perfection of management of the educational activities at the municipal level (district, city). For analyzing and making management decisions targeted in this sphere she offers the author’s course and highlights alignment, programme and the estimate analytical components of the management of this activity.
Ключевые слова: воспитательная деятельность, муниципальный уровень,
совершенствование управления, авторский курс, управляемая и управляющая подсистемы, компоненты управления.
Keywords: educational activities, municipal level, management improving, author’s course, managed and managing subsystems, control components
В формировании системы управления воспитанием детей все большую значимость приобретает увеличение в образовательных учреждениях
количества работников новых для них специальностей: социальных педагогов, педагогов-психологов, социологов и т.д.
Наряду с этим происходит расширение круга социальных институтов воспитания (школа,
общественные объединения детей, подростков, молодежи; средства
массовой информации; политические партии и общественные движения;
библиотеки и клубы; парки культуры и отдыха и детские санатории; лагеря отдыха и разнообразные досуговые центры; фонды и различные специализированные службы).
Эти институты воспитания
функционально привязаны, прежде всего, к муниципальным (районным,
городским) образованиям. Это обстоятельство требует, чтобы воспитание осуществлялось и
рассматривалось не только на уровне образовательных учреждений, но и во взаимосвязи с социальными,