Научная статья на тему 'ОРГАНИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ ЗАКУПКАМИ И РАБОТЫ С ПОСТАВЩИКАМИ'

ОРГАНИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ ЗАКУПКАМИ И РАБОТЫ С ПОСТАВЩИКАМИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
491
85
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
управление закупками / работа с поставщиками / закупка товаров / услуги.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Духанина Лолита Димитриевна, Изтелеуова Марал Сейтеновна

данной статье описаны основные этапы организации закупочной деятельности в компаниях и рассмотрены особенности управления закупками с использованием метода АВС-анализа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОРГАНИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ ЗАКУПКАМИ И РАБОТЫ С ПОСТАВЩИКАМИ»

ОРГАНИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ ЗАКУПКАМИ И РАБОТЫ С

ПОСТАВЩИКАМИ

1 2 Духанина Л.Д. , Изтелеуова М.С.

1Духанина Лолита Димитриевна - магистрант;

2Изтелеуова Марал Сейтеновна - профессор, образовательная программа: логистика, Школа менеджмента Алматы Менеджмент университет, г. Алматы, Республика Казахстан

Аннотация: в данной статье описаны основные этапы организации закупочной деятельности в компаниях и рассмотрены особенности управления закупками с использованием метода АВС-анализа. Ключевые слова: управление закупками, работа с поставщиками, закупка товаров, услуги.

Приобретение в настоящее время является немыслимой частью как коммерческих, так и некоммерческих компаний. Каждая компания так или иначе осуществляет деятельность посредством закупки товаров, услуг, сырья и расходных материалов, от канцелярских товаров и оборудования для административной работы до закупки высокотехнологичного оборудования, используемого непосредственно в производстве или при оказании услуг клиентам [1, с. 340].

Покупки изначально основаны на решении «сделать или купить». Выбор стоит между двумя альтернативами: производить товары, сырье или комплектующие - самостоятельно или покупать товары, или услуги напрямую у другой компании, которая специализируется на их поставке. Основные причины, по которым аутсорсинг может быть более подходящим:

- более низкие затраты на поставку сторонних материальных ресурсов по сравнению с затратами на собственное производство;

- лучшее качество продукции поставщика, чем в случае собственного производства.

- невозможность производить необходимые запасы собственными силами из-за отсутствия технического оборудования и/или недостаточной квалификации производственного персонала;

- желание компании расширить ассортимент своей продукции;

- потребность в товарно-материальных запасах невелика, и покупка у сторонних компаний экономически выгодна.

Если спрос на материальные товары стабилен и достаточно высок, и, если эти товары или компоненты могут быть произведены с требуемым качеством и с оптимизированными производственными затратами на существующих мощностях, целесообразно производить их собственными силами без обращения к третьим лицам. Если компания решает приобрести определенные товары или комплектующие у специализированных компаний, должны применяться определенные принципы и правила закупок. Одной из основных задач на данном этапе является выбор поставщика. При поиске потенциальных поставщиков организация может использовать такие методы, как приглашение к участию в торгах, исследование рекламных материалов, участие в ярмарках и выставках, переписку и личные контакты с потенциальными поставщиками [2, с. 288].

Управление закупками также известно как процесс от выбора поставщика до покупки (БоигсеЧо-Бййе). Целью этой системы является оценка, выбор и заключение официальных контрактов с поставщиками, а также управление текущими отношениями компании с ними.

Закупки представляют собой сложный процесс, который включают в себя ряд взаимосвязанных действий. Процесс управления закупками включает в себя как оперативную закупку товаров и услуг, так и управление заказами, от выбора поставщика до платежного цикла и сопутствующей документации для обработки счетов поставщика на оплату.

После поиска список потенциальных поставщиков анализируется по набору критериев, позволяющих компании выбрать приемлемых поставщиков. Этих критериев может быть несколько десятков, но в большинстве случаев компании ограничиваются тремя основными критериями: цена, качество поставляемой продукции и надежность поставок, понимаемая как способность поставщика выполнять свои обязательства по срокам поставки, ассортименту, составу, качество и количество поставляемой продукции. В результате получается список конкретных поставщиков, с которыми устанавливаются договорные отношения и осуществляются поставки [3, а 166].

Планирование закупок, помимо задачи выбора поставщиков, является для компании важным критерием оптимизации закупок. Точное планирование объема закупок, сроков отгрузки и номенклатуры продукции позволяет избежать чрезмерного скопления товаров на складе, гарантировать наилучшее движение товаров на складе и организовать непрерывную работу склада, что способствует

рациональному использованию финансовых ресурсов компании, что особенно важно в сложной экономической ситуации для компании и страны в целом.

Основные мероприятия по планированию закупок включают в себя:

- Обработку заказов от существующих клиентов;

- Контроль качества товаров и услуг, предоставляемых клиентам;

- Контроль товаров в пути;

- Инвентаризацию и складской учет;

- Обработку и анализ потребности производственного подразделения.

При планировании и управлении закупками компании необходимо учитывать количество имеющихся запасов. Избыток товарных запасов на складе может негативно сказаться на организации складского процесса и складских операций. С другой стороны, отсутствие складских запасов и нерегулярные поставки товаров и материалов на склад могут привести к задержкам доставки товаров клиентам, потере клиентов и упущенной выгоде [4, с. 224].

Следовательно, необходимо планировать заказы поставщикам и управлять ими с учетом уровней запасов и оборачиваемости запасов. Заказы от производителей и поставщиков должны основываться на системах компании и стоимости запасов.

Это также полезно для классификации запасов и поставщиков, используемых в организации, с использованием анализа ABC. Их можно использовать для разбивки потока материалов внутри компании в соответствии с оборачиваемостью, затратами, долей определенных товаров и/или материалов в общем потоке и т. д. ABC-анализ также можно использовать для ранжирования поставщиков в соответствии с их долей в общем объеме закупок [5, с 932].

ABC-анализ различает три группы поставщиков. Поставщики типа А — это те, с которыми компания зарабатывает около 75% своего дохода. Приблизительно 5% поставщиков имеют этот номер счета. На поставщиков B (в среднем 20%) обычно приходится 20% выручки. На поставщиков C (около 75%) приходится около 5% выручки.

Таким образом, метод ABC-анализа можно использовать для определения поставщиков, которым компания должна уделять больше внимания. Если компания хочет снизить затраты на приобретение, она должна уделять больше внимания поставщикам А, так как тесное сотрудничество с поставщиками А может влиять на 75% оборота с другими поставщиками [6, с. 232].

Список литературы

1. Ступин А. Лучший в мире поставщик, или Как наладить бизнес с крупным международным партнером / Ступин Андрей. М: Альпина Бизнес Букс (Юнайтед Пресс), 2017. 340 c.

2. Бакшт К. Большие контракты / К. Бакшт. М: Книга по Требованию, 2015. 288 c.

3. Бакшт Константин. Большие контракты / Константин Бакшт. М: Студия АРДИС, 2016. 166 c.

4. Баррат Кристофер. Покупки для бизнеса. Что такое снабжение и управление поставками / Кристофер Баррат, Марк Уайтхед. М: Олимп-Бизнес, 2016. 224 c.

5. Бауэрсокс Доналд Дж. Логистика. Интегрированная цепь поставок / Бауэрсокс Доналд Дж. М: Олимп-Бизнес, 2017. 932 c.

6. Белокрылова О.С. Институциональная модернизация рынка бюджетных заказов. Принципы, инструменты, направления / О.С. Белокрылова, С.В. Воропаева. М: Содействие - XXI век, 2014. 232 c.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.