УДК 336.71(47) А.Л. ШЕРСТЯННИКОВ
ББК 65.262.10 аспирант Байкальского государственного университета
экономики и права, г. Иркутск e-mail: sal@alfabank.ru
ОРГАНИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ ВНУТРЕННИМИ ДЕНЕЖНЫМИ ПОТОКАМИ ФИНАНСОВО-ПРОМЫШЛЕННОЙ ГРУППЫ
Проанализирован российский и зарубежный опыт формирования финансово-промышленных групп. Рассмотрена структура денежных потоков внутри ФПГ. Приведена модель системы управления внутренними денежными потоками в финансово-промышленной группе. Описаны цели и задачи внедрения данной системы, а также ее функции. Основной целью внедрения системы управления денежными потоками является повышение эффективности функционирования ФПГ.
Ключевые слова: финансово-промышленная группа, денежные потоки, система управления денежными потоками, повышение эффективности функционирования ФПГ, опыт формирования ФПГ.
Под влиянием изменений, произошедших в мировой и отечественной экономике, в России появились новые формы интеграции организаций. Прежде всего это финансовопромышленные группы и предпринимательские союзы. При создании финансово-промышленных групп реализовываются принципы постепенности и эволюционности их формирования, диверсификации и межотраслевой интеграции производства, сочетания крупных, средних и малых предприятий и организаций, демонополизации производства и перехода к олигопольной конкуренции.
Структура и характер деятельности финансово-промышленных групп в разных странах имеют как сходные черты, так и заметные различия. Эти различия обусловлены конкретными историческими обстоятельствами формирования финансово-промышленных групп в той или иной стране, особенностями законодательного регулирования корпоративных отношений, степенью развития фондового рынка, ролью финансовых организаций и государства в управлении корпоративной собственностью.
Так, для США характерно два основных типа финансово-промышленных групп. В одном случае группы формируются вокруг банков на основе проникновения банковского капитала в промышленность (группы Морганов, Меллонов, «Бэнк оф Америка»).
В другом случае решающую роль играет внедрение промышленных фирм в банковское дело (группа Рокфеллеров, Бостонская группа). Для японских финансово-промышленных групп, в отличие от американских, характерна высокая степень консолидации и цельности. Японские группы являются наиболее древними, некоторые из них начали формироваться еще до XVI в.1 Характерная особенность немецких финансово-промышленных групп состоит в тесной связи банков с промышленными предприятиями.
Формирование финансово-промышленных групп в России стало возможным в результате ряда масштабных преобразований, затрагивающих всю структуру экономики страны, таких как приватизация, акционирование, демонополизация. Опыт показывает, что уже действующие в Российской Федерации финансово-промышленные группы осуществляют крупные инвестиционные проекты, противодействуют спаду производства, способствуют денежной стабилизации. Кроме того, они восполняют недостаток в период перестройки механизмов межотраслевого перераспределения ресурсов. Объединение предприятий и организаций в группу усиливает их внешнеэкономические позиции на мировых рынках, где многие транснациональные корпорации чаще всего организованы как финансово-индустриально-
© А.Л. Шерстянников, 2009
А.Л. ШЕРСТЯННИКОВ
торговые комплексы, обладающие мощным потенциалом.
Эффективными объединениями являются также предпринимательские союзы компаний, образующих кластеры (в переводе с английского — группа, скопление, концентрация) на определенных территориях, что обеспечивает им те или иные конкурентные преимущества. Как показывает зарубежный опыт, когда формируется кластер, входящие в него производства начинают оказывать друг другу взаимную поддержку.
В формировании российских финансовопромышленных групп, в отличие от мировых, можно выявить два основных минуса — это слабая ресурсная база российских банков и недостаточное внимание к управлению внутренними денежными потоками. На рис. 1 приведена упрощенная схема движения внутренних денежных потоков в финансовопромышленной группе.
Рис. 1. Схема движения внутренних денежных потоков в финансово-промышленной группе
Как видно из приведенной на рис. 1 схемы, в рамках финансово-промышленной группы имеется множество внутренних потоков, а именно от банка к членам группы, от членов группы к банку и между членами группы. В реально существующей финансово-промышленной группе структура денежных потоков более сложная. Рассмотрим финансово-промышленную группу «Байкалкредо-банка». Данная группа представляет собой конгломеративную диверсифицированную интегрированную структуру регионального значения, она оформлена в виде мягкой ассоциативной структуры, основанной на внутренних договорных финансовых отношениях. Центральной компанией группы является коммерческий банк «ОАО "КБ "Байкал-кредобанк"». Структура рассматриваемой группы представлена на рис. 2.
Как видно из рис. 2, группа компаний «Байкалкредобанка» является широко ди-
версифицированным объединением. Виды деятельности компаний, входящих в данную группу, широко распространены на многие сферы. В основном это торговля, но в структуре достойное место занимают также издательский бизнес, телевидение, охранная деятельность, туристический бизнес, производство полимеров, добыча руды, перепродажа нефти, строительство, сдача в аренду торговых площадей, общественное питание и др. Но главное — это банковская деятельность центральной компании группы «Байкалкредобанка».
Преимущество финансово-промышленных групп с финансовым центром состоит в том, что банки способны аккумулировать крупные суммы денежных средств и направлять их на финансирование инвестиционных проектов. Поэтому по-настоящему прочными и эффективными могут стать такие финансово-промышленные группы, инициатором создания которых выступит именно крупный коммерческий банк, а не группа промышленных предприятий, пусть даже самых мощных. В данном случае банк — центр группы — можно назвать инвестиционным банком.
Инвестиционный банк — это банк, который организует финансирование инвестиционных проектов группы. Кроме того, банк также способен привлекать иностранные инвестиции в финансово-промышленную группу. Таким образом, наличие в качестве центра группы банковской организации повышает инвестиционную привлекательность и финансовые возможности всей группы в целом благодаря возможности концентрации и привлечения капитала.
Осуществляя любой из видов деятельности, хозяйствующий субъект генерирует денежные потоки, перераспределяет денежные средства, накапливая или расходуя их. В рассматриваемой финансово-промышленной группе совокупный объем денежных поступлений составляет в среднем около 200 млн р. в месяц. Около 15% притока денежных средств обеспечивается за счет центральной компании, 85% поступлений составляет выручка остальных членов группы. В группе наблюдается перераспределение денежных средств между ее членами, а также от центра к остальным членам группы. Объем инвестиций, направляемых центром
Известия ИГЭА. 2009. № 2 (64)
группы на финансирование деятельности ее участников, составляет от 5 до 15 млн р. в месяц в зависимости от масштабности и ресурсоемкости действующих проектов.
В управлении денежными потоками отдельных членов финансово-промышленной группы, а также всей группы в целом заключается основная задача компании — центра группы. В целях управления денежными потоками и риском ликвидности предприятий — членов финансово-промышленной группы представляется целесообразным внедрение специальной системы контроля и управления в банке, являющемся центром группы, а также на предприятиях — членах группы.
Можно выделить следующие особенности механизма регулирования денежных потоков субъекта интегрированного образования: самостоятельность звеньев
корпоративной структуры, их способность генерировать денежные потоки в разрезе многообразия видов деятельности; существование финансово-промышленного образования как целостной системы управления, обусловливающей перераспределение денежных потоков в рамках группы; наличие
единого направления развития объединения, ориентированного на общие цели.
Система управления потоками денежных средств представляет собой процесс принятия решений, основанных на разносторонней оценке деятельности отдельных членов финансово-промышленной группы и группы в целом, направленный на оптимизацию использования денежных средств с целью получения ресурсов, достаточных для погашения обязательств и получения дополнительного дохода.
Система контроля денежных потоков и управления ими должна выполнять три основных функции: контрольную, прогнозную, регулирующую. Контрольная функция позволяет осуществлять полный контроль денежных потоков финансово-промышленной группы через банк, фиксировать объем и динамику поступления и выбытия денежных средств. Прогнозная функция дает возможность составить план движения денежных потоков и предотвратить кассовые разрывы. Регулирующая функция представляет собой один из элементов оперативного управления финансово-промышленной группой со сторо-
Подразделение № 1 Ресторан
' ^
Розничный торговый
центр № 2
Подразделение № 2
Подразделение № 3
Медиаструктура
Телевидение
Торговля нефтепродуктами Торговля сантехникой
Добыча сырья (руды)
Производство полимеров и торговля ими
Прочая торговля
ООО «Бизнес-центр»
Яхт-клуб
АКБ
«Байкалкредобанк»
Розничный торговый центр № 1
Туристическая
фирма
Охранное агентство
Прочие услуги
Рис. 2. Структура группы компаний «Байкалкредобанка»
Известия ИГЭА 2009. № 2 (64)
H.H. НЕУСТРОЕВА
ны финансового центра. Она заключается в регулировании денежных потоков предприятий — членов группы, а также в регулировании структуры капитала данных предприятий.
Система управления денежными потоками финансово-промышленной группы открывает множество возможностей в управлении ею и позволяет: сделать прозрачным механизм управления финансово-промышленной группой; обеспечить составление новой формы управленческой отчетности, обладающей высокой степенью информационности, что особенно важно для учредителей; предотвратить возникновение дефицита денежных средств (отрицательного
остаточного денежного потока); определить направления перераспределения денежных средств от одного члена группы к другому; обеспечить контроль денежных потоков каждого члена группы и группы в целом, что позволяет отслеживать возможный отток капитала из финансово-промышленной группы к сторонним субъектам, а также контроль платежеспособности и финансового состояния группы в целом и каждого ее члена.
Примечание
1 Баландин А. Группы укрупняются или размываются // Япония сегодня. 2005. № 12. С. 6.
УДК 339.142 Н.Н. НЕУСТРОЕВА
ББК 65.9(2)212.4 соискатель
Новосибирского государственного технического университета
e-mail: gulnara2003@ngs.ru
МОДЕЛИ И УСЛОВИЯ ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ ПРИ ВЫБОРЕ ТОРГОВЫМ ПРЕДПРИЯТИЕМ ЦЕНОВОЙ ПОЛИТИКИ
В современной торговой деятельности принимаемые решения касаются большого числа людей и связаны со значительными затратами ресурсов — трудовых, финансовых, энергетических и др., поэтому степень ответственности за последствия принимаемых решений многократно возросла. В статье рассматривается принятие управленческих решений в рамках ценовой политики торгового предприятия с использованием методов теории игр.
Ключевые слова: критерий выбора управленческих решений, теория игр, эластичность спроса, платежная матрица.
Необходимость выбора торговым предприятием образа действия обусловливается существованием противоречий, которые проявляются в виде проблемы. Проблеме свойственны наличие двух состояний — фактического и желаемого — и неясность способов достижения желаемого состояния (цели). У работника торговли имеется некоторое количество альтернативных вариантов решения проблемы, а следовательно, возникает задача выбора. Выбранный вариант решения проблемы приводит к определенным результатам, которые характеризуют степень достижения поставленной цели.
В ходе решения задачи выбора необходимо, с одной стороны, рассмотреть альтернативные варианты решения, а с другой — описать состояние среды, которая
может влиять на результат или активно, сознательно, или пассивно. Такое положение является типичным для торговой практики.
Одной из задач преумножения конкурентных преимуществ торгового предприятия является формирование его ценовой политики. Как известно, одним из мотивов концентрации капитала предприятий выступает снижение уровня издержек, что позволяет увеличить прибыль. Однако может возникнуть и задача противоположного характера, т.е. снижение цен на товары. Это мероприятие торговая организация может осуществлять для достижения как минимум двух целей: либо необходимо реализовать неходовой товар, спрос на который снизился и вряд ли будет расти в обозримой перспективе, а хранение его сопряжено с ростом издержек
© Н.Н. Неустроева, 2009