Научная статья на тему 'Организация управления виртуальным бизнесом на основе облачных технологий'

Организация управления виртуальным бизнесом на основе облачных технологий Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
251
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Организация управления виртуальным бизнесом на основе облачных технологий»

Орлов А.Р.

Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения

ОРГАНИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ ВИРТУАЛЬНЫМ БИЗНЕСОМНА ОСНОВЕ ОБЛАЧНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Современный этап развития коммерческих отношений на потребительском рынке характеризуется увеличивающейся взаимозависимостью производителей и потребителей и ведет к неуклонному перерастанию экономики массового производства в экономику индивидуальных услуг. В этом случае эффективность бизнеса определяется разнообразием и гибкостью предлагаемых на рынок товаров и услуг, опережением спроса и формированием его, т.е. созданием некоего «виртуального продукта», легко подстраиваемого в широких пределах под требования потребителей.

Аналогично «виртуальному продукту» появилось также понятие «виртуального предприятия», представляющего собой организационную структуру, объединяющую разнородные хозяйствующие субъекты, связанные между собой договорными отношениями и единым компьютерно-интегрированным производственным процессом [1], [2]. Отличие от обычной системы кооперированных поставок, появившейся на заре

промышленного производства, когда была решена проблема точности обработки деталей и, следовательно, их взаимозаменяемости, заключается в технологической интеграции и возможности быстрого и гибкого видоизменения выпускаемого продукта в соответствии с требованиями рынка. «Виртуальное предприятие» имеет вид сетевой, жестко информационно связанной организационной структуры, состоящей из пространственно разнесенных неоднородных компонентов, создаваемой путем отбора требующихся организационно-технологических ресурсов различных предприятий и их интеграции для реализации совместного проекта. Такой подход позволяет создать гибкую и динамичную кооперацию, наиболее приспособленную для скорейшего создания новой продукции и ее оперативного вывода на рынок.

Поскольку «виртуальное предприятие» создается для реализации конкретного проекта, продолжительность его существования определяется степенью успешности и длительностью исполнения проекта, а также перспективностью его развития. Так если объединение усилий предприятий направлено на создание privatelabel на основе серийно выпускаемого продукта, продолжительность проекта определяется сроками поставки заказанной партии товара. В противоположность этому, если речь идет о создании наукоемкого инновационного продукта, сроки его реализации, а значит и существования «виртуального предприятия», могут быть достаточно продолжительными.

Устойчивость рассматриваемой структуры также зависит от характера реализуемого продукта: если отношения между предприятиями строятся на основе использования только свободных производственных мощностей производителя, она определяется исключительно себестоимостью производства заказанных изделий и уникальностью оборудования, требуемого для их изготовления. При проведении совместных разработок степень вовлеченности в проект со стороны всех его участников оказывается значительно выше, границы между взаимодействующими предприятиями претерпевают определенное размытие и становятся во многом более прозрачными, хотя этот процесс существенно зависит от стиля корпоративной культуры отдельных предприятий и степени конкурентного давления рынка.

Очевидно, что «виртуальное предприятие», представляющее собой своеобразное метапредприятие (предприятие над предприятиями), требует организации более продвинутой системы управления, поскольку при ориентации на заказчика удовлетворение его основных требований: быстроты выполнения

заказа (minimumtime-to-market) и полноты удовлетворения запросов, в условиях прохождения этого заказа вдоль всей цепи соисполнителей, представляет собой весьма сложную задачу.

В работе [1] в качестве основы для построения системы управления «виртуальным предприятием» было предложено использование многоагентных систем (multi-agentsystem), которые хорошо зарекомендовали себя в сфере сетевых и мобильных технологий, для обеспечения автоматического и динамического баланса нагруженности, расширяемости и способности к самовосстановлению [3] , [4] . В много-

агентных системах (МАС) задачи распределяются между агентами, каждый из которых рассматривается как член группы или организации. Распределение задач предполагает назначение ролей каждому из членов группы, определение меры его ответственности и требований к опыту. Поскольку МАС возникают как объединение отдельных интеллектуальных систем, основанных на знаниях, они могут рассматриваться как системы с распределенным искусственныминтеллектом [1], причем идеология распределенно-го решения задач предполагает, главным образом, разделение знаний и ресурсов между агентами и, в меньшей степени, распределение управления и властных полномочий.

Обычно распределенное решение задач несколькими агентами разбивается на следующие этапы:

• агент-менеджер (центральный орган) проводит декомпозицию исходной проблемы на отдельные задачи ;

• эти задачи распределяются между агентами-исполнителями;

• каждый агент-исполнитель решает свою задачу, подчас также разделяя ее на подзадачи;

• для получения общего результата производится композиция, интеграция частных результатов, соответствующих выделенным задачам.

Центральная идея сети МАС заключается в организации различных взаимосвязей между интеллектуальными коллективными агентами, которые, вообще говоря, не являются постоянными и регулярными, а образуются, развиваются и трансформируются в зависимости от целей отдельных МАС.

Характерные особенности «виртуального предприятия» как открытой, развивающейся сети неоднородных коллективных агентов можно сформулировать следующим образом:

1. Наличие у агентов общих (совместимых) целей, интересов и ценностей, определяющих необходимые условия формирования «виртуального предприятия» и правила принадлежности к нему.

2. Наличие у агентов потребности в дополнительных ресурсах для достижения целей, что приводит к установлению партнерских отношений между ними, в рамках которых осуществляется совместное использование географически распределенных средств и опыта (знаний), а также их быстрое приумножение .

3. Интенсивное использование средств телекоммуникации ввиду пространственной удаленности агентов, эффективное проведение совместной, компьютерно опосредованной, работы партнеров, включающей процессы кооперации и координации, на расстоянии.

4. Формирование автономных виртуальных рабочих групп с гибким распределением и перераспределением функций и ролей агентов, взаимодействующих на расстоянии.

5. Существование многосвязной структуры, предполагающей максимизацию числа горизонтальных связей между агентами в рабочих группах.

6. Максимально широкое распределение полномочий управления, наличие многих центров принятия решений (сотовая сеть).

7. Временный характер, возможность быстрого образования, изменения структуры и расформирования, что обеспечивает реактивность и адаптивность к изменениям среды.

Из всего вышесказанного следует, что основным связующим звеном, обеспечивающим возможность успешной работы «виртуального предприятия», служит телекоммуникационная система, к которой предъявляются жесткие требования: надежности и скорости передачи данных, информационной гибкости для организации телеконференций и иных способов коллективной дистанционной работы, защищенности проектной информации и т.п.

Первым опытом создания «виртуального предприятия» в нашей стране послужило объединение усилий Невского проектно-конструкторского бюро (г. Ленинград) и Черноморского судостроительного завода (г. Николаев) по созданию авианесущих кораблей для ВМФ СССР. Еще в 70-е годы прошлого века, учитывая удаленность предприятий одного от другого и большой объем конструкторской документации по строящимся проектам, между ними была организована закрытая линия связи, по которой пересылались оцифрованные документы. Аналогичный подход часто встречается и в наши дни на более современной технологической базе, использующей возможности Интернет. Однако очень часто информационное взаимодействие ограничивается возможностями электронной почты, не принимая в расчет огромные возможности, предоставляемые Интернет по организации коллективной работы над проектом. Кроме того, игнорируются экономические вопросы организации удаленного взаимодействия, которые, как показывает практика, нельзя сбрасывать со счетов.

Большой шаг в направлении расширения возможностей использования Интернет для организации коллективной работы был сделан в последние годы, когда в обиходе пользователей появился такой инструмент, как «облачные» технологии, которые определяются как технология распределённой обработки данных, в которой компьютерные ресурсы и мощности предоставляются пользователю как Интернетсервис [5]. Термин «облако» появился как метафора, связанная с изображением Интернета на диаграмме компьютерной сети, или как образ сложной инфраструктуры, за которой скрываются все технические детали. Согласно документу IEEE, опубликованному в 2008 году, «облачная обработка данных - это парадигма, в рамках которой информация постоянно хранится на серверах в интернете и временно кэшируется на клиентской стороне, например, на персональных компьютерах, игровых приставках, ноутбуках, смартфонах и т. д.».

Чаще всего «облачные» технологии рассматриваются как конечный продукт, предоставляемый потребителю виде услуг, особенности которых приведены в таблице 1 [б] , [7] . В соответствии со стандартом NIST(NationallnstituteofStandardsandTechnology) «облачная» система может работать в одном из четырех режимов [8]:

• частного «облака» - инфраструктуры, работающей исключительно в интересах какой-либо организации, администрируемой этой организацией или сторонним провайдером и имеющей локальную или пространственно распределенную структуру;

• общественного «облака»-инфраструктуры, поддерживающей взаимодействие нескольких организаций и обеспечивающей единство объединяющих их функций (например, миссии, требований безопасности, общей политики и согласования действий и т. п.);

• публичного «облака»-инфраструктуры, действующей в интересах широкого круга физических и юридических лиц и предоставляющей платные услуги;

• гибридного «облака»-инфраструктуры, образованной двумя или более «облаками» (частными, общественными или публичными), которые сохраняют свою уникальность, но осуществляют взаимодействие на основе стандартизированных или индивидуальных технологий, которые обеспечивают переносимость данных и приложений.

Виды услуг, предоставляемых пользователям «облака» Таблица 1

Название услуги Описание предоставляемой услуги

Platform as a service, PaaS(«Платформакакуслуга») Интегрированная ИТ-платформа для созда-ния, тестирования и поддержки приложений с дистанционным доступом клиента

Softwareasaservice, SaaS(Программное обеспече-ние как услуга») Платный доступ через Интернет к приложе-ниям, размещенным у Провайдера, без опла-ты владения ими

Data as a Service, DaaS («Данныекакуслуга») Предоставление данных по требованию пользователя

Workplace as a Service, WaaS(«Рабочееместокакуслуга») Предоставление виртуализированного рабочего места, частный случай IaaS

Communication as a Service, CaaS(«Комму-никациикакуслуга») В качестве сервисов предоставляются услуги связи - IP-телефония, почтовые услуги, UnifiedCommunications и т.д.

Everything as a Service, EaaS(«Всекакуслуга») Предоставление всевозможных сервисов, удовлетворяющих любые ИТ-потребности

В функции провайдера «облака» входит решение тех же задач, которые характерны для провайдера обычной сети: развертывание, настройка, управление, обеспечение безопасности и секретности. Помимо этого добавляются специфические задачи поддержки бизнеса, обеспечения удаленной работы, а также импорта/экспорта данных и программ.Состав основных предоставляемых провайдером сервисов, доступных «облачным» потребителям,показан на рисунке 1.

Рассмотрим особенности использования «облачных» технологий в инфраструктуре «виртуального предприятия». В этом случае перед нами стоят задачи обеспечения:

• минимальных издержек на поддержание инфраструктуры;

• надежности сохранения базы данных по проекту;

• конфиденциальности информации, как в части отдельных соисполнителей, так и по проекту в целом .

Действующая на сегодняшний день модель «облачных» сервисов ориентирована, как видно из таблицы 1 и рисунка 1, на предоставление широкого круга услуг с использованием исключительно внешних ресурсов. Применительно к «виртуальному предприятию» это не обеспечивает требуемого уровня конфиденциальности, поскольку хранение данных на коммерческих серверах потребует их шифрования с большой длиной ключа, а это может вызвать претензии со стороны надзорных учреждений. С другой стороны, в предложенной концепции весьма привлекательным представляется использование вычислительных, программных и справочных ресурсов «облака» общего пользования. Поэтому для информационной системы «виртуального предприятия» целесообразно использовать гибридную архитектуру, включающую требуемое по числу соисполнителей количество точек доступа frontend- частей архитектуры, видимой контрагентами, т.е. их сети (или отдельные терминалы) и приложения, используемые для доступа в «облако» через интерфейс пользователя, и backend- собственное вычислительное «облако» заказчика, состоящее из компьютеров, серверов и устройств хранения данных.

Рисунок 1 - Основные сервисы, доступные «облачным» потребителям

В случае гибридной архитектуры происходит эффективное администрирование базы данных проекта на сервере заказчика с выделением в ней секторов доступа отдельных соисполнителей. Синхронизация этих секторов с соответствующими базами данных на компьютерах соисполнителей служит дополнительным рычагом повышения надежности сохранения информации. В остальном все стороны проекта пользуются возможностями «облачных» технологий на равных основаниях.

Остановимся теперь кратко на преимуществах использования «облачных» технологий в управлении бизнесом. Помимо общеизвестных удобств, даваемых любой сетевой архитектурой, «облачные» системы управления проектами имеют важные особенности в условиях кризисных сценариев. Дело в том, что «облака» могут гибко «сжиматься» и «разжиматься» вслед за масштабом бизнеса. Прежде всего, это касается поддержания работоспособности системы управления в условиях дефицита средств на текущие расходы. Сокращение финансирования традиционной системы приводит не только к потере производительности, но и к невозможности быстро вернуться к исходному состоянию по мере преодоления кризиса. «Облачные» технологии позволяют осуществить перенос «условно-постоянных» расходов на управление и ИТ в «условно-переменные» и поддерживать их величину, соответствующей экономическому положению бизнеса.

Другим важным преимуществом «облачных» технологий в управлении служит возможность быстрого масштабирования бизнеса при положительной реакции рынка на предлагаемые товары и услуги. Такое масштабирование может параллельно осуществляться как в сфере производства, так и сбыта, позволяя гибко реагировать на запросы рынка практически без каких-либо географических ограничений.

На сегодняшний день доступно огромное количество различных облачных сервисов, предназначенных для решения различных задач. Упомянем лишь некоторые из них:

• Zoho CRM представляет собой CRM-инструмент для отслеживания контактов и сделок с сохранением всей истории взаимодействия с клиентами. Эта программа поддерживает рекламные рассылки по электронной почте, отслеживает посещаемость сайта и контакты с выставок, позволяя полностью управлять отделом продаж;

• GoogleAnalytics - инструмент для анализа посещаемости веб-сайта, позволяющий отслеживать трафик, а также анализировать посетителей по самому широкому спектру критериев. Он дает возможность наблюдать за тем, откуда приходят посетители на сайт, как по нему перемещаются, что является источником информации для повышения эффективности рекламных кампаний на других ресурсах;

• ConstantContact - средство для управления почтовыми рассылками, позволяющее управлять списком рассылки (на основе шаблонов), а также он-лайн службами и маркетинговыми событиями (рассылая приглашения и отслеживая ответы на них);

• InstantPresenter - сервис для организации веб-конференций, позволяющий продвигать бизнес за счет всевозможных он-лайн событий. InstantPresenter поддерживает продвижение через Facebook и Twitter, регистрацию участников и даже оплату их участия через PayPal, предоставляет инструменты для комментирования слайдов в процессе презентаций, сохраняя вебинары и вебкасты для последующего доступа. Сервис включает средства получения обратной связи от участников;

• GoogleApps - набор инструментов для бизнеса, покрывающий широчайший спектр задач, от ведения календаря, до офисных средств совместной работы, причем GoogleApps представляет собой платформу для работы сторонних приложений, за распространение которых отвечает GoogleAppsMarketplace;

• EgnyteHybridCloudSolution представляет собой онлайновый файл сервер и одновременно средство бекапа с локальных компьютеров, за счет возможности создания, так называемого, OfficeLocalCloud,причем это приложение позволяет создавать сеть на основе сетевых устройств хранения и автоматически синхронизировать ее с облаком.

В заключение следует отметить, что появление возможности использования дорогостоящего программного обеспечения и вычислительных ресурсов на арендной основе позволяет пересмотреть устоявшийся подход к расчету издержек на поддержание выполнения проекта и применить оптимизационную методику с критерием, например, производительность / стоимость.

ЛИТЕРАТУРА

1. Орлов, А. Р. Организация продюсерского управления бизнесом //Труды международного симпозиума «Надежность и качество - 2011», т. 1, с. 205-210. Пенза, 2011.

2. Орлов, А. Р.Продюсерское управление - инновационное развитие проектного управления бизнесом // Информационно-управляющие системы, № 4 (53), 2011, с. 84 - 88.

3. Поспелов, Д. А. Многоагентные системы - настоящее и будущее // Информационные технологии и вычислительные системы, № 1, 1998. С. 14 - 21.

4. Тарасов, В. Б. От многоагентных систем к интеллектуальным организациям: философия, психология, информатика / М.: Изд. «Едиториал ЕРСС», 2002. - 352 с.

5. Тарнавский, Г. А. Облачные технологии в компьютерном моделировании научных и инженерных задач // Программные продукты и системы, № 2, 2011. С. 39 - 45.

6. Степаненко, В. «Облачная» обработка данных - миф и реальность? // Сети и бизнес, № б (55), 2010. С. 15 - 23.

7. The NIST Definition of Cloud Computing (Draft). NIST Special Publication 800-145 (Draft) /National Institute of Standards and Technology Gaithersburg, MD 20899-8930, January 2011. 7 p.

8. NIST Cloud Computing Reference Architecture /National Institute of Standards and Technology Gaithersburg, March 2011. 26 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.